Методические материалы по игре на гитаре. Методическое пособие «Первые шаги на шестиструнной гитаре

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2 им. П.И. Чайковского»

(МБУ ДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского»)

«Использование творческих методов

на уроке специальности гитары

в детской школе искусств»

Выполнила:

преподаватель

по классу гитары

Терехина О.В.

Б р я н с к 2017

1.Вступительная часть – объяснительная записка.…........................................ 3

2.Использование творческих методов на уроке специальности гитары в детской школе искусств………………...…………………………………….....5

3.Заключение…………………………………………………………………….22

4.Литература………………………………………………………………….….23

5.Приложения…………………………………………………….......................25

Вступительная часть – объяснительная записка

Актуальность работы . За последние годы в нашей стране произошли перемены, серьезно изменившие цель и функции образования. действительности.

Нынешнее поколение педагогов-гитаристов, работающих с детьми, обращают внимание на то, что современные родители уделяют больше внимания умственному и интеллектуальному развитию ребенка. Таким образом, часто интеллектуальное развитие опережает эмоционально-эстетическое, нарушая процесс гармонического развития личности. Многочисленные примеры показывают, что одним из важнейших средств эмоционального развития человека является музыка. Гитарное искусство, как и любое другое, может служить мощным средством эстетического воспитания обучающихся, несмотря на существующие ошибочные мнения о гитаре как о неполноценном в художественном отношении инструменте. Возникновение в процессе проведения уроков специальности в ДШИ таких вопросов как: повышение творческой активности учащихся, эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы, обогащение учащихся знаниями о музыке, пополнение слухового опыта – все это рождает проблему оптимизации использования творческих методов на уроках музыки в современной детской школе искусств. Важными моментами являются:

    виды работы преподавателя и учащихся с использованием инструмента гитары на уроках музыки;

    способы, используемые педагогом для достижения эффекта заинтересованности учащихся.

Все это подчеркивает актуальность темы «Использование творческих методов на уроках специальности в детской школе искусств»

Объектом работы является процесс творческого развития личности обучающегося на уроках.

Предметом работы являются способы использования творческих методов как развивающего фактора обучения детей.

Целью работы является выявление системы способов использования творческих методов как развивающего фактора обучения детей.

Гипотеза работы: развитие личности обучающихся в школе искусств будет более эффективным, если применять в процессе обучения систему творческих методов, способов и приемов с использованием инструмента гитары.

Задачи:

    Проанализировать становление и развитие гитары в истории музыкальной культуры.

    Исследовать отношение обучающихся к гитаре и её возможностям.

    Выявить систему методов, способов, приемов с использованием гитары в учебной музыкальной деятельности.

2. Использование творческих методов на уроке специальности гитары в детской школе искусств.

На уроках специальности в ДШИ проблема превращения урока музыки в урок искусства становится все более актуальной. Одна из важнейших их задач - «быть надежным помощником общеобразовательной школе в выполнении основного требования: значительно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание учащихся». Для педагога важно уметь проявлять себя в самых разных формах работы, а также знать, какие возможности он может использовать при организации и планировании своей работы с той категорией учащихся, с которой в данное время он занимается музыкальным воспитанием и образованием. Чем шире педагог будет представлять себе всю систему музыкального воспитания, чем больше и лучше он будет владеть методикой отдельных её компонентов, тем эффективнее будет результат его работы, тем большее удовлетворение он получит от своей практической деятельности педагога-просветителя. Участие в этой работе открывает как перед обучающимися, так и перед преподавателем возможности больше приобщаться к музыке, заниматься тем, что их влечет. Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко обращают внимание педагогов, что при организации работы следует помнить:

    все виды музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание обучающихся, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

    широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию музыкальных, творческих способностейобучающихся;

    необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Педагогу также нужно учитывать, что на формирование вкусов и интересов учащихся большое влияние оказывает семья, средства массовой информации, сверстники. Учитывая все выше сказанное, очевидно, что для педагога руководящими остаются слова педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, прежде всего воспитание человека».

На наш взгляд, самыми продуктивными дополнениями организации работы с использованием гитары являются:

    Творческий подход к обучению игре на инструменте.

    Гитарные ансамбли.

    Посещение гитарных концертов, фестивалей.

Остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных форм работы.

В основе обучения игре на инструментележит индивидуальная форма работы с учеником, которая создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов. Естественно, что преподаватель строит процесс обучения, ориентируясь на возможности учащегося, на его личные качества, сложившиеся интересы. Однако, к сожалению, данные условия не всегда используются для решения задач музыкального воспитания. Подчас цель занятий сводится лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков, необходимых для его исполнения. При этом недостаточное внимание уделяется методам, активизирующим творческое воображение. Их место занимает данный преподавателем «образец» исполнения. В результате у ребят угасает интерес к такой работе, и они предпочитают искать себе более увлекательное занятие.

Учитывая все вышеперечисленные выводы, мы решили в нашей работе обучения игре на гитаре опираться на разработки методического пособия А.Д. Лазаревой «Учимся играя». А.Д. Лазарева - преподаватель по классу гитары музыкальной школы города Харькова, организатор и ведущая клуба любителей гитарной музыки, член Ассоциации гитаристов Украины. Она проводит неуклонную линию всё более интенсивного вовлечения детей в процесс музицирования. Главные достоинства этой работы - предоставление нетрадиционной практической гитарной методики, базирующейся на основе пробуждения творческого начала у ребёнка, живость и увлекательность эмоционального тона повествования. В курсе методики представлены сорок уроков, с помощью которых автор стремиться пробудить художественную фантазию детей, их стремление к проявлению творческой инициативы, к выражению своего творческого потенциала.

Материал уроков построен на нескольких видах работы. Все они могут использоваться параллельно и объединяться по мере необходимости, по мере усвоения. Уже с первых уроков дети побуждаются к пению знакомых песен и выявлению их ритмического рисунка – урок 1; вовлекаются в простейшее ансамблевое Музицирование – урок 3. важными этапами активизации творческих навыков являются:

    досочинение мелодии песенок по их начальным мелодическим отрезкам – урок 17;

    задания на развитие навыков варьирования, придумывание мелодий на предлагаемые стихи – урок 28;

    сочинение мелодий по их ритмической основе – урок 39.

В данном пособии детям предлагается сочинение рассказа на основе прослушанного музыкального произведения – урок 6, и другие важные для активизации познавательного интереса детей методы.

Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего ученика А.Д. Лазарева рекомендует следующие приёмы:

    заинтересовать в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового этапа, добиваться осмысленного усвоения;

    в каждом отдельном случае должен учитываться характер ребёнка;

    продолжительность самого урока целесообразно ограничить до 20-30 минут, а количество занятий в неделю увеличить до трех-четырех раз в неделю, мы предлагаем вариант – два раза в неделю;

    процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями;

    изучение нот на грифе гитары и нотном стане нужно вести вначале независимо друг от друга. Практикой подтверждено, что запоминание нот на грифе, в основном благодаря выучиванию большого количества песен, идет гораздо быстрее, чем на нотном стане. Для ускорения этого процесса, параллельно можно заниматься чтением нот с листа без инструмента;

    обязательно нужно вводить элементы игры в занятия с младшими школьниками.

Выдающийся педагог Антон Семёнович Макаренко в одной из своих работ подсказывает: «Есть важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело… В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие рабочее и усилие мысли… игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра». Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство». В игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения, по мнению А.Д.Лазаревой, лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика. Сегодня все чаще на педагогических конференциях раздаётся призыв: «Вернуть игру в школу!» «Люди, прошедшие в детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности». Пособие А.Д.Лазаревой «Учимся играя» - ценное новаторское пособие. Оно способно внести важный вклад в совершенствование методики и практической педагогики начального обучения на гитаре.

Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача учителя – уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы: чтению с листа, импровизации, подбору по слуху. Например, у начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху понравившиеся мелодии. Как правило, это мелодии популярных песен-шлягеров, которые довольно далеки от лучших образцов легкой музыки. Осознавая отрицательное влияние многих модных новинок на формирование вкуса, учитель, однако, должен не навязывать свое мнение, а, используя весь арсенал средств, подвести ученика к пониманию, что понравившаяся мелодия шаблонна и не представляет интереса. С накоплением опыта внимание учащихся привлекается к поиску лучшего варианта гармонизации мелодии с использованием различных видов фактуры.

Развитие творческих способностей с самого начала следует вести по пути формирования самостоятельности в интерпретации произведений, выполнения творческих заданий. Например, ученику предлагается заполнить пропущенные такты мелодии, досочинить окончание несложной пьесы, сыграть заданный мотив в зависимости от замысла с различными изменениями, сочинить вариации на ту или иную тему. Безусловно, на первых порах учащиеся бывают скованными и стремятся во многом подражать известным образцам, однако важно, что у них формируются интерес и сама потребность в творчестве, которое всегда можно совершенствовать.

При обучении игре на гитаре учащихся многие преподаватели сталкиваются с проблемой подбора педагогического репертуара при начальном этапе ознакомления с инструментом. Задача репертуара должна состоять в том, чтобы совместить в себе развитие технических возможностей детей с получением положительных эмоций от общения с музыкой. Поэтому на начальном этапе обучения игре на гитаре мы предлагаем использовать сочинения следующих композиторов-гитаристов:

    Людмилы Ивановой (композитор и педагог из Санкт-Петербурга) пьесы «Дремучий лес», «Дождик», «Юла»;

    Виктора Козлова сборник произведений для детей;

    Виктора Ерзунова «Альбом гитариста» (5 выпусков);

    Олега Киселева сборник пьес для гитары «Облака»;

    Александра Винницкого «Детский джазовый альбом», шесть дуэтов для гитары

Виктор Викторович Козлов (р. 1958) – российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Основатель южноуральской гитарной школы. Композиторские предпочтения В.Козлова относятся к сфере миниатюр для гитары соло и трио гитар. Популярностью пользуются такие юмористические пьесы, как «Восточный танец», «Танец охотника», «Маш солдатиков», «Маленький детектив» и др.

Сочинения В.Козлова издаются в России, Германии, Италии, Англии, Польше, Финляндии. Ведущие мировые исполнители гитарной музыки – Н.Комолятов, С.Диниган, Т.Вольская, дуэты «Каприччиозо» и «Концертино», Трио гитаристов Урала – включают в репертуар пьесы этого автора. Являясь профессором Челябинского института музыки, В.Козлова, как автор обучающих программ, особое значение придает музыке для детей. Здесь автору удается сочетать оригинальный репертуар с яркой образностью конкретной методической направленностью. Так, альбом «Маленькие тайны сеньориты Гитары» (1999г.) стал уникальным учебным пособием, где для наиболее полного раскрытия образа применены красочные приемы, появившиеся в конце XX века. «Эхо бразильского карнавала» - новый, захватывающий внимание альбом для дуэта гитар. Пьесы, вошедшие в альбом, могут быть использованы в учебном процессе музыкальных школ и колледжей, а также для домашнего музицирования.

Виктор Алексеевич Ерзунов – преподаватель гитары в ГМУ им. Гнесиных с 1971 года. За это многие его ученики стали лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов, а также педагогами в музыкальных школах и училищах Москвы и России. На основе собственного педагогического и исполнительского опыта работы он создал шесть авторских «Альбомов гитариста», вышел в свет выпуск его сочинений, предназначенных для учащихся детских музыкальных школ и любителей гитары.

Олег Киселев - гитарист, композитор, педагог родился в 1964 году в г. Аше Челябинской области в семье инженеров-металлургов. Гитарой начал заниматься в 11 лет. Первым учителем был его отец, который, вспомнив свою молодость, научил сына аккомпанементу к нескольким песням на семиструнной гитаре. Дальше О.Киселев осваивает самостоятельно шестиструнную гитару, играя в школьном эстрадном ансамбле. С классической гитарой и нотной грамотой впервые познакомился в 17 лет, поступив в 1981 году в Челябинский политехнический институт на металлургический факультет, где в те годы существовал «Клуб классической гитары», президентом которого был Александр Долгих. В 1991 году заканчивает заочное отделение Челябинского музыкальное училище класс гитары Виктор Викторович Козлова. С 1990 года работает в Ашинской школе искусств преподавателем по классу гитары. Он автор более чем 250 пьес для гитары, опубликованных в Польше, России, Италии, Бельгии, Швеции, рецензии, на которые были опубликованы в международных гитарных журналах, им записано 7 (семь) компакт дисков.

Большая часть произведений Олега Киселева адресована детям и юношеству. О.Киселев использует в своем творчестве всю палитру музыкальных стилей (классика, романтика, джаз, модерн, латино, фолк, рок-н-ролл).

Александр Винницкий создал сборник «Детский джазовый альбом» для детского музыкального образования на гитаре с элементами джазовых стилей. Сборник содержит упражнения, этюды, пьесы, и дуэты для гитары и мелодического инструмента. Он также служит материалом для авторских семинаров «Классическая гитара в джазе».

По упражнениям из этого сборника можно учиться ритмике и приёмам аранжировки на гитаре. Упражнение «Джазовые секвенции» является примером аранжировки заданной гармонической последовательности путем надстроек и альтерации аккордов, а также изменение ритмических фигур. Его этюды - на мелкую технику и на ломаное арпеджио, уменьшенные аккорды.

В сборник Александра Винницкого «Детский джазовый альбом» вошли также пьесы в стиле «Страйт» с подробным комментарием и примерами аранжировки темы. Одна пьеса написана в стиле «Рок-энд-ролл».

Шесть дуэтов для гитары и мелодического инструмента написаны Александром Винницким в разных стилях от баллады («Кукла для Натали», «Песня дождя») до рэгтайма («Акробат») и могут войти в концертный репертуар.

С первых уроков педагогу нужно вводить игру в ансамбле , при умелом руководстве это способствует активизации деятельности детей, вызывает у них интерес и увлеченность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже знакомые детям отрывки из музыки к кинофильмам, радио - и телепередачам. Даже играя одну ноту, ребенок осваивает ритм, динамику, первоначальные игровые движения. Также у детей развивается звуковое воображение. В качестве примера мы приведем русскую народную песню «Во поле береза стояла», которую можно разучить ансамблем «учитель-ученик». Вначале ученику можно предложить отстукивать первые доли такта (наряду с хлопками можно использовать бубен, треугольник), пропевая мелодию голосом. Затем педагог играет мелодию, а ученик продолжает отстукивать ритм. Затем – игра дуэтом: учащийся играет в заданном ритме на первой струне, педагог играет мелодию песни. Положительным моментом является игра ученика без изучения нотной грамоты. Г.Нейгауз писал по поводу этого метода работы: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них наслуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности».

Желательно не ограничиваться игрой с учителем, хотя она полезна и необходима, а организовывать ансамбли, состоящие из учащихся. В них могут входить ребята с различной подготовкой и играющие на разных инструментах. Чувствуя себя участниками музыкального коллектива, они ответственнее относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля. Нужно учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Благоприятный психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем играть одну сложную, так и не добравшись до творческой интерпретации.

Следует часть урока посвящать чтению с листа несложных произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа.

Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо

Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особое значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведении.

Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не следует забывать и о других средствах выразительности, аналогичное увеличению громкости уплотнение фактуры производит появление новых регистров и тембров. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.

Педагогу важно заботиться и о концертных выступлениях учеников , поощрять их участие в школьных праздниках, тематических вечерах.

Посещение гитарных концертов, фестивалей также является важной частью работы педагога. Такая форма знакомства детей с музыкальным (гитарным) искусством продуктивна тем, что помогает расширить и обогатить полученные знания о возможностях инструмента, приобщиться к творчеству. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, в условиях концерта многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и начинают заниматься самовоспитанием.

Формируемая таким образом музыкально-просветительская деятельность всегда способствует воспитанию положительных личностных качеств учащихся, стимулирует интерес к занятиям.

Таким образом, расширяя рамки урока, создаются большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся.

Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой всегда была актуальной. В настоящее время в современных школах педагоги не могут отказаться от вопросов: каков современный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя? То есть необходимо попробовать нарисовать музыкально-педагогический портрет современного ребёнка.

Основой эксперимента, проведенного нами, является характеристика некоторых результатов опытной работы, форма урока – лекция-концерт.

Ведущую цель, которую мы преследовали – в доступной форме осуществить знакомство детей с историей гитары, возможностями инструмента, композиторами-гитаристами. В связи с этим нами были использованы следующие методы:

    рассказ о создании инструмента, истории его развития;

    слушание гитарной музыки;

    собственный показ преподавателем гитарных произведений.

На наш взгляд, форма урока – лекция-концерт является наиболее продуктивной в реализации поставленной нами цели, так как:

    как и другие формы музыкальных занятий, форма урока – лекция-концерт направлена на нравственно-эстетическое воспитание обучющихся;

    использование нестандартного плана проведения урока способствует пробуждению художественного интереса и мышления детей, а также развитию их творческих способностей;

    чередование видов деятельности на уроке (увлекательный рассказ преподавателя, сопровождаемый прослушиванием музыкальных пьес, беседа с детьми, собственная игра на инструменте преподавателя) способствует более успешному

Так как одной из главных задач является задача исследовать отношение к гитаре и её возможностям обучающихся, то в начале урока детям была предложена следующая система вопросов:

    Нравится ли вам инструмент гитара?

    Как вы считаете, родиной гитары является:

  1. Умеете ли вы играть на гитаре? (простые аккорды, пьесы – пояснить)

    Что вы чаще всего слышите в исполнении на гитаре?

    Сколько струн на классической гитаре?

    Какие виды гитары вы знаете?

Анализируя анкеты, мы выяснили, что у детей преобладает большой интерес к гитаре, но большинство знакомы с гитарой, как простым, массовым инструментом, совершенно отсутствует восприятие гитары, как инструмента классического.

Проанализируем более подробно ответы.

На вопрос «Умеете ли вы играть на гитаре?» положительно ответили 11% класса. Радует то, что родиной гитары 99% класса называют Испанию. На вопрос «Что вы чаще всего слышите в исполнении на гитаре?» 100% класса ответили: «Походные песни, песни в детских лагерях отдыха, туристические песни, песни у костра, песни современных музыкальных групп». 20% опрашиваемых добавили, что слышат военные песни, серенады, романсы. Вопрос «Сколько струн на классической гитаре?» не вызвал затруднений в ответе ребят, 100% класса знают, что струн – шесть. На вопрос, «Какие виды гитары вы знаете?» 90% опрашиваемых учащихся ответили: «Рок-гитара, бас-гитара», а 10% класса поставили в ответе на вопрос «прочерк».

Отсюда мы сделали вывод, что у большинства современных детей отсутствуют знания о классической гитаре, о сложном и разнообразном гитарном репертуаре, о различных видах гитары. Поэтому практическая значимость работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы получили, будут способствовать развитию личности учеников, а также являться материалом, которым могут воспользоваться учителя музыки.

После анкетирования урок проходил по следующему плану:

1. Рассказ преподавателя об истории гитары, о гитаристах, которые внесли огромный вклад в развитие инструмента. При этом использовался музыкальный материал - запись гитарной музыки VII, IX веков; иллюстрированный материал – портреты композиторов-гитаристов М. Джулиани, Ф. Сора, А. Сеговии, А. Иванова-Крамского.

2. Музыкальные записи, раскрывающие возможности гитары:

    Народная музыка – обработки С.Руднева русских народных песен «Степь, да степь кругом…», «Ах вы, сени»

    Гитара Фламенко – альбом «В пятницу вечером», «Солнечный танец», другие фрагменты

    Сюита современного композитора-гитариста Н.Кошкина «Игрушки принца: Заводная обезьяна, Игра в солдатики»

    Собственный показ учителя разнохарактерных пьес для гитары: Э. Вила Лобос «Прелюдия №1», Н. Кошкин «Эльфы» IV часть

    Пение песни из репертуара группы «Любэ» под аккомпанемент гитары.

Остановимся подробнее на каждом этапе урока:

      преподаватель рассказывает об истории гитары:

«Происхождение гитары теряется во тьме веков. Мы не знаем, когда она появилась на свет. Знаем только, что уже в XIII веке гитара была широко известна в Испании.

В её истории можно проследить пять отчетливых периодов. Условно назовем их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет. Становление длилось примерно до середины XIY века. В это время гитара вытесняет некоторые примитивные струнные инструменты, овладевает своим собственным репертуаром, становится одним из любимых народных инструментов в Испании. Но не успела гитара, как следует окрепнуть и набраться сил, как в Европе появилась лютня. Сюда её завезли арабы. Заморская пришелица очень скоро оттеснила гитару. Это и был период застоя.

Но постепенно гитара научилась исполнять богатейший репертуар лютни. Вытеснив лютню, гитара не забыла свою учительницу: даже в наши дни гитара нередко с концертной сцены исполняет старинную лютневую музыку.

Так начался период возрождения. Для этого требовались свои энтузиасты. Наиболее выдающиеся из них – итальянский исполнитель и педагог М.Джулиани, педагог-гитарист М.Каркасси». (Детям был предложен иллюстративный материал – портреты вышеназванных композиторов-гитаристов, а также музыкальный материал – М.Каркасси «Большая соната» I часть)

Преподаватель продолжает свой рассказ: «В середине XIX века основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. А для гитары наступает время упадка.

К счастью, период упадка длился всего несколько десятилетий. А затем начался стремительный расцвет. Начало расцвета в первую очередь связано с именем испанского гитариста Фр.Тарреги. Дело начатое Фр.Таррегой, блистательно продолжил испанский гитарист – А.Сеговия.

Андрес Сеговия родился в 1893 году в маленьком испанском городке Линаресе. Его дядя, любивший музыку, захотел учить Андреса игре на скрипке. Был приглашен преподаватель, куплен инструмент. А вскоре в доме дяди остановился на полтора месяца странствующий гитарист. Талантливому шестилетнему мальчику вполне хватило столь короткого времени, чтобы освоить незнакомый инструмент. Дальше он учился сам, слушая народных гитаристов и перенимая их приемы игры.

Мастерство Андреса Сеговия было признано во всем мире. Чувствуя, что возможности гитары не раскрыты до конца, он искал и находил новые приемы, позволявшие передавать тончайшие нюансы произведения. В репертуаре А.Сеговия появились сочинения композиторов: И.С.Баха, Г.Генделя, В.Моцарта, Л.Бетховена» (Детям предлагается для прослушивания «Гавот» И.С.Баха)

Далее рассказ учителя строится следующим образом: «Казалось бы, уже сказанного раньше достаточно для того, чтобы ответить на вопрос «что может гитара?». Границы возможностей гитары определить трудно – кажется, она может все». (Для слушания музыки предлагается материал - обработки С.Руднева русских народных песен «Степь, да степь кругом…», «Ах вы, сени»)

Затем педагог рассказывает детям об истории возникновения и развития фламенко: «Основными элементами фламенко являются элементы пение и танец. Главная музыкальная роль отводится гитаре». (Материал для прослушивания - альбом «В пятницу вечером», «Солнечный танец», другие фрагменты)

Далее педагог знакомит обучающихся с оригинальной сюитой современного композитора-гитариста Н.Кошкина «Игрушки принца: Заводная обезьяна, Игра в солдатики» (Музыкальные образы вызвали к себе яркий интерес детей)

Собственный показ преподавателя разнохарактерных пьес для гитары: Э. Вила Лобос «Прелюдия №1», Н. Кошкин «Эльфы» IV часть, а также пение песни из репертуара группы «Любэ» под аккомпанемент гитары явились кульминационными элементами урока. Показ этих элементов предусматривает взаимосвязь видов деятельности урока, а также комплексных подход к его организации и драматургии.

Так как наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике, то мы включили его в завершающий анализ проведенного нами эксперимента, а также в процесс выявления эмоциональной реакции обучающихся на слушание гитарной музыки. В процессе проведения урока мы учитывали также психологическую атмосферу.

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что наиболее яркое впечатление у обучающихся оставила музыка Фламенко и спец-эффекты сюиты Н.Кошкина; народная музыка заинтересовала лишь 20% учащихся; музыка классиков, к сожалению, заняла последнее место у современных детей. Отсюда мы сделали выводы об интересах детей, склонностях современного мышления учащихся. Музыка Фламенко и спец-эффекты сюиты Н.Кошкина являются яркими образцами гитарной музыки, но не требуют большой сосредоточенности мышления, памяти при восприятии музыкальных образов. Народная музыка более содержательна, требует от слушателей большего внимания – мы видим, что дети практически не заинтересовались. К восприятию классической гитарной музыки дети не готовы.

Проанализировав полученные факты, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо решать такие задачи, как

    формирование более высокого уровня культуры восприятия классической музыки;

    развитие понимания народной этики, народной музыки и её роли;

    пропаганда лучших образцов гитарной музыки, воспитание чувства уважения к ней.

Общее впечатление от урока у детей сложилось положительное, что подчеркивает необходимость внедрения нового, необычного для учащихся материала на уроках. Таким образом, предложенная нами система способов использования творческих методов является развивающим фактором обучения детей, а также если применять в процессе обучения систему творческих методов, способов и приёмов с использованием гитары, то развитие личности учащихся в школе искусств будет более эффективным.

Заключение.

Музыкальное образование всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания молодого поколения. В современной практике наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. Эта тенденция позволяет обеспечить формирование у детей целостной картины мира, развивая логическое и образное мышление. Методика музыкального воспитания, опираясь на педагогику, рассматривает воспитание как процесс, зависящий от многих факторов. Поддержание познавательного интереса детей в процессе обучения является одной из самых сложных педагогических задач. Исходя из этого, педагог должен стремиться формировать и поддерживать познавательный интерес у учащихся, используя при этом различные методы работы. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что гитарное искусство является одним из мощных средств эстетического воспитания. Результаты экспериментальной работы показали, что и познавательный интерес к гитаре у младших обучающихся довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, подобранный нами материал обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, система творческих методов, способов и приемов на уроках специальности является эффективным средством творческого развития личности учащихся.

Подводя итог всему сказанному, мы делаем вывод –педагог должен стремиться находить решение такой сложной педагогической задачи как поддержание познавательного интереса в творческом отношении к учащимся, в том, что можно назвать художественной педагогикой.

ЛИТЕРАТУРА

    Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.; 1972

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М. Просвещение; 1988

    Вольман Б. Гитара. - М., Музыка; 1972

    Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.; 1989

    Газарян С. Рассказ о гитаре. – М.; 1987

    Гладкая С. сб. Музыкальное воспитание в школе № 14.

    Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). Ек.; 1999

    Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.; 1998

    Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведениений. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2-ое изд., стереотип.; 1998

    Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. – М.; 1988

    Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.; 2001

    Казанцева М.Г. Комплекс упражнений для постановки дыхания

    Карпов Л. Альманах. Академия классической гитары. – Санкт-Петербург; 2003

    Карпов Л. Методическое пособие для преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений. Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре. - Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств; 2002

    Крюкова В.В. Музыкальная педагогика – Ростов н/Д: «Феникс»; 2002

    Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.; 1985

    Лазарева А. Методическое пособие игры на гитаре детей младшего возраста. Учимся, играя. – Харьков; 2004

    Ларичев Е., Назарова А. музыкальный альманах. Гитара, выпуск 2. – М.; 1990

    Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение; 1987

    Мир детства. Младший школьник. - М., Педагогика; 1988

    Назаров Л. Введение в песенный фольклор, журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000

    Начальная школа №2; 2000

    Немов Р.С. Психология. - М., Владивосток; 1999

    Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.; 1977

    Развитие творческой активности обучающихся. - М., Педагогика; 1991

    Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Г. Общая педагогика. Часть 1. – М.: Владос; 2003

    Смирнов С. Педагогика. - Издательский центр, Академия; 1998

    Соколов В., Хитров В Древняя Русь. – Брянск, 1995

    Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия. - Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества; 1994

    Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества; 1994

    Столяренко Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – М., 2003

    Струве Г.А. Школьный хор. – М.; 1981

    Фомина Н.Н. Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков 9-11 кл.; 1991

    Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. - М.; 1990

    Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.; 2000

    Челышева Т. В. Спутник учителя музыки. – М.; 1993

    Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом.- М., Музыка; 1983

    Ширялин А. Поэма о гитаре. – М.; 1994

    Школяр Л. Музыкальное образование в школе. – М.; 2001

Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9


комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой – либо проблемы педагогики

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учётом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо чётко определить цель работы, подчинив ей все содержания; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.

Если речь идёт об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.


Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный

Задачи:
1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений
2. Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.
3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.
4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:
- метод практического показа;
- метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение
: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;
- игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;
- работа над этюдом;
- проигрывание ранее выученных пьес;
- проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.
Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.
Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.
Калинин В. Этюд Е-dur . Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.
Проигрывание ранее выученных пьес , указывая на недостатки и достоинства игры:
Красев М. «Елочка»
Калинин В. «Вальс»
Проведение физкультминутки:
«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.
«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.
Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.
Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.
«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:
- четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;
- создание образного ряда (сравнения, ассоциации);
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
- слуховой контроль учащимся исполняемых произведений;

Методическая разработка открытого урока

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны

г. Инта

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3.Совместное музицирование со сверстниками.

4.Навыки аккомпанемента.

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:

«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).

Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.

2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).

На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.

Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.

Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.

При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».

3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.

Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

на тему

«Особенности работы с начинающими в классе гитары»

преподавателя народных инструментов

Щёлково

Гитаристы встали на путь профессиональной педагогической деятельности сравнительно недавно, когда пианисты и скрипачи уже имели вековые исполнительские и педагогические традиции, обширный концертный и учебный репертуар, методическую литературу. Использование опыта, накопленного другими инструменталистами, позволило гитаристам за короткий срок достичь больших успехов и перейти от любительского домашнего музицирования к концертному исполнительству, от самообучения игре по слуху к системе профессионального образования . Но для дальнейшего развития и совершенствования исполнительского мастерства необходимо было создание высокохудожественной оригинальной литературы и методики преподавания, учитывающей все особенности и специфику инструмента. В настоящее время в репертуаре гитаристов уже имеется значительное количество разнообразных и интересных по содержанию и форме оригинальных произведений. Идет процесс создания школ, методических пособий и учебной литературы для гитары. Достаточно назвать работы Г. Фетисова. Н. Калинина, В. Агафошина. Разработаны программы для всех ступеней обучения по классу гитары. Улучшилось качество подготовки гитаристов в музыкальных школах, училищах, институтах и консерваториях. Методические кабинеты и кафедры вузов ведут постоянную работу по повышению квалификации педагогов-гитаристов.

Вместе с тем, педагогическая практика не имеет достаточного опыта при работе с детьми 5,6 –летнего возраста, не свободна от существенных недостатков, многие из которых связаны с нарушением принципов дидактики. Типичным явлением стало несоблюдение дидактического принципа доступности - в частности, так называемое «завышение репертуара». Следует подчеркнуть, что нарушение принципа доступности в начальный период обучения приводит к самым серьезным последствиям, которые трудно, а иногда и невозможно исправить на дальнейших этапах обучения.

Поднимая данный вопрос, мы предвидим недоумение многих специалистов: «Следует ли говорить о вещах очевидных?» Но вся беда заключается в том, что принцип доступности признается чаще только на словах. На практике же программа нередко завышается, причем не только по специальности, но и по ансамблю, концертмейстерскому классу и оркестру. Причины этого явления различны, и устранить их не так легко, как кажется на первый взгляд. Проанализируем пять основных, по - нашему мнению, причин:

1. Формальное отношение к планам занятий, составление планов без учета индивидуальных особенностей ученика. Иногда это связано с тем, что педагог просто не знает методики составления индивидуальных планов или не изучил учебный материал. Недостаточный контроль со стороны руководителей отделений гитары в учебных заведениях усугубляет создавшееся положение.

2. Ошибочное определение сложности произведения. Зачастую педагог обращает внимание лишь на технические трудности произведения, не задумываясь над сложностью главного - содержания.

3. Преднамеренное усложнение программы из-за своеобразного педагогического честолюбия. При обсуждении результатов экзаменов такие педагоги, склонные к внешнему эффекту , часто говорят: «Мой ученик играл сложную программу, поэтому он достоин высшей оценки», - не понимая, что подобные рассуждения обнаруживают незнания элементарных принципов отбора учебного материала и критериев оценки исполнения.

Считается также, что одно произведение, превышающее возможности учащегося , обязательно должно быть включено в программу для его «роста». Таким образом в репертуар попадает не только трудное, но и недоступное для ученика на данном этапе произведение, которое в результате оказывается не выученным. Но беда не только в этом: как правило, к моменту экзамена остается недоученной и вся программа. Следует отметить, что от завышенной по этой причине программы чаще всего страдают наиболее способные ученики.

4. Стремление учащихся играть те или иные произведения, недоступные для них, и «податливость» педагогов, мотивирующих ее тем, что ученик быстрее выучит произведение, которое ему нравится, что он будет больше заниматься и большего добьется. Подобные рассуждения, конечно, не лишены оснований, но если возможности учащегося совершенно несоизмеримы с трудностями данной пьесы, то он не сможет их преодолеть.

5. Музыкальная беспомощность педагога, неумение работать над музыкальным содержанием произведения. Вот что пишет по этому поводу В. Авратинер в работе «Методические материалы по педагогике»: «Практика показывает, что работа над музыкальным содержанием произведения (максимальное выявление необходимых для данного произведения средств музыкальной выразительности) некоторым педагогам дается тяжелее, чем работа над техническими трудностями. Такому «педагогу» иногда нечего сказать своему ученику, если технически пьеса несложна и технические трудности ученик преодолел. Стремясь прикрыть свою педагогическую беспомощность, преподаватель идет на завышение программы, делая это своеобразным средством самозащиты».

Но каковы бы ни были причины усложнения программы, последствия его оказываются губительными. Гитарист, который начинает учить недоступную ему пьесу, прежде всего, не может справиться с техническими трудностями. Разбор, выучивание текста на память отнимает у него слишком много времени, лишая возможности проанализировать форму и содержание произведения, отработать звукоизвлечение, нюансы, штрихи и т. д. Всю эту работу учащийся откладывает на более поздний период, когда достаточно разберется в тексте произведения. Находясь в плену у непосильного для него произведения, баянист не успевает уловить все ошибки на начальном этапе обучения, и потом ему уже трудно освободиться от них, так как он привыкает к несовершенному звучанию и уже не замечает погрешностей своего исполнения.

Конечно, в овладении исполнительским мастерством важную роль играют музыкальные данные ученика. Но даже талантливый человек, если он будет отдавать все время только разучиванию сложных произведений, работе над техническими трудностями, не достигнет высокого уровня исполнительства. Талант требует очень бережного отношения к себе. Опытный педагог будет лелеять, растить талант от урока к уроку, из года в год, а не губить его непомерными трудностями.

Над непосильным произведением гитарист работает форсированно, с предельным напряжением. В результате такой работы неизбежна потеря качества. Понятие «потеря качества» очень ёмко: оно подразумевает неточное исполнение штрихов, нюансов, ошибки ритмического характера, погрешности стиля и в конечном итоге неверное, искаженное создание художественного образа. Но, пожалуй, прежде всего страдает качество звукоизвлечения, а оно имеет первостепенное значение для музыканта-исполнителя.

Нарушая принцип доступности, педагог невольно сводит работу к «натаскиванию». Получив слишком сложное произведение, учащийся в течение трех-четырех недель учит только текст. Проходит месяц-полтора, ученик еще путает ноты, гармонию, аппликатуру, не в состоянии следить за последовательностью изложения материала, а педагог уже начинает работать с ним над художественными особенностями пьесы. Но ученик не может выполнить требования педагога, более того - пьеса ему уже надоела. Снижается интерес к занятиям вообще, и он неохотно садится дома за инструмент. И вот педагог, чтобы помочь ученику, начинает разучивать с ним произведение на уроке, выполняя, по сути дела, его домашнюю работу. За неделю-две до публичного выступления (зачета, экзамена) дневник ученика все еще пестрит записями педагога: «Играть без ошибок»; «Играть с нюансами»; «Не путать пальцы» и т. п. Такие указания и требования имеют силу слов врача, обращенных к тяжело больному: «Не болейте!»

После того как недоступная программа «приготовлена», то есть выучена кое-как на память, ученика, а вместе с ним и педагога незадолго до выступления охватывает лихорадочное волнение. Их мучает один вопрос: удастся ли сыграть без остановок?

Многие известные музыканты писали о волнении во время публичного исполнения. Явление это чрезвычайно сложное и еще далеко не изученное. Но можно с уверенностью сказать, что одна из причин волнения кроется в непомерной трудности произведения.

Сотрудники лаборатории биокибернетики Института кибернетики АН УССР Д. Галенко и В. Старинец в содружестве со сценаристом И. Сабельниковым создали фильм «Формула эмоций». В нем рассказывается о «чуде» эмоций, являющихся запасным механизмом, который выручает в ответственные минуты, мобилизует все силы, скрытые ресурсы человека. Но есть и эмоции, приводящие к катастрофе. К их разряду относится « волнение-паника» (термин П. Якобсона), которое охватывает музыканта, исполняющего недоступную для него программу. Доктор медицинских наук профессор П. Симонов утверждает, что отрицательные эмоции могут возникнуть от недостаточности информации . Применительно к данному случаю это означает недостаточность средств для достижения художественной цели. Естественно, такое выступление обречено на провал. Вот что говорит по этому поводу Г. Коган: «...игра лишается управления, исполнителя «несет», как щепку по волнам, движения его сжимаются, память изменяет, он комкает, мажет, путает в самых неожиданных местах».

Итак, с одной стороны, без творческого волнения, без положительных эмоций не может быть настоящего исполнения на эстраде. Эмоции создают подъем, необходимый настоящему художнику, чтобы творить, а не ограничиваться равнодушным, ремесленным выполнением работы . С другой стороны, отрицательные эмоции, вызванные несоответствием цели и средств, могут привести к провалу.

Иногда неудачное выступление вызывает серьезные последствия: ученик начинает неуверенно чувствовать себя на эстраде, даже играя пьесы вполне доступные и хорошо выученные, он теряет самообладание о мысли, что сейчас что-то случится, что он забудет, напутает и т. п. «Волнуются от того, что боятся забыть, забывают же от того, что волнуются». Это явление прогрессирует, концертная деятельность становится для музыканта мучением, и он вынужден ее прекратить.

Мы уже говорили, что одной из причин нарушения принципа доступности является недостаточное внимание педагога к планированию работы каждого ученика. Педагогическая практика выработала различные формы планирования в зависимости от предмета обучения. План любой формы строится прежде всего на основе учебной программы . Грубейшую ошибку совершают те педагоги-баянисты, которые, надеясь на свой педагогический опыт, годами не заглядывают в программу. Помимо программы, индивидуальное планирование основывается на учете индивидуальных особенностей учащегося. В различных учебных заведениях приняты разные формы планирования. Иногда планы сводятся лишь к перечислению пьес и этюдов, а чем руководствуется педагог при отборе произведений для данного учащегося, не указывается. По нашему мнению, следовало бы принять за основу такую форму индивидуального плана:

1. Краткая характеристика учащегося в начале полугодия.

В нее должна входить оценка музыкальных данных, уровня музыкального и общего развития, психических и физиологических особенностей учащегося.

2. Индивидуальная задача на полугодие.

Она должна основываться на характеристике учащегося и общей задачи обучения, изложенной в программе, быть выполнимой и конкретной - то есть определять объем знаний, умений и навыков, которые следует получить учащемуся.

3. Инструктивный материал и музыкальные произведения, которые будут способствовать выполнению этой задачи.

Целью работы над инструктивным материалом - гаммами, арпед-

жио, упражнениями, этюдами - явится следующее: «1) развитие определенного вида техники; 2)подготовка учащегося к преодолению технических трудностей произведения. В первом случае преследуется цель разностороннего технического развития ученика... Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встречаются в произведении».

В художественную часть репертуара следует включать различные по характеру произведения народного творчества, русских и западных классиков, советских и зарубежных композиторов. Все произведения должны обладать несомненной художественной ценностью.

4. Заключительная часть.

Она формируется в конце полугодия и представляет оценку итогов работы. На основании этих выводов педагог ставит новую педагогическую задачу на следующее полугодие.

Подобное составление индивидуального плана позволит осуществить принцип последовательности обучения.

Успехи ученика находятся в прямой зависимости от мастерства и искусства педагога. Как показала педагогическая практика, существуют четыре категории преподавателей музыки: 1) исполнители-педагоги, или, что почти одно и то же, педагоги-исполнители;2) исполнители-непедагоги; 3) педагоги-неисполнители; 4)непедагоги-неисполнители. Одним из самых больших недостатков молодых педагогов является неумение передать свои знания и исполнительское мастерство ученикам. Среди них немало хороших музыкантов, беда которых заключается лишь в отсутствии опыта педагогической работы. Нельзя недооценивать и роль глубокого, систематического изучения методики преподавания.

Что же является залогом успешной работы педагога? Прежде всего, доступность и последовательность требований и указаний, адресованных ученику. Взаимосвязь этих двух принципов дидактики особенно очевидна на начальном этапе обучения.

На первых же уроках перед учащимся встает множество вопросов: устройство инструмента и клавиатур, запись звуков, посадка баяниста и постановка инструмента, положение рук, понятие о длительности звука, такте и его размере, функции и т. д. Неопытный педагог требует от ученика выполнения нескольких указаний сразу. Пусть каждое из них в отдельности не вызывает затруднений, но нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми, ибо учащийся не может сосредоточить свое внимание на большом количестве объектов и воспринять всё одновременно. Искусство педагога в данном случае будет заключаться в способности мгновенно проанализировать урок и найти то, что мешает восприятию учащегося.

Иногда вполне доступный материал становится недоступным вследствие того, что преподаватель, не добившись выполнения прежнего задания, начинает предъявлять учащемуся новые требования. В результате в знаниях ученика образуются значительные пробелы, и он перестает понимать указания педагога. Урок в подобных случаях обычно проходит следующим образом: педагог часто прерывает игру учащегося, много говорит, а тот, смутно представляя, что же надо делать, и привыкнув к замечаниям, уже не вслушивается в его слова.

Одним из необходимых качеств учащегося является умение работать самостоятельно дома. Можно с полным основанием утверждать, что это определяет рост молодого музыканта и служит гарантией его успешной работы в будущем. Задача педагога - научить самостоятельно работать над произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность, выполнимость домашнего задания. Необходимо учитывать следующее: объем материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность ученика. Несоответствие одного из этих данных остальным делает задание недоступным.

Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но прежде всего он должен задать себе вопрос: «Выполнимо ли было домашнее задание?». Педагоги слишком часто обвиняют учащихся в лени, неорганизованности. А представьте себе состояние ученика, который много работал дома, но на урок пришел не подготовленным. И далеко не редки случаи, когда педагог, вместо того чтобы поставить мысленно себе «двойку», недрогнувшей рукой выводит ее в дневнике ученика!

Дать на дом доступную работу - большое педагогическое искусство. Существенное значение имеет конкретность домашнего задания. Опытный педагог формулирует задание таким образом, чтобы на уроке можно было легко определить, сколько и как занимался ученик. Может ли, например, педагог оценить работу ученика, если в дневнике записано: «Играть увереннее, без ошибок»; «Играть ритмично, не ускорять» или даже «Играть с нюансами»? Неоднократные напоминания о правильном исполнении не принесут никакой пользы - ученик должен услышать и осознать свои ошибки. Для этого необходимо упростить задание: предложить сыграть в медленном темпе небольшой отрывок или даже несколько тактов. И лишь после того как ошибки исчезнут, можно позволить ученику продолжать работу дома.

Важным разделом урока является проверка выполнения домашнего задания. Педагог должен дать ученику возможность «высказаться» полностью, не прерывая игру замечаниями. Выяснив до конца, насколько усвоено домашнее задание, он сможет построить дальнейшую работу над произведением. К сожалению, бывает иначе: педагог останавливает ученика на первых же тактах и работает над ними целый урок. В результате остается невыясненным, как выполнено задание и на что следует обратить внимание в первую очередь.

Наряду с умением выслушать ученика педагог должен обладать и умением слышать его. Нередко в процессе работы над произведением у педагога происходит незаметное смещение представлений, и он начинает принимать желаемое звучание за действительное, не замечая затруднений, которые испытывает ученик. Во время урока такой преподаватель восполняет недостатки игры учащегося дирижированием, пением или словами, и только на экзамене, не имея возможности «помочь» ученику, он обнаруживает, что его исполнение далеко не безупречно. Может случиться, что, привыкнув к несовершенному звучанию, педагог не услышит его и на экзамене. Это одна из причин того, что, достаточно хорошо разбираясь в игре «чужих» учеников, преподаватели не всегда критически воспринимают исполнение своих.

Несколько слов о доступности аппликатуры.

Если педагогу часто приходится заносить в дневник ученика одну и ту же запись6»Не путать пальцы», - это должно вызвать у него тревогу и заставить его подумать о причинах не выполнения указания. Прежде всего надо пересмотреть требования на предыдущих уроках. Может быть, ученику было предложено играть в быстром темпе, не доступном для него на данном этапе. Во время исполнения ученик путал пальцы;возникшая аппликатурная неустойчивость перешла затем в устойчивую путаницу и стала причиной неритмичной игры, ошибок и остановок. Исправлять положение можно лишь вернув ученика к доступному для него темпу и проверив в медленном темпе аппликатуру. Кроме того, исполнительский аппарат каждого баяниста имеет свои физиологические особенности, и педагог должен знать это, чтобы выбрать наиболее эмоциональную для данного ученика аппликатуру.

Итак, мы выяснили, что не только усложнение программы, но и отступление от основных дидактических установок при разучивании произведения может привести к нарушению принципа доступности. Вместе с тем несомненен и другой и другой вывод, на первый взгляд несколько парадоксальный: неисполнимых произведений почти нет - вопрос заключается лишь в сроке подготовки и методах работы над ними.

Умение сделать материал доступным является одним из основных условий успешной работы преподавателя. В этом заключается педагогическое мастерство и искусство.

Список используемой литературы:

1. Г. Фетисов. Вопросы гитарной педагогики.

2. В. Авратинер. Методические материалы по педагогике, вып. 1М,

Министерство культуры РСФСР, 1970г. Стр 18.

3. Л. Баренбойм. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,

Музыка, 1969г.

4. Г. Коган. У врат мастерства. М., «Советский композитор», 1961г.

5. В. Домогацкий. Семь ступеней мастерства. Вопросы гитарной техники.

6. М. Фейгин. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., «Музыка»,

Методическая разработка
Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. C оставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Существует две формы обучения: классные занятия под руководством педагога и самостоятельная домашняя работа. Для гитары написано достаточно много методических работ, для учащихся музыкальных школ и училищ. Это работы Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре». Ю.П.Кузин «Азбука гитариста». Ч.Дункан «Искусство игры на гитаре». «Организация домашней работы за фортепиано» автор М.Э.Бессарабова. Общие принципы обучения подходят и для системы дополнительного образования, поэтому многое можно взять на вооружение, и адаптировать применительно к дополнительному образованию класса гитары.
Обучение игре на шестиструнной гитаре

Успех обучения зависит от того, как взаимодействуют занятия, проводимые педагогом в классе и самостоятельные домашние занятия ученика. Научить ребенка понимать музыку. Звуки должны быть не просто физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту звука, тембр. Сделать так, чтобы исполняемое музыкальное произведение отражало не язык нотной записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Класс гитары существует в ДДТ Петроградского р-на г. С- Петербурга более десяти лет. За эти годы много ребят овладели азами гитарного искуства, знакомясь с произведениями композиторов разных эпох, стран, развивая и повышая свои музыкальные и творческие способности.

Занятия за инструментом позволяют воспитанникам ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем играть в ансамблях разного типа. Развивать внутренний музыкальный слух, научиться подбирать по слуху мелодии, аккомпанировать голосу.

При всей доступности и кажущейся простате, гитара достаточно сложный инструмент. Ребенок, севший за инструмент, должен решать одновременно множество задачь. Грамотно исполнять музыкальный текст, правильно прочитать ноты, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуры, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа. Учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Слушать, интонировать и петь пальцами правой руки музыкальные фразы и предложения. Постоянно следить за координацией обеих рук. Очевидно, что задач при игре на гитаре множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность и требует определенного времени в изучении и практического усвоения на грифе гитары.

Организация занятий по классу гитары.

Занятия в учреждении дополнительного образования в классе с педагогом составляют сравнительно небольшую часть времени (45 мин) в неделю. Этого недостаточно для уверенного, глубокого усвоения учебного материала. Очень важно правильно организовать домашнюю работу. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Ученику важно понять, что систематические занятия на гитаре, главное условие овладения исполнительским мастерством. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно, если ребенок младшего школьного возраста. Важно научить ученика трудиться самостоятельно.
Первоначальный период обучения
Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 7-8 лет еще не полостью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Вся самостоятельная работа должна протекать в непрерывном слуховом контроле. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашние занятия. Педагог должен не вмешиваться в процесс, наблюдать, изредка делая замечания. Важно установить контакт с родителями, ознакомиться с условиями их жизни помочь наладить твердый порядок для учащегося. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные домашние занятия, например русский язык-музыка, математика-музыка и.т.д. Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди соединять нагрузку и отдых. При таком распорядке продолжительность занятий между уроками может продолжаться 15-20 мин. Предлагаемый режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашние занятия.

Организация движений гитариста

В первые недели обучения, ученик учится ходить пальцами по струнам и ладам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания, как со стороны ученика, так и со стороны родителей, так как дети 7-8 лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ученику необходима помощь родителей во время первых занятий. Сначало на гитаре нужно овладеть техническим приемом арпеджио. Пальцы правой руки должны видеть и слышать. Движение пальцев правой руки легче поддаются анализу, когда они не связаны с левой рукой. Простейшее арпеджио восходящее p.i.m.a. Большой палец правой руки играет с опорой (апояндо), в этот момент все три пальца указательный, средний, безымянный одновременно ставятся на 1.2.3. струну, струны располагаются между кончиками пальцев и ногтей, легким нажатием на струны, пальцы поочередно извлекают звук. Фиксакция струны между подушечкой пальца и ногтем, обеспечивает наиболее эффективную передачу усилий, минимальный люфт в ногтевом суставе. Пальцы левой руки обеспечивают минимальный подъем над грифом, создавая минимум усилий для их движения. Минимальное давление на струны предохраняет их от перегрузки, замедляет появление усталости. Вертикальное положение пальца достигается касанием струны на грифе ближе к ногтю. Желательно заниматься с метрономом, причем, чтобы выработать ощущение пульса, нужно метроном настраивать на вторую долю. Упражнения и гаммы требуют постоянного внимания за артикуляцией контролируемой и неуправляемой, когда ухо контролирует и не контролирует скорость исполнения в самых быстрых темпах. Очень важно слышать затакт ритмически и мелодически, мысленно связывать его со следующей сильной долей, рассматривать его как трамплин к сильной доле. Важно, чтобы ученик во время игры следил за движениями обеих рук, очень важна артикуляция между правой и левой рукой. Пальцы правой руки готовятся, ставятся заранее на нужные струны, пальцы левой руки находят ноту, пальцы правой руки извлекают звук. Большой палец правой руки опирается на 6 струну при игре гамм и упражнений. Ценность этих упражнений и занятий важна по мере увеличения темпа или появления более мелких длительностей, контроль сознания уступает место приобретенным рефлексам. Очень важно развить технику правой руки, чем больше времени для подготовки звука, тем глубже контроль. То, что, в конечном счете, производит впечатление легато, происходит в ровной интенсивности и ритмической точности.

Работа над ритмом

Поскольку музыка есть искусство, которое не может существовать вне времени, для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма, как основы любого музыкального произведения. Для выразительного исполнения помимо тембра, ускорений и замедлений темпа, нужно научиться вытягивать из гитары звук и ритм. Это можно сделать при помощи движений рук, мысленно сосредоточиться на таком упражнении, левая рука, прижав струну на грифе, делает скрытое движение в левую сторону, а правая рука в этот момент - в правую, как пружину растягивая звук, создавая напряжение, а потом расслабление, оно должно соответствовать внутренней пульсации. Это очень интересный момент в исполнительной технике выдающихся гитаристов, на эту тему я хочу написать следующую мою работу, посвященную анализу исполнительского мастерства ведущих гитаристов. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом в слух, особенно на начальной стадии обучения, постепенно у ученика вырабатывается внутреннее ощущение метроритма. Схема счета, которую я применяю, выглядит так. Целая нота считается Та-а-а-а, половинная Та - а, четвертная Та,

Восьмая Та-ти, шеснадцатые Та-ра-ти-ри. Эта схема проста, легко запоминается, легко проговаривается.

Методические советы педагогам класса гитары.

Для успешного обучения старайтесь с первых уроков найти с учеником психологический контакт. Не стремитесь вести занятия только со способными детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой ученик стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться на всю жизнь. Для этого необходимо составить такой режим домашней работы ученика, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов, приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день. В течение первых месяцев обучения, по возможности родители должны присутствовать на уроке, чтобы потом могли контролировать выполнение домашнего задания. С первых шагов обучения приучить ученика к самостоятельной работе за инструментом. Строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий ребенка. Использовать удобный жесткий стул необходимой высоты, подставку для левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника. Соблюдать тишину во время занятий. Внимательно относиться к физическому и эмоциональному состоянию ученика. Посещать годовые концерты и конкурсы в месте с родителями. Постоянно формировать у ребенка потребность слушать классическую музыку и анализировать услышанное. Учить детей как вести себя на сцене, выход, поклон, уход. Работайте уверенно, с уважением и любовью к ученику, гитаре, музыке. Постоянно анализируйте проведенные занятия.