Великие джазовые оркестры. Виды оркестров
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые:
скрипки, альты,
виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные:
флейты, гобои,
кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые:
валторны, трубы,
тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные:
фортепиано, орган,
клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа:
арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .
Характеристика групп симфонического оркестра
I. Cтрунно-смычковые
Это инструменты, сходные по виду и окраске
звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается
смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и
выразительный инструмент этой группы – скрипка
.
По звучанию она напоминает голос певца. Она
отличается нежным, поющим тембром. Скрипке
обычно поручают главную мелодию произведения. В
оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные
партии.
Альт
по виду напоминает скрипку, но по
размеру он не много больше и имеет более
приглушённый, матовый звук/
Виолончель
можно назвать “большой
скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как
скрипку или альт, а опирают на подставку,
касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но
вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас
.
Играют на нём сидя, потому что он выше роста
человека. Этот инструмент в качестве солирующего
применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий
в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является
ведущей в оркестре. Она обладает огромными
тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов
используется дерево. Духовыми они называются
потому, что звук у них получается путём вдувания
воздуха в инструмент.
Флейта
(с итальянского означает –
“ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный,
звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько
гнусавым звуком обладает гобой
.
Разнообразным тембром обладает кларнет
.
Это качество позволяет ему исполнять
драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот
–
инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот
.
Группа духовых деревянных инструментов широко
применяется для зарисовки картин природы,
лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов
используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре
звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба
.
Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда
играет весь оркестр. Часто труба имеет
солирующую партию.
Валторна
(“лесной рог”)
может
звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном
произведении, особенно драматического
характера, наряду с трубами, играют тромбоны
.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре
– туба
.
Она часто звучит в сочетании с
другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
Характерным признаком ряда инструментов
является наличие белых и чёрных клавиш, которые
называются в совокупности клавиатурой или у
органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган
(родственники – портатив
, позитив
),
клавикорд
(родственные – спинет
в Италии и вёрджинел
в Англии), клавесин,
фортепиано
(разновидности – рояль
и пианино
).
По источнику звука клавишные инструменты
делятся на две группы. К первой группе относятся
инструменты со струнами, ко второму принадлежат
инструменты органного типа. Вместо струн они
имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано
– это инструмент, в котором с
помощью молоточков извлекались как громкие
(форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и
название инструмента.
Тембр клавесина
– серебристый, звук –
негромкий, одинаковой силы.
Орган –
самый большой музыкальный
инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано,
нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа
украшали в старину тонкой художественной
резьбой. Позади его – тысячи труб различной
формы, и каждая имеет свой особый тембр.
Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и
самые низкие звуки, которые только способно
уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
- Струнные щипковые:
- домры, балалайки, гусли
- Духовые:
- свирель, жалейка, рожки владимирские
- Пневматические язычковые:
- баяны, гармоники
- бубны и барабаны
- Дополнительные инструменты:
- флейта, гобой и их разновидности
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
- Струнные инструменты:
- гусли, скрипка, басетля
- Духовые инструменты:
- Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
- бубны и цимбалы
- Баян
– (или многотембровый,
готововыборный баян) это язычковый,
пневматический (“воздушный”) клавишный
инструмент. Своё название он получил по имени
дрене – русского легендарного певца – сказителя
Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон
кнопки, на которых с правой стоны исполнитель
играет мелодию, а с левой – сопровождение,
аккомпанемент.
В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок. - Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
- Гармоника
(гармонь, гармошка) –
духовой музыкальный инструмент, получивший
распространение во многих странах.
Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон. - Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
- Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
- Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
- Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.
Духовой оркестр
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов,
играющий на различных духовых и ударных
инструментах.
По своему составу инструменты современного
духового оркестра делятся на малый медный
оркестр, малый смешанный, средний смешанный и
большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют:
корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых
деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов,
фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и
ударных инструментов, образуется малый
смешанный, средний, большой смешанный составы.
Эстрадный оркестр
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова
В мире музыки.
Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова
Музыкальная литература.
Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова
Музыкальная
литература в определениях и нотных примерах.
СПб., 2004.
4. М.Ф.
Музыкальное королевство. Минск, 2002.
Слово «оркестр» известно давно. В древнегреческом театре «орхестрой» называли место перед сценой, где располагался хор во время исполнения трагедии. Позднее так стали называть большой инструментальный ансамбль в отличие от маленького – камерного (от латинского «камера» - «комната»). Большие инструментальные ансамбли сопровождали музыкально-театральные представления, или выступали самостоятельно. В современном понимании оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных инструментах. От подбора инструментов зависит тип оркестра.
Оркестр народных инструментов . У разных народов инструменты различны, поэтому составы и звучание подобных оркестров заметно разнятся между собой. Неаполитанский оркестр состоит из мандолин и гитар, оркестры национальных инструментов Африки и Индонезии состоят в основном из ударных инструментов. В составе оркестра русских народных инструментов играют домры, балалайки, гусли, свирели, жалейки, рожки, баяны, бубны. Таким его создал в конце XIX века Василий Васильевич Андреев . Сейчас в оркестр русских народных инструментов входит группа деревянных духовых инструментов, значительно расширена и группа ударных. Исполняют такие оркестры обработки русских народных песен, произведения, специально написанные для этого состава.
Духовой оркестр коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, так называемая банда ) и ударных инструментах. Духовой оркестр способен выступать в любых условиях – в помещении, на открытом воздухе, и даже в движении. Благодаря этому духовой оркестр издавна используется армиями многих стран. Духовой оркестр зародился в далеком прошлом. Еще в Древнем Египте, Персии, Греции, Китае, Индии торжественные религиозные обряды и военные действия сопровождались ансамблями духовых и ударных инструментов. Первые духовые оркестры появились в Европе в XVII веке. Во второй половине XVIII века они пополнились инструментами «янычарской» (турецкой) музыки – большим и малым барабанами, тарелками и другими. Духовой оркестр и сегодня непременный участник культурно-массовых или спортивных мероприятий.
Джазовый оркестр . Джаз - особое явление в музыке XX века. Он родился из соединения двух культур – европейской и африканской. Первые джаз-банды появились в Америке в 10-е годы XX века. Любимыми инструментами этих коллективов были: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, банджо. Вообще, джаз охотно использует любые инструменты. Строение большинства джазовых пьес напоминает вариационную форму: в начале весь ансамбль играет тему, затем идет ряд вариаций-импровизаций, а в конце опять проводится тема. Искусство импровизации, причудливый ритм – свинг («качание»), особая манера исполнения, словно танцуя, - все это в свое время ошеломило и покорило публику. До сих пор на слуху имена знаменитых джазовых музыкантов: певца и трубача Луи Армстронга, певицы Эллы Фицджеральд, кларнетиста Бенни Гудмена, пианиста Дюка Эллингтона.
Эстрадный оркестр – использует самые различные типы составов, включая и те, что характерны для джаза. Самый распространенный тип - эстрадно-симфонический оркестр. Эстрадная инструментальная музыка отличается от джазовой большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизационности. Эстрадные оркестры исполняют часто музыку танцевальную, развлекательную, обработки песен, переложения классических произведений.
Симфонический оркестр сложился во второй половине XVIII века. Музыканты долго искали наилучшее сочетание и соотношения инструментов. Сначала подбор их в оркестре не был точно установлен и мог значительно меняться. Основателями классического симфонического оркестра стали
Й. Гайдн и В. А. Моцарт, в творчестве которых он оформился как объединение четырех инструментальных групп: струнной смычковой , деревянной духовой , медной духовой и ударной . Основа оркестра осталась неизменной до сегодняшнего дня, но за прошедшие столетия его состав постоянно обогащался новыми инструментами, а уже известные все время совершенствовались. У симфонического оркестра самые широкие выразительные возможности.
Любой оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, их слаженная игра невозможна без дирижера (от французского «направлять, управлять»). Перед его глазами партитура – ноты, в которые вписаны партии всех инструментов . По партитуре дирижер показывает музыкантам время их вступления, отсчитывает доли, объединяя всех в единый ансамбль, представляет свое понимание содержания произведения. В руках дирижера не всегда была легкая палочка. Сначала дирижеры громко отбивали такт баттутой (палкой), некоторые стучали ногой, или свернутыми нотами. Часто оркестром управлял первый скрипач - капельмейстер , используя для этого смычок. Дирижерская палочка появилась в руках дирижера в начале XIX века. А первым повернулся лицом к музыкантам Рихард Вагнер.
Задания:
1. Какой оркестр часто звучит на открытом воздухе, почему?
2. Какой оркестр сформировал В. Андреев?
3. В каком оркестре может быть любой состав исполнителей,
а главное – импровизация и свинговый ритм?
4. Какой оркестр исполняет симфонии, симфонические поэмы,
сюиты, увертюры?
5. Зачем оркестру нужен дирижер?
Оркестр – это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Оркестр отличается от ансамбля наличием целых групп отдельных видов музыкальных инструментов. Довольно часто в оркестре одна партия исполняется сразу несколькими музыкантами. Количество человек в оркестре может быть разным, минимальное число исполнителей — пятнадцать, максимальное количество исполнителей не ограничено. Если вы хотите послушать живой оркестр в Москве, то можете заказать билеты на концерт на сайте biletluxury.ru.
Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.
В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов.
В камерном оркестре музыканты играют на духовых и струнных инструментах. Исполнять музыкальные произведения этот оркестр может даже во время движения.
В состав эстрадного оркестра помимо инструментов, используемых в симфоническом оркестре, входят электронные музыкальные инструменты. Например, синтезатор, ритм-секция и т. д.
В джазовом оркестре используются духовые и струнные музыкальные инструменты, а также специальные ритм-секции, на которых исполняют только джазовые композиции.
В оркестре народной музыки используют этнические музыкальные инструменты. Русские коллективы используют балалайку, баян, жалейку, домру и т. д.
В состав военного оркестра входят исполнители, которые играют на ударных, а также духовых музыкальных инструментах, а именно на медных и деревянных. Например, на трубах, тромбонах, серпентах, кларнетах, гобоях, флейтах, фаготах и других.
Оркестр
(от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в
XVII
веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Симфоническим
называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в
XVIII
веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее. В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире.
Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.
Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :
Hector Berlioz - Roman Carnival - Overture, Op. 9 (featuring Android Jones - digital artist)
Meet Maria Chiossi - Harp
Percy Grainger - Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell - Suite
Johan Sebastian Bach - Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos - Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera - Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart - "Caro" bell"idol mio" - Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children"s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass - Oboe
Benjamin Britten - The Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton - Kalkadunga (featuring William Barton - Didgeridoo)
Timothy Constable - Suna
Meet Roman Riedel - Trombone
Richard Strauss - Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates - Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang - Guzheng
Felix Mendelssohn - Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin - Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei - Ascending Bird - Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova - sand artist)
Meet Stepan Grytsay - Violin
Igor Stravinsky - The Firebird (Infernal Dance - Berceuse - Finale)
*ENCORE* Franz Schubert - Rosamunde (featuring Eugene Izotov - oboe, and Andrew Mariner - clarinet)
История симфонического оркестра
Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в
XV
-
XVII
вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу
XVIII
в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины
XVIII
в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу
XVIII
в. сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В
XIX
в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца
XIX
- 1-й половины
XX
в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).
Состав симфонического оркестра
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
Подробнее об инструментах симфонического оркестра - струнной группе, деревянных духовых, медных духовых и ударных можно прочесть на сайте
.
Не могу обойти вниманием еще один полезный сайт,"Детям о музыке", который обнаружил в ходе подготовки поста. Не нужно пугаться того, что это сайт для детей. В нем есть довольно серьезные вещи, только рассказанные более простым, понятным языком. Вот ссылка
на него. Кстати, в нем есть и рассказ об симфоническом оркестре тоже.