Презентация на тему классицизм. Классицизм в художественной культуре и живописи

Классицизм - подражание греческому и римскому искусству,
архитектуре и литературе. Хотя обычно этим термином называют
разновидность искусства, полученного от древних, иногда под ним
подразумевают накопленный опыт, высокое художественное
качество изображений.
По окончании классического периода начался неоклассицизм,
который представлял собой видоизмененные классические мотивы,
дополненные новыми тенденциями и веяниями. Приверженность
традиционным эстетическим формальностям бытовала в течение
долгого времени. Классическое искусство отличает четкость,
порядок, равновесие, симметрия и достоинство.

Классические мотивы вначале завладели Европой. До России
классицизм дошел в годы правления великого Петра I,
просветителя, образованного человека. М. В. Ломоносов в
соответствии с новым направлением ввел множество
изменений в литературе, поэзии, а также правилах грамматики
и орфографии русского языка.
Развивался классицизм в России постепенно, наибольшего
расцвета он достиг в начале 19 века, тогда он пользовался и
наибольшей популярностью. В годы правления Екатерины II
классицизм чуть ли не насаждался, поскольку просвещенная
правительница поддерживала его проявления в дизайне и
архитектуре и всячески способствовала его распространению.
Оказавшись свежей волной после вычурного и изысканного
барокко, классицизм легко нашел своих последователей и
приверженцев.

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание
античного наследия с современным художнику миром.
Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе
природы, личное – общественному. Как и во всех других
видах искусства, в классической живописи идет обобщение
образа, на первый план выходит идея первичности нужд
большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление
жанров на низкие (или малые) и высокие.
Классицизм как наследник античности относил к
высокому жанру. Полотна написаны на мифологические и
исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва
личных интересов ради общего блага. К низкому жанру
причислялись более прозаичные картины – натюрморты и
пейзажи.

Вакханалия
1620

Пастухи в Аркадии
1638-1640

Лондонская Национальная галерея.
Отплытие царицы Савской. 1648

Классическая живопись стала
более академичной.
Юные художники, ученики
академий, большую часть времени
проводили в античных залах, делая
наброски с греческих и римских
статуй, занимаясь антиковедением.
Мир античности был для них столь
же реален, как и мир за стенами
школы. Они переносили на холст
все свое академическое восприятие
реальности.
Однако нельзя сказать, что
классическая живопись
была полностью статична и
заимствована у древней Греции.
Эрмитаж. Санкт-Петербург
1650

Встреча Антония и Клеопатры
1747
Ангел, спасающий Агарь
1732

Пьяцетта
1733-1735

Благодаря Энгру Давиду героизм
античных персонажей
переносился на современный мир,
создавая иную, более глубокую и
трагичную атмосферу восприятия
событий. Замечательным
доказательством этому служит
«Смерть Марата», в этом полотне,
написанном на вполне
современное художнику событие,
отражен героический пафос
античности, увеличенный и
выведенный на первый план
позами, красками, светотенью.
Смерть Марата

Амур и Психея. 1817

Портрет Бонопарта
1804
Портрет мадам Ривьер
1805

Портрет мадам Сеннон
1814
Рафаэль и Форнарина
1814

Изобразительное искусство XVIII века
отразило коренные преобразования в
российской художественной культуре.
В станковой живописи успешно развивается
исторический и особенно портретный жанр.
Излюбленной областью применения
творческих сил русских мастеров XVIII века
становится портрет – парадный, камерный,
парный.

Портрет поэта В. И. Майкова
1760
Портрет графини
Елизаветы Санти

Портрет А.П. Сумарокова
1777
Портрет Александры Струйской
1772

Портрет Варвары Суровцевой
1780
Портрет Варвары Новосильцевой
1790

Портрет архитектора
А.Ф. Кокоринова
1769
Портрет Е. Н. Хрущовой и
Е. Н. Хованской 1773

Портрет Марии Дьяковой
1778
Портрет А. Ланского
1782

Портрет Екатерины Нелидовой
1773
Портрет «Екатерина II –
законодательница в храме
богини Правосудия». 1782

Портрет А. Д. Левицкой,
дочери художника. 1785
Портрет И. И. Дмитриева
1790

Портрет сестер Гагариных
1802
Портрет Марии Лопухиной
1797

Портрет Екатерины Арсеньевой
1796
Богоматерь с младенцем в
сонме ангелов. 1823

Портрет княгини М. И. Долгорукой
1811
Портрет Елены Нарышкиной
1799

Портрет Павла I в костюме
Мальтийского ордена. 1800
Портрет князя А. Б. Куракина
1801–1802

Основателем исторического жанра стал А.П. Лосенко (1737-1773). В
академии художеств Лосенко упорно овладевал искусством «большого
стиля», что в дальнейшем проявилось в крупных работах на
исторические темы. В 60-х гг., находясь на стажировке в Париже,
художник написал картины «Чудесный улов рыбы» и «Авраам
приносит в жертву сына своего Исаака», получившие высокую оценку
современников. В картине «Владимир и Рогнеда» художнику удалось
передать напряжённость сюжета в патетических тонах. Некоторая
театральная условность, характерная для живописи классицизма,
уравновешивается искренним желанием художника передать
характеры персонажей. Тема людского горя как следствие тирании,
выделенная в картине, была удивительно созвучна просветительским
идеалам века.

Чудесный улов
1762

Смерть Адониса
1764

Авраам приносит в жертву
сына своего Исаака
1765
Натурщик, сидящий на камне

Андрей Первозванный
Каин
1768

Зевс и Фетида
1769
Владимир и Рогнеда
1770

Призвание Михаила Федоровича
Романова на царство
14 марта 1613 года
Взятие Казани Иваном Грозным
1800

Явление Христа народу
1837-57

Последний день Помпеи
1830-1833

Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление
к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить
покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих
Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности:
застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в
парке или дворце.
Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов,
рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении
народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как
классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной
нации при помощи немасштабных композиций!
В 17 веке в Петербурге сложилась сильная школа отечественных
скульпторов, представленная именами Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева,
М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева.

Три грации
1816
Венера и
Марс

Геба
1803-1828
Персей с головой медузы

Ясон
1803-1828
Геба
1806

Ганимед, кормящий орла Зевса
1817

Памятник Петру I в Петербурге
1766-1782
Зима
1771

Бюст М. Р. Паниной
1770
Портрет Екатерины II
1783

Бюст А. М. Голицына
1773
Бюст И. С. Барышникова
1788

"Самсон, раздирающий пасть льва". Скульптурная
группа Большого каскада в Петродворце.
Выполнена В. Л. Симоновым в
1947 г. по образцу 1802 г. Бронза
Памятник Суворову
1799-1801

искусством и следовавшим за ним неоклассицизмом, настолько
тщательно и велико было переосмысление античной и европейской
культур. Россия стала перекрестком всех классических направлений:
от аскетического немецкого цопфа до наполеоновского ампира.
Художники и скульпторы, кроме античности, чаще, чем их
европейские коллеги, обращаются к библейским преданиям и героям
(фонтан «Самсона» и полотно «Явление Христа народу»).
К концу классического периода уже появляются работы,
основанные на событиях отечественной истории (памятник Суворову,
Минину и Пожарскому). В этих работах символизм и пафос античных
поз сочетается с героизмом российских исторических личностей,
именно на их примере, а не на абстрактных мифологических героях,
идет воспитание нового поколения.
Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во
многом современный нам мир создавался именно в период
классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не
менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое
направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и
островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей
искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской
мысли.
Духовное наследие классицизма поистине велико, а само
направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в
дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический
рационализм и гармония.
Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем
воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости
просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и
конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об
этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь
разные по своему характеру и быту народы.

Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. 11 кл.:учеб. Для общеобразоват.
учреждений /Г. И. Данилова. – 3-е изд., пересмотр. – М.:
Дрофа, 2007
Википедия
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для
библиотек и школ. Под ред. С. Петровой. Изд. «ЛибереяБиблиопринт». Выпуск 2. 2005

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Описание слайда:

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Описание слайда:

Музыка Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Классицизм в искусстве

Выполнила:

Кудрявцева Наталья

Учитель МБОУ «СОШ №4»

Г. Колпашево

Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4». Литература 9 класс. Классицизм в искусстве.

Содержание 1. Введение 2. Слайдовая презентация по теме «Классицизм», Литература 9 класс. 3. Заключение 4. Список литературы Введение Классицизм - (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован как дополнительный наглядный материал на уроках литературы, истории, на внеклассных мероприятиях. Наш медиапродукт по теме «Классицизм» поможет в первую очередь ученикам, узнать биографии представителей классицизма, а также познакомиться с их творчеством. Это будет своеобразный творческий подарок девятиклассникам. Что такое классицизм? КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа. С просветительством классицизма связано творчество Вольтера, Г.Э. Лессинга, И.В. Гете и Ф. Шиллера (1780 - 90-е гг.); в музыке - оперы К.В. Глюка; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, сатирами А.Д. Кантемира, трагедиями А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, Е.И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Такие великие люди, как Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Людвиг ван Бетховен творили в эту эпоху. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, сатирами А.Д. Кантемира, трагедиями А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, Е.И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Такие великие люди, как Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Людвиг ван Бетховен творили в эту эпоху. Классицизм в русской литературе КЛАССИЦИЗМ - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Важнейшие нормативы классицизма единство действия, места и времени вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом). Волнует зримое сильнее, чем рассказ, Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз. (Н.Буало) Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи Бури и натиска, представленной именами И. В. Гёте (17491832) и Ф. Шиллера (17591805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека. Д. И. Фонвизин Г.Р.Державин

Классицизм в музыке

Классицизм в музыке Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось в внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классических состав частей сонаты и симфонии. В период классицизма появляется струнный квартет состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра. Вольфганг Амадей Моцарт Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки Моцарт внес много нового, интересного, оригинального. Вся история искусства не знает личности более поразительной, чем он. Моцарт обладал феноменальной памятью и слухом, имел блестящие данные импровизатора, прекрасно играл на скрипке и органе, а его первенство как клавесиниста не мог оспаривать никто. Он был самым популярным, самым признанным, самым любимым музыкантом Вены. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. А «Волшебная флейта» вошла в историю музыки как «лебединая песня» Моцарта, как произведение с наибольшей полнотой и яркостью раскрывающее его мировоззрение, его заветные мысли, как эпилог целой жизни, как некое грандиозное художественное завещание. Искусство Моцарта совершенное по мастерству и абсолютно естественное. Он подарил нам мудрость, радость, свет и добро. Людвиг ван Бетховен Бетховен прославился как величайший симфонист. Его искусство пронизано пафосом борьбы. Оно претворило передовые идеи эпохи Просвещения, утвердившего права и достоинства человеческой личности. Ему принадлежат девять симфоний, ряд симфонических увертюр («Эгмонт», «Кориолан»), а тридцать две фортепианные сонаты составили эпоху в фортепианной музыке. Мир образов Бетховена разнообразен. Его герой не только смелый и страстный, он наделен тонко развитым интеллектом. Он борец и мыслитель. В музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии – бурные страсти и отрешенная мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Иозеф Гайдн Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. Он установил законы классической симфонии: придал ей стройный, законченный вид, определил порядок их расположения, который сохранился в основных чертах до наших дней. Классическая симфония имеет четырехзначный цикл. Первая часть идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть – медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека. Третья часть – менуэт – один из любимых танцев эпохи Гайдна. Четвертая часть – финал. Это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Музыка финала обычно устремлена вверх, она жизнеутверждающая, торжественная, победная. В классической симфонии найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание. В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трехчастной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Его музыка очень светлая, легкая, в основном мажорная, полна бодрости, чудесной земной радости и неисчерпаемого юмора. Классицизм в Классицизм в живописи Классицизм в европейской живописи Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Грёз Жан Батист Грёз Жан Батист (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). «Белая шляпа» 1780,Художественный музей Бостон «Обет верности Эроту» 1767, Собрание Уоллес Лондон Давид Жак Луи Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. «Велизарий» 1781 Музей изящных искусств, Лилль «Клятва Горациев» 1784 Музей Лувр, Париж Каналетто Антонио Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754). Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). «Темза и дома пригорода Ричмонда» 1747 Частное собрание «Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте» 1730 Музей изящных искусств, Хьюстон «Площадь Сан-Марко» 1730 Классицизм в русском искусстве Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению. Зрелый просветительский классицизм установился в России во второй половине 18 века. В это время одно из ведущих мест занимают историческая живопись и парадный портрет, Большую серию портретов создал крупнейший живописец второй половины 18 века Дмитрий Григорьевич Левицкий. Он был замечательным колористом. Его портреты всегда тонко сгармонированы в цвете, причём часто художник прибегает к очень интенсивным тонам (сочный малиновый бархат, белый атлас, голубой муар), собранным в единую цветовую гамму. Дмитрий Левицкий По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским - один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») - священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания - 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] - был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II. Портрет Суворова Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова Портрет Е. И. Нелидовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц) Айвазовский Иван Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky), 1817–1900, русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). Работал в Крыму, Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать, но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины классицизма. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881 и др.) Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды, именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, особенно в сюжетах с сотворением мира и потопом. «Портрет жены художника Анны Бурназян» 1882 "Ледяные горы" 1870 «Девятый вал» 1850 Богаевский Константин Богаевский Константин Федорович (12.1.1872, Феодосия, - 17.2.1943, там же), - русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии. В 1890 году Богаевский поступил в Академию Художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи. Весной 1898 года Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909 испытал влияние Андреа Монтеньи, Никола Пуссена. "Итальянский пейзаж" 1911 "Утро" 1910 Третьяковская галерея, Москва "Берег моря" 1907 Третьяковская галерея, Москва Классицизм - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Классицизм

Слайдов: 16 Слов: 532 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Классицизм: художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Классицизм в архитектуре Западной Европы. «Версальский дворец». «Бранденбургские ворота». Архитектурный памятник в центре Берлина в районе Митте. Был создан в 1788-1791 годах. «Лондонский особняк Остерли-парк». Остерли-хаус впечатляющий Лондонский особняк, окруженный садами, парками и полями. - Классицизм.ppt

Стиль классицизм

Слайдов: 15 Слов: 237 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Музыка. Йозеф Гайдн (1732-1809). Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Литература. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769). Михаил Васильевич Ломоносов (1757-1765). Гавриил Романович Державин (1743-1816). Живопись. Никола Пуссен. «Великодушие Сципиона» 1653г. «Пастухи Аркадии». Клод Лоррен (1600-168/2). Морской порт. Морская гавань при восходе солнца. 1674. Суд Париса. Ок. 1645. . Скульптура. Пигаль Жан-Батист. Бюст мадам да Помпадур, мрамор 1751. Меркурий, завязывающий сандалию. 1744г. Гудон Жан-Антуан (1741- 1828). Мраморная скульптура «Морфей» 1777г. - Стиль классицизм.pptx

Эпоха классицизма

Слайдов: 10 Слов: 617 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Литература. Живопись. Во второй половине 18в. Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784). Скульптура. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Антонио Канова. Амур и Психея(1787-1793, Париж, Лувр). Архитектура. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык. - Эпоха классицизма.ppt

Культура классицизма

Слайдов: 53 Слов: 8588 Звуков: 0 Эффектов: 1

Стиль Людовика XVI. Классицизм. Стиль директории. История классицизма. Французское Искусство. Небольшие беседки. Разграничение стен и перекрытий. Жака Анжа Габриэля. Здания «Малого Трианона». Главный вход. Ж. Гондуен. Синтез искусств. Придворное искусство. Бело-розовые тела. Очертания фигуры. Покинутая Психея. Сын привратника. Художественная промышленность. Пресыщенность причудливыми формами. Пластичные формы. Строгий стиль классицизма. Форма диванов. Типы корпусной мебели. Период мастера. Секретер. Спинки кресел. Разновидности классицизма. Скульптура. Итальянский скульптор А.Канава. - Культура классицизма.pps

Классицизм в искусстве

Слайдов: 27 Слов: 1153 Звуков: 0 Эффектов: 6

Культура и искусство франции xvii век. Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Живопись. «Придворная школа». «Реалистическая школа». «Школа классицизма». Филипп де Шампень Портрет кардинала Ришелье 1635. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702. Развитие реалистической живописи связано с творчеством Жоржа де Латура (1593-1652). Жорж де Латур Шулер Ок. 1633-1640. Жорж де Латур Явление ангела св. Иосифу 1640. Жорж де Латур Рождество 1640-1650. Франция xvii век. Классицизм – культура абсолютизма. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. - Классицизм в искусстве.ppt

Золотой век классицизма

Слайдов: 43 Слов: 2141 Звуков: 0 Эффектов: 140

Золотой век классицизма. Создайте модель понятия «Классицизм». Основные компоненты. Основные эстетические принципы. Виды искусства. Эпоха возникновения классицизма. Людовик Четырнадцатый. Возникновение классицизма в России. Золотой век Екатерины. Эпоха укрепления абсолютизма. Пафос искусства. Классицизм в живописи. Танкред и Эрминия. Аркадские пастухи. Человек и мироздание. Русская живопись классицизма. Классицистическая концепция человека. Русский парадный портрет 18 века. Картины. Камерный портрет. Живопись классицизма. Классицизм в архитектуре. Градостроительство классицизма. - Золотой век классицизма.ppt

Культура эпохи классицизма

Слайдов: 39 Слов: 3300 Звуков: 0 Эффектов: 0

Маэстро музыки. Эпоха классицизма. Набор формальных признаков. Границы классицизма. Художественный стиль. Жак Анж Габриэль. Томас Джефферсон. Архитектор Чарльз Камерон. Чарльз Камерон. Луи Лево. Работы Луи Лево. Ограниченность теорий классицизма. Баженов Василий Иванович. Архитектурные объекты. Матвей Федорович. Казаков Матвей федорович. Старов Иван Егорович. Русский архитектор. Воронихин Андрей Никифорович. Работы Кваренги. Кваренги Джакомо. Английский архитектор. Уильям Кент. Звание архитектора. Росси Карл Иванович. Немецкий архитектор. Шинкель Карл Фридрих. Адам Роберт. - Культура эпохи классицизма.pptx

Стиль классицизм в искусстве

Слайдов: 33 Слов: 2384 Звуков: 1 Эффектов: 96

Классицизм. Живопись. Никола Пуссен. В Рим стекаются молодые иностранцы. Клод Лоррен. Жак-Луи Давид. Литература. Фонвизин Денис Иванович. Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов. В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. Скульптура. Антонио Канова. Архитектура. Андреа Палладио. Музыка. Великие австрийцы. Гайдн. Людвиг ван Бетховен. Рост свободы общества привел к появлению первых публичных концертов. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии. Было создано пианино, или фортепьяно. Справка. Йозеф Гайдн. Детство. Юность. Снова свободный музыкант. - Стиль классицизм в искусстве.ppt

Изобразительное искусство классицизма

Слайдов: 14 Слов: 260 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Ионический ордер. Дорический ордер. Коринфский ордер. Подвиги Ринальдо 1628. Пастухи в Аркадии 1638-1640. Переход Наполеона через Альпы. 1800. Давид, Жак-Луи. Клятва Горациев 1784. Антонио Канова. Три Грации. 1816г. Эрмитаж. Бертель Торвальдсен Ясон, 1803 - 1828 Музей Торвальдсена Копенгаген. Жан Антуан Гудон. Вольтер 1779-1781 «Комеди Франсез», Париж. Дом Пашкова В.И.Баженов, 1784-1786 Россия, Москва. - Изобразительное искусство классицизма.ppt

Классицизм и барокко

Слайдов: 13 Слов: 59 Звуков: 0 Эффектов: 0

Художественные направления в искусстве XVII-XVIII веков. Барокко классицизм. Барокко. Живопись. Караваджо. Петер Пауль Рубенс. Архитектура. Джованни Бернини Франческо Борромини Франческо Растрелли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. И.С.Бах яркий представитель эпохи барокко. (1685-1750). Классицизм. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (классицизм). Клод Лоррен. Клод Перро. Жан Анж Габриэль (1698-1782). Жан Батист Люлли. Кристоф Виллибальд Глюк. - Классицизм и барокко.pptx

Стиль барокко и классицизм

Слайдов: 22 Слов: 449 Звуков: 0 Эффектов: 119

От барокко к классицизму. Барокко. Знаменитые парикмахеры. Времена года. Микеланджело Меризи. Антонио Вивальди. Годы жизни композитора И. С. Баха. Кто назвал Баха «Праотцом гармонии». Полифония. Инструмент. Кто изображен на картине. Инструменты. Город. Музыкальные наклонности. К.Монтеверди. Назовите эти инструменты. Сочинение В.А.Моцарта. Как звали жену В.А.Моцарта. Вольфганг Амадей. Берлинские классики. - Стиль барокко и классицизм.ppt

Классицизм и сентиментализм

Слайдов: 22 Слов: 1293 Звуков: 0 Эффектов: 14

Классицизм и сентиментализм в живописи и литературе. Парадный портрет классицизма. Портрет Е.Н.Арсеньевой. Художественное течение. Русский живописный портрет 18 века. Прославление монархов. Устное рисование. В.Л.Боровиковский. Екатерина вторая. Гений сентиментализма. Портрет М.И.Лопухиной. Великие сентименталисты русской литературы. Поэты-сентименталисты. Основоположник русского сентиментализма. Талант и знания. Повесть Н.М.Карамзина. Сентиментализм. Демократизация поэтического слова. Основоположник сентиментализма. Бедная Лиза. Основные черты. - Классицизм и сентиментализм.ppt

Классицизм романтизм реализм

Слайдов: 17 Слов: 166 Звуков: 0 Эффектов: 13

Художественные методы. Классицизм. Романтизм. Реализм. Изобразительное искусство россии. В первой половине XIX в. Историко- мифологический жанр. Портретный жанр. Бытовой жанр. Историко-мифологический жанр. ЖИВОПИСЬ Классицизм. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи». А.А. Иванов «Явление Христа народу». СКУЛЬПТУРА Классицизм. И.П. Мартос Памятник К. Минину и Д.М. Пожарскому. Б.И. Орловский Памятник М.И. Кутузову Памятник М.Б. Барклаю де Толли. Б.И. Орловский Статуя ангела на Александровской колонне. ЖИВОПИСЬ Реализм. А.Г. Венецианов На пашне.Весна. П.А. Федотов Свежий кавалер. - Классицизм романтизм реализм.ppt

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Слайдов: 46 Слов: 570 Звуков: 0 Эффектов: 53

Классицизм в архитектуре Западной Европы. Стиль. Барокко. Художественный стиль. Классицизм. Простота и благородство отделки. «Сказочный сон» Версаля. Версаль. Версаль в истории. Архитектурные творения Кристофера Рена. Госпиталь в Гринвиче. Отдельный стиль. Обращение к формам античного зодчества. - Классицизм в архитектуре Западной Европы.ppt

Музыкальная культура классицизма

Слайдов: 26 Слов: 2250 Звуков: 19 Эффектов: 37

Музыкальная культура барокко и классицизма. Монтеверди Клаудио. Переживания человеческой души. Опера «Орфей». Антонио Вивальди. Весна. Сон крестьянина. Танец-пастораль. Времена года. Осень. Дмитрий Степанович Бортнянский. Бах. Иоганн Себастьян Бах. Шесть «Бранденбургских концертов» были написаны в Кетене. Первый концерт. Георг Фридрих Гендель. Музыка на воде. Композиторы Венской классической школы. Кристоф Виллибальд Глюк. Вольфганг Амадей Моцарт. Творчество Моцарта. Людвиг ван Бетховен. Симфонии. Фрагмент из «Пасторальной симфонии». Франц Йозеф Гайдн. Классицизм. - Музыкальная культура классицизма.pptx

Классицизм в живописи

Слайдов: 23 Слов: 1270 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Никола Пуссен родился в Нормандии. «Поклонение золотому тельцу». Библейское действо перенесено из Египта. Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет. Работы Н. Пуссена. Аркадские пастухи. Пуссен увлекался учением античных философов. Похищение сабинянок. Царство Флоры. Художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы». Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу. Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы. Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж. В картинах чётко отделены пространственные планы. Клод Лоррен. -

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Живопись.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен , в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена , которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом , во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр , при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Скульптура .

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон . Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы , черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос .

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

П оздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном , проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци . Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра . Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы- палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак- Анж Габриэль) и церковь Сен- Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези . В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак- Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен- Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен -Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш ).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио . Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим (« неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Литература .

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало ), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика .

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

В России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер ), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

(классицизм)