Горе от ума тема победы и поражения. Идейная и моральная победа Чацкого в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"


1. «Болото» незнания и невежества. 2. Бисер для свиней. 3. Победа или поражение. Задумываясь над вопросом, победил ли главный герой «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, / И знаков тьму отличья нахватал: / Не по летам; и чин завидный, / Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества. Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима, / Сужденья черпают из забытых газет / Времен Очаковских и покоренья Крыма...» Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович. Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! / И для иных как словно торжество, / Другие будто сострадают... / О! если кто в людей проник: / Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София! Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий. В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, / Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, / Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами». Однако чем дальше углубляешься в произведение, тем больше сомневаешься в категоричности ответа на главный вопрос - победил ли Чацкий? Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло. Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, / В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя / И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно,победил. Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед. В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.

Тест по комедии "Горе от ума" Грибоедова

А 1. Как зовут возлюбленного Софии, с которым она тайно встречается по ночам? а) Скалозуб б) Чацкий в) Молчалин г) Репетилов

А 2. Кто из героев дружил с отцом Чацкого? а) Скалозуб б) Фамусов в) Молчалин г) Горич

А 3. Что требует Чацкий в финале "Горе от ума"? а) сани б) коня в) карету г) бричку

А 4. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого? а) Молчалин б) София в) Фамусов г) Скалозуб

А 5. Как зовут Чацкого? а) Александр Андреевич б) Александр Сергеевич в) Александр Иванович г) Александр Петрович

А 6. Фамусов называет Чацкого опасным человеком, потому что: а) Чацкий хочет украсть Софью б) Чацкий - сплетник в) Чацкий – вольнодумец г) Чацкий - шулер

А 7. В кого на самом деле влюблен Молчалин? а) в Софию б) в Хлестову в) в Наталью Дмитриевну г) в Лизу

А 8. В каком городе происходит действие комедии "Горе от ума"? а) Москва б) Санкт-Петербург в) город N г) Павловск

А 9. Сколько лет Чацкий не был в Москве? а) 2 года б) 3 года в) 4 года г) 5 лет

А 10. Кто из героев носит звание полковника? а) Молчалин б) Фамусов в) Репетилов г) Склозуб
А 11. Как зовут секретаря Фамусова? а) Репетилов б) Молчалин в) Скалозуб г) Горич

А 12. Членом какого клуба является Фамусов? а) Английского б) Американского в) Французского г) Итальянского

А 13. К какому сословию принадлежит семья Фамусовых? а) мещане б) купцы в) дворяне г) духовенство

А 14. Где и кем служит Фамусов? а) генералом в полку б) управляющим в казенном месте в) придворным врачом г) помощником министра

А 15. Как зовут слугу Фамусова, который ходит с разодранным локтем? а) Филька б) Фомка в) Петрушка г) Павлушка

А 16. Сколько лет Софье Фамусовой? а) 17 лет б) 18 лет в) 19 лет г) 20 лет

А 17. Из скольких действий состоит комедия "Горе от ума"? а) 2 действия б) 3 действия в) 4 действия г) 5 действий

А 18. Молчалин ушиб руку, когда упал: а) с лестница б) с лошади в) с лавочки г) с крыльца

А 19. Как зовут глухого князя в комедии "Горе от ума"? а) Слабоуховский б) Кривоуховский в) Безуховский г) Тугоуховский

А 20. За кого Фамусов хочет выдать замуж Софью? а) за Чацкого б) за Репетилова в) за Скалозуба г) за Молчалина

В 1 Закончите строки : а) «Служить бы рад, …»; б) «Счастливые …».

В 2 Кто из этого списка не является героем комедии «Горе от ума":

Горич, Фамусов, Лиза, Молчалин, Загорецкий, Тугоуховский, Бобчинский, Репетилов, Хлёстова.

В 3 Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»?

В 4 Укажите тип конфликта, который разворачивается в пьесе «Горе от ума».

а)любовный, б)социальный, в)любовный и социальный, г)семейный

В 5 Кому принадлежат следующие слова?

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.


С1 Выпишите из текста комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» пять «крылатых» выражений.

Ответы на вопросы теста по комедии "Горе от ума"

А 1 - (в) Молчалин 2 - (б) Фамусов 3 - (в) карету 4 - (б) София 5 - (а) Александр Андреевич 6 - (в) Чацкий - вольнодумец 7 - (г) в Лизу 8 - (а) Москва 9 - (б) 3 года 10 - (г) Скалозуб 11 - (б) Молчалин 12 - (а) Английского клуба 13 - (в) дворяне 14 - (б) управляющим в казенном месте 15 - (в) Петрушка 16 - (а) 17 лет 17 - (в) 4 действия 18 - (б) с лошади 19 - (г) князь Тугоуховский 20 - (в) за Скалозуба


В 1 – а) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; б) «Счастливые часов не наблюдают»; 2 – Бобчинский; 3 – Скалозуб; 4 – в; 5 - Лиза

Или поражение.

Задумываясь над вопросом, победил ли главный «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, /И знаков тьму отличья нахватал: /Не по летам; и чин завидный, /Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. /Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. /В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества.

Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет /К свободной жизни их вражда непримирима, /Сужденья черпают из забытых газет /Времен Очаковских и покоренья Крыма...»

Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович.

Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! /И для иных как словно торжество, /Другие будто сострадают... /О! если кто в людей проник: /Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София!

Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий.

В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, /Низкопоклонник и делец, /Достоинствами, наконец, /Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами».

Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло.

Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, /В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя /И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла».

Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно, победил.

Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, /Кто с вами день пробыть успеет, /Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед.

В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.