Изображение природы в пасторальной симфонии бетховена. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Пасторальный - это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни или природы?

Значение слова пасторальный

Это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его характеризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) - это пастушеский, сельский.

Пастораль - уникальный жанр

В европейской он существует на протяжении многих столетий. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру - 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль - это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих).

Примеры употребления слова в литературе

"Он ехал три километра среди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины".

"Кабинет был как и прежде. Его стены были покрашены в однотонный зеленый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине".

"Наемные специалисты засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травы было некой терапией".

Как видим, в литературе "пасторальный" - это часто используемое слово, которое применяется в разных речевых оборотах для подчеркивания нужного смысла. Вот еще некоторые удачные и разноплановые примеры.

"Молодой человек, который только проснулся от пасторальных звуков, смог разглядеть промелькнувшего по потолку над его головой".

"Он бродил по удивительному и чарующему лесу, которому он посвятил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками".

"Пасторальную пьесу он превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе".

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни или природы создаются произведения, которые могут быть малой или крупной формы.

По своим масштабам они тоже бывают разные. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
  • В мелодии зачастую удваивается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Среди них: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее создания - 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Здесь на первом плане стоят простые события мирской жизни и прославление великой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре. Изначально она носила название "Воспоминание о сельской жизни".

Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в творчестве композитора. Из девяти существующих только она программная. Она имеет как общее название, так и заголовки непосредственно к каждой из пяти частей. Их количество и отклонение от традиционного четырехчастного цикла также обусловлено программой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.

Эта симфония является одним из самых романтических Сам композитор писал, что она рисует чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким образом, рассмотренный жанр используется в различных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особое место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, наполненные вдохновением от чудесной окружающей природы и сельской жизни.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Симфоническое творчество Бетховена – важнейший этап в развитии жанра симфонии. С одной стороны, оно продолжает традиции классической симфонии вслед за Гайдном и Моцартом, а с другой – предвосхищает дальнейшую эволюцию симфонии в творчестве композиторов-романтиков.

Многогранность творчества Бетховена проявляется в том, что он стал основоположником героико-драматической линии (3, 5, 9 симфонии), а также раскрыл другую не менее важную лирико-жанровую сферу в симфонизме (отчасти 4; 6, 8 симфонии). Пятая и шестая симфонии были сочинены композитором практически одновременно (закончены в 1808 году), но раскрывают новые, различные образные и тематические возможности жанра.

Общая характеристика 5 и 6 симфоний

Пятая симфония – инструментальная драма, где каждая часть – этап в раскрытии этой драмы. Она последовательно продолжает героико-драматическую линию, намеченную во 2, раскрытую в 3 симфонии, далее развитую в 9. Пятая симфония возникла под влиянием идей французской революции, республиканских идей; одушевлена характерной для Бетховена концепцией: через страдание – к радости, через борьбу – к победе.

Шестая, «Пасторальная» симфония открывает новую традицию в европейской музыке. Это единственная у Бетховена программная симфония, имеющая не только общий программный подзаголовок, но и название каждой части. Путь к шестой исходит от 4 симфонии, а в дальнейшем лирико-жанровая сфера найдет воплощение в 7 (отчасти) и 8 симфониях. Здесь представлен круг лирико-жанровых образов, раскрыто новое свойство природы как начала, раскрепощающего человека, такое понимание природы близко идеям Руссо. «Пасторальная» симфония предопределила дальнейший путь программного симфонизма и романтической симфонии. Например, аналогии можно найти в «Фантастической» симфонии Берлиоза («Сцена в полях»).

Симфонический цикл 5 и 6 симфоний

Пятая симфония представляет собой классический 4-частный цикл, где каждая часть одновременно имеет индивидуальную функцию и является звеном в раскрытии общего драматического образного строя цикла. В 1 части заложен действенный конфликт двух начал – личного и внеличностного. Это сонатное Allegro, отличающееся глубоким единством тематизма. Все темы развиваются в одном интонационном строе, представленном начальной темой (темой «судьбы») 1 части. 2 часть симфонии – в форме двойных вариаций, где 1 тема принадлежит лирической сфере, а 2 – героического плана (в духе марша). Взаимодействуя, темы продолжают «моноритм» (ритмическую формулу) 1 части. Такая трактовка формы двойных вариаций встречалась и ранее (у Гайдна в симфонии №103, Ми-бемоль мажор), но у Бетховена она вплетается в единое развитие драматической концепции. 3 часть – скерцо. Появившись во 2 симфонии, у Бетховена скерцо вытесняет менуэт, а также приобретает иные, лишенные шутливого характера, качества. Впервые скерцо становится драматическим жанром. Финал, следующий без перерыва после скерцо, — торжественный апофеоз, итог развития драмы, знаменующий победу героики, торжество личностного над внеличностным.

Шестая симфония – пятичастный цикл. Подобное строение встречается впервые в истории жанра (не считая «Прощальной» симфонии №45 Гайдна, где 5-частность имела условный характер). В основе симфонии – сопоставление контрастных картин, она отличается неторопливым, плавным развитием. Здесь Бетховен отходит от норм классического мышления. На первый план в симфонии выдвинута не столько сама природа, сколько поэтическая одухотворенность в общении с природой, но при этом изобразительность не исчезает («больше выражение чувства, чем живописности», по словам Бетховена). Симфонию отличает и образное единство, и цельность композиции цикла. 3, 4 и 5 части следуют друг за другом без перерыва. Сквозное развитие наблюдалось и в 5 симфонии (от 3 к 4 части), создавая драматургическое единство цикла. Сонатная форма 1 части «Пасторальной» построена не на конфликтном противопоставлении, а на дополняющих друг друга темах. Ведущим принципом является вариационность, что создает постепенность, неторопливость развития. Бетховен отказывается здесь от свойственной его прежним произведениям героики и пафоса борьбы (3, 5 симфонии). Главным становится созерцательность, углубленность в одно состояние, гармония природы и человека.

Интонационно-тематический комплекс 5 и 6 симфоний

Интонационно-тематический комплекс 5 и 6 симфоний образуется на основе их принципов развития. Своеобразным интонационным «источником» и основой в 5 симфонии (особенно в 1 и 3 части) становится начальный эпиграф – моноинтонация из 4 звуков («Так судьба стучится в дверь»). Это определяет организацию цикла. Начало экспозиции 1 части содержит два контрастных элемента (мотивы «судьбы» и «ответа»), которые еще в пределах главной партии образуют конфликт. Но, контрастные образно, они близки интонационно. Побочная партия тоже строится на материале начальной моноинтонации, представленной в другом аспекте. Все становится подчиненным единой интонационной сфере, которая связывает все части драматического целого. Интонация «судьбы» появится во всех частях в ином облике.

«Пасторальная» симфония не содержит моноинтонационности. В основе ее тематизма оказываются жанровая стихия, народные мелодии (1 тема 1 части навеяна мелодией детской хорватской песни по мнению Бартока, 5 часть – лендлер). Повторность (даже в разработке) – основной прием развития. Тематизм симфонии дается в образно-колористическом сопоставлении. В отличие от 5 симфонии, где весь материал был дан в развитии, здесь преобладает «экспозиционное» изложение.

Новое, «бетховенское» развитие формы заключено в 5 симфонии, где каждый раздел формы (например, ГП, ПП экспозиции) насыщен внутренним действием. Здесь нет «показа» тем, они представлены в действии. Кульминацией 1 части становится разработка, где тематическое и тональное развитие способствуют раскрытию конфликта. Тональности кварто-квинтового соотношения усиливают напряженность разработочного раздела. Особую роль играет и кода, получившая у Бетховена значение «второй разработки».

В 6 симфонии расширены возможности тематического варьирования. Для большей колористичности Бетховен применяет большетерцовые соотношения тональностей (разработка 1 части: До маж. – Ми маж. ; Си-бемоль маж. – Ре маж.).

Шестая, Пасторальная симфония (F-dur, ор. 68, 1808) занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз .

Тема природы получает широкое философское воплоще­ние в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии - это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не толь­ко объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе (см. стр. II31-133). Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.

Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,- это поэзия простой, естественной жизни в общении с приро­дой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Па­сторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоми­нание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи (см. ниже).

Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бет­ховена исчезает тот налет патриархальности, который наблю­дается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трак­тует как один из вариантов основной своей темы о «свобод­ном человеке»- Это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.

В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочинений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бет­ховен по-новому решает принцип программности в музыке. От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы. Свой взгляд на про­граммность Бетховен выразил словами: «Больше выражение чувства, чем живопись». Такое предуведомление и програм­му автор дал в рукописи симфонии .

Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинных, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена - пример слияния выра­зительного и картинного начал. Образы ее глубоки по на­строению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чув­ством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вме­сте с тем картинно-живописны.

Характерен тематизм симфонии. Бетховен обращается здесь к народным мелодиям (хотя он очень редко цитировал подлинные народные мелодии): в Шестой симфонии исследователи находят славянские народные истоки. В частности, Б. Барток, большой знаток народной музыки различных стран, пишет о том, что главная партия I части Пасторальной - это детская хорватская песня. Другие исследователи (Беккер, Шёневольф) также указывают на хорватскую мелодию из сборника Д. К. Кухача «Песни южных славян», которая явилась прототипом главной партии I части Пасто­ральной:

Для облика Пасторальной симфонии характерно широкое претворение жанров народной музыки - лендлер (крайние разделы скерцо), песня (в финале). Песенные истоки видны также в трио скерцо - Ноттебом приводит бетховенский на­бросок песни «Счастье дружбы» («Glück der Freundschaft, op. 88), который потом был использован в симфонии:

Картинность тематизма Шестой симфонии проявляется в широком привлечении орнаментальных элементов - группет­то различных видов, .фигурации, длинные форшлаги, арпед­жио; такого типа мелодика, наряду с народно-песенной, является основой тематизма Шестой симфонии. Особенно за­метно это в медленной части. Ее главная партия вырастает из группетто (Бетховен говорил, что он запечатлел здесь на­пев иволги).

Внимание к колористической стороне ярко проявляется в гармоническом языке симфонии. Обращают на себя внимание терцовые сопоставления тональностей в разработочных раз­делах. Они играют большую роль и в разработке I части (B-dur - D-dur; G-dur - E-dur), и в разработке Andante («Сцена у ручья»), представляющей собой красочные орна­ментальные вариации на тему главной партии . Много яркой живописности в музыке III, IV и V частей. Таким образом, ни одна из частей не выходит из плана программной картинной музыки, сохраняя при этом всю глубину поэтической идеи симфонии.

Оркестр Шестой симфонии отличается обилием соло ду­ховых инструментов (кларнет, флейта, валторна). В «Сцене у ручья» (Andante) Бетховен по-новому использует богатст­во тембров струнных инструментов. Он применяет divisi и сурдины в партии виолончелей, воспроизводящих «журчание ручья» (авторская пометка в рукописи). Такие приемы ор­кестрового письма характерны для более позднего времени. В связи с ними можно говорить о предвосхищении Бетхове­ном черт романтического оркестра.

Драматургия симфонии в целом сильно отличается от драматургии героических симфоний. В сонатных формах (I, II, V части) сглажены контрасты и грани между разде­лами. "Здесь нет конфликтов, борьбы. Характерны плавные переходы от одной мысли к другой. Особенно ярко это вы­ражено во II части: побочная партия продолжает главную, вступая на том же фоне, на котором звучала главная пар­тий:

Беккер пишет в этой связи о приеме «нанизывания мело­дий». Обилие тематизма, господство мелодического начала- действительно, характернейшая черта стиля Пасторальной симфонии.

Указанные особенности Шестой симфонии проявляются и в методе развития тем - ведущая роль принадлежит вариа­ционности. Во II части и в финале Бетховен вводит вариа­ционные разделы в сонатную форму (разработка в «Сцене у ручья», главная партия в финале). Такое объединение сонатности и вариационности станет одним из основополагаю­щих принципов в лирическом симфонизме Шуберта.

Логика цикла Пасторальной симфонии, обладая типич­ностью классических контрастов, определяется, однако, про­граммой (отсюда ее пятичастное строение и отсутствие цезур между III, IV и V частями). Ее циклу не свойственно такое действенное и последовательное развитие, как в героических симфониях, где I часть является средоточием конфликта, а финал - его разрешением. В последовании частей большую роль играют факторы программно-картинного порядка, хотя они подчинены обобщенной идее единения человека с природой.

Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога