Русская живопись конца XIX - начала XX века. Русская живопись конца XIX — начала XX веков

Искусство начала 19-го века связано с эпохой общественного подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года и антикрепостническим движением, приведшим в 1825 году к восстанию декабристов.

В области художественной культуры данного периода наблюдалась сравнительно быстрая смена направлений: классицизм уступает место романтизму , а романтизм на пути своего развития встречается с усиливавшимся реализмом в искусстве. Правда, это проявилось, в основном, в живописи. Если художники 18-го века стремились к реализму в передаче индивидуальной неповторимости личности, то в 19-м веке они стали изображать и то, что было ценным, что их волновало в общественной жизни.

Во второй четверти 19-го века в Европе в большинстве стран уже утвердился капитилизм, а в России все еще продолжался распад феодально-крепостнической системы. Однако, и в Европе и в России этот период характерен подъемом бурной общественной жизни - в Европе это прежде всего Великая французская революция и ее последствия, а в России нарастающая борьба против крепостничества , особенно после неудачи восстания декабристов.

В этот период классицизм, который главенствовал в стенах Академии художеств , исчерпал свое прогрессивное значение. В 1829 году Академия была подчинена ведомству императорского двора, поэтому она стала проводником казенно-официальных взглядов . Стремясь упрочить свои позиции в искусстве, профессура Академии пыталась освоить отдельные приемы, характерные для романтизма. Таким образом, сложился метод академического романтизма, который был призван создавать идеальную, возвышенную красоту, далекую от реальной повседневной жизни.

В противовес акдемическому искусству в первой половине 19-го века начинает складываться в России другое искусство, которое стали называть критический реализм . Художники начали открыто, не прибегая к условной форме евангельсих сюжетов, обнажать пороки современного им общества, основоположником русского критического реализма в живописи по праву считается Павел Федотов.

Вторая половина 19-го века в России отмечена новым подъемом освободительной борьбы за лучшую жизнь. Руководящее место в общественном движении заняла интеллигенция. Отменено крепостное право, но жизнь не стала от этого легче.

В этот период усиливается значение искусства, в частности, живопись, которая считалась мощным средством воспитания людей. В конце первой половины 19-го века начало работать Московское училище живописи, ваяния и зодчества , которое теперь стало играть огромную роль в обществе, как проводник демократических путей. Здесь сразу же пустила корни венециановская педагогическая система, основанная на пристальном изучении окружающей жизни. Свою роль сыграло и то, что Училище находилось в стороне от столицы, как бы в гуще народной жизни. Наиболее выдающимся из воспитанников Училища был В.Г.Перов

Искусство в период 2-й половины отличается высокой идейностью, страстной заинтересованностью в решении наболевших общественных вопросов, его народным характером. Служение народу стало одной из основных целей передовых русских художников. Впервые в истории русского искусства жизнь трудового народа стала главной темой произведений демократических художников. Народ изображается не со стороны, а как бы изнутри. Художники, ставшие защитниками народа, сами многие вышедшие из народа, заговорили о его угнетенности, тяжелой жизни и бесправии. Эти социально-критические настроения проникли и в классы Академии художеств: в 1861 году ее выпускник В.Якоби исполнил полотно "Привал арестантов" . А в 1864 году шумный успех имела картина К.Флавицкого "Княжна Тараканова ", которая посвящена таинственной узнице Петропавловской крепости, считавшейся дочерью Елизаветы Петровны.

Несмотря на все эти изменения в общественной жизни России, Петербургская Академия художеств продолжала отстаивать далекое от жизни, отвлеченное академическое искусство. Высшим родом живописи по-прежнему считалась историческая живопись преимущественно на мифологические и религиозные сюжеты. В результате этого передовые художники, не желающие соглашаться с отсталыми принципами Академии, вступили в конфликт со старой системой преподавания, который вылился в открытый "бунт 14-и" художников. Выпускники, возглавляемые художником Крамским, отказались исполнять дипломную работу на заданную им мифологическую тему. Они требовали свободы в выборе темы. Совет Академии отказал выпускникам в их просьбе, тогда они в знак протеста вышли из Академии, отказавшись от диплома.

По выходе из Академии 9 ноября 1863 года протестанты организовали Артель художников. Инициатором всего дела был Иван Николаевич Крамской. Члены Артели сняли квартиру и поселились сообща. Хозяйство вела жена Крамского. Вскоре Артель завоевала признание. Ее часто называли "Академией Крамского" . Каждый четверг, по вечерам в артельной мастерской собирались живописцы и литераторы. На этих вечерах обсуждались волнующие вопросы политики, общественной жизни, искусства, - все это способствовало воспитанию художественной молодежи, сплочения художественных сил.

Артель просуществовала около 7 лет и в 1870 году распалась. На смену Артели пришло новое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок.

Очень важное место в искусстве 19-го века занимает деятельность П.М.Третьякова, который проявил себя настоящим гражданином России, начав собрание русской живописи и скульптуры, начиная с древности. Он тратил все свои деньги на приобретение картин, и поддерживал часто деньгами бедных талантливых художников.

Главной областью русской живописи второй половины 19-го века стал бытовой жанр. Ведущей по-прежнему оставалась крестьянская тема. Передвижники изображали народную жизнь, показывая социальный конфликт между господствующими и угнетенными сословиями русского общества.Продолжались обличительные традиции в живописи. Большое место занимает детская тема.

Во IIполовине 19-го века в русском изобразительном искусстве произошла реформа, согласно которой мифологическая, религиозная тематика стала уступать место изображению реальным историческим событиям. Начало этой реформы положил русский художник Ге Н.Н.

В русском пейзаже II половины 19-го века развертывается острая борьба за утверждение национальной темы. Замечательные художники Саврасов, Шишкин, Левитан и другие порывают в эти годы с традициями "идеализированного", "приглаженного" , далекого от жизни, в основном, итальянского и французского, академического пейзажа и обращаются к изображению природы родной страны. Утверждение Чернышевского "Прекрасное есть жизнь" нашло горячий отклик в среде мастеров пейзажной живописи. Представляя природу в ее повседневном, естественном облике, художники-передвижники показывали в ней широкую поэзию и красоту.

Во 2-й половине 20-го века в русской живописи выделились несколько особенно ярких, мощных, талантливых живописцев, мастеров исторической живописи - это И.Репин, В.Сурикрв, В.Васнецов.

Русское искусство на рубеже 19-го - 20-го веков складывалось в условиях революционного настроения. В среду творческой интеллигенции проникали упаднические взгляды, пессимизм. В обществе изменились эстетические ценности. В поисках своего пути в искусстве многие художники стали объединяться в различные художесственные организации - объединения.

В 1903 году многие художники-реалисты объединились в "Союз русских художников", где продолжили традиции передвижников, писали правдивые, реалистические произведения. Замечательными художниками этого периода были Серов, Врубель, Нестеров, Рябушкин и пр.

  • ‹ Назад

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746- 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798-1863). В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе (1819-1877) и Жан Милле (1814-1875). Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре внимания были повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в их творчестве появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Сами за себя говорят названия картин: «Дробильщики камня», «Вязальщицы», «Собиратели колосьев».

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812. Теодор Жерико (1791-1824). Первый художник романтического направления. На картине выражена романтика наполеоновской эпохи

Курбе впервые применил понятие реализм. Цель своего творчества он определил так: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство».

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression - впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.

В вагоне третьего класса, 1862. О. Домье (1808-1879). Один из наиболее оригинальных художников своего времени. Бальзак сравнивал его с Микеланджело.
Однако известность Домье принесла его политическая карикатура. «В вагоне третьего класса» представлен неидеализированный образ рабочего класса

Читающая женщина. К. Коро (1796-1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.

Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840-1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму

Иа Орана Мария. П. Гоген (1848-1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля

Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму - революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают

Как и поэзия, живопись этого времени полна тревожных и смутных предчувствий. В этой связи весьма характерно творчество талантливого французского художника-символиста Одилона Редона (1840-1916). Его нашумевший в 80-е гг. рисунок «Паук» - зловещее предзнаменование первой мировой войны. Паук изображен с жутким человеческим лицом. Его щупальцы в движении, агрессивны. Зрителя не покидает ощущение надвигающейся катастрофы.

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Вплоть до конца XIX в. господствующим направлением в музыке был романтизм. У его истоков стоит гигантская фигура Бетховена. Людвиг вон Бетховен (1770- 1827) с уважением относился к классическому наследию XVIII в. Если и вносил изменения в сложившиеся правила музыкального искусства, то делал это осторожно, стараясь не обидеть своих предшественников. Этим он отличался от многих поэтов-романтиков, которые часто ниспровергали всех и вся. Бетховен был столь гениален, что, даже будучи глухим, мог создавать бессмертные произведения. Его знаменитые Девятая симфония и «Лунная соната» обогатили сокровищницу музыкального искусства.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям - Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.

Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне

В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше - Фредерик Шопен, в Венгрии - Ференц Лист, в Италии - Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии - Бедржих Сметана, в Норвегии - Эдвард Григ, в России - Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.

С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем - вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера - традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений - вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.

Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 -1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823-1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре. Вплоть до 60-х гг. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Например, здание парламента в Лондоне. В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Для него были характерны извилистые плавные очертания зданий, помещений, деталей интерьера. В начале XX в. возникло еще одно направление - модернизм. Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. Именно этот стиль отразил суть индустриальной цивилизации и в наибольшей степени связан с нашим временем.

По своему настроению европейское искусство конца XIX - начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего... на мой взгляд, гораздо интереснее»,- сказал Винсент Ван Гог. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата. Современники не признавали в нем никаких достоинств. Когда Ван Гог умер, за гробом шло лишь несколько человек. Всего два-три десятка человек в Европе могли по достоинству оценить его искусство, которое великий художник адресовал будущему. Но прошли годы. В XX в. к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. За полотна Ван Гога теперь платили колоссальные суммы. Так, например, картина «Подсолнухи» на аукционе была продана за рекордную сумму 39,9 млн долларов. Но и это достижение было перекрыто картиной «Ирисы», проданной за 53,9 млн долларов.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

На одном из этапов своего развития человек откинул цель действовать только ради функциональности, удобства и начал уделять внимание красоте. Так появилось искусство - то, что скрашивает обыденность жизни, вызывает эмоции и хранит в себе целые столетия. Искусство - это способ передавать историю через поколения.

Среди большого количества ветвей каждый жанр отличается своими особенностями и нюансами, способами вызывать впечатления, самобытностью и независимостью. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. Она охватывает много стилей и направлений, что позволяет говорить о живописи как о безграничном источнике вдохновения и глубоких эмоций. Глядя на картину, каждый находит в ней что-то свое, подмечает мелочи, в которые, возможно, автор и не закладывал какого-то смысла. В этом и есть ценность визуального искусства.

Картины 19 века, наравне с современными, способны вызывать самые разнообразные, часто противоречащие эмоции, которые ударяют по мозгу и переворачивают обычный смысл вещей.

Живопись 19 века

Конец 18 - начало 19 века отражается в истории как преобладание высокого классицизма во всех видах искусства, в том числе и в живописи. Это период наполнен желанием художников передать в своих творениях романтичность, неповторимость, индивидуальность прекрасного. Картины 19 века - это то, что заставляет приковать свой взгляд к каждому мазку и восхищаться им как частью большого, живого полотна. Это время снова открыло миру красоту портрета, его способность показать не только индивидуальные качества изображенного человека и новые техники в живописи, но и часть самого художника, то, как он видит мир.

Также картины 19 века наполнены градацией двух близких по оттенку цветов, что прибавляло картинам жизнь, реальность. Позже, в 50-х годах, возвышенность и романтичность картин переменилась на отображение жизни без преувеличений и прикрас - на реализм. Но всё же, несмотря на общие тенденции, художники писали то, что видели, что чувствовали и что хотели передать. Рамки времени популярного жанра или приоритетной техники не влияли на них, ведь творческого человека, мастера своего дела сложно втиснуть в определенный формат.

Картины Ивана Айвазовского

Если сказать только два слова - «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями. Каждая его картина - это картина мира 19 века, где корабли борются со стихиями, где свет и тьма находят свой контраст в каждом уголке жизни, где чувства льются через край, словно последний день уже настал.

Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» - это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне, и стать его неотъемлемой частью. Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты. Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие.

Карл Брюллов и его творения

Русские картины 19 века - это собрание прекраснейших произведений большого количества мастеров, среди которых особенной любовью к искусству выделяется Карл Брюллов. Получив от отца умение ценить прекрасное, Карл еще с детства далеко обогнал в мастерстве многих своих однокашников. В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Масло, акварель, сепия или рисунок - его картины отображали неугасаемый интерес автора ко всем граням искусства.

Брюллов, вдохновленный работами лучших мастеров всех времен, умел передавать пластичность, особое чувство формы и индивидуальное понимание живописи. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи.

Виктор Васнецов и его картины 19 века

С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Этот художник был заметит своей страстью к народному фольклору, историческим и сказочным сюжетам, значимости национальной истории. «Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» - все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс.

В картинах Васнецова важна сцена, сюжет, а цвет при этом играет хоть и второстепенную, но необычайно важную роль, ведь именно благодаря точному подбору красок и сладостному трепету, одухотворенной красоте изображенного его картины способны наполнять душу приятным теплом и восхищением.

Живопись Архипа Куинджи

Простое, но волнующее; казалось, нетребовательное, но впечатляющее - таким является искусство 19 века. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени. Отсутствие сюжета в его произведениях должно было снизить их ценность и отнимать тот восторженный интерес, с которым на них смотрят, но всё равно эти картины цепляют и уносят в далекие глубины сознания.

Всё дело в цвете. То, с какой наполненностью Архип Куинджи передает простоту окружающего, не позволяет не восхищаться его работами. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» - всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира.

Мир глазами Исаака Левитана

Все картины художников 19 века по-своему волнующие и трогающие, и свое место среди них занимают работы Исаака Левитана. В рамках одного полотна художник отображал множество оттенков, благодаря которым достигалась особенная чувственность его картин.

Художник страстно любил жизнь и все её грани. Его работы - это простые и, на первый взгляд, непритязательные пейзажи, такие как «Над вечным покоем», «Лесистый берег», но именно в их лаконичности прячется эмоциональная выразительность.

Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики.

Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета . Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета , картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека,природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих картинах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства 19 века. Достижения и завоевания живописи 19 века, в котором себя проявили отечественные художники имеют огромное значение и уникальную ценность в изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками на всегда обогатили русскую культуру.

Знаменитые художники 19 века

(1782-1836) Великолепно и тонко прописанные портреты художника Кипренского принесли ему славу и истинное признание среди современников. Его работы Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет мальчика Челищева , Голицина А. М. 1809 г. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др.

В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов и состояния души. Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время.

Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

(1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды Соренто. Среди них заметны картины Окрестности Сорренто. Вечер , Новый Рим "Замок святого ангела", Набережная Мерджеллина в Неаполе, Большая гавань на острове Капри и др.

Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу.

Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академию художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию.

(1776-1857) Замечательный русский художник, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые работы картины: Кружевница , также Портрет Пушкина А. С. , гравера Е.О. Скотникова, Старик - нищий, отличающаяся легким колоритом Портрет сына художника. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка, данные работы особо привлекли внимание современников. 1846 г.

Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, его творчество особо отражено в 20-е 30-е годы, что принесло ему знаменитость.

Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения.

(1780-1847) Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, Его знаменитые портрет Жница, картина > Жнецы , Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и другие. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно , которая обратила на себя внимание императора Александра 1, его тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником.

Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур.

По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.

(1799-1852) Мастер исторической живописи, егокартина Последний день Помпеи в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства вулкана Везувия. Картина произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Он мастерски пишет светские картины, Всадница и портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова.

Его картины и портреты сложены из контрастов света и тени. . Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой.

Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П.Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н.Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.

(1806-1858) Великолепный мастер исторического жанра. Около двух десятков лет Иванов трудился над своей главной картиной Явление Христа народу , подчеркивая свое страстное желание изобразить пришествию на землю Иисуса Христа. На начальном этапе это картины Аполлон, Гиацинт и Кипарис 1831-1833 г, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г.

За свою недолгую жизнь Иванов создал множество живописных работ, для каждой картины пишет множество этюдов пейзажей, портретов. Вернулся на родину в 1858 году, где скончался от болезни.

Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество великого художника оставило неизгладимый след своего мастерства для потомков.

(1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического реализма в бытовом жанре. Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г.,

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2017
Русская живопись конца XIX и начала XX века.
Обзор. Часть 1
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно­
историческим содержанием. Это было время, когда, по определению В. И. Ленина,
начиналась «буря», «движение самих масс», - новый, пролетарский этап русского
освободительного движения, ознаменованный тремя революциями, последняя из
которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в
истории России и в истории всего человечества. Но путь, приведший к Октябрьской
революции, был смутным путем.
Конец XIX и первые годы XX века явились, с одной стороны, временем жестокой
политической реакции, подавления всякой свободной мысли; с другой стороны, это
время начала организованной борьбы рабочего класса, распространения марксизма в
России, время, когда Ленин закладывал основы марксистской революционной рабочей
партии.
Именно в эти годы начался новый общественный подъем, который шел под знаком
подготовки первой русской революции.
Близился первый натиск народной бури. Центр мирового революционного движения
переместился в Россию.
Усиление освободительного движения отразилось на всех областях общественной
жизни. Дальнейшее развитие получила и русская демократическая культура,
вдохновленная благородными освободительными и патриотическими идеями. Новых
блестящих успехов достигли наука, литература, искусство.
В 1890­х годах продолжали работать крупнейшие мастера, начавшие свой путь в
предшествующий период, - Репин, Суриков, Шишкин, Васнецов, Антокольский и
другие.
Передовые художники, верные своему народу, тесно связанные с его жизнью, они не
остались в стороне от общего подъема. Новые прогрессивные общественные идеалы
нашли живейший отклик в их творчестве и позволили им обогатить сокровищницу
русской культуры новыми замечательными произведениями.
Продолжая лучшие демократические традиции национальной школы искусства, эти
выдающиеся мастера развивали их дальше в соответствии с новыми требованиями
времени. Они чутко воспринимали и средствами своего искусства отражали вновь
возникавшие общественные проблемы, связанные с пробуждением народных сил,
выдвигали новые темы и образы, вносили в свои произведения новое содержание.

Так, уже в девяностые годы наше искусство обогащается рядом произведений,
отмеченных принципиально новыми чертами. Это полотна монументального,
героического стиля, в которых с огромной мощью воплощены типические образы
народных героев и выражены национальные патриотические идеи - гордость землею
русскою и русским народом, его славным прошлым и его великой исторической ролью.
Таковы «Богатыри» (1881 - 1898) В. Васнецова и «Запорожцы» (1878-1891) Репина,
«Покорение Сибири» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) Сурикова;
картины эти проникнуты убеждением художников в том, что историю творят не
отдельные личности, а народная масса, что именно народ является героем и
совершителем исторических подвигов. О народном подвиге рассказывает и В. В.
Верещагин в большой серии исторических полотен на тему Отечественной войны 1812
года (1889-1900), где Наполеону и его армии противопоставлен русский народ,
поднявшийся на борьбу за свою национальную независимость. Одна из картин серии,
называющаяся «Не замай, дай подойти...» (1895), изображает засаду крестьян­партизан,
тех простых и безвестных патриотов, чьими руками был нанесен смертельный удар
иноземным захватчикам.
Все эти произведения объединены одним чувством, одной идеей, которая лежит в их
основе, - идеей прославления родины, народа. Многоликая народная масса предстает
в них уже не угнетенной и забитой: это сама народная стихия, которая поднялась на
великие дела и, полная богатырской мощи и нравственной силы, вершит судьбы своей
родины.
К названным картинам примыкают монументальные, создающие величественный образ
русской природы сибирские и уральские пейзажи А. Васнецова и некоторые поздние
работы И. Шишкина («Корабельная роща», 1898), статуя «Ермак» М. Антокольского
(1891) и другие.
Понятно, что только в стране, где назревала народная революция, где, свидетельствуя о
пробуждении народных масс к борьбе, кипело «великое народное море,
взволновавшееся до самых глубин» - тема народа могла быть так поставлена в
искусстве и получить такое решение. Чутко улавливая эти дальние раскаты
приближающейся революционной бури, передовые русские художники испытывали все
большую уверенность в силе народа и черпали в этой уверенности свой общественный
оптимизм, который придал совершенно новую окраску их творческому мироощущению.
Демократы по своим убеждениям, тесно связанные с народом, зоркие наблюдатели
жизни, эти мастера русского искусства глубоко ощущали биение пульса
современности, и если сами они порой и не сознавали связи между содержанием их
произведений и этой современностью, она все же получала отражение и в полотнах на
историческую тему, и даже - в известном смысле - в пейзажах. То было
предчувствие каких­то больших перемен, то самое ожидание великой грозы, которое
выразил А. П. Чехов словами одного из своих персонажей: «Пришло время,
надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже

близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду,
гнилую скуку...»
Более прямое и непосредственное отражение новый этап социальной борьбы нашел в
творчестве другой группы художников, которые обратились к сценам из жизни
пролетариата и беднейшего крестьянства; это их кисти принадлежат первые картины
классовых боев в городе и деревне на подступах к первой русской революции, это они
отразили в своих произведениях и события 1905 года.
Продолжая передвижническую традицию, художники из так называемого младшего
поколения передвижников - С. Коровин, С. Иванов, А. Архипов, Н. Касаткин и другие
- правдиво освещали жизнь русской деревни в пору, предшествовавшую революции
1905 года. Глубокое знание народной жизни, душевное сострадание к бедствиям и
лишениям деревенской бедноты помогли им создать произведения, преисполненные
большой: жизненной правды и острого социального звучания.
Так, в картине С. Коровина «На миру» (1893) впервые в нашей живописи показан
острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке
крестьянин­бедняк, бывший крепостной, разоренный реформами, тщетно пытается
добиться справедливого решения дела в свою пользу; помещик, которому никто не
смеет перечить, издевательски хохочет над ним...
С. Иванов свои первые картины посвятил крестьянам­переселенцам. С суровой
правдивостью рисует он страшную судьбу бедняков, которых голод сгоняет с их
нищенских наделов и заставляет скитаться по стране в поисках куска хлеба. Отчаянное
положение переселенцев, смерть переселенцев в степи, арестанты в остроге, беглые
каторжники - таковы сюжеты его картин. Но вскоре С. Иванов начинает видеть и
другое - начало революционного брожения, все шире охватывающего народные низы.
Художник изображает агитатора­народника,
тайно раздающего крестьянам
нелегальную литературу; зарисовывает студенческие волнения в Московском
университете. Ему же принадлежат первые в русской живописи изображения
крестьянского бунта («Бунт в деревне», 1889) и классовой борьбы пролетариата:
«Бегство директора с фабрики во время стачки» (конец 1880­х гг.) и «Забастовка»
(1903). Естественно, что С. Иванов впоследствии оказался среди тех художников,
которые в памятные дни 1905 года запечатлели события первой русской революции.
В традициях передвижников­бытописателей работал и А. Е. Архипов - превосходный
живописец, виртуозно владевший манерой широкого, сочного, колоритного письма.
Архипов в своих картинах из жизни беднейшего крестьянства трактовал эту тему с
большой проникновенностью и теплотой («На Волге», 1888-1889; «По реке Оке»,
1889; «Лед прошел»,
1894-1895). Безрадостная доля трудящихся женщин - таково содержание картины
«Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895-1896). Картину Архипова «Прачки»
(конец 1890­х гг.), раз увидев, трудно забыть, с такой впечатляющей силой обрисованы

им образы женщин­работниц, измученных непосильным трудом в трущобах
капиталистического города. Явственно звучит здесь голос протеста художника­
демократа.
Особое место в русском искусстве занимает творчество Н. А. Касаткина.
В своих произведениях этот художник охватил целую полосу в жизни русского
рабочего класса, вплоть до первых его боев против самодержавия в декабре 1905 года.
Для того чтобы глубоко ознакомиться с жизнью рабочих, Касаткин в течение семи лет
ездил на донецкие шахты, собирал здесь этюдный материал, накапливал впечатления.
Это дало ему возможность полно и разносторонне, с большой художественной силой
отобразить жизнь и труд шахтеров. Но не только темы каторжного труда углекопов, не
только бедственное положение тяжко эксплуатируемого трудового люда составляют
содержание картин Касаткина. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на
некоторые этюды горняков, например, на знаменитую «Шахтерку» (1894) или на
«Шахтера­вагонетчика» (1894); написанные суровыми красками рабочие, в их жалких
рубищах, покрытых угольной пылью, для художника прежде всего - люди, люди
волевые, полные силы духа, несломленного человеческого достоинства. Центральная
картина этой серии «Углекопы. Смена» (1895) отражает возрастающую мощь
российского пролетариата; прямая угроза поработителям видна в горящем взгляде
главного героя картины - чернобородого великана­забойщика. В картине «Тяжело»
(1892) выведен молодой рабочий, посвятивший себя революционной борьбе за право
своего класса; этому произведению сам художник первоначально дал название
«Буревестник». Недаром, когда заводчик С. Морозов приобрел эту картину Касаткина
для своей коллекции, другой капиталист упрекал его в поддержке такого рода
искусства: «Что вы делаете? Подсекаете сук, на котором сидите». Такая оценка
наглядно показывает, какое революционизирующее влияние имели подобные
произведения.
Для Касаткина вполне закономерным было обращение во время первой русской
революции к темам вооруженной борьбы рабочего класса.
Рядом с этими мастерами, хотя и несколько особняком от них, работал крупнейший из
русских реалистов начала XX века - В. А. Серов. Подобно И. Е. Репину, учеником и
продолжателем которого он являлся, Серов вошел в историю русского искусства как
художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытавший свои
силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения
принадлежат области портрета.
Целая эпоха заключена в созданной им портретной галерее его современников.
Ранние произведения Серова восьмидесятых годов - «Девочка с персиками» (1887) и
«Девушка, освещенная солнцем» (1888) - напоены солнечным, светлым восприятием
мира, это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости
жизни. С годами искусство художника становится все более суровым и строгим, жизнь

раскрывается перед ним в ее противоречиях, в социальных контрастах. Но хотя правда
нередко оказывается горькой - Серов не изменяет ей никогда. Непоколебимая
правдивость убежденного реалиста, неумолимая верность глаза и руки не покидают
Серова и тогда,
когда ему приходится портретировать представителей
господствующих классов (а по их заказам художнику пришлось работать немало); им
всем он дает в своих портретах самые беспощадные характеристики. Художник М. В.
Нестеров так говорил об отношениях Серова и его заказчиков: «Он издевался над ними
кистью. Не постигаю, как они этого сами не замечали! Удивляюсь, как они принимали
от него эти портреты!»
Серов раскрывает наглую самоуверенность и грубость промышленников и банкиров,
пустоту и бездушие наряженных в меха и бриллианты дам высшего света, внутреннее
ничтожество сановной аристократии... Своими портретами, разоблачающими истинную
сущность всех этих Морозовых, Гиршманов, князей Голицыных и Юсуповых, художник
выносил суровый приговор старому, уходящему миру. Всем этим «сильным мира сего»
он противопоставлял образы простых людей из народа («Баба с лошадью») и образы
прогрессивных деятелей русской культуры - тех, чьими именами и сегодня гордится
наша страна: Станиславский, Ермолова, Репин, Чехов, Шаляпин - вот люди, на
стороне которых громадное уважение и искренняя любовь художника. Уже накануне
самой революции, в 1904 году, Серов создал сильный, романтически приподнятый
портрет Максима Горького; художник выразил этим свою горячую симпатию к тому
новому миру, представителем которого был великий Буревестник революции.
Говоря о новом этапе развития русского искусства, необходимо отметить, что развитие
и углубление реализма в нем шло не только путем расширения тематики и обращения к
новым явлениям действительности, но также и по пути расширения и обогащения
художественных средств отражения этой действительности. Об этом свидетельствуют
монументальные формы и мощное письмо картин Репина и Сурикова, особая острота
характеристики человека в портретах Серова, пронизанная светом и воздухом
живописная ткань поздних пейзажей Левитана. О том же свидетельствует и творчество
мастеров более скромного масштаба - плеяды выступивших в это время пейзажистов,
продолжателей славной традиции русского пейзажа второй половины XIX века. Эти
художники - С. Виноградов, С. Жуковский, А. Рылов, К. Юон, И. Грабарь, Л.
Туржанский, В. Бялыницкий­Бируля и другие - стремились выражать свежесть и
трепетность непосредственного ощущения природы, те тонкие оттенки настроения,
которые она пробуждает в человеке. Свои поэтические чувства - то энергичные,
бодрые, мажорные, то задумчиво­лирические - они передают характерной широкой,
обобщенной, сочной живописной манерой, не противоречащей выражению во всей
полноте творческой индивидуальности художника.
Здесь же, конечно, не может быть обойден молчанием и Константин Коровин:
прекрасный живописец и тончайший колорист, пейзажист, портретист и мастер
театрально­декорационного искусства, он оставил неизгладимый след в развитии

русской художественной культуры. «Живопись Коровина - писал К. Ф. Юон,-
образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались
все краски мира».
Кроме названных художников, еще целый ряд мастеров, работавших в различных
жанрах, вносил новую, свежую струю в развитие русского искусства этой поры: тонкий
и своеобразный исторический живописец А. П. Рябушкин; ученик И. Е. Репина,
жанрист и блестящий портретист Б. М. Кустодиев; пейзажист и анималист А. С.
Степанов; скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, И. Я. Гинцбург... Перечень
можно было бы продолжить.
... Грянул 1905 год.
Начало революционной бури воодушевило многих передовых художников. Следуя
чувству гражданского долга, они взялись за кисть и карандаш для того, чтобы
запечатлеть взволновавшие их события.
Пользуясь растерянностью и временным ослаблением царской цензуры, развернули
активную деятельность художники­графики. Один за другим возникали политические
журналы: «Пулемет», «Жало», «Жупел», «Зритель», «Адская почта» и другие. В них
видное место занимала обличительная графика, политическая карикатура. В острых,
доходчивых рисунках художники высмеивали самого царя и его министров, гневно
клеймили царских палачей - организаторов черносотенных погромов, душителей
революции. Атмосфера общественного подъема увлекла даже таких художников,
которые были раньше далеки от политики. В сатирических журналах работали В. А.
Серов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев и другие.
С большим воодушевлением обратились к революционной тематике и живописцы.
Старейший передвижник В. Маковский и молодой ученик Репина И. Бродский
запечатлели расстрел 9 января и похороны жертв Кровавого воскресенья.
Много и упорно работал в октябрьские и декабрьские дни 1905 года С. Иванов,
делавший зарисовки и эскизы во время митингов, на улицах и площадях восставшей
Москвы. В драматической, остро скомпонованной и лаконично написанной картине
«Расстрел» он изобразил расправу царских войск над безоружной толпой. Другая его
картина изображает приезд карательного отряда в деревню.
Рядом эскизов откликнулся на революционные события и Репин («Красные похороны»,
«У царской виселицы» и другие). Вера в светлое будущее народа не покидала
замечательного художника даже после поражения первой русской революции. «Я верю,
что еще Россия будет жить разумно и весело, когда сбросит с себя бюрократическое
иго, так долго злокачественным раком мертвящее самодеятельность способнейшего
народа» - писал Репин в одном из своих поздних писем.
Огромное впечатление произвели события 1905 года на В. А. Серова. Он зарисовал все
то, чему сам был очевидцем: расстрел солдатами шествия рабочих, похороны

Баумана... Впечатления эти он обобщил в картине, на которой изображен разгон
демонстрации отрядом казаков; болью и горькой иронией звучит название этой
картины: «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Возмущение Серова
преступными действиями царского правительства вылилось в ядовитейшую карикатуру
на царя Николая Кровавого. В знак протеста против расправы царских войск над
питерскими рабочими Серов демонстративно вышел из состава Академии художеств,
так как ее президентом был тот самый великий князь, который командовал расстрелом
9 января. Позже на приглашение писать портреты членов царской семьи Серов ответил:
«В этом доме я больше не работаю». Немало гражданского мужества требовали от
художника такие шаги!
К 1905 году относится большая серия картин и эскизов, начатая Н. А. Касаткиным. Им
была задумана своего рода художественная летопись революционных событий. О
содержании этих произведений, полных пафоса борьбы, выразительно говорят их
названия: «9 января», «Утро похорон Баумана». «Последний путь шпиона», «Призыв к
восстанию», «Восстание Москвы», «Атака завода работницами». Замечателен в этой
серии портретный этюд «Рабочий­боевик» - образ, овеянный романтикой
баррикадных боев.
Очень интересным художником этого времени был Лукиан Попов, в произведениях
которого также выведены образы революционеров. Особенно важна его картина «В
деревне»; здесь изображено крестьянское восстание, возглавленное молодым рабочим
(картина носила и другое, видимо, запрещенное цензурой название: «Вставай,
подымайся!»).
Образы, выведенные художниками в произведениях периода первой русской
революции, особенно в картинах Н. Касаткина («Рабочий­боевик») и Л. Попова
(«Вставай, подымайся!», «Социалист»), перекликаются с образами бессмертной
повести М. Горького «Мать».
Все это показывает, что под влиянием революционной бури 1905- 1907 годов
передовые русские художники создали немало произведений, явившихся новым ценным
вкладом в русское искусство.
Правда, многие из их работ так и остались эскизами, этюдами, беглыми зарисовками.
Перейти к разработке обобщающих завершенных картин художникам помешало
поражение революции и наступление реакции.
Подобно всем лучшим русским людям, мастера искусства тяжело восприняли разгром
революции. На неопределенный срок отодвинулись надежды на обновление общества,
на устранение старого несправедливого порядка и установление нового строя. Чувства
боли и разочарования наложили отпечаток и на их произведения. Такова, например,
последняя большая картина В.И.Сурикова «Степан Разин» (1907). Все характерно здесь
- и сама тема, взятая из истории крестьянских движений на Руси, и решение этой

темы: грозный атаман изображен погруженным в тяжкую думу, словно в предчувствии
трагического конца своего дела.
Годы реакции тяжело отразились на судьбе русского искусства, значительно ослабили
нараставшие в нем прогрессивные тенденции, привели его к глубокому кризису. Одни
художники резко сократили свою творческую деятельность, другие отошли от
общественно­заостренной тематики к живописи малозначительной, безыдейной.
Наступление политической и идеологической реакции обусловило развитие в искусстве
различных упадочных, формалистических течений.
И в предыдущий период реалистическое направление отнюдь не легким путем, не без
суровой борьбы одерживало свои победы.
если учесть,
Сложность обстановки в русском искусстве второй половины XIX и начала XX века
только тогда становится понятной,
что реалистическому,
демократическому искусству приходилось вести непрерывную борьбу с враждебными
реализму течениями, которые пользовались сильной поддержкой господствующих
классов. В середине второй половины XIX века таким течением был академизм, против
которого выступали тогда художники­шестидесятники и передвижники. В конце века с
обострением общественно­политической обстановки в России более напряженной стала
и борьба в искусстве. В противовес передовому, реалистическому высокоидейному
искусству возникло искусство, стремившееся уйти от этой «беспокойной» жизни,
отвернуться от актуальных и значительных вопросов современности. Начиная с 1890­х
годов стали распространяться упадочные, так называемые декадентские течения, в
большой мере подражавшие реакционным зарубежным направлениям - символизму и
модернизму.
Влияние этих упадочных течений наложило свою печать на творчество даже многих
крупных деятелей искусства, каким, например, был один из самых ярких и
своеобразных русских художников предреволюционной поры, многогранный мастер
громадных, но далеко не в полной мере реализованных возможностей, М. А. Врубель.
Поражающие мощью фантазии, необычайной эмоциональной силой, неподражаемым
колоритом, образы Врубеля, часто обращавшегося к мотивам фольклора, народного
эпоса («Пан», «Царевна Волхова», «Богатырь», «Русалки») или литературы («Царевна­
Лебедь», «Пророк», «Демон»), стремившегося к решению средствами изобразительного
искусства глубоких общефилософских и моральных проблем, выявляют в то же время
трагическую противоречивость исканий художника, не сумевшего найти в окружающей
его действительности ответа на мучившие его вопросы.
В творчестве другого выдающегося мастера - К. Коровина - отрицательно сказалось
влияние импрессионизма, помешав ему создать произведения масштабные, большого
общественного звучания, которые позволили бы еще шире, глубже и всестороннее
раскрыться его блестящему дарованию.

Ряд художников, вступивших на путь отхода от демократических традиций,
группировался вокруг журнала «Мир искусства». Многие из них придерживались
эстетских взглядов на искусство. Отворачиваясь от живой действительности, они
черпали свои мотивы из далекого прошлого, обращаясь к эпизодам из придворного
быта XVIII века, изображаемого, однако же, часто не без иронической улыбки. То было
болезненно утонченное искусство, уводившее в узкий мирок дворцовых парков,
дворянских усадеб, арлекинов и маркиз, кринолинов и пудреных париков. Теоретики
этой группы утверждали, что цель искусства вовсе не в отражении жизни, не в
служении народу, что оно существует само по себе и должно быть «искусством для
искусства», предметом наслаждения для немногих избранных знатоков и ценителей,
жаждущих укрыться от «неприятной» действительности.
И хотя многим участникам «Мира искусства» удалось, преодолевая односторонность и
ущербность подобных взглядов, создать немало ценного в художественном отношении,
а ряд художников, в творчестве которых оказалась сильна здоровая реалистическая
основа, впоследствии вошел в советское искусство и плодотворно работал в нем (Е. Е.
Лансере, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова­Лебедева и другие), - все же объективно
деятельность «Мира искусства», особенно критико­публицистичеекая, противоречила
демократическим традициям русского искусства.
В начале XX века, со вступлением России в период империализма, кризис буржуазной
культуры и искусства непрерывно углублялся; однако в русской живописи имелись еще
силы, способные противостоять декадентскому поветрию. Серов, Суриков, Касаткин и
другие художники­реалисты прочно удерживали свои позиции в искусстве.
Передовые художники, писатели, общественные деятели энергично боролись против
распространения вредных упадочных теорий, против искусства декаданса и модерна.
В эти и последующие годы великий Ленин опубликовал гениальные труды, имеющие
основополагающее значение для развития марксистско­ленинской эстетики
(«Материализм и эмпириокритицизм», статья «Партийная организация и партийная
литература», статья о Л. Толстом и другие).
С рядом выдающихся работ выступил Г. В. Плеханов. В них он отстаивал неразрывную
связь искусства с общественной жизнью, ратовал за идейное, реалистическое искусство,
отвечающее интересам пролетарской борьбы. Большое значение имели статьи М.
Горького, направленные против декадентских явлений в литературе и искусстве. До
последних дней своей жизни выступал против упадочного искусства страстный
защитник реализма В. В. Стасов; названия его статей - «Нищие духом», «Подворье
прокаженных» - показывают, как резко и непримиримо клеймил он своих
противников.
Поражение первой русской революции изменило обстановку и соотношение сил на
фронте искусства.

Когда революция шла на подъем, передовые художники черпали в демократическом
подъеме общества силы, чтобы противостоять разлагающему влиянию буржуазно­
помещичьей «культуры». Но после подавления революции, в обстановке реакции, когда
значительная часть интеллигенции отвернулась от революции, многие художники
отошли от своих прежних идеалов. Художественная молодежь все больше поддавалась
активной пропаганде всевозможных зарубежных модных направлений, «теоретики»
которых всячески поносили русское классическое искусство (и в первую очередь
передвижников), восхваляли новейшую живопись буржуазного Запада и призывали
ориентироваться только на нее, отбрасывая наследие передового демократического
искусства.
Русское искусство наводнили различные формалистические течения. Художественная
жизнь 1910­х годов представляла собой пеструю картину борьбы многочисленных, то
возникавших, то распадавшихся, то более устойчивых, то эфемерных, но всегда
чрезвычайно напористых и крикливых художественных группировок. По сути дела
произведения всевозможных лучистое, футуристов, супрематистов и прочих так
называемых левых, чье «новаторство» принимало подчас самые дикие и нелепые
формы, не имели какой­либо художественной ценности и были, как небо от земли,
далеки от подлинного искусства.
Однако на протяжении десятилетия между первой русской революцией и октябрем
1917 года работали и такие художники, которые, не складывая своего оружия,
поддерживали традиции реализма.
Сохранились в эти годы хотя и сильно поредевшие кадры тех художников­реалистов,
которые и во время господства формализма продолжали развивать традиций
демократического русского искусства (Н. Касаткин, В. Бакшеев, А. Рылов, А.
Архипов, В. Мешков, С. Малютин, К. Юон, И. Бродский, Н. Андреев, С. Коненков и
другие). Все они продолжали успешно работать и после революции, став виднейшими
мастерами советского изобразительного искусства. Они явились как бы живым
связующим звеном между нашим дореволюционным реалистическим искусством и
советской живописью.
Товарищество передвижных выставок, правда, утратившее былое значение, все же
продолжало существовать и в это время, и даже в первые годы после Великой
Октябрьской революции. Интересно отметить, что предпоследняя, 47­я выставка
передвижников в 1922 году послужила базой для организации АХРР (Ассоциация
художников революционной России) - первого объединения советских художников­
реалистов. Показательно также, что первыми, кому Советское правительство
присвоило высокое звание Народного художника Республики, были три передвижника
- Касаткин, Архипов и Поленов.
Но советское искусство связано с русской реалистической школой XIX и начала XX
века не только этим. Их неразрывная связь определяется тем, что ранее советское
искусство наследует и развивает лучшие традиции русского классического искусства,

поднимает их на новую высоту. Без плодотворного критического освоения и развития
этих традиций советское искусство не могло бы столь успешно двигаться вперед,
правда во многом это движение было «по инерции». Беззаветная любовь к Родине и
родному народу, готовность отдать все силы борьбе за его светлое будущее, глубокая
идейность при высоком реалистическом художественном мастерстве, подлинная
народность и гуманизм - таковы важнейшие из этих прекрасных традиций, завещанных
нам русской национальной школой живописи.