Найти музыкальные портреты. Музыкальный портрет

    Класс Тема четверти Можем ли мы увидеть музыку.

Тема урока Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (с использованием здоровьесберегающих технологий)

1. Вход и выход под песню «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве.

2.Музыкальное приветствие.

3..«Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

4.«Песня Варлаама» М. П. Мусоргский из оперы «Борис Годунов».

5.Беседа по картине «Протодьякон» И. Репин.

6.Физкультминутка.

7.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведений – «Песня Варлаама» М. П. Мусоргского и картины «Протодьякон» И. Репина

Образовательные:

    Развивать внутренний слух и внутреннее зрение как основу развития творческого воображения;

    Дать понятие «музыкальный портрет» на примере «Песни Варлаама»;

    Научить сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства (как разные виды искусства - по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание;

    Понимать значение цветовой гаммы, оттенков;

Дать представление о сообществе «Могучая кучка».

Воспитательные:

Развивающие:

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, диски, презентация, выставка детских рисунков, фортепиано.

Технологии: критического мышления, интерактивного обучения, икт.

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения. Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:

– Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.

– Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.

Ход урока.

Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А. Сууман.

    Организация начала урока. Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о

чем - нибудь хорошем, улыбнитесь друг другу.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел для вас звонок, нам пора начать урок! (проводится рефлексия настроения)

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть красивыми и здоровыми.

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроение?

Ученики: Так же как всегда.

Учитель: Пора нам заниматься.

Ученики: Да, да, да.

Учитель: Вы будете стараться?

Ученики: Так же как всегда.

    П одготовка к основному этапу урока.

Перед тем как перейти к новой теме нашего урока, давайте вспомним тему 3 четверти. « Можем ли мы увидеть музыку?)

Наши уроки объединяет живопись и музыка. На музыкальном языке живописать – значит звуками будить нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы. (О. Бальзак).

На каких примерах мы уже проследили связь музыки и изобразителього искусства? Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой. Не зря художник И. Репин говорил: «Без музыки я не мыслю жизни»

(показ портрета)

А что является основой для создания произведений искусства? (жизнь)

Объяснение новой темы. Давайте, ребята мы послушаем отрывок из песни и вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить.

Звучит 3 куплет «Песни о картинах» Г. Гладкова.

Немного истории.

Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой, который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой». В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев,молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи, восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Всех их объединяла страстная любовь к музыке. Название «Могучая кучка» дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов. «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов...»

Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев. Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.

Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Ему тогда было 18 лет.

Он недавно окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Но вскоре понял,что главным занятием в его жизни будет музыка и оставляет службу.Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях. Вся сила таланта раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. Это настоящий шедевр оперной музыки. В пушкинской трагедии композитора привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа. Которое выливается в открытое недовольство, а под конец в стихийное восстание.

Рассказ сопровождается презентацией.

О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим сегодня. Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет?

Звучит «Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

А поможет нам разобраться музыка М. П. Мусоргского.

Музыкальный портрет-это описание характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно почувствовать.

Слушание «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов « М. П. Мусоргского (видео).

Цель: рассмотреть.как музыка может воплотить внешний облик человека, его нрав и характер.

К нам в кабинет сейчас войдет герой музыкального произведения. Мы не знаем, как он выглядит.Но музыка нам поможет нарисовать его портрет. Вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Первая группа (1ряд). Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.

Вторая группа (2 ряд).

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода. - Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Вторая группа. Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода.

Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.). Его душа – душа разбойника.

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

Дети (выбирают на доске подходящие слова (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая).

Варлаам – беглый монах, живущий свободной, разгульной жизнью.

Рассказ о посещении М. П. Мусоргским выставки. На которой он увидел «Протодьякона» Репина. «Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

Что помогло композитору и художнику создать такие похожие образы?

Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”. На картине изображен огромный монах, разгульно живущий, любящий поесть и выпить. Центр картины – гигантское пузо, сильная рука, сжимающая посох, красный нос. Бросается в глаза злой взгляд безразличного к другим людям человека. Его душа – душа разбойника.

Но, когда Репин писал свою картину, он не имел ввиду образ Варлаама и наоборот…

Просто разные виды искусства отобразили образ монаха по- разному- композитор создал песню, а художник написал портрет.

В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

Вот мы и проанализировали «Песню Ваарлама», нашли даже портрет, очень похожий на Ваарлама. Давайте мы еще раз послушаем это произведение. А вы дома нарисуете своего монаха.

А сейчас вы своим исполнением нарисуете портрет героя этой песни.(наигрываю мелодию «Песни о маленьком трубаче» Никитина.

Задача: формирование правильного дыхания, способствование нормальному развитию голоса, охрана голоса от заболевний.

Упражнение «Ладошки» и «Нанос».

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» Крыловы и Никитина.

Обязательно связать с 70- летием Победы и провести беседу «Дети войны».

Мог ли такой человек как Варлаам совершить подвиг какой совершил маленький трубач?

Каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся. Выставление в дневник оценок.

Д\з: нарисовать «своего Варлаама».

Я всех благодарю за прекрасный урок.

Выход из класса под песню Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Музыкальные портреты персонажей оперы

Исследователи сходятся в том, что литературный текст и музыка оперы «Санктпетербургский гостиный двор» находятся в соответствии, удивительном для развития искусства того времени . Музыка вторит высказываниям героев комедии, умело воспроизводит интонации живой речи - выкрики купцов и покупателей в торговых рядах. По этому поводу интересно замечание Левашёвой. Она считает, что музыкальный язык оперы «представляет собой интерес как один из первых замечательных опытов создания речитативного, декламационного вокального стиля» .

В опере невероятно большое для того времени число персонажей - 23 1 . Многие из них получают самостоятельную характеристику. Такое обилие действующих лиц затрудняет анализ портретов действующих лиц оперы. В связи с этим для большего удобства изложения персонажи будут объединены по принципу значимости в группы. В первую очередь следует выделить главных героев, вокруг которых завязывается основной конфликт оперы. Это купец Сквалыгин и подьячий Крючкодей. К ним примыкает жена Сквалыгина - Соломонида и дочь Хавронья. Таким образом, в группу первостепенных персонажей, которым будет посвящен второй параграф основной части, попадают представители одной семьи (если считать, что Крючкодей жених Хавроньи).

Вторую группу персонажей составляют прочие представители купеческой среды. Это должники Сквалыгина торговцы Перебоев, Проторгуев, Разживин и Смекалин. Сюда же относится племянник Сквалыгина купец Хвалимов, а так же такие второстепенные герои как Офицер Прямиков, должница Щепеткова, заимодавица Крепышкина, вдова с детьми и другие эпизодические персонажи.

Музыкальные портреты главных героев оперы

Ведущий персонаж оперы, вокруг которого завязывается основная интрига - купец Ферапонт Пафнутьевич Сквалыгин. Из двадцати номеров, обрисовывающих жизнь и быт купечества, Сквалыгин участвует в двенадцати 1 . При этом у него три сольных высказывания, которые дают герою разностороннюю характеристику.

Все три арии сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Первая ария купца «Режь потоне ломоточки», по мнению Левашёва, представляет собой «арию действия». Сквалыгин дает наставление жене перед приходом гостей на свадьбу, обучая её бережливости. Музыкальное решение этого номера является типичным для комических персонажей оперы buffa. Использование коротких речевых реплик, повторение непритязательной мелодии, выдержанной в ровных длительностях, и быстрый темп создают комедийный эффект. При этом наблюдается соответствие между словом и музыкой - мелодико-ритмические акценты приходятся на ключевые слова текста:

В тот момент, когда в дом к купцу приходят должница Щепеткова за оставленным в залог серебром и заимодавица Крепышкина, Сквалыгин поёт арию «Вот каков стал ныне свет». Это сольное высказывание героя обладает всеми признаками «арии обличения». Выбранный неторопливый темп Moderato подходит для выразительного, возмущённого монолога. В мелодии Сквалыгина появляется пунктирный ритм. Фаготы и первые скрипки дублируют мелодический и ритмический рельеф вокальной партии. Герой старается изобразить искреннее удивление и разочарование по поводу царящей в мире «несправедливости»:

Но такое звучание имеют только первые две фразы, далее на слова «Баламутит нас речами» появляется уже знакомая по первой арии буффонная скороговорка, и весь налёт серьёзности и негодования исчезает:

Под двадцать шестым номером звучит ещё одно сольное высказывание Сквалыгина - ария «Всяк умей-ко так прожить». Она принадлежит к распространённому в оперной литературе XVIII века типу «арии-характеристики». Здесь герой сам рассказывает о себе, излагая свою жизненную позицию. Музыка этого номера задорна и беззаботна. В её основе лежит танцевальный ритм краковяка с характерным смещением акцентов с сильной доли на слабую. На протяжении всей арии последняя восьмая такта подчеркивается яркой динамикой и трелью у первых скрипок. Валторны почти всегда вступают на вторую восьмушку такта и выделяют слабую долю яркой звучностью (Forte):

Таким образом, все три арии Сквалыгина сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Меткие штрихи к портрету Сквалыгина вносят ансамблевые сцены. Вообще ансамбли преобладают в опере (12), Сквалыгин участвует в девяти из них. Большая их часть - это «ансамбли ссоры». Таковы, например, сцены Сквалыгина с барынями (I д. № 9), с бедными торговцами (III д. № 19, 20) и два дуэта с Хвалимовым (I д. № 3, 4).

Два названных выше ансамбля Сквалыгина и Хвалимова из первого действия содержательно и драматургически близки арии богатого купца из третьего действия «Всяк умей-ко так прожить». Можно сказать, что они предвосхищают это сольное высказывание, потому что в споре с Хвалимовым впервые сформулированы жизненные позиции Сквалыгина.

Дуэт «Постыдися, разступися» стремительно развёртывается. Вокальные партии участников ансамбля интонационно близки. Начальная фраза Хвалимова повторяется Сквалыгиным на другой высоте, далее в их партии проникают выразительные речитативные интонации яростного спора. Подобное мелодическое единство говорит о том, что герои испытывают одно и то же чувство изумления и несогласия с мнением друг друга.

Несколько иную музыкальную характеристику получает Сквалыгин в трио «Мы станем лишь смотреть и веселиться», так как в ансамбле участвуют его единомышленники - жена Соломонида и будущий зять Крючкодей. Герои воодушевлены общей идеей обогащения, но и в данной ситуации Сквалыгин несколько противопоставляется остальным участникам ансамбля. Эта разобщенность намечается во втором предложении начального периода, где Сквалыгин вступает позже остальных и поет общий текст, но с опозданием:

Яркое проявление подобный приём находит в среднем разделе, в котором Сквалыгин сольно исполняет текст, ярко характеризующий его как человека алчного, увлеченного мыслью наживы и богатства 1:

Стану караулить сам,

Спать не буду по ночам.

В том веселье мне забава,

Миллионы чтоб скопить.

Приведённые строки, рисуют портрет человека, для которого смысл жизни заключается в богатстве. Но остальные участники ансамбля считают деньги лишь средством для достижения другой цели, о которой будет рассказано позже, и поэтому не вторят вокальной партии Сквалягина. Однако литературное противопоставление Сквалыгина Соломониде и Крючкодею в средней части номера не находит яркого воплощения в музыке - партии всех участников ансамбля одинаковы

Завершает первое действие оперы трио «Я вперёд вам объявляю», в котором участвуют Сквалыгин и две барыни, пришедшие за своим добром. Сценическая ситуация готовит слушателя к конфликтному разговору - «ансамблю-ссоре». Ремарка espressivo и движение мелкими дробными длительностями в аккомпанементе при быстром темпе Allegro настраивают на напряжённый тон звучания. Сквалыгин рьяно защищает свое богатство, его вокальная партия опирается на звуки трезвучия, что показывает твердость и уверенность купца в своих словах. Во втором разделе ансамбля, где Сквалыгин поочередно обращается к каждой из барынь, в вокальной партии появляется пунктирный ритм. Данный ансамбль выявляет новую грань образа купца как самоотверженного, вплоть до появления комического эффекта, защитника своего богатства.

Второй акт отстраняет конфликт, переводя внимание слушателя в обрядово-бытовую сферу. Но уже в самом начале третьего действия эмоциональная сфера первого акта возвращается. Сюжет разворачивается в торговых рядах Гостиного двора, куда Сквалыгин приходит, чтобы потребовать возвращения долгов с мелких купцов. Две следующие одна за другой ансамблевые сцены «Ну что ж, дружок» и «Дай за лавку мне прибавку», как и предыдущий номер, относятся к типу «ансамбля-ссоры». Но если в трио «Я вперёд вам объявляю» Сквалыгин защищался от нападок барынь, то здесь, чувствуя себя хозяином ситуации, купец сам является зачинщиком конфликта.

Ансамблю «Ну что ж, дружок» не предшествует разговорный эпизод, акт сразу начинается с музыкального номера. Сквалыгин выходит из своей лавки и, поочередно подходя к Разживину и Проторгуеву, заводит разговор о долгах. Под воздействием сценической ситуации, которая развивается в момент ансамблевого пения, складывается очень свободная и органичная форма (чередование пары периодичностей с последующим «замыканием» - ab ab c).

Средствами музыки композитор обостряет конфликтность диалогов, за счет ладотонального противопоставления. Партия Сквалыгина изложена в его «лейттональности» - Соль мажоре. Герой чувствует себя очень комфортно, потому что сложившаяся ситуация ему выгодна. Бедные торговцы как бы подстраиваются под высоту, взятую Сквалыгиным, но нерадостное настроение меняет ладовую окраску их высказывания - они отвечают «угнетателю» в одноименном соль миноре.

Мелодические рисунок партии Сквалыгина строится из коротких реплик, которые «договаривает» оркестр. В основе мелодии лежит мажорное тоническое трезвучие, что придает высказываниям крупного торговца уверенный тон:

Трио Сквалыгина, Перебоева и Смекалина «Дай за лавку мне прибавку» строится по тому же принципу, что и предыдущее, поэтому и средства характеристики богатого купца остаются прежними.

Сквалыгин участвует в трёх крупных ансамблевых сценах: секстете «Бьём челом за угощенье», которым завершается второе действие, секстете из третьего действия «Господа честные» и финальном октете с хором «Царствуй, истина святая». Названные ансамбли являются «ансамблями согласия», они снимают открытую напряжённость «ансамблей-ссор», тормозят развитие действия и два из них выполняют функцию финала. Эти номера дополняют характеристику героя, раскрывая новые грани его образа.

Секстет «Бьём челом за угощенье» относится к разновидности «ансамбля согласия» - «ансамблю прощания». Все действующие лица разделены на гостей, которые благодарят за приём, и хозяев, приглашающих на продолжение свадебного обряда. Стараясь изображать из себя радушного хозяина Сквалыгин, привыкший всех подчинять своей воле, общается с гостями в приказном тоне, а приглашение в его устах звучит угрожающе.

Интересен с точки зрения развития сюжета секстет «Господа честные». Сквалыгин и Крючкодей обращаются к купцам с приглашением побывать на свадебном пиру. Торговцы, находясь в замешательстве - учтивость двух злодеев пугает их - решают, поддаться ли им уговорам опасных людей. В результате сцена становится двуплановой: с одной стороны - приглашение Сквалыгина и Крючкодея, с другой - бурные споры торговцев.

Подводя итог анализу музыкального портрета Сквалыгина, можно сказать, что он получает полную и разностороннюю характеристику. При этом купец представлен в опере не односторонне, качества персонажа раскрываются в процессе действия оперы. Сквалыгин обрисован в различных бытовых условиях, и каждый раз он получает новые музыкальные штрихи к своему портрету. Бережливый хозяин дома, рьяный защитник своего имущества, безжалостный ростовщик - все эти грани образа Сквалыгина имеют музыкальное воплощение. Но можно выделить одну особенность обрисовки данного персонажа - Сквалыгин одинок и противопоставлен всем остальным действующим лицам - мнимые союзники предают его при удобном случае. Возможно, таким образом авторы оперы хотели донести до слушателя простую истину об одном из самых больших богатств на свете - о друзьях. Как гласит народная мудрость: «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

С личностью Сквалыгина по сюжету оперы тесно связан такой персонаж, как отставной регистратор Крючкодей, который также получает в опере яркую разностороннюю характеристику. У него есть два сольных высказывания: это ария «Ах, что ныне за время» и ария из третьего действия «Я нарочно перед вами этот сделал образец».

По сюжету во второй своей арии «Я нарочно перед вами этот сделал образец» Крючкодей похваляется перед Сквалыгиным, как ловко он умеет обманывать людей. По содержанию это высказывание является «арией-характеристикой». Показательно, какими словами Крючкодей характеризует самого себя: «Я крючок. Я сучок. Хамка. Амка. Я волчок. Я придираюсь. Я прицепляюсь». Эти слова сопровождает характерная извилистая мелодия, как бы рисующая «крючки»:

Первая ария Крючкодея «Ах, что ныне за время» близка по типу «арии-жалобе». Скорбная, минорная окраска музыки пародирует стиль лирического высказывания, что создаёт комический эффект. В мелодии повторяется один и тот же оборот, приобретающий навязчивый характер. Сопровождают сольное высказывание Крючкодея флейты, которые своим холодноватым тембром подчеркивают чёрствость и бессердечность персонажа. В тексте содержится намёк на еще один порок не чуждый писцам - пьянство:

Милый мой, кабачок:

Тужит, тужит горелка,

Что писцам мал доход,

Мал и ей стал расход.

Подтверждение этой мысли можно найти в трио «Мы будем лишь смотреть и веселиться». Крючкодей в центральном разделе ансамбля вместе с Соломонидой воспевает богатство как символ безделья и беспробудного пьянства.

В секстетах «Бьём челом за угощенье» и «Господа честные» партия Крючкодея приближается по стилю к высказываниям Сквалыгина, что показывает гибкость и двуличность характера Крючкодея, способного подстраиваться, когда выгодно, под более сильного и властного человека.

Сольные и ансамблевые высказывания Крючкодея очень выразительны и при этом не похожи друг на друга по средствам музыкальной выразительности. Единственное, что постоянно присутствует в партиях подьячего, это нарочито преувеличенная механичность движения музыки в быстром темпе и трехдольном метре. Мелодия с подчеркнуто острой музыкальной интонацией зримо рисует портрет придирчивого, вредного чиновника.

Выразителен музыкальный портрет жены Сквалыгина Соломониды. Почти все вокальные номера, в которых она участвует, обрисовывают её порочное пристрастие к алкоголю. Можно вспомнить замечание бытописателя Пыляева по поводу купеческих жен: «Жёны купцов не пили пива и не играли в шашки, но хозяйка дома свою гостью отводила потихоньку в спальню, как будто для разговора, и подносила ей там по чарочке тайком, пока не напивалась допьяна» .

У Соломониды одно сольное высказывание. Опера открывается разговорным диалогом со Сквалыгиным о предстоящей свадьбе, который перерастает в арию Соломониды «Муженёк мой дорогой».

Ария даёт неоднозначный портрет купчихи. С одной стороны, в общении с мужем она проявляет себя как послушная жена. Мягкие ласково-просительные, как бы извиняющиеся интонации мелодии в сочетании с умеренным темпом и приглушенной звучностью дают характеристику человека, знающего свои «грехи»:

Allegro moderato

Но неожиданно последние слова каждой строфы заканчиваются резким динамическим нарастанием, звучат утвердительно, напористо и настойчиво.

Во второй части арии за счет дробления длительностей (восьмые и четверти сменяются шестнадцатыми и восьмыми) возникает эффект ускорения движения, намечается динамизация развития к концу номера 1 . Оркестр, на протяжении всего номера неспешно следующий за мелодией и оплетающий её подголосками, в заключении звучит ярко на forte.

В комментариях к партитуре указывается, что мелодия арии основана на теме народной девичьей песни «Я по светлице хожу» и заимствована авторами либо из сборника Трутовского, где она помещена под № 27, либо из сборника Львова - Прача (№ 54). О народном происхождении этой темы говорит её неквадратная структура (6 тактов), сама же мелодия, гармонизованная в рамках классической гармонии, теряет народный колорит.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на каноны классицистской драматургии о одноплановости характеристик персонажей, главные действующие лица оперы представлены многогранно. Большей частью они охарактеризованы через сольные вокальные высказывания. Совокупность всех музыкальных характеристик персонажей в ряде сольных и ансамблевых высказываний способствует созданию яркого, выпуклого портрета.

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Фантомаса П. Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).

Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».

Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 25

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Работа по теме урока:

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.

«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.

Вопросы и задания:

  1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  3. Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» - стр. 26-27.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.