Различие барокко и классицизма. Классицизм в скульптуре

В искусстве и архитектуре XVIII столетия преобладали два фундаментальных стиля – барокко и классицизм. Они не случайно довольно долго сосуществовали рядом, в одну эпоху. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей тоже наберется немало. В чем же отличие барокко и классицизма и как при взгляде на картину или здание определить, к какому же стилю они относятся?

Определение

Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.

Барокко

Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.


Классицизм

Сравнение

Барокко и классицизм – направления-антагонисты, хотя у них есть и немало общих черт, ведь формировались они в одну эпоху.

Характерные черты стиля Барокко Классицизм
Общие Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация. Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
В архитектуре Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени. Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
В интерьере Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.

Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.

Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.

Максимальная функциональность и конструктивность мебели.

В искусстве Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение. Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.

Выводы сайт

  1. Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
  2. Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.
  3. В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.

Они имеют как общие чрты, так и отличия, ведь каждое из архитектурных направлений обладает своими уникальными свойствами.

В эпоху Просвещения и Нового времени в странах Европы – период с XVII по XIX век, появились яркие и богатые стилевые направления в искусстве. Барокко, рококо, классицизм, ампир – это немногие из стилей, которые были известны в то время. Такое высокое развитие архитектурного искусства было вызвано тем, что королевские, императорские и аристократические династии сменяли друг друга, и каждая из них желала прославить себя и период своего правления настоящими шедеврами искусства и великолепными творениями архитектуры.

Чем отличается стиль ампир (поздний классицизм) от обычного классицизма

Два популярных направления – ампир и классицизм в архитектуре оставили после себя великий след в истории. По своей сути ампир является одним из этапов исторического развития классицизма, одним из его ответвлений, поэтому говорить об этих стилях, как о совершенно разных направлениях нельзя.

Если спросить архитекторов, чем ампир отличается от классицизма, на этот вопрос ответить будет сложно даже специалистам. Ампир является завершающим этапом развития классицизма, он был популярным в первые три десятилетия XIX века. Ампир, или поздний классицизм – именно так это направление обозначается в искусстве, был призван служить государству периода правления Наполеона с целью прославления его личности и совершенных им подвигов.

Классицизм начал постепенно переходить в эпоху ампира в период наполеоновской империи, эти направления ориентировались на изображение искусства периода античности. Архитекторы этого времени использовали элементы, позволяющие максимально точно передать воинскую доблесть и величественную мощь государства.

Для этого применялись такие приемы в декоре, как ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, львы, орлы. Такие элементы использовались и в эпоху развития классицизма в архитектуре, однако, существенная разница в том, что ампир заимствовал архитектурные формы, присущи преимущественно Древнему Риму, а классицизм в основном применял наследие Древней Греции. Ярким примером сооружения в стиле классицизма является Вилла Ротонда в Италии, автором которой стал архитектор А. Палладио.

Чем отличается стиль ампир от классицизма, если говорить о выборе цветовой гаммы при обустройстве помещений? Интерьер, оформленный согласно законам классицизма, был строго выдержан в светлых и насыщенных тонах ванили, широко применялся бледно-голубой и цвет молодой листвы.

Предметы ярких насыщенных цветов увидеть было практически невозможно, в то время как в период ампира, наоборот, дизайнерами умело сочетались кричащие яркие тона с нежными и мягкими оттенками. Преобладание насыщенных зеленых и пурпурных оттенков, а также позолоты – еще один прием, характерный исключительно для ампирной эпохи.

Отличие неоклассицизма от классицизма и ампира

Еще одна общая черта для этих двух направлений – использование дорогих пород дерева и роскошных тканей при оформлении интерьера помещений. Нередко можно было увидеть предметы мебели, украшены инкрустацией из других пород дерева, натурального камня или слоновой кости.

Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора. Выбору тканей для декорирования интерьера в эпоху классицизма и ампира уделялось особое внимание. Придать помещению роскоши и помпезности удавалось благодаря применению натурального шелка и гобеленов с различными мотивами. Здесь следует сразу отметить отличие неоклассицизма от классицизма и ампира – в нем используется исключительно искусственный шелк, который выглядит так же дорого, как и натуральный материал.

Отличия ампира и классицизма заключаются и в том, что для первого свойственной была выраженная помпезность и роскошь. Классицизм был наделен меньшей монументальностью, он больше характеризуется сдержанностью форм и линий при возведении архитектурных сооружений и оформлении интерьера. Есть еще одна отличительная особенность ампира, свойственна исключительно этому направлению – широкое применение зеркал.

Классицизм, неоклассицизм и русский ампир: схожесть и отличия

Классицизм, русский ампир и неоклассицизм, как и многие другие архитектурные стили, имели много общего.

Прежде всего, следует назвать такую схожесть направлений:

1. Роскошь. Стили предназначались для оформления интерьеров представителей аристократии, именно поэтому их многие называют «дворцовыми» и «королевскими». Если обратить внимание на все стили, которые заявили о себе в период с XVII по XIX век, то самым скромным был классицизм и неоклассицизм, хотя на самом деле интерьеры отличались невиданной роскошью.

2. Большие и просторные помещения. Для помещений этих эпох характерными были комнаты с большим пространством и высокими потолками. Для стиля рококо это было свойственно в наименьшей степени, если сравнивать между собой все архитектурные направления того времени.

3. Способы декора. Для декорирования помещений, цель которого заключалась в том, чтобы придать интерьеру роскоши и богатства, использовались такие элементы, как лепнина, настенные росписи и картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева.

Неоклассицизм от классицизма и ампира отличается тем, что это популярное в конце XVIII – начале XIX века направление, наследовало традиции не только периода античности, но также в нем прослеживается искусство эпохи Возрождения. В принципе, неоклассицизм по своей сути является продолжением классицизма, его современным завершением.

Модерн, барокко, ампир, классицизм: отличительные черты

Барокко, классицизм и модерн – направления, имеющие много отличительных черт. Модерн представляет собой «цитирование» всех этих трех классических стилей. Он сформировался под сильным влиянием культуры Японии, Древнего Египта и стран других древних цивилизаций.

Разница между барокко, ампиром и классицизмом с одной стороны и модерном – с другой, в том, что с появлением последнего направления архитектурное искусство отказалось от наследия предыдущих эпох. В этот период происходит отказ от прямых линий и четких геометрических форм, консервативности и пафоса в пользу более естественным изогнутым, округлым линиям и асимметрии.

Чем отличаются эклектика и модерн от ампира

На смену величественному ампиру вначале XIX века пришла эклектика.

От ампира и классицизма эклектика и модерн отличаются тем, что они представляют собой смешение и «цитирование» всех предыдущих стилей одновременно.

Как правило, эклектика объединяет между собой смежные, не противоположные направления. Разные по своему стилю элементы интерьера обязательно должны иметь что-то общее – цвет, фактуру, общий дизайн. На мебели можно увидеть такие рисунки, как полосы, зигзаги, круги. Восточные покрывала и ковры, узорчатые обои, ниши, округлые углы – все это характерно для эклектики.

В целом и классицизм имеют много общего, в то время как модерн и эклектика выступают их полной противоположностью.

Университет Российской Академии Образования

Особенности Барокко и Классицизма.

Главные стили в искусстве 17 века.

Выполнила: Студентка 2-го курса

Очного отделения

Спец-ти культурология

Якубова К.Н.

Преподаватель: Мареева Н.С.

Москва 2010 г.

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Характеристика культуры XVII века………...……………………………...4

2. Барокко как художественное течение XVII века…………………………..5

2.1. Предпосылки и черты барокко……………………………………….…..5

2.2. Барокко в архитектуре…………………………………………………....6

2.3. Барокко в литературе………………………………………………..........8

2.4. Барокко в живописи и скульптуре………………………………………..9

3. Классицизм как художественное течение XVII века ……………...……..10

3.1. Предпосылки и черты классицизма………………………………….….10

3.2. Классицизм в литературе…………………………………………..….....11

3.3. Классицизм в архитектуре и живописи…………………………………12

3.4. Классицизм в скульптуре…………………………………………….….13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………....15

Введение

Тема моей контрольной работы «Классицизм и барокко в европейской культуре XVII в.: идеи и воплощения». Выбор этой темы обусловлен рядом причин:

Во-первых, барокко и классицизм – два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой эпохи.

Во-вторых, данные направления сложны и двойственны по своей природе, что делает этот вопрос одним из самых актуальных в культурологическом познании.

В-третьих, барокко и классицизм представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства, что вызывает еще больший интерес к их познанию.

Целью моей работы является исследование таких направлений в искусстве XVII века как классицизм и барокко.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

· Рассмотреть общие закономерности развития европейской культуры XVII века;

· Исследовать особенности барокко и классицизма как основных художественных течений указанного периода.

1. Характеристика культуры XVII века

XVII век - век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны, смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и…век парика, достигающего наибольшей пышности в 60-е годы, парика, который носил каждый – от короля, адмирала до купца.

XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства.

В Европе Новое время обнаруживает себя в становлении и усилении капиталистических тенденций, а в Англии капитализм наиболее явственно утверждается в реальности. Это же время - период первой буржуазной революции, обнаружившей трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе, и жестокость ее организаторов.

Выделился и укрепился рационалистический подход к действительности, главную роль в мире начинает играть разум. Это выразилось, прежде всего, в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создают предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук вплоть до современности и формируют основы нового философского взгляда на мир.

XVII век – начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций и расцвета абсолютистских монархий; время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

2. Барокко как художественное течение XVII века

2.1. Предпосылки и черты барокко

Барокко (ит. Bаrоссо - странный, причудливый) - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI - середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней зрелищной стороне культа. Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма, ей приносилось в жертву само религиозное благочестие. Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов.

Но сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства и мест обитания лиц, приближенных к трону.

Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути он открывает мир в состоянии становления, а становящимся миром был тогда мир буржуазии. И в этом открываемом для себя мире буржуа ищет стабильности и порядка. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире выступают для него роскошь, богатство. Получается, что стиль барокко соединяет в себе несоединимое: монументальность – с динамизмом, театральный блеск – с солидностью, мистику, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью.

Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а позже натюрморт и пейзаж, - становятся основными видами и жанрами искусства барокко.

2.2. Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко- теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение- фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко- сицилийское барокко.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652гг.).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его- собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это- самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

2.3. Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель- Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы- П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали ее тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом.

2.4. Барокко в живописи и скульптуре


(П.П. Рубенс « прикованный Прометей») (Л. Бернини «Эней и Анхис»)

Итак, барокко - это одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы XVII века. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире выступают для него роскошь, богатство. Стиль барокко со своими шедеврами представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства.

3. Классицизм как художественное течение XVII века

3.1. Предпосылки и черты классицизма

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном.

Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность.

Эстетика классицизма ориентируется на подражание классическим образцам: определяющим для него является аристотелевский тезис о подражании искусства природе, она разделяет важный принцип античного театра о трех единствах – места, времени и действия. Но фактически она базируется на рационалистической философии Р.Декарта. Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия).

Классицизм XVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650).

3.2. Классицизм в литературе

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Пьером Корнелем написаны стихотворные комедии «Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631-1632) и др., трагикомедия в стихах «Сид» (1637), трагедии «Гораций» (1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (1643) и др. Трагедия Жана Расина «Андромаха» выражает героику противостояния деспотическому произволу. Трагедия «Федра» отличается высоким уровнем психологизма в описании личности героини.

Высокого развития достигли также «низкие» жанры- басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673). Французский писатель Жан де Лафонтен известен как автор сказок, комедий, басен, сатирически отображающих жизнь в абсолютистской Франции.

Французский драматург Жан-Батист Мольер развивал в своих пьесах жанр народной комедии, высмеивая праздность и предрассудки дворянства. Его герои говорят обычным языком. В комедии «Мещанин во дворянстве» в сатирическом виде изображен представитель третьего сословия, желавший походить на дворянина. Мольер высмеивал дворянское безделье, эгоизм («Дон Жуан»), стяжательство («Скупой»), церковное ханжество («Тартюф»). Отрицательным персонажам противопоставляются другие герои Мольера - находчивые, остроумные люди из народа. Постановка его «Дон Жуана» осуждалась официальными кругами за атеизм и вольнодумство.

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

3.3. Классицизм в архитектуре и живописи.


(архитектурный комплекс в окрестностях города Потсдам) (Лейтон Фредерик «Девушка»)

3.4. Классицизм в скульптуре


(Ж.А. Гудон «скульптура Вольтера»)

Заключение.

В заключение своей работы могу сделать немаловажные выводы.

XVII век – это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Именное в этот период – период ранних буржуазных революций, расцвета абсолютистских монархий, научной революции, зарождаются такие стили в искусстве как барокко и классицизм.

Барокко нельзя рассматривать только как художественный стиль, это и особый образ отношения к миру и с миром. Он связан с кризисом идеалов гуманизма, общественно-политическими потрясениями, характерными для XVII века.

Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуализму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалистической ясности, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них.

Целью моей контрольной работы было исследование классицизма и барокко как основных стилей XVII века. Для достижения поставленной цели в первой главе была представлена общая характеристика культуры указанного периода. Во второй и третьей главах я постаралась как можно более полно раскрыть особенности стилевых направлений барокко и классицизма в различных направлениях искусства: живописи, архитектуре, литературе, скульптуре. Подводя итог, могу сказать, что цель работы достигнута.

Итак, барокко и классицизм - это одни из главных стилевых направлений в искусстве Европы XVII века. Они представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства

Список литературы

1. Драч Г.В. «Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений» Ростов на Дону 1999

2. Кравченко А. И. «Культурология (Учебное пособие для вузов)» М. 2003

3. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко (Под ред. Н.В.Шишовой.) «История и культурология» М. 2000

4. «Европейская история 17 века» М. 2005

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. (14)

Классицизм - художественный стиль, господствующий в Европе на протяжении почти двух столетий - манифестировал нормативное искусство, идеальные образцы которого находил в античности. Классицисты чисто механически переносили нормы античной культуры в новое время. Оперируя понятиями гармонии и красоты, он не искал их в жизни, но лишь в наследии прошлого. С исторической точки зрения классицизм был безусловным шагом назад в культурном развитии общества, а идеологический его концентрат был направлен на оправдание и возвышение иерархического устройства общества, венчаемого просвещенным монархом. Теоретические установки классицистов поражали своим догматизмом и неуступчивостью, фактически ограничивали по всем статьям художника, разделяя жанры на высокие и низкие, слог на возвышенный и простонародный, обряжая героев нового времени в античную тогу и отвращая взор художника от реальности, от подлинных коллизий времени. (4)

Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки классицизма зарождаются уже во 2-й половине XVIв. в Италии в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж.П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы.

Однако на всём протяжении XVII в. классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в XVIII - начале XIX вв. Архитектуре классицизма в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. (1)

Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. (14)

В отличие от классицизма эстетика барокко утверждала качественно иные принципы мировосприятия.

Во-первых, в барокко наиболее зримо проявилась тенденция, основанная на осознании условности всякого порядка, гармонии, наиболее полно воплотилась нарастающая динамика мысли и чувства. Под воздействием научных открытий, которые расширяли горизонты познания, ставили перед сложными, неразрешимыми вопросами, указывали на безграничность бытия, человек начинает ощущать явную недостаточность рационалистического мышления.

Во-вторых, в эстетике барокко трансформировалась тенденция усиления преобразованной энергии, дистанцирования общества от природного мира. Не случайно Бернини говорил, что природа слаба и ничтожна, но для достижения красоты необходимо её преобразование. Искусство выше природы так же, как дух выше материи, как мистическое озарение выше прозы жизни. С помощью новой эстетики человек пытался выйти за пределы видимого мира, за грань возможного. Неаполитанский поэт Д. Марино отчётливо выразил важнейший принцип барокко: поэта цель - чудесное и поражающее. Он должен удивлять. Вот почему новый тип мироощущения утверждал экспрессию, порыв, драматическую изломанность жизни, многозначность. В нём доминировали энергия сильных чувств, мир неопределённый, изменчивый, алогичный. В барокко воплотились представления о безграничности Мироздания, острой амбивалентности человеческого бытия. Личность с точки зрения новой художественной логики рассматривалась как многоплановая, с противоречивым внутренним миром, с интенсивной эмоциональной жизнью. Эстетика строилась на коллизии человека и природы, идеального и реального, разума и власти иррациональных сил. Классическая ясность форм, чёткость, смысловая очевидность, структурность, тектоничность в изображении мира игнорируется.

В эстетике барокко усиливается интерес не только к совершенным проявлениям бытия, поражающим воображение, но и к дисгармоничному, фантастическому, гротескному и даже безобразному. Возрастает значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия.

В-третьих, в эстетике барокко реализовались интересы монархии, высшей аристократии. С разрушением абсолютного доверия к Богу функцию абсолюта начинает присваивать себе монарх. Воля короля - высший закон для всех. Поэтому и предметный мир, окружающий монарха, должен вызывать трепетное благоговение. Отсюда золотом сверкающее великолепие, пышность, помпезность, избыточная роскошь, импозантность, поражающая воображение простых смертных. Синонимом красоты становиться это сияющее величие, богатство. Дворец уже был не крепость, как в средние века, а утопающим в роскоши раем земных наслаждений, имевших галереи, огромные, просторные зеркальные залы, где столы, стулья, приборы для еды делались из золота. В праздничные дни ослепительно сияли тысячи свечей в позолоченных залах, отражая великолепие богатых одежд, усыпанных драгоценными камнями. Парадные интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Сады барокко, стремящиеся расширить пространство дворцов, воплощали пафос изобилия в виде разнообразных ароматических растений, деревьев, огромных фонтанов. Здесь отчётливо проступает желание отдыха от серьёзного. Если в фонтанах Возрождения журчание воды должно было настраивать на размышления, то в садах барокко фонтаны, каскады, водопады были призваны изумлять, поражать, увлекать зрелищными эффектами. В них появляются даже музыкальные устройства.

В стиле барокко формировалась и городская архитектура: строительные ансамбли, улицы, площади, парки стали рассматриваться как ограниченное, функционирующее в пространстве эстетическое целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Стремление к помпезности, парадности приводило к тому, что городские ворота становились античными триумфальными арками, на рыночных площадях появились статуи известных мифологических героев. Даже кондитеры делали торты с изображением мифологических персонажей. Все самые витиеватые, причудливые чувства пытались передать с помощью внешних форм.

В-четвёртых, художественная логика барокко воплотила интересы католической церкви. Идеологам католицизма приходилось вести борьбу не только с нехристианскими религиями, атеизмом, но и православием, протестантизмом, который требовал демократизации религиозных отношений, удешевления церковной иерархии, выступал против культа внешней набожности, отстаивая самодостаточность внутренней религиозности. Усиливая борьбу за удержание своего влияния, католическая церковь уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения в стиле барокко, поражающее воображение, прославляющие силу Бога и его представителей на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. В результате в этике барокко закрепились такие проявления, необходимые для приобщения к транстендентному бытию, как мистицизм, экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность, многоплановость, стремление к дематериализации, драматический накал чувств а, нередко, и трагизм. Месса всё больше превращалась в захватывающее театральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в барочные, так как казались недостаточно выразительными.

Основополагающий принцип классики - соразмеренность человеческому телу, сдержанность были заменены на прямо противоположными - несоответствием, грандиозностью, фантастичностью, экспрессивностью. (12, стр.165-169)

Искусство 17-18-го веков сформировало два удивительных стиля - классицизм и барокко. Эти два крупнейших общеевропейских стиля существовали бок о бок на протяжении двух веков. Несмотря на очевидные различия, они тесно взаимодействовали друг с другом. За время своего развития, классицизм и барокко нашли себя не только в мировой и российской архитектуре, но также в скульптуре, литературе, интерьере и художественном искусстве. Сравнение классицизма и барокко, двух стилей, ярких, эпатажных и неповторимых, рассмотрим далее.

История классицизма

Классицизм в переводе с латинского - "образцовый". Запоминающиеся направление в европейской культуре возникло в 17-м в. Это была эпоха укрепления монархии, все должно быть идеально и в то же время роскошно, что прослеживается в безупречных фигурах античного мира.

Основателем стиля классицизм стала Франция, где летал дух свободы и совершенства человека как духовного, так и физического. Строгие, идеальные силуэты в архитектурных ансамблях, античные сюжеты в живописи и скульптурах, богатое, но сдержанное убранство интерьеров. Все это - черты классицизма.

В России этот стиль закрепился при Екатерине II, ее желание европеизировать страну сыграло ключевую роль в постройке знаменитых памятников архитектуры того времени.

Классицизм - это классика, гармония человека и природы, простая и лаконичная в своем направлении. Стиль, где нужно соблюдать определенные правила, очень быстро нашел себя в дворцовой культуре в Германии, Италии, Англии и России.

История барокко

Барокко значит - "распущенный", "склонный к излишествам". Основателем этого помпезного стиля стала Италия. Конец 16-го в. - эпоха Возрождения, укрепления католической власти, яркая, смелая и величественная, она должна была производить впечатление. Все отличительные элементы барокко нашли воплощение в католических городах Италии.

Однако европейские страны также взяли для себя некие атрибуты и элементы "распущенного" итальянского стиля. Англия, Франция, Россия использовали новое веянье культуры в своей архитектуре и интерьере, дабы подчеркнуть свой блеск и уникальность.

Стиль, ориентированный на создание иллюзии богатства и роскоши церкви, а также итальянской знати, впоследствии нашел отражение во всех странах Европы, Америки и России. И остался бессмертным спутником католической церкви.

Сравнение и классицизма

Два стиля на протяжении веков идут рядом друг с другом. Однако они имеют явные различия в истории и целях создания, в воплощении в искусстве.

Сравнение классицизма и барокко

Направление Классицизм Барокко
Общее

За образец берется античное искусство. Простота, утонченность, понятные и лаконичные образы. Идеальная рациональность. Строгость, единые образы, равновесие деталей

За образец берется роскошь и помпезность, демонстративное богатство. Сильные контрасты, театральность. Яркая экспрессивность

В искусстве

Объемные уравновешенные композиции, четкость линий, античные идеалы в искусстве. Понятный сюжет, сдержанные эмоции

Стремительное развитие действий. Сильные, яркие эмоции. Восторженные образы. Замысловатый сюжет
В архитектуре Строгие четкие формы. Масштабность. Величие. Гармоничные пропорции, монументальность. Строгая простота Сложные криволинейные формы. Праздничная напыщенность. Масштабные колоннады, искажение пропорций строений. Цветовые контрасты, большие окна
В интерьере Дорогие, сдержанные материалы. Спокойные цвета, богатая простота. Преобладание геометрических форм. Античные орнаменты Богатые, разнообразные материалы в декоре. Яркие сочетания, золото, мрамор, лак. Сложные орнаменты. Роспись на потолке, крупногабаритная мебель

Классицизм и барокко наглядно

Основные черты барокко и классицизма роскошь и сдержанное богатство. Оба стиля нашли свое отражение в дорогих произведениях искусства и ярких архитектурных сооружениях. Рассмотрим самые известные объекты двух разных стилей одного периода времени.

Классицизм - это, конечно, площадь Восстания и Пантеон в Париже. Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге. Большой театр в Варшаве. Знаменитая картина Жака-Луи Давида "Переход Наполеона через Альпы" - совершенно отражает стиль классицизма в живописи. "Психея, разбуженная поцелуем Амура" - самая известная статуя в классицизме. "Аполлон и нимфы" - невероятный по своей красоте пример классического стиля.

Тогда как барокко известен нам по Смольному собору в Санкт-Петербурге, Оперному театру в Одессе и, конечно, же Католическому храму в Ватикане. Рубенс и Караваджо - самые узнаваемые живописцы в стиле барокко. А итальянец раскрывает нам всю выразительность барокко в своих потрясающих скульптурах.

Классицизм и барокко в архитектуре

Как мы можем видеть из описаний и сравнений двух стилей, различия барокко и классицизма очевидны. В последнем - это обращение прежде всего к античному зодчеству, в барокко - к роскоши католических храмов.

Классицизм и барокко в архитектуре, сравнение на примере двух выдающихся памятников

Базилика дель Санта Кроче, Италия - типичный пример итальянского барокко. Отличительные особенности - пышный декор и множество статуй на фасаде. Скульптуры, балконы, колонны, сложная форма здания. Центр венчает огромное круглое окно - уже выход за стандарты типичной архитектуры. Кариатиды и атланты, причудливые формы - все это отличительные черты барокко.

Классицизм - это Большой театр в Москве. На его примере мы можем увидеть характерные черты в архитектуре этого стиля. Простота и лаконичность. Монументальность и строгость. Четкие формы, колонны. Маленькие окна стандартной формы. Сдержанный рисунок лепки на фасаде с типичными узорами античного мира. Четкая геометрическая форма строения. Приятный неброский однородный цвет всего здания.

Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Классицизм и барокко в живописи

Выходцы из одной временной эпохи, классицизм и барокко, тем не менее, имеют отличительные черты в искусстве.

Микеланджело - один из самых известных итальянских художников, который задал новый стиль в живописи - барокко. Это преимущественно религиозные сюжеты, яркие образы, эмоциональные сцены из жизни обычных людей. Контраст цветов, свет и полумрак, много предметов быта, реалистичность эмоций. Последователи этого стиля в искусстве - и Гвидо Рени.

Классицизм не менее живописен, но за основу берется античная Греция. Рафаэль, Джулио Романо на своих полотнах изображают идеальные физические формы божественных персонажей. Холодные мифические сюжеты завораживают своей лаконичностью, ничего лишнего, до мелочей продуманная композиция и пространство вокруг действующих лиц.

Можно выделить главные элементы в сравнении направлений искусства классицизма и барокко. Во-первых, это реальная эмоциональность барокко, сила сюжета и красочность образов, и во-вторых, сдержанная красота античной мифологии, понятная и лаконичная в своем проявлении.

Сравнение классицизма и барокко в интерьере

Помимо выдающихся произведений искусства и невероятных памятников архитектуры, барокко и классицизм нашли отражение и в интерьере домов и комнат. Далее - сравнение классицизма и барокко в убранстве помещений.

Свои основные черты эти два стиля привнесли и в интерьер. Прежде всего это дорого. В обоих случаях - это роскошь и богатство. А дальше можно говорить о цветовых решениях. Барокко - это всегда ярко, всегда золото, мрамор, лакированные поверхности. Множество дополнительных предметов, сложная форма мебели и причудливые узоры балдахинов и обивки кресел. Безусловно, это та красота, в которую хочется погрузиться, каждый предмет, которой хочется изучать. Восхищение и помпезность, то, что так любят короли.

Классицизм в этом плане играет на контрасте с барокко. Сдержанные пастельные цвета, гармонирующие между собой. Спокойный, но не менее величественный интерьер создан, скорее, успокаивать, нежили будоражить. Преимущественно светлые тона, четкость линий, правильность предметов. Функциональность атрибутов интерьера, не лишенная, тем не менее, своего очарования.

Классицизм и барокко в России

В Россию эти два стиля пришли в 18-м в. Царская Россия была в тесном контакте с европейскими государствами и не хотела отставать в возможности продемонстрировать свое величие.

Барокко и воплотил, преимущественно, Растрелли. Именно он занимался реконструкцией и возведением основных зданий Петербурга в то время. Естественно, стили были русифицированы, переняв основные принципы двух направлений, традиционное русское зодчество было сохранено. Смольный монастырь, пожалуй, самый яркий представитель барокко в Петербурге, тогда как "изюминкой" классицизма является, естественно, Казанский собор. У истоков этого стиля в России стояли архитекторы В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, возведенные по их проектам церкви и дома можно увидеть в Москве.

Барокко и классицизм в русской архитектуре играют большую роль. Как в историческом проявлении - основание Петербурга, новая Москва, так и в борьбе за равенство русских писателей-классицистов.

Сейчас невозможно представить наши города без Эрмитажа, Академии наук и Таврического дворца.

Классицизм и барокко в наше время

В современном мире архитекторы часто обращаются к барокко и классицизму, сравнивая и смешивая эти стили. Времена королей и императоров прошли, а любовь к роскоши и величию осталась. Сейчас можно увидеть уже современные замки в стиле барокко где-нибудь на Рублевке или дачу очередного олигарха в стиле классицизма в поселке Нирвана под Петербургом.

В отеле "Трезини" вы можете погрузиться в роскошь царей, а в ресторане "Ампир" отведать блюда современных королей. Но это уже сегодняшняя роскошь, хотя доступна она по-прежнему не каждому.