Алексеев александр васильевич дирижер биография. Пропавшие дирижеры

Вклад в музыку

Духовная музыка

Для солистов, хора и оркестра

Другие произведения

Фильмография

Александр Васильевич Александров (настоящая фамилия - Коптелов или Коптелев ; 1 (13) апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния, Российская империя - 8 июля 1946, Берлин, Германия) - советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1946). Генерал-майор (1943).

Биография

Александр Александров родился 1 (13) апреля 1883 года (по другим источникам - 20 марта (1 апреля) 1883 года) в селе Плахино (ныне - Захаровский район, Рязанская область, Россия) в крестьянской семье.

В 1890-1892 годах учился в земской школе, пел в школьном хоре.

В 1891 году переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора. В 1898 году окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга.

С 1897 года - ученик регентских (дирижёрских) классов Придворной певческой капеллы (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки), по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), однако в 1902 году, вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах.

С 1906 года - в Твери, работал регентом архиерейского хора, вёл хоры в ряде учебных заведений. Написал в это время симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».

В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году с большой серебряной медалью по классу композиции у С. Н. Василенко, а в 1916 году - по классу пения у У. Мазетти.

С 1913 года - снова в Твери, где с оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фрагменты из опер «Евгений Онегин» (1914) (обе П. И.Чайковского), «Фауст» Ш. Гуно, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этих постановках был и режиссёром, и дирижёром, и хормейстером, а иногда и певцом. В одном из домашних музыкальных спектаклей спел партию Ленского («Евгений Онегин»), в «Пиковой даме» исполнил партию Чекалинского . В Твери организовал и возглавил музыкальную школу (преобразованную впоследствии в музыкальное училище).

С 1918 по 1922 год - регент Храма Христа Спасителя. В 1919-1930 годах - преподаватель композиции и хорового пения Музыкального техникума имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), одновременно, с 1919 - помощник руководителя 2-й группы Первого государственного хора, в 1921-1923 (в 1926-1930 - дирижёр) - Государственной хоровой капеллы (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова), хормейстер Камерного театра (1922-1928), консультант Государственного оперного театра имени народного артиста Республики К. С. Станиславского и Музыкального театра имени народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1928-1930) (все в Москве).

С 1918 года - преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), в 1926-1929 - вёл хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932-1934 - заведущий хоровой кафедрой, с 1940 - декан дирижёрско-хорового факультета, с 1942 - декан объединенного дирижёрско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 года - профессор). Среди его многочисленных учеников - К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, К. П. Кондрашин и др.

Инициатор (совместно с В. М. Блажевичем) создания в 1928 году военно-капельмейстерского класса, ставшего основой военного факультета Московской консерватории (1935, c 2006 - Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны РФ), в 1929-1936 - заместитель декана военного факультета.

С 1928 года - организатор (совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным) и музыкальный руководитель, с 1935 - начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), с которым объехал весь Советский Союз и ряд зарубежных стран (Чехословакия, Монголия, Финляндия, Польша), завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже.

Одновременно, с 1936 года - художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ, с 1937 - инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева).

Во время войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.

В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.

Член Союза композиторов СССР.

Александр Васильевич скончался от разрыва сердца 8 июля 1946 года (по другим источникам - 9 июля) в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3, фото могилы).

Семья

  • Жена - Ксения Морозова, хористка соборного хора в Бологом.
    • Сын - Александров Борис Александрович (1905-1994) - композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР (1958), лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премий (1950), Герой Социалистического Труда (1975), генерал-майор (1973), начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Краснознамённого ансамбля (1946-1986).
    • Сын - Александров Владимир Александрович (1910-1978) - композитор, дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1960), руководитель и дирижёр оркестра Краснознамённого ансамбля (1942-1968).
    • Сын - Александров Александр Александрович (1912-1942) - композитор, дирижёр, руководитель оркестра Краснознамённого ансамбля (1938-1942).
      • Внуки - Юрий Александрович и Олег Борисович, также работали в Ансамбле, Евгений Владимирович, директор и хранитель музея Краснознамённого ансамбля и семьи Александровых.
  • Сын - Александров Юрий Александрович (род. 1939) от гражданской жены Людмилы Лавровой, балерины.

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1933)
  • Народный артист СССР (1937)
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за «Гимн партии большевиков» и красноармейские песни
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за концертную и исполнительскую деятельность
  • Орден Ленина (1943) - в связи с 60-летием и 40-летием творческой деятельности.
  • Орден Трудового Красного Знамени (1939)
  • Орден Красной Звезды (1935)
  • Орден Белого льва III степени (Чехословакия, 1946)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Доктор искусствоведения (1940).

Вклад в музыку

А. В. Александров, сочетая в своём ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей. Им написана музыка к 81 оригинальной песне, сделаны мастерские обработки десятков песен народов разных стран, свыше 70 обработок русских народных и революционных песен.

Наиболее известные произведения 1911-1946 годов

Песни

  • Гимн пятилетки
  • Бронепоезд
  • Забайкальская (сл. С. Алымова)
  • Бейте с неба, самолёты (сл. С. Алымова)
  • Гимн партии большевиков (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)
  • Винтовка
  • Кантата о Сталине (сл. М. Инюшкина)
  • В поход! В поход!
  • Вспомним-ка товарищи (сл. С. Алымова)
  • Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)
  • Ударом на удар
  • За великую землю Советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)
  • Песнь о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942)
  • Святое Ленинское знамя (сл. О. Колычева, 1942)
  • Слава Советскому Союзу
  • 25 лет Красной Армии (Несокрушимая и легендарная) (сл. О. Колычева)
  • Песня о Родине
  • Славься Советская наша страна
  • Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943)
  • Наша гвардия (сл. А. Арго, 1944)
  • Песня победы (сл. А. Шилова, 1945)
  • Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936)
  • Эшелонная (Боевая красногвардейская) (сл. О. Колычева)
  • Песня о военном комиссаре (сл. О. Колычева)
  • Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933)
  • Волжская бурлацкая (сл. О. Колычева, 1933)
  • Песня о Сталине (сл. С. Алымова)
  • Боевая песня партизан
  • Песня краснофлотцев (Морская песня) (сл. Н. Лабковского, 1943)
  • Бой у озера Хасан (сл. С. Алымова)
  • Дальневосточные частушки
  • На Каспийском сером море (сл. С. Алымова)
  • Налетели на Царицын враны (Смерть партизана) (сл. О. Колычева)
  • О папанинцах (Слава храбрым) (сл. B. Лебедева-Кумача)
  • Орлиное племя (сл. B. Лебедева-Кумача)
  • Партизанская
  • Песня 5-й дивизии (сл. С. Алымова)
  • Песня 11-й армии
  • Песня 2-й Приамурской дивизии (сл. С. Алымова, 1929)
  • Песня 32-й дивизии (сл. С. Алымова)
  • Песня Красногвардейской дивизии (сл. А. Мейера, 1941)
  • Песня о Лазо (сл. Б. Зернит, 1938)
  • Сторонка родная
  • Песня о маршале Рокоссовском
  • Торжественная победная кантата
  • Частушки о частушке (сл. А. Иркутова, 1931)
  • Песня о Донбассе (Шахтёрская)
  • Героическая лётная (сл. С. Алымова, 1934)
  • Гибель «Челюскина»
  • Забайкальские частушки (сл. С. Алымова, 1935)
  • Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938)
  • Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941)
  • Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944)

Духовная музыка

  • «Христос воскресе», поэма для хора, оркестра, органа и солистов (1918)
  • Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926)
  • 6 песнопений Литургии
  • 2 песнопения Страстной седмицы «Разбойника благоразумнаго»
  • 8 песнопений Всенощного бдения
  • «Величание» святителю Николаю Чудотворцу
  • «Хвалите имя Господне»

Оперы

  • «Русалка», опера, по А. Пушкину (дипломная работа, 1913)
  • «Смерть Ивана Грозного», опера в трёх действиях по пьесе А. Толстого (1913, не окончена)

Для солистов, хора и оркестра

  • «Поэма об Украине» (сл. О. Колычева)

Для оркестра

  • Симфоническая поэма «Смерть и жизнь» (1911)
  • «Симфония fis-moll» в 3 частях (1912)

Другие произведения

  • Соната для скрипки и фортепиано (1-я редакция - 1913, 2-я редакция - 1924)
  • Концерт для хора в четырёх частях (1917)
  • Песенные композиции (монтажи) - «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Особая Краснознаменная Дальневосточная армия» (1929), «Красный флот в песнях» (1929), «Песнь о Магнитогорске» (1930), «7-я Краснознаменная дивизия» (1931), «Перекоп» (1932), «Пути побед» (1933), «Песнь о Царицыне» (1933)
  • Музыкальные обработки революционных и солдатских, народных песен, песен разных народов, произведений оперной и камерной классики: «Ах ты, степь широкая», «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге», «По долинам и по взгорьям», «Глухой, неведомой тайгою», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Ой, да ты калинушка», «Гей по дороге», «Глухой, неведомой тайгою», «Кабачок» (американская солдатская песня), «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой», «Плещут холодные волны», «Варяг», «Ноченька», «Во поле берёзонька стояла», «Не осенний мелкий дождичек», «Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты мати, зелёная дубравушка», «Ой, при лужку, при луне», «Калинка», «Сулико», «Сусидко», «Взяв бы я бандуру», «Марсельеза», «Походная», «Типперери», «Хор солдат» Ш. Гуно, «Ода радости» Л. Бетховена, «Тише, тише» Дж. Верди, «Эхо» О. Лассо и др.
  • Музыка к мультфильму «Красная шапочка» (1937)

Фильмография

  • 1942 - Концерт фронту (фильм-концерт) - руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски

Память

  • Имя А. В. Александрова присвоено Ансамблю песни и пляски Российской армии.
  • Имя А. В. Александрова носит школа в селе Плахино Рязанской области.
  • Имя А. В. Александрова носит государственный концертный зал «Александровский» (Москва).
  • В 2003 году на родине музыканта в селе Плахино открыты бюст и музей.
  • Памятный знак А. В. Александрова установлен на «Аллее звёзд» в Москве.
  • В 1971 году Министерством культуры СССР и Союзом композиторов СССР учреждены Золотая и 3 Серебряных медали имени А. В. Александрова за успехи в создании военно-патриотической музыки, а в 2005 году Министерством обороны РФ - медаль «Генерал-майор Александр Александров».
  • В ряде консерваторий России установлены стипендии имени А. В. Александрова.
  • На доме, в котором в жил А. В. Александров, установлена мемориальная доска.
  • 13 апреля 2013 года, в день 130-летия со дня рождения Александрова, ему открыт памятник в Москве, в сквере перед домом № 20 в Земледельческом переулке, где сегодня располагается ансамбль (скульптор А. Таратынов, архитектор М. Корси).
  • В 2014 году в Рязани, в сквере на улице Советской Армии, открыт памятник А. В. Александрову. Сам сквер ныне носит его имя.

Симфонии, оперы Прайера исполняются на крупнейших сценах мира. 3 февраля в Кремлёвском дворце прошёл его балет «Маугли». Музыканты называют его Александром Петровичем. Он и в самом деле очень серьёзен в своём творчестве, суждениях. И только то, что дирижёр во время нашего интервью грыз кусочек сахара, выдавало в нём подростка...

«Цыплёнок жареный»

- Александр, вы родились и выросли в благополучной Британии. Чем вас так влечёт Россия с её проблемами?

Это мой духовный дом. Я очень хочу жить на Русском Севере - в Карелии или Вологодской области. Да, что-то несовершенно в России. Мы с мамой долго искали кафе, где вы назначили интервью. И почему после дома под номером 33 идёт дом 37, так и не понял! (Смеётся ).

Я не согласен с теми людьми, которые уезжают в Америку, но могу их понять. Здесь есть проблемы. Очень сильное влияние Запада. Или возьмите сегодняшнее положение дел в культуре. Например, музыканты в оркестре в Санкт-Петербургской консерватории получают 4 тысячи рублей. Я бы на их месте не играл вообще!

У хореографов Наталии Касаткиной и Владимира Василёва труппа мирового класса, во всех странах их принимают с восторгом. Почти 30 спектаклей поставили... Но в России у них нет своего театра. Бюрократы строят им бесконечные препоны! Позор!

- 15-летний маэстро у дирижёрского пульта - необычное явление...

Думаю, не подобает говорить о моём возрасте. Он тут абсолютно ни при чём! Это не основное моё достоинство. Если у человека есть профессионализм, нет ничего сложного в том, чтобы в 15 лет дирижировать оркестром.

Сегодня ведущая дирижёрская школа, на мой взгляд, в Петербурге. Я очень благодарен Александру Владимировичу Чайковскому (ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Рим-ского-Корсакова. - Ред.), что он рискнул и принял меня в консерваторию в 13 лет. Мне посчастливилось попасть в класс к самому выдающемуся педагогу нашего времени - Александру Васильевичу Алексееву. Когда он впервые увидел моё дирижирование, сказал: «Цыплёнок жареный!» - так я «махал крылышками». Я страшно обиделся, но потом понял: Алексеев прав. Многие дирижёры сейчас мордочки строят, подпрыгивают, палочки в зубы берут. Школа Алексеева - это благородство. Техника дирижирования вроде скупая, минимальные жесты - а внутри горит такая эмоция! По Станиславскому. Так дирижируют Мути, Аббадо...

Кстати, а какие эмоции испытываете, читая работы Станиславского? Вы ведь -праправнук Константина Сергеевича...

Ставить на этом ударение я бы не стал. Безусловно, быть потомком Станиславского - для меня честь и ответственность. Я согласен с принципами художественной работы, о которых говорит Константин Сергеевич. Всегда стараюсь вжиться в музыку, которую пишу. На этом можно поставить точку. Потому что я - это я.

Главный среди равных

- Вам приходилось сталкиваться со скепсисом взрослых музыкантов?

Длится он недолго. Даже полупрофессиональный музыкант сразу видит профессионализм дирижёра. Знаете, как меня проверял оркестр в Англии в Барбикане? Тромбонисты приложили инструменты ко рту, а звука не дали: проверить, слышит дирижёр всех музыкантов или только руками машет.

- И что вы сделали?

Ничего. Просто грозно посмотрел, и они всё поняли. Никогда не нужно музыкантов обижать. Обидишь - хуже играть будут. В работе с оркестром дирижёр должен быть главным среди равных. К счастью, я сейчас работаю с коллективами, в которых нет ни одного исполнителя, который играл бы плохо.

Когда я запел в первый раз, моя мама просто сошла с ума - не поверила, что её сын может владеть таким необычным голосом. Но... В последние годы, где бы я ни выступал, просили спеть одно и то же... «Калинка», «О соле мио», «Вдоль по Питерской». Во-первых, я перерос этот репертуар. Во-вторых, профессии дирижёра и певца несовместимы.

Вот уже десять лет Николай Алексеев является дирижером Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. В сезоне 2010/2011 дирижер включил в свою обширную программу симфонии Шуберта и Малера, Мессиана и Слонимского, «Поэму экстаза» Скрябина и «Море» Дебюсси, скрипичные концерты Берга и Корнгольда (первое исполнение в Петербурге).

Самое абстрактное из искусств
— Николай Геннадьевич, на протяжении многих лет я являюсь вашим постоянным слушателем. Для меня лично, когда на афише написано «Заслуженный коллектив Академической филармонии, дирижер Николай Алексеев», это означает стопроцентную гарантию качества исполнения любого произведения. Какую музыку из академического репертуара вы чувствуете наиболее созвучной нашему времени?
— Я считаю, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у публики, которая сегодня может не понимать какую-то музыку и считать ее устаревшей. Может быть, публика раз в неделю хочет слушать вальсы Штрауса, нежели услышать что-либо новое или, наоборот, забытое старое. Нельзя слепо следовать за вкусами слушателей. А если вы, не дай бог, спросите меня, как я составляю свой репертуар (я буквально недавно задумался над тем, почему я это взял, а не что-то другое?), я не смогу ответить. Не знаю, почему в этом году мне хочется брать вот это сочинение. Когда у дирижера очень большой репертуар, желание что-то дирижировать из своего репертуара возникает само. Но раз в году стараюсь взять абсолютно новое для себя сочинение. В этом году это «Турангалила» Мессиана. Почему — тоже не знаю: откуда-то из воздуха берется желание выучить и продирижировать именно это сочинение. Иногда ловишь себя на мысли, что то сочинение, которое хорошо знаешь, как раз не хочется дирижировать, пусть полежит, станет опять немножко незнакомым. Не то чтобы новым и свежим, нет — именно незнакомым, чтобы появилось желание опять сыграть его.
— При подготовке каких-то партитур пользуетесь ли вы для себя или для оркестра литературными ассоциациями или, может быть, образами из пластических искусств? И бывает ли, с вашей точки зрения, абсолютно непрограммная музыка? Или, как многие считают, в любой музыке можно найти скрытую программу?
— Дело в том, что музыка вообще крайне абстрактное искусство. Она даже более абстрактна, нежели абстрактная живопись. Если к картине можно подойти и руками хотя бы потрогать мазок, то в музыке это невозможно. Например, у Берлиоза в его знаменитой симфонии описаны фантастические видения. А музыка все равно не об этом, и, на мой взгляд, было ошибкой облекать музыку в слова.
Я принадлежу к тому поколению дирижеров, которые дома никогда не готовят какие-то словесные образы. Я знаю, как это должно звучать, но никогда дома заранее не формулирую и не готовлю замечания оркестру. Поэтому иногда у меня какие-то неожиданные слова вылетают, странные образы. Если на репетицию придет непосвященный человек, он может подумать, что дирижер слегка не в себе.

Сыграйте сыр
— Какими словесными образами вы пользуетесь?
— Абсолютно неожиданными. В Таллине на одной из репетиций у меня возникли ассоциации с сыром рокфор. Есть такая легенда о том, как этот сыр возник. Он и она пошли погулять, у них с собой были сыр и вино. Спустя несколько дней они вспомнили про сыр. Но они столько занимались любовью, что сыр стал рокфором. Я рассказал эту историю оркестру, сказав, что во Франции из любви даже сыр возникает, и вы эту симфонию должны сыграть про любовь. В общем, грубовато, хотя вроде бы удачный образ. Мои учителя, особенно Авенир Михайлов, учили, что на уроках нельзя одинаково повторять одно и то же. Когда учишь какое-то сочинение, нельзя его заучивать одинаково. Каждый раз играешь по-новому. Перефразируя Гераклита, можно было бы сказать так: в одну музыку нельзя войти дважды. Для меня каждое исполнение — живая материя, звук, живущий именно сейчас, в данное мгновение.
— Люди приходят в залы, чтобы стать свидетелями творчества. А кто из дирижеров прошлого, которых вам довелось слышать в залах или известных вам по записям, являются для вас непререкаемыми авторитетами?
— Первый раз в жизни попытаюсь серьезно ответить на этот вопрос. С каждым годом все больше понимаю, насколько трудна эта профессия. Мысль банальна, но идеала не существует. Абсолютно все небезгрешны — и великие, а уж невеликие — грешники во всех смыслах. Поэтому кумиров у меня нет. Есть глубокое уважение к профессии и к профессионалам, которые занимаются этим невероятно сложным делом, и уважение к людям, которые остались в истории исполнительского искусства.
Мне гораздо интереснее присутствовать на концерте профессионального дирижера, чем слушать запись великого. Я вообще крайне редко слушаю записи. Наверное, потому что музыки и так хватает в процессе повседневной работы. Было ли такое желание — дай-ка я посмотрю Караяна? Нет, пожалуй, не было. Зато видел Герберта фон Караяна в двух концертах в Западном Берлине — он дирижировал Девятую и Шестую Малера. И это для меня является потрясением до сих пор — именно потому, что я его слышал живьем. А консервы — они и есть консервы.
— Когда я был на пресс-конференции Валерия Афанасьева, то он, отвечая на вопрос про звонки мобильников во время концертов, сказал: «А что мне звонки? Там, где нахожусь я, музыка и композитор, там ничего не звенит. А публика — есть она или нет, мне все равно...» А что для вас публика?
— Знаете, когда я почувствовал публику? Практически первый мой серьезный концерт был в финале конкурса Караяна в 1982 году. Впервые был взят фрак на прокат. В зале сидел Герберт фон Караян, и я волей-неволей чувствовал, что Он там сидит. Была огромная ответственность, тогда Караян был для меня невероятным кумиром. И я чувствовал, что он в зале, и как Он слушает. Но к себе все же надо относиться с некоторой долей иронии. Директор западноберлинского оркестра тогда сказал: «Да он спал». Караян тогда был не совсем здоров, у него очень болела спина, хотя на сцену выходил, как будто ему 30 лет, а за сценой он плохо себя чувствовал, спина дико болела, да и молодые дирижеры ему были уже не очень интересны. Он, конечно, смотрел вполглаза, но мне и этого было достаточно. С тех пор я всегда чувствую публику, особенно в Петербурге. Но Петербург — это отдельная история. Ни в каком зале я до такой степени не волнуюсь.
— Вы считаете, что в Питере более требовательная публика?
— Дело не в требовательности. Когда выходишь на эту сцену, то каждый раз снова доказываешь всем, что ты имеешь право здесь дирижировать. Где-нибудь, скажем, в Брюсселе (не хочу ничего плохого о нем сказать) чувствую себя спокойно и свободно. А здесь — тяжело.
— Провокационный вопрос. Я был на концерте, где вы аккомпанировали Алене Баевой Концерт Берга. Я иногда из любопытства слушаю фон Веберна, Берга, иногда читаю труды Шенберга, мне это интересно, как любому меломану. А вам никогда не приходила такая крамольная мысль, что атональная музыка — это просто грандиозное эстетическое мошенничество? Я не беру отдельные приемы, а в целом как теорию? Или вы эту музыку хорошо чувствуете, понимаете и могли бы выступить ее адвокатом?
— Я не всю музыку принимаю. Додекафонная система уже давно устоялась, давно придумана Шенбергом. Это действительно сегодня кажется немножечко схоластикой. Но и у этих композиторов возникали совершенно гениальные произведения. Скрипичный концерт Берга для меня таковым и является. Там тоже есть в партитуре всякие криптограммы — то, что не интересует публику абсолютно. Но это вплетается в невероятной красоты музыку. Я не первый раз это дирижировал, а в первый раз, конечно, присутствовало чувство ужаса. Тогда я был очень молодой дирижер, а дело было в Словении, в Любляне. Словенцам очень близка эта музыка, дело в том, что они живут в той местности, откуда тема финала — каринтийская. Примерно то же могу сказать и в отношении Шенберга. Я далеко не все его сочинения играл, и они, признаться, не вызывали у меня особого восторга, но с огромным удовольствием я исполнял его сочинения преддодекафонного периода.

Хотя бы два человека в зале понимают все
— Какая музыка на сегодняшний день выражает ваше мировоззрение в наибольшей степени?
— Если говорить обо мне, то та, которой сейчас дирижирую: это и Шуберт, и Мессиан. Наше дело, музыкантов-исполнителей, довольно простое — как можно более честно поговорить с незримым композитором, который это написал, постараться сначала с оркестром это сделать, а потом вынести на суд публики. Вот вы мне сказали, что Афанасьеву все равно, есть публика или нет. Есть такой московский режиссер Анатолий Васильев (Театр современной пьесы), который уехал на Запад, так у него вообще была теория, что идеальный театр должен находиться высоко в горах, чтобы тропинки были и потом кончились и чтобы публика не нашла туда дорогу. Между прочим Евгений Мравинский приблизительно то же самое говорил. Глен Гульд отказался от выступлений, отдав предпочтение студии. Есть такие музыканты, но мне больше нравится работать для живых слушателей. С другой стороны, мне все равно, сколько будет публики. Бывает, например, в Голландии, дирижируешь в каком-нибудь провинциальном городе, куда ты поехал с оркестром. А там система концертной работы очень отличается от нашей. Оркестры ездят по всей Голландии. Ты можешь оказаться в Роттердаме, а можешь в какой-нибудь деревне.
— То есть диалог вы устанавливаете именно с той публикой, которая пришла послушать вас в данный вечер.
— Мой педагог по фортепиано, ныне покойный Сергей Николаев, сказал такую фразу, которую я навсегда запомнил: сколько бы человек ни пришло, какая бы публика ни была в зале, и тебе, может быть, кажется, что она плохая, но хотя бы два человека в зале обязательно понимают все. Пусть на концерт пришли четверо, или в зале пять тысяч человек, но хотя бы двое из всех обязательно все понимают, и играть надо для них.
— Если бы вы не были музыкантом, кем бы хотели стать?
— Этот вопрос немножко не ко мне, потому что, как у каждого музыканта, у которого состоялась его творческая судьба (или карьера), у меня жизнь в музыке началась с семи лет. У нас практически и детства-то не было. Не могу представить, кем бы я стал, не могу представить ничего другого, главное — мне не хочется. Когда ты находишься в этом счастье, которое называется Музыка, когда ты получаешь удовольствие от творчества, просто не хочется даже и думать, что было бы, пойди я по другому пути.

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

Справка «Новой»
Народный артист России Николай Алексеев окончил Ленинградскую консерваторию, лауреат международных конкурсов Фонда Герберта фон Караяна (Западный Берлин, 1982), имени В. Талиха (Прага, 1985) и Мин-Он (Токио, 1985). Дирижер возглавлял оркестр Загребской филармонии, работал с Королевским оркестром Концертгебау, с оркестрами Роттердама, Дрездена, Штутгарта и Копенгагена, Берлинским и Балтиморским, Ливерпульским и Шотландским оркестрами, с New Japan Philharmonic. В течение девяти сезонов (2001-2010) Николай Алексеев руководил Эстонским национальным симфоническим оркестром. В настоящее время концертная деятельность артиста охватывает страны Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды), Латинской Америки, Японию и США. Сегодня Алексеев занимает пост заведующего кафедрой оркестрового дирижирования Петербургской консерватории.

Анонс
29 января Николай Алексеев продирижирует Седьмую симфонию Густава Малера в Большом зале Филармонии. Начало в 19.00.

Советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Александров награжден орденами: Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Белого льва (ЧССР). Дважды лауреат Сталинской премии (1942 - за Гимн партии боль-шевиков и ряд песен, 1946 - за концертную деятельность).

Александров (наст. фам. Коптелов, Коптелев) Алек-сандр Васильевич родился в семье «бессрочноотпускного унтер-офице-ра Василия Александрова Коптелева» (из актовой запи-си ¹37 в метрической книге с. Плахино. Гос. архив Ря-занской обл. Ф. 627. Оп.246-а. Д. 414. Л. 13 об.). В 1890-92 учился в земской школе, пел в школьном хоре. В 1892 приехал в Петербург, где стал певчим хора Казанского собора. В 1898 окончил курс пения Казанской певч. цер-ковно-приходской школы Петербурга. В 1897-1900 зани-мался в регентских классах Придворной певческой капеллы (сольфеджио и историю церк. пения изучал у Е.С. Азеева, гармонию - у А.К. Лядова). В 1900 поступил в Петербургскую консерваторию, обучался у А.К. Глазунова (анализ музыкальных форм, поли-фония) и Лядова (гармония). В 1902 по болезни прервал занятия; возобновил их в 1905 в классе Н.Ф. Соловьёва.

В 1902-06 был регентом соборного храма в Бологом. В 1906-08 жил в Твери, был соборным регентом, вел хор в семинарии и др. В 1908 поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу обязательного фортепиано у О.Н.Кардашевой-Яковлевой, по классу теории (контрапункта и формы) у А.А. Ильин-ского (1909-11), по классу свободного сочинения инструмен-товки у С.Н.Василенко, класс пения У.А. Мазетти (1909-11).

Окончил консерваторию в 1913 по классу композиции Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 - по классу пения, «выдержав экзамен по всем предметам, требуемым про-граммою».

С 1913 снова жил в Твери; с оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фраг-менты из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (1914) и др.; организовал и возглавил музыкальную школу (преобразованную впослед-ствии в музыкальное училище).

В 1918-22 был регентом хора храма Христа Спасите-ля в Москве. С 1919 помощник руководителя: 2-й группы Государственного хора, в 1921-23 2-го Государственной капеллы; С 1936 - художественный руководитель Железнодорожного ансамбля пес-ни и пляски ЦДКЖ, с 1937 Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров и школьников (хормейстер В.Г. Соколов). Член ВКП(б) с 1939.

В 1918-46 преподавал в Московской консерватории С 1922 профес-сор, с 1925 начал работу на хор. подотделе, в 1932-34 заведущий хоровой кафедр, с 1940 - декан дирижерско-хор. факультета, с 1942 - декан объединенного дирижерско-хор. и музыкальный-пед. ф-тов, в 1926-29 вел хоровой класс на инструкторско-пед. ф-те. А. внес весомый вклад в становление и развитие дири-жерско-хор. специальности, воспитал плеяду замечатель-ных учеников. Среди них хор. дирижеры - В. Граб, Г. Дмитревский, И. Зимин, К. Лебедев, И. Маслова, С. Му-син, В. Мухин, К. Сахаров; учившиеся по теоретическимдис-циплинам -Д. Кабалевский, Г. Литинский, Л. Мазель, В. Микошо, В. Соколов, И.Способин, В. Целиковский. Ини-циатор (совместно с В.М.Блажевичем) создания военно-капель-мейстерского класса (1928), ставшего основой Военно--дирижерского факультета консерватории (1935; c 2002 - Московская военная консерватория); в 1929-36 - заместитель декана этого факультета. В 1919-30 препо-давал так же в музыкальный техникуме им. А.Н.Скрябина (общий хоровой класс, спец. гармония, строгий стиль, сольфеджио).

Александров сыграл большую роль в становлении, развитии и создании в 1928 при его участии Ансамбля Красноарм. песни (ныне - Дважды Краснознам. Ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. Александрова). После триумфальных выступлений коллектива на Все-мирной выставке в Париже в 1937 Александров был назначен начальником и художественным руководителем ансамбля. Наиболее яркие и значительные достижения Александорва-композитора и дирижера связаны с работой в ансамб-ле. Александров - автор многих музыкальный обработок и песен в музыкально-литературных ком-позициях (монтажах), с которых начинался репертуар ансамбля. Дирижерский облик Александрова характеризует яркое сочетание «горячности и порывистости его артистиче-ской натуры» и «глубокой музыкальной культуры, освя-щенное самобытным талантом» (К.Б. Птица). После смерти Александрова его имя было присвоено коллективу (1946).

В 1970 Министерством культуры СССР, СК СССР и Главным политуправлением Советской Армии и Военно-морского флота в связи с 25-летием Победы в Великой Отечественной войне учрежде-ны золотая и серебряная медали им. Александрова за вклад в развитие армейского искусства и создание произведений на военно-патриотическую тему. В с. Плахине в 2003 открыт музей Александрова и установлен его бюст (скульптор А.Мельник), имя Александрова присвоено Плахинской средней школе Захаровского района. В 2005 Министерством Обороны РФ учреждена медаль «Генерал-майор Александр Александров».

Александров автор ряда крупных сочинений, но самые значительные его дос-тижения связаны с вокальным, песенным жанром. Им создано свыше 200 оригинальных произведений, обработок народных песен, революционных песен и песен Гражданской войны, многие из кото-рых вошли в золотой фонд отечественной песенной классики:

«По долинам и по взгорьям», сл. С. Алымова (1929), «Горы» (Воробьевские), «Священная война», сл. В. Ле-бедева-Кумача (24 июня 1941), «Поэма об Украине», сл. О. Колычева (1943), «Песня о Советской Армии», сл. Колычева (1943); автор Гимна Советского Союза (1943 г., сл. С. Михалкова и Г.Эль-Регистана, написанно-го на основе сочиненного в 1939 Гимна партии больше-виков на сл. Лебедева-Кумача); эта музыка и ныне явля-ется гимном РФ.

Александров Александр Васильевич (1883-1946), выдающийся советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), профессор Московской консерватории (1922), генерал-майор. (1943). Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Александров Борис Александрович (1905-1989), советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1958). Генерал-майор (1973).

Во многих странах мира известен ансамбль песни и пляски Советской армии. Когда-то это был небольшой коллектив, который со временем превратился в крупнейшее театрально-концертное учреждение. Все эти годы им руководили отец и сын Александровы.

Александров-старший родился в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии в семье ремесленника. И отец, и дед отличались большими музыкальными способностями, а сестра Анна даже пела в любительских спектаклях. Она и заметила феноменальную музыкальную одаренность своего брата. Отец отвез сына в Петербург к своему знакомому регенту Казанского собора В. Фатееву, который помог Саше выдержать экзамен в придворную певческую капеллу. Александров оказался в профессиональном хоре мальчиков, с которым работали известные русские композиторы М. Балакирев и Н. Римский-Корсаков. За время обучения в капелле он научился играть на фортепиано и на скрипке.

В 1900 году по совету Римского-Корсакова Александр поступает в Петербургскую консерваторию. Там он учится сразу на двух отделениях: занимается композицией у Н. Римского-Корсакова и хоровым дирижированием у А. Лядова. Проучившись в Петербурге два года, Александров был вынужден прервать учебу по состоянию здоровья. Его заботили и материальные дела, поэтому он едет в город Бологое, где начинает работать регентом хора в местном соборе. Поправив здоровье, Александров пытается восстановиться в Петербургской консерватории, но после увольнения Римского-Корсакова его ученики переходят в Московскую консерваторию.

Александров тоже переезжает в Москву, продолжает учебу и заканчивает консерваторию сразу по двум отделениям - композиторскому и вокальному. Его дипломная работа - опера «Русалка» - была удостоена Большой серебряной медали.

После окончания консерватории Александров уезжает в Тверь, где начинает работать в музыкальной школе, которую открыло в городе Российское театральное общество. Но, понимая, что для профессионального роста необходимо работать в крупных городах, вскоре возвращается в Москву. В 1918 году он начинает работать дирижером-репетитором в хоре Большого театра и одновременно преподает в Московской консерватории.

В детском хоре театра начал свою профессиональную карьеру и сын Александрова Борис. Закончив школу, он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции, которым руководил Р. Глиэр.

В 1923 году Александров-старший становится профессором и добивается, чтобы при консерватории открылся специальный класс военного дирижирования. Со временем класс вырастает в военно-дирижерский факультет – единственное учебное заведение подобного типа.

Одновременно А. Александров организовал самодеятельные хоры красноармейцев. Вскоре он стал руководителем ансамбля при Центральном доме Красной армии в Москве, но потом решил создать самостоятельный армейский ансамбль песни и пляски. Ему удалось это сделать, правда, танцевальная группа появилась позже, а пока в нем было всего восемь исполнителей-вокалистов.

10 октября 1928 года на концерте нового ансамбля побывал нарком обороны К. Ворошилов. Он поддержал ходатайство Александрова и отдал приказ о наборе в ансамбль талантливых бойцов из различных гарнизонов.

А. Александров объехал части Московского и Ленинградского округов, где набрал несколько десятков человек. Начались репетиции и учеба. Несмотря на природные способности, многим хористам пришлось осваивать технику академического пения, гармонию и сольфеджио.

Свою первую программу ансамбль посвятил Первой Конной армии. Программа состояла из народных песен и танцев. Зрители с восторгом принимали выступления ансамбля как в столице, так и в других городах, куда он отправился на гастроли. Такие поездки Александров устраивал несколько раз в год. Трудно сказать, где он только не побывал - на Украине и в Средней Азии, в Заполярье и в Закавказье.

В 1934 году ансамбль совершил концертное турне по великим стройкам пятилетки, проехав от Днепрогэса до Магнитостроя и оттуда до Комсомольска-на-Амуре. В 1935 году специальным постановлением ВЦИК ансамбль был награжден орденом Красной звезды, ему присвоили название Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР.

В 1937 году Красноармейский ансамбль отправился в первое зарубежное турне - во Францию. Он выступал в рамках культурной программы на Всемирной выставке. Успех был настолько ошеломляющим, что было решено дать еще несколько концертов. Компании «Полидор» и «Коламбиа» выпустили пластинки с записями песен. Кроме того, был снят звуковой фильм о концертах ансамбля. По окончании гастролей американский импресарио предложил ему турне по городам США. Но в то время Александров был вынужден отказаться, поскольку не имел разрешения из Москвы. Из Парижа артисты отправились в Прагу, где также выступали с огромным успехом.

Армейскому искусству посвятил свою жизнь и сын Александрова Борис. После окончания консерватории он поступает в только что созданный Театр Красной Армии и пишет музыку к спектаклям. В 1928 году состоялась премьера его оперетты «Свадьба в Малиновке». Вдохновленный успехом, Александров-младший написал несколько оперетт, которые шли на сценах музыкальных театров страны. С 1937 года Борис Александрович начинает работать вместе с отцом в его ансамбле режиссером-ассистентом. Вскоре в ансамбль приходит и другой сын Александрова - Василий, а во время войны - младший из братьев – Александр Александров. Василий становится руководителем оркестра. Так в ансамбле образовалось уникальное семейное содружество.

Когда началась Великая Отечественная война, ансамбль перешел на казарменное положение. 24 октября в газете «Красная звезда» было напечатано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война». В тот же день А. Александров начал работать над мелодией. Песня «Священная война» была создана за день, и вскоре ансамбль начал исполнять ее на всех концертах. Она стала музыкальным символом Великой Отечественной войны.

За время войны фронтовые группы ансамбля дали более полутора тысяч концертов. Впечатления отражались в песнях, которые написал Александр Александров, - «Эшелонная», «Священная война» и др. Позже композитор объединил их в циклы. Изменился и репертуар коллектива. Б. Александров вспоминал, что каждый день начинался с концертов, которые проходили на призывных пунктах, площадях и улицах городов. Солисты ансамбля разбивались на несколько групп, которые одновременно выступали в разных местах.

В 1943 году А. Александров выиграл конкурс и вошел в число авторов, которым было поручено написать новый гимн Советского Союза. Он создал музыку на слова С. Михалкова и Г. Регистана. Гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.

В 1945 году Александров-старший перенес инфаркт, и руководство ансамблем поручили Борису. Врачи запретили А. Александрову дирижировать, но он продолжал работать и сразу после выхода из больницы написал «Победную кантату».

После смерти отца в 1946 году Борис Александров возглавил ансамбль. К тому времени это уже был высокопрофессиональный коллектив со своими творческими традициями. Теперь в его составе была не только вокальная, но и танцевальная группа. Танцы ставил известный балетмейстер и педагог П. Вирский. А песни писали известнейшие композиторы - М. Блантер, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, А. Новиков. Исполнял коллектив и песни, написанные своим художественным руководителем, - «Песня о Советской армии», «Да здравствует наша держава».

В это же время Борис Александров начинает работать и на радио. Он становится руководителем созданного там ансамбля советской песни. В этом коллективе он впервые воплотил многие свои замыслы, позже реализованные в ансамбле Советской армии.

Со временем Б. Александров реформировал репертуар. Кроме народных и современных песен, он начал работать над классическими произведениями. На концертах ансамбля зазвучали хоры и массовые сцены из опер Глинки и Чайковского, Вебера и Верди, Мусоргского и Рахманинова. Александров считал, что только работа над классикой вокальной музыки позволяет ансамблю достичь необходимого уровня исполнительского мастерства. Но он продолжал собирать и самодеятельные песни героического характера. После соответствующей музыкальной обработки некоторые из них входили в репертуар.

После войны начались зарубежные гастроли. Вначале ансамбль совершает поездку в советскую зону Германии, а затем в недавно освобожденную Францию. В начале пятидесятых годов артисты побывали на гастролях в Лондоне. Тогда газета «Таймс» писала: «Мы были свидетелями того, как русские без единого выстрела заняли Лондон». В 1967 году Краснознаменный ансамбль вновь отправился во Францию. Там артисты дали несколько благотворительных концертов в фонд ЮНЕСКО. Но Б. Александрову больше запомнилось выступление с Мирей Матье. По просьбе французского импресарио она выступила с ними на одном из концертов.

Через некоторое время известный американский импресарио С. Юрок приглашает ансамбль в концертное турне по городам США. Однако американское правительство отказалось выдать музыкантам визы, мотивируя свое решение тем, что нельзя допускать в страну такое количество иностранных военнослужащих. Артистам предложили выступить в гражданской одежде, но Александров отказался, и лишь в конце пятидесятых годов ансамбль совершил триумфальное концертное турне по городам Америки. Во время этих концертов Р. Кармен снял фильм «За рампой - Америка».

Под руководством Бориса Александрова Краснознаменный ансамбль становится школой по подготовке оперных певцов, из его стен вышли солисты Большого театра Н. Андрющенко, Е. Кибкало, А. Эйзен. Александров стремился к тому, чтобы каждый артист постоянно совершенствовал свое профессиональное мастерство. Поэтому он неуклонно расширял репертуар, создавая композиции из песен, обновляя трактовки уже имеющихся в репертуаре произведений.

Ансамбль продолжает интенсивную гастрольную деятельность и сейчас.