Изучаем музыкальные произведения о защитниках отечества. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Защитника Отечества «Сыны Отечества

Главная > Документ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА Звучит песня «Позови меня» (гр. Любэ) На экране высвечивается березка, на сцене ведущие Родина - слова не знаю чудесней. В нем - наши сказки и славные были, Дедов далекие грустные песни, Те, что и мы до сих пор не забыли. Родина - это земля у порога, Где ты впервые узнал свое имя, Родина - это большая дорога, Та, по которой идешь ты с другими. Невозможно не любить свою Родину... Это чувство заложено в крови, И горе человеку, у которого его нет, Потому что любовь к Родине - стержень человеческого характера, Основа всего существования. А что такое Родина? Это твоя земля, город, в котором ты родился и живешь, Это люди, которые живут и трудятся вместе с тобой. Это мать и отец твои, и поэтому Родину называют еще Отчизной, Отечеством. «Служу Отечеству» - негромкие слова: В них и любовь, и мужество, и сила, И гордость предков навсегда жива.... Звучит музыка, на сцене летописец Летописец: О, светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: реками и кладязьми несчетными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польни дивными, зверьям различными, птицами бесчисленными. Городы зелкими, села дивными. Всего еси исполнена земля русская. Вед: За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины по предводительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других русских полководцев. И много новых богатырей, защитников своих дала земля русская... На сцене два солдата, звучит музыка, на экране Бородино 1-й: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! 2-й: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри-не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы (уходят), на экране высвечивается березка Нет в мире подобных России раздольной, Цветов наших ярче и крепче пород, Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ. Он вынес нашествия полчищ Батыя, Разбил до единого звенья оков, Он создал Россию, он поднял Россию, До звезд до высоких, на гребни веков. Он выпрямил реки, вбил в землю причалы, Задумал и сделал - и быть по сему: Он все оглядел и сказал величаво, Что землю свою не отдаст никому. Исполнение «Песни защитников Москвы», плац-парад Вед: Земля надежду вечную несет И смотрит вдаль бессонными глазами Отечество никто нам не спасет, Спасти его мы можем только сами. Вед: Во все времена, как это ни прискорбно, идут славные защитники. Отечества дорогами войны. Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться, И, как руда, пожертвовать собой. Готовность к смерти - тоже ведь оружие... И ты его однажды примени... Мужчины умирают, если нужно И потому живут в веках они. На экране высвечивается 1941, звуки бомбежки, сцена высвечивается фонариками, на сиене 2 девочки на плечах косынки 2 парня в солдатской форме стоят спиной к залу. 1-я (срывает платок): Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. 2-я: За окошком чуть-чуть помаячили И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики!Мальчики! Постарайтесь вернуться назад. 1-я: Нет, не прячьтесь вы, будете высокими, Не жадеите ни пуль, ни гранат, И себя не щадите, но все-таки(вместе): Постарайтесь вернуться назад. (уходят) Вед: Война... Она пришла нежданно-негаданно, не в лавровом венце, а в образе солдатской матери. «Родина в опасности», - эти слова повторял каждый человек. Великая Отечественная война была одним из самых тяжелых испытаний для нашей страны. Великие битвы, великие победы. Битва за Москву, Курская битва, блокада Ленинграда, Сталинградская битва. И пусть историки до сих пор спорят о том, сколько человеческих жизней унесла война - 25 или 27 миллионов, но для нас остается бесспорным одно -не осталось ни одной семьи в стране, где бы не погиб родной человек. 1418 дней и ночей длилась борьба против фашизма. 1418 дней и ночей шли защитники Отечества трудными военными дорогами, отстаивая каждую пядь русской земли, И так редки на войне минуты отдыха. (инсценировка песни «В лесу прифронтовом»), на экране высвечиваются бойцы на привале Вед: Была и горечь поражений, И боль разлуки, и утраты Но сквозь огонь и дым сражений К своей победе шли солдаты На экране высвечивается 1945 Вед: Ты в легенду вошел, сорок пятый, На Земле никому не забыть, Что советским досталось солдатам, Что народу пришлось пережить. Песня «Ты лее выжил, солдат...», на экране высвечивается «Педагоги школы -участники ВОВ» Дети встают в линейку, перестроение в шахматном порядке: шаг вперед, шаг назад - Благодарим, солдаты, Вас - За жизнь, - За детство, - За весну, - За тишину, - За светлый дом, - За мир, - В котором мы живем (вместе, на колено) Благодарим! Благодарим! Благодарим! Вед: Течет река времени. Зарыли шрамы окопы, исчезли пепелища сожженных городов. Старшее поколение было уверено, что сполна заплатило своими жизнями за безоблачное существование. Но нет минуты, когда б не стреляли На планете Земля. Нет минуты, когда б не пылали Города и поля. Словно в тонкой земной оболочке, Скрыты тайны войны. И на время в какой-нибудь точке Прорываться должны. Вед: В декабре 1979 года правительство Афганистана обратилось к руководству Советского Союза оказать военную помощь. На экране высвечиваются афганские горы И ты ушел - приказ отдан Ты уверен долгу и присяге. И навсегда Афганистан застыл В твоем последнем шаге. Хоть время - лучший лекарь ран, Тускнеют краски понемногу, Но не забыть вовеки нам Средь гор ведущую дорогу И этот бой среди камней, Короткий, как клинок кинжала, Когда кого-то из парней Слепая смерть к себе забрала. Исполняется песня «Бой гремел в окрестностях Кабула» Звучит музыка. Кому не суждено встать рядом с нами -Всех их навеки будет помнить наша память Мы перед совестью своей не виноваты. Не в силах это позабыть, Но вот за что под пули шли ребята И умирали, когда надо жить?! Вед: Афганистан болит в моей душе. И отголоски этой острой боли Звучат во мне, когда я слышу о Чечне И вновь смотрю в глаза, застывшие от крови. На фоне песни «Давай за жизнь» на экране кадры из к/ф «Спецназ» Чтец в военной форме Грозный кормит пулей, а не хлебом. Война - это все же мужская работа, А вы ведь спецназ, вы мужчины вдвойне, Вы все офицеры российского СОБРа, И все вы братишки на этой войне. И пусть огрызается бешеный Грозный И пусть на чеченской земле вы сейчас, С тобою братишка - такой же серьезный. А вместе вы то, что зовется СПЕЦНАЗ. Вед: Чеченская война - трагедия и боль всего российского народа. Гибнут люди, разрушаются селения и города. Война открыла свою десятилетнюю страницу, и никто не знает, какая страница этой горестной книги станет последней. Вед: Говорят, что войны закончатся, когда будет похоронен последний солдат. Но кто может сказать, когда это будет? Нет покоя, нет тишины. Войны последних десятилетий породили страшное слово: «терроризм». Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чем не повинных людей. Происходит захват заложников. Но на пути террористов стоят наши славные защитники и порой ценой своей собственной жизни они берегут наш покой. Под «Лунную сонату» исполняется «Реквием» Рождественского, начиная со слов Слава защитникам Отечества. Чтец в образе солдатской матери. Все войны оставляют списки Погибших в праведном бою. Застыли скорбью обелиски В недвижном каменном строю. «Пал смертью храбрых», - отвечаем И вновь живем грядущим днем. Минутой скорбного молчанья Давайте павших помянем. Звук метронома, зажигаются свечи. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят». На экране высвечивается березка. Вед: Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи Что грозы железная мелодия, Радость Или горькая нужда?! Все проходит, Остается - Родина, То, что не изменит никогда. Вед: И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести С этим чувством человек рождается. С ним живет и умирает с ним Все пройдет, а Родина -Останется, Если мы то чувство сохраним. Вед; Нам в жизнь вступить придется скоро. Нам нужен мир, а не война! Зеленый шум родного бора, Нам школа каждому нужна И сад у мирного порога, Отец и мать, и отчий дом. На белом свете места много И пусть мы счастливо живем! Исполняется музыкальная хореографическая композиция «должны смеяться дети".

Литература
  • День Защитника Отечества литературно-музыкальная композиция 16 сценарий

    Сценарий

    Сцена - пространство у стены зала. Левый край сцены может изображать княжеский терем, правый - лес. Посередине сцены стоит ширма. На сцену выходит Ведущий.

  • План проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической, посвящённый 66 летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Дню защитника Отечества №

    Документ

    проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической, посвящённый 66 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Дню защитника Отечества

  • Программа развития моу «Никологорская средняя общеобразовательная школа»

    Программа

    Как личность, способная к адаптации и самореализации в меняющихся экономических, социальных и психологических условиях развития общества и государства;

  • План мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Алтайского края и 70-летия 35-й Краснознаменной Орденов Кутузова и Александра Невского ракетной дивизии, в образовательных учреждениях городского округа зато сибирский Алтайского края

    Презентация

    Создание «Творческого отряда» для встречи с ветеранами ВОВ (совместно с сотрудниками Управления соц. защиты населения по ЗАТО Сибирский) с вручением сборника детских стихов воспитанников литературной студии «Слово», памятных сувениров

    1. Учитель:

      2. «Реквием» Д.Кабалевского. .

      «Наши дети»

    Учитель: - Вам будет предложено задание - послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа -опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    • Звучит «Наши дети».
    • Ответы ребят

    «Помните!»

    Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа - опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    • Звучит «Помните!».
    • Ответы ребят

    Учитель:

    Вокально-хоровая работа.

    3. Обобщение.

    Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского - «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит?

    Учитель:

    Слайд № 7.

    Учитель: (Вечная память погибшим.)

    Учитель:

    Учитель: (Жизнь и смерть.)

    V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель: (Ответы обучающихся.)

    На доске эпиграф:

    (Р.Рождественский)

    Учитель: - (Размышления обучающихся.)

    VI. Завершающий этап урока.

    VII. Рефлексия.

    Учитель: - (Ответы обучающихся.)

    VIII. Итог.

    Слайд № 8. Звучит песня

    Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).

    Просмотр содержимого документа
    «5 кл. IV ч. Урок № 6 Пчелинцевой Л.П.»

    5 класс. IV четверть

    Урок № 6

    Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

    Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.

    Тип урока: формирование новых знаний.

    Задачи урока:

    - актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

    - сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

    Воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

    - развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

    Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

    Формы организации обучения : индивидуальна, групповая, фронтальная.

    Музыкальный материал:

    - «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

    Фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

    - «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

    Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

    - «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).

    Дополнительный материал: у чебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».

    Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.

    Оборудование: доска школьная, фортепиано.

    ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.

    Ход урока

    I . Организационный момент.

    Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

    Музыкальное приветствие.

    II . Актуализация знаний.

    На школьной доске написаны эпиграфы:

    «О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

    (А.Блок)

    «Памяти павших будьте достойны»

    (Р.Рождественский)

    Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

    Учитель: - О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

    III . Постановка учебной задачи.

    Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

    На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

    Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

    IV . Работа по теме урока.

    1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».

      Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

      Работа над интонацией.

    Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

    2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

    «Наши дети»

      Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

    Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

      Звучит «Наши дети».

      Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

    «Помните!»

      Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

    Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

      Звучит «Помните!».

      Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

    Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

    Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)

    3. Обобщение.

    Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

    4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

    Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

    Слайд № 7.

    Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

    Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

    Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

    V . Обобщение. (Индивидуальная работа.)

    Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

    Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

    Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

    На доске эпиграф:

    «Памяти павших будьте достойны»

    (Р.Рождественский)

    Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

    VI . Завершающий этап урока.

    Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)

    VII . Рефлексия.

    Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

    VIII . Итог.

    Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

    Домашнее задание (групповая работа):

    1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

    2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

    Объявление оценок за работу на уроке.

    Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).)

    Просмотр содержимого презентации
    «О полвигах, о доблести, о славе...»

    О подвигах, о доблести, о славе

    Выполнил: учитель музыки

    МБОУ СОШ с углубленным изучением

    отдельных предметов № 78 г. Воронежа

    Пчелинцева Л.П.


    Александр Суворов

    Георгий Жуков

    Михаил Кутузов

    Александр Невский

    Кузьма Минин

    Дмитрий Пожарский

    Дмитрий Донской



    (1932 – 1994)

    Реквием

    (Вечная слава героям...)

    Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

    Р.Рождественский


    «Наши дети»

    «Помните!»

    (1904 – 1987)

    В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

    Д.Кабалевский


    (1929 – 1977)

    «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…».

    С.Краскаускас


    Домашнее задание (групповая работа)

    • Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
    • Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

    «Викторина по музыке» - «Мазепа». Гартман. Скрябин. Третьяков. Равель. Романсы «Жаворонок», «Сомнение», «Попутная песня» написаны М. Глинкой. Глинка. Бородин. По мотивам поэмы А.Пушкина «Полтава» написана опера П.Чайковского. Группа инструментов. «Времена года». «Ночь в Мадриде». Художник- автор портретов русских писателей и композиторов.

    «Учебники по музыке» - УМК по музыке. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Творческие тетради. Музыка. Дневники музыкальных размышлений. Искусство. 8-9 класс. Фонохрестоматии. Диски. Науменко Т.И., Алеев В.В. Методическая литература.

    «Уроки музыки в школе» - Разработала Программы для развития музыкальных способностей детей («Музыкальная экология», «Игра на синтезаторе»). ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Урок музыки преобразила в урок искусства через драматургию урока аналогичной музыкальной форме. Создала современные фонограммы ко всем разучиваемым песням в аудио, CD и MP3 форматах.

    «ЭОР по музыке» - Использование ЭОР. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Направления использования ЭОР на уроке. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки. Практический курс "Учимся понимать музыку". Направления использования ЭОР на уроке. Практический курс. Караоке. Урок с использованием ЭОР.

    «УМК по музыке» - УМК «Музыка» 6 класс. Методические пособия для учителя 5-6 классы; 7 класс. Исследовательский ученический проект. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала (на аудиокассетах и компакт-дисках). «Музыка» 1-7 классы «Искусство» 8-9 классы. Перспективы. Цифровой образовательный ресурс на основе мультимедийных технологий.

    «УУД по музыке» - Понимание социальных функций музыки. Углубление понимания социальных функций. Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка. Личностные действия. Личностные УУД. Термин УУД. Коммуникативные действия. Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка». Логические универсальные действия.

    Всего в теме 21 презентация

    История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной

    мере современность без обращения к историческому опыту народа.

    Цель: раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

    Задачи исследования:

    Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

    Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

    Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

    Практическая значимость.

    Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

    Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

    Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

    Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны

    Урок 1 (вступление)

    презентация

    картинки

    аудиозапись "три танкиста"

    Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

    (На примере песни "Три танкиста")

    "Три танкиста". (описание - история)

    Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

    (Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

    "Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

    На границе тучи ходят хмуро,

    Край суровый тишиной объят.

    У высоких берегов Амура

    Часовые Родины стоят…"

    С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

    Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

    Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

    Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

    Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

    После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

    (Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

    Урок 2 (на примере песни "Катюша")

    "Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

    Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

    Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

    Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

    (Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

    Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

    защитник отечество песня музыкальный

    Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

    Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

    Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

    Краткая биография композитора

    Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

    ГОУ СОШ № 453

    имени Сергея Жукова

    Литературно-музыкальная композиция,

    посвящённая Дню Защитника Отечества

    заместитель директора

    по воспитательной работе,

    учитель истории и обществознания

    Садыхбекова Светлана Матвеевна

    Санкт-Петербург

    2014 год

    Пояснительная записка

    к сценарию литературно-музыкальной композиции

    «Защитники Отечества»

    Пояснительная записка.

    Сценарий разработан для внеклассных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества.

    Сценарий условно делится на две части. В первой речь идёт о событиях 1917-1918 годов, связанных с созданием Красной Армии и положенных в основу праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

    Вторая часть посвящена героическим страницам отечественной истории с древнейших времён до нашего времени. Так прослеживается преемственность и связь поколений.

    Цель мероприятия:

    Воспитание любви и уважения к истории Отечества;

    воспитание гражданской ответственности и чувства долга у подрастающего поколения.

    Форма: литературно – музыкальная композиция.

    Продолжительность мероприятия– 1 час

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «Защитники Отечества»

    (показ слайда 1)

    Ведущий1. В календаре памятных дат России День Защитника Отечества занимает особое место. Для нашего народа праздник, отмечаемый 23 февраля и новый, и давний.

    (показ слайда 2)

    Ведущий 2. После революции 1917 года положение нашей страны было сложным: продолжалась I Мировая война, на территории России находились германские войска. Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире, но получило отказ. Единственной страной, готовой идти на переговоры, была Германия. Но она предъявила ультиматум, требуя в обмен на мир российские территории.

    (показ слайда 3)

    Ведущий 3 .Советское правительство вначале ответило отказом, и австро-германские войска перешли в наступление по всей линии фронта. А кайзер Германии заявил: «Никакой единой России не будет, Россия будет разделена».

    Ведущий 1. Старая армия к тому времени оказалась неспособной к сопротивлению, и германские войска зимой 1918 года, захватив часть Украины и Прибалтику, подошли к Пскову. Возникла угроза Петрограду.

    (показ слайда 4)

    Ведущий 2 . 11 февраля 1918 года Совнарком издает декрет о создании Красной армии и Флота. Это стало отправной точкой в формировании вооружённых сил страны.

    (показ слайда 5)

    Ведущий 3. 24 февраля немецкие войска заняли Псков. В городе завязались уличные бои с отрядами Красной Гвардии. К ним на помощь подошли другие красноармейские части. Немцы на время отступили, но угроза захвата Петрограда оставалась. На защиту Петрограда встали сформированные в те дни красноармейские полки, а Петроградский Совет объявил 23 февраля Днём Защиты Социалистического Отечества.

    Ведущий 1 . Вскоре с Германией был заключён тяжёлый Брестский мир. Затем, в течение 20 века, происходило много других, в т.ч. драматических событий, но праздник остался. Теперь он отмечается как День Защитников нашего Отечества.

    Звучит песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры" стихи Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака

    От героев былых времён

    Не осталось порой имён.

    Те, кто приняли смертный бой,

    Стали просто землёй и травой...

    Только грозная доблесть их

    Поселилась в сердцах живых.

    Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

    Мы в груди храним.

    Погляди на моих бойцов!

    Целый свет помнит их в лицо.

    Вот застыл батальон в строю -

    Многих старых друзей узнаю.

    Хоть им нет двадцати пяти,

    Трудный путь им пришлось пройти.

    Это те, кто в штыки поднимался как один,

    Те, кто брал Берлин!

    Нет в России семьи такой,

    Где не памятен свой герой.

    И глаза молодых солдат

    С фотографий увядших глядят...

    Этот взгляд - словно высший суд

    Для ребят, что сейчас растут,

    И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

    Ни с пути свернуть.

    (показ слайда 6)

    Ведущий 2 . Теперь обратимся к временам более давним. С древних пор, как только люди начали осознавать свою судьбу как общую судьбу народа, они ставили на первое место в числе добродетелей патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству.

    (показ слайда 7)

    Ведущий 3 . XIII век – трагический в нашей истории: монголо-татарское нашествие с востока и немецко-шведское – с запада. Князь Александр Ярославович со своей дружиной дал такой отпор немецким и шведским рыцарям, что они на долгое время оставили наш край в покое. Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством был причислен к лику Святых и стал небесным покровителем Санкт-Петербурга, а орден Александра Невского был учреждён как одна из высших воинских наград.

    (показ слайда 8)

    Ведущий 1 . История России наполнена множеством примеров, когда народ наш стоял перед выбором: независимость или угнетение, свобода или рабство.

    XIX век. Герои Куликовской битвы. Их было много. До нас дошли имена князя Дмитрия, воина Пересвета, а также Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на справедливую борьбу. Куликовская победа стала символом единения русского народа.

    (показ слайда 9)

    Ведущий 2 . XVII век – Смута, очень мятежное время, когда речь шла о потере независимости нашей страны. Главная беда была тогда не столько в иноземных вторжениях, сколько во внутренних распрях, противостояниях власти и народа. То время тоже родило своих героев – защитников России. Это воеводы Шеин и Скопин-Шуйский, народные предводители Минин и Пожарский.

    (показ слайда 10)

    Ведущий 3. Отечественная война 1812 года – нашествие Наполеона на Россию. Это время небывалого единения народа. Патриотический порыв призвал в армию людей, которые стали славой России: Багратион, Денис Давыдов, Николай Раевский, герои - партизаны из народа и, конечно, Михаил Илларионович Кутузов.

    Ведущий 1. Под впечатлением этих событий Михаил Юрьевич Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Бородино» и трогательные, проникновенные стихи о России.

    (Чтение стихотворения Михаила Лермонтова «РОДИНА»)

    Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит ее рассудок мой.

    Ни слава, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни темной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

    Но я люблю - за что, не знаю сам -

    Ее степей холодное молчанье,

    Ее лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек ее, подобные морям;

    Проселочным путем люблю скакать в телеге

    И, взором медленным пронзая ночи тень,

    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

    Дрожащие огни печальных деревень;

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обоз

    И на холме средь желтой нивы

    Чету белеющих берез.

    С отрадой, многим незнакомой,

    Я вижу полное гумно,

    Избу, покрытую соломой,

    С резными ставнями окно;

    И в праздник, вечером росистым,

    Смотреть до полночи готов

    На пляску с топаньем и свистом

    Под говор пьяных мужичков.

    (показ слайда 11)

    Ведущий 2 . Великая Отечественная война. Самая жестокая и кровопролитная. Она длилась почти 4 года и унесла жизни более 20 миллионов советских людей. Самыми тяжёлыми были первые годы войны, когда на нашу страну обрушилась вся мощь военной машины вермахта, хорошо обученной и технически оснащённой армии фашистской Германии.

    Когда видишь документальные кадры того времени, поражаешься нашему народу, жившему бедно, тяжело, но которому удалось выстоять и победить такого сильного врага. Как выстояли и победили ленинградцы в блокаду? Это был подвиг наших солдат и офицеров, всего народа.

    Звучит песня композитора В.Баснера, слова М.Матусовского «На безымянной высоте»

    Дымилась роща под горою,

    И вместе с ней горел закат...

    Нас оставалось только трое

    Из восемнадцати ребят.

    Как много их, друзей хороших,

    Лежать осталось в темноте -

    У незнакомого поселка,

    На безымянной высоте.

    Светилась, падая, ракета,

    Как догоревшая звезда...

    Кто хоть однажды видел это,

    Тот не забудет никогда.

    Он не забудет, не забудет

    Атаки яростные те -

    У незнакомого поселка,

    На безымянной высоте.

    Над нами "мессеры" кружили,

    И было видно, словно днем...

    Но только крепче мы дружили

    Под перекрестным артогнем.

    И как бы трудно ни бывало,

    Ты верен был своей мечте -

    У незнакомого поселка,

    На безымянной высоте.

    Мне часто снятся все ребята,

    Друзья моих военных дней,

    Землянка наша в три наката,

    Сосна сгоревшая над ней.

    Как будто вновь я вместе с ними

    Стою на огненной черте -

    У незнакомого поселка,

    На безымянной высоте.

    (показ слайда 12)

    Ведущий 3. После Великой Отечественной войны прошло много лет.

    Постарели ветераны войны, но им на смену пришло новое поколение защитников, тех, кто оберегает мирное небо нашей Родины.

    Мы поздравляем всех защитников Отечества с замечательным праздником!

    Звучит песня О. Газманова «Офицеры»

    Господа офицеры, по натянутым нервам

    Я аккордами веры эту песню пою

    Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея,

    Свою грудь подставляет за Россию свою!

    Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

    Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

    Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

    Возвратив им обратно живых сыновей.

    Господа офицеры, как сберечь вашу веру

    На разрытых могилах ваши души хрипят.

    Что ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь их

    И теперь они вечно в глаза нам глядят.

    Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах

    Позвала их Россия, как бывало не раз.

    И опять вы уходите. Может, прямо на небо

    Так куда ж вы уходите? Может, прямо на небо

    И откуда-то сверху прощаете нас.

    Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

    За Россию и свободу до конца.

    Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

    Заставляя в унисон звучать сердца!

    Использованная литература:

    1).И.А.Мишина, Л.Н.Жарова «История Отечества», М., 1999

    2).О.Г.Вронский, Д.В.Колосов, А.И.Родин «История Отечества с древнейших времён до наших дней», М., 2003

    3). М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. - М. «Дрофа» 2003. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

    Музыкальные произведения:

    1). Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры"

    2). Музыка В. Баснера, слова М.Матусовского песня «На безымянной высоте»

    3). О.Газманов песня «Офицеры»

    Источники текстов песен и музыкальных файлов:

      http :// www . istorya . ru / imagens / sobytya / rkka - dekret . gif