Чем отличается фантастика от фэнтези? Литературные жанры.

Вы не знаете, чем отличается фантастика от фэнтези? Читайте статью.

Многие люди думают, что фэнтези и фантастика — это одинаковые термины, жанры в литературе или кино. Но это не так, это совершенно разные творческие методы. В чем их отличие и сходство, вы узнаете из этой статьи.

Что такое фантастика и фэнтези: определение

Чтобы понять, что представляет собой жанр фэнтези и фантастика, нужно знать их четкое определение.

— это жанр в искусстве, который предполагает использование сказочных и мифологических мотивов. Персонажи из фэнтези живут в мире магии и волшебства — орки, эльфы, гоблины, колдуны. Причем магия может подчиняться каким-то законам и изучаться.

— это жанр в разных формах искусства (литература, кино, живопись и так далее). Такой творческий метод характеризуется использованием элементов чего-то необычного, с нарушением границ реальности. Это технологичная сказка или история с технологическим уклоном.

Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие


По одному только определению сложно понять в чем различие и сходство этих двух жанров. Давайте проведем параллели, чтобы увидеть разницу или найти что-то общее. Вот чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко:

Сходство:

  • Фантастическая идея или фактор невозможны в реальном мире . Мир фэнтези также нереальный.
  • События и явления в данный момент не существуют . Это касается обоих этих жанров.

Различие:

  • Идея фантастики является вымыслом , но она не противоречит возможному . Идея фэнтези — это тоже вымысел, но он противоречит возможному, то есть мы знаем точно, что такой сюжет не может появиться в реальной жизни. Сюжет фантастики может развиваться в далеком будущем, по крайней мере, если мы в этом не уверены, то хотя бы можем предположить.
  • Персонажи кино или литературного сюжета фантастики помещаются в нестандартные для них условия для создания неповторимого экзотического антуража . Герои фэнтези живут в своем мире, который для них привычен.
  • В фантастике все объясняется конкретными законами и все сделано согласно технологий. В фэнтези используется магия и волшебство.
  • В фэнтези мир держится на магических законах , в фантастике — на технологических принципах.
  • Персонажи фэнтези — орки, гоблины, ведьмы, эльфы . Действующие лица в фантастическом жанре — роботы, инсектоиды, зеленые марсиане, инопланетяне, джедаи, фантастические насекомые и так далее.
  • Фэнтези обычно уводит в прошлое, а фантастика — в будущее.

Как видите, отличий у этих двух жанров намного больше, чем сходства. Поэтому, если вы услышите, что кто-то утверждает обратное и хочет провести аналогию этих жанров кино и литературы, можете смело спорить и доказывать обратное.

Если говорить просто, то фэнтези — это сказка, а фантастика — выдуманная реальность, но с точки зрения науки, может существовать в далеком будущем.

Видео: Фэнтези и фантастика. Десять лучших сериалов 2017 года

Воспроизводя на свет новые шедевры. В последнее время особой популярностью среди читателей пользуются книги, посвященные вымышленным мирам, поэтому возникла необходимость найти четкое объяснение, чем отличается фантастика от фэнтези. Хоть эти два жанра и похожи между собой, но все же есть некоторые весьма существенные отличия.

В фантастике в основном все рассматривается с научной точки зрения, в ней события происходят в мире, который отличается от современного исторической, физической или технологической реальностью. В таких произведениях используются машины или приборы, которые на момент написания книги еще не существовали. Чем отличается фантастика от фэнтези? Тем, что идеи писателей в будущем находят свое отражение в техническом прогрессе.

Чем отличается фантастика от фэнтези еще, так это аномальными с точки зрения физики свойствами мира. Мы воспринимаем время, которое двигается лишь в одном направлении, а вот писатели предположили, что оно может двигаться по кругу, многократно повторяя одни и те же события или же возвращаться в прошлое. Это нельзя назвать полной выдумкой, потому что различные аномалии встречаются и в нашем мире. И то, что лучшие умы человечества еще не нашли этому объяснения, еще не значит, что такого не может быть. Чем отличается фантастика от фэнтези, так это тем, что создатель произведения пытается расширить принятые рамки восприятия мира, провести мысленный эксперимент. Нередко в таких книгах можно прочитать и о внеземных цивилизациях, на данный момент это неподтвержденный факт, но нельзя его отрицать.

Чем фэнтези отличается от фантастики, так это наличием магии, вымышленных миров и рас. В таких произведениях герои для решения проблемы используют необычные силы, волшебные палочки, тайные знания, магические способности, различные артефакты. Среди рас самыми распространенными считаются эльфы, гоблины, орки, гномы, домовые, хоббиты. Среди современных писателей жанра фэнтези стоит выделить Джоан Роулинг с ее всемирно известными романами о Гарри Поттере, Джона Толкина с трилогией «Властелин колец» и др.

Произведения такого жанра можно считать развлекательными, потому что описанные в них события никогда не произойдут в реальности. Действие обычно происходит в вымышленном мире, на другой планете, писатель не указывает точного месторасположения магической страны или же она скрыта от глаз простых людей, как это происходит в романах Роулинг. Библиотека фантастики и фэнтези представляет собой любопытное собрание книг. Многие писатели объединяют эти два жанра, создавая интересные произведения, достойные прочтения.

Материалы по теме:

  • Фантастика – это увлекательный и популярный жанр кинематографа. Виды фантастических фильмов
  • Альтернативная фантастика: описание, история, особенности, книги и отзывы
  • Лучшая научная фантастика: список фильмов

Научная фантастика и фэнтези - два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы - научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений - трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали "космической оперой".

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира - обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра "паропанк" ("стимпанк"), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, - это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях - это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние "добра" и "зла" - это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть "не такими, как все".

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко "Не время для драконов").

А поджанр "научное фэнтези" является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке").

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют (романы С. Лукьяненко из цикла "Дозоры").

Многие люди, особенно в Интернете, путают одно и другое (некоторые вообще не видят разницы, считая что "фантастика" и "фэнтези" - это просто разные слова для называния одного и того же).

Научная фантастика (science fiction) и фэнтези (fantasy) - это жанры фантастики, т. е. нереалистической художественной литературы (а также кино, живописи и других производных от литературы видов искуства).

На шкале реалистичности (или нереалистичности) научная фантастика и фэнтези находятся на противоположных концах. Научная фантастика - самая реалистичная в фантастической литературе. Фэнтези - самый нереалистичный жанр фантастики.

В словосочетании "научная фантастика" слово "научная" накладывает сильное ограничение на фантазию писателя. Альберту Эйнштейну принадлежат слова: "То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле". Поэтому любой вымысел, любая фантазия должна находиться в рамках научного мировоззрения, где нет места никаким сверхъестественным, потусторонним, сказочным явлениям: чудесам, заклинаниям, магии, колдовству, богам, эльфам, гномам, оркам, драконам. Учёный в своей работе всегда делает предположения (выдвигает гипотезы), то есть фантазирует - так и писатель, работающий в жанре научной фантастики, тоже занимается выдвижением гипотез, проводит мысленные эксперименты в той или иной научной области (научно-фантастические произведения есть не только в области естественных наук, но и гуманитарных - например, социальная фантастика).

Наука и фантазия неразрывны, поэтому не случайно среди учёных есть писатели фантасты (или наоборот, среди писателей фантастов есть учёные): Фред Хойл (астроном), Карл Саган (астроном), Айзек Ахимов (биохимик). Фантастические произведения писали Циолковский, Обручев. Это самые известные примеры; можно назвать имена многих других писателей-фантастов, одновременно являющихся учёными.

В научно-фантастическом произведении вымысел, каким бы нереалистическим на самом деле он не был (путешествия во времени, сверхсветовые скорости, бессмертие и т. д.), всегда обосновывается научным образом. Конечно, это обоснование не полное, иначе перед нами была бы не художественная книга, а научный труд: это обоснование с пропусками, вольными допущениями: гипотеза объявляется доказанным фактом, из чего потом вытекают интересные следствия, описываемые в книге.

К 100%-ным научно-фантастическим книгам из самых известных можно отнести: "Чёрное обласко" Ф. Хойл, "Машина времени", "Человек невидимка" Г. Уэллс, "Солярис" С. Лем, сборник рассказов "Я, робот" А. Азимов.

В фэнтези фантазия автора не ограничена законами нашего мира, а создаёт особые вымышленные миры с законами и свойствами, кардинально отличающимися от законов и свойств мира, в котором мы живём, и прежде всего - по решению основного вопроса философии о соотношении материального и идеального: грубо говоря, научная фантастика - это материализм, фэнтези - идеализм. Современная наука основана на сугубо материалистическом понимании устройства мира - отсюда научная фантастика тоже строится на материалистическом фундаменте. Идеалистическое философское основание фэнтези допускает существование богов, магии, волшебства, колдовства - всего того, что отвергает наука, как сверхъестественное. Примером того, что физические законы в фэнтези-мирах не обязаны вписываться в физическую картину нашего мира, является серия книг "Плоский мир" Терри Пратчетта - плоская планета покоится на спинах четырёх слонов, стоящих на черепахе, свет движется медленно, в радуге восемь цветов (кроме того, что в этом мире существует магия).

Таким образом, в мире фэнтези есть колдовство, волшебство, заклинания - всё то, что есть в сказках. Любая сказка - от традиционной народной (фольклор), до авторской - основана на архетипах. Фэнтези тоже наполнено этими архетипами и, как в сказках, в фэнтези тоже есть эльфы, гномы, тролли, драконы - фольклорные персонажи мифов и легенд того или иного народа. Фэнтези - это современное развитие сказок. Основное отличие фэнтези от сказок в том, что в фэнтези тщательно выстроен целый мир, прописаны его законы, то есть целенаправлено создаётся его логическая структура (чего в сказках не делается за ненадобностью). Сказка в шкале нереалистичности стоит ещё дальше, чем фэнтези.

Примерами самых известных книг в жанре фэнтези являются: "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Конан" Роберт Э. Говард, "Хроники Нарнии" К.С. Льюис, "Ведьмак" А. Сапковский, цикл "Земноморье" Урсула Ле Гуин, "Гарри Поттер" Дж. К. Роулинг.

Стремление в фэнтези построить целый мир приводит к тому, что книга, написанная в этом жанре, склонна превращаться в дилогию, трилогию, целую эпопею.

Возвращаясь теперь к отличию между научной фантастикой и фэнтези, можно отметить, что если описанное в научно-фантастических книгах в принципе может стать реальностью (например, научно-фантастическая повесть Циолковского "На Луне" стала реальностью в 1969 году), то с фэнтези это невозможно.