Значимая подробность являющаяся средством характеристики героя. Егэ расставил ловушки

Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.

Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать» Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять...»)?

3. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A. Евгений Базаров

Б. Николай Кирсанов

B. Павел Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В

4. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором база- ровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

5. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

6. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, - Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Г лухая песня ямщика!..

А.А. Блок, 1908

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Мне избы серые твои,

Т вои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола, 2) инверсия, 3) ирония, 4) эпитет, 5) звукопись.

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А. А. Блока?

Часть 2. Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1-17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

17.2. В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­та­лью или ху­до­же­ствен­ной деталью. Дадим определение.

Художественная деталь — особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|ху­до­же­ствен­наядеталь

Как подготовка к ЕГЭ по литературе превратилась для учеников и учителей в квест с непредсказуемым финалом

Текст: Наталья Лебедева
Фото: Profi.ru

До выпускных экзаменов остаются считаные месяцы. Тем, кто выбрал гуманитарные факультеты, предстоит сдать . С какими трудностями на экзамене сталкиваются начитанные дети, различающие строфу, анафору и оксюморон? Почему заданиям из серии «вопрос-ответ» не место на экзамене по литературе? И нужно ли читать все произведения из списка, чтобы получить максимальный балл? На эти и другие вопросы отвечает автор многочисленных учебников и пособий по литературе, доцент МГПУ Елена Полтавец .

Елена Юрьевна, как думаете, достаточно ли тех знаний, что дают в школе, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе?

Елена Полтавец : Знания и школы бывают разные. Бывает, знания дают, но в силу разных причин их не берут, бывает, что знания навязывают, но навязанное никакими завязками не привяжешь. Знания можно только добыть собственными усилиями и сделать их неотъемлемой частью своего внутреннего мира. Еще говорил, что хороший читатель примешивает к произведению каплю собственной крови.

Современный абитуриент, мотивированный на экзамен, найдет все необходимое в библиотеке, интернете и, конечно, дополнительных вопросах к учителю. Но парадокс в том, что чем лучше добросовестный ученик выучит, что такое ремарка, анафора, инверсия, лироэпос, оксюморон, аллитерация, ассонанс и все остальные элементы, знание которых требуется в «Перечне элементов содержания» и «Перечне требований к уровню подготовки выпускников», тем больше вероятность снижения экзаменационных баллов.

Как такое возможно?!

Елена Полтавец : Простой пример, в демонстрационном варианте есть задание по стихотворению «Россия», в котором требуется указать «номер строфы, в которой поэт использует анафору». Школьник, прочитавший хотя бы краткую статью «Анафора» в словаре литературоведческих терминов, найдет анафору, но не найдет строфу. Хотя бы потому, что в перечне «элементов содержания» нет термина «строфа» (но это не так страшно: разработчики КИМов уверены, что школьник не может этого не знать). Хуже другое: шестая строфа предложенного стихотворения, содержащая анафору, представляет собой не строфу, а строфоид, поэтому прилежный абитуриент, повторивший перед экзаменом, кроме термина «анафора», еще и термин «строфа», растеряется.

Другой пример - вопрос по роману : «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Подразумевается ответ: «деталь». Но в теории «деталь» и «подробность» разграничиваются как термины.

На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ - концептуальная несостоятельность тестовых КИМов, да и вообще любых однозначных заданий в режиме «вопрос-ответ» по дисциплине «литература». Ситуация некорректного вопроса «Как называется подробность…?» - это ловушка для умного абитуриента. Особенно если он задумается, не имеются ли в виду символика деталей и их противопоставление. Он мог бы обо всем этом написать в сочинении, но не в строчке, в которой поместится не более десятка букв.

Но ведь в ЕГЭ по литературе уже появились задания, где надо писать развернутые ответы объемом в 5-10 предложений.

Елена Полтавец : Это уже не ловушка, а прямо-таки «подстава», и очень серьезная. В демонстрационном варианте приводится эпизод первой встречи Базарова и Павла Кирсанова (глава четвертая романа «Отцы и дети», от слов Николая Петровича «Вот мы и дома» до реплики Аркадия: «Так, замешкались немного»). Вопрос звучит так: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» Создается впечатление, что разработчик этого вопроса не читал великого романа. Потому что основной конфликт романа не намечается ни в антитезе балахона и английского сьюта, упомянутых в эпизоде, ни даже в противопоставлении поколений, ни в мировоззренческих спорах, которые разворачиваются в романе почти до эпизода дуэли, а заключается в конфликте «страстного, бунтующего сердца» человеческого и могилы как трагической участи всякой плоти среди вечной «равнодушной природы». Осознание своей душевной незаурядности и понимание обреченности на одиночество - вот что сближает после дуэли былых антагонистов - Базарова и Павла Кирсанова - и противопоставляет их всем остальным персонажам. Хороший учитель или репетитор так, конечно, и прочитает со своими учениками одно из величайших произведений мировой литературы.

Елена Полтавец : Начну сразу с примера. Задание по тому же роману «Отцы и дети»: «Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. (Персонажи: , Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов. Судьба: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке».) Выполнить это задание может абитуриент, вовсе не читавший романа, при условии, что он знаком с кратким пересказом сюжета, и даже не сюжета, а только финала романа.

Других заданий, которые можно было бы рассматривать как проверку знания текста, в экзаменационном варианте нет, и это понятно: не превращать же экзаменационные вопросы в анекдоты: «Что ела свинья под окном дома : а) нектарины; б) бананы; в) авокадо…» Затея с «тестом по текстам», популярная в былые годы, провалилась. Потому что нет смысла спрашивать, как зовут главного героя романа , и нет никакого резона допытываться, помнит ли абитуриент кличку собаки, которую так не любила престарелая родственница Одинцовой в романе «Отцы и дети».

Задания слишком обобщенного характера: назвать произведения, в которых «отображен конфликт между представителями разных поколений», и сопоставить эти произведения с романом Тургенева или назвать о Родине тоже не очень-то позволят показать знание текста произведений. Ответ предлагается ограничить 5-10 предложениями. Да и в каких произведениях не «отображен конфликт поколений»?

Вот и получается, что справиться с 16 заданиями первой части может и абитуриент, знакомый только с кратким пересказом произведений. Учтите еще, что список художественных произведений, прочтение которых якобы требуется, не в меру обширен, особенно в части , что провоцирует недоумение школьника: «Все равно не успею, не упомню, не стоит и читать».

Насколько объективны критерии оценки? Ведь собственно ради объективности и уравнивания шансов и вводился ЕГЭ.

Елена Полтавец : Вот это самое интересное. Кажущиеся пригодными для объективной оценки (знает - не знает) задания первой части таковыми не являются. Вот задание: «Укажите размер, которым написано стихотворение, без указания количества стоп». Предположим, все экзаменующиеся указали правильно. Баллов получили поровну. Но кто-то знает еще и стопность, кто-то - семантический ореол, а кто-то определил семантику пиррихированных стоп. И где абитуриент может показать эти знания?

И вообще странный это подход: в первой части требуется знание терминов, а во второй части требуется написание сочинения. Как будто для сочинения знание терминов не нужно.

Абитуриенты часто спрашивают: «Сколько терминов может быть в хорошем сочинении?» Отвечу: в рассчитанном на 4 часа - не меньше 50-60, а то и 70. Потому что и сюжет, и конфликт, и образ, и пейзаж, и деталь, и ремарка, и анафора, и размер, в общем, все то, что перечислено в «элементах содержания», да и многое другое - это тот инструмент, с помощью которого автор сочинения осуществляет анализ произведения.

А сколько цитат? Ну, скажем, 70-80. Потому что совершенно не нужно тратить время на цитирование целой строфы, когда можно указать, что анафора («когда») и аллитерация (на «р» и «с») в том же стихотворении Блока «Россия» создают образ вечности и напоминают о ключевом слове (если абитуриент знает об анаграммировании, то выделит анаграмму «Россия»). Вот уже три цитаты в одном предложении сочинения.

Но ведь сочинение уже вернули - итоговое сочинение в декабре. И еще все школьники пишут сочинение на ЕГЭ по русскому языку…

Елена Полтавец : «Итоговое» «сочинение» с ориентацией на «метапредметность», рассуждения о жизни, «взгляд и нечто», желательно с привлечением «внепрограммных» литературных произведений и житейского опыта старшеклассников - это, конечно, полезно, но и вредно одновременно. Хотя бы потому, что подготовка этого «экзамена» и ответственность за него возложены на все того же многострадального школьного словесника. И потому, что никакое эссе, «темы» которого звучат пафосно-демагогически и предлагают высказаться за все хорошее против всего плохого, не заменит экзамена-сочинения по литературе. Так же, как рассуждения о том, зачем надо знать математику, не заменят знания хотя бы таблицы умножения.

Наличие нескольких вариантов сочинения (обязательного «итогового» и по выбору в ) привело к размыванию целей и задач каждого из экзаменов и дезориентации экзаменующихся. Усвоенные школьником требования к «итоговому» «сочинению» мешают ему (и учителю) перестроиться на анализ художественного произведения как эстетического явления, требующийся в сочинении на литературоведческую тему. Да и все старшеклассники благодаря итоговому сочинению быстро усваивают, что художественное произведение - это всего-навсего наглядная иллюстрация к какой-нибудь незатейливой житейской мудрости и что понимание произведения сводится к более или менее удачному привлечению его в качестве «материала» для «аргументации» прописных истин.

«Кого можно назвать верным другом?», «Можно ли изменить мечте?», «Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?» И эти темы для рассуждений предназначены семнадцатилетним, которые, как кажется, должны были уже прочитать Тургенева, и ? Мне кажется, только десятилеткам-четвероклассникам такие темы еще можно было бы предложить, да и то с чувством некоторой неловкости…

Правильно ли я понимаю, что самым правильным было бы вернуться к тому сочинению, которое мы все раньше писали в выпускном классе?

Елена Полтавец : Я уверена, что надо вернуть экзамен-сочинение для выпускников школы. Это должна быть итоговая творческая работа, позволяющая выпускнику раскрыть свои знания и свою, как это модно говорить, креативность. То же - на вступительном экзамене в вуз.

Многие жалуются, что школьники списывают из сборников всяких «золотых» и «бриллиантовых» сочинений, скачивают из интернета… Но никакое ЕГЭ и никакие полицейские меры этому не помешают. Да и в самих по себе сборниках «образцовых» сочинений нет ничего предосудительного, как и в каталогах, скажем, причесок, которые мы листаем, ожидая очереди в парикмахерской. Другое дело, что не всякая стрижка и не всякое платье подойдут конкретному человеку или хотя бы понравятся с эстетической точки зрения.

Мои старшеклассники получали задания написать рецензию на сочинение из «золотого сборника», обсуждали эти сочинения. Но никто не списывал, когда надо было сдавать свою работу. Хотя бы потому, что списывать было неоткуда: каждому ученику давалась индивидуальная тема и при этом такая, которой нет ни в «сборниках», ни в интернете. Да и калейдоскоп цитат из статей и предисловий для раскрытия темы сочинения уж точно не мог заменить логику оригинальной работы.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный экзамен по литературе?

Елена Полтавец : Сочинение по одной из выбранных литературоведческих тем. То есть посвященных анализу творчества/произведения одного или нескольких авторов, перечисленных в программе для экзамена. Ни «свободные», ни беспроблемные «цитатные» темы для экзамена не годятся. Это должен быть экзамен по школьной дисциплине «литература», а не по чувствительности, впечатлительности, сердечной доброте, нравственной зрелости, гражданской ответственности и прочим восхитительным качествам, которым, однако, на школьных уроках не обучают.

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________

Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.

Первый вариант - широкое понимание композиции

Композиция - это общее построение художественного произведения - смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.

Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:

1. Деление на композиционные части по географическому принципу:

2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:

Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.

Второй вариант - узкое понимание композиции

Композиция - это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.

Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?

Название произведения - это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название - «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа - капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.

Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.

Названия глав - это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.

Эпиграфы - это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).

Повествование - это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.

Описание - это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.

Деталь - это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.

Портрет - это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.

Пейзаж - это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.

Интерьер - это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.

Экстерьер - это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.

Рассуждение - это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.

Внутренний монолог - это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.

Монолог - это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.

Диалог - это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.

Полилог - это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.

Письмо - это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.

Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.

Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.

Вконтакте