Тема ума в комедии «Горе от ума. Вечные вопросы в комедии а

Тема урока: «Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Цели урока:

    формировать навыки анализа драматического произведения.

    развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

    воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

    Задачи:

    - обучающие

    а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;

    б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;

    -развивающие

    б) самостоятельную работу; работу с учебником;

    в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;

    -воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.

    Тип урока - урок изучения нового материала

Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения;

- Формы работы учащихся - фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, применение предыдущих знаний в новой ситуации, сравнительный анализ.

Наглядность:

    портрет А.С. Грибоедова,

    выставка книг по творчеству писателя,

    тексты комедии “Горе от ума”.

Оборудование:

    компьютер,

План урока

    Организационный момент урока. Постановка целей урока.

    Проверка домашнего задания:

    1. викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;

    Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.

    Изучение новой темы: слово учителя;

      беседа по теме урока. Выводы;

    Работа класса с таблицей;

    1. обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).

    Итоги урока.

    Домашнее задание.

    Выставление оценок учащимся за урок.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

Вопросы викторины:

    Чего не наблюдают счастливые?

    Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?

    Где хорошо нам?

    Какими словами заканчивается комедия?

    Закончите афоризмы:

Свежо преданье…

Вкус, батюшка…

Ах! Злые языки

III. Беседа по ранее изученному материалу

    К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;

    В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;

    Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;

    Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;

    Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1.Слово учителя

В центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

2. Беседа по теме урока(работа с привлечением текста комедии)

    Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

    При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

    Что говорят герои друг другу при встрече?

    Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

    Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

V . Работа класса с таблицей.

Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”

Сопоставительные признаки

Молчалин

Происхождение

Известная Москве дворянская семья

Неизвестный бедный служащий

Поведение

Свободное, независимое

Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности

Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

Обобщение по всей теме

Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

VI . Итоги урока.

    Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?

    Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

    Кто из героев комедии нам должен быть ближе?

    Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

    Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI I . Домашнее задание:

Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»

Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.

VII I .Выставление оценок учащимся за урок.

Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»

Цели урока:

  • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
  • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1/Характеристика главного героя по плану

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Одинок ли Чацкий?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков.

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

Карьеризм, чинопочитание.

Службу делу, а не лицам.

Невежество.

просвещение

Рабская мораль, безгласие.

Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к национальной культуре

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Чацкий в борьбе со старым миром.

: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

  1. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
  2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

  1. Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

Сопоставительные признаки

Происхождение

Воспитание, образование

Свободное, в доме Фамусова

Жизненные ценности

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Физминутка (проводит учитель).

5. Обобщение по всей теме

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

V. Итоги урока.

Вопросы:

  • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
  • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI. Домашнее задание:

  1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
  2. статья уч.с.152-157

VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.


Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

23. Тема: "Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

9 класс лит-ра 21.10.16

Цели урока:

    продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

    развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

    воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

    I. Организационный момент урока.

    Слово учителя:

    Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

    II. Проверка домашнего задания. Заслушивание сообщений уч-ся.

3. Изучение новой темы

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:

    Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

    При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

    Что говорят герои друг другу при встрече?

    Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

    Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

    Работа класса с таблицей.

    Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

3. Личная драма Чацкого.

    Первая встреча читателя с Чацким.

    Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.

    Чацкий в борьбе со старым миром.

Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

Практическая работа (учащиеся делятся на группы).

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.

Карточка № 1

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”

Карточка № 2

Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

Карточка № 3

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Карточка № 4

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 5

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 6

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

Итоги урока.

Вопросы:

    Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?

    Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

    Кто из героев комедии нам должен быть ближе?

    Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

    Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI. Домашнее задание:

Подгот сообщение язык комедии «Горе от ума»


Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»Цели урока:
продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы:





III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1/Характеристика главного героя по плану
Личная драма Чацкого.
Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
Одинок ли Чацкий?
Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
Значение образа Чацкого.
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
2
Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?
1 Крепостное право; жестокость помещиков. 1 Гуманность, уважение к простому русскому человеку.
2 Карьеризм, чинопочитание. 2 Службу делу, а не лицам.
3 Невежество. 3 просвещение
4 Рабская мораль, безгласие. 4 Свободу мысли и высказываний.
5 Пренебрежение к национальной культуре 5 Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.
Чацкий в борьбе со старым миром.
: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).
Сопоставительные признаки
Происхождение
Воспитание, образование Свободное, в доме Фамусова Жизненные ценности “ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу Не приемлет мораль фамусовского общества Физминутка (проводит учитель).
5. Обобщение по всей теме
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
V. Итоги урока.
Вопросы:
Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI. Домашнее задание:
анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
статья уч.с.152-157
VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.