Какой художник посещал пушкинский музей. Государственный музей изобразительных искусств имени А

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

Пушкинский музей (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

По экспозициям Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно запросто изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. В выставочных залах музея собрана богатейшая коллекция оригиналов и копий древних мумий, античных статуй, полотен Рубенса и Пикассо, конных статуй^ старинного оружия в натуральную величину и многого-многого другого.

Пушкинский музей искусств - это также популярная площадка для временных выставок, как российских, так и зарубежных. В 2012 г. музею исполнилось 100 лет, и по этому поводу он был капитально отреставрирован, так что самые разнообразные культурные мероприятия на своей территории принимает теперь еще более активно, чем раньше.

Экспозиция

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Дата основания 1912 год
Основатель Иван Владимирович Цветаев
Координаты: 55°44"50.3"N 37°36"18.7"E

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - крупнейший российский музей, представляющий экспозицию зарубежного искусства. Здесь хранится самая большая в стране коллекция работ всемирно известных живописцев. Кроме того, музей владеет богатейшими собраниями нумизматики, скульптур и малых форм искусства.

Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру - слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии . Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

История музея

После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.

Зал № 14. Греческий двори

В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.

Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.

Зал № 24

В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.

В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.

Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.

Самые знаменитые выставки

Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея выстраиваются длинные очереди.

Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство

В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи. Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.

Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII - XVI веков

Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей - 655 тысяч человек. Это был феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.

Музей для детей

В Пушкинском музее открыто несколько кружков для детей разного возраста, в том числе, изостудия для дошкольников и художественные мастерские керамики и эстампа. Дети, интересующиеся историй искусств, посещают занятия Клуба юных искусствоведов.

Зал № 26. Европейское искусство Средних веков

Для школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем, показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции , дворце Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме и искусстве XX столетия.

Музей проводит несколько познавательных и игровых программ для семей с детьми. Это увлекательные тематические квесты, клубы, лекции, детские фестивали и семейные экскурсии.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (г. Москва) - это российский музей мирового искусства, изначально основанный (именно как музей) при московском университете в 1898 году (с момента закладки, при строительстве). Сейчас - это один из крупнейших российских музейных комплексов (музейный городок) в самом центре Москвы. Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина состоит из произведений западного искусства: от экспонатов глубокой древности и античности, до произведений 20 века. В музее представлена интересная коллекция из гипсовых копий всемирно известных античных и римских скульптур.

Коллекция западной живописи составлена из собраний Московского Публичного музея, Румянцевского музея и Государственного музейного фонда (уже при советской власти в конце 20-х годов). Самые ценные и известные художественные произведения (Ботичелли , Пуссена и Давида) были переданы из Государственного Эрмитажа .

В настоящее время, общее количество произведений искусства (живописи , графики, скульптуры, нумизматики и археологии) более 560 тысяч.

Музейный комплекс включает в себя:

  • Главное здание музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12);
  • Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14);
  • Здание отдела личных коллекций (ул. Волхонка, 10);
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон».

Официальный сайт музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

1949 по 1953 год - в музее разместилась выставка подарков И.В. Сталину.

1985 год - в отдельном здании открыт Отдел личных коллекций.

1991 год - музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.