Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа. Вступительное слово учителя
«Бородинское сражение «Война и мир»» - Победа под Бородином. Бородинское сражение. Сопоставительный анализ. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бегство Наполеона. Взгляд писателя. Бородинское сражение в истории. Панорама народного сражения. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии.
«Кутузов в «Войне и мире»» - Черты характера. Количество пушек. Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проницательный ум. Война и мир. Кутузов. Кутузов был гениальным полководцем. Гениальный полководец. Наполеон Бонапарт. Толстой о смерти Кутузова. Александр I. Князь Андрей.
«Мир Наташи Ростовой» - Любимая героиня Л.Н.Толстого. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Падения и взлёты Наташи Ростовой. Поиски автором портрета героини. Аналитическая беседа. Образ Наташи в эпилоге. Ночь в Отрадном. Встреча с Наташей. Наташа Ростова. Творческое предварительное задание. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа и Элен. Мужчины в жизни Наташи. Чтение эпизода «У дядюшки». Выводы по образу героини.
«Патриотизм в «Войне и мире»» - Платон Каратаев. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Что такое патриотизм по мнению писателя. Крепостничество. Лжепатриотизм. Мысль народная. Истинная мудрость. Что такое патриотизм. Величие и простота жизни. Лев Николаевич Толстой. Партизанские отряды. Философия Толстого о народе. Люди из народа.
«Семья Болконских» - Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Андрей Болконский. В армии князя Андрея настигает разочарование. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николенька. Болконские – люди чрезвычайно деятельные.
«Шенграбенское сражение» - Сцепление эпизодов. Создан ли Ростов для сражений. Известие о войне. Важная в стратегическом отношении победа. Николай Ростов. Первая картина войны. Слова Тушина. Обратимся к тексту. Зрелая осознанность. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Война. Тушин. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Ход событий. Что думают о войне 1805 герои романа. Жерков. Итоги смотра.
«Война и мир»- роман о жизни и смерти. О смысле и цели жизни, о бессмысленности и величии смерти. Пьер Безухов понял смысл жизни. И ему открылось небо, открылись «бесконечные дали». Князь Андрей понял смерть. «Смерть - пробуждение от жизни» - думает он в последние минуты своего земного существования, ибо в жизни невозможна та великая любовь ко всем, которая открылась ему. Нужно было много перестрадать, чтобы прийти к таким итогам. Толстой стремится проникнуть вдушу того, кто умирает, и тех, кому умерший был самым близким существом. У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде. Это особое состояние души, когда человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Даже когда это состояние приходит в моменты печали, с ним не хочется расставаться. Наташа отчуждается от обыденного мира, однако она не может надолго уйти от жизни, ибо жизнь живет в ней самой. Любовь вернула Наташу к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», - пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Толстой всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Толстой показывает пробуждение жизни в Наташе: «… Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». «Война и мир» - роман о неизменном торжестве жизни над смертью, о непокорной силе жизненности, заложенной в человеке.
Герои романа Толстого всегда чувствовали что-то важное, что-то великое, когда перед ними открывались «необъятные, бесконечные дали.» Но чувствуя это великое, они не всегда понимали его и не знали, где же искать его. Смысл этих «бесконечных далей» понял Пьер. Научись видеть великое во всех мелочах, окружающих твою жизнь, и ты будешь счастлив. По мысли Толстого, чтобы понять величие в обыденном нужно отказаться от поисков цели жизни. А заменить эту цель нужно верой. Пьер счастлив: он нашел веру. Он проникнут сознанием своей бесконечной зависимости от судьбы, от провидения, от Бога. Все мучения Пьера, князя Андрея - от разума. Счастье - в вере, в отказе от разума. Жизнь ставит множество вопросов. Пьер и князь Андрей силой своего интеллекта пытались решить эти вопросы - и были несчастны. Лишь когда они убедились в бессилии разума и отдались вере, они нашли свое счастье. Человек верящий, а не размышляющий обретает те критерии, которых никогда не может выработать разум. Пьер изменился после плена: «Улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилась участие к людям, вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии». Теперь он правильно решал вопросы жизни, потому что «в нем теперь явился судья, по каким-то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать».
Толстой в романе страстно критикует военщину (гневные речи князя Андрея перед Бородином), государственный аппарат России (деятельность Аракчеева, Сперанского), духовенство (мысли Пьера о лживости церкви), эксплуатацию крестьян у Пьера). Но разумных средств преобразования жизни он не видит и приходит к выводу о бессилии разума, о могуществе веры. В любви ко всем, к которой пришли князь Андрей и Пьер на последнем этапе своего развития, отразилось «желание уйти от мира», потому что, живя в мире, приходится не только любить, но и ненавидеть, не только примиряться с судьбой, с закономерностью, необходимостью, но и бороться за торжество правды и справедливости.
Из романа окончательно ушли люди, олицетворяющие зло мира - Курагины, Берги, Друбецкие. Исчезновение их со страниц романа художественно неизбежно, потому что трудно было бы Пьеру любить всех людей, если бы он встречался с Курагиными и Друбецкими. Пьер считал, что достоин любви просто потому что он человек. Здесь вырабатывается одна из основ толстовства: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.»
Иначе рисует Толстой Наташу и «особенную» любовь к ней Пьера. Он с трудом узнал Наташу, но когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Наташа не только свое горе понимает - она умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Она слушала рассказ Пьера о его приключениях «на лету ловя невысказанное еще слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце». Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Много сделали люди, чтобы прекратилась жизнь, и главное преступление против жизни - война. Но война кончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа Толстой утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь.
Наташа меняется под влиянием любви к Пьеру. Она смотрит на него «блестящими, оживленными глазами». Оживленными, потому что в них проснулась любовь к жизни. У нее появляется и шаловливая улыбка. «… Сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения»; ей было радостно и весело. Как в исканиях Пьера и Андрея отразилось богатство человеческого разума, жажда человека к познанию смысла жизни. Так в развитии Наташи отразилось все богатство настоящего человеческого сердца, с его способностью к бесконечной тоске и бесконечному счастью. Наиболее дорога Толстому в романе «мысль народная». И эта мысль выразилась в образе Наташи. Страдания и радости Наташи синхронно повторяют страдания и радости народа. Народ расстается со своим имуществом, ибо какое-то чувство было в нем сильнее привязанности к вещам. Наташа требует, чтобы раненым отдали подводы, и в ее голосе гнев против тех, для кого вещи важнее людей. Народ переживает трагедии утрат. Наташа, как и тысячи русских женщин, ухаживает за раненым на поле сражения любимым человеком. Смерть близких, разрушение городов и сел принесли тоску России. Наташа после смерти князя Андрея уходит в свою печаль, и ей кажется, что после всего выстраданного не может быть жизни. Но вечен народ, вечна жизнь. Не случайно Толстой изображает возвращение Наташи к жизни после того как он рисует возрождение из пепла Москвы. В Москве все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого. Это могущественное и неразрушимое - сила народной жизни. Казалось бы, все разрушено и в душе Наташи, но осталось нечто «неразрушимое» - сила жизни, надежда на счастье. Вечен народ, вечна любовь, вечна жизнь. Это то, к чему приводит нас Толстой в конце романа. Это его миросозерцание: вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей. И это миросозерцание и является основой романа Толстого.
Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»
I. Стадия вызова.
Учитель читает стихотворение…
Ходит тёмной аллеей Болконский,
Задумчивый, бледный…
Мечтает о славе,
Для нее лишь одной он живет…
Смерть и раны,
Потеря жены –
Ничего уж не страшно ему…
Разочарованья,
взлеты –
все это станет судьбою его…
И поймет князь, что в мире, огромном и вечном,
Что может ценнее быть славы его:
Это НЕБО в бездонной своей бесконечности синей,
БЛИЗКИЕ,
Мечется Пьер,
В мире правду ища…
В щедрость людскую,
Порядочность искренне веря…
Вот вопросы, что мучают душу его:
Что дурно? И что хорошо?
Что надо любить и что ненавидеть?
Что есть жизнь, что есть смерть?
Для чего надо жить?
О, как страдает мучительно он от боли
Всеобщего горя и потерь,
И всем существом, усилием воли
Ждет перемен,
Быть вполне хорошим быть без всякого залога,
без выкупа у Бога и судьбы…
Он ненавидит тех,
Кто живет, предательством играя,
чья наглая уступчивость - без края,
чье злобное презрение – без дна…
И, истину в мученьях постигая,
Поймет он сам, страдая, мучаясь, любя:
Величья нет лишь там,
Где места нет ДОБРУ,
Где жизнь почувствовать во всем её цвету
Мешает СМЕРТЬ
И гибнет ПРАВДА…
У Наташи распахнуто в полночь окно…
Дышит чудною прелестью сад,
И задумчиво светит луна…
И готова Наташа взлететь высоко-высоко
Над землею таинственной,
К звездам, далеким и ярким….
Жизнь для неё не станет дорогою легкой
В поисках мира и счастья на свете…
О, как трудно ей было!
Но она не забыла
Разлуки, что были так тяжелы,
И встречи с любовью…
Они по-весеннему радостны были…
Она училась любить и прощать,
Любить легко, отвержено и грустно…
В чем прелести ее секрет?
Нам разгадать его совсем не сложно:
ЛЮБИТЬ…. Она несет свой крест
По жизни столько, сколько можно…
Странный мир такого далекого века и
гроза далекой суровой войны
В твой и мой мир врываются
со страниц величайшей книги-судьбы…
Тишина за окном…
Нас никто не тревожит.
И мы снова листаем потертый от времени том…
Мы читаем роман
и на каждой странице итожим,
Ищем мы продолженье
Любимых героев судеб…
То возвращаемся снова и снова
в дом хлебосольных Ростовых,
то уносимся в Лысые Горы,
к героям,
над которыми время невластно,
к подвигу, к страстным порывам готовым…
С ними и нам уж прощаться так жаль…
И, том закрывая, мечтаем о собственном СЧАСТЬЕ,
О светлой ЛЮБВИ
и о НЕБЕ, в своей бесконечности синем…
Тишина за окном,
Нам ничто не мешает…
В окна струится по-весеннему ласковый день…
Но сквозь тени веков,
И сквозь тот же шепот, и то ж придыханье
Услышишь вдруг ты эхо важных слов,
Что сказаны прекрасными людьми
И что звучат, как заклинанье,
На неизменном языке любви,
Все те же самые признанья:
«Надо жить,
Надо верить,
Надо любить….»
Учитель:
Вспомнили героев Толстого? Узнали?
Их судьбы, по мнению критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и грядущих».
О Пьере и Андрее Болконском мы говорили. Героиней сегодняшнего урока станет Наташа Ростова.
^ Проблемный вопрос.
Лев Толстой утверждал:
«Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Запись на доске).
Писательница 6о-х годов 19 века в статье « Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женской эмансипации. Кто же прав, автор романа или критик? На этот вопрос попрошу ответить в конце урока.
^ II. Стадия осмысления.
Беседа по вопросам:
- С какими женскими образами мы встречались, изучая литературу 19 века?
- Какие они? (Вспоминая героинь, учащиеся отмечают: романтичные, одухотворенные, знают место в жизни, сильные натуры, могут пожертвовать собой, неуспокоенные сердца и т.д.).
- В романе много женских образов. Назовите их. Какие они? Кто любимый идеал Толстого?
- Почему автор более всего любит Наташу?
- «Люди, как реки»,- замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?
Учитель:
Чтобы правильно понять смысл образа Наташи, чтобы понять ее поступки, чтобы ярче представить ее стремление к счастью, чтобы понять, почему именно она идеал Толстого, обратимся к наиболее ярким моментам её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души»
Итак, первая встреча ( Учащиеся работают с т. 1ч.1 гл.7-11, читают портрет Наташи).
Красива ли Наташа? В чем её прелесть?
/Учащиеся отмечают простоту героини, естественность, жизнерадостность, искренность – главное в её обаянии! В ней есть какой-то внутренний огонь, особая духовная переполненность. «Она порох!» - говорит о ней мать. Наташа переполнена жаждой
Вторая встреча. Жажда жизни влияла каким-то образом на людей, которые были рядом с нею. Вот князь Андрей едет к ростовым в Отрадное по хозяйственным делам. Он разочарован. Кажется, уже ничего не может вернуть его к жизни. Он убежден: ничего не надо начинать, не надо… он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. И вдруг…
(Учащиеся читают т.2, ч3, гл.2. стр. 454-455 эпизод встречи с Наташей по дороге в Отрадное)
Ученик читает наизусть эпизод «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3, гл.2. стр.455) под звуки «Лунной сонаты» Бетховена.
Учитель:
Светлый, счастливый мир Наташи поможет князю Андрею по-новому чувствовать ощущать мир.
А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?
А как оценивают
^ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ (прием)
Учитель: вот еще одна страница в литературе, где герои встречаются под луной.
В.Шекспир «Ромео и Джульетта ».
Клянусь тебе
Священною луной,
Что серебрит цветущие деревья…
Джульетта:
О, не клянись луной
Непостоянной,
Луной, свой вид меняющей
Так часто,
Чтоб и твоя любовь
Не изменилась…
Учитель:
Луна, холодная луна – это все-таки знак, что любовь порвется, что ей не суждено быть…
А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?
А как оценивают поведение Наташи Берг, Пьер? Вера?
/Берг: «У неё неприятный характер, и ума нет…и эдакое, знаете…неприятно….»
Пьер (в разговоре с Мари Болконской): «Умна ли она? Я думаю, нет. Она не удостаивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего…» Вере, сестре. Она тоже кажется глупой…/
А каким было бы ваше отношение к Наташе, если бы она была вашей одноклассницей?
- А какими нравственными критериями оценивает Толстой своих героев?
/Оценивает их одним: насколько близки они к народу, природе. Мы ни разу не увидим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле, в лесу. Они словно застыли в своей неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки».
^ Учащиеся читают эпизод «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7 стр.551)
Почему Наташей все любуются?
/ главная идея этого эпизода: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимой. Толстой так определяет её жизненный путь: «Сущность её жизни - любовь». Она живет любовью, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.
Первый бал Наташи.
Учитель:
Это самые мои любимые страницы в романе. Почему?
Волнения, тревоги…Кто их не испытал, идя на первый в своей жизни бал? Первый выход, первое ожидание ЕГО, желание быть приглашенной и на танец ИМ!
Просмотр эпизода «Первый бал Наташи» из видеофильма «Война и мир» (7 минут).
Беседа:
- Как думаете, почему в этой сцене автор прибег к внутреннему монологу?
- Как сложится судьба Наташи дальше, после бала? /Бал- начало любви её и князя Андрея/
- Чем она пленила Андрея?
4. Что же заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Зрелый человек, Андрей мог ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с мнением старого Болконского?
/он как бы зацикливается на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не интересует. Он поступил эгоистично. Можно ли в любви думать только лишь о себе?
Поистине гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому-то Толстой не оставит наших героев вместе на всю жизнь. Тяжело Наташе в разлуке с князем Андреем.
Что чувствовала она? что переживала? /нравственную болезнь/.
^ Ребята слушают стихотворение поэта Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».
И пусть героев стихотворения отделяют от Наташи и Андрея не один десяток лет, но любовь, встречи и разлуки люди переживают одинаково.
Учитель:
Почему Наташа увлеклась Анатолем?
Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы её судить?
^ Анализ эпизода «Наташа у постели умирающего князя Андрея».
Работа с репродукциями картин Шмаринова /выступление ученика/
Учитель:
Читает т.4, ч. 4, стр.493- 495 «Наташа после смерти князя Андрея».
Что же возрождает Наташу к жизни?
/Что же? Страдания её были велики. Она одинока. Соня, мама, отец – у них все как всегда. У неё нет ЕГО! Произошло непоправимое.
Но вот горе обрушилось на семью: погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Сначала Наташа не понимает чувств матери. Но кто ещё может помочь маме? Наташа её поддержка. Поддерживая мать, она и сама возрождалась к жизни.
«Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними/.
Наташа – русский характер? Русская душа?
Соответствует ли она тем критериям, которыми оценивает своих героев Толстой?
Эпилог романа.
Какой мы видим Наташу в семье?
/Пересказ ученицы/
III. Стадия рефлексии.
Обращаемся к эпиграфу: кто же прав: Толстой или критик, утверждавший Наташу в отсутствии стремления к эмансипации? /ребята высказываются/
- К чему же пришла героиня?
- Чего добилась в жизни?
/ Наташа многое пережила. Душевные страдания, конечно, её изменили: она стала чувствовать глубже, они стали сдержаннее, и внешне изменилась. Женщина, которую мы видим перед собой в конце романа, безразлична к проблеме эмансипации. Но видим мы её в самый прекрасный момент её жизни, когда важнее ребенка нет ничего важнее. А её отношение к мужу? Не все понимала она в его деятельности. Но он для неё – самый лучший, самый честный, самый справедливый. Пьер занимается деятельностью, которая может вывести его на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, бросив все, последует за ним и в Сибирь.
Учитель читает сочинения ребят, которые выполняли в качестве домашнего задания:
Юноши писали на тему: «Каков мой идеал женщины», а девушки – «В чем я вижу своё счастье?»
«Счастье уже в том, что живу… но любить и быть любимой – об этом любая девчонка мечтает…».
«Быть счастливой – это значит быть признанной в обществе, иметь много друзей, никогда не терять самообладания, верить в добро и справедливость и самому вокруг себя делать счастливыми людей…».
«Счастье- это иметь хорошую работу, …чтобы родные твои были всегда здоровы. Чтобы тебя любили… и понимали…».
«Счастье любой женщины состоит в благополучии семейной жизни. работа тогда будет увлекать, когда у тебя крепкий тыл и ты знаешь, во имя чего трудишься…».
«Счастье – быть удачливой во всем, преуспевающей. Если этого добиться, тогда и любовь, и уважение к этому приложатся…»
«Я не знаю, что такое счастье… Вот я встала - утро солнечное, мама слово ласковое сказала… мне хорошо-хорошо… хорошо, что живу, что меня любят и ценят…».
«Счастье женщины – в детях…».
«Идеал? Сейчас таких нет. Готовы с парней не слазить, образно выражаясь, всю жизнь сидеть и скрипеть: то не то, а это не так..».
«хочу, чтоб моя будущая жена была красивая не внешне, а внутренне. Была мне верна всегда. Любила меня, детей. Была хозяйственной, умела готовить, садить грядки, выращивать цветы, а обрабатывать я их буду. И чтоб работала и имела хорошее здоровье… ».
«Идеальная женщина – это та, для которой главное – дом, семья, в которой она создает уют, бережет семейный очаг. Верность, преданность и любовь должны царить в этой семье. Остальное – второстепенное…».
Учитель: Идеалы наши не совсем совпадают. Наташа другая, она жила в другое время. Но у неё можно поучиться умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой и любящей матерью, растить достойных дочерей и сынов Отчизны.
Сочинение – размышление «Почему Наташа Ростова – идеал Толстого?»
Образ Наташи Ростовой (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)Помогите, очень прошу!
Только не из интернета, пожалуйста!
План
1. Кто Наташа Ростова? Героиня какого произведения? Основные проблемы этого произведения.
2. Характеристика Наташи Ростовой:
а) происхождение, воспитание Наташи;
б) взаимоотношения детей в доме Ростовых (Наташа, Соня, Николай, Петя, Борис Друбецкой, Вера);
в) первый бал Наташи (противопоставление с красотой Элен);
г) Наташа в деревне, на охоте (русский национальный характер Наташи);
д) любовь в жизни Наташи.
3. Моё мнение о Наташе Ростовой.
Самостоятельная работа по литературе
Анализ эпизода романа Л.Н Толстого "Война и мир"
(Ответить на вопросы,ответы записывать в виде цельного связного высказывания)
Эпизод "Бородинское сражение"
(Том3,часть2,главы19-39)
1.Почему сражение показано глазами Пьера?
2.Поясните фразу старого солдата,сказанную Пьеру:"Всем народом навалиться хотят..."Что объединяет весь народ?
3.Поясните слова Андрея:"Пока Россия была здорова,ей мог служить чужой"
4.Почему князь Андрей,"Тимохин и вся армия"(слова князя Андрея)уверен в победе?
5.Справедливы ли слова князя Андрея,что французов надо казнить?
6.Покажите,как "по солнцу и под солнцем" идет сцена боя.
7.Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?
8.Как ведут себя в бою Кутузов и Наполеон?Сравните и сделайте выводы.
9.Легко ли быть русским в бою.Покажите это на примере полка князя Андрея.В чем состоит героизм и мужество участников сражения?
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой
Наташа-то и есть подлинная душа Толстого
(В. В. Вересаев)
Писательница 60-х гг. 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Н. Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.
«Сущность её жизни - любовь», - скажет Л.Н. Толстой
И.А. Гончаров
Идеал женщины
А.С. Пушкин
«Люди, как реки…» или «диалектика души»
- Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)
- Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)
- Эпилог романа (т.4)
Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)
В чём прелесть героини и её обаяние?
Ей 13 лет…
Сцена ночи в Отрадном (т.2, ч.3, гл.2)
Отрывок «Князь Андрей, невесёлый…. - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»
Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном
имела несколько вариантов.
По одному из них уже здесь возникли
их чувства друг к другу. Почему Толстой отказывается впоследствии от этого?
Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев?
Близость к природе, к народу (Элен, А.П. Шерер, Жюли Карагина - в поле, в лесу?)
Эпизод «У дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7)
«песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…»
Главное в человеке: единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым
Первый бал Наташи Ростовой (т.2, ч.3, гл.16-17)
Сцена охоты (т.2, ч.4, гл.3-6)
Что нового узнаем о Наташе, и в чём она остаётся той
Наташей, которую знали до этого?
Эпизод с Анатолем Курагиным (т.2, ч.5, гл.8-18)
Ей 17 лет…
Это «узел», по словам Толстого…
Отъезд из Москвы семьи Ростовых (т.3, ч.3, гл.12-17)
1) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу
его распоряжения забирать раненых?
2) Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно – счастливом»
оживлении Наташи.
Почему именно это состояние она испытывает?
Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)
«Он слишком хорош для этого мира» - ?
Эпизод «После смерти князя Андрея» (т.4, ч.1, гл.15)
С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?
Что же возрождает Наташу к жизни?
«…Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»
Эпилог романа (т.4)
Чего добилась в жизни Наташа Ростова?
«Черты её лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души совсем не было видно... Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь»
«Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»
Л.Н. Толстой
Эпилог, ч.1, гл.10
«Я не жил прежде. Теперь только я живу»
(князь Андрей)
«У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»
«Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка»
«Все любовались ею…»