Возвращение на прежнее место работы. Дважды в одну реку: как вернуться на прежнюю работу

Иногда мы жалеем о принятых решениях, например, об увольнении по собственному желанию и переходе в другую компанию. Одни без лишних раздумий просят принять их обратно, а другие сомневаются и пасуют. Удастся ли занять прежнюю перспективную должность? Изменится ли отношение начальства и коллег?
Rjob выяснил, в каких случаях стоит возвращаться и как делать это правильно.

А вот и я! Не ждали?

По собственному более или менее ясны. Смена профессиональных интересов, вожделенная должность, хороший доход, обещание головокружительных перспектив – всё это заставляет нас задуматься о поиске нового работодателя. Но почему же спустя короткое время некоторые идут с повинной к прежнему боссу и просят вернуть всё на круги своя?

«Самая распространённая ситуация – сотрудника переманивают высокой зарплатой. Однако позже специалист обнаруживает ряд условий, которые его не устраивают. Скажем, компания не готова сдвигать его график на более ранние часы, чтобы он успевал заезжать за ребёнком в детский сад. Или речь идёт об узком специалисте, который привык работать с чётко сформулированными задачами. А персонал нового работодателя не умеет формулировать условия, и сотрудник вынужден работать ещё и постановщиком задач, – комментирует Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing . – Порой люди сознательно делают перерыв на учёбу, иногда уходят, чтобы попробовать себя в новом качестве, и потом возвращаются».

Поводов для возвращения на старую работу предостаточно. Главное – правильно объяснить случившееся экс-начальнику, который может либо дать вам второй шанс, либо ответить решительным отказом.

Алле Зариповой, директору по развитию бизнеса Iceberg Analytic, удалось убедить босса снова оформить ее в штат после увольнения.

«Решение о повторном приёме было принято на уровне руководителя, поэтому сложностей с кадровой службой не возникло. Коллеги восприняли моё возвращение хорошо, так как коллектив был дружный, а моя профессиональная репутация ни у кого не вызывала сомнений. Никаких ухудшений работы после возвращения не заметила», – вспоминает Алла Зарипова .

Опираясь на свой опыт, эксперт советует честно рассказать прежнему начальнику, почему вам не подошла новая работа.

В большинстве случаев руководителям возвращение подчинённого на руку – остальные сотрудники поймут, что фирма, в которой они трудятся, конкурентоспособна, и нет смысла искать более выигрышный вариант на стороне.

Отношение босса и коллег

Дальновидные начальники вторично оформляют специалиста в штат, понимая, что побывав по другую сторону баррикад и вернувшись в родные пенаты, он вряд ли вновь захочет менять работу.

«Я не считаю, что уволившийся сотрудник провинился. Мы все имеем право пробовать в жизни что-то новое: учиться, уходить в другую компанию на более интересную позицию, осваивать иные сферы деятельности. Если на новом месте у специалиста что-то не сложилось, мы принимаем его обратно и понимаем, что его мотивация теперь выше. Он «сходил на сторону» и убедился, что у нас лучше. Если он покинул нас, чтобы получить дополнительные знания, и хочет вернуться, – отлично, такие люди нам тем более нужны», – отмечает Зульфия Юпашевская .

Руководитель проекта HR-аналитики холдинга Банки.ру Валерия Евдокимова подчёркивает тот факт, что работодатель будет расположен к подчинённому, который обоснует причину своего ухода, делая упор на позитивных моментах – желании набраться опыта, попробовать себя в ином статусе. А вот критиковать прежних руководителей и жаловаться на несовершенства новых явно не стоит.

Однако не все начальники настроены к возвращенцам лояльно. Есть и такие, кто воспринимает увольнение по собственному как предательство. Особенно, если специалист «переметнулся» к конкурентам. Однако Роман Алёхин, основатель группы компаний «Орто-доктор» , наоборот, считает, что принимать таких работников обратно нужно, ведь они могут принести с собой новые знания и информацию.

«Я возвращал сотрудника, уволенного за то, что он ушёл в запой и месяц не появлялся на работе. Этот человек в моей компании по сей день, чему я очень рад, – делится опытом Роман Алёхин . – Другой случай, когда уходят к конкурентам. Возвращение от них я не рассматриваю как что-то из ряда вон выходящее. Дело в том, что для многих подчинённых моя компания – первое место работы, им не с чем сравнивать. Бывает, что они перемещаются в другие организации, думая, что там лучше. И довольно часто разочаровываются, просятся назад. Если мне нужны компетенции сотрудника, я снова принимаю его на работу».

Важное дополнение – руководство даст добро только такому специалисту, который ушёл красиво и не нанес компании ущерба.


Как увольняться правильно

Из которого когда-нибудь придётся пить снова. От того, как вы уйдёте из компании, зависит шанс вернуться туда при необходимости.

Запомните несколько важных правил:

  • Не выплёскивайте негатив на коллег и руководителя, даже если ваше возмущение справедливо.
  • Не критикуйте начальство, общаясь в неформальной обстановке с сослуживцами. .
  • До увольнения завершите начатые дела и помогите советом коллегам, которые будут в дальнейшем выполнять ваши задачи.
  • Оставьте сослуживцам и руководителю свой номер телефона и электронную почту на случай, если у них возникнут вопросы и они захотят с вами связаться.

Наталья Сторожева из центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» советует поблагодарить всех за сотрудничество и полученный опыт.

«Если позволяет корпоративная культура, принесите торт, устройте прощальную вечеринку и пожелайте всем удачной работы», – рекомендует эксперт.

Как возвращать и возвращаться

Любому руководителю важно понять истинную мотивацию экс-подчиненного, который просит принять его обратно. Действительно ли он осознал ошибку и хочет вернуться, чтобы плодотворно работать, или планирует переждать неблагоприятный момент и снова помахать всем рукой.

Роман Алёхин делится своим способом тестирования подчинённых: «Сотрудник может вернуться только в том случае, если в живой ленте нашего корпоративного портала напишет свою историю, указав причины увольнения и то, как работал в других компаниях, проведёт сравнение между конкурентами и нами, а также сообщит, почему желает вернуться. Когда вижу, что он хочет к нам не для того, чтобы пересидеть в поисках нового места, я принимаю решение о возвращении».

Валерия Евдокимова считает, что возвращенцу придётся вновь завоевывать доверие коллег и руководства.

«Для этого нужно максимально выкладываться, привносить что-то новое, обыграть тот опыт, который он успел получить за время работы в другой компании. Важно, чтобы окружающие четко понимали мотивацию его поступка, поэтому рекомендую аргументировано её излагать и говорить как есть, например: «Да, я поработал в другой компании и понял, что здесь я наиболее ценен как сотрудник, что я чувствую значимость и получаю возможность проявить свою индивидуальность. А в большой корпорации я – лишь незаметный винтик», – советует эксперт.

Но не забывайте, что всегда есть риск быть принятым на менее оплачиваемую должность, чем ранее, ведь место уволившегося скорее всего уже занято.

«Бывает и по-другому – вернувшемуся сотруднику предлагают совершенно новую и интересную должность, которая возникла, пока он отсутствовал. Пример: от нас несколько лет назад ушёл высококвалифицированный и ценный специалист по расчету зарплаты. Около года назад он вернулся, но уже на должность менеджера по контролю качества в том же департаменте», – обнадеживает Зульфия Юпашевская.

Возвращаться или нет? Это зависит от конкретной ситуации и ваших профессиональных приоритетов. Если всё же решите войти в одну и ту же реку второй раз, то воспользуйтесь советами наших экспертов и дерзайте!

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Уходя, вы не сжигали все мосты за собой? Тогда, вероятно, ваш бывший работодатель будет рад принять вас назад. Однако так было не всегда.

За последние пять лет ситуация изменилась, - говорит Дэйв Альмеда , руководитель по кадрам облачной платформы по управлению человеческими ресурсами Kronos . Согласно исследованию Kronos и WorkplaceTrends.com , 76% из 1800 опрошенных работодателей в США готовы принять назад «бумерангов» (так в США называют сотрудников-беглецов), несмотря на то, что еще недавно в 50% компаний официальной политикой было не принимать бывших сотрудников. А многие компании стали более лояльны к своим бывшим сотрудникам, чем раньше.

Колумнистка Fortune Анна Фишер получила такое письмо от своего читателя: «Есть ли смысл возвращаться в компанию, в которой я раньше уже работал? Я провел там десять лет, а потом принял предложение от другой компании, потому что мне обещали больше ответственности, больше возможностей, больше денег. Однако спустя три года я понял, что на старой работе были вещи, которые я считал само собой разумеющимися, особенно корпоративную культуру. Там меньше бюрократии, формальностей, больше готовы идти на риск и лучше относятся к новым идеям (по крайней мере, к разумным). Я расстался со старой работой на хороших условиях и до сих пор поддерживаю отношения с некоторыми из коллег. Недавно один из них сказал мне, что освободилась должность на пару позиций выше моей старой должности. Он считает, что это идеальный повод для меня, чтобы вернуться. Для меня такое предложение было бы заманчиво». Случалось ли подобное с вами?

Теперь больше половины менеджеров по найму и руководителей департаментов человеческих ресурсов говорят, что отдают высокий или даже очень высокий приоритет бывшим сотрудникам. Такой сдвиг в приоритетах отчасти объясняется нехваткой талантов, однако большее значение имеет знакомство с компанией и быстрая адаптация . «Гораздо менее рискованно работать с бывшим сотрудником, чем нанять кого-то со стороны, кто потом не будет справляться с работой, - отмечает Альмеда. - Кроме того, возвращение бывших, тех, кто искал траву зеленее, но не нашел, - положительно влияет на остальных сотрудников: они дважды подумают, прежде чем уйти».

Однако это исследование указывает и на потенциальные ловушки такого решения. Почти каждый третий HR уверен, что кандидат, однажды покинувший компанию, попытается сделать это снова, если представится хорошая возможность. Кроме того, четверть менеджеров по найму опасаются, что сотрудник все еще несет тот «багаж», который оставил на прежней работе. Поэтому очень важно в собеседовании ясно объяснить, почему вы скучаете по вашей прежней работе (например, потому что она стремится к инновациям) и как вы планируете использовать тот опыт, который получили на новой работе, в долгосрочной перспективе.

По поводу «предыдущего багажа» Альмеда говорит следующее: «Многое зависит от того, почему вы оставили прежнюю работу . Если это связано с тем, что вы не вписались в корпоративную культуру, у вас конфликт с начальством или другие подобные причины, то мало вероятно, что ситуация изменится, когда вы вернетесь. Скорее всего, менеджер по найму решит, что вам лучше идти дальше, а не возвращаться к старым проблемам». Все должно выглядеть так, как будто никаких проблем не осталось, поэтому на собеседовании лучше говорить о тех вещах в компании, которых вам не хватало на новом месте. Это не будет лишним.

Альмеда и сам «сотрудник-бумеранг». Он вернулся в Kronos около года назад, проведя всего месяц в другой компании. Вот что он советует тем, кто уходил, но решил вернуться:

1. Поговорите с бывшими коллегами. Если вы поддерживаете с ними связь, это должно быть легко. Нужно подробно расспросить тех, кто еще работает в компании, и узнать их впечатления: ситуация могла сильно измениться с тех пор, как вы ушли. Могли появиться новые технологии, процессы и так далее. Было бы разумно узнать об этом до того, как вы отправитесь на собеседование.

2. Сфокусируйтесь на будущем. Это вообще полезно на собеседовании , особенно для «бумерангов». Не говорите слишком много о прошлом опыте на этой работе, это будет выглядеть, как будто вы по нему скучаете, даже если вы этого не хотите. Даже если вас интересует конкретный вопрос о вещах, которые вам нравились или не нравились, будьте осторожны, чтобы у интервьюера не возникло впечатления, что вы застряли в прошлом. Если вы спросите: «У вас так все еще принято? Мне это очень нравилось», - будет неудобно, если вам ответят «уже нет».

3. Избегайте департамент по найму сотрудников. Обратитесь напрямую к начальнику или к человеку, который мог бы рекомендовать вас как идеального кандидата. «Не стоит следовать обычным путем, как любой человек со стороны. В Kronos работают 180 «бумерангов», 90% из них не проходили через департамент по найму», - говорит Альмеда.

Источник изображений: pixabay.com

Случается, что сотрудники уходят из компании в в поисках перспективы карьерного роста и лучшего дохода. Но не получив желаемого, оказываются в ситуации, когда вернуться в знакомую компанию на прошлую должность оказывается одним из лучших вариантов. С какими сложностями приходится столкнуться в таком случае сотруднику и работодателю – своим мнением делится наш эксперт, консультант по управлению людьми Дмитрий Новицкий.



В нынешней ситуации на рынке труда, когда предложений о работе все меньше, немногие решаются на смену работы. А те, кто решается, не всегда получают обещанное новым нанимателем. В таких ситуациях многие возвращаются на прежнее место. В чем плюсы/минусы таких решений и с какими сложностями они могут быть связаны.

Что получает сотрудник, принимая решение вернуться

Сильные стороны :

1. Он знает, куда возвращается: ему привычна корпоративная культура компании, он в курсе формальных и неофициальных правил поведения на работе


2. Возвращение к бывшему руководителю и коллегам не подразумевает выстраивания новых отношений

3. Цели и задачи понятны. Новых требований, скорее всего, никто предъявлять не будет

4. Уровень дохода предсказуем.

Слабые стороны. Скорее всего, к «возвращенцу» поменяется отношение со стороны коллег. Лояльные сотрудники и старожилы компании могут воспринять уход как предательство. К тому же, сотрудник возвращается в «зону комфорта», где все знакомо и удобно, но теряет возможность развития. Такой «камбэк» может быть деградацией в профессиональном и личном плане.

Возможности. Возвращаясь в знакомое окружение, сотрудник может планировать свое личное и рабочее время - он знает, сколько ему нужно работать и в каком ритме, сколько времени при этом остается на себя и семью.


Нет необходимости проходить адаптацию на новом месте - сотрудник знает, что легко справится с задачами. А, значит, он будет соответствовать требованиям нанимателя.

Угрозы. Скорее всего, с возвращением бывший сотрудник не получит доверия руководителя и коллег. Ему придется отмывать свою «подмоченную» репутацию. Ведь многие готовы уйти из компании, но не признаются себе в этом. К тому же, коллегами такое возвращение может восприниматься как проявление слабости. Попробовал - не получилось. Начал обратно проситься - взяли…

Что делать, чтобы возвращение было успешным

1. Осознать истинные причины ухода и проговорить их с нанимателем. Озвучить свои ожидания и выяснить перспективы в компании.

2. Объяснить коллегам причины ухода и возвращения. На этом этапе лучше быть предельно честным с собой и другими.


3. Быть готовым к настороженному отношению к себе в первое время.

4. Понимать, что вы снова на испытательном сроке - по-старому не получится. Все равно придется налаживать утраченный контакт.

5. Постараться привнести новый опыт из другой компании. Рассказать и показать: что там делается по-другому, более успешно - чему можно научить коллег.

Пример 1. Сотрудница полиграфической компании достигла должности главного бухгалтера. Дальнейший карьерный рост подразумевал только должность управляющей, но в тот момент эту позицию собственник не готов был ей предложить. И сотрудница ушла к другому нанимателю - на руководящую позицию. Расстались хорошо, без скандала.

Через некоторое время ее позвали обратно - на должность управляющей, т.к собственник, сменив несколько директоров понял, что с этой работой справится свой человек, знающий специфику бизнеса. Она продолжает управлять компанией уже несколько лет, собственник же занят развитием и не вмешивается в текущие дела фирмы.


Пример 2. Сотрудница телекоммуникационной компании ушла с должности специалиста в связи с переездом на постоянное место жительства за рубеж.

После 6 месяцев нахождения за границей она приняла решение вернуться. Пришла с просьбой о трудоустройстве к предыдущему нанимателю. Ее место было занято, но директор, учитывая прежние заслуги, предложил должность в смежном подразделении. Сейчас она - уже руководитель этого отдела.

Как работодатель воспринимает возвращение сотрудинков

Работодатель, принимая решение взять на работу бывшего сотрудника, должен учитывать следующее:

Сильные стороны :

  • Работодатель экономит средства на подбор и адаптацию. В любом случае это дешевле, чем найм нового работника
  • Наниматель может поручить решение срочных задач и «горящих» вопросов человеку, обладающему опытом работы в его бизнесе
  • Сотрудник приходит - и со старта может начать работать эффективно, ему не надо вникать в специфику должности и бизнеса

Слабые стороны : Обычно с лучшими не расстаются. Если согласовали уход сотрудника из компании - значит, его уровень ниже, чем у возможных кандидатов на должность. Беря обратно «старичка», наниматель должен будет отказать себе в тех новых компетенциях, которые мог бы принести сотрудник извне.

Придется мириться со старыми привычками бывшего. Уровень заработной платы редко является главной причиной ухода человека, обычно все глубже: трения с коллегами, неудовлетворенность руководителем.

У работодателя нет уверенности в повторном уходе. Если один раз человек покинул компанию, вполне возможно, что он решиться на этот шаг в следующий раз еще легче. Изменится ситуация на рынке труда, предложат что-то получше - он и помашет рукой. Стоит ли вкладывать деньги в развитие компетенций и поручать длинные, сложные проекты?


Возможности : Принимая на работу бывшего сотрудника, работодатель может прогнозировать его результативность и быть уверенным в том, что «старичок» справится с задачами.

Найм бывших сотрудников может быть хорошим «уроком» остальным сотрудникам. Ведь если возвращаются - может, не стоит другим искать счастья на стороне и требовать улучшения своих условий.

Угрозы : Вполне возможно неприятие коллективом этого решения - а значит, ухудшение результатов работы в целом. Особенно это актуально для управленческих позиций.

Такое решение может других сотрудников подтолкнуть к поискам предложений на стороне. Если берут обратно - может, и не стоит держаться за свое место...


Что стоит сделать, прежде чем принять бывшего сотрудника

1. Собрать рекомендации с предыдущего места: как он себя зарекомендовал там. Вполне возможно, он нелестно отзывался о своем бывшем работодателе или не справился с обязанностями. А решил вернуться, чтобы пересидеть до следующего предложения.

2. Узнать истинную причину ухода из компании «тогда». Конечно, лучше делать это еще на этапе увольнения в процессе выходного собеседования. Сопоставить причины с возможностями компании. Если ничего нельзя изменить и предложить, стоит ли брать «бывшего»?

3. Подготовить коллектив. Объяснить причины такого решения и последствия приема. Зачем он нам нужен и что он будет делать дальше.


4. Перезаключить сделку по условиям. Когда страсти после увольнения улеглись - вполне возможно, требования сотрудника не будут казаться невыполнимыми, и наниматель сможет изменить условия работы и пойти на уступки.

5. Попробовать начать с «чистого листа». Важно договориться о том, что бывшие заслуги и отношения не будут иметь веса. Новая попытка - новые отношения. Иначе результат, скорее всего, будет схожий - увольнение.

Пример . Примером не совсем удачного возвращения может служить практика одной из производственных компаний. На должность генерального директора собственник позвал бывшего сотрудника, выросшего в бизнесе от рядовой должности до зама по направлению. Он проработал более 10 лет в этой структуре, но в какой-то момент решил уйти.

После ухода сотрудник и собственник продолжали поддерживать отношения. В итоге владелец, решив отойти от дел, предложил пост генерального директора своему бывшему «ученику». Расчет был прост: человек знает компанию и процессы, ему можно доверять. Но оказалось, что новому директору не хватило управленческого опыта и умения выстраивать взаимоотношения с бывшими коллегами. Когда они были равны, все получалось, но как только он стал ими руководить, коллеги перестали воспринимать его как более компетентного. Через год пришлось расстаться - и владелец снова стал у руля бизнеса.

Дмитрий Новицкий

Консультант по работе с людьми (dan.by), бизнес-тренер «Центра комфортного общения Натальи Шеиной» .

Имеет опыт работы более 10 лет в крупных белорусских компаниях в качестве директора по персоналу.
В настоящий момент занимается консультированием собственников бизнеса по вопросам работы с персоналом, а также наймом топ-менеджеров.

Проводит личные консультации и тренинги по поиску работы.

Представьте: вы с легким сердцем и в предвкушении нового покидаете компанию, в которой проработали какое-то время, и с радостью выходите на другую работу. Однако через несколько месяцев выясняется, что обязанности, про которые вам с энтузиазмом рассказывал рекрутер на собеседовании, у вас другие, зарплата меньше да и коллектив не очень… И у вас появляется мысль поменять компанию еще раз. И следом приходит вторая: «Может, стоит вернуться на прошлую работу?» А стоит ли?

Не нужно забывать, что подавляющее большинство работодателей с предубеждением относятся к «беглым» сотрудникам: они зачастую воспринимаются как настоящие предатели компании, ее ценностей и корпоративной культуры. Но косо смотрят на «возвращенца» не только начальники, но и коллеги: шепот за спиной вам обеспечен. Кроме этого, иногда бывает так, что принять «блудного» сотрудника соглашаются только на определенных условиях: с него снимается вся ответственная работа, зато «текучки» становится очень много, а заработная плата выплачивается в меньшем размере. Вот теперь подумайте, а нужно ли вам это «счастье»?

Разумеется, описан только один из возможных вариантов развития событий, но, к сожалению, наиболее часто встречающийся. Ситуация в этом случае может усугубиться, если сотрудник дерзнул перейти к конкурентам. В корпоративном кодексе некоторых компаниях даже существует жесткий запрет принимать обратно таких «бегунков». Даже если вам повезло и такого пункта в уставе нет, то отношение к вам будет как минимум недоверчивым. Следовательно, придется заново подтверждать свой профессионализм в глазах руководства и коллег и даже с большим усердием и старанием, чем раньше: репутация уже подмочена.

Самый главный вопрос, который вы должны решить перед выходом на старую работу,- что же вас конкретно не устраивало? Зарплата, обязанности, коллектив, руководство, график?.. Если вы отнесетесь к этому легкомысленно, то рискуете «встать на грабли» во второй раз. Возвращаться на старое место имеет смысл в том случае, если причина недовольства была устранена. Например, не нравился начальник, но после кадровой перестановки «у руля» компании встал человек, с которым у вас были хорошие отношения; или коллектив обновился наполовину; руководство, оценив ваш новый опыт, готово повысить оклад на 20 – 30% и выше…

Разумеется, если вам предложили на старом месте больше, то не стоит стремглав бросаться на прежнее место работы. Лучше взять паузу и осмотреться. Вполне наверняка может оказаться, что существующие на рынке труда предложения не менее интересны, а платят там даже больше.

В чем же еще один минус возвращения на старое место? Это всегда повторение прошлого. Если же вы ориентированы на дальнейшее развитие и самосовершенствование, то выбор надо делать в пользу будущего.

В любом случае вопрос «Выходить ли на старую работу во второй раз?» всегда решается индивидуально: очень сложно предусмотреть все мелочи и детали и дать какой-то универсальный совет. Вот почему, уходя из компании, не хлопайте дверью: может, обстоятельства сложатся так, что вам предстоит вернуться.

Помните стишок из мультфильма о цветике-семицветике: «Лети, лети, лепесток, через север на восток, через запад, через юг, возвращайся, сделав круг…». Что-то похожее произошло и с вами: уволились из «родной» фирмы, в которой работали энное количество лет, поработали в других местах и сферах и пришли к выводу, что «хорошо там, где нас нет». Другими словами, вы начали задумываться о возвращении на старое место работы.

Приблизительно такая ситуация возникла у Марины. Она работала в одной крупной косметической компании, притом, вполне успешно: от рядового сотрудника «доросла» до позиции менеджера по работе с VIP-клиентами. Но в один прекрасный момент поняла, что на этом месте достигла всего и «расти» дальше уже некуда. Марину устраивала зарплата, но не устраивала карьерная бесперспективность. А через некоторое время и доход перестал казаться таким уж прекрасным, и работа, такая любимая раньше, стала утомлять. Марина уволилась, по протекции знакомого устроилась в другую косметическую компанию, с окладом на порядок выше. Через некоторое время ей предложили поработать бизнес-тренером - учить продавать косметику менее опытных менеджеров. Неожиданно для себя Марина увлеклась делом, разработав целый ряд тренингов, посвященных различным «тонкостям» продажи. Марине очень нравилось дело, но не устраивал новый коллектив, точнее, не совсем здоровая психологическая обстановка, тщательно культивируемый руководством принцип «разделяй и властвуй». Все чаще она вспоминала старую работу, коллег, с которыми были прекрасные отношения. Девушка поняла, что совсем не против вернуться на прежнее место, только уже в должности бизнес-тренера. Но как ее возвращение воспримет начальство, как на это посмотрит коллектив и т.д.?

Понять опасения Марины можно. Специалисты-«кадровики» утверждают, что в нашей стране большинство компаний (не все, конечно), «возвращенцев» предпочитают не принимать, а если берут, то смотрят на них искоса. На Западе же это считается вполне обычным, нормальным явлением. Работодатели не боятся брать таких сотрудников (даже придумано особое название «люди-бумеранги») обратно. Более того, ценному специалисту могут предложить повышение оклада или перевод на более высокую должность. Логика работодателя проста: если сотрудник вернулся, значит, считает эту компанию лучшей по условиям труда и оплате. Соответственно, имея с чем сравнивать, работник компанию больше не покинет и активнее станет трудится на ее благо. В некоторых американских компаниях, например, ¼ штата состоит именно из «бумерангов». В Старом и Новом свете привыкли к мобильности рынка, и воспринимают поиски «лучшего места под солнцем» вполне адекватно. Честь и хвала умелым руководителям, а «возвращенца» - милости просим.

Однако на наших просторах реалии несколько другие, и их нужно учитывать. Давайте рассмотрим два варианта возвращения, и чего стоит ожидать и в том, и в другом случае.

1ВАРИАНТ...ОН САМ ПРИШЕЛ!

Вы, конечно же, помните знаменитую фразу из фильма «Бриллиантовая рука»: «Не виноватая я, он сам пришел!» Приблизительно такую позицию может занять бывшее руководство, и создать вам соответствующие условия труда. Хочется уточнить, чтобы заранее не пугать потенциальных «возвращенцев»: вариант вполне возможен, но не обязателен, многое зависит от личности руководителя. И все-таки, давайте вооружимся принципом «верь в худшее, надейся на лучшее» и подумаем, что же может ожидать в худшем случае.

Вам откажут в приеме на работу. Многие руководители воспринимают «бумерангов» как предателей, которым, как известно, нет места в наших рядах. Это не совсем правильный подход, но, с другой стороны, руководителя можно понять: он столько лет «взращивал», обучал кадры, а тут сотрудник с опытом уходит. Конечно же, обидно.

Вас примут на работу, но могут создать не совсем комфортные условия труда. Просто возникнет желание наказать «перебежчика». Например, я одно время работала преподавателем в техническом лицее. Заработная плата, естественно, оставляла желать лучшего. Некое коммерческое высшее учебное заведение арендовало в нашем лицее пару кабинетов. Преподавателей у них не хватало, поэтому предложили читать некоторые предметы и сотрудникам лицея, в том числе и мне. Вскоре я решила перейти работать в этот ВУЗ, поскольку платили там гораздо больше. Увы, прошло немного времени и коммерческое учебное заведение прекратило свое существование, а я осталась без работы. Что делать? Конечно, возвращаться. Ведь в лицее я всегда была на хорошем счету, и отпускали ценного специалиста с большой неохотой. Меня приняли, тем более, что лицей остро нуждался в педагогических кадрах. Но отношения директора с тех пор кардинально изменилось, естественно, в худшую сторону. При каждом удобном и неудобном случае мне вспоминали «позорное бегство», на каждом педсовете призывали сотрудников не брать пример с кое-каких личностей и т.д. В общем, через три месяца я уволилась, теперь уже навсегда, о чем не жалею.

Отношение коллектива может поменяться не в лучшую сторону, даже если раньше с сотрудниками вы прекрасно ладили. Это вполне естественно (хотя и обидно для вас): прошло время, кто-то из «молодых» набрался опыта и занял (или имеет виды) ваше место. Опять же, в коллективе могли появиться новые амбициозные сотрудники, им дела нет до чьих-то былых заслуг. Возможно, на прежней работе у вас были не только друзья, но и недоброжелатели, которые примутся нашептывать на каждом углу, в том числе и руководству, мол, «явилась не запылилась, а ведь когда-то бросила компанию в трудную минут» и т.п.

Еще раз хочу подчеркнуть: все вышеизложенное возможный, но вовсе не обязательный вариант хода событий. Хотя если собираетесь вернуться, нужно быть морально готовой к разнообразным «сюрпризам». Теперь давайте подумаем, что вас ожидает при возвращении на прежнее место работы в лучшем случае:

Отсутствие всего, описанного выше.

Вам не грозит адаптационный период. Вы знакомы со спецификой своей работы, со всеми особенностями характера и стиля работы начальства, знаете «кто есть кто» в коллективе, а значит, уже не завяжете «неправильных» личных контактов. Другими словами, не ошибетесь в человеке.

Наверняка на «старой новой» работе у вас остались друзья-подруги, с которыми теперь можно общаться каждый день. Это проверенные люди, на них можно положиться, они «прикроют» и помогут в трудную минуту.

2 ВАРИАНТ. ВАС ПРИГЛАСИЛИ

В этом случае ситуация меняется в корне, поэтому мы начнем с пункта о том, что вас ждет в лучшем случае. См. выше подпункт с аналогичным названием, а также:

Солидное повышение заработной платы или же перевод на другую, более престижную должность. Если вам этого по каким-то причинам не предложили, можете смело требовать сами. В данный момент компания в вас нуждается больше, чем вы в ней. Следовательно, «приглашенный» вправе выдвигать кое-какие требования. Пример из жизни. Моя знакомая, цветущая женщина 57(!) лет, проработав 15 лет секретарем руководителя одной очень солидной издательской компании, решила уйти на заслуженный отдых. На ее место взяли двух молодых девушек. Не прошло и полгода, как ей начали поступать предложения вернуться, поскольку фирма, цитирую дословно, «утратила часть своего имиджа». Знакомая согласилась, но потребовала существенного повышения оклада. Директор без раздумий дал распоряжение бухгалтерии, а профессионал занял прежнее место.

Вы можете рассчитывать на полную поддержку руководства в реализации всех своих проектов и начинаний (в пределах разумного, конечно). К вашему мнению будут прислушиваться и обязательно его учитывать.

В худшем случае

Наверняка причины ухода были достаточно серьезными. Если за время вашего отсутствия на прежнем месте службы ничего не изменилось, хотя должно было (!), то получится своеобразное де жа вю. Другими словами, очень скоро вы поймете, что «все это где-то уже видели», и не исключено, опять захотите уволиться.

КОГДА СТОИТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?

Конечно, прав был философ, утверждающий, что дважды в одну реку не войти. Но дважды устроиться на работу в одну и ту же компанию вполне возможно. Тем не менее, перед принятием окончательного решения о возвращении тщательно взвесьте все «за» и «против», чтобы не потерять нынешнюю работу, а на «старой новой» так и не обрести «трудового счастья». Возвращение пройдет гладко, если вы:

Уверены, что руководство и коллектив нормально воспримут ваше «второе пришествие».

Если вы без скандала уволились с прежнего места работы, оставив после себя подготовленную, достойную замену, довели до конца дела и проекты.

Если на другом месте работы вы получили больший опыт (занимали более высокую позицию) или опыт работы в другой сфере и готовы этими знаниями и умениями поделится со «старой» компанией.

Оксана Бондарчук