Идеалы античной культуры гуманистов европы в эпоху возрождения. Античная культура: общая характеристика

Обладание собственностью и возможность ра-ботать на себя и свою семью в определённой степени защищала че-ловека от эксплуатации со стороны частных лиц. Наличие полити-ческих и социальных прав обеспечивало гражданам достаточно ус-тойчивое общественное положение, открывало возможность прямого участия в политической деятельности и влияния на жизнь своего государства. Расцвету культуры способствовало также нали-чие политической свободы , отсутствие идеологического, духовного контроля над жизнью людей и их творческой деятельностью .

Наи-более тяжёлый и изнурительный труд был переложен на плечи ра-бов, что давало свободным людям время, необходимое для духовно-го их развития. Таким образом, весь уклад жизни античных обществ способствовал раскрытию творческих возможностей свободного полноправного человека.

К тому же в античных государствах была достигнута массовая грамотность населения. Это открывало возможность приобщения широких сло-ёв населения к политической деятельности, культуре и литературе.

Уровень развития культуры в Греции и её достижения в этой области были настолько велики, что некоторые специалисты полагают возможным говорить о «греческом чуде».

В Греции получила значительное развитие философия как осо-бая область познания мира, осмысления законов его существования и развития, сложился ряд философских направлений и школ, соз-данных различными выдающимися мыслителями. Ряд филосо-фов — Фалес, Гераклит, Анаксагор и др. — отстаивали идею первич-ности материального мира. Философ V-IV вв. до н. э. Демокрит по-лагал, что материальный мир состоит из мельчайших частиц — атомов, которые находятся в постоянном движении. Он также от-стаивал принцип причинности, помогающий осмыслить суть всего происходящего. В трудах Платона выдвигались положения о пер-вичности нематериального, идеального начала и вторичности ма-териального мира. Выдающийся философ-энциклопедист Аристо-тель в своём учении совмещал материалистический взгляд на мир с идеализмом, признавая наличие божественного начала, под влия-нием которого происходит развитие материи. Аристотель осущест-вил классификацию видов государственных устройств и произвёл анализ многих современных ему государств.

История

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Её основателем был Геродот, который, расска-зывая о Греко-персидских войнах, описал предшествовавшую им историю Греции и многих восточных стран. Фукидид — младший со-временник Геродота — умножил историю Пелопоннесской войны. Историк эллинистического времени Полибий оставил труд, посвя-щённый многовековой истории войн Рима за власть над Средизем-номорьем.

В трудах древнегреческих историков предпринимались попытки исследовать причины исторических событий, роль вы-дающихся личностей в истории, установить взаимосвязь различных событий и процессов. В трудах рим-ского историка Тита Ливия дан подроб-ный очерк истории Рима от основания го-рода до эпохи империи. В сочинениях Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла раскрыты многие события времён империи, даны характеристики императорам. Большую известность в ми-ре приобрели сочинения философа Лу-ция Аннея Сенеки, императора Марка Ав-релия. Они были представителями стои-цизма — учения, отводившего важное место нравственному самосовершенствованию человека.

География

В античности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. В античное время лучше всего была изучена среди-земноморская область Земли: юг Европы, запад Азии, север Африки.

Театр

Древняя Греция

Значительный вклад Древняя Греция внесла в развитие мирового теат-рального искусства: греки создали театр как один из важнейших видов массовых зрелищ. В Греции театр являлся также важным средством формирования общественного гражданского сознания . Древнегреческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и коме-диографы Аристофан и Менандр вошли в число выдающихся дра-матургов мира.

Древний Рим

Первые римские пьесы были подражанием греческим и носили драматический характер. В императорскую эпоху Древнего Рима население предпочитало смотреть комедии. Представления становились все более и более зрелищными: много музыки, танцев и спецэффектов. Некоторые актеры приобретали такую известность, что их поклонники не давали им проходу.

Ораторское искусство

Практическими потребностями античного общества была рож-дена теория красноречия, которая была необходима в политиче-ской борьбе, а также в судебных спорах. Греция и Рим оставили бо-гатое наследие в области ораторского искусства. Наиболее знаме-нитыми ораторами явились Демосфен в Афинах и Цицерон в Риме.

Литература

Художественная литература также является одним из достижений античной культуры. В Греции и Риме сложились различные литера-турные жанры — эпическая и лирическая поэзия, трагедия и комедия, роман, эпистолярный жанр и др. Многие произведе-ния писателей и поэтов античного времени представ-ляют собой выдающиеся образцы мировой литерату-ры — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана и Плавта, роман Апулея «Золотой осёл», письма Мар-ка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Среди наивысших достижений римской поэзии — творчество писателей и поэтов Вергилия, Горация, Ка-тулла, Овидия. Вергилий в поэме «Энеида» воспевал героическое прошлое Рима. Катулл и Овидий основ-ное внимание уделяли описанию человеческих чувств.

Живопись в античные времена

Портрет

см. Древнеримские игры и развлечения Материал с сайта

Контрольная работа

на тему «Античная культура»



Введение

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Периодизация и основные этапы формирования Древнего Рима

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Главное внимание мы все-таки уделим древнегреческой культуре, которая прошла в своем развитии ряд этапов:

Гомеровский (IX-VIII века до н.э.);

Архаический - архайос в переводе с греческого древний (VII-VI века до н.э.);

Классический, внутри которого выделяют

раннюю классику (конец VI - середина V века до н.э.),

высокую классику (до последней трети V века до н.э.),

позднюю классику (до 320-х годов до н.э.).

Эллинизм (конец IV века - середина II века до нашей эры). Возвышение Македонии и захват ею огромных пространств привел к тому, что греческая культура, считавшаяся эталонной, распространилась далеко за пределы Эллады. Поэтому последовавший за классическим период назвали эллинистическим, иначе говоря греческим, что было отнюдь не упадком, который, казалось бы, должен был наступить после яркого взлета, а скорее переходом греческой культуры в иное состояние.

Хотя бы в нескольких словах необходимо упомянуть предшественницу античной Греции - крито-микенскую, или эгейскую, цивилизацию. Ее центром был остров Крит, где, как известно, сохранились останки грандиозного Кносского дворца, знакомого нам по мифу о Минотавре. Именно на этом острове родился Зевс. Вероятно, после разрушительного землетрясения XVI века до н.э. и последовавшего за ним наводнения центр этой цивилизации переместился на южную часть Балканского полуострова, в города Микены и Тиринф. Жителями этой части Греции были ахейцы, о походе которых на Трою сообщает в Илиаде Гомер. Возвратившиеся в малом числе после Троянской войны герои не смогли дать достойный отпор диким племенам дорийцев, хлынувшим с юга и уничтожившим древнюю культуру. Однако большинство античных мифов своими глубокими корнями связаны с той эпохой.


Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры


Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть Илиада и Одиссея Гомера и поэмы Труды и дни и Теогония Гесиода. Оба поэта ведут свое повествование от имени муз, давая понять тем самым, что опираются на вполне надежные авторитеты.

К временам Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. По Теогонии Гесиода сначала был Хаос - сияющая пустота. Затем появляются первые боги - Гея (богиня земли) и Уран (бог неба). Чуть позже Гея порождает Тартар, свет и тьму, а также Эрос - любовь. Совокупившись с Ураном, Гея производит на свет ужасное потомство - Титанов и Циклопов. Уран ужасается видом своих детей и заставляет пребывать их в лоне матери Геи. Однако младшему из титанов Крону (время) все же удается свергнуть своего отца и установить власть титанов.

Крон и титанида Рея родят новое потомство богов. Но Крон, дабы не разделить участь своего отца Урана, тут же глотает их. Чудом спасшийся Зевс начинает битву против Крона, в которой одерживает победу. Он заставляет исторгнуть из чрева Крона своих братьев и сестер, производит богатое потомство от семи жен и в конце концов, устанавливает свое собственное царство. Таким образом, формируется окончательный вид греческого пантеона.

Следует отметить, что уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры, о которых мы говорили ранее. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, - умозрительный брахман-атман; у джайнистов, - недосягаемый Джайн; у буддистов, - отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, - небо вообще; у даосов, - непознаваемое Дао. В Финикии, - владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог - Осирис - весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых.

Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям:

Посейдон - бог моря

Аид - бог подземного мира

Аполлон - бог солнца и музыки

Артемида - богиня охоты

Арес - бог войны

Афродита - богиня любви

Гефест - бог огня

Гермес - бог торговли

Дионис - бог виноделия

Афина - богиня мудрости и ремесел и т.д.)

Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов - не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем.

Своего наивысшего расцвета категории и принципы древнегреческой культуры достигли во времена классического периода, поэтому его мы рассмотрим более подробно.

Вспомним, как немецкий философ Георг Гегель определял термин классический. Он говорил, что это гармоничное единство общественного и индивидуального. Действительно, во многом именно такое сочетание и позволило создать культуру, которую называли образцовой, и величайшие произведения искусства, на которые оглядывались многие столетия спустя. Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. <#"justify">античный культура древнегреческий цивилизация

Периодизация и основные этаны формирования Древнего Рима


Царский (VIII - VI века до н.э.)

Легендарное основание Рима (753 г. до н.э.). Формирование синтетической римской мифологии. Первые греческие колонии на юге Италии. Изгнание царей.

Республиканский (VI - I века до н.э.)

Объединение Италии. Завоевание Греции. Пунические войны. Формирование и развитие римского скульптурного портрета. Римский эпос (Вергилий Энеида).

Ранняя империя (I век до н.э. - III век н.э.)

Формирование архитектурно-строительной концепции в трудах Витрувия. Строительство Колизея и Пантеона. Возведение колонны императора Траяна. Конная статуя Марка Аврелия.

Поздняя империя (III - V века н.э.)

Правление Константина Великого. Признание христианства (325 г. н.э.). Разделение империи на Восточную (Византия) и Западную. Разграбление Рима войсками Алариха. Разграбление Рима вандалами. Оккупация Италии остготтами.


Заключение


Завершая, нужно сказать, что роль Античности в формировании европейской культуры стала осознаваться во многом благодаря исследованиям немецких философов XVIII - XIX вв., в частности И.-Г. Гердера и В. Вельфлина; образцом устройства мира Античность считали деятели Возрождения; Новое время в лице приверженцев классицизма нашло в Античности свой этический и эстетический идеал. Основными направлениями древнегреческого искусства являлись архитектура, скульптура, вазопись и театр. Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптурное искусство представлено именами Мирона <#"justify">Список используемой литературы


Античная Греция. В 2-х тт. - М., 2000

Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1999

Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 2003

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004

Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1999

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эпоха античной культуры начинается с образования в 1Х-УШ веках до нашей эры греческих полисов - «городов-государств» на землях Эллады и Малой Азии и завершается с распадом Римской империи в V столетии н. э. В Греции и в Риме в эту эпоху интенсивно развивается животноводство, земледелие, ремесленничество, торговля. Растет имущественное неравенство семей. Благодаря широкому использованию труда рабов родовая знать накапливает богатство, а это приводит к борьбе за власть. Общественная жизнь нестабильна, что выражается в социальных конфликтах, войнах, политических переворотах.

Понятие «античный мир» (от лат. апглциш - древний) ввели итальянские гуманисты эпохи Возрождения, которые называли этим термином греко-римскую культуру как самую раннюю из известных им к тому времени. Это название сохранилось до сих пор, хотя были открыты и более древние культуры. Понятие «античный мир» употребляется как обычный синоним классической культуры, то есть того мира, где возникла наша европейская цивилизация.

История античной эпохи делится на две фазы - греческую и римскую античность. Государственная система, созданная в Греции, была особой - по масштабам страны и в соответствии с привычками ее жителей - представляла собой небольшие города-государства, в тех границах, которые определяла природа и родовая организация.

Социальные условия этих городов-государств можно назвать демократическими лишь с большими поправками. В эпоху высочайшего развития Афин (V ст. до н. э.) из более чем двухсот тысяч жителей этого города лишь двадцать одна тысяча, то есть одна десятая, действительно могла пользоваться полнотой гражданских и политических прав. Общественное устройство, основанное на рабстве, не может сЧитатися обществом равенства и свободы. Тем не менее, по сравнению с восточными деспотиями такое устройство все же было в Греции прогрессивным: борьба между низшими и высшими слоями рабовладельческого общества привела к поражению родовой аристократии и уничтожению единоличной диктатуры правителей (тиранов) и, в конце концов, к установлению рабовладельческой демократии. Обслуживаемые рабами свободные граждане наслаждались благами жизни в упорядоченных, на их взгляд, небольших государствах.

Эти государства образовались вокруг городов, которые становились их экономическими и культурными центрами. Гражданин такого города-государства («полиса») ощущал себя по-настоящему независимым.

Античная культура на протяжении всего времени имеет мифологический характер, поглощает и обрабатывает разрозненные племенные мифы, объединяет их в единую религиозно-мифологическую систему. Уже в VIII - VII столетиях до н. э. в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теогония» и «Труды и дни» эта система приобретает тот вид, в котором она становится основой всего античного мировоззрения. На основе мифологии возникло и греческое классическое искусство.

Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство, которые вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но со временем они приобретают другое содержательное значение, которое выходило за пределы мифологии. Философское мышление, в отличие от мифологического, старается объяснить действительность путем рационального, логического суждения, а не путем повествовательного характера художественного образа, достоверность которого с самого начала находится вне всяких сомнений. Средствами философского суждения становятся не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. В противоположность мифологии, философия четко отделяет факты и логические умозаключения от бездоказательных вымыслов и предвидений.

Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, поставив вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в действии богов, а в логических обобщениях фактов. Это дало возможность ему сделать вывод, что первоосновой является вода. В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля. Но все чаще греческие философы в обосновании своих мыслей используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им оформить свои мысли в образы мифологического языка). Одновременно с философией, которая уже в Древней Греции получает автономную независимость от мифологии, развиваются и начальные формы научных знаний - астрономии, математики, медицины. Сократ вернул греческую философию к изучению человеческой души. Вершиной греческой философии были учения Платона и Аристотеля, в которых философы попытались свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.

Искусство древней Греции, как и философия, опиралось на мифологию и черпало из нее свои темы и сюжеты. Произведения искусства приобретают свою собственную эстетичную ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными ценностями. Искусство становится самостоятельной областью культуры, сферой деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают и дифференцируются как особые его виды архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, лирическая поэма, драма, театр.

Характерные особенности искусства:

> создателями античной культуры были древние греки, которые называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Греческое искусство развивалось под влиянием трех очень разных культурных направлений: эгейского, дорийского, восточного.

Но это был лишь подготовительный этап греческого искусства, которое демонстрировало какую-то норму, какую-то основу. Полностью идеал этого искусства начал обнаруживаться позже, на новом этапе развития древнегреческого общества;

> основой греческого искусства была мифология. Коренное отличие античной культуры от культуры Египта, Месопотамии или Скифии вытекает из самого характера греческой мифологии, которую потом, только переименовав на свой лад, позаимствовали римляне.

Как любая другая, греческая мифология представляет собой художественное творчество народа, она воплощала в конкретные образы таинственные силы природы. Греческая поэзия, и в первую очередь гомеровский эпос, придавали народным легендам законченный повествовательный характер.

Мифологические легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-иному, чем мифы, которые возникали в других краях, представляли человека в борьбе за торжество над природой. Греческая мифология знаменует конец сил, стихий природы, которые имеют власть над человеком. Он, человек, принимает природу такой, какой она есть, он борется с опасностями и тайнами, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией, рабским обожествлением идолов.

Жизнь для эллина - борьба, а за жизнью наступает смерть, но жизнь не только борьба, главное в жизни - радость. А радость порождает улыбку. Греческое искусство отмечено спокойной улыбкой радости человека. Итак, греческая мифология создала богов, которые воплощали в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живет мир;

> е сли древний грек воспринимал природу не в ее неразгаданных тайнах, а в ее видимой объективной реальности, его искусство должно было стать реалистическим. Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в точном копировании природы, а в завершении того, чего не смогла или не успела довершить природа. Итак, искусству необходимо создавать такое совершенство, какое природа лишь начала, но сама не смогла достичь (боги Олимпа - Зевс, Афродита, Афина - кто они, как не люди, которые стали еще прекраснее и получили в своем человеческом совершенстве бессмертие).

Реализм - основа греческого искусства, но, как уже было сказано, цель этого искусства - не просто копирование природы. В произведении искусства сходство изображения

должно быть озарено вдохновением, которое превращало художника в соперника природы. Греческие художники стремились к максимальному правдоподобию, чтобы раскрыть всю красоту реального мира, с верой в то, что в ней возможна высшая гармония.

Главная тема греческого искусства - человек. Полностью выявить все возможности человека - такой была цель искусства, поэзии, философии и науки.

Греческое искусство твердо становится на путь гуманизма. Цель греческого искусства - создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна физическому и духовному совершенству человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное стремление к самосовершенствованию.

Архитектура. В отличие от критской архитектуры, которая имела вид дворцов, архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала особое назначение. В них не собирались для моления, так как культовые церемонии проводились перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм предназначен исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).

Какой необыкновенной красоты должно было быть это здание, в котором находилось совершеннейшее творение: образ бога, который воссоздает человеческие черты.

Кредо античной архитектуры - мера. В основе ее художественного влияния лежит пропорциональная согласованность, которая возникла в результате изучения тектонических законов окружающего мира, в том числе удивительного строения человеческого тела. Поэтому эта архитектура была в каком-то плане антропоморфная (подобная человеку, соотнесенному с его пропорциями). Основой ее смыслового значения было единство конструктивной и художественной тектоники.

Уже в архаическую пору в греческой архитектуре четко выделились два стиля, или ордера: дорический и ионический. Ордер (устройство, порядок) определяет структуру колонн и размещенной в верхней части здания крыши.

Роль колонны в греческой архитектуре была Б большой и многообразной. Колонны окружали целлу (помещение для статуи божества), определяли всю внешность храма. Греческая колонна - это остановленная симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты

Ордеры архитектурные А - дорический; Б - ионический

и выразительности, это абсолютная завершенность отдельных частей и целого, это утверждение какого-либо идеального порядка, которого изначально добивается человеческий гений.

Высочайшего расцвета культура Античной Греции достигает в сороковые и тридцатые года V ст. до н. э. Этот период был кульминацией расцвета Афин. Слава Афин, величественность и красота этого города в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии- Перикла. Прежде всего, Перикл решил отстроить Афинский

Фронтон древнегреческого храма

Акрополь (верхний город), так называли укрепленную часть древнегреческих городов, которая строилась на самом высоком месте.

Афинский Акрополь

В ансамбль архитектурных сооружений Афинского Акрополя классического времени входили следующие архитектурные памятники:

Храм Парфенон, посвященный покровительнице города Афин - Афине;

Храм Ники Аптерос (бескрылой). Архитектор Калликрат 449-420 гг. до н. э.;

Храм Эрехтейон. 421- 406 гг. до н. э.

Храм Парфенон строился под общим руководством Фидия. По договоренности с Пе-риклом он пожелал воплотить в этом наибольшем памятнике Акрополя идею торжества демократии. Парфенон - наилучший храм, выполненный в дорическом стиле.

Храм Парфенон

Парфенон был также хранилищем, государственной сокровищницей, государственным банком. В казну богини Афины поступали разные пожертвования. Значительную ценность в денежном эквиваленте представляла драгоценная металлическая посуда и другие драгоценности, многие из которых были подарены дружественными городами, доходы с земель, которые принадлежали богине, часть от доходов серебряных приисков. В Парфеноне сохранялась также главная статуя храма, выполненная в хризоэлефантинной технике (греч. «хризос» - золото, «элефас» - слоновая кость). Второе назначение Парфенона состояло в том, что это было культовое здание, тесно связанное с праздником Панафиней и с Панафинейской процессией. Во время архитектурных обмеров Парфенона обнаружили, что в здании, как и в человеческом теле, нет ни прямых, ни равных плоскостей: все линии выгнутые, плоскости чуть выгнутые или вогнутые, оси колонн, при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте двух километров. Парфенон кажется естественно и органически вписанным в высокую скалу Акрополя.

Храм Ники Аптерос (бескрылой)

Храм Ники Аптерос. Последняя четверть V ст. до н. э. Мрамор, высота колонны - 4,04 м. Построенный около 425 года до н. э. архитектором Калликратом, храм Ники Аптерос-одно из прекраснейших зданий ионического ордера классической эпохи. Имел по четыре ионических колонны с западной и восточной сторон и глухие стены с юга и севера. Храм является особым типом-амфипростилем. В небольшом (3,74x4,19 м) внутреннем помещении стояла статуя богини победы - Ники. По легенде, Ника была задумана и создана без крыльев, так как жители Афин хотели, чтобы Победа всегда осталась с ними и не могла покинуть город.

Храм Эрехтейон (421-406 гг. н. э.). Последним зданием Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею. Это единственный храм Акрополя, который имеет в плане асимметрический характер. Здесь впервые в истории мировой архитектуры в западном портике храма роль колонн выполняли скульптуры женских фигур - кариатид.

Скульптура. Как уже было сказано, архитектура и скульптура составляли в Греции единое органическое целое. Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысло-вую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли тектонические и несущие формы перекрытия и конструктивных частей здания. Скульптурные композиции помещались на фронтонах и метопах здания, а в ионическом ордере окружали рельефный фриз.

Первые греческие скульптуры еще отображают влияние Египта: фронтальность и неуверенное преодоление скованности движений - выставленной вперед левой ноги или руки, прижатой к груди. Эти каменные скульптуры, чаще всего Поликлет. Дорифор из мрамора - атлеты, победители в соревнованиях. Можно

сказать без преувеличения, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Художника вдохновляла красота тренированного, стройного тела, а прекрасные статуи вдохновляли юношей на тренировку, давая им образец физического совершенства.

Еще одним прообразом для скульптур были юные женщины в хитонах или плащах. Как правило, греческие женщины не принимали участия в спортивных соревнованиях, поэтому красота женского тела не сразу засияла в искусстве.

Тела греческих статуй чрезвычайно одухотворены. Тело и психика осознавались в их неделимости. Позы могли быть самыми простыми, почти будничными: Ника, которая надевает сандалии, мальчик, который вынимает занозу из пятки. Эти движения совсем не обязательно воплощали что-то высокое.

Создание идеальных образов людей отличает творчество великих скульпторов V века до нашей эры: Мирона - знаменитый «Дискобол» (атлет, которого скульптор изобразил в спокойной позе легкого медленного движения - это пластический гимн ясности ума, мудрому равновесию), Поликле-Мирон Дискобол та - «Дорифор» (Копьеносец). Лица греческих статуй

в классический период мало индивидуализированы, отражены в вариациях общего типа, но в этом типе воплощен высокий духовный смысл.

Керамика. Самым ярким отражением греческой живописи была греческая керамика. Греческая керамическая посуда была довольно разнообразной по форме: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - сосуды для сохранности вина и ношения воды; кратеры с широким горлом - для хранения зерна, растительного масла и меда; объемные кратеры - для вина, смешанного с водой, обычного напитка греков; изысканной формы гидрии - сосуды для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; килики - чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы - для ароматного масла и др.

Все они отличаются удивительно изысканной формой, которая в каждом сосуде определялась ее назначением. Искусство керамики быстро совершенствуется в позднеархаи-ческую эпоху. Чернофигурные вазы характерны для VI столетия, по их изготовлению первое место занимает Аттика с ее столицей Афинами.

Чернофигурная керамика исключительно декоративная. Рисунок переводился на глиняный желтый, оранжевый или розовый фон сосуда. В основе рисунка силуэт, так что фигура изображается не объемно. Детали обрабатывались резцом подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур закрашивали в белый цвет, не зарисованную часть вазы вскрывали лаком, который придавал ей металлический блеск.

Чернофигурную роспись в керамике в конце VI столетия заменяет более совершенная - краснофигурная роспись. В ходе росписи человеческие фигуры оставляли в теплом цвете глины, а фон вскрывали блестящим черным лаком. Детали уже не гравировали, а наносили тонкими черными линиями, и тонкими, едва заметными, бледно-желтыми штрихами. Это давало возможность «отрывать» фигуры от плоскости, прорисовывать их мускулатуру, изображать тонкие складки одежды и т. п.

Римская античность заимствует большинство идей и традиций греческой культуры. История Античного Рима охватывает период с VIII ст. до н. э. по VI ст. н. э. Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе росла военная мощь Рима.

Падение Карфагена в 146 г. до н. э. было переломным событием, начиная с этого времени Рим завоевал Грецию. Собственные художественные традиции римлян были довольно бедными. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие названия. Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и т. д.

Римская культура с самого начала несла в себе зерна упадка. Так как рабовладельческий Рим был последним актом рабовладельческого общества, он вышел на сцену, когда противоречия этого общества достигли угрожающей остроты. Овладев греческой культурой, римляне обогатили ее замечательными открытиями в области строительной техники. Римляне первыми стали использовать в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко использовали рядом с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод, купол.

Характерные особенности искусства. С провозглашением Римской империи (I -V ст. н. э.) перед искусством была поставлена задача прославления личности правителя и его власти.

Девять грандиозных акведуков (от лат. aqua - вода, duko - веду - сооружение для подачи воды) доставляли воду в императорский Рим. Римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить эти «огромные каменные сооружения с бескорыстными пирамидами Египта». В этих словах ключ к пониманию важнейшего стимула римского искусства - культа полезности - нужным, полезным было лишь то, что удовлетворяло таким стремлениям.

Власть римских императоров ст. н. э.) подчеркивают грандиозные памятники архитектуры: прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани - термы, амфитеатры.

Римская архитектура не может срав ниться художественными достоинствами с греческой, но она

величественна, довольно эффектна

" " 4 4 Триумфальная арка 1ита

и в своих инженерно-строительных

достижениях была значительно выше простой балочной конструкции греческого храма.

В I и II столетиях был построен знаменитый Колизей - амфитеатр, который вмещал одновременно пятьдесят тысяч зрителей, которые через восемьдесят входов и выходов могли быстро заполнить и освободить амфитеатр. Здесь происходили гладиаторские бои и травля зверей. Арена амфитеатра - деревянный подвижный пол, который заполнялся водой из подведенного к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались морские битвы.

Художественную основу Колизея составляли ритмы внешней стены по вертикали и горизонтали. Колизей делится на три яруса аркад, четвертый ярус глухой стены был увенчан круглыми щитами, которые усиливали эффект широты здания, «поддерживали» ритмичность арок нижних этажей и украшали его.

Самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 метра «храм всех богов» - Пантеон (118-125 гг.). Здесь впервые была решена проблема организации большого внутреннего пространства: объединение стены и свода, стены и купола. Греция не знала такого сферического охвата пространства, а Европа поздних времен узнала благодаря Риму.

Скульптура. Римское изобразительное искусство формировалось под влиянием этрусского и греческого искусства, но не наследовало эти традиции, а выработало свои характерные особенности - в Риме получил распространение скульптурный портрет, и именно в этом сказалось своеобразие римского изобразительного искусства.

Римский скульптурный портрет получил свое начало от традиции снимать с лица умершего человека гипсовую маску, из которой делалась отливка, точно повторяющая его черты. Приемы снятия маски римляне переняли из Греции. Маски для греческого скульптора были подсобным материалом в ходе создания портрета. Римские мастера, которые работали над созданием портрета в мраморе или

Портрет Каракаллы

бронзе, точно следовали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности лица.

Мраморные римские портреты повторяют египетскую скульптурную технику, поэтому римский скульптурный портрет - явление по своему характеру своеобразное: он не похож ни на египетский, ни на греческий. Римский портрет - это сама история Рима, представленная в лицах, история его небывалого подъема и трагической гибели.

С развитием общественной жизни и ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется статуя римлянина, закутанного в тогу (тогатус) - большой широкий плащ, одетый поверх туники. Перекинутая через плечо тога образовывает три группы округлых складок: на

груди возле пояса, возле колен и внизу.

Римские портреты периода упадка Рима с бесстрастностью зеркала рассказывают о глубине кризиса общественного сознания. В 395 году Римская империя распалась на Западную - латинскую и Восточную - греческую. В 476 г. Западная Римская империя пала под нашествием германцев. Открылась новая страница и в истории культуры - культура средневековья.

Портрет мальчика

Культура арабского Востока. Под культурой арабского Востока (У-ХУ1 века) подразумевают культуру Аравии и тех стран, в которых сложилась арабская народность - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки.

Ведущую роль в процессе арабизации сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров, большинство которых со-

ставляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами «^та^ во имя Господа...» («араб» - означало «лихой наездник»). В среде кочевых племен

зародился ислам (с арабского буквально «покорность»). Ислам - будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек - пророк Мухаммед (в русском языке встречаются также варианты написания имени пророка - Магомет и близкий к арабскому произношению - Мухаммад), биография которого довольно хорошо известна.

Мухаммед рано осиротел и его воспитывали родственники, в молодости он был пастухом, а в 25 лет женился на 40-летней богатой вдове, матери нескольких детей. Это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше - вопросами веры: свои первые откровения он получил во сне - ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, Господа. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку, переселился в другой город (Медина - город пророка); вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года - бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.

Ожесточенная война между Меккой и Мединой закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама, тогда же формируется мусульманское государство - Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила - важнейшая святыня ислама.

Уже к VIII в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале X в. распалось на отдельные самостоятельные части - эмираты.

Что же касается арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, - она в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам.

Ислам. Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI - начала VII вв. были язычниками. Однако мусульманство является самостоятельной религией, основные положения ислама сводятся к следующему.

Мусульмане верят в единого Бога-Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди - пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос, - таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания».

Видя в Христе пророка, ислам выступает против христианского учения о единосущ-ности Христа с Богом и против представления о Троице в целом, утверждая, что «богу не свойственно иметь детей» и «откуда будут у него дети, когда не было у него подруги».

Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из

глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей - телесной и духовной. Женщина Ева (Хава) вышла из ребра Адама во время его сна.

Ислам учит, что счастливый период жизни в раю в истории человечества остался позади. Жизнь в здешнем мире, уверяет ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие»; за повседневной суетой человек не должен забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.

Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие - всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записаны в Книге Судеб. Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени.

Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля Бога и человека: ведь Аллах всемогущ, он создал людей и их поступки, все происходящее в мире - и доброе, и злое - предначертано Аллахом. Нужно ли восхвалять праведников, ненавидеть грешников и если воля Аллаха абсолютна, то где различия между добром и злом?

В X в. ответ на этот вопрос попытался дать известный мусульманский богослов аль-Ашари (школа шафиитов), который утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. Другие известные богословы аль-Матуриди и Абу Ханифа (школа хани-фитов) утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих.

Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе; уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне: хараждиты, сунниты, шииты. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

На рубеже VП-VШ вв. в исламе сложилось еще одно течение - суфизм, его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с Богом.

Коран. Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман - Коране (от араб. куран - чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке. Ученики пророка выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм - четким.

Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие - к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.

Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка, - таким образом, роль арабского языка в становлении культуры арабского Востока огромна: наряду с исламом он был мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Принято сЧитати, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху раннего средневековья на базе староарабской поэзии и Корана. Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культурная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов - Исмаилу.

В средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку.

Существует множество переводов на русский язык первой суры Корана, текст которой обязан знать каждый мусульманин. Известный русский востоковед Гордий Семенович Са

блуков (1804-1880), который первым перевел Коран на русский язык, озаглавил эту первую суру корана «Ал-Фатиха» («Открывающая») так: «Отверзающая двери к досточтимому чтению». Вот ее текст:

Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Слава Богу, Господу миров, Милостивому, Милосердному, держащему

в Своем распоряжении День суда! Тебе поклоняемся и у Тебя

просим помощи: веди нас путем прямым, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех,

которые под гневом, не тех,

которые блуждают.

Надо учитывать, что текст Корана на арабском языке, являющийся Священным Писанием мусульман, представляет собой поэтическое произведение. Поэтому кроме «перевода смыслов» предпринимались попытки показать и поэтические достоинства Корана. Вот как переводил «Фатиху» Василий Эберман (1899-1937):

Хвала Аллаху, который миров Господин,

Милостивый, Милосердный Он один.

Дня Страшного суда Властелин,

Тебе мы поклоняемся.

Помощь дается нам Тобою одним.

Веди нас по пути тех, кто Тобою водим.

По пути тех, на кого простерлась милость Твоя.

На кого Ты не гневаешься,

Кто не знает заблуждения кручин.

Арабизация в средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.

АЛ-ФАТИХА

Во имя Господа, Чье сердце милосердно, Чьей милости хотим, о ней прося усердно! Хвала Ему, Властителю миров, Над бытием простершему покров. Тому, Чье к тварям сердце милосердно, Чьей милости хотим, о ней прося усердно! Владыке дня Последнего Суда Хвала вовек и преданность всегда! Служа Тебе, к Тебе взывая в страхе: «Нам помоги!» - простерты мы во прахе. Веди нас, Боже, праведным путем, Дорогой тех, кто одарен Тобою, Не тех, Твой гнев над чьею встал судьбою, Не тех, кто бродит в сумраке густом.

(Перевод Т. Шумовского)

Арабская культура. Уже в раннее средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, который пользовался

Сура (глава) из Корана. Образец арабской книжной графики XIV в.

ритмической прозой. Ритмов было множество: полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни».

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии: IX в. - два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов; X в. - «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), созданная писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта.

О великих поэтах арабского Востока Абу Нувас (747-813), Абу ль-Атахия, Аль-Му-танабби, Абу-ль-Ала аль Маари (973-1057/58) не сохранились полные и достоверные сведения.

В X-XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки: про Али-бабу, Алад-дина, Синдбада-морехода. Героями сказок были принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Мировую славу математику и философу Омару Хайяму Гиясаддин Абу-аль-Фахт ибн Ибрахим (1048-1122) принесли его стихи - философские и вольнодумные. Самая известная его книга - рубайят. До нашего времени дошло около двух тысяч четверости-шей - рубаи, которые исполнялись устно, возможно пелись. Рубаи было легко запомнить, каждое из них - маленькая поэма. Поэт славит движение, вечное и непрерывное, но Хайям не замкнут в кругу своих научных интересов. В стихах, а так оно было, вероятно, и в жизни мы находим его в веселом кругу друзей на лоне природы. Всегда с легкой усмешкой на устах. Острого слова его не миновать и самому Аллаху.

Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай! Ну, а кто не грешил - разве жил? Отвечай! Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье Ты ответное зло совершил? Отвечай!

Изначальней всего остального - любовь, В песне юности первое слово - любовь. О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы да и культуры в целом приходится на VIII-IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени раннего средневековья.

Значителен был вклад арабов в математическую науку: Абу-л-Вафа (X в.) - создатель теоремы синусов сферической тригонометрии, таблицы синусов с интервалом в 15°, понятия «отрезки, соответствующие секансу и косекансу».

Омар Хайям написал «Алгебру», в которой содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени; занимался проблемой иррациональных и действительных чи

сел; ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия»; в 1079 году он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

Ибн-аль-Хайсам - выдающийся ученый Египта, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов достигла медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн Сина - Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, - «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази - известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Арабская философия развивалась на базе античного наследия, учеными-философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870-950), Ибн Сина («Книга исцеления») - Х в. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

Развивалась и историческая мысль; ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди - авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн Халдун, первым из арабских историков попытавшийся создать теорию истории.

На рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В X-XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Архитектура. Известные памятники архитектуры VII в. - мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе. Тогда был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, украшенный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII-VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал.

С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены надписи - арабская вязь. Такой орнамент европейцы называли арабеска.

Объектом хаджа (хадж - паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам - одна из основных обязанностей мусульманина) стал Кааба - храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. В исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате

Мечеть Гаухар-шад. Мешкед. 1405-1418. Иран

живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветастость и узорчатость. Сочетание ярких красок было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный - это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен для немусульман.

Быт и нравы арабов. В Коране содержатся обрядовые, юридические установления, которые регулируют различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат (от араб. шариа - буквально «надлежащий путь») - важнейшая часть мусульманского права, его источник, является важнейшей составной частью

системы ислама. Вознесение пророка Мухаммеда. ттт,

11 ^ Шариат формировался в те-

Средневековая арабская миниатюра Д, ., £. т„ ґ

чение уП-уШ вв. К IX в. на базе

норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки - сон, еда, вступление в брак - не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, но не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового арабского Востока, склонного к роскоши: еда, благовония.

К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты - на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, - строго соблюдались.

Положение мужчины и женщины. На основе Корана было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины.

Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, Памятник Ходже Насрад-Дину а число законных жен было ограничено четырьмя. Было в Бухаре

подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии. Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.

Мифология арабского Востока. Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой - это была «ладонь Фатимы» - по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатимы», так же как и другие амулеты - плоские серебряные лягушки-близнецы, серебряные броши, раковины каури - предохраняли человека от сглаза.

Сглаза очень боялись и им объясняли многие явления в жизни - от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.

Большое значение на арабском Востоке придавалось снам: там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Ди-навари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», - сказано в Коране.

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возник -Магический жест правой руки шей у племен Аравийского полуострова в VII в.

в Магрибе Наибольший расцвет арабской культуры пришелся

на VIII-XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом - арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам - самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам - вторая по числу последователей мировая религия.

Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

· Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

· Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

· Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

· Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

· Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо А, до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Критскую цивилизацию иногда называют “дворцовой” цивилизацией. На острове находился целый ряд городов-государств. Центром каждого государства был дворец. На Крите найдены остатки обширных дворцов. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь самого известного Критского дворца - в Кноссе - велика (24 тысячи квадратных метров). Здание было двух-, а возможно, и трехэтажное; дворец имел прекрасную систему водоснабжения, терракотовые ванны, продуманную вентиляцию и освещение. Кносский дворец заставил ученых вспомнить греческий миф о Лабиринте. Раскопки показали, что художественная фантазия греков имела под собой реальную почву.

Стены помещений дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка. Исследователи полагают, что образ могучего и свирепого бога - быка олицетворял дикие разрушительные силы природы. В раскопках встречается изображение и другого божества - великой богини-Матери, которая имеет разные воплощения: то грозной повелительницы диких животных, то благостной покровительницы растений. Но на Крите не найдено ничего, похожего на храмы. Вероятно, религиозные церемонии совершались в священных рощах и пещерах.

Живопись - это главное украшение критских дворцов. В ней явственно ощущается влияние египетского художественного канона (например, тип построения фигуры). Но за сходством обнаруживаются более глубокие различия. Вместо строгого геометризма форм, симметрии, суровой величественной простоты египетского искусства в критских росписях на первый план выходит непринужденность, изысканность и прихотливость форм, асимметрия. Эти качества характеризуют и настенную живопись (в которой очень часто встречаются изображения женщин - “придворных дам”), и декоративно-прикладные изделия. Многие предметы быта, найденные в помещениях Кносского дворца, выполнены на высоком художественном уровне. Это, прежде всего, керамика - сосуды различных форм и различного назначения. В критской керамике преобладают морские мотивы.

В конце XV века до н.э. остров Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Мнения исследователей о причинах катастрофы расходятся. Многие считают, что остров подвергся опустошительному завоеванию греков-ахейцев с территории Балканского полуострова. Возможно, сюда присоединилось и стихийное бедствие - землетрясение, извержение вулкана.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Микенская культура (по названию одного из раскопанных городов - Микены) была создана греками - ахейцами, но испытала значительное влияние критской культуры. Однако микенская культура значительно отличалась от критской. Изысканной, утонченной культуре Крита противостояла суровая и мужественная культура материковой Греции.

В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений, в то время как города-государства ахейской Греции были защищены мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Греки, в отличие от критян, не чувствовали себя в безопасности; их поселения были уязвимы с суши. Да и сами греки-ахейцы были более воинственны, чем критяне. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. Об одном из военных конфликтов, продолжавшемся 10 лет, рассказывается в знаменитой греческой поэме “Илиада”. Здесь миф переплетается с реальностью. Археологи нашли остатки реальной Трои на побережье Малой Азии. Не исключено, что Гомер преувеличил масштабы этого военного похода (согласно поэме, в нем участвовали почти все ахейские государства, а предводителем всего войска был избран царь Микен Агамемнон). Но историческая реальность этого похода ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

Суровость и мужественность микенской культуры нашли отражение и в тематике настенных росписей: излюбленными были сцены войны и охоты. Исчезает легкость и изящество критского изобразительного искусства. Керамика имеет более простой и однообразный орнамент. В микенской культуре широко использовалось золото. В гробницах правителей найдены разнообразные изделия из этого драгоценного металла: короны, кубки, украшения и, что самое интересное, золотые посмертные маски царей. Оружие - бронзовые мечи, щиты, кинжалы - инкрустировалось золотом и серебром.

До 50-х годов XX столетия микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но в 1953 году ученые смогли прочесть глиняные таблички микенских дворцов. Была расшифрована письменность ахейской Греции - так называемое слоговое линейное письмо Б. Но дешифровка не смогла дать ответы на все вопросы исследователей. Тексты глиняных табличек содержат в основном сведения хозяйственного характера. Многое в истории микенской культуры и цивилизации остается невыясненным.

Как и критскую, микенскую культуру постигла катастрофа. Она была уничтожена нашествием с севера Балканского полуострова других греческих племен - дорийцев. Дорийцы находились на значительно более низком уровне развития, чем жители Микенской Греции. Поэтому следующий за крито-микенской эпохой период получил название “темные века”. Другое название этого периода - гомеровский. Именно к этому времени относят исследователи создание поэм “Илиада” и “ Одиссея”, которые являются важнейшим источником информации о “темных веках”. Поход на Трою состоялся еще в догомеровскую эпоху (в XIII или XII веке до н.э.). Но Гомер повествует о событиях прошлого на фоне современной ему действительности. Из этих поэм ученые черпают сведения о религиозных верованиях, семье, хозяйстве, традициях и других сторонах жизни греков в данный период.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Результаты раскопок показывают, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Вместо полисной системы (полис - это город-государство) вновь утверждаются родовые отношения. Была уничтожена письменность (не найдено ни одной надписи этого периода). Не сохранилось ни одного крупного архитектурного памятника (очевидно, строили из дерева или необожженного кирпича). Нет памятников скульптуры и живописи. В росписи керамики безраздельно господствует так называемый геометрический орнамент, что является признаком первобытного искусства.

Таким образом, во многом это было время культурного упадка. Но вместе с тем, как считает большинство исследователей, это был период накопления сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело освоение греками выплавки и обработки железа.

Архаический (от греческого слова “архайос” - “древний”) период, по мнению некоторых исследователей, - это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества. Это период возникновения и укрепления полисной системы, строительства городов, развития ремесла и торговли, складывания внутригреческого рынка. Величайшим достижением архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Греки заимствовали финикийский алфавит, добавив в него знаки для обозначения гласных звуков. Создание алфавитной письменности способствовало постепенной демократизации системы обучения. Это позволило со временем сделать грамотными почти всех свободных жителей Греции.

Именно в этот период происходит складывание собственно греческой культуры. На процесс ее формирования значительное влияние оказали три культурных фактора: эгейская культура (еще сохраняющаяся в Малой Азии), культура греков - дорийцев, восточная культура (Египет и Месопотамия). В архаическую эпоху греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Себя греки именовали эллинами, а свою страну - Элладой. Этническое самосознание греков находило выражение и в некоторых общественных установлениях. Начиная с 776 года до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения . Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура - культура Древней Греции и Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала - апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции .

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.


Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера , Гесиода , Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека - гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления - полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис - это организованная структура, космос - обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека - это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима .

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи .

Период правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.