Эрих мария ремарк 116 лет. Последняя любовь э.м.ремарка

Если вы являетесь поклонником такого знаменитого автора как Эрих Мария Ремарк, лучшие книги теперь в вашем распоряжении. Список по рейтингу и популярности от самых знаменитых произведений до менее известных.

Триумфальная арка

Главный герой – нелегальный беженец из Германии — приезжает в Париж перед началом Второй Мировой войны. Горожане остро чувствуют неумолимое приближение катастрофы. Пронзительная история любви талантливого хирурга, скрывающегося от преследования нацистов, и неотразимой, дерзкой актрисы-итальянки. Дальше

Черный обелиск

1923 год. Германия до сих пор не оправилась от последствий Первой Мировой войны. Людвиг Бодмер – бывший солдат – все чаще задает себе вопросы о бессмысленности человеческого существования. Работник фирмы, торгующей надгробиями, по выходным играет на органе в церквушке психиатрической лечебницы. Там он знакомится с очаровательной девушкой Женевьевой, страдающей раздвоением личности. Дальше

Три товарища

Германия, конец 1920-х годов. В центре сюжета – непростая судьба трех друзей, представителей так называемого «потерянного поколения». Роберт Локамп вместе со своими приятелями Отто и Готтфридом владеет маленькой автомастерской. Случайная встреча с Патрицией Хольман, утонченной красавицей из высшего общества, полностью переворачивает жизнь Робби. Дальше

Писатель посвятил роман своей старшей сестре Эльфриде, казненной нацистами во время Второй Мировой войны. События развиваются в концентрационном лагере, расположенном неподалеку от вымышленного города Меллерн. Человек способен преодолеть даже самые чудовищные испытания, если в его сердце осталась хоть слабая искра жизни, способная осветить кромешную тьму. Дальше

Клэрфе – молодой автогонщик – восхищен жизнелюбием и мужеством своей новой знакомой Лилиан. Пациентка санатория для больных туберкулезом знает, что скоро умрет. Смертельно больная героиня решает превратить остаток своих дней в яркий, незабываемый праздник. Чтобы помочь очаровательной девушке, Клэрфе откладывает долгожданный отпуск. Дальше

Время действия – 1944 год. Немецкий солдат Эрнст Гребер не был дома с самого начала войны. Получив отпуск, главный герой отправляется в родной городок, почти полностью разрушенный бомбардировками. Дом Гребера превращен в руины, о судьбе родителей нет никаких известий. Разыскивая родных, Эрнст сталкивается с совсем юной Элизабет Крузе. Проникнувшись тяжелой судьбой девушки, герой решает ей помочь. Дальше

На Западном фронте без перемен

Разгар Первой Мировой войны. Повествование ведется от имени Пауля Боймера, немецкого солдата-новобранца. Главному герою едва исполнилось 19 лет, когда он вместе с бывшими одноклассниками добровольцем ушел служить в армию. Оказавшись на Западном фронте, молодые воины столкнулись с суровыми и опасными буднями военной жизни. Дальше

Возлюби ближнего своего

Когда власть в Германии захватили нацисты, в другие страны Европы хлынул бесконечный поток нелегалов, пострадавших от бесчеловечного режима. Лишенные всяческих прав евреи, покинувшие родину, были вынуждены искать убежища за границей. В центре сюжета – тяжелые судьбы эмигрантов, против своей воли оказавшихся на чужбине. Дальше

Главный герой, преследуемый нацистским режимом, вынужден бежать из Германии. Завтра утром он навсегда покинет Европу, уплыв на корабле в далекую Америку. Человеку остается провести всего одну ночь в Лиссабоне. Случайная встреча с незнакомцем заставляет его распахнуть кровоточащую от боли душу перед первым встречным. Дальше

Приют Грез

Германия. 1920-е годы. Талантливый композитор и живописей Фриц Шрамм называет свою холостяцкую квартиру «Приютом грез». Каждый вечер здесь собирается компания молодых людей, мечтающих хотя бы на несколько часов забыть о трудностях реальной жизни. Герои рассуждают об искусстве, делятся с гостеприимным хозяином своими любовными переживаниями, тревогами и надеждами. Но все меняется, когда Фриц умирает. Дальше

Станция на горизонте

Главные герои раннего романа Э. М. Ремарка – автогонщики. Эти мужественные, бесстрашные люди – представители «потерянного поколения», так и не оправившиеся от ужасов Первой Мировой войны. Они ежедневно подвергают свою жизнь смертельному риску, чтобы хоть на несколько мгновений заглушить душевную боль. Дальше

Возвращение

Западный фронт. Немецкие солдаты узнают о революционной ситуации в Берлине. Главные герои, изможденные окопными тяготами, не интересуются политикой, они мечтают поскорее вернуться к своим семьям. Однако, молодым людям трудно отвыкнуть от военной жизни и приспособиться к мирному существованию. Фронтовики потрясены переменами, которые произошли в их родном городке. Дальше

Тени в раю

После окончания Второй Мировой войны главный герой приезжает в Нью-Йорк. Журналист по профессии, он знакомится с местными эмигрантами, представляющими собой весьма разношерстное общество. Писатель-алкоголик, циничный врач, восторженная актриса, высокомерная манекенщица, участник Сопротивления. Все эти люди, отчаянно тоскуя по родине, тщетно пытаются приспособиться к жизни в Америке. Дальше

Гэм

В этом романе Ремарк пытается постичь природу свободной, независимой от мужчин женщины. Красавица Гэм отправилась в бесконечное путешествие, она объездила всю Европу, побывала в экзотических азиатских и африканских странах. Главная героиня странствует по всему свету в поисках новых впечатлений и всепоглощающей, страстной любви. Дальше

Земля обетованная

Роман, повествующий о судьбах немецких эмигрантов в США, вышел в свет уже после смерти Ремарка. Люди, чудом спасшиеся от гибели, бежали от фашистского режима за океан в надежде обрести в чужой стране свободу и независимость. Однако, Америка встретила беглецов вежливым равнодушием. Отчаянно пытаясь построить жизнь заново, герои учатся рассчитывать только на собственные силы. Дальше

Сборник ранних произведений Эриха Марии Ремарка. Рассказы написаны в непривычном для писателя поэтичном декадентском стиле, популярном в Германии в 1920-е годы. Главные темы новелл – любовь, смерть, тщетность человеческой жизни, отсутствие истинного взаимопонимания между людьми, духовные искания молодого поколения. Дальше

Роман повествует о тяжелых последствиях войны для простых немецких людей, измученных жизненными тяготами. Эрнст и его боевые товарищи четыре года не были дома. Герои, полные надежд на будущее, возвращаются в родной городок. Но бывшим солдатам очень сложно заново приспособиться к мирной жизни. Дальше

1942 год. Главный герой, сбежавший из нацистской Германии, прибывает в Лиссабон. Мужчина надеется попасть на пароход, отплывающий в Америку, но бедняга не в состоянии раздобыть денег на оплату фальшивых документов. Неизвестный человек обещает рассказчику подарить два билета на завтрашний рейс, если тот пробудет с незнакомцем всю ночь и выслушает его исповедь. Дальше

В сборник вошли единственная пьеса Ремарка «Последняя остановка» и киносценарий «Последний акт», который яростно обличает простых жителей Германии, своим равнодушием способствовавших нацистскому режиму. Ремарк выносит беспощадный приговор всем обывателям, якобы не знавшим о том, что происходит в стране. Дальше

Итак, это был Эрих Мария Ремарк – лучшие книги. Список по рейтингу и популярности всегда теперь у вас под рукой. А у вас есть его любимые книги? Поделитесь в комментариях. 😉

У Эриха Марии Ремарк биография непростая. Дата рождения 1898 год. Дата смерти — 1970 год. Детство и юность этого человека пришлось на сложные годы войны.

Несмотря на сложное время, ему удалось создать по больше мере 15 серьезных произведений, опубликованных при жизни и посмертно.

Биография Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк (при рождении Эрих Пауль Ремарк) — мужчина. Национальность — немец, корни — французские от дедушки. Родился в 1898 году в небольшом городке Оснабрюк.

С детства он пристрастился к чтению Марселя Пруста и Иоганна Гёте. В шестилетнем возрасте отдали в обычную школу при церкви. Окончив ее через 8 лет, стал обучаться в семинарии для получения профессии учителя, а после ее окончания стал обучаться в заведении при королевстве, где познакомился со своим идейным вдохновителем — Фрицем Хеёрстемайером, который пригласил его в кружок литературы и поэзии.

На 19 год рождения Эриха призывают на войну, где через месяц он получает тяжелые ранения и лечится долгое время в госпитале. В начале сентября 1917 года он узнает о кончине матери Анны-Марии. Ее смерть сильно потрясла Эриха, что он решил добавить ее имя к своему.

Через год выписали из медицинского учреждения и отправили в пехоту. Впоследствии ему хотели выписать награду, но он отказался и продолжил посещать занятия.

По окончанию учебы он начинает работать учителем, но через год осознает, что это не его призвание и начинает часто менять профессии. Он работает продавцом, бухгалтером, музыкантом, могильщиком. Через год едет жить на окраину Ганновера, а спустя 3 года в столицу. В Берлине он берет в жены Ильзу Ютте Замбону.

С 1927 года начинается блестящая карьера. С 1932 года его преследуют на родине за оскорбление немецкой армии, тогда он решает переехать в небольшой швейцарский городок. С 1933 года объявляют нацистом. В 1938 году лишают звания немецкого гражданина и в 1940 году он уезжает жить в Америку, где получает позднее звание почетного гражданина.

В 1943 году сестер Эриха убивают нацисты. Одну из-за антифашистских речей, а другую — из-за неуплаты содержания первой в тюрьме.

В 1945 году он путешествует по Европе и заболевает меньеровской болезнью, а также страдает от глубокой депрессии. Через десять лет ему ставят новый диагноз — диабет печени. В период с 1950 по 58 год у него происходят серьезные судьбоносные события: смерть отца, развод и женитьба.

В 1963 году у него случается инсульт, но Ремарку удается победить болезнь. Так сердце сдавало четыре раза. К своему 73-летию писатель умирает от аневризмы аорты. Он подарил щедрое пособие своим близким и экономке, заботившейся о нем много лет.

Родители

Отец Эриха — Петер Франц, а мать — немка Анна Мария Шталькнехт (впоследствии Ремарк). Петер работал дома, получая на жизнь деньги от переплета книг.

Анна Мария Ремарк ухаживала за 5 детьми. Эрих был вторым ребенком. Первым был его брат Теодор. Он отличался плохим здоровьем с детства и в скором времени умер. Отец и мать не уделяли достаточное внимание детям. Отец работал, чтобы прокормить семью, а мать занималась воспитанием младших сестер. Все свое время он проводил в окружении книг, которых в доме было бесчисленное количество.

Несмотря на нейтральное отношение к Эриху, сам мальчик горячо вспоминал о своей матери и, после ее смерти от рака, перенял у нее второе имя — Мария.

Воспитание и образование

Воспитание Э. М. Ремарк или Erich Maria Remarque получил в духе своего времени. Отец воспитывал его настоящим мужчиной, со всей строгостью.

Образование начал получать с 7-летнего возраста, когда отправился в церковную школу. После нее отправился получать профессию учителя в католической семинарии. Затем он вступил в кружок литературы, где изучил творческую жизнь литературоведов, их любимый жанр и познакомился с друзьями по духу.

Начало творчества

С раннего возраста он занимается активно чтением, рисованием и писательством. В 17 лет он пишет свое первое произведение под псевдонимом.

В 1922 году он печатает слоганы будучи редактором, пиар-контент и разные статьи. Печатает некоторые свои произведения.

В 1925 году переезжает в Берлин, где издает своей первый роман «Станция на горизонте». С того времени начинает активно публиковаться, и его публикации появляются в кинолентах в виде запоминающихся фильмов.

Литературная карьера

В 1929 году Эрих публикует произведение «На Западном фронте без перемен», где пишет про ужасы на фронте. Оно создает его карьеру. Его переводят на 36 языков и выпускают 40 раз. В Берлине за это фашисты признают его предателем, но среди отступников фашистов он производит фурор.

В 1930 году ему хотели дать премию, но из-за оскорбления немецкой армии, этого звания ему не дали. К тому же, лишили гражданства. Тогда же по мотивам книги было сделано кино, за которое автор получил крупный гонорар.

В 1936 году выходит в свет роман, ставший тогда и остающийся таковым сегодня — «Три товарища». В целом, он много писал о войне, про любовь, за что и получил в 1967 году орден ФРГ с медалями.

Личная жизнь писателя

Первой супругой писателя была Ильза Ютта Замбона, танцовщица. Их брак долго не продлился из-за многочисленных измен с обеих сторон. В 1937 году у Ремарка появилась возлюбленная Марлен Дитрих.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

С ней писатель тоже долго не пробыл. Так же как и с Гретой Гарбо во время эпопеи своей литературной карьеры.

Эрих Мария Ремарк и Полетт Годдар

В 1957 году он женился на актрисе Полетт Годдар, с которой жил до своей кончины. Она благотворно влияла на Ремарка, способствовала продолжению его карьеры, заботилась о здоровье. Детей у писателя не было.

Последние годы жизни и смерть

Последние дни жизни Эрих Ремарк провел с Полетт в своем швейцарском доме. Она избавляла его от затянувшейся хандры, болезни и способствовала продолжению писательской деятельности.

Э. М. Ремарк — лучшие произведения по рейтингу популярности

Перечень лучших произведений, которые будет интересно прочитать в полном изложении:

  1. «На Западном фронте без перемен» — культовый роман автора, выпущенный в 1929 году. Здесь Эрих рассказывает о своем военном опыте. Будучи очевидцем событий, он красочно рассказывает о войне от лица 12-летнего юноши, который попал в гущу событий.
  2. «Искра жизни» — роман 1952 года. Если говорить кратко, это описание страшной трагедии из жизни писателя. Роман посвящен младшей сестре Эриха, которую арестовали и убили фашисты, обезглавив ее за распространение негативной информации против фашистской армии. В сюжете романа рассказывается о вымышленном концлагере, где люди пытаются найти в себе искру к жизни, способность жить в нечеловеческих муках и сбежать.
  3. «Время жить и время умирать» — еще один антивоенный роман, выпущенный в 1954 году. В нем речь идет о молодом фронтовике Эрнсте, который выходит в отпуск. Решая воспользоваться своим отпуском, он проникает по ту сторону баррикад и узнает о жизни пленников, партизан и простых людей, которые хотят мирного неба над головой. Погрузившись в эту жизнь целиком, он проникается и решает помогать им.
  4. «Три товарища» — самый читаемый роман автора из списка рейтинга популярных и самых известных романов на английском и на немецком языке, выпущенный в 1936 году. В центре внимания три друга и любовь одного из них к девушке;.
  5. «Триумфальная арка» — знаменитый роман, который впервые получил свою огласку в американском штате в 1946 году. В центре сюжета — мужчина с хирургическим образованием, который эмигрировал из Германии во Францию и не получил гражданства в последней. Оперируя пациентов, он вынужден постоянно скрываться от властей.

Эрих Ремарк родился в городе Оснабрюк 22 июня 1898 года. Первое образование в биографии Ремарка было получено в церковной школе. Затем он учился в католической семинарии. В 1916 пошел на войну, был ранен. В послевоенное время в биографии Эриха Ремарка было испробовано несколько профессий. Он был журналистом и корреспондентом, а кроме того испытал себя в роли библиотекаря, учителя, бухгалтера.

Первые произведения Ремарка были написаны в 1916 году. Позже писатель взял псевдоним Эрих Мария Ремарк – в честь умершей матери. Свои впечатления от жестокости войны Ремарк изобразил в произведении «На западном фронте без перемен» в 1929. Кроме того опубликовал еще несколько подобных произведений, но все они были сожжены нацистами в 1933. В том же году Ремарк переехал в Швейцарию.

Роман «Триумфальная арка» Ремарк написал в 1945 году под впечатлением от отношений с Марлен Дитрих. В 1939 году в биографии Эриха Мария Ремарка произошел переезд в США, где спустя восемь лет он получил гражданство. В 1958 году второй раз женился, теперь на актрисе Полетт Годар (первой женой Ремарка была танцовщица Ютта Замбона). Сразу после этого вместе с женой обосновался в Швейцарии, прожил там до конца жизни.

Среди других известных произведений Эриха Мария Ремарка: «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Чёрный обелиск», «Жизнь взаймы» и многие другие.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Эрих Пауль Ремарк родился жарким днем 22 июня 1898 года, в городе Оснабрюк, в то время являвшимся частью Прусского королевства. Французскую фамилию Ремарк он унаследовал от прадеда – коренного француза, женившегося на немке. Отец будущего писателя — Петер Франц – так же взял в жены немецкую красавицу Анну-Марию Шталькнехт, которая была моложе его на 4 года. Отец семейства зарабатывал на жизнь переплетая книги, которых в доме было огромное количество. С самого юношества Эрих Пауль вдохновлялся произведениями величайших писателей, таких как Достоевский, Гёте, Манн и другие.

В семье Ремарков было пятеро детей, Эрих Пауль был вторым по старшинству. В 1901 году случилось несчастье: самый старший — Теодор Артур – отличавшийся с самого рождения слабым здоровьем, скончался.

С отцом у мальчика складывались непростые отношения, мать же по большей степени уделяла все свободное время болезненному Теодору, а позже новорожденным детям. Эрих Пауль чаще всего проводил время в кружении книг.

Обучение и служба в армии

В школу Эрих пошел в возрасте 6 лет. Проучившись 4 года в народной школе, в 1908 году он перешел в школу в Йоханнисшуле, по окончанию которой продолжи обучение. Он хотел стать учителем, а потому выбрал для себя сначала в католическую семинарию (1912-1915 гг.), а после и королевскую. Обучаясь в последней, Ремарк окончательно влюбился в литературную деятельность. У него появилось множество друзей и знакомых, среди которых были Фриц Хёрстемайер, Эрика Хаузе, Бернхард Ноббе и другие.

В июне 1916 года мир увидела первая небольшая публикация Ремарка, а в конце ноября этого же года молодой человек был призван на срочную службу в армию. Во время службы на Западном Фронте, куда он был отправлен в июне 1917 года, он получил три серьезнейших ранения: разорвавшийся снаряд задел руку, ногу, и – что самое страшное – шею. Лечение и восстановление Ремарка происходило в госпиталях Торхаута и Дуйсбурга. На фронт он больше не вернулся – еще до выписки молодой человек был переведен в канцелярию.

Этот период был довольно сложным в жизни Ремарка. Едва начав оправляться от тяжелых ранений, он потерял мать, которая скончалась от рака (сентябрь, 1917 г.), а в начале марта 1918-го он лишился и близкого друга — Фрица Хёрстермайера. Эрих, испытывавший самые нежные чувства к матери, долго не мог смириться с утратой, а потому практически сразу после ее кончины он сменил свое второе имя на второе имя родительницы.

В конце октября Ремарк окончательно встал на ноги – его выписали из госпиталя и перевели в родной Оснабрюк, где советом рабочих и солдат города было решено вручить ему Железный Крест I степени. Однако Эрих – теперь уже Мария – отказался от награды. Более того, он оставил армию и вернулся в семинарию, решив довести начатое до конца.

Учительская деятельность и первые шаги в литературе

В 1919 году, Эрих Мария Ремарк, получивший заветную квалификацию преподавателя, вышел на свою первую работу в качестве учителя. В 1920 году широкой общественности был представлен первый роман писателя «Мансарда снов» («Приют грёз»). Творение было написано им в отцовском доме, где молодой человек обосновал себе кабинет, в котором всецело отдавался творчеству: писал, музицировал, рисовал. Роман был издан одним из дрезденских издательств, а сам Ремарк, неизвестно по каким причинам стыдившийся этого творения, даже пытался скупить остатки тиража.

Что касается учительской карьеры, то она была относительно недолгой. Ремарк часто сменял место работы, руководство его открыто недолюбливало, а сам он не чувствовал себя нужным во всем этом. Однако жить за что-то нужно было, и прежде чем прийти к писательству, Эрих Мария попробовал себя в качестве торговца надгробиями, учителя игры на пианино, бухгалтера и не только. Но все было не то!

Журналистское дело

Примерно с марта 1921 года Ремарк стал пытать счастья на журналистском поприще. Первыми изданиями, в которых он выступил в роли театрального критика стали изданиях «Оснабрюкер Ландесцайтунг» и «Оснабрюкер Тагеблат», в это же время он стал сотрудничать и с изданием «Эхо Континенталь», где впервые использовал псевдоним Erich Maria Remarquе, написанный на французском. В апреле 1922 года писатель переехал в Ганновер, где с легкостью влился в богемное общество: женщины, алкоголь, светские рауты – все это стало неотъемлемой частью его жизни. В это же время писатель начал активную работу на романом «Гэм», параллельно возглавляя редакцию «Эхо Континенталь».

В 1924 году Ремарк познакомился с дочкой одного влиятельного человека в издательском мире. Девушка по имени Эдит была наследницей Курта Дьерри – основателя и владельца довольно популярного издания «Спорт в иллюстрациях». Отношения с юной особой продлились недолго – родители девушки были против их брака, а вот стать редактором издания ее отца молодому человеку все же удалось. Несколькими годами позже, в средине 28-го Ремарк стал «у руля» издания – теперь он лично отвечал за все публикации, появлявшиеся на печатных страницах. В это же время он получил несколько отказов от издательств, не захотевших выпускать «На западном фронте без перемен», которые открыто говорили о том, что читать о немецкой войне вряд ли кто-то захочет. Удача все же улыбнулась ему в лице главы издательства «Ульштайн». Однако сразу было поставлен условие – если роман «провалится» автор должен будет отработать все затраты.



Однако волновались все зря — роман стал настоящей сенсацией. Выпущенный изначально в газетном варианте (1928 г.), а позже и в книжном (1929 г.), он разошелся рекордным количеством – полтора миллиона экземпляров всего за год! В этом же году по инициативе Бьёрншерна Бьёрнса Эрих Мария Ремарк был выдвинут на Нобелевскую премию. Всего роман был издан 43 раза, переведен на 36 языков, а в 35-ом году был экранизирован.

С этого времени имя Ремарка было на слуху, причем не всегда в позитивном ключе. Сам Гитлер назвал писателя «французским евреем», а берлинская надзорная кинокомиссия запретила его рассказ «Враг». В 1931 году Ремарк снова был выдвинут в качестве кандидата на соискание Нобелевской премии мира. В этот раз протест высказала Лига офицеров Германии.

В 1931 году роман «Возвращение», ранее издаваемый в газетном варианте, был представлен в Берлине.

Эмиграция

В 1932 году Ремарк попадает в немилость немецких властей, которые изымают банковские сбережения писателя в размере 20 тысяч рейхсмарок. Он переезжает в Порто Ронко, а тем временем разбирательства по его делу продолжаются. Итогом становится штраф «за незаконные валютные операции» в размере 30 тысяч рейхсмарок, который он выплачивает. Ремарк активно работает над романом «Пат» (Три товарища»), а в Германии его книги уже числятся в категории запрещенных. Он подавлен и находится в депрессии: много пьет, ни с кем не общается. Выбор германским народом Гитлера его окончательно угнетает.

Позже, в 1935 году Ремарк получает предложение от правительства Германии о возвращении на родину, от которого, не раздумывая, отказался.

В 1939 году писатель уезжает в США, где через 8 лет получает гражданство. На вторую родину – в Швейцарию – Ремарк возвращается лишь в 1958 году. Здесь он проживает до конца своих дней.


Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой писателя была Ильза Ютта (Жанна) Замбона, с которой они поженились в 1925 году. Девушка стала прообразом для некоторых персонажей Ремарка. Продлилась семейная идиллия чуть больше 4 лет – супруги, постоянно изменявшие друг другу, развелись в 1930 году. Но это не помешало Эриху забрать с собой бывшую жену во время переезда в Швейцарию.

Однако судьбоносная встреча только предстояла писателю. В 1936 году, на венецианском побережье, он знакомится с Марлен Дитрих, между молодыми людьми мгновенно вспыхивает страсть. Даже повторный брак с Ильзой Юттой не мешает развитию их отношений. Дитрих во многом поспособствовала переезду Ремарка в США, в том числе с оформлением визы. Писатель пользуется популярность в Штатах, особенно среди женщин, что приближает момент их с Марлен расставания.

Последней любовью писателя стала еще одна актриса, на этот раз Полетт Годар. Встретил он ее уже в солидном возрасте – в 53 года, а ради брака с красавицей даже наконец-то развелся с Юттой, не поскупившись на огромную финансовую компенсацию. Полетт была рядом с Ремарком до последнего вздоха, пока в 1970 году сердце писателя не остановилось.

  • В 1967 году, уже по окончанию травли писателя, немецкий посол в Швейцарии наградил Ремарка орденом ФРГ, при этом гражданство, которого он ранее был лишен, так и не вернули.
  • Писатель пробовал себя так же в качестве актера – он сыграл небольшую роль в фильме «Время любить и время умирать», являвшимся экранизацией его же романа «Время жить и время умирать».
  • На похороны писателя Марлен Дитрих прислала красивый букет роз, однако Полетт отказалась их принимать и класть на гроб – чувства обеих женщин были слишком сильны даже после смерти Ремарка.
  • Существует версия, что Гитлер и Ремарк встречались во время войны, и, возможно, даже были знакомы. Основой для таких суждений является фото молодого Адольфа в окружении еще двух парней в венной форме. Один из них похож на Ремарка. Никаких более достоверных подтверждений нет.
  • Считается, что именно Дитрих послужила вдохновением для образа Жоан Маду, героини «Триумфальной арки».

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.