Экскурсия дошкольников в краеведческий музей на тему. Тема, цель и задачи экскурсии

Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.

Кафедра управления развитием образовательных систем

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика организации экскурсии для школьников

Консультант: Айдарова Олеся Александровна, методист лаборатории музейной педагогики.

Ключевые слова: экскурсия, школьная экскурсия, урочная экскурсия, внеурочная экскурсия, внешкольная экскурсия, тема экскурсии, экскурсионный объект, план текста экскурсии, показ экспозиции.

Краткая аннотация контента консультации

Консультация по методике разработки экскурсий для обучающихся образовательных учреждений. Формы и виды экскурсионной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Методика разработки, проведения экскурсий. Особенности показа экспозиционных объектов.

Запрос на консультирование

Педагоги образовательных учреждений применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. В связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для наилучшего усвоения обучающимися предмета.

Консультационный текст

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Для того чтобы правильно представлять себе возможности экскурсии для учеников, давайте разберемся в этом понятии.

Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование .

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

Познавательной мотивации;

Потребности посещать музей;

Культуры поведения в музее;

Эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины , рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время . Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

Выставка одного экспоната (по теме занятия).

Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

Методическая разработка экскурсии в школьном музее «Рушник – это Вам ни полотенце!»
Цель
: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России через возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству на примере использования рушника в обрядах.

Место проведения: школьный музей.

Участники : Учитель технологии, хранитель музея, заранее подготовленные ученики-экскурсоводы, школьники (обучающиеся возрастной категории 11-14 лет).

Материальное обеспечение: музейные экспонаты предметов быта, оформленные вышивкой; выполненные работы детей, мам и бабушек; магнитофон и аудиокассета с записью народных мелодий (мероприятие проходит на фоне русских народных мелодий).

    Приветствие, общее знакомство с музеем

II . Экскурсия (рассказы экскурсоводов сопровождаются демонстрацией музейных экспонатов, принесенных детьми работ мам и бабушек, своих первых работ).

Рассказ учителя: Рушник это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Это не только предмет народной культуры славян, но и один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа не только христианского, но и гораздо более раннего, языческого периода.

Слово рушник имеет корень «руш», «рух». Что означает «рушить» – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают рубашку, простыню, одежду - рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена.

Ткань рвали, а не резали потому, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножей и ножниц.

Созвучие со словом «рука» наталкивает многих людей на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, полотенца, рукотерки, ручники - небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.

Настоящий же рушник имел ширину 35 - 40 сантиметров и длину 3 - 5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием практически невозможно вытирать руки. Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое.

Экскурсовод 1: Рушник - дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце - очень символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые ответственные моменты его жизни - рождение, крещение, свадьба. А длинное - порой до двух с половиной и трёх метров - отбеленное полотно символизирует дорогу.

Важнейшие события в жизни народа не обходились без рушника:

    он был знάком гостеприимства,

    на нём дорогим гостям подносили хлеб-соль,

    на рушниках принимали новорожденных,

    мать дарила рушник сыну в дорогу - на счастье в новой жизни,

    славянская невеста должна была приготовить к свадьбе 40 рушников.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник , на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники , но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник . Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома. Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный» , на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный» . Ещё были «союзный», «хлебосольный», «рушник–утренник» и много других, о которых могут рассказать вам ваши бабушки.

Экскурсовод 2: Рушники украшали магическими узорами. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Узоры, вышиваемые на рушниках, носили глубоко символический смысл. На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони и др.), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, лилия, мак, роза, и др.) и геометрические (круги, ромбы, свастики, зигзагообразные линии и проч.).

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли , горизонтальной волнистой линией - воду , а вертикальной волнистой - дождь , треугольником - горы , скрещивающимися линиями - огонь и молнию . Солнцу , как источнику жизни, обладающему очистительной и охранительной силой, придавалось большое значение, поэтому солнечная символика присутствовала на многих предметах. По условиям техники вышивки счетными швами круг превращен в многогранник, ромб, или в квадрат. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Калина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии. Узоры срозами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Хмель - очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Молодоженов символизируют соколы , голуби и петухи . Ласточка - эта птица всегда несет добрые вести.


III . Рефлексия. Школьники заинтересовались вышивкой рушников, выбрали узоры для своих будущих работ. Решили пригласить мам и бабушек, послушать их рассказы, поучиться у них вышивке.

IV . Фотоотчет

Фото 1. Место проведения экскурсии - школьный музей.

Фото 2. Хранительница музея Т.Б. Лисова познакомила школьников с музейными экспонатами.

Фото 3. Ученицы демонстрируют свои первые работы, выполненные на уроках технологии.

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками - дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Обычно все детки любят ей заниматься. Аппликация из ладошек в детском саду 0 довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очень любят обводить на бумаге свои ручки. Также такие занятия развивают фантазию и воображение. Особенно, если тема урока заранее неизвестна детям. Хотя можно предложить задание на известную тематику. Работами можно украшать группу или делать аппликации в подарок родителям. Рассмотрим изготовление аппликаций из ладошек на конкретных примерах.