Что относится к крупным формам эпоса. Эпические жанры литературы

Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с покорением им природы, со столкновениями племен (например, сказания североамериканских индейцев о Гайовате). В своем развитии эпос пережил большие изменения, расцвет и упадок; менялись его сюжеты, герои, жанры и стиль; в нем откладывались напластования различных исторических эпох.

Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается.

Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей). Эпос представляет большие возможности для многостороннего изображения действительности и обрисовки человека в развитии его характера, обстоятельств, мотивировки событий и поведения персонажей. Повествование в эпосе ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой литературе в эпос входят и настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык эпоса в значительной степени изобразительно–пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально–экспрессивная речь.

Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.

Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Значительно различаются между собой древняя героическая эпопея и эпопея современная.

Древние эпопеи уходят корнями в фольклор, мифологию, легендарную память о доисторических временах. Важнейшей чертой древних эпопей является то, что в них все чудесное и невероятное становится объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира. Древняя эпопея неизбежно отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание.

В основе эпопеи нового времени лежит либо реалистическое (как, например, в «Войне и мире», в «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне»), либо романтическое осознание мира (как, например, в эпопее Пруста «В поисках утраченного времени»). Основной чертой современной эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.

При классификации видовых форм в эпосе большое значение играют различия в объеме произведений.

Существует малая форма (рассказ), средняя (повесть) и большая эпическая форма – роман. В отличие от повести и романа рассказу не свойственны развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции характеров и их подробной индивидуализации.

Рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой.

Описательно–повествовательный рассказ называется очерком. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, авторские отступления, описание обстановки. Характерная черта очерка – документальность. Часто очерки объединяются в циклы.

Ведущим эпическим видом является роман. Само слово «роман» обозначало вначале, в средневековой Европе, повествовательные произведения на романских языках.

В истории европейского романа мы можем выделить несколько этапов его развития.

Античный роман («Эфиопка» Гелиодора и др.). Такой роман был построен по определенной схеме: неожиданная разлука влюбленных, их злоключения и счастливое соединение в конце произведения.

Рыцарский роман – в нем также сочетались любовный и приключенческий элементы. Рыцарь изображался идеальным влюбленным, готовым на любые испытания ради дамы сердца.

К 18 веку оформляется плутовской роман. Его тема – восхождение инициативного человека из низших сословий по социальной лестнице. Плутовской роман широко отсвечивает стихию жизни и интересен конкретным воссозданием обычных житейских ситуаций.

Подлинный расцвет романа пришелся на XIX век. В русской литературе роман получил свою специфическую окраску. Русские художники слова в своих проявлениях рисуют разлад между стремлениями личности к идеалу и невозможностью его достижения. Появляется так называемая галерея «лишних» людей.

В XX веке появляется декадентский роман – изображающий конфликт между личностью и средой, часто этот конфликт неразрешим. Примером такого романа может служить «Замок» Кафки.

Итак, мы выяснили, что видовыми разновидностями эпоса являются роман, повесть, новелла, очерк и т.д. Но виды – еще не окончательные формы литературных произведений. Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое литературное произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые особенностями материала и особенностями таланта писателя, то есть имеет неповторимую «жанровую» форму.

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широкие в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретные а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Эпос (epos) в переводе с греческого языка - слово. Это повествовательная форма литературы. Платон считал, что в эпосе сочетаются лирические элементы (высказывания автора) и драматические (подражание). По мнению. Аристоте эля, автор эпоса ведет рассказ"о событиях как о чем-то постороннем, как это делает. Гомер, или от самого себя, не заменяя себя другим и выводя всех изображаемых лиц в действии"За. Гете и. Шиллером, автор раз поведает о событии, перенося ее в прошлое, а в драме изображает ее такой, что происходит сейчас. По мнению. Гегеля, эпос воспроизводит объективность в обьективизуючий форме. В. Кожинов относит эпос, как и драм в, к изобразительных видов искусствх видів мистецтва.

В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей. Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел по тому, как писатель описывает события, характер ктер, можем сделать вывод, как он относится к зображуваногго.

События в эпохе изображаются как, уже состоявшихся, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени. Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости рассказы. Эпические тв воры пишут основном прозой. Все они имеют повествовательный характетер.

Формы повествования в эпических произведениях - разные. Наиболее распространенная форма - рассказ от третьего лица. Иногда рассказчик может быть персонажем произведения (Максим. Максимыч в повести"Бэла"из"Героя нашего времени"М. Лер рмонтова) мировосприятии рассказчики-персонажи могут быть близкими писателю. Рассказ от первого лица придает произведению достоверности, вносит в него лирический элемент. Есть произведения, в которых персонажи сами р озповидають об увиденном и пережитом. Об этом свидетельствуют античные романы -"Метаморфозы"("Золотой осел"). Апулся и"Сатирикон"Петрония, мемуарные рассказы. Б. Лепкого"Сказка моего жизниПетронія, мемуарні оповіді. Б.. Лепкого "Казка мойого життя".

Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта. К рассказу иногда"подключаются"авторские размышления. Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, й их монологами, диалогами. Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местарізних місцях.

В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи

Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический

Виды, жанры эпоса

Возникновение эпоса достигает первобытных времен. В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, предание

Сказка - эпическое произведение, в котором рассказывается о фантастических событиях и приключениях героев. Есть сказки, героические, социально-бытовые, фантастические, сатирические, юмористические, сказки о животных и т.д.

Кроме народных, есть литературные сказки. Известные сказки. И.. Франко,. О. Пушкина, братьев. Я и. В. Гримм,. Андерсена и другие

Былина - эпическая речитативная песня, которую в княжеские времена исполняли народные певцы-музыканты. Персонажи былин - народные герои - богатырь. Илья. Муромец,. Добрыня. Никитич. Былины возникли в XI-XII вв в. Киевской. Руси, впоследствии распространились в северных областях. России. Черты былинных героев сохранили украинские сказки, такие как"Сказка о. Котигорошко","Сказка о. Кожемякеазка про. Кожум"яку".

Легенда (лат legenda - то, что следует читать). Это фольклорный или литературное произведение, в котором есть рассказ на фантастическую тему. Легенды имеют разный смысл. К легендам относят распространены в средние века"жития"первых христиан,"святых"подвижников и князей их читали в церквях, монастырях в дни праздников в честь святых. Впоследствии появились апокрифические легенды с атеистическими мотивами. Эти легенды были запрещены церквей й. Известны легенды об исторических событиях и народных героев, о руководителе освободительной войны. Хмельницкого, фастовского полковника. Семена. Палия. В легендах о. Олексу. Довбуша легендах про. Олексу. Довбуша,

Максима. Зализняка,. Устима. Кармалюка,. Лукьяна. Кобилицю раскрывается борьба крестьян против феодально-крепостнического гнета

Мир (мим) (греч mythos - слово, перевод). Мифы появились в то время, когда у людей было наивное непосредственное представление об окружающем мире. М. Моклица называет миф альтернативной реальностью. По ее словам, мы иф -"объективация первоначального восприятия, которое со временем становится синонимом выдумки, неадекватного видение такого, чего на самом деле в жизни нет. Миф концентрирует в себе полиаспектнисть человеческого мировосприятия. Он в равной степени обманчив и истинный: он обозначает наш бесконечный процесс поиска истинных знаний. Миф - антитеза к научному мировосприятия - адекватного, обоснованного, доказанного как истинное"Мифы отличались от сказок, потому сказки считались плодом фантазии, и от легенд, потому что в легендах были реальные исторические события и герои. Миф воспринимался как нечто вероятное. Современные литературоведы считают миф узаг альнено-целостным восприятием действительности, характеризуется синтезом реального и идеального и оказывается на уровне подсознания. Во мифом понимают устойчивую архетипну модель, оформленная в определенных эту жетах, образаевних сюжетах, образах.

Заметный след в литературе оставила древнегреческий, древнеримская мифология, германо-скандинавская. Сюжеты античной мифологии использовали. Данте ("Божественная комедия"),. Дж. Боккаччо ("Фиезоланськи и мифы"),. П. Корнель ("Медея","Эдип"). Ж. Расин ("Андромаха","Ифигения в. Авлиде".. Ж.. Расін ("Андромаха", "Іфігенія в. Авліді").

Народные смиховинкы (анекдоты) - сатирические или юмористические рассказы, высмеивающие определенные человеческие пороки

Притча - аллегорическое повествование о человеческой жизни морализирующего характера. Жанр притчи появился в фольклоре, исходит от апологии (сказки о животных). С апологии развилась и байка. Ю. Климьюк, сравниваю кая притчу и басню, отмечает, что близкий жанровая форма притчи и басни обусловлена??общностью их происхождения: от мифа к сказке, от сказки к апологии, из которого и развилась собственно байка и притча"учили ьнисть, аллегорическая, философичность, внешнее сходство построения, - пишет. Ю. Климьюк, - это те черты, которые соединяют притчу с басней время притча имеет ряд отличий: если байка обрисовывает характер люди ни, разоблачает ее черты, то в притче на характеры героев обращается мало внимания, они часто неконкретными, можно сказать даже абстрактными, полностью зависят от заранее заданной. ДУМКаданої думки...

И еще одна существенная разница: байка является произведением комическим, притча - в принципе произведение серьезный (хотя могут быть притчи юмористические и сатирические)"

"Притчу, - продолжает. Ю. Климьюк, - еще часто называют параболой. Парабола - это группа аллегорических, морализаторские-обучающих жанров (притча, басня, короткая сказка, анекдот, рассказ и т.д.), в которой через с ибраний пример и его толкование утверждались определенные мыслиі думки...

Согласно содержанию и идейного направления притча делится на религиозную и светскую, философскую и нравственную, а также фольклорную. Притча может иметь различные модификации: короткий обучающий выражение (пословица " "я, поговорка, сентенция), фабульная притча (прозаическая и стихотворная), притча с объяснением и без объяснения, притча с аллегорией и без аллегории, притча - парабола, притча - развернутое сравнение"1. В украинских литературе притчу как основу сюжета или как отдельный жанр использовали. И. Франко,. Д. Павлычко,. Лина. Костенко,. Б маслянойБ.. Олійник.

Ю. Климьюк утверждает, что не каждая парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболой. Трудно отличить притчу от параболы. Некоторые литературоведы их отождествляют

В"литературоведческом словаре-справочнике"читаем: (греческое parabole - сравнение, сопоставление, подобие) -"поучительное иносказания, близкая к притче жанровая разновидность, в которой за кратким рассказом дю об определенном событии скрывается несколько других планов содержания. Внутри структуры параболы - иносказательно образ, что тяготеет к символу, а не аллегории (иногда параболу называют"символической притчей"), од ак она не приглушает предметности, ситуативности, остается изоморфной по ним"О. Потебня разновидностью байки считал притчня різновидом байки вважав притчу.

Эпопея (греч еророииа от epos - слово и роиео - создавать) - повествовательный вид, который был популярен до появления романа. Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре. В. Древней. Греции эпопеей называли ц цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев. На основе народных эпопей сформировались авторские -"Илиада"и"Одиссея"Гомера,"Энеида"Всргилия"В итязь в тигровой шкуре"Ш. Руставели,"Слово о полку. Игореве","Освобожденный. Иерусалим"Т. Тассо,"Лузиад"Л ди. Камоэнс, "Звільнений Єрусалим". Т.. Тассо, "Лузіада". Л. ді. Камоенса.

Известный российский литературовед. М. Бахтин писал, что эпопея имеет три конструктивные черты:

1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое,"абсолютное прошлое", по выражению. Гете и. Шиллера;

2) источником эпопеи служит национальное сказания, а не личный опыт;

3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его воспевателя (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией"Мир эпопеи, - конкретизирует. М. Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир"нач печатью"и"вершин"национальной истории, мир родителей и родозачинателив, мир"первых"и"лучших"Дело не в том, что прошлое служит содержанием эпопеи отнесенность изображаемого мира в прошлое, принадлежащие во его к прошлому - формальный признак эпопеи как жанра. Эпопея никогда не была поэмой о современности (превратившись лишь для потомков в поэму о прошлом). Эпопея как известный нам определенный жанр с самого по чала была поэмой о прошлом, а авторская установка (то есть установка оратора эпического слова) является установкой человека, говорит о недостижимом для нее прошлое, благоговейная установка потомка. Эпическое слово по своему стилю, тоном, характером образности принципиально несовместимо со словом современника о современнике, обращенного к современникам ("Онегин добрый мой приятель, родился на брега. Невы, где, может быть, ро дились вы, или блистала, мой читатель")"Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения ее стиль торжественный, изложение неторопливый. Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалогливий.. Особливе місце в епічних поемах займають промови героїв, монологи, діалоги.

В XVIII в эпопею вытеснил роман эпопеи стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов. Известны такие украинские романы-эпопеи, как"Кровь людская - не водица","Большая родня"М. Стельмаха,""Волынь"У. Самчука, поэмы-эпопеи -"Проклятые годы","Пепел империй"Юрия. Кленокляті роки", "Попіл імперій". Юрія. Клена.

Роман (франц roman, нем roman, англ novel) - великий эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным. В романе много героев и детально описываются их характеры, бага атогранни связи между собой и обществотвом.

Сначала термином"роман"называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском). Слово"роман"появилось в средние века. Как отмечает. В. Домбровский, романом называется али"рассказы о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные невиршовою, простонародным языком, который для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась ро. Манский (linqua romana). Те рассказы появляются сначала во. Франции, где создают продолжение древних рыцарских поэм (шансон де жест - песни о быль, т.е. старофранцузского эпоса, в котором на прежде им месте стоит знаменитая"Песнь о. Роланде"), а дальше циклы средневековых преданий и легенд об. Артуре, святого. Грааля и рыцарей"Круглого столара, святого. Грааля і лицарів "Круглого стола".

В XIII в появляется два"Романы о. Розе"Гийома де. Лоррис и. Жана де. Меня пользователя старофранцузском языке. Термин"роман"впервые использовал английский литературовед. Джордж. Патенхем в исследовании

"Искусство английской поэзии"(1589 г). Французский литературовед XVII ст. Пьер-Даниэль. Юэ дал такое определение романа:"Это вымышленные любовные истории, искусно изложенные прозой для удовольствия и по овчання читателей"повчання читачів"1.

Роман - многоплановое эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно. В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту

Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.д.

Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков. Он появился в. Древней. Греции в эпоху позднего эллинизма. Античный роман имел развлекательный характер. Он изображал препятствия на путь ху к любви влюбленных. Во II-VI вв н е появились романы"Эфиопика"Гелиодора,"Дафнис и. Хлоя"Лонга,"Золотой осел"Апулея,"Сатирикон"Петрониюк". Апулея, "Сатирикон". Петронія.

В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы. Известны циклы романов о короле. Артуре и рыцарях"Круглого стола"В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности п о необычайных приключениях. Александра. Македонского. В эту эпоху появляются популярные романы о любви. Тристана и. Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о. Варлаама и. Иосафата та. Иосафата.

В эпоху. Возрождения писатели используют реалистические принципы изображения, о чем свидетельствуют романы"Гаргантюа и. Пантагрюэль"Рабле,"Дон. Кихот"Сервантеса. Роман. Сервантеса - это пародия на рыцарские кий роман. В XVIII веке приобретают популярность авантюрный роман ("Жиль. Блаз"Лесажа) и роман воспитания ("Вильгельм. Мейстер"Гете), психологический роман ("Памела"Ричардсона). В XIX веке появляется. Исторического и роман ("Айвенго"В. Скотта). Развитие романа XIX в связан с именами. Стсндаля,. Бальзака,. Диккенса,. Теккерея,. Флобера,. Золя,. Достоевского,. Толстого,. Афанасия. Мирногса,. Теккерея,. Флобера,. Золя,. Достоєвського,. Толстого,. Панаса. Мирного.

украинский роман зародился в XIX в. Первыми романами были"Господин. Халявский"Г. Квитки-Основьяненко,"Чайковский"Есть. Гребенки. Значительный вклад в развитие романической формы в украинской литературе сделали. Марко. Вовчок ("Живая душа"),. П. Кулиш ("Черная рада"), и. Нечуй-Левицкий ("Облака"),. Панас. Мирный и. Иван. Билык ("Разве ревут волы, когда ясли полны?"),. В. Винниченко ами XX ст является. Андрей. Головко ("Бурьян"),. Ю. Яновский ("Всадники"),. В. В-могильный ("Город"),. С. Скляренко ("Святослав","Владимир"). Современный украинский роман представляют такие ("Новая заповедь"В. Винниченко), эротический ("Блуд"Есть. Гуцало), исторический ("Роксолана"П. По гребельного), детективный ("Залежи золота"В. Винниченко), социально-психологический ("Водоворот"Г. Тютюнника,. О. Гончара), приключенческий ("Тигролови"Ивана. Багряного), готический ("Марко. Проклятый"О. Стороженко), сатирический ("Аристократ с. Вапнярки"О. Аиста), автобиографический ("Дума о тебе"М. Стельмаха), ф антастичний ("Чаша. Л мриты"О. Бердника), биографический ("Приключение. Гоголя"Г. Колесника), мемуарный ("Третья рота"В. Сосюры), авантюрный ("Имитация"Есть. Кононенко) Украинские писатели используют различные формы повествования - роман-исповедь ("Я -. Богдан"П. По гребельного), причудливый ("Заемный человек"Есть. Гуцало,"Лебединая стая"Василия. Земляка), роман-хронику ("Хроника города. Ярополя"Ю. Щербака), роман овелах ("Тронка"О. Гончара),. Раман-балладу ("Дикий мед"Леонида. Первомайскогоють різні форми розповіді - роман-сповідь ("Я -. Богдан". П.. За гребельного), химерний ("Позичений чоловік" Є.. Гуцала, "Лебедина зграя". Василя. Земляка), роман-хроніку ("Хроніка міста. Ярополя". Ю.. Щербака), роман у новелах ("Тронка". О.. Гончара), раман-баладу ("Дикий мед". Леоніда. Первомайського).

В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-е эс.

М. Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания"Никакой исторический вид, - по мнению ученого, - не вытри имуе принципа в чистом виде, но характеризуется преобладанием того или иного принципа оформления героя. Поскольку все элементы взаемовизначають друг друга, определенный принцип оформления героя связан ный с определенным типом сюжета, концепцией мира с определенной композицией романа"В романе странствования герой не имеет существенных характеристик. Его движение в пространстве, приключения-авантюры дают возможность показат и пространственную и социально-статическое разнообразие мира (страны, национальности, культуры). Такой тип героя и построения романа характерен для античного натурализма, в частности, для произведений. Петрония,. Апулея и. Т ормеса,"Жиль. Блаз"Алена. Рене. Лесажаз". Алена. Рене. Лесажа.

М. Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна"пространственная и статическая концепция разнообразия мира", жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - - несчастье. Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости. Авантюрный время в романе включает мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на след упний день, после боя, поединка. В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность. Образ человека в романе странствования в аттическойвання статичний.

Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть. Для героев этого романа мир с ареной борьбы. Образцом такого романа является произведение греческого писатель ка эпохи античности. Гелиодора"Эфиопика"Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья"Роман о. Тристане и. Изольдерістана й Ізольду".

В основе романа испытания - исключительные полип и ситуации, которых не может быть в обычной, типичной биографии человека, нанизываются авантюры. В рыцарском романе появляется сказочное время, не связан ный с историческими событиями и условиями. Окружающий мир, второстепенные персонажи являются для героев романа испытания декорацией, фоном. В XVIII-XIX вв роман испытания, по словам. М. Бахтина,"потерял свою чисто ту, но тип построения романа на идее испытания героя продолжает существовать, конечно, усложняясь тем, что было создано биографическим романом и романом воспитания"Романы. Стендаля,. Бальзака,. Достоевского ого, по наблюдению. М. Бахтина, являются романами испытанияхнами випробування.

Биографический роман существует с XVIII века. Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерти. В биографическом романе бы биографический время, события локализованы. Становление героя является результатом изменений в его жизни. Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер. К историко-биографических романе в принадлежащих"Петербургская осень"О. Ильченко,"Ошибка. Оноре де. Бальзака"Натана. Рыбакльзака". Натана. Рибака.

Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор. Таковы"Рыцарь нашего времени"М. Карамзина,"Детство"","Отрочество","Юность"Л. Толстого,"Наши тайны","Восемнадцатилетние"Ю. Смолич"Наші тайни", "Вісімнадцятилітні". Ю.. Смолича.

Основой романа воспитания является педагогическая идея. Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем. К лучших романов воспитания принадлежат"Гаргаитюа и. Пантагрюэль"Ф. Рабле,"История. Тома. Д. Джонса, найденыша"Г. Филдинга,"Жизнь и размышления. Тристана. Шенди"Л. Стерна,"Тарасу пути"Оксаны. Иваненко,"Город"В. Пидмогильногuot;. Оксани Іваненко, "Місто". В.. Підмогильного.

Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестей ("Борислав смеется"И.. Франко,"Мария"У. Самчука,"Старший боярин"Т. Осьмачки)

Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа

В XX веке на. Западе появляется"новый роман"или"антироман"Его создатели. Натали. Саррот,. А. Роб-Грийе,. М. Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя считают, что новый роман должен быть и безфабульним и безгеройннзфабульним і безгеройннм.

К теории романа литературоведы обратились в XIX в. Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое. По мнению. Шеллинга, персонажи рома ну являются символами, которые воплощают человеческие характерри.

Значительный вклад в теорию романа внес. Гегель. Он считал, что роман возник в сутки общественного кризиса, роман - конец развития общества. В основе романа - конфликт между поэзией сердца и прозой отношений, между о личным и общественным. В коллизии романа герои противопоставляются окружениинню.

В. Кожинов выразил мнение, что"романное начало вообще подчиняет себе все жанры"В. Днепров считает, что роман синтезирует все роды литературы, он - ведущая форма искусства слова (Черты романа XX века -. М;. Л. Л, 1965 -. М.;. Л., 1965).

Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии ("Мать","Артем. Гармаш"Андрея. Головко), трилогии ("Альпы","Голубой. Дунай","Злата. Прага"О. Гончара), тетралогии ("Детство. Темы", "Студенты","Инженеры"М. Гарина-Михайловского). Известны циклы романов ("Человеческая комедия"О. Бальзака,"Необыкновенные путешествия"Жюля. Вернаького).. Відомі цикли романів ("Людська комедія". О.. Бальзака, "Незвичайні подорожі". Жуля. Верна).

Повесть (от повидуваты) - это эпическое произведение средней формы. Она занимает промежуточное место между романом и рассказом. В основе повести - один или несколько конфликтов, немного событий, один или несколько эпизоде ей, медленное развитие событий, относительно простая композиция. В. Кожинов считает, что повесть"не напряженного и завершенного сюжетного узла", в ней отсутствует"единство сквозного действия *ть наскрізної дії*".

В работах. М. Берковский,. В. Кожинова и других литературоведов отмечается, что повесть ближе к эпопее античного мира, чем к эпоса нового времени ее предмет - спокойное течение жизни, о котором можно раз зповидаты. В повести нет гостродраматичних ситуаций, которые привлекают романиста. М. Гуляев по этому поводу замечает, что эпичность, непоспишливисть не является признаком всех повестей. Есть среди повестей драматические остроконфликтные, есть близкие к роману. Таковыми, в частности, является"Невский проспект","Записки сумасшедшего"М. Гоголь божевільного". М.. Гоголя.

Бытует мнение, что повесть - лирическая, близка к музыке. Но лиризмом отличаются и другие эпические произведения повести произведения"Николай. Джеря","Кайдашева семья"И. Нечуя-Левицкого,"Лихие люди"Панаса. Мирного в,"Земля гудит"О. Гончара,"Поэма о море"О. Довженко. Сравнивая роман и повесть,. Ю. Кузнецов отмечает:"Роман тяготеет к освоению действия, а повесть - к фиксированию бытия ее финал основном открыт, вы вытекает из логики изображаемых событий, а не с противопоставлений, как в новелле, описания осуществляются по принципу нанизыванияавлень, як у новелі, описи здійснюються за принципом нанизування".

В древние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось. В литературе. Киевской. Руси повестями называли летописи ("Повесть временных лет") или жития святых ("Повесть о. Акире. Премудром"). По овисты как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в. Первыми повестями в украинской литературе были"Маруся","Бедная. Оксана"Г. Квитки-Основьяненко. Развитие повести связан с творчеством. Марка. Вовчка ("Институтка"),. Т. Шевченко ("Художник","Музыкант"), и. Нечуя-Левицкого ("Николай. Джеря"),. И.. Франко ("Захар. Беркут"),. М. Коцюбинского ("Fata morgana"("Микола. Джеря"), І.. Франка ("Захар. Беркут"),. М.. Коцюбинського ("Fata morgana").

Этот вид эпоса используют. О. Гончар,. В. Шевчук,. Есть. Гуцало,. В. Яворивский,. И. Чендей

Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная

Повествование - это эпическое произведение форме. В его основе, как правило, - одно событие, одна проблема. Рассказ в рассказе имеет начало и конец. Рассказ требует от писателя умения на малой площади зма алюваты яркую картину, создать ситуацию, в которой герой обнаруживает себя отчетливо, рельефно. Характеры в рассказе сформированы, отсутствует широкая мотивация поступков и событий, описания сжатые, их рисмало.

Рассказ приобретает популярность в эпоху. Возрождения. Тогда появляются"Кентерберийские рассказы"Дж. Чосера. Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в. Известными украинскими мастерами рассказы были. М. Коцюбинский,. В. Стефаник,. Марко. Черемшина,. С. Васильченко,. О. Кобылянская, и. Франко,. Николай. Хвылевой,. Григорий. Косынкай,. Григорій. Косинка.

Есть рассказ социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические

Границы между рассказом и повестью не всегда четкие, поэтому произведения"В воскресенье рано зелье копала"О. Кобылянской и"Дебют"М. Коцюбинского одни относят к повестям, другие - к рассказам

Новелла (итал novella - новость) - малый вид эпоса. Она появилась еще в. Древней. Греции, имела устную форму, развлекательный или дидактический характер ее использовали как вставные эпизоды. Геродот (рассказ ь о. Ариона, кольцо. Поликрата),. Петровой (новелла о. Матрону. Эфесский). В эпоху эллинизма новелла имела эротический характер. Как вид эпоса новелла оформилась в эпоху. Возрождения в. Италии ("Декамерон"Боккаччо в,"Гептамерон"Маргариты. Наваррской). Наибольшего развития достигла в XIX в. В украинской литературе получили распространение такие жанры новеллы, как психологическая (В. Стефаник), социально-психологическая, лирико-п сихологична (М. Коцюбинский), лирическая (Б. Лепкий), философская, историческая (В. Петров), политическая (Ю. Липа), драматическая (Григорий. Косынка), драматична (Григорій. Косинка).

Чьей отличается новелла от рассказа? оанализу она использует один момент из жизни и на нем раскрывает значительные психологические переживания. В новелле - однолинейный, напряженный, динамичный сюжет, неожиданные повороты действий, внезапный финал, асы метрическая композиция, как правило - драматическая коллизия. В зарубежных литературах основном не делают различий между рассказы и новеллылою.

Эссе (франц essai - попытка, набросок) - жанр, находящийся на стыке художественной литературы и публицистики. В нем поднимается частичное вопрос. Эссе характеризуется большой субъективностью. В эссе е идносять разные произведения: философские, исторические, критические, биографические, публицистические, морально-этические и даже поэтичноичні.

Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста. Мишеля. Монтеня"Опыты"В этой книге есть мысли, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого. Поднимаются проблемы обучения, воспитания я, славы, достоинства, богатства, смерти. Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни. Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его раз умения и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях. Автор не идет прямо к предмету, а как бы проходит вокруг него. Поэтому эссе всегда"о"Почти в каждой фразе"Опытов"является местоимение"я"("я считается ю","я согласен","для меня"t;я" ("я вважаю", "я згідний", "для мене").

Раскрывая специфику эссе,. М. Эпштейн в статье"Законы свободного жанра"(Вопросы литературы - 1987 - № 7) подчеркивает, что эссеист не обязательно быть хорошим рассказчиком, глубоким философом, искренним спивбес сидником. Он может уступать силой мысли философу, блеском воображения - романист и художнику, искренностью и открытостью - авторам исповедей и дневников. Главное для эссеиста - культурная всесторонность. Монтень прежде им рассказал о том, что чувствовал как человек. Эссеист пробует себя во всем. Лучше определение жанра - всеобщность, кое-что о все. Эссеист, по словам. М. Эпштейна, -"мастер произведений на свободную тему","профес ал дилетанського жанра"М. Бахтин считал, что в XX в проходит есеизация всех жанров литературы. Есеизация сказалась и на литературоведческих трудах. О. Лосева,. С. Аверинцева,. Г. Гачева,. О. Гончара,. Ю. Смолич а. Д. Павлычко,. И. Драча. Появились новелл а-эссе, по весть-эссе, роман-эссе ("Романы. Кулиша"В. Петрова,"В сумерках"Р. Горака ("Романи. Куліша". В.. Петрова, "У сутінках". Р.. Горака).

Очерк - вид публицистики, на грани искусства слова и журналистики. Как самостоятельный вид эпоса существует с XVIII века. Очерк появился в. Англии, был популярен в произведениях писателей просветительского реализма (Аддисона,. Вольтера,. Дидро). Значительное место занял очерк в литературе 40-х годов XIX в. В русской литературе появились физиологические очерки, в которых писатели показывали жизнь простых тружениковиків.

Значительный успех у читателей имели очерки украинских писателей, в частности. И. Нечуя-Левицкого ("На. Днепре"),. Панаса. Мирного ("Путешествие от. Полтавы до. Гадяч"),. М. Коцюбинского ("Как мы ездили в. Кринице")). Эти очерки - своеобразные путевые заметки, истоки которых в. Гомера"Одиссеи",. Лукианових"Правдивая история"Известным автором путевых заметок был. В. Григорович-Барский (1701-1747 pp). В его произведениях сочетаются признаки различных жанров: рассказ, очерка, хождений, легенд, житий. Синтезом автобиографического, путевого и очеркового есть произведения. Наталены. Королевой"Без корней","Дорогами и тропами жизни"сборника очерков. Евдокии. Гуменной"Многие неба","Вечные огни. Альберти", воспоминания. В. Самчука"На белом коне","На коне вороном",. П. Тычины"Путешествия с капеллой. КГ. Стеценко спогади. У.. Самчука "На білому коні", "На коні вороному",. П.. Тичини "Подорожі з капелою. К.Г.. Стеценка".

В чем специфика очерка?. Успенский -"Власть земли"). В очерках нарушаются социальные, экономические, политические, морально-этические проблемы на определенном этапе развития общества. В очерках изображаются портреты политических деятелей, в ленных, писателей, простых тружеников. Авторы очерков интересуются общественной жизнью во всех ее проявлениях. Отсюда - взволнованность повествования, публицистическая страсть в оценках изображаемого, видкритис во в утверждении идей. Цель очерка - дать объективную картину действительности, заострить внимание на явлениях жизни, подвергнуть критике все, что тормозит прогресс. Авторское начало в очерке сильнее, ярче, чем у романе;. Очерк может быть лаконичным, а может занимать и сотни страниц ("Письма русского путешественника"М. Карамзина). Он не имеет единой сюжетной линии, завершенной фабулетної лінії, завершеної фабули.

В литературоведении нет единой жанровой классификации очерков. Есть очерки документальные и недокументальни. А еще - странствующие, портретные, бытовые, социально-политические, исторические, проблемные, зоологические, с зарубежные, очерки о природе. Разновидностью очерка является биографические очерки о жизни и творчестве выдающихся людей такого типа очерки появились еще в эпоху античности ("Сравнительные жизнеописания"Плутарха,"Життепы с. Агриколы"Тацитас. Агріколи". Тацита).

Фельетон (франц feuilleton от feuille - лист, лист) - это произведение художественно-публицистического характера на актуальную тему, раскрытую в сатирической или юмористической форме. Фельетон - промежуточное звено между очерке ом, рассказы и новеллыою.

Во. Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом. Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа ("подвала"), отделенного жирной линией. Позже фельетоном начали называется ать статью, вмишену в"подвале"Первым фельетонистом был аббат. Жоффруа, который в газете"Журналь де. Деба"напечатал театральную рецензию изобразительно-выразительные средства фельетона есть ирония, гипербола, г ротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая издкомічна ситуація, сатирична деталь.

Есть фельетоны документальные и недокументальни (проблемные). Известные литературные; фельетоны (Ю. Ивакин - сборник"Гиперболы"). Основатель украинского фельетона -. В. Самойленко. Развитие этого вида эпоса связан аний с творчеством. К. Котка,. Остапа. Вишни,. С. Олийныка,. О. Аиста,. Есть. Дударь. Остап. Вишня свои фельетоны называл улыбками. Разновидностями фельетонов является радиофейлетоны, телефейлетоны. Памфлет (англ pamphlet от греч pan - все, phlego - курю) - публицистическое произведение на злободневную тему. Л. Ершов так характеризует памфлет:"Это бы фельетон, но не на"незначительную", а на узловую тему. В основе его лежит большой соц иально объект, этим во многом объясняется специфика памфлета, особенности его построения и стиля. Памфлет по структуре ближе к публицистической статьи. Его основу составляют объекты огромной весов и, часто нет необходимости переводить в социальный аспект. Они и без того с ним связаны: социально-политическое устройство государства, морально-этические устои, отдельные крупные государственные и политические деятели и т п. Вот почему развертывание темы в памфлете часто происходит в манере статьи, а не через эмоционально-образные ассоциациианері статті, а не через емоційно-образні асоціації".

Памфлет может использовать формы интервью, репортажа, письма. В памфлете автор не скрывает своей позиции, стиль памфлета и страстное, речь - экспрессивная, ему свойственна афористичность, ирония, сарказм

Памфлет появился в эпоху античности. До нашего времени дошли филиппики. Демосфена, памфлет. Лукиана"Похвала мухе"В XVI веке в. Германии появились памфлеты. Ульриха фон. Гуттена"Письма темных людей", наприкин нци XVII - нач XVIII в - памфлеты. Свифта «Скромное предложение","Письма суконщики"Мастерами памфлета были. Дидро ("Жак-фаталист"),. Курье ("Памфлет о памфлеты"),. Марк. Твен ("Моим критикам амфлет про памфлети"),. Марк. Твен ("Моїм критикам-місіонерам").

В украинской литературе родоначальником памфлета. Иоанн. Вышенский. Его памфлеты имеют форму диалога. История украинского памфлета знает имена таких писателей, как и. Франко ("Доктор. Бессервиссер")),. Леся Украинской ("Беспардонный патриотизм"),. Лесь. Мартович ("Изобретенный рукопись"),. Николай. Хвылевой ("Апологеты писаризму"). Этот жанр использовали. Ю. Мельничук,. Р. Братунь,. Ф. Макивчук,. Р. Федоров,. Д. Ц мокаленк.. Братунь,. Ф.. Маківчук,. Р.. Федорів,. Д.. Цмокаленко.

Пародия (греч parodia - переработка на смешной лад от para - против, ode - песня) - жанр фольклора и сатирической литературы, объектом которого является композиция, лексика, образы, стиль, направление, произведение писателя. Пародия - форма литературной борьбы. Она использует иронию, сарказм, шутка"Пародия, - по словам. Ю. Ивакина, - кривое зеркало, в которое смотрит литератор, горько смеясь и радостно плача. Как известно кривое зеркало искажает. Однако пародия - это тот единственный случай, когда искажения не искажает, а проясняет истину. Пародия парадоксальна: она больше похожа на свой объект, чем он сам на себя. Нетрудно н. Авесты примеры и обратного явления, когда объект пародирования больше похож на пародию, чем она на него. Чтобы быть смешной, пародия имеет притвориться серьезной. Истинно смешная пародия не является смешной"Паро действие - разновидность критики, полемики. Она приобретает актуальность во время литературных дискуссий. Элементы пародии есть в романах"Дон. Кихот"Сервантеса,"Золотой теленок"И. Ильфа и. Е. Петрова, поэме"Орлеанская дева"Вольтера. Она возникла в древнегреческой литературе. Поэма"Батрахомиомахия"("Война мышей и лягушек") - пародия на героический эпос. Комедия. Аристофана"Облака"- пародия на. Сократа и софистов,"Лягушки"- на тр агедии. Еврипидя. Аристофана "Хмари" - пародія на. Сократа і софістів, "Жаби" - на трагедії. Еврипіда.

В украинской литературе пародия появилась в XVI в. Известны пародии на священное писание и церковнорелигийну литературу. Элементами пародии проникнута"Энеида"Котляревского. В жанре пародии успешно работали ли. Остап. Вишня,. В. Чечвянский,. Ю. Вухналь,. С. Воскрекасенко,. С. Олейник,. Б. Чалый,. О. Жолдак,. Ю. Кругляк,. В. Лагода,. Ю. Ивакин. В пародии обращаются неоавангардисты, в частности группа. Бу-Ба-Б зокрема група. Бу-Ба-Бу.

Юмореска небольшое сочинение, стихотворный, прозаический или драматический, о смешную черту человека или случай. Юморески могут иметь стихотворную или прозаическую форму. С. Руданский свои юморески называл песенки. В жанр ре юморески выступали. Остап. Вишня,. О. Ковинька,. С. Воскрекасенко,. Д. Белоус,. С. Олейник,. Есть. Дудар. В литературных юморесках часто используется фольклор. Известными юмористическими песнями является"Продай, милый, седые бычки","Ой, что же это за шум сделался","Если бы я был полтавский сотник"Якби я був полтавський сотник".

В юмореске смех имеет форму доброжелательной критики в народной, остроумной, иронической, оксиморонний форме

Байка (англ, франц fable, лат fabula) - популярный эпическое произведение мировой литературы. Байка имеет сюжет, аллегорические образы, наставления, свое начало берет в фольклоре. Основой для многих басен стали народные и сказки о животарин.

Развитие байки связывают с именем. Эзопа (VI века до н.э). Ему приписывают до 400 текстов. К новой эры появились индийские байки, которые вошли в сборник"Панчатантра"(Пятикнижие). Мировую славу получили ба айки. Федра,. Лафонтена,. Сумарокова,. Крылова. Первым Украинским баснописцем был. Г. Сковорода. С басней связано творчество. П. Гулака-Артемовского,. Есть. Гребенки,. Л. Глебова,. С. РуданськогГлібова,. С.. Руданського.

основном байки имеют две части. В первой раскрывается событие, факт, явление, лицо, во второй - мораль, которая может быть в начале или в конце басни. Большинство басен имеет стихотворную форму, пишется свободным стихахем.

Ряд исследователей относят басню к лиро-эпических произведений,. М. Гуляев ("Теория литературы", -. М, 1977) - до лирических. А. Ткаченко рассматривает ее среди эпических и среди лиро-эпических произведений

В творческой практике встречаются такие небольшие эпические произведения, как эскиз, эскиз, акварель, арабеска, миниатюра, этюд, образок, колючка, окрушина. Акварель, эскиз, образок, зарисовка, этюд названные по ассоциаций ациею с живописью. Термин"арабеска"ввел. А. Шлегель для обозначения небольших текстов с элементами фантастики,"ироническим пафосом", гротеском. М. Гоголь назвал арабесками цикл повестей и статей,. А. Б елий - сборник литературно-критических статей ("Арабески", 1911), у. Николая. Хвылевого есть новелла"Арабескииколи. Хвильового є новела "Арабески".

Родовая специфика произведений.

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учётом своеобразия его рода и жанра.

При всей относительности границ, отделяющих один поэтический род от другого, при всей сложной системе взаимопереходов, каждое художественное произведение всегда представляет тот или иной поэтический род - эпос, литературу или драму.

«Учёт родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского создания, и характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна». Качественная определённость поэтических родов, специфичность содержания каждого из них, самый принцип художественного претворения жизненного материала, доступного эпосу лирике и драме, раньше всего открывается художником слова. «Самый замысел уже как бы внутри себя несёт в зародыше художественные возможности эпоса, лирики или драмы. Поэтому естественно, что постижение законов поэтического рода необходимо читателю, особенно учителю-словеснику, который стремится проникнуть в художественный мир произведения»

Эпос (греч. еpos - слово, повествование, рассказ) - литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса - в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям.

Наиболее точное определение эпосу дал В.Г.Белинский: «эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равновесии к самим себе и созерцаемому их поэту или читателю».

От объективности эпического повествования говорит и И.А.Гуляев: «В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее».

Повествовательный пласт эпического произведения взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодавлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования.

Эпическое повествование ведется от лица названного повествователем, своего рода посредником между изображаемым и слушателями, свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком.

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, то есть картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо - в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. Арсенал литературно-изобразительных средств эпос использует в полном его объеме, что придает образам иллюзию пластичной объемности и зрительно-слуховой достоверности. Эпос не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», то есть повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях.

Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто, в других - изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен - от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов. Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое не доступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Со словом «эпос» связано представление о показе жизни в ее целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и мироощущений. В природе эпоса - универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом.

Итак, основные черты эпических произведений - воспроизведение внешних по отношению к автору явлений действительности в объективном ходе событий, повествовательность и сюжетность. При изучении эпоса как рода литературы необходимо познакомить учеников с этими чертами. Это особенно важно при разграничении родов и жанров литературы.

б) своеобразие жанров эпоса.

Трудности встающие при анализе эпических произведений, возникают уже при определении жанра сочинения. Серьезную ошибку допустит тот, кто станет рассматривать рассказ или повесть, предъявляя к ним требования, которым может соответствовать лишь роман.

Одна из методических задач учителя - познакомить учащихся с жанровым своеобразием эпических произведений и научить применять эти знания при анализе произведений. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся и этапы литературного образования в школе. В V - VI классах изучение жанров литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма) служит прояснению авторской поэзии. Работа в VII - VIII классах направлена на систематизацию представлений о родах и жанрах литературы, в круг изучения входят такие жанры как: роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла. Теория литературы в старших классах помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Некоторые формы прозы относятся и к лирико-эпическим жанрам.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. И объем произведения играет не последнюю роль в выборе пути анализа. Это обусловлено ограниченностью во времени и насыщенностью школьной программы. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А.Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое произведение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельным ученикам, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали»

Небольшие по объему эпические произведения, как правило, читаются и разбираются целостно в классе. Но одно дело сказка и басня, другое - былина, баллада, короткий рассказ. Разбор сказки в основном подготовлен уже выразительным чтением, практическим усвоением ее текста (устные и письменные пересказы, наблюдения над языком). «В басне внимательно рассматривается ее прямой смысл, то, как баснописцем обрисованы персонажи, будь то звери, растения, будь то люди. Басня прочитывается так, чтобы она вызвала улыбку или смех, чтобы ее «веселое лукавство» (Пушкин), ее ирония дошли до юных слушателей. Пусть школьники наслаждаются умением Крылова двумя-тремя строками обозначить характер персонажа, его манеру выражать мысли».Можно привлечь свидетельства современников о том, что Крылов читал свои басни с намеренной лукавой простотой, рассчитанной прежде всего на то, чтобы слушатель воспринял живые картины, самих «героев» басни, вдоволь посмеялся над ними или посочувствовал им. Только после этого переходят к переносному, аллегорическому смыслу басни, вдумываются в ее мораль. Басню пересказывают, читают в лицах, инсценируют. Младшие школьники могут иллюстрировать басни. Обсуждаются случаи из жизни, к которым можно было бы приложить мораль басни. Басня выучивается школьниками наизусть или запоминаются меткие басенные выражения. Такая работа связана с развитием речи учащихся.

При анализе былин уместно комментированное чтение, так как они сложны по содержанию и языку. В процессе медленного чтения былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике учащиеся с помощью учителя составляют план ее, закрепляют навыки простого плана, узнают о плане сложном. Учитель поясняет то, что сами дети «открыть» еще не могут, рисует картины, имеющие познавательное значение. Одновременно ведутся наблюдения над языком былины: повторения, постоянные эпитеты, гиперболы и т.п. При этом даются необходимые лексические и фразеологические пояснения. В итоге усвоения текста ведется беседа, помогающая понять обобщающий смысл былины: кто изображен в Илье Муромце, какие подвиги он совершает, какие качества народного богатыря он обнаруживает.

На грани двух родов литературы находится поэма, изучение которой для школьников представляет немалые трудности. С рассказом и повестью поэму роднит наличие в ней сюжета. С выяснения сюжетной основы поэму целесообразнее всего и начинать о ней беседу. Из-за авторских отступления, исповеди героя, сюжет ослабляется. Поэтому от общего взгляда на сюжет поэму словесник переходит к наблюдениям над ее композицией. Выясняется и записывается ее план. Но нельзя забывать и о выразительном чтении.

Изучение больших по объему произведений потребует и больше времени, но именно при изучении таких произведений более всего следует избегать неумеренного растягивания и детализации анализа. В повести Гоголя «Тарас Бульба» из десяти глав ее особенно трудны три главы, в которых рассказано в встречи Тараса с сыновьями и объезде в Сечь, О сечи, ее порядках и нравах, о запорожцах в битве под Дубно, о Тарасе в роли полководца, о героизме Остапа и смерти Андрия. Эти главы учащиеся должны уметь пересказать, наиболее важные отрывки из них читаются в классе. Остальные главы пересказываются очень кратко, в нескольких предложениях (что изображено в них, какое значение они имеют для понимания содержания произведения).

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование ; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими , появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

В таблице вам встретилось выражение "малые жанры". Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры , к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;
  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
  • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;
  • автору интересна какая-то определенная тема;
  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Итак,
РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть , но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека , а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична , а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях" , состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали! ), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.


При изучении темы 5 Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • А.Пушкин. Повести "Дубровский", "Метель"
  • Н.Гоголь. Повести "Ночь перед рождеством", "Тарас Бульба", "Шинель", "Невский проспект".
  • И.С.Тургенев. Повесть "Дворянское гнездо"; "Записки охотника" (2-3 рассказа по выбору); рассказ "Ася"
  • Н.С.Лесков. Рассказы "Левша", "Тупейный художник"
  • Л.Н.Толстой. Рассказы "После бала", "Смерть Ивана Ильича"
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки "Премудрый пескарь", "Богатырь", "Медведь на воеводстве"
  • А.П.Чехов. Рассказы "Попрыгунья", "Ионыч", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Палата номер шесть", "В овраге"; другие рассказы по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Рассказы и повести "Господин из Сан-Франциско", "Суходол", "Легкое дыханье", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи" А.И.Куприн. Повесть "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет"
  • М.Горький. Рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Челкаш"; сборник "Несвоевременные мысли"
  • А.Н.Толстой. Повесть "Гадюка"
  • М.Шолохов. Рассказы "Родинка", "Чужая кровь", "Судьба человека";
  • М.Зощенко. Рассказы "Аристократка", "Обезьяний язык", "Любовь" и другие по вашему выбору
  • А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"
  • В.Шукшин. Рассказы "Верую!", "Сапожки", "Космос, нервная система и шмат сала", "Миль пардон, мадам!", "Забуксовал"

Прежде чем выполнять задание 6, обратитесь к словарю и установите точное значение понятия, с которым вам предстоит работать.


Рекомендованная литература к работе 4:
  • Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX- начала XX века. - Л., 1979.
  • Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. - М.: Просвещение, 1981.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. - Л., 1973.