Вертеп: забытая Рождественская традиция. Рождественский кукольный театр, или вертеп


В каждом празднике, будь он церковного календаря или государственного, есть своя неповторимая изюминка, присущая только этому празднику. Так, на Пасху принято печь куличи, красить яйца, на Новый Год наряжают ель, а вот неотъемлемой традицией Рождественских праздников на Руси являлись «рождественские вертепы».

Вертеп - это удивительный и неповторимый исконно русский народный театр кукол, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Согласно Священному Писанию, Сын Божий - Младенец Иисус Христос - родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Слово «вертеп» по-старославянски означает «пещера».

На Руси Вертеп был известен с 17-го столетия, но массовое распространение получил в 18-19 веках. Представления разрешалось показывать на святочные торжества, которые длились 12 дней: от рождения Христа до Крещения. В это время все семьи обязательно посещали церковь. Дети пели колядки, за что хозяева домов, куда они заходили, давали им вкусные угощения. Важными атрибутами во время святок являлись деревянная звезда и «Вертеп».

Да, это был переносной кукольный театр, работавший всего раз в году - на Рождество. И разыгрывалось в нем, хоть и с вариациями, но только одно представление - «Царь Ирод», дополнявшееся комическими и сатирическими интермедиями. Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», так определил это явление народной культуры:

«Зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа».

Прообразы вертепа встречаются еще в Древней Греции. Такой кукольный театр представлял собой ящик без передней стенки, разделенный на два этажа. На первом этаже были куклы - люди, а на втором помещали кукол - богов. Это была попытка рассказать людям о сотворении мира, о существовании неба и земли, божьего и земного. После распада древнегреческих государств, традиции кукольных театров перешли в другие государства.

В отличие от городов Западной Европы, где вертепы долго показывали в помещениях и они имели внушительные размеры, у восточных славян вертеп делался из фанеры или картона и был небольшого размера.

В двухэтажном вертепе каждый этаж имел свое значение: на нижнем этаже ставили пародии из бытовой жизни, интермедии светского характера. Здесь же показывали сюжеты рождественского цикла - ночь Рождества Иисуса Христа, приношение даров волхвами, преследование Христа Иродом, бегство в Египет.

На верхнем ярусе изображалась пещера, в которой был рожден Иисус Христос. Иногда этот ярус называли небом. Куклы приводились в движение при помощи стержней, тем самым создавая иллюзию того, что фигурки движутся сами. Вел представление один человек, руководил и озвучивал все персонажи, изменяя голос. Все представление длилось 10-20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

А так как у вертепа не было постоянного сценария, всегда оставалось место для творчества. Так что сами решайте, что такое Вертеп - профессиональный театр, самодеятельность, или еще одна попытка рассказать людям об Иисусе Христе?

До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. Но, … с 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. И эта традиция была забыта нашими соотечественниками.

Увы, любимая народом новогодняя потеха, устоявшая перед церковными гонениями, не смогла выдержать противоборства с воинствующими атеистами, крушившими веру вместе с храмами, иконами и многовековой культурой. Вот почему уцелевшие в нескольких музеях страны Вертепы можно сосчитать по пальцам.

Однако, в последние десятилетия, интерес к вертепам в России и странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, даже проводятся фестивали вертепных театров.

Возможно, один из первых обновленных театров «Вертеп», это московский театр Александра Грефа «Бродячий Вертеп» , который находится в Вадковском переулке Москвы. Театр существует с 1989 года. Театр «Бродячий Вертеп» - участник и лауреат российских, московских и международных фестивалей, и кроме того проводит свой маленький фестиваль «Старый Новый Год». «Бродячий Вертеп» член международной ассоциации кукольников UNIMA. О театре написаны десятки статей, сняты телевизионные и кино- сюжеты, записаны радиопередачи.

Предлагаю вашему вниманию спектакль театра Бродячий Вертеп
«Смерть царя Ирода или Рождественское вертепное действо».
Поверьте, этот спектакль будет интересен не только детям...




В репертуаре кукольного театра «Бродячий Вертеп» помимо традиционных кукольных представлений - «Вертепное действо» и «Петрушка на ярмарке», программа «Театр музыкальных инструментов». У театра большой опыт выездных представлений, которые могут быть разыграны практически в любом помещении: в классе, в квартире, в больничной палате, в музее, в фойе театра или на профессиональной театральной сцене - и даже просто на улице.

Похоже, исконно русские традиции возрождаются - отрадный факт. Поистине, народ свою культуру потерять не может, чтобы не происходило во времени.

Весёлых Рождественских праздников!

Музыка: Карен Саркисян «Рождественской ночью…»

Вертепный театр в народной культуре.

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с вертепом. Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках - это "персидские цари", пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, - это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!". Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню.

Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода. После духовного действа драмы нередко показывались комические сцены светского содержания под аккомпанемент крестьянского инструментального ансамбля, типа "троистой музыки" (скрипка, бубен, сопилка, барабан, бандура). Ансамбль исполнял как народную танцевальную музыку (Левониху, Комаринского, Гопачок), так и сопровождение к песням, взятым из лубочных изданий.

Время хождения с вертепом различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губ. представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске кукольную пьесу смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря /7 января - 2 /15 февраля) . В псковских деревнях христославление вертепщиков могло продолжаться все Святки, то есть с Рождества до Крещения Господня (до 6/19 января), а в Купянском у. Харьковской губ. вплоть до Великого поста.

Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но городские вертепщики-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Так, в г. Батурине на Украине хозяин вертепа демонстрировал светскую часть драмы офицерам во время летних лагерных сборов.

Слово "вертеп" происходит от старославянского "вертепъ" - "пещера". Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: "Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит..." (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово "вертеп" с глаголом "вертеть". Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии. В украинском Закарпатье прижилось слово "бетлегем" (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования "бетлейка" или "батлейка" (от "Бетлеем" - Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название "шопка" (от польского "szopka" - сеновал). Вертеп в узком смысле этого слова - народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми. Вертепное действо обязательно должно сопровождаться пением различных религиозных кантов, что отличает его от светской народной драмы живых актеров, которая также могла показываться на Рождество (о русской народной драме. В широком понимании вертеп является частью колядного комплекса народных Святок и почти всегда связан с разными формами колядования: хождением ряженых со "звездой" (в виде разноцветного фонаря на шесте) или яслями с Младенцем; чтением школьниками рождественских стихотворений "рацей" или ритмизованных диалогов "катехизирующего" характера, пением духовных стихов с целью получения вознаграждения и др.

Данная статья посвящена главным образом вертепному театру в узком смысле этого слова. Вертеп как кукольный театр с развернутыми диалогами действующих лиц (или вертеп в узком смысле слова) - явление относительно позднее, сложившееся у восточных славян не ранее XVIII в. Ему, конечно, могли предшествовать пьесы живых актеров школьного театра, сходные по содержанию и композиции (Г последующими кукольными представлениями. Пение рождественских кантов семинаристами или клириками у переносного святочного ящика с неподвижными фигурами также можно считать начальной стадией развития вертепной драмы, первыми исполнителями которой были именно ученики духовных школ. Постепенно из достояния книжной культуры вертепный театр стал феноменом фольклора. Здесь необходимо отметить, что в XVIII - начале XIX в. непреодолимого разрыва между устной (народной) и книжной (школьной) зрелищными традициями не было. С одной стороны, словесное творчество семинаристов опиралось на канон (а каноничность характерна именно для фольклорного творчества), и они легко насыщали витиеватыми силлабическими виршами стереотипные сюжеты и общепризнанные композиционные модели, используемые в собственных произведениях. С другой стороны, крестьяне и средние слои городского населения были приобщены к книжной словесности через церковь, популярные гравюры и лубочную литературу. И. Франко считал старейшим списком вертепной драмы текст, содержащийся в польско-русском школьном рукописном сборнике 1788-1791 г. и воссоздающий, с точки зрения исследователя, представление второй половины XVII в. Поскольку выявленный И. Франко список, по его мнению, старше всех известных польских и украинских текстов вертепа, исследователь склонен считать родиной вертепного театра Волынь, как регион сосуществования и взаимодействия культур Польши, Украины и Белоруссии. Если принимать знаменитое, но очень спорное свидетельство Еразма Изопольского, видевшего в Ставищах вертепную сцену с датой 1591 г., появление вертепной драмы у восточных славян можно отнести к XVI в. К этому свидетельству, в отличие от И. Франко, с большим доверием относится В.Н. Всеволодский-Гернгросс, который даже полагает, что вертеп на Украине мог возникнуть раньше этой даты. Большинство исследователей, однако, отдают пальму первенства в вопросе зарождения вертепа Польше, относя его возникновение к XVI - XVII вв. (Ц.К. Норвид, И.И. Крашевский, X. Юрковский и др.). Однако, приводя столь ранние даты появления вертепного театра у славян, исследователи не всегда оговаривают, какой театр имеется в виду. Свидетельства XVI - XVII вв. о вертепе условно можно разделить на две группы: тексты пьес рукописных сборников и документы, свидетельствующие о существовании ранних вертепных ящиков. При этом отсутствуют достаточно убедительные доказательства того, что пьесы рукописных сборников действительно разыгрывались куклами, а упоминаемые ящики действительно предназначались для театрального действа, а не были просто неподвижными изображениями Рождества, с которыми ходили колядовать. В последнем случае следует говорить не о театре, а о квазитеатральном феномене. Видимо, вертеп как театр не мог появиться раньше Люблинской унии, поскольку вертепная драма - некий своеобразный синтез католическо-православных тенденций, которые и составляют всю неповторимость вертепной рождественской пьесы.

Практически все бесспорные записи восточнославянских вертепных кукольных представлений были сделаны в конце XVIII - начале XIX в. Завершающим этапом жизни вертепа можно считать отдельные спектакли в начале XX в. (Минская батлейка 1915г.). Последней фиксацией народных вертепных текстов от очевидцев являются записи Олексы Ошуркевича на Волыни в 80-х годах XX в.

Итак, наиболее благоприятные условия формирования вертепного театра сложились на обширной территории западных земель царской России (в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши). Во всех этих землях похожие представления могли возникнуть почти одновременно. Их сходство можно объяснить не столько заимствованиями, сколько общностью культурной среды, которая их породила Важным и уникальным признаком этой среды можно считать сосуществование и взаимопроникновение католической и православной культур Во внешних формах вертепных ящиков обнаруживаются элементы католического и православного церковного искусства. Так, ящики Могилевского и Сокиренского вертепов по своей структуре напоминают ретабль (католический заалтарный образ). Одновременно эти же самые формы можно "увидеть" через очертания некоторых православных иконостасов послепетровского времени. Вертепные ящики нередко сооружались по образу храмов Завершающий регистр вертепа типа "ретабль" (Сокиренский вертеп) мог напоминать православный иконостас, а верхний этаж вертепа типа "церковь" (Ельнинский вертеп) зачастую оформлялся как алтарная преграда в храме Структура иконостаса иногда имитировалась здесь росписями задника В Ельнинском театре "над главной аркой - Дух Святой в виде голубя Под верхом (под крышей) - облака и на них парящие попарно херувимы (числом двенадцать) В простенках между арками и окнами шесть ангелов в длинных одеждах" Русский высокий иконостас с XVI - XVII вв увенчивался иконой "Новозаветная Троица", в которой присутствовало изображение Святого Духа в виде голубя. В состав Деисусного ряда могли входить изображения архангелов в длинных одеяниях Таким образом, отдельные элементы росписи вертепа перекликаются с образами иконостаса Вертепные ящики в форме православной церкви с округлыми главами были широко распространены в восточной части Белоруссии. На Волыни и в Закарпатье также встречались вертепные ящики наподобие храмов, только здесь их очертания напоминали фасад католической двухбашенной базилики (Славутинский вертеп) На Украине больше были приняты сцены в виде дома или ретабля Хотя незыблемых законов здесь вывести нельзя, одноэтажные домики-ящики более характерны для районов, не слишком удаленных от Польши (см описание Львовского вертепа) Возможно, это связано с влиянием неподвижных храмовых изображений Рождества, принятых в католической традиции.

Наталья Плахтеева

Слово "вертеп" происходит от старославянского "вертепъ" - "пещера". Это название используется православной церковью для обозначения места рождения Иисуса Христа.

Вертеп в узком смысле этого слова – это народное Рождественское представление об истории Рождества Христова, разыгрываемое в специальном ящике. Раньше Вертепное действо обязательно сопровождалось пением различных религиозных песнопений, что и отличало его от светской народной драмы.

Вертепный театр являлся частью народных Святочных колядок и хождением ряженых со "звездой". Время хождения с вертепом продолжалось все Святки, т. е. с Рождества Христова (7 января) и до Крещения Господня (19 января). Ряженые возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были согласны их принять, колядовщики вносили театр в горницу и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника:

«Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звёздам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!»

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом богопознания;

ибо тогда - звёздам, как Богу, служившие

Звездою научены были

поклоняться Тебе, Солнцу правды,

и знать Тебя, Восток с высоты.

В нашем детском саду на Святки традиционно проводится Рождественский праздник. Непременным его атрибутом, занимающим почётное место, является Рождественский кукольный театр или вертеп. У нас есть несколько видов этого театра.

Первый театр я сделала лет шесть назад. Для изготовления пещеры я взяла картонную коробку и декорировала её с помощью папье-маше. Затем красками разукрасила получившуюся пещеру

Чтобы изобразить звёздную ночь, решила сделать задний фон. Для этого взяла картонный лист, выкрасила его чёрной краской, а когда та высохла, приклеила звёзды, примерно изобразив созвездие Рыбы. Согласно легенде, именно там и появилась Вифлеемская звезда

Для показа вертепного театра задний фон крепится к пещере-вертепу специальным крепежом из проволоки

Всех персонажей я сделала из ткани способом традиционной народной куклы


С помощью этого Вертепного театра я каждый год рассказываю детям Рождественскую историю




Наши воспитанники участвовали в городском Рождественском конкурсе. Они изготовили и послали на него три работы. Но жюри выбрало творческую работу «Рождественский вертеп» . Его сделала Арина. Пещеру она сделала тем же способом, каким и я, а главных персонажей Арина сделала в технике «Бумагопластика»

Так же дети участвовали и в конкурсе поделок на Рождественскую тему. И появилась вот такая красивая работа в плоском изображении


А однажды руководители детского православного центра «Зерно веры» к Рождественскому празднику предложили нам несколько идей для украшения зала, а также свой Вертепный театр. Все фигуры тонкой работы были сделаны из фарфора

Священник нашего храма, отец Павел, подарил красивые фигуры главных героев Рождественской истории


Собрав их вместе и расположив возле вертепа, они займут почётное место на нашем Рождественском празднике!

Современный Рождественский театр сохраняется в детских садах, в школах, центрах детского творчества. В некоторых семьях родители устраивают свои вертепы, возрождая традицию домашнего театра.


Публикации по теме:

В нашем детском саду педагоги часто показывают детям кукольные спектакли. Кукольный спектакль способствует развитию таких сторон воспитания,.

Т старых ненужных резиновых игрушек отрезала нижнюю часть и выбросила. Для работы нам понадобится только голова от игрушки. Из ненужных.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости детям. Кукла сама по себе очень близка.

Кукольный театр в детском садуДошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен и очень интересен.

Родители нашей группы предложили посетить Саратовский областной кукольный театр. Мы воспользовались предложением. Родители организовали.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР - Театр, созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва, является нар. театр. творчество.

Фольклорный театр - традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и величавый этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах - символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, для зимние Святки по деревне тянули плуг, "посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой; театрализованную игру: порядок "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа обозначать счастье и довольство. Однако свадебный чин не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина - в мужскую, рядились в животных, особенно нередко в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.



Балаган - временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле - действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). Балаганы известны с XVIII века.

Вертеп - народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII - начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.

В отличие от «театра Петрушки», управление куклами происходит снизу

Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене - ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора - на торговых площадях.

По сути, двухъярусный ящик 1х1.5м, на ярусах двигались куклы.

Театр Петрушки - Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

В отличии от Вертепа, ширма – не ящик, а окно со «шторами». И человек, который управлял куклой в театре Петрушки мог показываться публике сам и разговаривать с собственной куклой.

Раёк - народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.

Высшим проявлением народного театра является народная драма. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были "Лодка" и "Царь Максимилиан". Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", "Маврух", "Пахомушка" и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.

Некоторые из народных драм носили исторический характер. Одна из них – "Как француз Москву брал».