Взросление темы на страницах романа. Аргументы к сочинению по проблеме раннего взросления на войне

Проблема взросления (на примерах произведений "Война и мир", "Маленький солдат")

Что значит стать взрослым?

Этапы взросления на примерах произведений Л.Н. Толстого "Война и мир" и А.П. Платонова "Маленький солдат".

Часто молодым людям родители и учителя говорят: "Когда вы уже повзрослеете?" Эта фраза у всех на слуху, и многие подростки не придают ей должного значения. Но что значит взрослеть? В моем понимании, это не только становиться старше с годами, которые неумолимо отсчитывают время, отведенное нам, но взрослеть это становиться в полной мере ответственным за свои поступки. Так, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на протяжении всего повествования мы можем проследить этапы взросления Наташи Ростовой.

В начале произведения она предстает перед читателем беззаботным, счастливым, резвым ребенком с искренней душой и чистым сердцем. Некоторое время спустя юная Наташа в душе остается все тем же ребенком, не знавшим горечи утраты близкого человека, предательства, подлости, обмана.

Именно такую, чистую душой девушку полюбил князь Андрей Болконский, который на тот момент находился в тяжелом состоянии духа. Отчаяние, разочарование в жизни овладевают им. Но общение с Наташей Ростовой, которая смотрит на жизнь мечтательно, с затаенным ожиданием прекрасного, дает ему новый смысл существования, вселяет в него силы и желание жить и радоваться каждому дню. Переломным моментом в жизни Наташи становится помолвка с князем Андреем. Она впервые задумывается о том, что ей предстоит стать женой и матерью, что на нее возлагается ответственность за счастье близких людей. Но князь Андрей, понимания душевные метания неопытной девушки и соглашаясь с мнением своего отца, поступает благородно, откладывая свадьбу на год.

Он осознает важность такого серьезного шага, как замужество, в дальнейшей судьбе Наташи Ростовой, живущей чувствами и эмоциями. Князь Болконский хочет, чтобы Наташа совершила этот шаг обдуманно, осознанно, следуя голосу разума. Он дает своей юной невесте время повзрослеть, разобраться, понять себя и свои чувства.

Но зачастую в жизни человека случаются совершенно другие события, которые заставляет его взрослеть.Например, война. О такой истории взросления рассказывает А.Платонов в произведении "Маленький солдат". Главный герой мальчик лет семи Сережа Лабков. Война лишает его детства, отчего дома, родителей. За свои совсем недолгие прожитые годы он видел столько горя, предательства, смертей, сколько никогда не увидят взрослые, прожившие длинную мирную жизнь люди. Все эти человеческие несчастья и мучения отложились в сознании ребенка. И автор говорит, что внешне и по манерам поведения Сережа больше походил на взрослого мужчину. Противоестественная природе и жизни вообще война покалечила душу ребенка. Она отняла у него беззаботные детские годы и заставила повзрослеть раньше времени.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что причины взросления бывают совершенно различные: создание семьи и чувство ответственности за нее, потеря близких и родных, какие-то сложные жизненные ситуации. Но важно, чтобы в детстве были заложены духовно-нравственные ценности, которыми человек смог руководствоваться в дальнейшей взрослой жизни. Также необходимо добавить, что нет определенной границы, которая делила бы жизнь человека на части "ребенок-взрослый". Человек взрослеет в течение все своей жизни, на разных ее стадиях, в силу своего интеллектуального и духовно-нравственного уровня.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Внутреннем преображении героя. Вот одна из разновидностей такого преображения, выделенная в отдельную модель сюжета.

Взросление чаще всего связано с потерей иллюзий, но чаще всего, расставаясь с детством, человек становится лучше. Герой такого сюжета – молодой человек, цели которого не определены или же он стремится к чему-то недостойному. Он наивен, доверчив, склонен колебаться.
В литературе есть термин «роман обучения», в центре внимания – моральный, психологический рост героя. Как правило, такая история начинается с того, что ребенок/подросток/молодой человек вынужден вести себя как взрослый, принимать решения и нести за них ответственность.

Структура
Акт 1.
«До». Вы представляете героя до начала важных изменений в его жизни, описываете, как он действует, как мыслит. Герой часто бывает безответственным, эгоистичным, наивным, двуличным… и вдруг жизнь устраивает ему экзамен. Это может быть развод, смерть родителей, потеря дома, война. Событие должно быть значительным, чтобы протагонист не мог просто отмахнуться от него и жить по-прежнему, оно должно по-настоящему потрясти все устои.

Акт 2.
«Не хочу». Как правило, первая реакция «ребенка» – отрицание, в буквальном или переносном смысле. Гнев, сопротивление – проведите через них своего героя. Протагонист может хотеть поступить так, как должно, он просто не знает, как именно должно. Он делает ошибки и пытается снова. Это и есть процесс взросления, путь от невинности к опыту.

Акт 3.
«Наконец-то». Наконец у героя выработана новая система убеждений и ценностей, и пришла пора ее проверить. Здесь герой должен принять или отринуть Большую перемену. В большинстве книг герой соглашается с тем, что взросление неизбежно.
Избегайте морализаторства, пусть читатель сам сформулирует, какой смысл вы вложили в свое произведение, и сможет по-новому взглянуть на мир вокруг.


Проверочный список.
1. Ваш протагонист – молодой человек с неопределенными или непроясненными целями?
2. Четко ли ваша история показывает читателю, кто главный герой, как он думает, что он чувствует, ДО того, как начнется процесс изменений?
3. Противопоставлены ли в вашей истории наивная жизнь протагониста (детство) и реальность, когда защиты больше нет (взрослая жизнь)?
4. Сосредотачиваете ли вы внимание на моральном и психологическом росте героя?
5. Точно ли в критический момент жизнь бросает вызов убеждениям и миропониманию героя, которые вы успели обрисовать?
6. Принимает ли ваш герой перемены или отрицает их? Или и то, и другое одновременно? Сопротивляется ли преподанному уроку? Как действует?
7. Отражает ли ваша история процесс, в котором герой меняется? Правдоподобно ли изменение, является ли оно постепенным, сложным?
8. Убедителен ли главный герой в своей незрелости? Не проявляет ли он черт, свойственных взрослым, еще до того, как мог бы до них «дорасти»?
9. Не показывает ли ваша история превращения из вчерашнего ребенка в сегодняшнего взрослого? Или она демонстрирует небольшие уроки и глобальные потрясения для отражения долгого процесса взросления?
10. Хорошо ли в вашей истории отражен тот факт, что за все приходится платить? Как ваш протагонист принимает этот факт?

Классики литературы обожали жанр романа взросления, но и американские кинематографисты не чужды этому сюжету: группа подростков «отрывается» где-нибудь на пляже или едет на дачу, где их поджидает маньяк… по сути, если откинуть внешний ряд событий, в глубине души герои проходят как раз этот путь! Те, кто останется в живых, конечно. М.Баркер считает, что ужас реальный или ирреальный часто служит катализатором для истории взросления - только если автор не увлечется внешним рядом событий, а сосредоточится на внутреннем мире.

Напишите список из пяти качеств, которые вас восхищают в людях. Дальше подумайте, как может действовать герой, у которого эти качества не развиты (пока). Выберите одно качество и тщательно обдумайте, какой именно вызов бросит ему жизнь, чтобы он научился быть… каким?

В качестве события-катализатора может служить: смерть близкого человека, болезнь (или ложное известие о страшной болезни), беременность (чаще, конечно, незапланированная), реакция окружающих на ваши слова в определенной ситуации («камин-аут» у гомосексуальных людей, к примеру), приглашение поучаствовать в криминале, уход из семьи одного из родителей…

Молодой человек, столкнувшись с таким событием, может пытаться отрицать его эффект, прятаться, но постепенно должен продемонстрировать, как он взрослеет и превращается в человека, знающего жизнь.

От себя:
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, конечно, не роман взросления, однако некоторые его элементы здесь можно найти. В начале романа Скарлетт – беспечная кокетка, которая только и умеет, что строить глазки, кричать на слуг и мечтать. Разразилась война. Как Скарлетт ни пытается спихнуть ответственность за роды у Мелани на доктора или малолетнюю служанку, именно ей приходится принимать эти роды, а потом везти ослабевшую Мелли с младенцем в Тару – в надежде, что там все возьмет на себя мама. Но мамы уже нет в живых, а отец не в своем уме… Надеяться больше не на кого, и полагаться приходится отныне только на саму себя.

Ознакомьтесь со статьей в Википедии: Роман воспитания . Цитирую оттуда: Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Диккенс («Дэвид Копперфильд», 1849) и Флобер («Воспитание чувств», 1869), из русских писателей - И. А. Гончаров («Обыкновенная история», 1847) и Ф. М. Достоевский («Неточка Незванова», 1849; «Подросток», 1875). В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра, в частности, приключенческий роман воспитания («Остров сокровищ» Стивенсона, «Отважные капитаны» Киплинга, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» Каверина) и «художнический роман» - Künstlerroman («Портрет художника в юности», «Жизнь Арсеньева», «Дар»). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется роман карьеры, прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка.
В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Жестяной барабан» Грасса.

Подборка livelib. Я практически ничего не читала из этого списка, к моему стыду, хотя слышала про такие книги, например, как "Лужок черного лебедя" или (разумеется) "Щегол". О, сколько нам открытий чудных.

Хотелось еще заметить, что подавляющее большинство романов воспитания, о которых тут упоминалось, написаны о мальчиках/мужчинах. Но нетрудно найти такие произведения и о девочках. Так, к этому жанру относят и "Джейн Эйр" Ш.Бронте, и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Вы ждете выхода второй книги Ли?

Продолжение следует.

Роман «Капитанская дочка» — вершина пушкинской прозы. Изучают его в 8 классе, а к 11 напрочь забывают, что очень печально, потому что роман заслуживает большего внимания и почтения. Это просто кладезь для выпускников и с точки зрения аргументации в 25 задании, и для выпускного сочинения. Договоримся сразу: я не буду роман пересказывать, а остановлюсь на его проблематике, идейном содержании, и тезисах для сочинений.

И все-таки надо немного сказать о сюжете романа.
В «Капитанской дочке» описана история Петра Гринева, которому довелось своими глазами увидеть Пугачевское восстание. Он из недоросля превращается в ответственного, высоконравственного человека, мужчину. Пройдя через испытания, герой становится настоящим человеком, делающим выбор в пользу чести и достоинства. Роман написан в форме мемуаров. Зачем? Пушкин будто смотрит глазами героя на происходящее, ведь взрослый Гринев может не только пересказать все, что с ним происходило, но и дать оценку, подчеркнуть что-то или пройти мимо каких-то событий.

Проблематика произведения

  • В романе рассказывается о пугачёвском восстании. А.С. Пушкина интересовала личность Пугачева. (Попробуйте сами определить проблему!) Почему ему удалось стать предводителем тысяч и тысяч человек? Чем он лучше Екатерины II? Эти вопросы сводятся к одному: проблеме власти . Конкретизируем: какая власть лучше? Здесь же надо сказать и о проблеме, которая, казалось бы, не лежит не поверхности, но Пушкина очень интересует. Это проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека?
  • Путь Гринева – от беспечного и глуповатого недоросля до серьезного и ответственного человека, настоящего мужчины. Какая проблема с этим связана? Да, проблема взросления и воспитания человека . Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым?
  • В романе есть два сопоставимых героя: Гринев и Швабрин. Их связывает место службы, любовь к Маше, дружба, а потом соперничество. Один становиться героем, а второй – предателем. Почему? Иными словами, в романе есть проблема нравственного выбора.

Какой должна быть власть?

Давайте соберем все, что мы узнаем о Пугачеве и Екатерине в «Капитанской дочке». Пугачев.
Портрет в главе «Вожатый» (мужик с умными бегающими глазами), появление при взятии крепости (жестокий предводитель восстания), «милость» в виде тулупа, коня и пропавшей полтины денег, Пугачев на совете «енералов», разговор с Гриневым по дороге (калмыцкая сказка об орле и вороне), казнь Пугачева. Пересмотрите эти эпизоды, чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь. Екатерина. Дама в домашнем утреннем платье, ласково расспрашивающая Машу о ее беде. Она сразу изменилась, когда узнала, что речь идет о Гриневе, даже не зная его лично. Предатель – и все, без комментариев. Не захотела вначале выслушать ее. Потом, правда, помиловала Петра Андреевича из-за заслуг отца Маши. А если бы Маша не увиделась с ней?

Тезисы:

  • И Екатерина, и Пугачев – представители власти. О Пугачеве мы знаем больше, можем сделать выводы о его характере, характере его власти.
  • Пугачев в романе предстает перед читателями в разных ипостасях: простой мужик, предводитель восстания, благородный человек, способный оценить верность долгу и мужественные поступки, жестокий тиран, обрекающий на смерть ни в чем не повинных людей. Когда перед нами человек, а когда – тиран? В эпизоде первой встречи мы видим умного, хитрого, сметливого человека, в разговоре с Гриневым – трагическую фигуру, ведь он осознает, на что пошел и чем пожертвовал. Смысл калмыцкой сказки помогает нам понять, что Пугачев желает прожить яркую, хотя и короткую жизнь. Среди своих сподвижников он первый среди равных, несомненно, лидер (сравним с военным советом в Оренбурге, где в основном чай пьют, а решения принять не могут). И наконец, сцены взятия крепости показывают жестокость восставших (смерть Мироновых, похищение Маши, разрушение и смерти).
  • Идея образа : Пугачев, несомненно, фигура незаурядная, талантливый человек, но власть и необходимость жестокости на войне превращает его в такого же жестокого тирана, как императрица, против которой он поднял восстание.
  • Екатерина. Милая женщина в домашнем платье оказывается не столь доброй, когда речь заходит о государственном изменнике. При этом не учитываются никакие смягчающие обстоятельства, императрица их знать не хочет. Так чем же эта власть лучше власти Пугачева? Ничем.

Идея, к которой приводит нас А.С. Пушкин: любая власть — императрицы или ее антагониста Пугачева — враждебна простому человеку. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — вот итог романа.

Проблема человека и истории связана с событиями, происходящими в романе. Кратко перечислю идеи: у истории есть светлые и темные стороны. Не думал Гринев, что ему придется пережить такие события, но именно исторические события высветили в нем настоящего человека с честью и достоинством. Смерть Мироновых и еще тысяч людей, разоренные дома, искалеченные судьбы – это темная сторона истории. Пушкин будто прожектором высветил судьбы героев в истории, и именно простой человек интересует его больше всего, недаром роман называется «Капитанская дочка», а не «Пугачев», например.

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Капитанской дочки» можно использовать в сочинении, если поставлена проблема «человек и государство», «власть и человек». Никакая власть милосердной к человеку не будет по определению – это тезис, подтвержденный иллюстрацией из романа.

Проблема взросления молодого человека Эта проблема связана с образом главного героя Петра Андреевича Гринева. Тезисы:

  • в начале романа Гринев – недоросль, который может «здраво судить о свойствах борзого кобеля» и из карты сделать воздушного змея. Мечтает о «непыльной службе» в Петербурге. Взрослый Гринев иронизирует над собой молодым. Но отец дает ему наставления (вспомните, например, наставления отца Молчалина) служить честно, беречь семейные традиции, за наградами не гнаться и от службы не уклоняться. С тем Гринев и отправляется в маленькую крепость под Оренбургом.
  • Первое испытание – встреча с Зуриным, проигрыш в карты и обида, нанесенная Савельичу – верному слуге и другу. Гринев испытывает угрызения совести.
  • В крепости до восстания влюбляется в Машу, дерется на дуэли со Швабриным, защищая честь девушки.
  • После захвата Белогорской крепости Гринев поставлен перед выбором: признать Пугачева или сохранить верность присяге. Он выбирает последнее, заслуживая уважение Пугачева.
  • Маша в плену и просит о помощи. Гринев, не получив ее от своего начальства, бросается спасать Машу к Пугачёву, несмотря на запрет непосредственного начальства. Он нарушает присягу, самовольно покидая Оренбург. Но герой поставлен перед выбором, и делает его в пользу спасения человека. Пугачев, уважая Гринева за честь и достоинство, отпускает их. Гринева отдают под суд, и только Маша, добравшись до Петербурга, вымаливает помилование.

Идея, к которой приводит нас автор, в следующем: молодой человек взрослеет, когда на его долю выпадают испытания, когда он стоит перед выбором, жертвует жизнью ради других. Только в этом случае из него получится настоящий человек.
Внимание! ЕГЭ! Иллюстрация из «Капитанской дочки» может быть использована в любом сочинении по проблемам воспитания. Если речь пойдет о плохом воспитании, то можно привести пример Гринева как образец правильного воспитания, и тогда аргумент будет от противного, а если о правильном – то подтверждающий аргумент. О чем он? Смотрите идею!

Проблема нравственного выбора Она связана с образами Гринева и Швабрина. Почему в одинаковых условиях один становится предателем, а другой – героем?

Тезисы:

  • Гринев и Швабрин встречаются в крепости и очень скоро становятся соперниками в борьбе за любовь.
  • О Гринёве смотрите предыдущие тезисы, о Швабрине скажем подробнее. Уже в самом начале Гринев замечает, что Швабрин жестоко шутит над семьей, где принят как родной, злословит о Маше. На дуэли наносит подлый удар в спину. Уже тогда можно заметить, что Швабрин – человек непорядочный.
  • Настоящим испытанием для них становится захват крепости. Гринев отказывается присягать Пугачеву и рискует жизнью, Швабрин уже в крестьянском платье (приготовил заранее) и острижен «в кружок» (интересно, когда успел?). Значит, к предательству был готов.

Идея: человек делает нравственный выбор в соответствии со своими убеждениями и принципами. Если они есть, есть и высота духа (Гринев). Швабрин изначально демонстрирует подлую натуру во всем, и в итоге становится предателем.

Внимание, ЕГЭ! Отличная аргументация в сочинениях по проблеме нравственного выбора, порядочности, чести, достоинства. Гринев, обладая высотой духа и моральными принципами, не роняет себя и вызывает только уважение, а Швабрин-предатель – презрение.

Подводя итог, можно сказать, что «Капитанская дочка» — одно из самых светлых произведений в русской литературе. Почему? Потому что А.С. Пушкин, рассказав о жестоком восстании, все равно утвердил идеалы добра, честности и порядочности.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ