Что такое музыкальная форма определение. Построение (формы) музыки

Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.






Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно (или изменяется лишь слегка), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет (запев, припев)- проигрыш – куплет (запев, припев) - заключение


Вариационная форма Вариации (от лат. вариация – изменение): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко - поле » Л. К. Книппера


Рондо Рондо (от фр. рондо - хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки






Сюита Сюита (фр. Suite- ряд, последовательность). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского - Корсакова













Под «формой» в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.

Понятие формы в музыке многозначно. Одни предпочитают употреблять этот термин только по отношению к структуре произведения. Другие относят его к разным жанровым обозначениям, которые могут а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн); б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга); в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт); г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма); д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет); е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез). В действительности, несмотря на обилие таких определений, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу.

Главные композиционные схемы или планы в музыке основаны на трех принципах: повторения, варьирования и контраста, и проявляются в ней через взаимодействие ритма, мелодии, гармонии, тембра и фактуры.

Формы, основанные на повторении, варьировании и контрасте, свойственны как вокальным, так и инструментальным жанрам. Для вокальных произведений часто характерна строфическая форма, в рамках которой одной и той же мелодии соответствуют разные стихотворные строфы и элемент контраста вносится лишь поэтическим текстом: именно поэтому строфическая форма в чистом виде не встречается в инструментальных жанрах. И для вокальных, и для инструментальных композиций характерна форма с повторяющимся разделом – рефреном. Иногда строфическая форма модифицируется введением одной или нескольких контрастных строф, в этом случае она приближается к т.н. составной композиции.

Основные строфические структуры выглядят следующим образом:

Куплетная формаА–А–А–А–А и т.д.

Двухчастная формаА–В

Трехчастная формаА–В–А

Форма с рефреном (рондо) А–В–А–С–А

Вариационная форма А–А 1 –А 2 –А 3 –А 4 –А 5 и т.д.

Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур (например, рондо часто пишется по модели: А–В–А–С–А–В–А). Встречаются произведения, в основе которых лежит принцип непрерывного продолжения: такова «бесконечная мелодия» в музыкальных драмах Вагнера – здесь нельзя провести четкую границу между разделами. К подобным формам прилагается немецкий термин durchkomponiert («основанный на сквозном развитии»). Этот тип организации характерен для произведений, связанных со словом или ориентированных на литературную программу, часто – на конкретное литературное произведение.

Принцип развития, зародившийся в музыке гораздо позже, чем принцип повторения, особенно типичен для чисто инструментальных композиций. Он отличается от описанных выше строфических структур тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно ясно этот принцип демонстрирует сонатная форма).

При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т.н. циклическая форма (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита, концерт и т.д.). В этом случае каждый фрагмент называется «частью» и имеет свое обозначение темпа и характера исполнения.

Форма в музыке – развивающееся, динамичное явление. В прошлом новые формы возникали как ответы на литургические потребности, или на изменения в жизни общества, или на изобретения новых инструментов и новых способов игры на них и т.д. Можно смело утверждать, что новые функции музыки, новые условия общественной жизни, новые композиторские и исполнительские приемы, новые изобретения (например, электронные инструменты) приведут к возникновению новых форм (в смысле жанровых обозначений) и новых методов композиции. См. также ОПЕРА; БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА; ОПЕРЕТТА; ИНВЕНЦИЯ; ФУГА; ОРАТОРИЯ; КОНЦЕРТ; МАРШ.

Музыкальная энциклопедия , тт. 1–5. М., 1973–1982
Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов . М. – СПб, 1996
Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь . СПб – М., 1998
Краткий музыкальный словарь-справочник . М., 1998
Музыкальный энциклопедический словарь . М., 1998

Найти "МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА " на

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм даст более ясное представление о произведениях.

Мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

    Общей линией мелодического движения

    Стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку

    Одной гармонией или связной гармонической последовательностью

Музыкальной фразой называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Единство фразы определяется:

    Общностью мелодического движения и общей кульминацией

    Ладо-гармоническими связями

    Ритмо-синтаксической структурой фразы: а/ периодичность «Течёт река Волга » б/ объединение «Солнечный круг» в/ дробление «Песенка капитана Гранда » г/дробление с объединением «Бухенвальдский набат»

Музыкальная тема –первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке. Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ находит воплощение в процессе развития содержания. Об окончании темы можно судить по следующим признакам:

ПЕРИОД

(с греч. –круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс )

Периодом называется законченная одночастная форма изложения темы гомофонного склада. Период делится на два , редко на три предложения. 1 –е предложение (а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение или в) - устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А) . Типы периода:

    Повторный (квадратный)- период из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами.

    Единой структуры- процесс интонационного развития проходит в рамках единой ритмо-синтаксической структуры.

    Модулирующий- заканчивается в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего развития.

    Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения (Чайковский. «Ноктюрн до диез- минор )

Дополнение и расширение- называется построение, выходящие за рамки периода. Часто дополнение-это повторение последнего построения периода.

ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ:

Вступление и заключение: вступление и заключение тесно связаны с вокальными жанрами: песней, романсом, арией, т.к. предполагают две партии: партию сопровождения, которой принадлежит вступление с заключением, и партию голоса, вступающую позже и раньше заканчивающуюся. Из области вокальных жанров вступление и заключение перешли в инструментальную музыку. Существуют различные типы вступлений:

    Вступление может состоять всего лишь из нескольких аккордов или одного аккорда. Часто в таком вступлении устанавливаются тональность, темп, метро-ритм и фактура произведения

    Во вступлении излагается яркая тема. Иногда она самостоятельна («День ли царит» Чайковского ), иногда это тема, которая далее будет изложена в партии голоса или инструмента («Растворил я окно» Чайковский,«Симфония № 6») Чайковского- тема вступления далее звучит в главной партии, Бетховен «Симфония № 5» -как эпиграф).

    Заключение чаще всего повторяет вступление и «обрамляет» с ним произведение. Иногда оно контрастирует вступлению («День ли царит» Чайковского)

Экспозиция (лат.- изложение, объяснение, показ): – называется первоначальное изложение одной или нескольких тем произведения. Начинается обычно в главной тональности, но оканчиваться может в одной из побочной тональностей. Экспозиция может быть повторена (сонаты и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Реприза: повторение темы или тем экспозиции. Репризность имеет огромное значение в музыке, т.к. в точной репризе утверждаются основные черты художественного образа. Однако при повторении темы или тем экспозиции в репризе они воспринимаются несколько иначе. Репризы могут быть изменённые:

Тема, данная в экспозиции, в репризе может стать ярче, динамичнее. Такую репризу называют динамической. (Шопен. «Ноктюрн» № 13, до-минор)

Реприза может быть сокращённой («Прелюдия» Ре-бемоль мажор Шопена) или расширенной («Мелодия для скрипки и ф-но», соч. 42, № 3 Чайковского)

- зеркальной называется реприза, в которой темы экспозиции представлены так, что сначала идёт вторая тема, потом первая (Шуберт «Приют»). Зеркальной может быть и реприза одной темы, написанной в форме периода. Тогда в репризе появляется сначала второе, потом первое предложение (Шуман «Листок из альбома» из цикла «Пёстрые листья», соч.99).

Разработка: процесс интонационного развития пронизывает всё произведения от первой до последней ноты, построения, в которых происходят изменения тем экспозиции, называются тематическим развитием. Анализируя тематическое развитие, мы должны установить: 1/ какие темы развиваются, 2/ какой тональный план развития, 3/ каково изменение темы- какие новые она приобретает.

Эпизод: называется новая тема, возникающая в процессе сквозного развития

Кода: называется завершающий этап сквозного развития произведения. Кода появляется в том случае, если развитие не исчерпано в предыдущих частях музыкальной формы:

Кода может быть разработочного типа: тема в ней может производится частично и даже полностью в разных тональностях, где главная тональность укрепляется многократными кадансами (Бетховен «Соната», соч. 27, № 2, до-диез минор, финал)

В конце может быть использована тема эпизода (Бетховен «Соната» соч. 2, № 3, До-мажор, ч.2). Кода имеет большое образно-смысловое значение. (Чайковский «Симфония» № 5, финал, в которой темы вступления и главной партии первой части появляется в мажоре и в очень подчёркнуто маршевом облике).

Промежуточные и связующие построения: существуют построения, роль которых в процессе развития менее значительна, но такие построения имеют большое формообразующее значение, а часто и большую образно-смысловую функцию:

Интерлюдия (лат. i nter - между)- вступление и постлюдия (лат. post -после)- заключение. Роль их очень важна, например, когда в ней заключено как бы высказывание «от автора», дополняющее в партии сопровождения партию солирующего голоса или инструмента («Примиренье» Чайковский). Связующие построения готовят появление репризы или новой темы. Таковы связующие партии в сонатной форме.

ПРОСТАЯ ФОРМА

Форма называется простой , когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной .

Одночастной называется простая форма, содержащая изложение в рамках периода. Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма –1) а + а1 +а 2+ а3 ;

2) а + а1 + в + в1; а + а1 ; 3) единая структура). Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения (Шопен «Прелюдия» Ля-мажор). Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА

Простой двухчастной формой называется форма. Первая часть которой представляет тему произведения, изложенную в форме периода , а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А + А или А + В. Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах (некоторые лендлеры Шуберта ), и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла (тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта ) или в романсах («Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено» Хренникова).

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор ). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является («Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность характерна для небольших танцевальных пьес (некоторые вальсы Шуберта, «Украинский казачок» Даргомыжского –как песня с запевом и припевом ) , а также и не танцевального склада- «Прелюдия» соч. 57,№ 1 Лядова . Каждая часть может быть повторена: А В. Простая двухчастная форма может быть как форма части более крупной композиции.

ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

Простая трёхчастная форма- называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть- построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризой: А + В + А, где средняя часть развивающая и периодом не является. Масштабы средней части могут быть весьма различны: а/ средняя часть равная крайним частям (8+ 8+ 8), б/ средняя часть короче, чем крайние части (8+ 6+ 8), в/ средняя часть длиннее (8+ 10+ 8). Третья часть –реприза- может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена (варьирована), расширена. Особо следует выделить динамическую репризу- изложение первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной фактуре или в более гармоническом освещении. Нередко при этом достигается самая значительная кульминация всего произведения («День ли царит» Чайковского).

Самостоятельность первой часть и связанность развивающей средней части с репризой подчёркивается тем, что первая часть повторяется особо, а вторая и третья –вместе:

А В А. вслед за репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где средняя часть- развивающая («Для берегов отчизны дальней» Бородина ), реже встречаются с контрастной частью («Ария Снегурочки» Римского-Корсакова ).

Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдов («Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина ).

Простая трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.

Сложная трёхчастная форма

Сложной трёхчастной формой называется трёхчастная форма, первая часть которой написана в простой двухчастной или трёхчастной форме, вторая часть либо имеет такое же строение или ряд незамкнутых построений, а третья часть является репризой. Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

Первая часть пишется в главной тональности . Вторая часть большей частью пишется в одноимённой или субдоминантовой тональности. (Иногда она проходит в главной тональности «Скерцо» Третьей симфонии Бетховена).

Третья часть - реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой части. Буквальное реприза часто не выписывается в нотах, а обозначается D, C., т.е. Da capo . Видоизменением в репризе часто связаны с усложнением фактуры (варьирование- соната № 4, ч. 2 Бетховена ). Иногда встречаются сокращённые репризы (Прелюдия № 15; Мазурки № 1, 2 Шопена ), в которых содержится лишь один период первой части пьесы. В заключении формы иногда имеет место кода. Эта форма широко распространена в инструментальной музыке танцевального жанра (сопоставление двух танцев, где вторую часть называют – трио , т.к. исполнялось тремя инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения нетанцевального жанра, в основном которых лежит контрастное сопоставление двух образов. Нередко они имеют программное название: П.Чайковский «Времена года»: «На тройке», « У камелька» или жанровое обозначение – ноктюрн, баркарола. Такая форма встречается в медленных частях сонатного цикла.

В вокальных произведениях сложная трёхчастная форма встречается значительная реже, чем в инструментальных (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»).

Сложная двухчастная форма

Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы.

В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко (Ф.Шопен. «Ноктюрн», соч. 15, соль-минор ). В вокальной музыке эта форма встречается в тех произведениях, где развитие содержания основывается на контрастном сопоставлении двух тем и реприза не требуется или даже недопустима. Такую форму имеют, например, романсы «Давно ли роскошно ты розой цвела» М.Глинки, «На нивы жёлтые» П.Чайковского. Сложная двухчастная форма иногда встречается в песнях советских композиторов- «Гимн демократической молодёжи» А.Новикова (первая часть- си-бемоль -минор – одночастная; вторая часть –Си-бемоль- мажор: простая трёхчастная форма).

Рондо

Рондо называется многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:

А В А С А

Слово «рондо» означает круг, хоровод.

В конце 17 –начале 18 века сложился один из ранних видов формы рондо. Широкое распространение он получил в творчестве французских композиторов- клавесинистов

Фр.Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:

1). Неограниченное количество эпизодов

2). Контраст темы и эпизодов незначителен

3). Тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода

4). Характерна замкнутость частей

5). Тема всегда проводится в основной тональности, эпизоды –диатонич. Родства

Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды – куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты: 1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя); 2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме; 3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях; 4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме (финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна ); 5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода; 6) тональный план формы чёток: тема - в главной тональности, контрастный эпизод - в одноимённой или субдоминантовой, неконтрастный эпизод - в доминантовой тональности, иногда – в тональности VI ступени (при основной мажорной тональности). В форме рондо написаны некоторые финалы сонатных циклов, отдельные пьесы, часто называемые рондо. Иногда эту форму можно встретить в оперной арии («Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта).

В творчестве композиторов 19 века (в частности, у Шумана) форма рондо приобретает новые черты:

1). Возрастает количество эпизодов;

2). Возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;

3). Замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму

(1 часть «Венского карнавала» Шумана»)

4). Усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого

родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение

одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта»,

соч. 21, № 1, Шумана)

В творчестве русских классиков и советских композиторов встречаются весьма разнообразные виды рондо. Прежде всего следует выделить яркие образцы этой формы в вокальной музыке- в произведениях, основанных на контрастных сопоставлениях нескольких тем при господстве одной – главной. Среди них известные романсы Даргомыжского «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая княжна». У Глинки форму рондо имеют некоторые оперные арии – рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин», рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы», романсы «Ночной зефир», «Сомнение»(нет изменения музыкального текста, изменяется лишь словесный текст).

Симфонические и камерные произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр ».

Вариации

Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.

Вариации на basso ostinato

Называют вариационную форму, неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в нижнем голосе. А верхние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются. (Чаконы, пассакалии в творчестве И.С.Баха, Г.Генделя).

Вариации на so prano ostinato

Называют вариационную форму. Неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в верхнем голосе. А нижние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются.

Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной.

Классические вариации

Основой классических вариаций является тема , изложенная чаще в 2-х частной репризной форме, и ряд вариаций. Тема в вариациях развивается с помощью мелодической фигурации. Видоизменяется ритмический рисунок, иногда меняется метр, темп. Гармония и форма темы остаётся неизменным. Все вариации излагаются в одной –главной тональности. В середине возникает вариация или группа вариаций – в одноименной тональности. Это является средством создания контраста в развитии одной музыкальной темы. Такая форма получила широкое распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются большие, значительные произведения- «32 вариации» Бетховена.

Двойные вариации

Двойными вариациями называются вариации на две темы . Эти темы излагаются в начале произведения, противопоставляясь друг другу. Затем также последовательно варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103 «С тремоло литавр», ч.2 Гайдна; «Камаринская» Глинки).

Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.

«ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРОГРАММЕ

ФОРТЕПИАННОГО КЛАССА ДМШ и ДШИ»

Методическая работа

Преподавателя класса фортепиано Егорьевской детской школы искусств

Енгалычевой Ирины Алексеевны

«Под конкретностью музыкальной формы нужно подразумевать способность музыки выражать и активизировать жизненное содержание, сливаясь с образом, идеей и чувством»

С. Фейнберг

С первого класса педагог требует от ученика осмысленного исполнения программы. Он доступным языком объясняет ребенку содержание произведения, тщательно работает над техникой, оттенками, фразами. Но к понятию музыкаль-ной формы он подводит его позже.

Очень часто учащиеся старших классов не могут определить границы экс-позиции, разработки, репризы в исполняемой ими сонате, не знакомы с принци-пом построения фуги. Именно поэтому у них случаются срывы и неудачи на кон-цертах, экзаменах и зачетах.

Одной из распространенных ошибок является исполнение учеником побоч-ной партии сонатного аллегро в репризе в тональности экспозиции. Или же другая ошибка: забыв какое-то место в середине или в конце инвенции, ученик начинает играть произведение с самого начала вместо того, чтобы вернуться и повторить тот раздел формы, где она произошла. Педагог объясняет такие ошибки сцениче-ским волнением. Но на самом деле одной из важных причин «распада» формы на эстраде является неосведомленность учащегося в вопросах, касающихся законо-мерностей строения музыкального произведения.

Вопросы изучения музыкальной формы в старших и младших классах имеют свою специфику, обусловленную различием в возрасте и уровнем подго-товки. Ученик младших классов должен знать такие музыкальные термины как «цезура», «фраза», «реприза», «секвенция», «кульминация» и т.д. Затем, в сред-них и старших классах знания углубляются и уточняются.

С самого начала ребенок должен представлять, что первичной смысловой ячейкой музыки является фраза. Объясняя строение конкретной музыкальной фразы, педагог невольно проводит анализ: помогает учащемуся найти в ней логи-ческий акцент, прослеживает направление мелодической линии, разбирает интер-вальный состав. Самый яркий звук обычно бывает кульминационным, но подойти к нему можно по-разному. Если ход мелодии плавный, то и крещендо будет плав-ным, постепенным. Если же кульминация взята скачком, то требуется особо выра-зительное пропевание этого интервала. Когда во фразе две яркие точки, то нужно разделить ее на более мелкие построения и проработать их. Если ребенок этого не слышит и играет однообразно, можно попросить его спеть данный отрезок, выде-лив голосом выразительно значимые звуки. При фальшивом пении можно помочь ему подыгрывая на инструменте, а можно спеть данный отрезок вместе с ним, по-казав движением руки вверх кульминационные звуки.

Для наглядности нужно заставить его нарисовать цветным карандашом волнообразную линию, имитирующую движение данного отрывка. При этом бо-лее жирно выделить узловые моменты.


Это необходимо делать для того, чтобы направить слуховое внимание уче-ника на осмысленно выразительное исполнение. При этом будут задействованы не только слуховые центры, но также двигательный, и зрительный.

Добившись относительно яркого исполнения одной музыкальной фразы, педагог ведет ученика дальше. Таким же образом прорабатывается вторая, третья фраза и т.д. На следующем этапе работы мы объединяем несколько фраз в одно целое построение с единым общим центром - кульминацией. Для сравнения - пе-дагог может исполнить пьесу гладко, благополучно, но скучно (без кульминации), а потом - исполнить ее ярко, с воодушевлением. Это заложит в воображении уче-ника представление о музыкальном образе кульминации. Для наглядности вместе с учащимся можно изобразить волнообразными линиями строение исполняемой пьесы, более яркими цветами раскрасив кульминационные точки.

Работая с учащимися над музыкальным произведением, нужно иметь в виду, что конечной целью его разучивания является законченное и выразитель-ное исполнение. Поэтому в процессе работы педагог должен уделять внимание пониманию учащимся цельности, стройности формы исполняемого произведения. Очень важно не делать поправок по ходу исполнения пьесы. Исправленный эпи-зод нарушает закон формы, установленный автором. Если преподаватель будет с самого начала требователен в этом отношении, то и ученик будет работать над охватом целого: сначала будет меньше допускать ошибок, а потом добьется без-ошибочного исполнения.

Важным фактором исполнительского процесса является взаимосвязь части и целого. Нужно приучать ребенка сразу «входить в образ» исполняемого произ-ведения, так как первая фраза определяет характер и настроение всего произведе-ния. Для этого ему полезно перед началом выступления пропеть про себя первые такты пьесы.

В процессе исполнения ученик также должен следить за тем, чтобы не «спадали» кульминационные точки. Для этого надо научить учащегося рассчиты-вать звуковой рисунок так, чтобы образовывалась общая большая волна, ведущая к главной кульминации. Тогда исполняемое произведение будет целостным и ло-гически выстроенным.

Однако не стоит забывать и то, что смазанный конец произведения разру-шает общее впечатление от исполнения. Чем крупнее форма, тем сложнее охва-тить ее в целом. Поэтому нужно научить учащегося рассчитывать свои силы та-ким образом, чтобы он смог донести образ исполняемого произведения от начала до конца. Тогда его исполнение создаст единое и законченное впечатление.

Что же такое музыкальная форма? «Музыкальная форма - это строение му-зыкального произведения. Определяется она содержанием каждого конкретного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодей-ствием всех определенных звуковых элементов, распределенных во времени».

При всем богатстве форм музыки они разделяются на гомофонические и по-лифонические . Гомофонические формы - это те, где один голос имеет ведущее значение. А полифонические - это формы, в которых все голоса мелодически равноправны и самостоятельны.

Форма каждого произведения индивидуальна и неповторима. Тем не менее, законы и правила образования формы имеют общие признаки в строении. Каждая часть имеет свою функцию. Основных функций в форме - шесть: вступление, из-ложение темы/тем, связующая часть, середина, реприза и заключение.

Наименьшей формой, выражающей относительно законченную мысль, яв-ляется период .

Основные крупные разделы периода называются предложениями . Предло-жения периодов подразделяются на построения более мелкие - фразы. Фразу можно выделить по смыслу и, кроме того, она обособлена ритмически (признак фразы - две сильные доли). Фраза может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения - мотивы .

Периоды.

Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называ-ется однотональным . (Например, первый период «Адажио» Д. Штейбельта, пер-вый период «Мазурки» А. Гречанинова).

Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в дру-гой, называется модулирующим . (Например, первый период «Жаворонка» М. Глинки - начало - e-moll, конец - G-dur. первый период И. Баха «Менуэта » d-moll - начало - d-moll, конец F-dur).

Периоды бывают квадратного и неквадратного строения. Основные вари-анты квадратности выражаются в четырехтактовости частей: первое предложение - 4 (или 8 тактов) и второе предложение - 4 (или 8 тактов) (И. Баха «Менуэт» d-moll в 1-м периоде оба предложения по 4 такта И. Баха «Менуэт» G-dur в первом периоде каждое предложение по 8 тактов)

Встречаются периоды по 4 такта (2+2), где каждый такт можно принять за два (первый период «Колыбельной» Филиппа, первый период «Дождика» С. Май-капара). Примером периода неквадратного строения служат первые периоды пьес «В стране гномов» Роули (4+5) и «Хора» П. Чайковского (5+7).

Есть периоды повторного и неповторного строения. На примере пьес Чай-ковского «Полька», «Новая кукла» видно, что 2-ое предложение построено на по-вторении материала первого. Эти два периода повторного строения. А вторые предложения «Менуэта » d-moll И. Баха и «Декабря» П. Чайковского построены на новом материале. Это периоды неповторного строения.

Периоды, заканчивающиеся устойчивой каденцией, называются замкну-тыми (А. Майкапар «В садике», Д.Кабалевский «Клоуны»). Если же в конце пе-риода каденция неустойчивая, то такой период называется разомкнутым. (Б.Печерский «Сонная кукла»).

Есть расширенные и сокращенные периоды. У расширенных периодов уве-личено 2-ое предложение первые периоды пьес П. Чайковского «Июнь» и «Ян-варь»). Сокращение второго предложения применяется реже, в связи с тем, что оно имеет бо льший логический вес как завершение формы.

Период может выступать как самостоятельная форма (Ф. Шопен «Прелю-дия» A-dur»), а также быть составной частью музыкальной формы (см. ниже пе-речисленные примеры).

Простая двух-частная форма

Форма, состоящая из двух периодов называется простой двух-частной . Она подразделяется на репризную и нерепризную. В репризной двух-частной форме вторая часть обязательно должна иметь повторение одного из предложений пер-вой части. (Д. Штейбельт «Адажио» - во второй части повторяется второе пред-ложение первой части). В нерепризных двух-частных формах повторений во вто-рой части нет. (И. Бах «Маленькая прелюдия g-moll»).

Простая трех-частная форма

Простой трех-частной формой называется форма, которая состоит из трех периодов, где первая и третья части построены на одном и том же материале. Средняя часть может быть контрастной и неконтрастной . В трех-частных фор-мах середина может контрастировать с крайними частями в различных отноше-ниях - тональности, ладе, регистре, тембре, фактуре, кроме тематики. Это - не-контрастная форма. (П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Р. Шуман «Смелый наездник»). В контрастной же форме середина основана на новой теме, которая контрастирует с крайними частями (Д. Шостакович «Марш».

Существуют еще двойные трех-частные формы, в которых повторяются вторая и третья части, причем вместе. (Э. Григ «Танец эльфов», «Мелодия a-moll».

Сложная трех-частная форма

В этой форме каждая часть - простая форма (двух или трех-частная). Вторая часть в этой форме бывает двух типов:

а) типа трио - по всем выразительным средствам (мелодии, гармонии, мо-дуляций, фактуры) эта часть проще крайних частей. (П. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома», Й. Гайдн «Соната G-dur» ч.2).

б) типа эпизода - здесь нет четкой формы. Развитие более свободное (много модуляций, секвенций, неустойчивых гармоний) (П. Чайковский «Май»).

Рондо

Рондо называется такая форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания, чаще всего - нового. Повторяющаяся тема называется рефрен или главная пар-тия. Части, расположенные между проведениями главной партии, называют эпи-зодами.

Рассмотреть строение этой формы можно на примере «Рондо» Р. Глиэра. Начинается она рефреном, написанным в форме периода, который заканчивается в доминантовой тональности (8 тактов). Затем проходит первый эпизод, постро-енный на материале главной партии. Он написан в другом регистре, более напря-женный по характеру и более неустойчивый (8 тактов). За эпизодом опять прохо-дит рефрен (8 тактов), который плавно переходит во второй эпизод, который про-строен совсем на другом материале и более контрастен первому эпизоду и реф-рену. В нем меняется ритм, фактура, тональность. Заканчивается «Рондо» рефре-ном в основной тональности.

Форма рондо относится к сочинениям крупной формы. Рондо может пред-ставлять собой как самостоятельное произведение, так и часть цикла.

Вариации

Среди произведений крупной формы видное место занимают традиционные циклы. Они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. Цель-ность вариационного цикла достигается тематическим единством. Большое зна-чение имеют цезуры между отдельными вариациями, которые разъединяют их, тем самым размельчив или укрупнив форму.

Вариации бывают строгими и свободными . Строгие вариации связаны ме-жду собой тональностью и тематическим единством В программе музыкальной школы мы сталкиваемся, в основном, с формой строгих вариаций (Д. Кабалевский «Легкие вариации на тему словацкой народной песни»).

СОНАТНАЯ ФОРМА

Сонатной называется форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые при первом изложении контрастируют и тематически, и тонально, а по-сле разработки обе повторяются в главной тональности.

Сонатная форма (сонатное аллегро) состоит из трех частей: экспозиции , разработки и репризы .

В экспозиции излагаются две противоположные темы - главная и побоч-ная . Главная партия написана в основной тональности. Между главной и побоч-ной темой существует построение, называющееся связующей партией . Эта партия основана на материале главной и подвергается развитию и преобразованию. Она выполняет соединительную роль, так как в ней содержится модулирование в то-нальность побочной партии. В теме побочной партии ярко выражены черты кон-траста к предыдущей музыке. Со стороны гармонии самое важное то, что побоч-ная партия в экспозиции проходит: в мажорных тональностях - в тональности до-минанты (В. Моцарт «Соната C-dur» г.п - C-dur, п.п - G-dur), а в минорных - в параллельном мажоре.(Й. Гайдн «Соната e-moll» г.п -, e-moll п.п - G-dur).К по-бочной партии примыкает последний раздел экспозиции - заключительная пар-тия . Она служит дополнением побочной и, как правило, протекает в ее тонально-сти.

Вторая часть сонатного аллегро - разработка . Для нее характерно прове-дение кратких оборотов тем экспозиции, полученных в результате вычленения, модулирующие секвенции и элементы полифонии. С гармонической стороны важна общая тональная неустойчивость и избегание основной тональности.

Последняя часть сонатного аллегро - реприза . Она представляет собой итог развития. В ней повторяется весь материал экспозиции в том же порядке, но с тональными изменениями. Связующая партия перестраивается таким образом, чтобы остаться в главной тональности, а побочная и заключительная партии - транспонируются в нее.

На примере «Сонаты D-dur» Й. Гайдна рассмотрим строение сонатного ал-легро. Экспозиция начинается изложением главной партии в основной тонально-сти. Написана она в форме периода (8 тактов). Характер ее решительный и на-стойчивый. За ней идет связующая партия (8 тактов), которая написана в той же тональности и по характеру похожа на главную. В ее последних тактах появляется доминантовая (A-dur) тональность. С 17-го такта начинается побочная партия, за-метно превышающая размеры главной (18 тактов) и состоящая из двух разноха-рактерных тем. Первая ее тема, по характеру утонченная и изящная и исполняется на Р. Вторая тема побочной партии - решительная и более напряженная. По ха-рактеру она напоминает предыдущий материал экспозиции и заканчивается раз-машистыми арпеджированными аккордами в тональности доминанты. Заключи-тельная партия (6 тактов) утверждает доминантовую тональность. Разработка по своему объему небольшая (20 тактов). Все темы экспозиции даются здесь в со-кращенном виде. Сокращение разработки идет за счет наложения одних тем на другие (в полифоническом сочетании). Реприза начинается главной партией, но второе ее предложение увеличено за счет внедрение в него второго элемента по-бочной партии. Связующая партия, наоборот, сокращена по сравнению с экспози-цией (6 тактов). Заканчивается она в доминантовой тональности. Побочная партия репризы начинается очень интересно: в верхнем голосе продолжается тональ-ность доминанты, а в нижнем - идет основная тональность. По протяженности побочная партия равна размерам ее в экспозиции. Заканчивается сонатное аллегро заключительной партией в основной тональности.

Подготовительным этапом к сонатам Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена служит маленькие сонатины, в которых в миниатюре происходит все, что харак-терно для сонатной формы.

ВИДОИЗМЕНЕНИЕ СОНАТНОЙ ФОРМЫ

Одним из наиболее типичных видоизменений сонатной формы является от-сутствие разработки(при нормальном строении экспозиции и репризы). Таким образом она становится из трехчастной формы двух частной. Но наличие в экспо-зиции двух разнохарактерных тем, в первой части протекающих в разных тональ-ностях, а во второй части - в одной, позволяет отличать ее от других форм (Н. Некрасов «.Сонатина e-moll» 2-ая часть).

ПОЛИФОНИЯ

В основе подголосочного вида лежит развитие главного голоса. Остальные голоса возникают как ответвление, обладают большей или меньшей самостоя-тельностью. Подголосочная полифония типична для народной, в частности рус-ской, песни.

Контрастная полифония основана на развитии самостоятельных голосов. Ей свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных го-лосах, вследствие чего, то один, то другой голос выступает на передний план (И. Бах. «Менуэт g-moll»).

Имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодии (канон), либо мелодического от-рывка (темы).

Каноном называется непрерывная имитация. В ней воспроизводится не только тема, но и контрапункт к ней, затем контрапункт к этому контрапункту и т.д. Каноны, которые после нескольких имитаций прекращаются и переходят в какое-нибудь другое движение, называются конечными . Они имеют наибольшее практическое применение (И. Бах «Инвенция F-dur» двухголосная). Бесконечные каноны встречаются реже.

Высшей формой полифонического письма является фуга .

Фугой называется полифоническое произведение, начинающееся постепен-ным вступлением голосов с имитационным изложением темы, которая затем по-вторяется и в дальнейшем развитии произведения. Обязательным признаком фуги считается систематическое проведение темы в разных голосах. Фуга состоит из трех разделов - экспозиции, разработки и репризы. Границы ее разделов доста-точно условны и сглажены.

В экспозиции тема проходит во всех голосах. Это единственный раздел, имеющий постоянное строение. Тональности проведений темы - тоническое и доминантовое (поочередно). В трехголосных фугах - ТДТ, в четырехголосных - ТДТД. Ответ (проведение темы на Д) может быть реальным (точно странспониро-ванным на квинту вверх) или тональным (с небольшими изменениями). (В фуге И. Бах из 1-го тома ХТК c-moll ответ реальный, а в фуге gis-moll - ответ тональный). После экспозиции следует интермедия, приводящая к средней части. Интермедия основывается на вычленении материала из экспозиции.

Середина построена на серии одиночных и групповых проведений темы. Для средней части типично проявление тональной неустойчивости. Наиболее ха-рактерно начало средней части в тональности, параллельной к главной, или доми-нантовой.

Заключительная часть фуги основана на общем принципе репризности. Она начинается проведением темы в главной тональности. Иногда встречаются ре-призы, похожие на экспозицию в тонико-доминантовом тональном плане. Но чаще всего это одиночное или групповое проведение темы в основной тонально-сти.

Рассмотрим форму фуги на примере трехголосной фуги И. Баха C-dur из Сборника «Маленькие прелюдии и фуги». Она состоит из экспозиции, разработки и репризы. Начинается экспозиция проведением темы в среднем голосе в основ-ной тональности. Затем следует реальный ответ на квинту вверх в верхнем голосе. Заканчивается экспозиция проведением темы в басу в основной тональности. Ин-термедия, следующая за экспозицией, состоит из нисходящей секвенции, звено которой взято из первых звуков темы. Она приводит нас в тональность G-dur, в которой начинается разработка. В разработке тема проходит 4 раза: сначала в то-нальностях G-dur и C-dur, а затем, после небольшой связки, в тональностях a-moll и e-moll. За разработкой следует вторая интермедия, построенная на новом мате-риале. В конце ее звучит тема фуги в тональности субдоминанты (F-dur) в верх-нем голосе.

Реприза начинается проведением темы в основной тональности в среднем голосе. Потом она проходит еще раз в басу, тоже в тональности C-dur. Заканчива-ется фуга нисходящей секвенцией, построенной на материале первой интермедии, которая утверждает основную тональность.

Работа над формой музыкального произведения должна проводиться в те-чение всего периода обучения. Если в младших классах ученик усвоит важность значения музыкальной формы, то в старших классах он будет грамотно и более выразительно исполнять произведения, раскрывая при этом более полно их худо-жественный образ.

Работа с маленькими детьми наиболее ответственна и трудна, так как пер-вый педагог закладывает фундамент будущего отношения к музыке. Известный пианист и педагог И. Гофман сказал: «Начало, дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее».

Со строением музыкального произведения педагог знакомит учащихся с первых классов обучения. Процесс работы должен быть постепенным и прохо-дить с учетом особенностей детского возраста. Нужно постараться не отпугнуть ребенка скучными непонятными терминами, не заставлять зазубривать теоретиче-ский материал, а также не перегружать его мышление непосильными задачами.

Широко известно, что процесс обучения ребенка базируется на использова-нии тех психофизических особенностей, которые присущи каждой возрастной ка-тегории.

В своей педагогической деятельности я использую наглядный красочный материал (в виде разноцветных геометрических фигур: треугольников, квадрати-ков, и кружочков), который помогает образно и интересно представить маленьким детям исполняемое произведение в схеме. Таким образом материал легче воспри-нимается, быстрее усваивается и активизирует их творческие способности.

Если исполняемое произведение или его часть написана в мажорной то-нальности, то используются более яркие цвета фигур, в миноре - цветовая гамма более темная.

Сначала эти фигурки выполняют роль предложений в периоде, а лист бу-маги, на который они накладываются, выполняет роль периода. Так если

а) предложения одинаковые, то и фигурки берутся одной формы и одного цвета




б) одно из предложений в периоде дается с небольшими изменениями (варьирование, изменение ритма, с небольшим дополнением), то берутся одинаковые фигурки, но одна из них с точками


в) в одном из предложений меняется регистр или тональность, а музыкальный материал тот же, то берутся одинаковые фигурки разного цвета


г) предложения построены на разном материале, но не контрастируют между собой и написаны в одной тональности, то берутся разные фигурки одного цвета


д) предложения в периоде построены на разном материале и контрастируют между собой, то берутся разные фигурки разного цвета


Вариантов может быть много. Цвета, геометрические фигурки и их соотно-шения дети выбирают сами, объясняя, почему они выбрали ту или иную комби-нацию. (См. Приложение). Это будит их воображение, повышает интерес к работе и заставляет думать.

Ниже приведены несколько схем пьес школьного репертуара, изображае-мые детьми в схеме.

С. Майкапар «В садике»


Д. Штейбельт «Адажио»



Р. Шуман «Смелый наездник»


Д. Шостакович «Марш»






При дальнейшем усложнении формы разноцветные фигурки выполняют уже роль предложений, а затем и более крупных разделов произведения. Вот так, например, выглядит «Рондо» Р. Глиэра




А вот так дети представляют форму «Сонатины C-dur» М. Клементи





Здесь очень важен цвет тональности в экспозиции и репризе: в экспозиции темы проходят в разных тональностях, а в репризе - в одной. Для изображения неустойчивости и напряженности в разработке мы используем яркие цветовые со-четания.

Учащиеся младших классов кроме членения своих пьес на предложения и периоды, рисуют еще и фразировку, где более насыщенными цветами они обо-значают узловые точки, а самым ярким цветом (обычно красным) - кульминацию всего произведения.




Такая наглядность позволяет учащимся более осмысленно и выразительно исполнять свои произведения, а также правильно рассчитывать звуковой рисунок.

С целью более глубокого изучения определенного вида музыкальной формы я провожу с учащимися своего класса групповые занятия, объединяя их по классам. Проходят они следующим образом. Предварительно нарисовав схему формы произведения, каждый учащийся в классе подробно рассказывает его строение, объясняя при этом, почему он выбрал именно эту комбинацию фигур и цветов, а затем исполняет это произведение на инструменте. Остальные внима-тельно слушают и после выступления обсуждают его исполнение. Таким образом дети знакомятся с разновидностями изучаемой формы, а не только с формой ра-зученного ими произведения.

Иногда я объединяю возрастные группы для того, чтобы младшие учащиеся слышали в исполнении старших как при одной и той же схеме расширяются и ук-рупняются разделы формы. В результате у учащихся с раннего возраста приобре-тается навык по анализу формы музыкального произведения.

Список литературы, использованной при подготовке

1. Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано, М., 1982

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой, М., Российское музыкальное изд-во, 1996

3. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, Л., Музыка, 1988

4. Коган Г. Работа пианиста, М., Музыка 1979

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, М., 1982

6. Способин И. Музыкальная форма, М. Музыка 1984

7. Тимакин Е. Воспитание пианиста, М., 1989

8. Филатова Л. Пособие по теории музыки, Престо, М., 1999

9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М., Музыка, 1996

10. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или Я- детский педагог, СПб.

Предприятие С.-Петерб. союза художников 1996

11. Масару Ибука После трех уже поздно, (О воспитании детей: Пер. с англ.) М. Знание 1992

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схемы по разбору некоторых музыкальных форм,

выполненные учащимися Егорьевской ДШИ

КЛАССА ФОРТЕПИАНО, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЕНГАЛЫЧЕВА И.А.