Значение музыкального оформления занятий с детьми. Значение музыки в воспитании детей

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Радынова О.П., Катинене А.И. 1998 год

Музыкальное воспитание дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I . Значение музыки в воспитании детей (О. П. Радынова )

§ I . Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей

§ 2. Характеристика музыкальных способностей

§ Развитие у детей музыкальных способностей

§ Развитие способностей в музыкальной деятельности

§ Контроль за развитием музыкальных способностей

§ Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)

Глава II . Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)

§ 1. Педагогические методы

§ 2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

§ 3. Музыкально-дидактические игры и пособия

Глава III . Музыкальная деятельность детей

§ 1. Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)

§ 2. Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене )

Глава IV . Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)

§1. Характеристика музыкального репертуара

§ 2. Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Глава V . Детское музыкальное исполнительство

§ 1. Пение (А. И. Катинене)

§ 2. Ритмика (музыкально-ритмические движения) (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

Глава VI . Детское музыкальное творчество

§ 1. Песенное творчество (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

Глава VII . Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей

§ 2. Методы и приемы формирования знаний о музыке

Глава VIII . Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Ра дынова)

§ 1. Общая характеристика

Глава I X . Занятия (О. П. Радынова )

§ 1. Виды музыкальных занятий

§ 2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

§ 3. Фронтальные занятия

Глава X . Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палаван дишвили)

§ 1. Роль и место музыки в быту детского сада

§ 2. Музыка и физкультура

§ 3. Музыка и развлечения

§ 4. Музыка и праздник в детском саду

Глава XI . Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей (О. П. Радынова)

§ 1. Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя

§ 2. Функции музыкального руководителя и воспитателя

Словарь музыкальных терминов

Литература

Музыкальное воспитание детей в семье (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

§ 2. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Используемый репертуар

§ 3. Методы обучения в семье

§ 4. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье


Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.


Глава I

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Что представляет собой музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства, выразительные возможности музыкальных средств? В чем проявляется познавательное и воспитательное значение музыки?

Специфика искусства по сравнению с другими формами общественного сознания (наука, мораль, религия) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

Художественный образ - это средство типизации жизненных явлений в искусстве, в котором нечто общее выражено через неповторимо индивидуальное. Художественный образ содержит обобщение, данное через единичное, особенное.

В художественном образе всегда отражены в единстве чувственные и смысловые моменты.

В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волнующие многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально неповторимо.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947.-С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временно й вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова), размачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц - путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка , в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн - умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки и речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком - строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: ABA .

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А1. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой ABA 1.

Повтор связан с другим принципом - контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т. д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) контрастных элементов или раздел формы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французкого genre - род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры , которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д. Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д. Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И. С. Баха, во многом связанная с культовыми обычаями, по языку значительно отличается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б. В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным словарем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении. Так, например, музыка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров - миниатюр, требовала и определенной манеры исполнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от гримас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят» 1 . Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

1. Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

2. Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т.д.

Вопросы и задания

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральный образовательный портал «Все Вебинары.ру»
Учебный центр дополнительного образования "Все Вебинары.ру"

Дипломная работа

Эссе

музыкальной направленности для детей».

Работу выполнила

студентка курса

Музыкальный руководитель (556 часов)

Пластинина С.В.,

МАДОУ «ЦРР – Д.с №91

«Строитель» г. Улан-Удэ

Г. Новосибирск

2016

Эссе

«Значение и последствия занятий

музыкальной направленности для детей»

«Каждому человеку необходимо в начале его жизни

хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной

её области, которую образует Музыка»

А. Артоболевская

Вы представляете себе жизнь без музыки? Вы можете себе представить мир молчащим, без звуков музыки, без звуков пения? Разве может ребёнок получить полноценное развитие как личность, если он ни разу не соприкоснётся с миром музыки?

Современные родители стараются научить ребёнка иностранным языкам, отправляют его на модные спортивные секциифигурное катание, большой теннис, и, конечно же, покупают им различные гаджеты, беспокоясь о том, что их любимое чадо вдруг чего – то недополучит в современном и жестоком мире. Не все родители помнят, что основное в воспитании детей - формирование человеческой души. Бездуховный человек, то есть человек, лишенный духовности, пуст. Он не в состоянии дарить себе и людям радость и любовь.

Музыкальное воспитание еще никогда не было столь нужным, как сегодня, в современных реалиях. Когда дети познают мир через глухую неодушевленную технику, не догадываясь о существовании духовной сферы. Но, как известно, человек - это не тело, не его телесная оболочка! Человек - это, прежде всего, дух! Красоту мира трудно постичь тем, кто в детстве не привык видеть оттенки прекрасного в каждом проявлении жизни. И именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ. Музыка - неотъемлемая часть в жизни каждого человека, и поэтому она является мощнейшим средством воздействия на человека - его душевное состояние, настроение, чувства. И оттого, кстати, какую именно музыку начинает слушать новорожденный ребёнок, зависит то, какая энергетика формируется вокруг него - положительная светлая или отрицательная темная.

Чем полезны занятия музыкой для детей? Такой вопрос, казалось бы, даже не должен возникать в обществе. И все же возникает. Занятия музыкой можно разделить на любительское, где малыш может стать просто любителем музыки. И профессиональное, где ребёнок уже получает профессию - это музыкальная школа. Но не каждый ребёнок способен вынести тяжелейшей пресс труда. Всегда находятся люди, которые с ужасом вспоминают годы, проведенные в «музыкалке» и те мучения, которые им приходилось испытывать на уроках сольфеджио. Основной аргумент против занятий музыкой сводится к тому, что после окончания музыкальной школы они ни разу не взяли в руки инструмент или не сели за него. И если у ребенка нет к этому особых дарований, этот груз неподъемен. Музыка становится ненавистна на всю оставшуюся жизнь, а дома начинаются упреки, слезы и уговоры.

Самый счастливый и плодотворный период общения с музыкой – это дошкольный возраст. В период от рождения до школы ребёнок соприкасается с музыкой через простейшие практические навыки во всех видах музыкальной деятельности. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов доказали, что регулярные занятия этим искусством с самого раннего возраста играют немаловажную роль в общем развитии детей. Способность внимательно слушать и слышать, чувствовать, видеть, красиво говорить, двигаться, способность к обучению, концентрация внимания – это далеко не весь перечень того, что развивают занятия.

Музыкальное воспитание расширяет и систематизирует жизненный опыт малыша, учит его сопереживанию, нравственности, самовыражению, готовит к восприятию художественного образа через звуки. Чем раньше малыш начнёт свои первые музыкальные шаги, научится извлекать звуки и выработает навыки пения, тем раньше он почувствует в себе уверенность, тем успешней будет его социализация. Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки. И всё же задатки музыкальных способностей есть у всех детей, главное вовремя начать развивать их.

Я считаю себя успешным человеком, потому что мои творческие начинания поддержали педагоги ещё в детском саду. Они так тонко и профессионально делали свою работу, что моя любовь к музыке, которые они привили мне, помогла мне реализовать себя.

Моя профессия – музыкальный руководитель. Это звание, которое я несу с достоинством, потому что меня ведёт Её Величество Музыка! И через музыку я даю детям возможность услышать и увидеть всю красоту мироздания и приоткрыть дверцу в загадочный таинственный мир.

Теперь я своим мастерством и профессионализмом щедро делюсь с малышами. Мы с ними весело поём, играем на музыкальных инструментах, зажигательно танцуем, занимаемся актёрским мастерством. Я горжусь своими талантливыми воспитанниками и результатами свой работы.

Я – счастливый человек, и желаю, чтобы мои воспитанники также нашли себя в любимом деле, чтобы у них сформировались все стороны личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. ребенок станет успешным и счастливым. Ведь только у счастливого человека живёт гармония внутри. Ведь только счастливый человек может сделать счастливыми других…

Пластинина Светлана Владимировна,

Музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР – Детский сад №91 «Строитель» г.Улан-Удэ.

Значение и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Значение музыки

способность дошкольный музыкальный обучение

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека.

Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. Они объединяют людей в едином переживании, стают средством общения между ними.

Еще одна особенность музыки в том, что каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитор, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

Самая интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальный руководитель ДОУ отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду: проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации, занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации, пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания среди родителей. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятии, использование музыки на праздниках и в развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности.

Игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Музыкально -самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей в процессе игр и наполняет их жизнь интересным содержанием.

Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.

Праздники и развлечения включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, которая при творческой инициативе воспитателей и активности детей решает большие задачи музыкально-эстетического воспитания.

Как замечает О.П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А.Н. Зимина видит в следующем:

Дать детям радость и побуждать их к активности;

Дать яркие художественные музыкальные впечатления;

Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю.И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

1) тщательный отбор сценария и актеров;

2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

4) проведение репетиций;

5) изготовление костюмов и декораций;

6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

7) приготовление угощений.

Развлечения закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль).

Праздник объединяет в себе разные виды искусства, поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности

Музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Возняк Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ № 178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение занятий музыкальной направленности для детей"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Значение занятий музыкальной направленности для детей»

признавалась

незаменимым

средством

формирования

личностных

человека,

духовного

особенностью является то, что она может с непосредственностью и силой

передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и их

оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка формирует отношение

человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности,

отводится

воспитании

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве очень сложно восполнить

впоследствии.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У

ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а

переживать

чувствовать

помогает

воспитать

прекрасному в целом, чуткость в жизни. Музыкальные занятия были всегда

интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально –

ритмические

движения,

музыкальных

инструментах,

творчество

музыкальной

деятельности.

дают музыкальные занятия ребенку?

Музыкальные

всесторонне

развивают

помогают

красоту окружающего мира, формируют представление о видах искусств,

учат воспринимать фольклор и классику, развивают творческое воображение,

подготавливают к обучению в школе. Организация занятий требует от детей

определенной

трудоспособности

проявления

умственных

музыкальных занятиях у детей расширяется кругозор, активно обогащается

словарный

запоминают

произносят

названия

музыкальных произведений, песен, игр, фамилии и имена композиторов,

характеристику музыки. В дополнение к различной информации о музыке,

огромное

познавательное

значение,

обогащают

словарный запас ребенка

характеристики

чувств, которые передаваемых

Дошкольники имеют небольшой опыт в понимании человеческих чувств,

которые существуют в реальной жизни. Музыка передает ребенку весь спектр

эмоций и оттенков, которые можно бесконечно расширять. Музыкальное

образование имеет важное значение для формирования эстетических чувств

детей: знакомство с культурным наследием музыки, ребенок учится понимать

стандарты

культурный

поколений.

Возможность

сравнивать звучание и высоту самого звука развивает в ребенке такие навыки

как: сравнение и анализ, что тоже способствует общему развитию ребенка.

На музыкальных занятиях развивается речь детей, так как такие понятия как

темп, ритм, динамика присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных

нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов,

даже при заикании. Устранению этих нарушений речи помогает включение в

занятие упражнений на развитие певческого дыхания, дикции, пальчиковых

и г р. Занятия

развивают

способность

выразительному

интонированию

успешной

выразительному

артикуляцию

необходимое условие для уверенных ответов на уроках. Умение правильно и

говорить

помогает

общаться

взрослыми

с м у щ е н и я

с т е с н е н и я.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из самых важных

музыкальных способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость

воспитывает

личностные

качества,

способность

сопереживать с другим человеком. Эмоциональная сфера сама по себе не

развивается. Всему этому детей надо учить. На музыкальных занятиях дети

учатся выражать свои эмоции и чувства словами (в процессе слушания

музыки, пении), движениями (в танце, в игре, в инсценировках и

хороводах).

Музыка – это одно из средств физического развития детей.

физического

воспитания

музыкально

ритмические

движения. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение

укрепляют

благотворно

воздействуют

кровообращения,

улучшает

координацию

движений.

В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку,

постоянно

присутствует

вызывает

духовное

удовольствие,

наслаждение,

способна

успокаивать

психическое

напряжение,

помогает

становится

источников

здоровья

человека

профилактическим

средством

лечения различных заболеваний. Влиянием музыки на состояние здоровья

человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная

терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения

тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для

сопровождения физических занятий.

Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно

влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем

чаще становится наше дыхание, и наоборот. Музыка влияет на работу сердца

артериальное

давление.

увеличить

сердечных

сокращений - слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость. Хотите

восстановить стабильный сердечный ритм - слушайте музыку с медленным

расслабляйтесь.

Приятная

благотворно

действует

вызывает

увеличение

лимфоцитов,

о р г а н и з м у

с т а н о в и т с я

б о р о т ь с я

б о л е з н я м и.

Споры о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека

и на его психику ведутся уже давно.

Доказано, что музыка влияет на

интеллектуальные

способности человека.

способствует

повышению

эмоциональной

активности

человека.

активности,

действительно

повышаются

умственные

способности.

касается

музыкальных направлений, это зависит от конкретного человека. На какой

музыке он воспитывался, какую слушал в течение жизни. Поэтому на одних

действует одна музыка, а на других - другая.

развивает

коммуникативные

способности

межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный

способный

объединить людей

национальностей,

возрастов,

профессий.

раскрепоститься,

активизирует

межличностную

коммуникацию,

«общение

одновременно

способствуя

преодолению

коммуникационных

барьеров.

обеспечить

уникальную

возможность

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям.

Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной

группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа

в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться

успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои

чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир

Положительный терапевтической эффект имеют произвольные, свободные

движения

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях,

ориентироваться

пространстве

удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре.

Танцы-игры

партнеров

искусственные

ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой

чувствует

полноправным

коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать

"тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а

такие же, как все. В совместной музыкальной деятельности дети старшего

дошкольного

возраста

овладевают

навыками

индивидуальных

коллективных

действий,

принимать

доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают

фундаментальные

установки,

определяющие

дальнейшем

в о з м о ж н о с т ь

с а м о р е а л и з а ц и и

у с п е ш н о с т и

Ребенок, принимая участие в концертах, праздничных утренниках, начинает

понимать, что, выступая, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы

сами становимся добрее. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений,

эмоционально

обогащается,

испытывает

жизнерадостность.

Таким образом, музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на

детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.