Как автор определил жанр евгения онегина. Евгений Онегин (роман)

Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах. Жанровое определение своему произведению Пушкин дал в письме Вяземскому в 1823 году: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница! Вроде Дон Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно Пушкин сравнивает свою рукопись с поэмой Байрона «Дон Жуан» (1818-1823). На замысел «Евгения Онегина» повлияла и другая поэма Байрона — «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818). В поэмах Байрона Пушкина привлекли типы героев, а также проблематика и крупная форма. Тем не менее, в отличие от произведений Байрона и других европейских поэм, «Евгений Онегин» является романом.

Поэма — это произведение с повествовательным сюжетом, излагаемым на фоне лирических переживаний, которые в тексте представлены в виде пространных лирических отступлений, песен и других вставных элементов. Поэма, как правило, имеет стихотворную форму. Жанр поэмы менялся на протяжении развития литературы: выделяют эпические античные поэмы, средневековые поэмы, поэмы эпохи Возрождения. Расцвета жанр поэмы достиг в начале XIX века в эпоху романтизма. В поэмах того периода преобладала социально-философская и нравственно-философская проблематика. В «Евгении Онегине» присутствуют очевидные черты поэмы, поэтому современники поэта часто называли произведение поэмой. Во-первых, произведение изобилует авторскими отступлениями, которые в некоторых случаях носят лирический характер. Во-вторых, в роман включены фрагменты других жанров, таких как эпистолярный, элегический и фольклорный. В тексте романа приведены два письма, в главе третьей Татьяна Ларина пишет письмо Онегину, открывая ему своё чувство. В главе восьмой сюжетная ситуация повторяется, но теперь уже Онегин, терзаемый любовью, признаётся в ней Татьяне, величавой светской даме, княгине, но для Онегина — прежней уездной барышне, некогда полюбившей его. Перед дуэлью Онегина и Ленского Пушкин помещает в текст романа элегию Ленского, в которой передаются чувства молодого поэта в последнюю ночь его жизни и которая призвана выразить высшую степень мечтательного романтизма, к тому времени уже сходящего с литературной сцены. И наконец, в главе третьей описание смятенных чувств юной Татьяны, убегающей от встречи с Онегиным, прервано задорной песней девушек-крестьянок, собирающих в саду ягоды.

Однако эти жанровые отступления тесно связаны с сюжетом, они составляют, как и остальные элементы сюжета, его неотъемлемую часть и не могут рассматриваться в качестве вставных произведений, как это происходит в поэме. Что касается авторских отступлений, они также не оторваны от сюжета, нет ни одного текстового эпизода, в котором автор пишет о чём-нибудь совершенно отвлечённом, не связанном с основным повествованием, будь то характеристика героя, времени, литературы, истории и даже состояние дорог. Сюжет и отступления образуют единое повествовательное пространство, в котором изображена картина России того времени.

Неизбежно возникает вопрос: почему Пушкин предпочёл стихотворную форму романа? Объяснения, что Пушкин был прежде всего поэтом, недостаточно. Пушкин собрал малые и средние формы русской поэзии и объединил их для широкого изображения российской действительности. Но литературный язык прозы ещё находился в стадии формирования, и его дальнейшему развитию в 1830-х годах способствовали Пушкин, Гоголь и Лермонтов.

Своеобразие сюжета и композиции романа "Евгений Онегин"

Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает главы первую и восьмую; Москва показана во второй части главы седьмой; основная часть романа посвящена русской деревне. Именно в главах второй — седьмой читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, наблюдает эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым красотой русской природы — в романе каждое событие сопровождается её описаниями. В примечаниях к своему произведению Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём времени литературного (то есть времени внутри произведения) и реального, исторического. Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин — Ленский» (тема дружбы) и линия отношений «Онегин — Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе. Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин — Ленский» происходит в главе второй, и она сразу же показана как конфликтная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Конфликт намечается после визита друзей к Лариным. Кульминация конфликта приходится на конец главы пятой, когда происходит ссора героев. Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта.

Завязка основного конфликта Онегина и Татьяны описана в сцене знакомства героев в начале главы третьей. Сама встреча не показана в тексте, зато изображены впечатления героев после неё: непосредственная реакция Онегина приводится во время поездки Онегина и Ленского домой, а в следующих затем строфах показаны переживания Татьяны и расцвет её чувства. В романе две идентичные любовные ситуации, обе состоят из четырёх компонентов: встреча, влюбленность, письмо и устный ответ-отповедь; герои в них меняются местами: в главах третьей и четвёртой изображена любовь Татьяны, в главе восьмой — Онегина. Очевидно, что Пушкин дописывал в 1831 году письмо Онегина к Татьяне, чтобы сделать эти ситуации идентичными и создать эффект «зеркальности» между ними: они отражаются друг в друге, как в зеркале, погружая читателя в бесконечное созерцание тайны любви. Композиция любовной линии Онегина и Татьяны получила название зеркальной. Можно отметить две особенности этой линии: с одной стороны, она развивается от встречи до расставания героев, словно зеркало, стоящее между ними, эти события разделяет и глава пятая, в которой описаны сон Татьяны и сцена её именин. С другой — любовь Татьяны, описанная в начале, в конце словно «отражается» в любви Онегина.

Первые две главы романа являются экспозиционными для сюжетной линии любви, написаны они по принципу стилевой антитезы: в главе первой показано рождение Онегина, его воспитание и образование, время, проведённое в светском обществе, — формирование характера героя. Глава вторая посвящена описанию деревенской провинции, много внимания Пушкин уделяет характеристике Ленского, приехавшего из Германии после обучения в Геттингенском университете, но центральное место в главе отдано знакомству читателей с Татьяной.

Помимо композиции сюжета отмечаются следующие композиционные элементы романа: глава, являющаяся основной композиционной единицей произведения, строфа — минимальная повествовательная единица (при этом необходимо учитывать незаконченные и пропущенные строфы, которые тем не менее помечены номерами); посвящение; эпиграфы к роману и к каждой главе, чередования сюжетного повествования и авторских отступлений. Каждый из названных элементов является не случайной особенностью композиции, любой из них выполняет идейно-смысловую роль. Например, эпиграф ко всему роману представляет собой отрывок из частного письма, написанного на французском языке. Источник этого эпиграфа не установлен, автор словно мистифицирует читателя: зачем же нужен этот эпиграф? Присмотревшись к его содержанию, мы понимаем, что речь в нём идёт о странностях современного героя. Так намечается проблематика романа:

«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого. Из частного письма (франц.)».

Онегинская строфа, кроме остальных достоинств, помогает, к примеру, достигать выразительности повествования или плавно осуществлять переход от сюжетной части к отступлениям и обратно.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

В 1823 году Александр Сергеевич начал написание своего знаменитого романа «Евгений Онегин», находясь в южной ссылке. В то время поэт увлекался творчеством Байрона, и романтические мотивы поэзии английского поэта отложили отпечаток на творчество Пушкина в тот период. Но все же произведение «Евгений Онегин» нельзя назвать романтическим.

Жанровое своеобразие романа

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

Переход от романтизма к реализму

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом.

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон – любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману. Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах – это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман – лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нем Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России – Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.

Лирическим является «внешний» план повествования, который состоит из авторских отступлений. Они очень широки по охвату тем и проблем. Лирическими являются пейзажные отступления. Красота и величие природы даются через восприятие автора и его героев. В первой главе Пушкин в романтическом ключе изображает море. Много в романе и пейзажей-воспоминаний, например, о юности, деревенских пейзажей. Автор уделяет внимание всем временам года, описывая состояние природы в каждом из них. Замечательная картина русской зимы показана глазами Татьяны.

Отступления критико-публицистические – это разговор автора с читателем о литературных стилях, приемах, жанрах. Пушкин пишет о намерении объективно изображать действительность, рассуждает о книгах, которые читает Татьяна, о том, почему любовное письмо она пишет на французском языке.

Много в романе отступлений, в которых речь идет о семье, браке, любви, о моде, дружбе, образовании. В каждом из них Пушкин выступает в каком-то новом обличье, выражает свою точку зрения.

В своем замечательном произведении Пушкин использовал черты всех известных на то время в литературе жанровых разновидностей романа: роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. В «Евгении Онегине» есть описание жизни героя, его детства и ранней юности. Герой путешествует по стране, затем за границу и обратно, ярко показаны любовная история, дуэль, исторические картины жизни России. Пушкин остро ставит проблему воспитания и образования дворянской молодежи. В центре внимания автора – процесс взросления человека, развитие его личности.

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • Александр Сергеевич Пушкин

    Роман «Евгений Онегин»

    Жанр

    Роман

    в стихах

    в прозе

    В центре - повествование о событиях и героях

    Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью

    Онегинская строфа

    Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги

    героев, создает эффект импровизации.

    1. «Мой дядя самых честных правил,

    2. Когда не в шутку занемог,

    3. Он уважать себя заставил

    4. И лучше выдумать не мог.

    перекрестная

    рифмовка

    5. Его пример другим наука;

    6. Но, Боже мой, какая скука

    7. С больным сидеть и день и ночь,

    8. Не отходя ни шагу прочь!

    9. Какое низкое коварство

    10. Полуживого забавлять,

    11. Ему подушки поправлять,

    12. Печально подносить лекарство,

    кольцевая

    13. Вздыхать и думать про себя:

    14. Когда же черт возьмет тебя!»

    куплет (двустишие)

    Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) - мужские.

    Онегинской строфой написан весь роман, кроме:

    Письма Татьяны;

    Письма Онегина;

    Песни девушек

    Композиция

    Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.

    Симметрия выражается в:

    особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:

    Онегин - Ленский

    Татьяна - Ольга

    повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча - письмо - объяснение:

    Татьяна

    Онегин

    Встреча, зарождение любви

    В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден

    В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна

    (композиция писем параллельна)

    «Теперь, я знаю, в вашей воле

    Меня презреньем наказать».

    «Когда б надежду я имела

    Хоть редко, хоть в неделю раз

    В деревне нашей видеть вас,

    Чтоб только слышать ваши речи,

    Вам слово молвить, и потом

    Все думать, думать об одном

    И день и ночь до новой встречи».

    «Но так и быть! Судьбу мою

    Отныне я тебе вручаю,

    Перед тобою слезы лью

    Твоей защиты умоляю...»

    «Какое горькое презренье

    Ваш гордый взгляд изобразит!»

    «Нет, поминутно видеть вас,

    Повсюду следовать за вами,

    Улыбку уст, движенье глаз

    Ловить влюбленными глазами,

    Внимать вам долго, понимать

    Душой все ваше совершенство,

    Пред вами в муках замирать,

    Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

    «Но так и быть: я сам себе

    Противиться не в силах боле;

    Все решено: я в вашей воле

    И предаюсь моей судьбе»

    Ожидание ответа

    «Но день протек, и нет ответа

    Другой настал: все нет как нет»

    «Ответа нет. Он вновь посланье:

    Второму, третьему письму

    Ответа нет»

    Объяснение

    В саду. Реакция Онегина:

    «Блистая взорами, Евгений

    Стоит, подобно грозной тени...»

    Отповедь Евгения:

    «И был бы счастлив… сколько мог!

    Но я не создан для блаженства…»

    «Я вас люблю любовью брата

    И, может быть, еще нежней»

    В гостиной. Реакция Татьяны:

    «Она навстречу. Как сурова!

    Его не видят, с ним ни слова…»

    Отповедь Татьяны:

    «А счастье было так возможно,

    Так близко!.. Но судьба моя

    Уж решена.»

    «Я вас люблю (к чему лукавить? ),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна»

    четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ

    Главные герои

    Евгений Онегин

    Воспитание

    и образование

    Онегин получил воспитание, типичное для того времени:

    «Служив отлично-благородно,

    Долгами жил его отец»,

    «Monsieur l’Abbе, француз убогой,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой»,

    «Что занимало целый день

    Его тоскующую лень, -

    Была наука страсти нежной».

    Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не

    находя применение своим силам

    «Мне нравились его черты,

    Мечтам невольная преданность,

    Неподражательная странность

    И резкий, охлажденный ум».

    Черты характера

    Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис - основные черты «лишнего человека»

    Жизнь в деревне

    На стеклах легкие узоры,

    Деревья в зимнем серебре,

    Сорок веселых на дворе

    И мягко устланные горы

    Зимы блистательным ковром.

    Все ярко, все бело кругом.

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    Вот бегает дворовый мальчик,

    В салазки жучку посадив,

    Себя в коня преобразив;

    Шалун уж заморозил пальчик:

    Ему и больно и смешно,

    А мать грозит ему в окно...

    Но, может быть, такого рода

    Картины вас не привлекут:

    Все это низкая природа;

    Изящного не много тут.

    Согретый вдохновенья богом,

    Другой поэт роскошным слогом

    Живописал нам первый снег

    И все оттенки зимних нег; {27}

    Он вас пленит, я в том уверен,

    Рисуя в пламенных стихах

    Прогулки тайные в санях;

    Но я бороться не намерен

    Ни с ним покамест, ни с тобой,

    Певец финляндки молодой! {28}

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С ее холодною красою

    Любила русскую зиму,

    На солнце иний в день морозный,

    И сани, и зарею поздной

    Сиянье розовых снегов,

    И мглу крещенских вечеров.

    По старине торжествовали

    В их доме эти вечера:

    Служанки со всего двора

    Про барышень своих гадали

    И им сулили каждый год

    Мужьев военных и поход.

    «Евгений Онегин»

    В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».

    В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

    В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

    В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

    В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

    С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

    В1. Роман в стихах

    В2. Реализм

    В3. Онегинская

    В4. Пейзаж

    В5. Эпитеты

    В6. Ларина

    Но Ленский, не имев конечно
    Охоты узы брака несть,
    С Онегиным желал сердечно
    Знакомство покороче свесть.
    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой.
    Сперва взаимной разнотой
    Они друг другу были скучны;
    Потом понравились; потом
    Съезжались каждый день верхом,
    И скоро стали неразлучны.
    Так люди (первый каюсь я)
    От делать нечего друзья.

    XIV
    Но дружбы нет и той меж нами.
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами - себя.
    Мы все глядим в Наполеоны;
    Двуногих тварей миллионы
    Для нас орудие одно;
    Нам чувство дико и смешно.
    Сноснее многих был Евгений;
    Хоть он людей конечно знал
    И вообще их презирал,-
    Но (правил нет без исключений)
    Иных он очень отличал
    И вчуже чувство уважал.

    XV
    Он слушал Ленского с улыбкой.
    Поэта пылкий разговор,
    И ум, еще в сужденьях зыбкой,
    И вечно вдохновенный взор,-
    Онегину всё было ново;
    Он охладительное слово
    В устах старался удержать
    И думал: глупо мне мешать
    Его минутному блаженству;
    И без меня пора придет;
    Пускай покамест он живет
    Да верит мира совершенству;
    Простим горячке юных лет
    И юный жар и юный бред.

    XVI
    Меж ими всё рождало споры
    И к размышлению влекло:
    Племен минувших договоры,
    Плоды наук, добро и зло,
    И предрассудки вековые,
    И гроба тайны роковые,
    Судьба и жизнь в свою чреду,
    Всё подвергалось их суду.
    Поэт в жару своих суждений
    Читал, забывшись, между тем
    Отрывки северных поэм,
    И снисходительный Евгений,
    Хоть их не много понимал,
    Прилежно юноше внимал.

    (, «Евгений Онегин». )

    B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

    ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

    B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

    B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
    Они сошлись. Волна и пламень.
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой.

    B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
    Простим горячке юных лет
    И юный жар и юный бред.

    B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

    С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

    С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?

    B2 роман в стихах

    B5 антитеза

    "Теперь сходитесь".

    Хладнокровно,

    Еще не целя, два врага

    Походкой твердой, тихо, ровно

    Четыре перешли шага,

    Четыре смертные ступени.

    Свой пистолет тогда Евгений,

    Не преставая наступать,

    Стал первый тихо подымать.

    Вот пять шагов еще ступили,

    И Ленский, жмуря левый глаз,

    Онегин выстрелил... Пробили

    Часы урочные: поэт

    Роняет молча пистолет,

    На грудь кладет тихонько руку

    И падает. Туманный взор

    Изображает смерть, не муку.

    Так медленно по скату гор,

    На солнце искрами блистая,

    Спадает глыба снеговая.

    Мгновенным холодом облит,

    Онегин к юноше спешит,

    Его уж нет. Младой певец

    Нашел безвременный конец!

    Дохнула буря, цвет прекрасный

    Увял на утренней заре,

    Приятно дерзкой эпиграммой

    Взбесить оплошного врага;

    Приятно зреть, как он, упрямо

    Склонив бодливые рога,

    Невольно в зеркало глядится

    И узнавать себя стыдится;

    Приятней, если он, друзья,

    Завоет сдуру: это я!

    Еще приятнее в молчанье

    Ему готовить честный гроб

    И тихо целить в бледный лоб

    На благородном расстоянье;

    Но отослать его к отцам

    Едва ль приятно будет вам.

    («Евгений Онегин»)

    В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

    В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

    В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

    В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

    В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

    В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует в выделенном обороте.

    С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

    В1. Роман в стихах

    В2. Зарецкий

    В3. Сон Татьяны

    В4. Элегия

    В5. Лирическим отступлением

    В6. Метафора

    ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

    А) Почему в изображении дуэли столь большое место А. СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

    Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

    ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

    А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

    Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

    Вот пистолеты уж блеснули.

    Гремит о шомпол молоток.

    В гранёный ствол уходят пули,

    И щёлкнул в первый раз курок.

    Вот порох струйкой сероватой

    На полку сыплется. Зубчатый,

    Надёжно ввинченный кремень

    Взведён ещё. За ближний пень

    Становится Гильо смущённый,

    Плащи бросают два врага.

    Зарецкий тридцать два шага

    Отмерил с точностью отменной,

    Друзей развёл по крайний след,

    И каждый взял свой пистолет

    "Теперь сходитесь".

    Хладнокровно,

    Еще не целя, два врага

    Походкой твердой, тихо, ровно

    Четыре перешли шага,

    Четыре смертные ступени.

    Свой пистолет тогда Евгений,

    Не преставая наступать,

    Стал первый тихо подымать.

    Вот пять шагов еще ступили,

    И Ленский, жмуря левый глаз,

    Стал также целить - но как раз

    Онегин выстрелил... Пробили

    Часы урочные: поэт

    Роняет молча пистолет,

    На грудь кладет тихонько руку

    И падает. Туманный взор

    Изображает смерть, не муку.

    Так медленно по скату гор,

    На солнце искрами блистая,

    Спадает глыба снеговая.

    Мгновенным холодом облит,

    Онегин к юноше спешит,

    Глядит, зовет его... напрасно:

    Его уж нет. Младой певец

    Нашел безвременный конец!

    Дохнула буря, цвет прекрасный

    Увял на утренней заре,

    Потух огонь на алтаре!..

    В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

    В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

    В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» .

    В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

    В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

    «Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

    В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

    С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

    С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

    В1. Кульминация

    В3. Реализм

    В4. Роман в стихах

    В5. Строфа

    В6. Анафора

    В7. Аллитерация

    Деревня, где скучал Евгений,

    Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединенный,

    Горой от ветров огражденный,

    Стоял над речкою. Вдали

    Пред ним пестрели и цвели

    Луга и нивы золотые,

    Мелькали селы; здесь и там

    Стада бродили по лугам,

    И сени расширял густые

    Огромный, запущенный сад,

    Приют задумчивых дриад.

    Почтенный замок был построен,

    Как замки строиться должны:

    Отменно прочен и спокоен

    Во вкусе умной старины.

    Везде высокие покои,

    В гостиной штофные обои,

    Царей портреты на стенах,

    И печи в пестрых изразцах.

    Все это ныне обветшало,

    Не знаю, право, почему;

    Да, впрочем, другу моему

    В том нужды было очень мало,

    Затем, что он равно зевал

    Средь модных и старинных зал.

    Он в том покое поселился,

    Где деревенский старожил

    Лет сорок с ключницей бранился,

    В окно смотрел и мух давил.

    Все было просто: пол дубовый,

    Два шкафа, стол, диван пуховый,

    Нигде ни пятнышка чернил.

    Онегин шкафы отворил;

    В одном нашел тетрадь расхода,

    В другом наливок целый строй,

    Кувшины с яблочной водой

    И календарь осьмого года:

    Старик, имея много дел,

    В иные книги не глядел.

    Один среди своих владений,

    Чтоб только время проводить,

    Сперва задумал наш Евгений

    Порядок новый учредить.

    В своей глуши мудрец пустынный,

    Ярем он барщины старинной

    Оброком легким заменил;

    И раб судьбу благословил.

    Зато в углу своем надулся,

    Увидя в этом страшный вред,

    Его расчетливый сосед;

    Что он опаснейший чудак.

    Сначала все к нему езжали;

    Но так как с заднего крыльца

    Обыкновенно подавали

    Ему донского жеребца,

    Лишь только вдоль большой дороги

    Заслышат их домашни дроги, -

    Поступком оскорбясь таким,

    Все дружбу прекратили с ним.

    "Сосед наш неуч; сумасбродит;

    Он фармазон; он пьет одно

    Стаканом красное вино;

    Он дамам к ручке не подходит;

    Все да да нет; не скажет да-с

    Иль нет-с". Таков был общий глас.

    В свою деревню в ту же пору

    Помещик новый прискакал

    И столь же строгому разбору

    В соседстве повод подавал:

    По имени Владимир Ленской,

    С душою прямо геттингенской,

    Красавец, в полном цвете лет,

    Поклонник Канта и поэт.

    Он из Германии туманной

    Привез учености плоды:

    Вольнолюбивые мечты,

    Дух пылкий и довольно странный,

    Всегда восторженную речь

    И кудри черные до плеч.

    («Евгений Онегин»)

    В1. Укажите жанр произведения.

    В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

    В3. Откуда герой прибыл в деревню?

    В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

    «…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

    В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

    В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

    Он из Германии туманной

    Привез учености плоды:

    Вольнолюбивые мечты,

    Дух пылкий и довольно странный ,

    Всегда восторженную речь

    И кудри черные до плеч.

    В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

    Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

    С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

    Пушкина герой – модой дворянин?

    Но вот уж близко. Перед ними

    Уж белокаменной Москвы

    Как жар, крестами золотыми

    Горят старинные главы.

    Ах, братцы! как я был доволен,

    Когда церквей и колоколен,

    Садов, чертогов полукруг

    Открылся предо мною вдруг!

    Как часто в горестной разлуке,

    В моей блуждающей судьбе,

    Москва, я думал о тебе!

    Москва... как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нем отозвалось!

    Вот, окружен своей дубравой,

    Петровский замок. Мрачно он

    Недавнею гордится славой.

    Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоенный,

    Москвы коленопреклоненной

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приемный дар,

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    Отселе, в думу погружен,

    Глядел на грозный пламень он.

    Прощай, свидетель падшей славы,

    Петровский замок. Ну! не стой,

    Пошел! Уже столпы заставы

    Белеют: вот уж по Тверской

    Возок несется чрез ухабы.

    Мелькают мимо будки, бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах.

    В сей утомительной прогулке

    Проходит час-другой, и вот

    У Харитонья в переулке

    Возок пред домом у ворот

    Остановился.

    («Евгений Онегин»)

    В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

    В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

    В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

    В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

    В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

    В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

    В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

    С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

    В1. Реализм

    В2. Роман в стихах

    В3. Сравнение

    В4. Лирическое

    В5. Риторические

    В6. Эпитет

    В7. Онегинская строфа

    История создания

    Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

    Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году , во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил .

    Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой части становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с по 1825 год : от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов . Это были годы развития русского общества, время правления Александра I . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века , то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

    Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан ». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов , так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

    Белинский

    Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

    В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

    Исследования Ю. М. Лотмана

    «Евгений Онегин» - трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчёркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах. Иллюзорное представление о «понятности» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, намёков, цитат. Задумываться над стихом, который знаешь с детства, представляется ничем не оправданным педантизмом. Однако стоит преодолеть этот наивный оптимизм неискушённого читателя, чтобы сделалось очевидно, как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа. Специфическая структура пушкинского романа в стихах, при которой любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому, делает метод насильственного извлечения цитат особенно опасным. Во избежание этой угрозы роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым. Простой перечень проблем, которые «ставит» Пушкин в своём произведении, не введёт нас в мир «Онегина». Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина была «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.

    Десятая глава

    26 ноября 1949 года главный библиограф ленинградской Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина Даниил Альшиц обнаружил рукопись второй половины XIX века, предположительно с текстом Х главы «Онегина». Как утверждал Давид Самойлов , «ни один серьёзный литературовед не поверил в подлинность текста» - стиль слишком непохож на пушкинский и низок художественный уровень .

    Издания романа

    Комментарии к роману

    Одним из первых комментариев к роману стала небольшая книжка А. Вольского, вышедшая в 1877 году. Классическими стали комментарии Владимира Набокова , Николая Бродского , Юрия Лотмана , С. М. Бонди.

    В миниатюре

    «Евгений Онегин». Размер 8x9 мм

    Одна из русских типографий в 1837 году выпустила роман «Евгений Онегин» в миниатюре - последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Планы типографии были таковы, что за один год весь тираж (5000 экземпляров) можно было продать по 5 рублей за одну книгу. Но в связи с сенсацией - печальным итогом жизни автора произведения - весь тираж был раскуплен в течение недели. А в 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.

    Одним из наименьших полных изданий «Евгения Онегина» является микроиздание в 4 томах размером 8×9 мм 2002 г. Омск, А. И. Коненко .

    Переводы

    «Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

    Влияние на другие произведения

    В литературе

    Тип «лишнего человека », выведенный Пушкиным в образе Онегина, оказал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров - лермонтовский «Печорин» из «Героя нашего времени », чья фамилия так же, как и фамилия Онегина, образована от названия русской реки. Оба персонажа близки и по многим психологическим характеристикам.

    В современном русском романе «Код Онегина», написанном Дмитрием Быковым под псевдонимом Брэйн Даун , идёт речь о поисках пропавшей главы рукописи Пушкина. Кроме того, в романе содержатся смелые предположения относительно подлинной родословной Пушкина.

    Жанр полноценного «романа в стихах» вдохновил А. Дольского на создание романа «Анна », который был закончен в 2005 году.

    В музыке

    В кинематографе

    • «Евгений Онегин» (1911). Ч/б, немой. В роли Онегина - Пётр Чардынин
    • «Онегин » (1999). В роли Евгения Онегина - Рэйф Файнс , Татьяна Ларина - Лив Тайлер , Владимир Ленский - Тоби Стивенс
    экранизации опер:
    • «Евгений Онегин » (1958). Экранизация оперы. В роли Онегина - Вадим Медведев , вокальную партию исполняет Евгений Кибкало. В роли Татьяны - Ариадна Шенгелая , озвучивает Галина Вишневская . В роли Ольги - Светлана Немоляева
    • «Евгений Онегин» (1994). В роли Евгения Онегина - Войцех Драбович
    • «Евгений Онегин» (2002). В роли Евгения Онегина - Питер Маттеи
    • «Евгений Онегин» (2007). В роли Евгения Онегина - Питер Маттеи

    В образовании

    В российских школах «Евгений Онегин» входит в обязательную школьную программу по литературе.

    Кроме того, ряд отрывков с описанием природы («Уж небо осенью дышало...», «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима! Крестьянин, торжествуя...», «Гонимы вешними лучами...») используются в младших классах для заучивания наизусть вне связи с произведением в целом.

    Примечания

    14.1936 году Самед Вургун переводит роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на азербайджанский язык и за этот перевод был награждён Пушкинским комитетом Медалью «А. С. Пушкина».

    Ссылки

    • В. Непомнящий «Евгений Онегин» Сериал на канале «Культура» читает и комментирует В. Непомнящий.
    • Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. (ФЭБ)
    • «Евгений Онегин» с полными комментариями Набокова, Лотмана и Томашевского на сайте «Тайны ремесла»