Проект мини музей в дошкольной образовательной организации. Музеи в детском саду от А до Я

Старший воспитатель: Носенко Татьяна Николаевна муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район

Почему мы создали мини-музеи. Часто ли наши дети бывают в них? Мы провели опрос и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, в нашей станице музеев нет и она располагается в месте, удаленном от городов, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс» , включающий мини-музеи в групповых помещениях и картинную галерею.

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями» . Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей измерительных приборов появился в подготовительной логопедической группе, а для малышей создали мини-музей птиц. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду» . В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель разработал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема) , описание (оборудование, экспонаты) , название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Методическая служба детского сада разработала порядок проведения презентации на лучший мини-музей, который был обсужден с коллективом по завершению. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Невзрачные лестничные пролеты превращены нами в привлекательную картинную галерею. На стенах размещены фотографии, репродукции картин с изображением видов природы и животных.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Описание мини-музеев по плану:

  1. Название.
  2. Руководитель.
  3. Расположение.
  4. Содержание и экспонаты.
  5. Цели и задачи.
  6. Как используется.
  7. Темы экскурсий.

Проведение презентации «Наш мини-музей» . Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. План проведения презентации был объявлен в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. Такие карты были заранее напечатаны и розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли педагоги детского сада. Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки» . Требуемые характеристики оценивались по трехбалльной системе (каждая - максимум 3 балла) . При обобщении материалов суммировались данные по всем критериям для каждого мини-музея. Таким образом, в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея. И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини-музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини-музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.

Карта оценки мини-музеев в группах

(заполняется каждым членом жюри)

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег» .

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Использованная литература:

  1. Комплексная образовательная программа «ДЕТСТВО» : / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО , 2016 – 352с.
  2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Детство» ) : Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская; ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2017. – 384 с.
  3. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство» ) : учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2016 – 304 с.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» . Методический комплект программы «Детство» : учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2016 – 400 с.

Конкурсант:

Романюк Елена Васильевна

воспитатель,

МБДОУ детский сад "Олененок"

ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду»

В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

  1. 1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.

Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию:

Проведение консультаций;

Проведение бесед о создании значении музея в группе;

Проведение занятий;

Проведение родительского собрания («Мини музей в детском саду»);

Сотрудничество с Домом музеем «Коми-изба», социально- досуговым

Проведение семинара практикума с родителями;

Совместные вечера-развлечения;

Совместные экскурсии в музей;

Рассматривание экспонатов в музее.

  1. 2. Практический этап (или этап реализации проекта)

Создание мини-музея в группе;

Сбор экспонатов для музея;

Разработка экскурсий.

  1. 3. Внедренческий

Открытие мини-музея в группе;

Экскурсия в мини-музей;

Приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители);

Встреча с интересными людьми;

Разработка различных видов экскурсий для музея;

Пополнения атрибутов для музея;

Проведение образовательной деятельности в мини-музее.

Описание мини-музея «Такая разная кора»

Цель: Познакомить детей с защитными функциями коры (кора – «одежда» дерева), с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формировать основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).

Задачи:

  1. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
  2. Воспитывать детей бережному отношению к природе.
  3. Продолжать учить детей играть с шишками, деревянными игрушками, рассматривать на пеньках годичные кольца, изучать книги, вместе с родителями делать поделки из древесины, коры, шишек, листьев и пополнять экспозицию.

«Такая разная кора»

Запланированный коллективом нашего детского сада мини-музей дерева оказалось столь объемным, что мы решили вначале изучить отдельные части деревьев, а затем уже создать мини-музей, посвящённый растению в целом.

Мини-музеи мы создаём в процессе работы по каждому блоку занятий программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». Идея «Мини-музея коры» родилась, когда мы с детьми изучали блок «Растения» и работали по проекту «Наше дерево». Все экспонаты размещены в группе, на полках, на полу и стенах. Мини-музей сделан в форме объёмного дерева.

С чем знакомит мини-музей

  • Раздел «Портретная галерея». Кусочки коры разных растений оформлены в виде картин (прикреплены к картонной основе и вставлены в рамки). Каждый образец подписан, к нему добавлено изображение листа дерева. Этот раздел позволяет воспитателю показать различающиеся по внешнему виду и структуре виды коры разных деревьев (дубовой, березовой, сосновой, еловой, осиновой, кипарисовой и т.п.); дать детям потрогать, понюхать кору, сравнить её по цвету, толщине; показать, что по коре можно определить возраст дерева или место, с которого она взята (с верхушки дерева или у его корней), объяснить, что такое пробковый слой; кора – это «одежда» дерева, его защита.
  • Раздел «Кора и обитатели леса». Кора – это убежище для многих насекомых (в этом разделе дети могут рассмотреть бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые). Кора – это пища лосей, зайцев и других животных. (в центре настенного панно прикреплён кусочек коры, вокруг которого расположены изображения животных.)
  • Раздел «Почему кору нужно беречь» . Этот раздел помогает объяснить детям, почему нельзя разрушать кору, делать на ней надписи. В нём размещена картинка с изображением руки человека, вырезающего буквы на стволе дерева. Остальные материалы демонстрируют, что происходит с деревом, когда его кора надрезана. (Она поражается разными грибами, насекомыми, в результате дерево заболевает, гибнет). Здесь же можно познакомиться с разрушителями древесной коры: грибом-трутовиком и жуками-короедами. В разделе представлены «портреты» последних, схема-рисунок «Как живёт жук-короед, образцы «испорченной» человеком коры и «кружевной» древесины, поеденной жуками. В разговоре с детьми воспитатель подчёркивает, что жуки не «убивают» дерево, они лишь разрушают его ствол после того, как повреждается кора, и дерево становится слабым, болеет.
  • Раздел «Как люди используют кору». В разделе размещены различные изделия из коры, например, из бересты (бытовые изделия и украшения, берестяные письма); иллюстрации, например, как из сосновой коры настилали крышу; лапти из лыка (липа); пробки, сувениры из коры. Рассказывается о том, как люди лечатся корой (вывешены пакетики с корой дуба); размягчают с её помощью кожи (дубление); окрашивают ткани и другие материалы (отсюда название цвета – «коричневый», цвет коры).
  • Раздел «Чем пахнет кора». В разделе находятся полотняные мешочки с сильно пахнущей корой, например, с пищевой корицей, корой можжевельника. Мешочки плотно завязываются и прикрепляются к панно с помощью длинных шнурков. На панно вывешивается знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.
  • Игротека. Игровые задания оформляются в виде текстов и обозначаются знаком «Помощь взрослого». Они могут находится в разных разделах мини-музея. Такими заданиями могут быть: лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка»; упражнение «Выложи в правильной последовательности» (детям предлагается выложить в определённой последовательности картинки, отражающие схему возможной гибели дерева: кору дерева режут ножом – появляется гриб-трудовик – появляются жуки короеды – дерево погибает); «Кто самый внимательный?» (дети вместе со взрослыми находят спрятанных в мини-музее животных, считают их, например: сколько в музее божьих коровок? Грибов трудовиков? Где спрятался жук-короед?). Поскольку мини-музей интерактивный, дети могут трогать его экспонаты, самостоятельно дополнять разделы и выполнять ряд заданий, например, с ящиком ощущений. Педагог кладёт в него ежедневно или раз в несколько дней новый предмет, имеющий отношение к коре: различающиеся по характеристикам кусочки коры (толстые, тонкие, гладкие, шероховатые), гриб-трудовик, насекомое (игрушка), предмет из раздела «Берестяные изделия».
  • Раздел «Золотые ручки» - детские поделки из коры, рисунки, аппликации и т.п.

Как мы работаем в мини-музее.

Экскурсия

Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает внимание на то, что больше всего места в музее занимает дерево. Значит, это дерево хочет «рассказать» о себе что-то интересное. Показывает образец коры и спрашивает, знают ли ребята, что это такое. Где они видели кору? Объясняет, что кора есть у каждого дерева, кустарника. Спрашивает, что сегодня надето на самих детях. Подчёркивает, что у каждого дерева, как и у человека, есть свой наряд – кора. Она защищает растения от холода и ветра так же, как нас – наша одежда. Дошкольники трогают, рассматривают кору, выясняют, шершавая она или гладкая, сколько в ней щелочек. Затем рассматривают макет дерева. (В «коре» сделана прорезь – карманчик, куда вставлено изображение жучка). Дети определяют, чьи усики торчат из щелочки в коре, и вытаскивают жучка. Воспитатель говорит, что жучок спрятался в коре от холода, где нашёл себе тёплую щёлочку. Дети рассматривают и других жучков, спрятавшихся в коре. В заключение педагог делает обобщение. Сегодня мы узнали о коре, что такое кора? (ответы детей) Кора – это особая одежда растений. Она есть у всех деревьев. Кора бывает шершавой и гладкой, в ней много щелочек, а в щелочках могут прятаться жучки.

Знакомясь с подразделом «Береста» дети исследуют структуру берёзовой коры (тонкая, слоистая, с разными слоями), определяют, какая сторона коры – внешняя или внутренняя – использовался при изготовлении поделок. Трогают бересту, прикладывают к щеке, чтобы ощутить её тепло, нюхают.

Воспитатель рассказывает о том, как добывают бересту для поделок, обращая внимание на то, что бересту снимают только с тех деревьев, которые готовят к рубке.

Воспитатель показывает детям декоративные предметы из бересты (шкатулки, браслеты, брелки, пояса и т.п.) и предметы постоянного, бытового пользования (расчёски, туеса, солонки, корзинки). Дошкольники знакомятся с разными способами изготовления таких изделий: сшиванием крупных цельных полотнищ тонкой берестяной нитью, плетением их берестяных полос, аппликацией, резьбой, выдавливанием узора и т.д.

Как нарисовать кору (изобразительная деятельность)

  1. Рисуется контур ствола. Свечой вдоль по стволу наносятся волнистые линии. Затем все закрашивается темно-коричневой акварелью.
  2. Рисуется контур ствола. Шероховатая структура коры передаётся с помощью технологии тычка.
  3. Вырезается трафарет в форме ствола. Трафарет накладывается на лист бумаги. Краска по трафарету наносится мятой бумагой или скомканной тряпочкой. Можно использовать цвета разных оттенков коричневой краски.
  4. Рисуется контур ствола. Из коричневого пластилина раскатываются тонкие колбаски, которые выкладывают вдоль ствола, постепенно заполняя собой все пространство между контурными линиями.

Работа с родителями

В начале года было проведено родительское собрание, где мы познакомили родителей по проекту «Музей и дети». А также было сказано, что «ознакомление с окружающим миром включены занятия по экологии, подчеркнув, что они будут способствовать общему развитию ребёнка, повышения уровня его культуры, преображению навыков экологического безопасного поведения.

Провели опрос родителей и попросив их ответить «Зачем нужны музеи?». Вариантов ответа было несколько:

Музеи нужны, чтобы в них ходить.

Чтобы увидеть разные картины, как красиво их рисовали.

Чтобы старые вещи, которые сейчас не нужны, можно было их увидеть.

Какие вещи насилии наши предки: бабушки, прабабушки.

В музеях люди собирают разные красивые картины, статуэтки, чтобы они не пропали и чтобы все могли на них любоваться.

Для родителей в группе вывешивается красочное объявление. Многие родители путешествуют и привозят экспонаты, например картины из бересты, туески, коробки, шкатулки разные. Многих родителей наших детей дома построены рядом с лесом. Дети очень хорошо знают, что лес очень нужен людям, животным, птицам, насекомым, что лес нас кормит, лечит и оберегает.

Каждую осень организовываем совместные экскурсии в ближайший лес, где нас встречает «лесовичок», проводит различные игры и конкурсы. Собираем вместе с родителями шишки, сухие листья для аппликации. Необычные палки для поделок из природного материала, для пополнения коллекции.

Ежегодно к празднику Осени родители вместе с детьми готовили интересные поделки из природного материала, за которые получали призы.

Для зимующих птиц папы делали кормушки. Дети зимующих птиц папы делали кормушки. Дети зимой подкармливают птиц пшеном, хлебом, салом.

Большую помощь в создании мини-музея, помогли родители Сандрин П.А. Из сухих прутьев сделал нам в группе забор-плетень. Закрепил на стене исскуственное дерево на стене, прикрепил полки для размещения деревянных предметов.

Попов С.Г. помог нам с фотовыставкой картины природы о родном крае, альбомы, фотокалендари, фотомагниты, рамки для панно.

Брусницина А.Г. , Ануфриева Т.В. часто приглашают нас, наших детей детского сада на экскурсию в свой музей «коми-изба» и музей ШРНКМ на выставке разные. Анна Геннадьевна и Татьяна Васильевна рассказывает и показывает картины семейной коллекции, предмета быта, поделки из бересты связанной с природой. Дарят нашему мини-музею деревянные фигурки, куклы сшитые руками родителей. А также нам подарили изделия из бересты такие родители: Миляхова Н.Д., Кунина Н.В., Сандрина А.С. для создания развивающей среды музея.

Работа с музеем плодотворна ещё и потому, что многие дети посещают его вместе с родителями в выходные дни, что позволяет закрепить знания, углубить полученные на общей экскурсии впечатления.

Значение и использование мини-музеев в дошкольном учреждении

В группах у детей – игрушки, а мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музей в группах позволили воспитателям сделать привычным и привлекательным для детей. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались выставки. Большой интерес и взрослых и детей вызвала экспозиция «Чайник – друг самовара». Её основу составили различные чайники. Очень много было разных чайников в форме клубнички, яблока, винограда, чайники большие и маленькие. Послушали их историю. Участие в создании экспозиции принимали участие не только воспитатели, но и родители. Среди экспонатов оказалось много старинного фарфора у наших бабушек и прабабушек.

Дошкольники нашей группы знакомились с мини-музеями своих «коллег». В младшей группе нашего сада «Оленёнок» создан мини-музей «Северный колорит» - экспонаты и быт народа ханты, коми. А в средней группе создан мини-музей «Волшебница вода». Мини-музей стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Главное мы достигли своей цели: как вовремя создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи – ШРНКМ, Природно-этнографический парк – музей «Живун». Дом-музей «Коми изба», дети делились своими впечатлениями после посещения музея с воспитателями, детьми, а родители писали отзывы об увиденном.

Результаты моей работы считаю:


  • Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
  • Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
  • Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
  • Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Консультация для родителей «Идём в музей!»

Мы живём в Мужах. В селе Мужи находятся три музея.

  1. Шурышкарский районный историко-краеведческий музей (ШРИКМ).
  2. Природно-этнографический парк – музей «Живун».
  3. Дом-музей «Коми-изба».

Посещение в музей на детей оказывает глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты – подлинники создают особую атмосферу «образ-музея», развивают познавательные интересы. Встреча с уникальными и высокохудожественными произведениями приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Чтобы посещение музея доставило радость вам и вашему ребёнку, я подготовила рекомендации на основе опроса родителей и детей нашего детского сада:

  1. Выберите музей в соответствии с вашими интересами и желанием ребёнка.
  2. Побеседуйте с ребёнком о профиле музея правила поведения. Например: «Когда я первый пришёл в музей, мне очень хотелось потрогать всё руками. А как ты думаешь, почему я этого не сделал? А что будет, если в музее все будут громко разговаривать?.
  3. Экскурсия по музею не должна превышать один час. Информация, усвоенная на пороге усталости, - не эффективна.
  4. После посещения музея побеседуйте с ребёнком о том, что он запомнил, что было интересно, красиво, попросите ребёнка рассказать в детском саду о музее, экспонатах; поделитесь своими впечатлениями с воспитателями и другими родителями.

Отзыв родителей и детей после посещения музеев.

«Музейная ночь 2011»

1. Мы всей семьей уже третий год посещаем «Музейную ночь». Это так интересно и познавательно. Поэтапное движение по экспозиционным залам по маршрутным листам с указанием направления путешествия заинтриговывает, завораживает. Все новые и новые испытания, заработать побольше «музонов». Очень понравилось сочинять стихи, разыгрывание сказки «Репка», разгадывание кроссворда, посещение «Зимнего Чума». Спасибо за вкусный чай и угощение!

Семья Шумских , Рочевых , Кожевиных

2. Большое спасибо сотрудникам музея «Коми изба» за увлекательное и интересное мероприятие «По следам медвежонка Ошпи». Очень понравилось. Дети с интересом выполняли все задания, заинтересовали ребят разные конкурсы, общения сотрудниками музея.

Родители и дети

д/с «Оленёнок»

  1. Мы посетили выставку в музее ШРИКМ фотокартины С.Попова. Т. Паршуковой картины родного северного края «Первый заморозок», «Лебеди», «Осенний урожай», «Птичье кафе», «Клюква поспела», «Зимний наряд», «Птенцы чайки», «Гнездо орла», «Ледоход на реке Оби». Все картины понравились. Беседа по картинам была интересная, увлекательная, познавательная, которую проводил экскурсовод Ольга Николаевна. Спасибо за прекрасную экскурсию.

семья Куниных , Романовых , Коневы х

  1. дети старше и подготовительной группы д/сада «Оленёнок» вместе с воспитателями и родителями посетили выставку в музее «Коми изба», «Волшебный лоскуток», «Друг самовара – чайник». Дети увидели очень много и красиво сшитые из лоскутков руками рукодельниц подушки, скатерти, одеяла, шторы, аппликация салфеток, панно, коврика, а также очень много разных чайников в форме клубнички, яблока, чайники большие и маленькие. Очень понравилось разнообразия чайников, послушали их историю. Рассказывала и показывала изделия из лоскутков и чайники экскурсовод Наталья Ивановна. Благодарим за интересную беседу и экскурсию Наталью Ивановну. Здоровья вам и добра!

Родители: Соломатова Н.Ф.

Дочь Алёна

Миляхова Н.Д.

Сын Игнат

  1. Детский сад «Оленёнок» посетил выставку «Одежда народов коми-зырян и ханты» на финно-угорском фестивале в ЦНТ. Благодарим за интересную, познавательную беседу Анну Александровну. На выставке было представлены разные сшитые и вязаные вещи, куклы, изделия из бересты, бисера, кости, дерева. Очень большая красивая выставка. Дети отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки, играли в народные игры, также выучили коми-слова. За правильные ответы, получали дети призы и вручали благодарность за творчество и активное участие в Днях культуры финно-угорских народов с юными талантами. Большое спасибо Анне Александровне за выставку и беседу.

д/сад «Оленёнок»

дети и воспитатели

  1. Наша семья посетила выставку в музее «Коми Изба», где хранятся старые вещи, экспонаты и быт наших предков, напоминая традиции наших предков. Хорошо, что есть такой дом-музей, где молодеешь, дети могут узнать, как жили их бабушки, прабабушки, увидеть какую одежду носили, какая обстановка в доме. Как рыбачили деды, прадеды, какие мастерицы были наши бабушки. Какими трудолюбивыми были наши предки, смотрят дети и сами будут стараться на них походить.

Спасибо всем сотрудникам музея и Татьяне Васильевне за творческий труд.

Семья Уткиных , Брусницыных

  1. Вечер посвященный И.Г. Истомину был организован Татьяной Васильевной «День памяти» земляка И.Г. Истомина. Ушёл из жизни наш замечательный писатель, оставив после себя более чем 20 замечательных книг: такие как «Живун», «Встань трава», «Последнее кочье». Много стихов, которые мы жители с.Мужи никогда не забудем, будем изучать и желаем молодёжи брать пример. Я считаю, кто не знает произведения И.Г. Истомина, тот не знает историю края ЯМАЛА. Огромное спасибо работникам музея за интересный добрый теплый приём. Организатору вечера Татьяне Васильевне, что старается собрать гостей, внимательно относится к нам теплой душой каждому пришедшему на вечер.

Родители, гости:

Соломатова Е.Г.

Попова И.В

Панащенко Е.А.

  1. Мы посетили музей. Послушали беседу Татьяны Васильевны о улицах нашего села Мужи. Дети отвечали на вопросы: «Какие улицы они знают? На какой улице они живут? В честь кого названа данная улица?» Татьяна Васильевна интересно рассказала о творческих людей в честь кого названа улица Истомина, Архангельского, Филиппова и другие. Беседа познавательная для детей. Она помогает воспитывать настоящих патриотов. Дети и мы родители много интересного и нового узнали из жизни знаменитых людей-земляков. Беседа чередовалась с играми, песнями, физическими паузами.

Родители д/сада:

Марухленко О.В.

Рочева Н.Н.

СандринП.А.

Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»

№ п/п

Тема

Цель

Методические приемы

Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка»

Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи.

Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?» открытый показ занятия в «коми-избе»

Русская народная игрушка «матрешка»

Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей

Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка.

Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник»

Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке.

Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

Совместные вечера-развлечений «Музейная ночь»

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.

Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей о посещение музеев.

Выставка фото картин «о родном крае» С.Г.Попова, Т.Паршуковой

Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике, к фото картинам нашего края.

Фотографии нашей природы: уральские горы, река, ягоды, деревья, птиц, животных.

Музей и дети

Знакомство с деятельностью нашего села, нашего края, улиц, в честь кого названы улицы.

Ознакомление родителей с содержанием работы, рекомендации по посещению выставок в музее.

Экскурсия в природно-этнографический парк-музей «Живун»

Ознакомление гостей с обычаями народа ханты. Как они празднуют этот праздник, какие обычаи они применяют и продолжают их, передавая их детям, внукам.

Конспекты занятия по проекту мини-музея «Музей и дети»

Тема: «Друг самовара – чайник».

Цель:

  1. Познакомить детей с русским самоваром (в сравнении с чайником);
  2. Познакомить с церемонией чаепития на Руси;
  3. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  4. Расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «баранки», «чайник».

Материал: баранки, сушки, варенье, самовар, чайник, конфеты).

Ход занятия:

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Приходите, садитесь поудобнее.

«Дай Бог тому,

Кто к нашему дому, -

Дорогим гостям,

Малым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Очень рада вас всех видеть. Дети, посмотрите сюда (показываю самовар). Что это такое?

Самовар – отвечают дети.

Ребёнок читает стихотворение:

Давно на белом свете

Живёт годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье изучая

Морозным синим днём,

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Хозяйка:

Вот какой красивый самовар! А у кого из вас есть самовар?

(дети отвечают).

Хозяйка: давным давно, когда ещё не было на свете, даже ваших бабушек, появился на Руси самовар. Он и избу украшал и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала их было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они стали меньше стоить. Вот тогда-то самовар могла себе позволить почти каждая семья.

Хозяйка: Для чего он нужен?

Дети: чай пить.

Хозяйка: Чай на Руси очень любили пить.

Чай пьёшь – до ста лет живешь» (пословица)

Дети повторяют пословицу.

Хозяйка: Дети на что похож самовар? (сравнение самовара и чайника).

А почему, вы решили, что самовар похож на чайник?

Дети рассуждают: «У чайника и самовара есть дно и крышка. И в самоваре и в чайнике кипятят воду. Есть носик, откуда кипяток наливают (Ксюша, Егор, Игорь, Саша, Кристина).

Хозяйка: Ребятки, отгадайте-ка загадки

  1. У носатого Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит.

(самовар)

  1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука

Да и та на спине.

(чайник)

(дети отгадывают)

Хозяйка: Давайте с вами поставим самовар, пусть в нём вода кипятится, а мы будем раскрашивать чайники.

(дети разукрашивают чайники).

Хозяйка: Любо-дорого смотреть на ваши чайники, самовары. Они хорошо поработали, но и отдохнуть, повеселится тоже умели. Сейчас мы будем играть и веселиться.

  1. Игра: «Кто позвал, угадай»

Выбирается считалкой ребёнок. Ему завязывают глаза. Дети встают в хоровод, идут по кругу, на кого взрослый покажет, тот говорит:

«Машенька, ау-ау,

Слышишь, я тебя зову».

Хозяйка: «Маша, глаза не открывай

Кто позвал – угадай».

Если ребёнок угадал, в круг становится зовущий.

  1. Игра: «Ручеек».

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки поднимают их вверх (образуют ворота). Пара проходит через строй играющих и становится впереди и т.д.

Игра проводится в быстром темпе в течении 3-4 мин.

Хозяйка: Любили чай пить на Руси.

А как вы думаете, с кем?

(баранками, сушками, вареньем, сахаром, конфетами – отвечали дети).

Хозяйка: Любили на Руси пить чай с баранками, сушками, вареньем. А вы любите варенье?

Дети: да.

Хозяйка: Из чего варят варенье?

- (яблок, слив, груш, вишен)

Из ягод (черника, брусника, морошка, клюква, голубика).

Хозяйка: Вот пока мы говорили и играли, чай поспел.

Хозяйка:

Он пыхтит, вода клокочет,

Больше греться уж не хочет.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай – вода вскипела.

Ай да, самовар!

Пейте, пейте, не робейте, чай пьёшь – до ста лет живёшь.

Чай здоровья прибавляет

С чая лиха не бывает!

(разносят детям чай).

Дети пьют чай с баранками, сушками, сахаром, конфетами.

После чаепития дети благодарят хозяйку и уходят.

Приложение:

Тематика занятий и экскурсий с детьми и родителями старшей – подготовительной группы по проекту «Музей и дети»

Памятка для родителей "В музее с ребенком"

ОПЫТ РАБОТЫ «Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)

1. Основные характеристики опыта

1.1. Краткая аннотация
Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
1.2 Актуальность опыта.
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
В нашем городе есть много музеев. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как заключение договора между ДОУ и музеем «Тульские древности», куда мы в течении многих лет организованно приводили своих воспитанников.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами. Это обусловилось социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Мини-музей в детском саду» складывался постепенно. Создавать наш музей мы начали в 2012 году. В течение года была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея. Вместе с оформлением документации по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. С 2012 года весь педагогический коллектив нашего учреждения принимает участие в работе музея, в пополнении эскпозиции.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент
1.4 Трудоёмкость опыта
Методический процесс организации мини-музея в детском саду -процесс длительный, но увлекательный. Он включал следующее:
- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков родного края в группах;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:
Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями. Залы и студии дополнительного образования также идеально подходят для мини-музеев. Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном, необходимо педагогу проявить искусство дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
-использование мобиле;
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
2 . Теоретическая база опыта.
Музейная педагогика
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
3. Технология опыта
Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами
Задачи мини-музея
знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Тульский край;
повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения,
воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством;
воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Тульского края (через народные промыслы);
развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
4. Реализация опыта
Обязательные условия для создания мини-музея:
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы.
Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующего ДОУ. Назначается руководитель мини-музея, утверждается график работы и Совет мини-музея.
Обязанности руководителя мини-музея
Руководство работой музея осуществляется воспитателем-
ответственным организатором,
Руководитель мини-музея обязан:
- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую
литературу
- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги,
развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и
родителями
- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея
в образовательном процессе
-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.
Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.
Тематическая экспозиция мини-музея « Народные промыслы» состоит из 7 разделов -
1.Филимоновская игрушка
2.Дымковская игрушка
3. Русская матрешка
4. Золотая Хохлома
5.Гжельская керамика
6.Городецкие узоры
7.Секреты тульских мастеров
Формы работы в мини-музее «Народные промыслы»
Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность самостоятельной деятельности. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Мы считаем, что первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в средней группе. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда первое посещение музея для них и станет во многом «встречей со старыми знакомыми».
Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, разумнее всего проводить в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика.
Ещё один наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с глиняной игрушкой дошкольники сами «превращаются» в настоящих русских умельцев и изготавливают игрушки из глины.
Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея.
Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми,а не навязанными.
Правила поведения в музее
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.

Музеи в детском саду от А до Я.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1845 .
Все разделы | Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах

Мы с воспитанниками и родителями нашей разновозрастной группы «Фантазеры» структурного подразделения д. Пафнутово детского сада №2 «Теремок» г.о.Семеновский решили создать в нашем детском саду мини- музей . Это связано с тем, что мы живем в деревне, удаленной от г. Семенова,...


«Мини- музей в детском саду , как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Волшебное дерево»

Публикация «Мини-музей «Волшебное...» Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мини-музей «Казачата» Мини-музей «Казачата» В 2015 году в МАДОУ Заиграевский детский сад «Сказка» введён региональный образовательный казачий компонент. Для успешной реализации компонента была разработан план по нравственному патриотическому воспитанию детей «Заиграевские казачата». В рамках...


Согласно образовательной программе, все недели разделены на темы. В период тематики "Русское народное творчество" или "Прикладное искусство", в нашей группе был создан мини-музей "Матрёшка". В создании которого принимали участие не только педагоги, но и родители с детьми. Здесь...

«Зимние посиделки». Конспект НОД в мини-музее кукол Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: -познакомить детей с историей России на примере народной игрушки; -учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей.Всех заинтересовала эта маленькая игрушка соловушка, которая издает красивую мелодию,похожую на соловьиный свист, если в отверстие залить воду и подуть в свисток. Эта...

Презентация «Мини-музей «Ценный экземпляр семейной библиотеки» В сердце Усолья-Сибирского на базе детского сада №39 открылся уникальный мини-музей «Ценный экспонат семейной библиотеки»: книжные раритеты, принадлежащие родителям, чьи дети посещают детский сад, расположились на двух этажах здания на Интернациональной, 18. Что такое...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей


«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.» Большой энциклопедический словарь Душою красивы и очень добры, Талантом сильны и сердцем щедры. Все наши идеи, мечты о прекрасном, Музеи, затеи не будут напрасны! Мы к детям дорогу сумели найти. И ждут Нас успехи на этом пути


ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре? Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.» Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 1.Реализовать направление «Музейная педагогика». 2.Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ. 3.Освоить новую форму работы с детьми и родителями. 4.Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей. 5.Развивать творческие способности взрослых и детей. Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему. Подготовительный этап Определение темы и названия мини-музея. Выбор места для размещения. Практический этап Взрослые и дети создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Дети проводили экскурсии по музею. Заключительный этап Творческая презентация музеев ЭТАПЫ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА Познавательный


Руководитель проекта Заместитель заведующей по ВМР, Петрова М.С. Модель проекта Музей «Семейные традиции» Музей «Куклы наших бабушек» Музей «Птичий двор» Музей «Плавает, летает, движется» Музей воздуха Музей «Мои лучшие друзья» Музей часов Музей труда Приглашаем Вас посетить наши музеи!


МУЗЕЙ «МИР ЧАСОВ» Цель: формировать представление о музее у дошкольников. Познакомить с историей часов. Научить ориентироваться в прошлом часов. Подвести к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни. В нашем музее можно познакомиться с разными видами часов: это солнечные часы, водяные часы, песочные часы, огненные часы, Цветочные часы и т.д. Можно узнать, кто сделал первые часы? Как определяли время Хакасы до изобретения первых приборов? «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет» Е.Шварц Авторы музея: Есина Елена Георгиевна, Мичурова Надежда Алексеевна


МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Цель музея: приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Автор музея: Третьякова Ксения Михайловна


ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТОВ Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. Традиционно существовали народные куклы трех видов6 обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать. Музей был разделен на несколько разделов: 1. «Куклы, изготовленные без помощи иглы (кукла Кувадка», кукла «День – ночь», кукла «Пеленашка»); 2. «Свадебные куклы»; 3. «Куклы для Мирового дерева» (кукла «Семиручка», кукла «Вертрута», кукла «Стригуша»); 4. «Куклы, сделанные с использованием иглы».




При участии родителей в мини- музее собраны семейные фотоальбомы «Привет, я родился», «Вот моя семья»; фотоколлажи, мини-сочинения, фото-рассказы, экспонаты ручной работы. В раздел «Семейные коллекции» собраны коллекции камней, фантиков, открыток, значков, марок. В раздел «художественная литература» вошла подборка художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки на тему семьи и ее быта.


МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Цель музея: расширить знания детей о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. Автор музея: Ябурова Зоя Сергеевна


МУЗЕЙ ВОЗДУХА Цель музея: Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности. Роль экскурсовода в этом музее выполняют дети, делают это с удовольствием. В процессе проведения экскурсий речь стала более обогащенной и грамматически правильной. Непонятные для детей слова собрали в толковом словаре. Автор музея: Золотникова Светлана Геннадьевна


Что размещено в музее воздуха: Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера. Вертушки разной формы и сделаны из разного материала. Воздушные змеи с забавными рожицами. Парашюты с отважными парашютистами, из вкладышей киндер – сюрпризов, сделанные руками детей и родителей. Воздушные шары, мячи. Кукла Ветерок, нарисованная детьми представляет выставку вееров. Ведь с помощью вееров можно позвать ветерок в гости. Необычные веера – плод совместного творчества детей и родителей. Каждый веер выполнен в соответствии с каким-нибудь сюжетом. Зимний веер голубого цвета, со снежинками, он «вызывает» холодный, влажный ветерок. Также по временам года весна, лето, осень оформлены другие веера. Есть в музее сказочный, радужный, ночной и просто дамский веер. Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки. Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице. Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов. Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор. Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т.д. О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.


Цель: расширить знания детей о домашних птицах, об их происхождении, о их роли в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о домашних птицах. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» Автор музея: Слепухина Марина Александровна


Цель музея: формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне, как среде обитания животных и растений. В мини – музее представлены следующие разделы и экспонаты: 1 раздел: «От камня до песчинки» Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки. 2 раздел: «Коллекция разных видов песка» 3 раздел: «Коллекция стеклянных предметов» 4 раздел: «Песочные часы» 5 раздел: «Пустыня». Представлен макет пустыни. 6 раздел: «На дне морском» Представлен макет песчаного морского дна. 7 раздел: «Игры с песком» 8 раздел: «Мини библиотека» Автор музея: Чунина Анна Александровна МУЗЕЙ «ПЕСКА»