Русская художественная культура xix века. Художественная культура первой половины XIX века

На рубеже XVII - XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств. Стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России - Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие определили лицо культуры этого времени.

Русское искусство первой четверти XVIII века характеризуется развитием архитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVII века - 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица - Петербург, который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670-1734) сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко. Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М. Г. Земцов (1686-1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка - Аничков дворец на Невском проспекте); И. К. Коробов (1700- 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла"); П. М. Еропкин (1698-1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени - В. В. Растрелли (1700-1771). Его создания - Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышностью; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Применяется интенсивная расцветка зданий. Внутри - анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используются деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие - С. И. Чевакинский (1713 - вторая половина 1770-х годов; Никольский военно-морской собор), Д. В. Ухтомский (1719-1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и другие постройки в Москве).

Вторая половина XVIII века в русском искусстве связана с распространением классицизма. В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764-1788 гг.), которое возводят А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В. И. Баженова (1737-1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве); М. Ф. Казакова (1738 - 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и другие), И. Е. Старова (1745 - 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж. Кваренги (1744-1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одно из лучших созданий - Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч. Камерон (1740-1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, усадьба "Останкино" строится при участии крепостного мастера П. И. Аргунова. Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки - Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Особенной выразительностью отличается скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б. К. Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение - конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в

1745-1746 годах, он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 году по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником", создает Э. М. Фальконе (1716-1791). Петр I показан как законодатель и преобразователь России. О и изображен на вздыбленном коне над дикой скалой-пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А. С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял па дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Ф. И. Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф. И. Шубин (174 -1805) - по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина - портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А. М. Голицина, портрет П. А. Румянцева- Задунайского и другие. Особенно выразительны бюст М. В. Ломоносова, лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; а также бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера.

Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М. И. Козловский (1753-1802) работал, в историческом жанре, используя в русле классицизма, античные образы и традиции. Его композиции: "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне"; знаменитая статуя в Петергофе - "Самсон, раздирающий пасть льва" (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен полководец в античных доспехах и шлеме в образе бога войны Марса. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века - Никитин и Матвеев.

И. Н. Никитин (около 1685 - не ранее 1742) - один из первых петровских пенсионеров. Он овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В портретах художника нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Мастер неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ - "Петр I на смертном одре" - одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода - "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" - А. Матвеев (1701-1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи* Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них - "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII века творит замечательный мастер И. Я. Вишняков (1699 - 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и другие) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова - в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей - семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью. Значительное достижение Вишнякова - портреты детей Фермор, особенно Сары Фермор. Это парадный портрет, но в нем - поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во второй половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т. к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М. В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописи - А. П. Лосенко (1737-1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и другие. Самые значительные картины - "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г. И. Угрюмов (1754 - 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самое значительное полотно - "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во второй половине XVIII века особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф. С. Рокотов (1735/36-1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В. И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В. Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н. Е. Струйской, Е. Н. Орловой, В. Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.

Д. Г. Левицкий (1735-1822) родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий - мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним - план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" - воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечательны портреты архитектора Львова и его жены М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное со здание художника - портрет Екатерины II в духе оды Державин; "Фелица".

Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

B. Л. Боровиковский (1757-1825) родился в Миргороде, і юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближаете с Левицким; пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историк; Н. М. Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, полной мечтательности и легкой грусти. Портрет отличается мягкостью и внутренней гармонией. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А. Б. Куракина, Г. Р. Державина, Д. П. Трощинского и других.

Во второй половине XVIII века становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

C. Ф. Щедрин (1745-1804) - мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф. Я. Алексеев (1753/54-1824) изображал виды Москвы Воронежа, Херсона. Особенно он прославился строгими и стройными картинами с изображением Петербурга: набережные Невы грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок" "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" другие). Художник изобразил панораму столицы в серебристо сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И. Фирсов ("Юный живописец"), М. Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII века начинается развитие новой русской литературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII веке творят выдающиеся мастера слова: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII веков явился Феофан Прокопович (1681-1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир". Под влиянием этого мастера формировался А. Д. Кантемир (1708-1744), который в своих произведениях обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и других. Он написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М. В. Ломоносов (1711-1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т. д. Ломоносов - автор "Российской грамматики". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В. К. Тредиаковским (1703-1769) и Ломоносовым *258 ("Письмо о правилах российского стихотворства").

*258: {Силлабо-тоническая система (от греч. syllabi - слог, tonos - ударение) основана на четком чередовании ударных и безударных слогов, Размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Терминология взята из античного стихосложения.}

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр - оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), труды Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода - "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, пауку. В своих произведениях он обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М. В. Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" - высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

Оказав большое влияние на развитие русской культуры, этот выдающийся деятель вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Значительным явлением в русской литературе явился А. П. Сумароков (1717-1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, утвердившие за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я. Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е годы появляется русская повествовательная проза: Ф. А. Эмин (1735-1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М. Д. Чулков (1743-1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие.

Вторая половина XVIII веке - период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н. И. Новикова (1744-1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И. А. Крылов (1769-1844), издавал журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром издания книг становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество - "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII века новое развитие получает комедия. Яркий драматург этого периода - Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор комедий "Бригадир" и "Недоросль", по словам Гоголя, "первой истинно общественной комедии".

Ведущий поэт второй половины XVIII века - Г. Р. Державин (1743-1816). Он воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), запечатлел образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г. Р. Державина имела для становления таланта А. С. Пушкина.

С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма. Пути развития сентименталистской прозы определил Н. М. Карамзин (1766-1826), автор повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А. Н. Радищев (1749-1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

Главной темой литературы Московской Руси стала борьба с иноземными захватчиками. «Житие Александра Невского » - поэтическое описание его ратных подвигов, величия патриотического духа всего народа. «Сказание о граде Китеже » - красивая и грустная сказка о том, как город после гибели его защитников стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка возникает его отражение в озере Светлояре, и при этом слышен звон колоколов. Сколько таких городков и сегодня отражается в светлых водах северных озер, а сколько действительно кануло навеки. На эту тему написана не менее красивая, столь же русская опера Н. Римского-Корсакова. В жанре исторической повести написана в концеXIVвека рязанцемСафонием «Задонщина », воспевающая победу Дмитрия Донского в Куликовой битве.

Характерно, что ранее в большинстве литературных произведений не обозначался автор. Но уже на рубеже XIV-XVвеков писатели называют не только свои имена (Епифаний Премудрый ,Пахомий Серб ), но и причины, побудившие их взяться за перо. С большим интересом описываются не только исторические события, но и внутренний мир их героев. «Плетение словес» теперь уже считалось признаком вкуса и образованности автора.

Получила развитие литература путешествий , повествующая о «хождениях» не только паломников», но и купцов. В «Хождении за три моря » описывается путешествие (1466-1472) тверского купцаАфанасия Никитина в Индию, доставившее сведения о хозяйстве, обычаях, религии этой далекой страны, открывшейся теперь в России. Еще одно популярное сочинение, «Хождение Трифона Коробейникова на Восток», появилось уже вXVIвеке. Художественное описание стран Востока дали также участники московского посольства 1558-1561 гг. во главе с купцом В. Поздняковым в Афон, Иерусалим и Египет. Из произведенийXVIвека следует отметить также работы публициста дворянинаИвана Пересветова «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче», сочиненияАндрея Курбского («История о великом князе Московском», переписка с Иваном Грозным), а также уже упоминаемые «Степенную Книгу » и «Домострой ».

Особое место в культуре Московской Руси занимают архитектура иживопись . Архитектурными памятникамиXIV-XVIвв. и сегодня любуются жители и гости Москвы, Новгорода, Пскова, Рязани, Тулы, Серпухова и других старинных городов. А в те века они были и их архитектурным ядром, центром политической и духовной жизни, символами красоты и величия земли русской.

В XIVвеке наиболее прекрасные архитектурные сооружения создавались в Новгороде. В традиции домонгольского зодчества здесь сумели вдохнуть свежую струю. Выражением этих поисков стали церковьСпаса на Ковалеве (1345),церковь Успения на Волотовом поле (1352, разрушена во время Великой Отечественной войны), церковьФедора Стратилата на Ручье (1360-61), церковьСпаса Преображения на Ильине (1374). Теперь уже храмы украшаются декоративными нишами и крестами. Замечательными памятниками новгородского гражданского строительства являются белокаменныйКремль (заложен в 1302 г., затем перестраивался), один из самых прекрасных, удивительно русский,Грановитая палата (1433) для заседаний совета господ и приемов.

Памятник архитектуры XIV-XVвеков - вся центральная частьПскова , представляющая собой крепость, внутри которой находились вXVвеке 22 церкви, суровые и строгие обликом, без каких-либо украшений. ВXVIвеке здесь был возведен и Кремль, обнесенный стеной в 9 км.

В начале XVвека были построеныУспенские соборы вКоломне иЗвенигороде ,Рождественский собор Саввино-Сторожевого монастыря близЗвенигорода ,Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря иСпасский собор Андроникова монастыря вМоскве . СXIVпоXVIIвв. строился и перестраивалсяМосковский Кремль (вXIVвеке он называлсяДетинцем ).

Кремли вообще занимали особое место в облике и жизни древнерусских городов. Включая дворцовые, церковные и оборонительные сооружения, обнесенные мощными стенами и стоящие на возвышении, кремли были построены, кроме Новгорода, Пскова и Москвы, также в Коломне, Смоленске, Рязани, Туле, Серпухове, Зарайске , позже Нижнем Новгороде иКазани . Драгоценным камнем и символом возрождения русского народа сталМосковский Кремль . Он начал строиться еще в концеXIVвека по указу князяДмитрия Ивановича (Донского). В 1365 г. были построены белокаменныйсобор Чуда архангела Михаила и храмБлаговещения , затем возведены крепостные стены. В концеXVвека, при ИванеIII, началась перестройка Московского Кремля, в которой, кроме отечественных мастеров, приняли участие знаменитые итальянские архитекторы, специалисты в области фортификацииП. А. Солари, Марк Фрязин (Марко Руффо),Алевизий Новый . В концеXVвека были укреплены стены и возведена первая башня,Тайницкая (под ней был тайный ход к Москве-реке). Затем число башен было доведено до двадцати, а протяженность стен - до нынешнего размера - 2235 м.

Стали перестраиваться и соборы Кремля. В связи с особой ролью Москвы именно там должен был находиться самый большой собор России. Такая задача Иваном IIIбыла поставлена в 1475 г. перед итальянцемАристотелем Фиораванти , до этого с блеском выполнившим заказы миланского герцога, папы римского и венгерского короля. Успенский собор Московского Кремля, взяв за образец одноименный во Владимире, сохранил утонченность и изысканность, присущую владимирской архитектуре, лаконизм и строгость новгородской и новации итальянского Возрождения. Строился он уже на основе строгих математических расчетов, с особыми известковыми растворами и совершенной выделкой кирпича. Пятиглавый собор символизировал единство и могущество Москвы, а вместе с тем «была та церковь вельми чудна величеством и высотой, светлостью и звонкостью, какой прежде не бывало на Руси, отроче Владимирской церкви, а мастер - Аристотель. Восхищался им и суровый Иосиф Волоцкий, сравнив Успенский собор Московского Кремля с «зеленым небом, сияющим, как великое солнце посреди земли русской». В новую главную святыню Руси были перевезены из Владимира наиболее знаменитые иконы, включаяВладимирскую Богоматерь , здесь венчались на царство Иван Грозный и НиколайII.

Рядом с Успенским московские мастера сотворили Благовещенский собор (1484-1489) ицерковь Ризоположения (1484-85), а в 1505-1508 гг.Алоизий Новый возвелАрхангельский собор , в стиле светского дворца «палаццо». Оставшись единственным в этом роде, он стал усыпальней всех московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты. В то же время была построенаГрановитая палата (Марк Фрязин П. А. Солари), названная так благодаря отделке из белого граненого камня. Архитектурным же центром Московского кремля стала столпообразнаяколокольня Иоанна Лествичника (Ивана Великого , 1505-1508, надстроена в 1600). В 1555-61 гг., в честь победы над казанским ханством, было сотворено чудо русской архитектуры,Собор Василия Блаженного (первоначально -Покрова, что на рву, а уже затем он получил имя любимого народом юродивого). АрхитекторыБарма иПостник осмелились сделать не 7 приделов (по числу святых в дни казанского похода), а 9, «по своему разумению».

Новации проявились и в строительстве шатровых храмов, среди которых подлинным чудом явилсяхрам Вознесения в селеКоломенском (ныне в черте Москвы). Высокие каменные шатры несли в себе воспоминания о деревянном зодчестве, вместе с тем воплощая новое ощущение силы государства и торжества духа. В 1535-38 гг. в Москве была возведена вторая линия укреплений -Китай-город (арх. Петрок Малый), а с 1585 г. - третья -Белый город (ныне - Бульварное кольцо, арх. Федор Конь, он же - строитель Смоленского кремля). В концеXVIвека были построены и деревянные стены наЗемляном валу (нынешнее Садовое кольцо), последняя линия Московских укреплений. Когда в 1591 г. татарский хан еще раз подступился к Москве, то и он был поражен ее красотой и величием, которые стали образцом для всей Руси.

Русские архитекторы все более прибегали к математике, они же изобрели вышки-копры для бурения скважин. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в северном Соловецком монастыре, славном своей суровой красотой и мощными стенами. Десятки озер соединились на Соловках, каналами, острова - дамбами. Весь Соловецкий архипелаг представляет собой выдающийся исторический и архитектурно-художественный памятник.

Храмы, как правило, украшались фресками, мозаикой, иконами. К числу памятников монументальной живописи XIVвека относятся фрески собораСнетогорского монастыря вПскове 1313 года. Они предвосхищают знаменитые новгородские росписи. В Новгороде были созданы наиболее значительные произведения русскогоизобразительного искусства XIVвека. Это вполне объяснимо: не отказываясь от претензий на политическое лидерство, Новгород оставался еще и культурной столицей. Замечательные фрески украшали церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Успения на Волотовом поле, а в 1374 г. сюда переехал, после многолетних скитаний по Византии и КрымуФеофан Грек (ок. 1340 - после 1405). Гений, которому стало тесно в рамках византийских канонов, именно на Руси нашел себя (что вполне символично), и не случайно он считается русским живописцем. Фрески и иконы Феофана предвосхищают Микеланджело своей монументальностью, экспрессией, поражают сила духа и драматическая выразительность, индивидуальность его образов. Грозные фигуры святых, с красно-коричневыми острыми лицами, эскизно написанными руками у Феофана подобны фантастическим призракам, не имеющими ни реального объема, ни материальной тяжести. Это позволяет сравнить его еще с одним великим европейцем, жившим вовсе на два века позже - Эль Греко. Характерно, что именно в новгородский период своего творчества Феофан особенно проявил себя смелым новатором, бунтарем, по существу, первым экспрессионистом в мировой живописи. После переезда Феофана в Москву его живопись становится значительно мягче, уравновешенней.

В Новгороде Феофан расписал (в 1378) церковь Спаса на Ильинке. Церковь сохранилась, а вот фрески - лишь фрагментарно и прокопченными: здесь была устроена в 1942 г. огневая точка артиллерии (не хочется уточнять, какой стороной). Почти не сохранились и фрески Феофана в Москве, где он расписал церковь Рождества Богородицы (1395-96) и Архангельский собор (1399) в Кремле. В Кремле вместе со старцем Прохором из Городца он расписал также (в 1405 г.) церковь Благовещенского собора. Сохранилась часть двухметрового иконостаса. Больше повезло иконам Феофана Грека, в том числе поразительнойБогоматери Донской . Лик ее просветлен, она смиренна и спокойна, как и ее младенец, божья матерь понимает неизбежность жертвы так же, как воины, идущие на смертный бой ради спасения Отечества. На обратной стороне иконы изображено «Успение Богоматери».

В те же годы, что и Феофан, в Москве творил другой гениальный живописец, совершенно иной творческой манеры, Андрей Рублев (1360/70-ок. 1430). Он переехал в Москву из Троице-Сергиева монастыря, где много лет общался с Сергием Радонежским, что наложило неизгладимый отпечаток на него как человека и художника. Общался он и с Феофаном и даже принял участие в его росписи Благовещенского собора в 1405 г. Обретая свою творческую манеру, Рублев стремился к тому, чтобы икона выполняла не только культовое назначение, но также этическое и эстетическое. Высокий гуманизм Рублева вместе с тем имел глубоко русское воплощение, по существу, именно Рублев был первым подлинно русским живописцем.

В 1392 г. умер Сергей Радонежский, и в честь этого события была создана самая знаменитая икона Андрея Рублева, «Троица», предназначенная им для иконостаса Троицкого Собора (ныне она хранится в Третьяковской галерее). В «Житии Сергия» Епифания Премудрого говорится, что тот строил храм Троицы, «дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Ту же задачу ставил перед своей «Троицей» Андрей Рублев, выразив в ней спокойную, отрешенную созерцательность, умиротворенную грусть, просветленное восприятие человека и его места в мире. Гармония и поэзия «Троицы» подчеркиваются и круговой композицией, символизирующей единство, покой и совершенство, и необычным сочетанием ярких цветов. К другим замечательным произведением Рублева относятся «Страшный суд», «Звенигородский чин», «Архангел Гавриил». В Спасе из «Чина», апостоле Павле из фрески Успенского собора во Владимире (созданной вместе с Даниилом Черным) выразители общечеловеческих идеалов изображены с русскими чертами лица - сознательно или подсознательно.

Имена Феофана Грека и Андрея Рублева открывали «золотой век русской живописи », который, начавшись на рубежеXIV-XVвеков, продолжался действительно целое столетие. Завершается он еще одной крупнейшей фигурой,Дионисия (ок. 1440-1502/3), который, развивая традиции Рублева, дополнял их своей необычной фантазией. Особенно отчетливо творческая манера Дионисия проявилась в его последней работе (1500-1502), фрескахСобора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в северном Белозерском крае. Сохранились практически полностью все 25 композиций на тему Богородицы («Похвала» и «Акафист» Богородице, «Собор Богородицы»). Влияние северной природы сказалось в выборе нежных, бледных цветовых полутонов - бирюзового, бледно-зеленого, светло-розового. Фоном же избран ярко-лазурный, на котором видны светлые горки и тонкие деревца, а также фигуры воинов-защитников русской земли.

Дионисий создал также икону «Богоматерь Одигитрия » из иконостаса Рождественского собора, иконы и росписи Пафнутьевско-Боровского монастыря под Москвой, фрески Успенского собора в Кремле (вместе с учениками). Особо замечательна одна из немногих сохранившихся фресок - «Поклонение волхвов». Здесь религиозный сюжет наполнен удивительно живыми, земными людьми, что также говорит о переменах, прошедших в духовной атмосфере в течениеXVвека. Дионисию принадлежат также изображение деяний митрополитов Петра и Алексия.

Уже в XVIвеке (Собор 1553-1554 гг.) было разрешено изображать на иконах также царей, князей, исторические события («бытийное письмо»). В галерее Благовещенского собора появились даже, наряду с византийскими императорами и русскими князьями, портреты античных поэтов и мыслителей - Гомера, Аристотеля, Вергилия, правда, уже в костюмахXVIвека.

К концу XVIвека все больше внимания стало уделяться пышной отделке икон, порой уже и в ущерб самим образам. Расцветаетприкладное искусство , в числе шедевров которого -«Царские врата» , «Мономахов трон » Ивана Грозного (1551) в Успенском соборе, знаменитаяшапка Мономаха , которой он венчался на царство. Развивается искусство литья - вXVIвеке на территории Кремля появляетсяЦарь-пушка , а вXVIII-Царь-колокол . Льется повсеместно церковная утварь, бытовая посуда. Металлические нити - золотые и серебряные - используются в шитье, которое украшается еще и драгоценными камнями, жемчугом.

Новые веяния в XV-XVIвеках проникали и вмузыку . На основе древнего знаменного пения складываетсязнаменный распев , распространившись из Москвы на всю Русь. Он характеризуется особой распевностью, богатством орнаментики, мелодической цветистостью. ВXVIвеке, при сохранении мелодической унисонности, внедряется пришедшее из Европы полифоническое многоголосие, причем не только в церковной, но и народной музыке - так называемоестрочное пение (каждый голос записывался рядами знамен на отдельных строчках). Богатство пения достигалось сочетанием главного голоса с сопровождающими. В концеXVIвека в царском дворце появились клавикорды, привезенные из Англии и вызвавшие большой интерес. А вот орган не прижился.

На рубеже XVII – XVIII вв. Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Особым своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств . Стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры , возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигла гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие – определили лицо культуры этого времени.



Русское искусство первой четверти XVIII в. характеризуется развитиемархитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И.П.Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А.Меншикова (т.наз. Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица – Петербург , который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670 – 1734) сооружае Петропавловский собор , ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий – главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко . Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М.Г. Земцов (1686 – 1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка – Аничков дворец на Невском проспекте); И.К.Коробов (1700 – 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла "); П.М. Еропкин (1698 – 1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени – Ф.Б. Растрелли (1700 – 1771). Его создания – Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец . Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышность; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Вводится интенсивная расцветка зданий. Внутри – анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используется деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие – С.И. Чевакинский (1713 – вторая половина 1770-х гг.; Никольский военно-морской собор), Д.В. Ухтомский (1719 – 1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. постройки в Москве).

Вторая половина XVIII в. в русском искусстве связана с распространением классицизма . В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764 – 1788), которое возводят А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот . В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В.И. Баженова (1737 – 1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве ); М.Ф. Казакова (1738 – 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и др.), И.Е. Старова (1745 – 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж.Кваренги (1744 – 1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одна из лучших работ – Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч.Камерон (1740-е – 1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, строится усадьба "Останкино " при участии крепостного мастера П.И. Аргунова . Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки – Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Под руководством Зарудного в Москве создается белокаменный резной декор церкви Архангела Михаила (Меншикова башня ). Особенной выразительностью отличается монументально-декоративная скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б.К. Растрелли (1675 – 1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение – конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745 – 46 гг., он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 г. по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником ", создает Э.М. Фальконе (1716 – 1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой – пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А.С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф.И. Шубин (1740 – 1805) – по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина – портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А.М. Голицина, портрет П.А. Румянцева-Задунайского и др. Особенно выразительны бюст М.В. Ломоносова , лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера. Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М.И. Козловский (1753 – 1802) работал, в основном, в историческом жанре в русле классицизма, использовал античные образы и традиции. Его композиции; "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне". Его знаменитая статуя в Петергофе ­ "Самсон, разрывающий пасть льва " (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен в образе бога войны Марса, в античных доспехах и шлеме. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально – декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века – Никитин и Матвеев.

И.Н. Никитин (около 1685 – не ранее 1742) – один из первых петровских пенсионеров. овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В его портретах нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Никитин неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ – "Петр I на смертном одре", одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода – "Портрет напольного гетмана " (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" – А. Матвеев (1701 – 1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них – "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII в. творит замечательный мастер И.Я. Вишняков (1699 – 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и др.) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова ­ в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей – семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью.

Значительное достижение Вишнякова – портреты детей Фермор, особенно Сары Фермер. Это парадный портрет, но в нем – поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во II половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т.к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М.В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва ", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописи – А.П. Лосенко (1737 – 1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и др. Самые значительные картины – "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г.И. Угрюмов (1754 – 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самая значительная – "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во II половине XVIII в. особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и др. создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф.С. Рокотов (1735/36 – 1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В.И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В.Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н.Е. Струйской , Е.Н. Орловой, В.Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий


Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий – мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним – план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" – воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечателен портрет архитектора Львова , М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание – портрет Екатерины II в духе оды Державина "Фелица". Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

В.Л. Боровиковский (1757 – 1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким. В основном, пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, она полна легкой грусти и мечтательности. Портрет полон мягкости и внутренней гармонии. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А.Б.Куракина, Г.Р.Державипа, Д.П.Трощинского и других,

Во II половине XVIII в, становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф.Я. Алексеев (1753/54 – 1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Он прославился строгими и стройными картинами с видами Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок", "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и другие) Художник изобразил панораму столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И.Фирсов ("Юный живописец"), М.Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII в. начинается развитие новой русскойлитературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII в. творят выдающиеся мастера слова: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII вв. явился Феофан Прокопович (1681 – 1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир ". Под его влиянием формировался А.Д. Кантемир (1708 – 1744). В своих произведениях он обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и другие. Написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т.д. Ломоносов – автор исторических трудов ("Краткой российской летописец с родословием " и др.), автор "Российской грамматики ". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В.К. Тредиаковским (1703 – 1769) и Ломоносовым ("Письмо о правилах российского стихотворства").

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественно­научного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр – оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), дела Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода – "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года ", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. В своих произведениях Ломоносов обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М.В.Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" – высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

М.В.Ломоносов, оказав большое влияние на развитие русской культуры, вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Выдающимся писателем был А.П. Сумароков (1717 – 1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, именно они утверждали за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я.Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е гг. появляется русская повествовательная проза: Ф.А. Эмин (1735 – 1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М.Д. Чулков (1743 – 1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие

II половина XVIII в. – период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И.А. Крылов (1769 – 1844) – журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром книгоиздательства становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество – "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII в. новое развитие получает комедия. Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) – автор комедий "Бригадир " и "Недоросль ", по словам Гоголя, это "первая истинно общественная комедия".

Ведущий поэт II половины XVIII века – Г.Р. Державин (1743 – 1816). Поэт воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), создал образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г.Р.Державина имела для становления таланта А.С.Пушкина. С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма . Пути развития сентименталистской прозы определил Н.М. Карамзин (1766 – 1826), автор повестей "Бедная Лиза ", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А.Н. Радищев (1749 – 1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса “Мировая художественная культура” как в старших классах школы, так и в вузах.

Xристианские основы древнерусского искусства.
Истоки русской художественной культуры уходят в глубокую древность, поэтому невольно возникает вопрос: можно ли вообще определить “точку отсчета”, с которой началось ее вхождение в мировую цивилизацию. И все же такая “точка” есть, хотя и достаточно условная. Речь идет об известном свидетельстве великого летописца Киевской Руси монаха Нестора, уверенно назвавшего 852 год (6360 год от Сотворения Мира) временем рождения Руси. Как видим, время становления нашей древней культуры исторически совпадает с огромным этапом развития европейских народов, позднее названным средними веками. Длился средневековый период развития русского искусства достаточно долго - до середины XVII в., поражая неспешным, но при этом удивительно целенаправленным накоплением духовных богатств. Из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира, отразившую глубину христианского вероучения. Иначе говоря, в древнерусской художественной культуре состоялось некое художественное чудо - полное слияние искусства и религии. Попытаемся разобраться, в чем же суть, этого феномена.

Напомним, что христианство, зародившись в I в. нашей эры, сначала не имело своего искусства. Не было ни грандиозных соборов, ни поэзии, ни музыки, ни иконописи. Однако великая всепобеждающая сила Любви, заложенная в новом вероучении, дала мощный стимул становлению духовных идеалов в искусстве, развитию всех его видов во Франции и Германии, Италии и Англии. Впрочем, не беремся перечислить здесь все христианские страны, где расцвело новое искусство, призывающее расстаться с языческими заблуждениями и принять веру, освобождающую человечество от механической включенности в природу, принять заповеди Иисуса Христа.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Русская художественная культура как общечеловеческая ценность
Часть I
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 1. Христианские основы древнерусского искусства
Вопросы и задания
Глава 2. Художественные открытия Киевской Руси
Вопросы и задания
Глава 3. Шедевры культуры древнерусских княжеств
Вопросы и задания
Глава 4. Свет русского Предвозрождения
Вопросы и задания
Глава 5. Искусство “бунташного века”
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 1. Феномен “русской европейскости”
Вопросы и задания
Глава 2. Образы архитектуры: от барокко к классицизму
Вопросы и задания
Глава 3. Образы живописи: от парсуны к портрету
Вопросы и задания
Глава 4. Открытия русской словесности
Вопросы и задания
Глава 5. Рождение композиторской школы
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть III
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКЕ
Глава 1. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи
Вопросы и задания
Глава 2. Вершины искусства пореформенной эпохи
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть IV
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX-XX ВЕКА
Глава 1. “Серебряный век” российских муз
Вопросы и задания
Глава 2. Отечественная художественная культура 20-х - 80-х годов XX века
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Краткий терминологический словарь
Именной указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

2.4 Русская художественная культура

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к этому опыту обращались не для того, чтобы им ограничиться или его имитировать, а для того, чтобы на европейском уровне сказать свое слово, найти свое место, синтезируя западное и самобытное. Целью Академии наук и Академии художеств было формирование собственной, отечественной научной мысли и национально-своеобразного искусства, но с помощью приглашавшихся в Петербург европейских ученых, архитекторов, живописцев, скульпторов.

При Екатерине, согласно режиму работы придворных театров, три спектакля в неделю давал русский театр, два - французский, и один - немецкий. Оперный театр возглавляли итальянские композиторы, как и родившуюся в 1757 году в Петербурге частную оперную антрепризу, познакомившую российскую публику с жанром комической оперы («оперы-буфф»); позднее французская труппа показывала широкой публике французские комические оперы. В середине 1750-х годов А.Сумароков написал либретто двух опер, которые следовало впервые исполнять на русском языке, хотя сюжеты их были традиционно нерусскими («Цефал и Прокрис» и «Альцеста»), да и музыка была написана иностранцами. В дальнейшем оперные тексты писали Я.Княжнин, И.Крылов, даже сама Екатерина II, и соответственно укреплялось критическое отношение к итальянской опере. Постепенно русская сюжетика все шире осваивалась на оперной сцене, как и на драматической. С конца 1740-х годов в Петербурге начинаются общедоступные, хотя и платные, гастрольные концерты иностранных музыкантов, и уже в конце века появляются яркие отечественные исполнители, а затем и композиторы - В.Пашкевич, Д.Бортнянский, Е.Фомин. «Возникновение национальной композиторской школы, стоящей на уровне передовых требований своего времени, представляется важнейшим итогом развития русской музыкальной культуры XVIII века», - заключает историк.

В 1770-е годы оперы регулярно ставились в Смольном институте благородных девиц (в серии портретов смолянок, написанной Д.Левицким, запечатлены некоторые участницы этих спектаклей). Во второй половине века в Петербурге, а затем в Москве и других городах, музыка стала занимать важное место в системе дворянского воспитания - умение петь или играть на каком-нибудь инструменте считалось едва ли не обязательным для каждого образованного человека.

2.5 Пластические искусства

В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского и специфически национального проявился в архитектурном облике города, при всех различиях художественных стилей градостроительства и происхождения зодчих; и тут XVIII век был верен пути, открытому Петром Великим. Благодаря этому архитектурный строй Петербурга приобретал все большую цельность и определенность, доказывая право молодого города быть столицей великой страны, соединившей Европу с Азией и тем самым призванной воплотить это единство в своей культуре.


3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург.

Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.

Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.

Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности).

Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась петербургскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Классицизм стал универсальным явлением. Он проявил себя в той или иной мере во всех видах искусства.

В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно и не выявила ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII века.

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился стимулом для развития искусства, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый оставил свой индивидуальный след в искусстве.

Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии, в классе скульптуры профессора Никола Жилле, руководившего им почти 20 лет.

Архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Классицистический декор как бы самостоятельно существует в организме здания, подчиняясь лишь тектонике стены. В интерьере скульптура размещается преимущественно на парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных залов.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров, поэтому неслучайно развивается и портрет. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII века, можно выделить общее: она всегда представляет совмещение, смешение черт барокко и классицизма, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков скульпторы дают уже образцы «чистого» классицизма.

Русский классицизм отличается от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.

Взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов? Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот...

Одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных...

России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим...

В начале XIX в. оказал определенное влияние романтизм. Наконец, неизменным и постоянным было воздействие реалистических традиций национальной художественной культуры. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло...