Правила изображения в египетском искусстве. Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Два мнения по поводу искусства Древнего Египта

Мнение № 1

Искусство Древнего Египта кратко обо всем...

Искусство Древнего Египта это прежде всего - архитектура, скульптура, музыка, живопись.

О архитектуре кратко

Египтяне создали много замечательных архитектурных сооружений. Памятниками архитектуры третьего тысячелетия до н. э. созданные егептянами являются уже известные нам пирамиды.
Во втором тысячелетии до н. э., когда в результате грабительских войн усилился приток богатства и рабов, египтяне воздвигли величественные храмы богам. Храмы строились из «вечного камня» — гранита и известняка. Больше всего было храмов в Фивах, самом богатом и великолепном из египетских городов. В честь бога Амдна-Ра был создан знаменитый многоколонный Карнак- ский храм, строительство которого завершилось при Рамсесе II. Главный зал Карнакского храма имеет площадь в 5000 кв. м, в нем 134 колонны.
Некоторые из этих колонн так велики, что на верхней площадке их может уместиться сто человек. Колонны имеют верхушки в виде пучков папируса или цветка лотоса. Залы древних храмов как бы изображали нильские заросли.
Храмы вырубались также в скалах. Самый крупный из таких скальных храмов расположен в Нубии, завоеванной Египтом. Он одновременно являлся и крепостью.

Внутренность египетского храма. Колонны поддерживают крышу. На колоннах — изображения богов и фараонов.

О Скульптуре Древнего Египта кратко

Высокого мастерства египтяне достигли в скульптуре — искусстве лепить из глины, вырезать из камня и дерева, отливать из металла изображения людей и животных

Египетская скульптура служила в основном религиозным целям. Скульптурное изображение египтяне считали «двойником» умершего В мастерской скульпторачеловека, как бы продолжавшим его жизнь.
Египетские скульпторы создавали статуи фараонов, военачальников, чиновников, жрецов. Фараонов скульпторы изображали сидящими на троне. У них суровые и властные лица, величественные позы.
Скульпторы умели правдиво, реалистически передать внешность людей и их одежду. По статуям мы можем себе представить, как выглядели, во что одевались древние египтяне. В гробницах нередко находят небольшие деревянные фигурки рабов и слуг. Знание народной жизни позволило египетским скульпторам искусно изобразить пастухов со стадами, ткачей, гребцов, носильщиков.

О живописи Древнего Египта кратко

На стенах египетских гробниц. В мастерской скульптора, сохранилось множество рисунков. Изображение фараона на троне. Египетская скульптура.

Египетский рисунок отличался от нашего. При изображении человеческой фигуры лицо давалось в профиль, глаз — анфас и плечи — развернутыми.
Египетские художники хорошо знали и любили родную природу долины Нила. Яркими, сочнымиИзображение фараона на троне. Египетская скульптура. красками они рисовали животных и птиц в зарослях тростника, рыб в нильских волнах.
По рисункам мы представляем себе, как проходили "полевые работы: пахота, посев, жатва, молотьба, как трудились различные ремесленники. Египтяне создали немало обличительных рисунков. На одном из них шакалы пасут стадо коз. Нетрудно понять, что шакалы — это чиновники, которым доверили «пасти» народ.

О музыке Древнего Египта кратко

На стенах египетских гробниц сохранились изображения людей с музыкальными инструментами: арфой, флейтой, барабаном и др

Музыка звучала в храмах во время религиозных церемоний; музыка и пение услаждали слух фараона и его вельмож; под песню в поход шли египетские воины. Создавал свою музыку и народ.
Песни звучали под такт ударов молотов, помогая тяжелому труду каменотесов, песни сочинялись гребцами, носильщиками, изнемогавшими под тяжестью мешков с зерном:

Должны ли мы день целый Таскать зерно и белую полбу? Полны ведь уж амбары, Кучи зерна текут выше краев. Полны корабли, И зерно ползет наружу, А нас все заставляют таскать. Воистину из меди наши сердца!

Использование рабовладельцами искусства в классовых целях

Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов

Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Огромные статуи, достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота, пасущего гусей, и шакалов, пасущих коз. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Огромные храмы с несметным количеством колонн, исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков.с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Если фигурки бедняков и клали в

Египетский храм на берегу Нила. На противоположном берегу реки видны горы, возделанные поля, селения. Реконструкция

гробницы, то только для того, чтобы они, как учили жрецы, служили своим господам и после смерти, как служили им при жизни. Искусство находилось под влиянием религии, сковывавшей свободное творчество архитекторов, скульпторов, живописцев, музыкантов.

Огромные храмы с несметным количеством колонн, исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков

Мнение № 2

Для того, чтобы рассказать об искусстве Древнего Египта кратко, следует обратить внимание на отдельные его направления. Это скульптура, живопись и архитектура.
Изначально все направления древнеегипетской культуры своими корнями уходят глубоко в прошлое, в период первобытности. Из первобытной эпохи египетское искусство унаследовало анимизм и тотемизм, которые проявлялись при изготовлении статуй. Особое место в искусстве египтян занимал культ загробной жизни. Они стремились максимально продлить жизнь после смерти, оттуда и пошли традиции мумифицирования тел и строительство гробниц, снабженных всем необходимым для загробной жизни.


Что касается живописи, то древнеегипетские художники старались изобразить человека не таким, какой он есть на самом деле. Особое значение придавалось наиболее выразительным чертам - например, огромные глаза. Изображаемые люди стоят боком, но при этом их плечи развернуты прямо на смотрящего. Ногами они стоят плотно на земле, опираясь всей ступней. Размеры фигур определялись социальным статусом - богатых и знатных людей изображали более крупными, чем остальных. Тематика древнеегипетских рисунков, в основном, посвящена жизни после смерти, путешествию человека в загробный мир. В качестве красок использовали минеральные вещества - охру красного и желтого цвета. Зеленый цвет получали из малахита, растирая его до порошкообразного состояния, синий - из лазурита. Черный цвет получали из сажи, а белый - с помощью известняка.


Скульптура Древнего Египта тоже была связана с жизнью после смерти. Египтяне верили, что душа умершего человека может переселиться обратно в сохраненное тело, поэтому помимо мумий, они изготавливали статуи умерших людей. Изображения были как реалистичные, так и идеализированные. Самыми совершенными и идеальными памятниками древнеегипетской скульптуры являются статуи сына фараона Снофру - Рахотепа и его супруги по имени Неферт. К началу Нового царства женские скульптуры стали изображаться более пластичными и мягкими.


Следует отметить и такую скульптуру, которая известна практически каждому жителю Земли. Это египетский сфинкс, считающийся самым древним и большим изваянием. Этот памятник высечен из скалы, находящейся на западном побережье реки Нил, на древнеегипетском кладбище в Гизе. Он представляет собой льва с головой человека. По некоторым сведениям историков, это было лицо фараона. А назначение этого огромного сооружения - 73 метра в длину и 20 метров в высоту, до сих пор окутано легендами. Считается, что сфинкс охраняет гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.


Архитектура Древнего Египта представлена преимущественно заупокойными храмами и гробницами. Самые знаменитые памятники древнеегипетской архитектуры - это пирамиды.
К началу эпохи Нового царства в Египте стали появляться сооружения, которые не относились к культу загробной жизни. Это были храмы богу Амону-Ра.


К концу первого тысячелетия до нашей эры, во времена Позднего царства, начался спад в культуре и экономике, что ознаменовалось сокращением строительства храмов. В культуре обозначился, так называемый, поворот к древности. Статуи стали изготавливать по тем же канонам и правилам, что и в старые времена. Но это не означает, что они стали хуже - мастера тех времен создавали замечательные скульптурные портреты.
В результате завоевания Египта Александром Македонским, искусство подверглось изменениям, в нем появились черты эллинизма. В этот период был построен Фаросский маяк, считающийся одним из семи чудес света. Однако, простояв полторы тысячи лет, маяк был уничтожен землетрясением.

И другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, - это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил , он ей остаётся и до сих пор.

    Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу . После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

    Скульптура

    Живопись

    Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске - грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк - и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными , дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным - яичная темпера , разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco» . Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются . Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных.

    Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире . Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

    Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.)

    Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, - привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору . Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов . Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен .

    Для искусства Среднего царства характерно развитие ювелирного дела.

    Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему...

    Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.)

    Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов . В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

    Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона , определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

    В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре , близ Фив . Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

    Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона , в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон , близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, - он обнимает жену, ласкает ребёнка.

    Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников - , а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

    Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей . Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

    Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства - всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

    Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

    Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

    Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

    Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

    В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность - пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

    Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

    Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

    Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

    Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно - на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

    К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

    Основная особенность скульптуры в этот период - монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

    Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

    В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

    Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

    В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

    Искусство и архитектура Нового царства

    Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

    В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

    Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее - роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

    Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

    Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

    Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры - пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

    Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

    Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

    Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта - храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

    Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

    Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

    Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

    Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы - всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

    Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, - достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

    Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

    Ювелирные украшения Древнего Египта

    В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум - уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

    Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

    Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

    Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

    Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

    Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

    Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

    Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

    Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

    Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций - суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

    Музыка и музыкальные инструменты

    Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

    В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

    Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

    Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

    Скульптура в Древнем Египте

    Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

    В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

    Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

    О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.

    Кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

    Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

    На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

    Именно египтяне дали миру основные архитектурные формы – колонну, пирамиду, обелиск.

    Древнее Царство

    В период один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

    Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

    Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

    Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

    Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

    Среднее царство

    Период Среднего царства – это XXI-XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

    Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

    Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.


    Тотемы номов Древнего Египта

    В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

    Пектораль – украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего.

    Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.

    Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

    Новое царство

    Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

    Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

    Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.


    С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

    Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

    Искусство Древнего Египта
    «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу»…(Из древнеегипетского папируса)
    Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита, т. е. было автохтонным. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм проявлялся в создании статуй-дворников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

    Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие - статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «санх» - «творящий жизнь».
    Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
    Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
    Скульптура

    Хатхор богиня неба, изображаласась в облике коровы, позднее с коровьими рогами, между которыми помещен солнечный диск.

    Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя, Ах - привидение, Ба - проявление сущности и Ка - душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин - желтым, волосы - черным, одежды - белым. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

    Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Другой тип египетской скульптуры - культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. На теле - набедренная повязка, на голове - убор. Лицо бесстрастно. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» - ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов - всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.

    Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.

    С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Сложившийся тип статуи Древнего царства представляет статуя фараона Снофру: шея имеет правильные пропорции, глаза слегка углублены в орбитах. В статуе фараона Микерина показаны полные щеки, прямой, слегка вздернутый нос, прекрасно очерченный, своеобразный рот. Скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента. Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
    Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. На статуях реалистических всегда свободные передники, а на головах плотно облегающие повязки, на статуях идеализированных - пышные парики, туго обтягивающие бедра передники, широкие ожерелья. Точные ритуальные функции двух различных статуй не выяснены.

    В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.е. контр рельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных наст. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом - символами власти.

    Рельеф — один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры располагающийся на плоскости и ориентирующийся на нее.

    Время правления V-IV династий - период наивысшего расцвета гробничных рельефов и росписей Древнего царства.
    Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы. Мастаба - современное название гробниц Древнего царства - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. Мастаба включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Наземная часть мастабы имела высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту - стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, и каменный жертвенник, установлений перед ложной дверью. В зависимости от знатности умершего мастаба имела такие дополнительные элементы, как сердаб, в котором помещались стелы, в надземной части могли находиться молельни и верхние камеры, куда захоранивали родственников умершего. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

    Мастаба — наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой

    Следующий этап оформления заупокойного храма - создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера в XXVIII в. до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных
    из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Пирамида Джосера достигала 62 м в высоту. Первоначально вход в нее находился с северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде также с ее северной стороны. У восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной. К югу от пирамиды Джосера обнаружена постройка с такой же планировкой погребальных камер, ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр, здесь также находился комплекс молелен, посвященных царскому юбилею. Здания ансамбля в камне воспроизводили формы деревянной и кирпичной построек: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий. В ансамбле впервые встречаются капители полуколонн в виде стилизованной раскрытой метелки папируса, капители в виде стилизованного цветка лотоса, а также протодорические - с каннелюрами, на самом деле повторяющими в камне связки тростника.

    Полуколонны еще не отделились от кладки стен. Стены залов были декорированы алебастровыми плитами, в некоторых - панно из зеленых фаянсовых плиток, воспроизводящих плетенку из тростника. Решающее значение создание Джосера имело в том смысле, что здания стали расти вверх и камень был определен как главный материал монументального зодчества. Возле пирамиды Джосера ученые нашли обломки его статуи и пьедестал с именем Имхотепа.
    В период IV династии в XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия - от ступенчатой пирамиды к классической. Переходный период отмечен возведением пирамиды Снофру, первого фараона IV династии в Дахшуре, имевшей в высоту более 100 м. При Снофру окончательно сложилась геометрическая форма пирамиды, наклон ее стен чуть более 46 градусов, еще довольно пологий по сравнению с классическими. Формирование канона завершилось созданием пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, сына Снофру, - самая известная из них. Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем ступени пирамиды были заложены камнями и под конец грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. Вызывает удивление и не имеет объяснения тот факт, что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь грубо отесан, не имеет крышки и шире прохода в камеру, т.е. не мог быть занесен в нее после строительства пирамиды. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального ансамбля. От нижнего заупокойного храма вел крытый коридор, по которому участники процессии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора и центрального двора. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. С четырех сторон в углублениях скалы помещались 4 деревянные ладьи, предназначенные для путешествия фараона по потустороннему миру. Вблизи пирамиды находился огромный могильник с масштабами знати и высших сановников. В отношениях высоты и основания пирамиды содержалось число «пи», при высоте в 318 локтей и основании 500 локтей отношение удвоенного основания к высоте отвечало священному для египтян числу. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

    Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Посередине храма возможно находилась статуя фараона, от обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипостиль с монолитными гранитными столбами. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Пирамида Микерина, как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Достигала в высоту 66,5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. В пирамидах Гизы впервые встречаются свободно стоящие колонны с круглыми стволами и четырехгранные.

    Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн. Основу Сфинкса из Гизы составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит.
    На голове Сфинкса надет царский платок, на лбу высечен урей - священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

    Еще один канон египетского храма - «Солнечный храм».
    Огромные затраты на строительство пирамид ослабили страну. Начались смуты, войны с соседями. После распада Египта около XXIII в. до н.э. начинается долгая борьба за его воссоединение. Фиванские правители Юга завершили объединение страны, однако подчинить номархов Среднего Египта им не удалось. В это время возникли местные художественные центры.

    Искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.)
    Расцвет Среднего царства связан с правлением XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними народами и сооружали крепости на границах с Нубией. В эпоху Среднего царства на видные места в государственном управлении
    начинают выдвигаться незнатные люди. Развивается бронзовое производство, возникает производство стекла. Значительные изменения произошли в области архитектуры.
    Происходит переоценка ценностей. В заупокойном культе сильнее ощущается моральных! аспект. Вступающий в мир мертвых должен предстать перед Осирисом.

    В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов - башен с проходом между ними. Создается новый тип капители - с головой богини Хатхор. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. По фасаду и бокам храма, возвышавшегося двумя террасами, проходили портики, на террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны были четырехгранными. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находился вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. От заупокойного к нижнему храму вела дорога, огражденная стенами, вдоль которой были установлены раскрашенные статуи царя.

    Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор, а сбоку от пандуса, ведшего на крышу нижней террасы, - два водоема. Снова возродилось возведение пирамид, но не таких огромных, как прежде. Строительным материалом теперь служил кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом и песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами. В отличие от пирамид Древнего царства эти пирамиды оказались недолговечными.
    При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме и был сооружен погребальный комплекс, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 тыс. кв. м, состоявший из множества залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Колоннады исполняли ведущую роль в оформлении и являлись его характерной особенностью. Архитекторы применяли и новый тип колонн с каннелюрами и прямоугольными абаками. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом» (по тронному имени Алиенемхета III - Ни- матра, по-гречески - Лабира).

    С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание стали уделять передаче возраста. Скульптурные изображения фараонов приобретают реалистические черты. Так, скульптурные изображения фараонов Сенусерта III и Аменемхета III реалистичны: глаза уже поставлены наклонно и глубоко сидят в орбите, лица проработаны. Произошли изменения и в построении рельефов. Их темы стали разнообразнее, так, в рельефах номарха Среднего царства Сенби в Меире в сценах охоты звери изображены среди холмистых пространств пустыни. В рельефах переданы сцены повседневной жизни - сбор папируса, работа ремесленников и т.д.
    Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)

    После изгнания гиксосов столицей Египта вновь стали Фивы, где развернулось колоссальное строительство. Зодчеству этой поры свойственна пышность и декоративная изысканность. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону, почитание которого объединяло в себе и поклонение солнечному божеству Ра. Наибольшее распространение получает тип храма с четким прямоугольным планом, включающим открытый двор,
    обнесенный колоннадой, колонный зал и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или баранами. Вход окаймляли каменные пилоны - сужающиеся кверху в форме трапеции стены, разделенные узким проходом посередине. Перед пилонами возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора по главной оси намечала прямую линию пути в колонные залы, к молельням и кладовым. Стены храмов покрыты монументальными рельефами.
    Архитектура

    К началу Нового царства храм отделяется от гробницы. Храмы Нового царства строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
    Из всех храмов фараонов XVIII династии выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшеп- сут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.

    Еще один скальный храм Нового царства - заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом - вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке - небо со звездами.

    Скульптура претерпела ряд изменений. Женские статуи стали более мягкими и пластичными.
    Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Этот период получил название Телль-аль Амарна.
    Фараон Аменхотеп IV произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону. Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу - Ахетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами (папирусовидными, лотосовидными и пальмовидными), статуи фараона, храм - Дом Атона.

    Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом.

    Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Нефертити показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
    В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.

    Искусство позднего периода (1085-332 гг. до и.э.)
    К концу 1 тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
    В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Устанавливается власть сначала представителей ливийской знати, затем династий Куша, Эфиопии и Ассирии. Борьбу с ассирийцами вели правители западной Дельты. Изгнав захватчиков, они образовали XXVI династию со столицей в городе Саисе.
    Во всех областях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
    Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта.