Жанровое своеобразие «Капитанской дочки». Петр Гринев – главный герой повести






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок №1. ТЕМА: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ”. ПЕТР ГРИНЕВ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.

Вступительное слово

Итак, изучив многие документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создает повесть “Капитанская дочка”. Труд этот был огромным, так как он воспроизвел давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. “Капитанская дочка” поэтому является и историческим произведением и откликом на современную писателю действительность и духовным завещанием для нас и наших потомков.

2 слайд

И вот книга перед нами. В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы – вопросы в ходе изучения произведения.

Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? Вспомним определения данных литературоведческих терминов.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

Повесть можно разделить на три цикла. Какие?

Кто герой-рассказчик в этом произведении? См. Приложение 1

Рассказ о жизни Гринева в родительском доме.Работа с текстом (подобрать подписи к иллюстрациям)

Вывод. Запись в тетрадях .

Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Петра Гринева?

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира.

Первый удар наносит отец, решая отправить его в армию.

Какие слова Петруши позволяют сделать такой вывод?

Две стороны характера молодого героя в эпизодах встречи с Зуриным и бродягой-вожатым.

Кратко перескажите эпизод пирушки с Зуриным.

Какие отрицательные черты характера Гринева раскрываются в нем?

Итак, мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным.

Зато встреча с вожатым помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что он вынес из детских и отроческих лет.

9 слайд разбор сцены с заячьим тулупом

Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Савельич боится незнакомца, видит в нем вора и разбойника, пьяницу.)

А как реагирует бродяга на “барский подарок”? (чтение)

Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного “собака”, “пьяница оголтелый”, для другого – “брат”. Две правды: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку).

Что такое милосердие?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1)краткий пересказ главы “Крепость”;

2)подготовить рассказ о семье капитана Миронова.

Урок №2. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести “Капитанская дочка”

Запись в тетради

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащение его внутреннего мира.

Беседа с учащимися

Итак, мы вместе с Петром Гриневым вошли в Белогорскую крепость.

Где же крепость? Первые впечатления... Какие они?

Краткий пересказ содержания главы “Крепость”. (В ходе рассказа иллюстрации 11 слайда)

Рассказ о семье капитана Миронова. Приложение 3.

Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – все это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьезными общественными, жизненными проблемами он не задумывался. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы - это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо, живо. В них много наивного, пленительно-наивного - и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ...

В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои - великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель - иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать”.

Беседа с учащимися

Почему Гринев сблизился со Швабриным?

Что послужило причиной и что поводом к ссоре между героями?

Чтение отрывка из главы “Поединок” (“Я же сказывал, что занимался литературой... Коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками”)

Какие черты характера проявляются в героях в этом отрывке?

Анализ сцены дуэли: Почему Петр Гринев согласился на дуэль? (Дуэли были запрещены воинским уставом) Как характеризует героев поведение во время дуэли?Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, Маши, Савельича.

Прослушивание отрывка из главы “Любовь”

Слово учителя

Таким предстает перед нами герой накануне грозных исторических событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачева, Пушкин накоротке, домашним образом знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

14 слайд Запись в тетради

2) подготовить пересказ о падении Белогорской крепости;

3) письменно ответить на вопрос: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Урок №3. Падение Белогорской крепости (разбор 6 и 7 глав)

(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных, кровавых событиях, потрясших Россию; критик Шиловский высказывает предположение о совпадении тактики Ивана Грозного и Пугачева и считает, что образ Пугачева ассоциировался в сознании Пушкина с образом Ивана Грозного)

Прочитайте сцену допроса башкирца(стр. 145)

Как Гринев относится к несчастному?

16 слайд Запись в тетради

Работа над главой “Приступ”

К кому из героев повести относится эпиграф?

Какие черты характера капитана Миронова раскрывает этот эпиграф?

(Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан и смерть свою встретил достойно)

Почему крепость пала?

(Причины победы Пугачева в численном преимуществе его войск, к нему переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, сочувствуют Пугачеву и солдаты царской армии, а также в слабости и бездарности высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы)

18 слайд Просмотр отрывка из фильма

Как ведут себя герои в этой сцене?

Можно ли осуждать Пугачева за казнь защитников крепости? А за казнь Василисы Егоровны? (его повергли в гнев слова плача комендантши: “... а сгинул от беглого каторжника”)

Ответ на вопрос домашнего задания: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Какую роль сыграл Савельич

Как Пугачев выходит из неловкого положения после отказа Гринева ему присягнуть?

2) найдите портретную характеристику Пугачева;

3) письменно ответьте на вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?

Урок №4 Изображение народной войны и ее вождя (разбор 8 – 12 глав)

Разбор 8 главы

И вот “государь” требует Гринева к себе. Гринев заранее представляет себе, каким будет свидание с самозванцем и чем оно кончится. “Читатель легко себе представит, что я не был совершенно хладнокровен, - замечает он в своих записках. Что же происходит?

Чтение отрывка из главы “Незваный гость” (“А, ваше благородие!.. – Моя искренность поразила Пугачева”.)

Почему Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?

(Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие, верность долгу, правдивость. “Казнить, так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”. И еще завтра приглашает прийти проститься с ним. Смешная сценка на другой день, когда рачительный Савельич подал Пугачеву реестр разграбленного барского добра, могла бы недобро кончиться для Гринева. Но Пугачев только отворотился, не сказав более ни слова. И на пути в Оренбург Гринева вдруг догнал казак с подарками: лошадью и шубой “со своего плеча” да полтиной денег, “растерянной по дороге”).

Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце?

(Гринев видит добродушие Пугачева, ничего свирепого он не увидел в нем. Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)

Разбор глав 11-12

События разводят по разные стороны Гринева, Пугачева и Машу Миронову, но пугачевщина уже полыхает под стенами Оренбурга.

Что делает Петр Гринев в Оренбурге? (храбро сражается с мятежниками)

Но вот он получает письмо от Маши...

Чтение письма Маши Мироновой

Какое решение принимает Гринев?

Как отнесся генерал Р. к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? (“Это еще не беда, лучшее ее быть пока женою Швабрина, он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки”)

На что решается Петр Андреевич?

Почему Гринева схватили мятежники, ведь он мог спастись? (Он вынужден был вернуться, потому что схватили Савельича)

Мы попадаем в Бердскую слободу. Снова Гринев предстал перед Пугачевым. Пугачев по-прежнему видит в Гриневе не опасного и ловкого врага, а неопытного и честного юношу, хотя и вернувшегося из вражеского стана. А когда он узнает о причинах, побудивших Гринева ехать в крепость, он принимает решение ехать вместе с Гриневым, чтобы освободить сироту и проверить Швабрина.

Прочитайте диалог Гринева с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Что мы узнаем из этого диалога? (Гринев узнает об отношении Пугачева к возглавляемому им восстанию, к своему окружению, к перспективам народной борьбы. Предводитель испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности. Пугачев предстает перед нами в каком-то величественном трагическом ореоле. А затем Пугачев рассказывает калмыцкую сказку, которая показывает всю глубину пропасти между героями.

Прослушивание сказки. Запись в тетради

Ответ на письменный вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?”

Продолжение записи в тетради Слайд 25 См. Приложение 4

Домашнее задание:

1) выучить калмыцкую сказку;

2) подберите аргументы для обвинения Швабрина (1в) и для защиты (2в) (письменно) ;

4) заполнение таблицы характеристика Пугачева и Екатерины

Урок №5. Трагедия Швабрина. Образ Маши Мироновой

Честность есть прямая линия, она ближе к истине, нежели кривые.
К.Н.Батюшков

Трагедия Швабрина

Прослушивание письменного домашнего задания: аргументы обвинения и защиты Швабрина

Слово учителя (см. стр.66-67, Золотарева) Слайд № 26

Образ Маши Мироновой

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, “трусихи” по определению матери.

Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен? (близость к народу, сильный, волевой человек, высокие духовные качества)

Вспомните эпизод из 5 главы, где она отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей. Какие черты характера Маши проявляются в этом эпизоде?

(Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Она решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться воле Божьей. Но тяжелые испытания закаляют ее характер.)

Какие качества характера Маши проявляются в плену у Швабрина? (мужество, стойкость, сила духа; она готова умереть, но не быть женой Швабрина)

Маша освобождена, но судьба приготовила ей новые испытания: Гринев арестован. И девушка решает начать борьбу за своего жениха. Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург, чтобы просить за Гринева саму императрицу, и тем самым спасает Петра Гринева. Слайд №27

Запись в тетрадях Слайд № 28

Домашнее задание: Пересказ статьи “Исторический труд А.С.Пушкина” стр.212-215

Урок №6. Образ Екатерины Второй. Исторический труд А.С.Пушкина

Слово учителя

Введение образа Екатерины II в роман “Капитанская дочка” объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне. “Подобность” действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II - каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек . “Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср., например, “Полководец”), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. “Императрица не может его простить”,- говорит Екатерина II Маше Мироновой. Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный”.

Сообщение учащихся “Екатерина в живописи и в литературе” Слайд №29. Приложение 5

Проверка домашнего задания. Характеристика персонажей. Заполнение таблицы. Приложение 7

Пересказ уч-ся статьи “Исторический труд А.С.Пушкина”

Домашнее задание: проанализировать эпиграфы по плану:

  1. О чем эпиграф?
  2. Как называется глава?
  3. О чем рассказывает?

Урок №7. Роль эпиграфов в романе. Подготовка к сочинению

1. Работа с эпиграфами

Повесть является глубоко народным, национальным произведением и не случайно открывается эпиграфом-пословицей и каждой главе присутствует эпиграф, взятый, в основном, из сокровищниц устного народного творчества. Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Так ли это? Рассмотрим первые 5 глав.

О чем эпиграф?

Как называется глава?

О чем рассказывает?

2. Подготовка к сочинению. Слайд 30

“Белогорская крепость в жизни Гринева”

Обратимся к теме сочинения. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: “Какие события произошли с Гриневым в крепости?” или “ Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?”

Найдите главы, с которыми мы будем работать. (с 3 по 9 и 12гл.)

- Составляем план .

1. ВСТУПЛЕНИЕ

1) Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую

а) зарождение и укрепление чувств;

б) испытания, через которые Гринев пронес свои чувства: столкновение со Швабриным, письмо отца, разлука, обращение за помощью к Пугачеву;

в) качества характера, проявленные при этом.

2) История отношений Гринева со Швабриным.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным.

3) Сильное и благородное потрясение в жизни Гринева.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) гуманные чувства Гринева.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

(И.В. Золотарева. Уроки литературы 8 класс)

Домашнее задание: написать сочинение.

Повесть «Капитанская дочка» написана в виде воспоминаний главного героя — Петра Грине-ва. Детство Петруши было воль-готным и свободным, он «жил недорослем, гоняя голубей и иг-рая в чехарду с дворовыми маль-чишками». Но по достижении шестнадцати лет отец решает от-править Петра на службу в ар-мию. Петруша обрадовался это-му, потому что надеялся на служ-бу в Петербурге, в гвардии и был уверен, что жизнь там будет так же легка и беззаботна, как в род-ном доме. Отец же справедливо рассудил, что Петербург может научить молодого человека лишь «мотать да повесничать», поэтому направляет сына к генералу с письмом, в котором просит ста-рого друга определить Петра на службу в надежное место и быть с ним построже.

Таким образом, Петр Гринев, расстроенный далеко не радующими перспективами своего будущего, попадает в Белогорскую крепость. Вначале он ожидал увидеть «глухую крепость» на границе киргиз-кайсацких степей: с грозны-ми бастионами, башнями и валом. Капитана же Миро-нова Петр представлял себе «строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы». Каково же было изумление Петра, когда он подъехал к реальной Белогорской крепости — «деревушке, окруженной бревен-чатым забором»! Из всего грозного оружия — лишь старая чугунная пушка, служащая не столько для обо-роны крепости, сколько для игр ребятишек. Комендант оказывается ласковым добрым стариком «высокого ро-сту», он выходит проводить учения одетым по-домашне-му — «в колпаке и в китайском халате». Не меньшей неожиданностью для Петра оказался вид храброго вой-ска — защитников крепости: «человек двадцать старень-ких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах», из которых большинство не могли запомнить, где находится право, а где — лево.

Прошло совсем немного времени, и Гринев был уже рад, что судьба привела его в эту «богоспасаемую» деревушку. Комендант и его семья оказались милыми, простыми, доб-рыми и честными людьми, к которым Петр привязался всей душой и стал в этом доме частым и долгожданным гостем.

В крепости «не было ни смотров, ни учений, ни карау-лов», и тем не менее, не отягощенный службой молодой человек был произведен в офицеры.

Общение с приятными и милыми людьми, занятия ли-тературой, а в особенности проснувшаяся в сердце Петра любовь к Маше Мироновой сыграли немаловажную роль в формировании характера молодого офицера. С готовно-стью и решительностью встает Петр Гринев на защиту своих чувств и доброго имени Маши перед подлым и бес-честным Швабриным. Нечестный удар Швабрина на по-единке принес Гриневу не только тяжелую рану, но и вни-мание и заботу Маши. Благополучное выздоровление Пет-ра сближает молодых людей, и Гринев делает девушке пред-ложение, признавшись перед этим в своей любви. Однако гордость и благородство Маши не позволяют ей вступить в брак с Петром без согласия и благословения его родите-лей. К сожалению, отец Гринева считает, что эта любовь — л ишь блажь молодого человека, и не дает своего согласия па брак. Материал с сайта

Приход Пугачева с его «шайкой бандитов и бунтовщи-ков» разрушил жизнь обитателей Белогорской крепости. В этот период раскрываются лучшие черты и моральные качества Петра Гринева. Свято он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду». Он смело отказывается присяг-нуть на верность Пугачеву даже после того, как на его глазах были убиты комендант и многие другие защитники Белогорской крепости. Своей добросердечностью, честно-стью, прямотой и порядочностью Петр сумел заслужить уважение и расположение самого Пугачева.

Не за себя болит сердце у Петра во время его участия в поенных действиях. Он переживает за судьбу своей люби-мой, оставшейся сначала сиротой, затем попавшей в плен к перебежчику Швабрину, Гринев чувствует, что, признав-шись однажды Маше в своих чувствах, он взял на себя ответственность и за будущее одинокой и беззащитной девушки.

Таким образом, мы видим, насколько важную роль сыг-рал в жизни Петра Гринева период, проведенный им в Белогорской крепости. За это время герой успел вырасти и возмужать, он задумался о смысле и ценности человече-ской жизни, а в общении с различными людьми раскры-лось все богатство нравственной чистоты героя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • белогорская крепость в жизни гринёва
  • белогорская крепось.как была устроена жизнь
  • сочинение по теме гринев в белогорской крепости
  • белгородская крепость в жизни гринева сочинение
  • белогорская крепость в эизни гринева

Рассказ о жизни гринева до осады крепости Пугачевым

Ответы:

Повесть "Капитанская дочка" написана в виде воспоминаний главного героя - Петра Гринева. Детство Петруши было вольготным и свободным, он "жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками". Но по достижении шестнадцати лет отец решает отправить Петра на службу в армию. Петруша обрадовался этому, потому что надеялся на службу в Петербурге, в гвардии и был уверен, что жизнь там будет так же легка и беззаботна, как в родном доме. Отец же справедливо рассудил, что Петербург может научить молодого человека лишь "мотать да повесничать", поэтому направляет сына к генералу с письмом, в котором просит старого друга определить Петра на службу в надежное место и быть с ним построже. Таким образом, Петр Гринев, расстроенный далеко не радую- щими перспективами своего будущего, попадает в Бело-горскую крепость. Вначале он ожидал увидеть "глухую крепость" на границе киргиз-кайсацких степей: с грозными бастионами, башнями и валом. Капитана же Миронова Петр представлял себе "строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы". Каково же было изумление Петра, когда он подъехал к реальной Белогорской крепости - "деревушке, окруженной бревенчатым забором"! Из всего грозного оружия - лишь старая чугунная пушка, служащая не столько для обороны крепости, сколько для игр ребятишек. Комендант оказывается ласковым добрым стариком "высокого росту", он выходит проводить учения одетым по-домашнему - "в колпаке и в китайском халате". Не меньшей неожиданностью для Петра оказался вид храброго войска - защитников крепости: "человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах", из которых большинство не могли запомнить, где находится право, а где - лево. Прошло совсем немного времени, и Гринев был уже рад, что судьба привела его в эту "богоспасаемую" деревушку. Комендант и его семья оказались милыми, простыми, добрыми и честными людьми, к которым Петр привязался всей душой и стал в этом доме частым и долгожданным гостем. В крепости "не было ни смотров, ни учений, ни караулов", и тем не менее, не отягощенный службой молодой человек был произведен в офицеры. Общение с приятными и милыми людьми, занятия литературой, а в особенности проснувшаяся в сердце Петра любовь к Маше Мироновой сыграли немаловажную роль в формировании характера молодого офицера. С готовностью и решительностью встает Петр Гринев на защиту своих чувств и доброго имени Маши перед подлым и бесчестным Швабриным. Нечестный удар Швабрина на поединке принес Гриневу не только тяжелую рану, но и внимание и заботу Маши. Благополучное выздоровление Петра сближает молодых людей, и Гринев делает девушке предложение, признавшись перед этим в своей любви. Однако гордость и благородство Маши не позволяют ей вступить в брак с Петром без согласия и благословения его родителей. К сожалению, отец Гринева считает, что эта любовь - лишь блажь молодого человека, и не дает своего согласия на брак. Приход Пугачева с его "шайкой бандитов и бунтовщиков" разрушил жизнь обитателей Белогорской крепости. В этот период раскрываются лучшие черты и моральные качества Петра Гринева. Свято он выполняет завет отца: "Береги честь смолоду". Он смело отказывается присягнуть на верность Пугачеву даже после того, как на его глазах были убиты комендант и многие другие защитники Белогорской крепости. Своей добросердечностью, честностью, прямотой и порядочностью Петр сумел заслужить уважение и расположение самого Пугачева. Не за себя болит сердце у Петра во время его участия в военных действиях. Он переживает за судьбу своей любимой, оставшейся сначала сиротой, затем попавшей в плен к перебежчику Швабрину. Гринев чувствует, что, признавшись однажды Маше в своих чувствах, он взял на себя ответственность и за будущее одинокой и беззащитной девушки.

Крутяк! 4

Известная повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» захватывает читателя с первых срок. В этом произведении переплетаются судьбы героев с разными стремлениями и характерами, и вспыхивает искренняя и чистая любовь на фоне проходящего бунта.

Одним из лучших представителей дворянства той эпохи является Гринев Петр. Детство Петра проходило, так же как и у его ровесников живших в провинциальных городах. Азы образования Гринев получил у Савельича, стремянного в имении отца. Под его руководством к двенадцати годам подросток выучил русский язык и очень многое мог рассказать о борзых кобелях. Дальнейшим обучением ребенка занялся француз Бопре, его специально привезли из Москвы.

Уже юношей Гринев отправляется на службу ее величеству, по велению отца, чтобы защищать свое отечество. В свои семнадцать он уже знал цену словам честь и совесть. Этот период стал очень важным эпизодом в жизни Петра Гринева. Находясь в крепости Белгорода его, увлекает написание стихов и происходит событие, повлиявшее на всю его жизнь, Петр влюбился в Машу Миронову.

Благородство для Гринева не пустой звук, молодой человек готов погибнуть на дуэли с негодяем Швабриным только бы не дать подлецу опорочить имя своей любимой. Продолжение повести еще больше убеждает в чувстве долга и преданности своей отчизне. Его отказ перейти на сторону Пугачева, пришедшего в крепость, основывается на том, что Гринев уже присягнул на верность императрице и как настоящий офицер и дворянин не может нарушить данное слово.

Очень ярким эпизодом произведения Пушкина становиться, без малейших промедлений и раздумий, приход на помощь Маше, которая находилась в плене у подлеца Швабрина.

Но все же описывая Гринева как положительного персонажа, Пушкин ни на мгновенье не разрешает нам считать что герой повести является идеальным. Не смотря на то, что Петр Гринев очень хорошо относился к Савельичу, но всегда видел в нем своего слугу, не давая ему забыть свою родословную. Как и все дворяне, Гринев пользовался всеми дарованными ему привилегиями своего ранга, и не задумывался о несправедливости крепостного права, делавшего крепостных практически рабами. Сочувствия к простым людям в произведении тоже не найти. Единственным человеком, которому он действительно не относился, как низшему сословию, был Пугачев. Конечно, можно многое понять и простить герою, списывая недостатки на молодость и пылкую любовь к девушке. Иначе, зачем гению Пушкина было столько сил и времени вкладывать в это произведение, раскрывая перед читателями, душу Гринева.

Еще больше, в положительном образе Петра, убеждает другой персонаж повести дворянин Швабрин. Это человек злобный, мстительный и подлый, готовый для достижения своей цели пожертвовать всем даже своими чувствами к любимой Маше.

Не обладая, какими то выдающимися достоинствами, силой или изворотливостью, Петр покоряет своей искренностью и благородством. Образ Петра Гринева, детально раскрытого в произведении, не оставит равнодушным даже самого искушенного читателя.

Еще больше сочинений на тему: «Петр Андреевич Гринев»:

Наверное, нет такого человека, который не знал бы имя Александра Сергеевича Пушкина. Всем известно, что Пушкин был известнейшим выдающимся писателем, великим человеком, произведения, которого читали, читают, и будут читать.

А.С.Пушкин увлекался изучением русской истории. Особенно его привлекали рассказы о крестьянских бунтах и восстаниях.

Повесть «капитанская дочка» является ярким примером исторического произведения. В повести подробно говорится о событиях 18-го века, о крестьянской войне, во главе которой стоял Емельян Пугачёв.

«Капитанская дочка» была написана в 1833-1836 годах. Сюжет повести захватывает, а герои надолго запоминаются и остаются в сердцах у читателей.

Одним из главных героев является Пётр Гринёв. Этот персонаж «Капитанской дочки» понравился мне больше всех других.

Эпиграфом «Капитанской дочки» является русская пословица «береги платье снову, а честь смолоду» и Пушкин выбрал эту пословицу не случайно. Эти слова сопровождали Петра Гринёва в течение всей жизни.

Пётр Андреевич с детства воспитывался по строгим правилам и порядкам. Отец его, был человеком нравственным и хотел воспитать в нём качества настоящего патриота, научить Петра жить по законам чести и совести. И несмотря ни на что Гринёв младший стал таким человеком и остался им до конца. Он был добр и романтичен, благороден и великодушен. Попадая в различные жизненные ситуации, он ведёт себя достойно, как подобает русскому офицеру. Пётр никогда никого не предаст ни любимую девушку, ни друга. за родину, за родное и близкое его сердцу он отдаст всё что угодно.

Гринёв был, несомненно, положительным героем этого романа, на поступках его нужно учиться, брать с него пример. И если бы в наше время таких людей как он было больше, то и жить стало бы легче.

Источник: www.allsoch.ru

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка.

Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева.

Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Источник: www.litra.ru

Произведение А.С Пушкина » Капитанская дочка» написанное в 1873 г. содержит в себе историю о чести и долге молодого офицера Петруши Гринева. С первых глав этой повести видно как ответственно повёл себя Петруша отдавая свой долг Зурину. Напутствия отца для Гринева не прошли даром, любовью к отечеству и долгом перед императрицей наполнены чувства главного героя.

Пётр не испугавшись предстал перед Пугачёвым позволив ему самому решать его судьбу, тем самым он получил уважение Пугачёва и его помилование. Так же Пугачёв помог Петру Гринееву с выручкой Марии Мироновой отплачивая ему услугой за услугу. Даже пакости Алексея Швабрина не сломили крепкого духа Петра Гринеева. Его предательство и клевета дали почувствовать весь вкус несправедливости и жестокой жизни молодого офицера. Но и тут Пётр не сдаётся признанный предателем и соучастником Пугачёва он смело принимает наказание.

К счастью возлюбленная Гренеева Мария Миронова решается идти к самой императрице доказывать невиновность своего любимого. Обычная простота и искренность Марии помогает ей отстоять честь своего возлюбленного и судьба главных героев складывается вполне счастливой.

Я думаю эта повесть говорит о чести долга и праве выбора. На примере главных героев А.С Пушкен даёт понять, что человек не всегда волен распоряжаться своей судьбой, но выбор всегда остается за человеком и от принятого им решения зависит его будущая судьба.

Источник: znanija.com

Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая о своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен».

Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).

Душа Гринева еще не очерствела на военной службе. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.