Усадебная культура россии. Русская усадебная культура

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них - в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны.

Есть милая страна" - эти строки поэта Е.А. Баратынского обращены к его подмосковной усадьбе Мураново, которой он не просто владел, но которую обустроил по своим планам и вкусу, где он творил, где растил и воспитывал детей. Русская усадьба - это прежде всего счастливый мир детства. Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и рода, уважения и гордости памятью предков, фамильными реликвиями. Вырастая, человек покидал усадьбу и погружался в мир реалий, который чаще всего рождал чувство ностальгии по усадьбе, но порой и отталкивал от ее неприхотливого быта, как это случилось с Ф.И. Тютчевым.

Усадьба оставалась на всю жизнь любимым местом досуга и творческого труда, "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья", по признанию А.С. Пушкина. Почти в каждой усадьбе девять прекрасных муз находили своих поклонников. Это были поэты, писатели, музыканты, архитекторы, художники, ученые. Среди них и профессионалы и любители. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.

Дворянская усадьба была неразрывно связана с окружающим ее крестьянским миром. Это мало изученная проблема, но мы по возможности старались охватить и ее, показывая и широкий спектр взаимоотношений владельцев усадьбы с крестьянами, и разные формы хозяйствования в усадьбах.

Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Отсюда внимание авторов очерков к биографиям владельцев усадеб, образу их жизни.

Одна из причин этого кроется, по-видимому, в самом характере усадьбы. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, она постепенно превращалась и в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада.

Особенность формирования и бытования русской усадьбы состояла в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.Вновь возросший в наши дни общественный и научный интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к выяснению места и роли усадебной культуры, в том числе дворянской, вызывает необходимость расширить диапазон и формы исследований по истории русской усадьбы. Институт российской истории Российской академии наук начал изучение процессов формирования и эволюции усадьбы начиная с XIV в.

Будни и праздники составляли повседневность обитателей усадеб. Для одних приемы гостей, например, были обязательным торжественным и формальным ритуалом, для других - формой дружеского и творческого общения. Рождение стихов Ф.И. Тютчева или музыки М.И. Глинки, прием императрицы в усадьбе князей Козловских, сельский праздник в усадьбе Самариных или пение в церковном хоре А.В. Суворова представляются одинаково важными для характеристики усадебного образа жизни.

Одним словом, в усадьбе как бы спроецирована вся жизнь. Прав был поэт И.В. Долгоруков, заметив на примере подмосковной усадьбы Лопухиных Савинское, что в усадьбе хозяева умели "на десятине снять экстракт вселенной всей". Показывая каждую усадьбу на всем пути ее существования, мы пытались представить многообразие и богатство мира усадьбы в целом, выявить слагаемые усадебной культуры, которая дала блестящие образцы архитектурных и парковых ансамблей, искусства интерьера, плоды творческого вдохновения в поэзии, музыке, живописи, формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры. Всегда преломлявшаяся в личных вкусах, усадебная культура несла, таким образом, в себе общие и особенные черты. Своим полифонизмом она обогащала на протяжении веков русскую культуру.

Дворянские гнезда России. Этих слов достаточно, чтобы до сих пор с легкостью вызвать в воображении наших современников множественные, знакомые с детства литературные или художественные образы. Пушкин, Тургенев, Толстой, Гончаров, Чехов, Бунин, Петергоф и Царское село, Останкино и Архангельское, Михайловское и Спасское-Лутовиново. Давно ушедшая, но ощутимо своя, родная, кстати, сословно совершенно не отграниченная от нас жизнь.

Что же представляет собой русская усадьба сегодня? Пусть призрачную, но реальность, или уже - миф, иллюстрированную сказку о прошлом. В газетной, журнальной и телевизионной публицистике, гуманитарных науках - искусствоведении, литературоведении, музееведении усадьба как феномен русской культуры XVIII - начала XX веков в последние годы занимает все большее место. По-видимому, это важный знак современной культурной жизни, очень медленно, но неуклонно возвращающейся к осмыслению происшедших за столетие потерь.Родовое имение с портретной библиотекой семейными альбомами, парком и садом, храмом и фамильным некрополем - это, собственно, и жилище усадебных муз - музыки, поэзии, живописи, графики, прикладного искусства (вышивания, бисерного шитья, флористики и т.д.), и колыбель великой русской литературы и философской мысли, и источник художественного вдохновения, и пространство для проявления личностного начала и творческой свободы владельцев или их гостей.

Трудно подобрать какой-то другой организующий элемент русской жизни и культуры более точно соответствовавший национальным традициям и веками складывавшемуся жизненному укладу, более слитный с миропониманием наших соотечественников. Эти качества сделали усадьбу своеобразной константой русского быта. В глубь средневековья уходят ее корни как простейшей ячейки любого городского или сельского поселения. Усадебный бум второй половины XVIII - начала XIX в, соединивший многовековой опыт развития с западноев­ропейскими художественными новациями и, по сути, сделавший усадьбу многосоставным произведением искусства, лишь слегка проявил и облек ее облик, соответствовавший устойчивым ценностям национальной психологии, в ясные изобразительные формы.

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них - в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны. В этом, несомненно, еще одна тайна их привлекательности для потомка, историка, читателя Усадьба - иногда прямое, иногда опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности. Полученная по наследству или купленная молодой четой, она становится полем приложения их кипучей энергии строительной и хозяйственной перестройки. В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага.

В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага. Именно их, свои родовые усадебные гнезда, где впервые почувствовали себя частью необъятной и могучей страны, ее непритязательной, но трогающей за душу природы, вспоминали на склоне лет многие поколения наших предков.

Источник в интернете:

http://www.usadba.ru/history/culture/

Русская Цивилизация

Тема 1. Введение

Лекция

Роль дворянской усадьбы в развитии русской культуры и искусства.

Национальное своеобразие «дворянских гнёзд».

Тема 2. История дворянской усадьбы

Лекция

Подмосковные резиденции русских царей (XVI - XVII вв.).

Императорские дворцы и парки под Петербургом (XVIII в.).

Начало массового усадебного строительства после принятия указа «О вольности дворянства» (1762 г.).

- «Золотой век» русской усадебной культуры (первая половина XIX в.).

Дворянская усадьба в пореформенный период.

- «Серебряный век» русской усадебной культуры.

Судьба «дворянских гнезд» в послеоктябрьский период.

Современное состояние культурного наследия.

Тема 3. Эстетическая организация пространства: дом, сад, храм

Лекция.

Усадьба как художественный мир.

Смена архитектурных, садово-парковых стилей.

Практическое занятие

Обсуждение рефератов.

Тема 4. Образ дворянской усадьбы в различных видах искусства

Лекция.

Изображение «дворянских гнезд» в русской поэзии (А. Кантемир, Г. Державин, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Д. Боратынский, А. Фет, А. Белый, Н. Гумилёв и др.).

Образы «дворянских гнёзд» в отечественной прозе (Н. Карамзин, А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Б. Пастернак и др.).

Усадебные пейзажи в русской живописи (С. Щедрин, В. Боровиковский, А. Венецианов, И. Крамской, В. Поленов, И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, К. Сомов).

Музыка дворянской усадьбы

Практическое занятие

Показ презентаций, подготовленных слушателями курса.

Тема 5. Исторические усадьбы на территории нашего края, и их владельцы и гости

Лекция.

Вотчины военачальников и видных государственных деятелей (Мугреево, Батыево, Дьяково, Борщовка, Рагозиниха, Богородское, Княжево, Романово, Александрово).

Усадьбы учёных (Матвеиха, Погост, Привольное).

- «Приюты вдохновенья» (Утешное, Каменка, Новинки, Котцыно, Фроловка, Студеные Ключи, Новинки, Погост, Оболсуново, Соколово).

Практическое занятие

Проведение виртуальных экскурсий по историческим усадьбам нашего края.

а) основная литература:

1. Дворянская и купеческая усадьба в России: исторические очерки XVI - XX вв. М., 2001.

2. Дворянские гнезда России: история, культура, архитектура / под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000.

3. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. М., 2003.

4. Каждан Т.Г. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

5. Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. СПб., 2008.

6. Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда: геокультурологическое исследование по русской классической литературы. Krakow, 1997; 2-е изд. // Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007.

7. Знаменитые музеи-усадьбы России. М., 2010.

б) дополнительная литература:

1. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.

2. «… в окрестностях Москвы»: из истории русской усадебной культуры XVII - XIX веков / Сост. М.А. Аникст и В.С. Турчин; текст В.И. Шередега и В.С. Турчин. М., 1979.

3. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

4. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

5. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2001.

6. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М., 2006.

7. Соловьев К.А. «Во вкусе умной старины»: усадебный быт российского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX веков. СПб., 1998.

8. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

в) Интернет-ресурсы:

1. Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» (www.rususadba.ru).

2. Исторические усадьбы России (www.hist-usadba.narod.ru).

3. Национальный фонд возрождения русской усадьбы

Культурно-художественная жизнь дворянской усадьбы рассматривается в период сер. XVIII - первой пол. XIX в. в контексте тех условий (экономических, социальных, политических, эстетических), в которых она протекала.

Интерпретация усадьбы как культурного феномена возможна при рассмотрении пласта структур, связанных с культурой повседневности, с особенностями культурного поведения русского дворянина.

Феномен русской усадьбы складывался в условиях европеизации отечественной культуры, базируясь на национальных особенностях. Усадьба - это одно из трех основных типов поселения в России: город, деревня (село), усадьба. Ранее усадьбой называли обособленное, «огражденное» владение, включавшее жилые и служебные помещения, сад и огород, позволявшие существовать в качестве независимой экономической единицы. Характер русской усадьбы менялся в зависимости от условий жалованных государем земель за службу.

Вотчина - это родовое недвижимое имение, населенная земля, а поместье - это жалованная государем земля в пожизненное владение. Помещик - это дворянин, владеющий поместьем, а вотчинник - изначально владелец крестьян, затем - владелец жилой земли. При Петре I обе формы землевладения были уравнены.

Владелец имения одновременно являлся и владельцем усадьбы. На территории одного имения могло находиться несколько усадеб. Примером может служить Влахерноское имение князей Голицыных, включавшее две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Изначально имение - это земля с угодьями. Усадьба по отношению к имению - явление вторичное. Экономия - это часть имения, направленная, в основном, на ведение сельского хозяйства. Термин «экономия» возник во второй пол XVIII в. Экономии создавались для обслуживания нужд имения, а не усадьбы. В современных исследованиях экономию и усадьбу объединяют в одно целое, ссылаясь на одно единое стилевое и функциональное решение их построек (господский дом, конный и скотный дворы, оранжереи, амбары и т.д.). Безусловно, существовала и хозяйственная зона усадьбы, но она была небольшой. В ряде усадеб происходило соединение экономии и усадебной хозяйственной зоны. При изучении усадьбы с позиции историко-культурологического подхода важен акцент на усадьбу и экономию для воссоздания синтеза между культурой и хозяйством.

На протяжении 1762 - 1861 гг. усадьба вбирала основные особенности образа жизни простого человека, опираясь на его житейский опыт обращения с землей, воплощая его мировосприятие и мировоззрение.

Исследователь М. Ю. Коробко, изучавший проблему, связанную с определением термина «русская усадьба» и его эволюции, отмечал, что впервые о нем заговорили в пореформенный период. Это было вполне закономерно, так как усадьба была реалией жизни. С середины XIX века она начала видоизменяться по форме и содержанию. С 1861 г. усадьбоведы ведут точку отсчета гибели культуры, мира усадьбы.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» усадьба характеризуется как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом». Такое определение русской «усадьбы» не содержит указание на ее универсальность, особенности ее культурной среды, которые действительно отличали бы усадьбу от других форм земельного владения.

По И.И. Березину, издававшему Русский энциклопедический словарь, усадьба - это «дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящейся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину. Во всяком имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. Первые состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу. Вторые из таких же строений, огородов, конопляников и крестьянских гумен. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды». Это определение обозначает лишь одну сторону многогранной усадебной жизни.

В советское время термин «усадьба» трактовали как комплекс «архитектурных построек» и «хозяйственное целое».

Понятие «русская усадьба» в период своего расцвета (сер. XVIII - пер. треть XIX в.) состояло и из различных элементов архитектурно-художественной среды, вписанных в природное окружение, т.е. определенной материальной среды, и из особенной духовной, философской, интеллектуальной атмосферы. Отсюда сложность формулировки термина «русская усадьба», способного вместить все характеристики усадьбы. Необходимо развести понятия «усадьба» и «усадебная культура».

Логично определять «усадьбу» на каждом этапе ее формирования, поскольку в разные исторические периоды своего существования изменялись и ее типологические характеристики.

Простая и четкая классификация усадеб дана М.Ю. Коробко и включает три типа:

1) загородный двор - форма загородного владения с жилым домом, угодьями и оградой, «где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца». Как явление загородные дворы исчезли к сер. XIX в.

2) усадьба: а) крупнопоместная; б) среднепоместная; в) мелкопоместная; г) дворцовая. Этот тип усадьбы относился ко 2-ой пол. XVIII - нач. XIX в., за исключением дворцового, который постепенно исчез к нач. XVIII в. В указанный период сложился усадебный комплекс с господским домом, флигелями, хозяйственной территорией, церковной территорией, парком, прудами... Усадьба этого типа вошла в историю культуры как «дворянское гнездо», имевшее свои духовные и культурные традиции.

3) дача - явление, относившееся к XIX в, когда владельцы усадеб стали практиковать сдачу в аренду некоторых помещений имений на летний период.

В основе предложенной типологии усадьбы лежит принцип, связанный с формой собственности на землю.

Использовать понятие усадьбы в вышеизложенном ключе для характеристики ее в качестве историко-культурного феномена нецелесообразно. Трактовка термина не включает особой, уникальной характеристики, позволявшей отнести ее в разряд культурных феноменов.

В основе исследования будет использовано понятие дворянской «усадьбы», сформулированное М.Ю. Коробко: «загородная усадьба есть исторически сложившаяся территория с архитектурно-художественным комплексом сооружений, необходимых для определенного уклада жизни, в первую очередь жилыми постройками, принадлежащими частному лицу». Под укладом жизни будет рассмотрен образ жизни, связанный с религиозно-церковной стороной, семьей, образованием, досуговым времяпровождением.

Наряду с понятием «усадьба», в отечественной историографии используют понятие «дворянское гнездо», не имеющего четкой формулировки. Первым его употребил И.С. Тургенев в рассказе «Мой сосед Радилов» в «Записках охотника» в 1847 г. Под «дворянским гнездом» он понимает усадьбу, место жительства рода, включающие помещичий дом со службами, фруктовый сад и обязательно липовые аллеи.

В 1856 г. в романе «Дворянское гнездо» Тургенев обращается к понятию «дворянское гнездо» в качестве синонима дворянской усадьбы. Здесь, на примере рода Лаврецких, Калитиных, (так и в живописи позже Борисова-Мусатова, в литературе - А. Толстой, (дооктябрьский) И. Бунин) «дворянское гнездо» показано как явление историко-культурное, социальное, психологическое.

В научных работах понятие «дворянское гнездо», по сравнению с «дворянской усадьбой», употребляется не часто. Скорее первое возникло как художественный образ, хотя, по сути, эти термины тождественны друг другу. Вместе с тем, используя понятие «дворянское гнездо» акцент смещается на понимание усадьбы как родового гнезда с крепкими традициями семьи, связью и преемственностью между поколениями.

В одном из современных направлений в изучении отечественного наследия усадьба рассматривается в качестве одного из типов культурного ландшафта средней полосы России XVIII - XIX в. «Культурный ландшафт - природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящей из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности».

Усадебный ландшафт имеет свою функциональную и пространственную структуру, которая состоит из следующих компонентов: главный дом с флигелями, хозяйственный двор с постройками, церковная территория, парк с прудами или рекой, угодья. Художественная организация усадебных ландшафтов зависит от социально-экономического и политического положения владельца, его вкуса и образования, от уровня профессионального мастерства исполнителей, от особенностей естественных природных условий.

Культурный усадебный ландшафт сформировался в результате деятельности людей, принадлежавших к разным типам культур: дворянской, крестьянской, религиозной. Связь с природой характерна для функционирования усадебных ландшафтов. Очевидна роль искусства в формировании усадебного ландшафта: архитектурное творчество, садовое и парковое искусство, музыкальная культура (камерная, народная и духовная) и др.

В результате, в понятие «усадьба» влилось понятие «усадебная культура», содержащее разнообразные явления историко-культурной, философской и религиозной направленности.

«Что такое русская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это - «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшей органичности роста, цветения и обновления, а «природное» не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком; когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного не иссякает особая лирика домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздничного веселья, радостной любви и чистого созерцания», - так А.А. Фет точно обозначил суть усадебной жизни.

Усадьба - это микрокосм, который вмещал в себя «отечество» с маленькой буквы и «Отечество» с большой буквы. Усадьба - такой тип жилища, обеспечивавший владельцу и его семье удобную, экономически независимую, приятную жизнь на лоне природы. Усадьба, изначально вотчина, являлась родовым имением. Предполагалась ее передача из поколения в поколение, нахождение во владении одной семьи, принадлежавшей к одному классу, имевшему свои традиции.

До сер. XVIII в. усадьбы в том виде, в котором она изучается сейчас (корректнее сказать - ее спроектированная модель) не существовало. Это было связано с определенными историческими условиями, от которых зависела жизнь дворянина. Родовитые бояре и простые дворяне были пожизненными «государевыми слугами». Их местом жительства являлись московские дворы. Отпуска были крайне редки и кратковременны, что не позволяло добротно обустроиться в усадьбе. Конечно, были и исключения, когда в результате опалы, усадьба становилась единственным возможным местом проживания, и тогда жизнь в ней налаживалась.

Только «Указ о вольности дворянства» 1762 г. дал возможность русскому дворянину насладиться жизнью в загородном поместье.

Основой общественного строя в России этого периода стало торговокапиталистическое хозяйство, где господствующим сословием было дворянство. Крепостное право еще соответствовало интересам дворян-землевладельцев и помогало развитию производительных сил.

При Екатерине II ситуация с земельной собственностью приняла узаконенную форму. Закон о генеральном межевании (1765 г.) обеспечивал дворян земельной собственностью, причем те земли, которые были освоены до этого незаконно, без государственного разрешения становились законной собственностью помещиков. Уникальность этого акта заключалась в том, что землей были наделены не отдельные фавориты и члены аристократических семей, а масса помещиков. Массовость повлияла на формирование значительного «среднего» слоя помещиков-дворян. Генеральное межевание уничтожало остатки старого, неупорядочного землевладения, межевали земли «не к именам владельцев, а к именам сел и деревень». «Важность сего нового дела была так велика, что у всех сельских и деревенских жителей объяты были все умы помышлениями и разговорами об оном», - писал А.Т. Болотов.

Решение вопроса о дворянской земельной собственности повлияло на культуру ведения хозяйства и, соответственно, на материальную сторону доходов. Государственная служба формально не являлась источником дохода.

Так, Е.Р. Дашкова, как президент двух российских академий, получала в год три тысячи рублей, а ее имение Троицкое давало более сорока тысяч.

В 1785 г. «жалованная грамота» подтвердила право «вольности» дворянства служить и не служить, неотъемлемость дворянского звания и сословных прав, свободу от личных податей, утверждение имущественного положения и крепостное право. Впервые в российском законодательстве за дворянством было юридически закреплена неприкосновенность недвижимой собственности.

В результате этих законодательных актов дворянство получило экономическую и политическую свободу, что, безусловно, повлияло и на развитие духовной свободы. Крупнопоместные усадьбы приобретали качественно новое содержание и оказали решающее значение на формирование культурной среды провинции.

Массовое строительство усадеб началось в 1770 - 1780-е гг. и длилось всего лишь до 1820 - 1830-х гг. Отмечено, что на рубеже XVIII - XIX столетий больше обустраивалось и перестраивалось, чем возводилось совершенно новое. Обустройство тысяч усадеб происходило в среде «среднего» помещика и это стало характерным явлением в отечественной культуре.

Дворянская усадьба кратко

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Дворянская усадьба кратко

Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская государственная
академия сервиса и экономики
Новгородский филиал
Реферат

По курсу “Мировая культура и искусство”
Тема: “Дворянская усадьба”
Выполнила:
студентка I курса Борисова А.С.
Шифр: 230500у

Великий Новгород
2004
Оглавление
Введение

2. Дворянская усадьба как народный университет
Заключение
Список использованной литературы
3
4
12
14
17

Введение

История русской усадьбы насчитывает почти шесть веков. Еще в период древней Руси в любом селе находился выделявшийся среди прочих дом владельца, что позволяет назвать селение прообразом вотчинной или поместной усадьбы.
Одной из частей дворянской культуры является усадебная культура. Дворянская усадебная культура - это сложное многоплановое явление русской культуры. Усадебная культура многообразна.
Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций:
- они фактически являлись организаторами сельского производства;
- были центрами экономического и культурного развития значительных территорий;
- архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища, часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих;
- в провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб;
- дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции XVIII-XIX.

1. Усадьба как феномен культуры

Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена мало, хотя существует литература, посвященная усадебным культурным центрам этого времени.
Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался из сочетания различных видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного, хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и одновременно изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в живую природу. Это компилятивное сочетание не только было тесно связано с процессами, происходившими в русской художественной культуре XIX века, но и оказывало на эти процессы значительное влияние.
Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась составной частью провинциальной культуры и в то же время принадлежала и культуре городской, таким образом участвуя во взаимном обмене этих двух полюсов культуры, способствуя их обогащению и укреплению.
Русская усадьба была не только приятным местом сезонного обитания владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и обладала условиями, упрощавшими отношения с простым народом.
А.А.Фет задавался вопросом: ”Что такое русская дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической(” И сам отвечал: ”Это “дом” и ”сад”, устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с ”природным” в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания” .
В XIX в. в усадебном строительстве доминирует классицизм. Этот стиль “способствовал сохранению цельности человеческой породы, утверждая, что все противоречия могут быть преодолены” . Именно гармония “дома”, ”сада” и ”природы”, о которой говорит Фет и нашла свое отражение в классицизме. Отсюда стремление обособить, отделить и сгармонизировать островок усадьбы. Она давала ощущение независимости и свободы (культ античности). Усадьба укрепляла веру человека в свое благополучие. Она была родиной дворянину (человеку), здесь проходило его детство, сюда он возвращался, чтобы смерть избавила от старости.
Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы вся ее среда источала историю. Классицизм связывал прошлое и настоящее, античность и современность. Об элладе напоминали:1) коллоны главного дома, 2) росписи, подражающие помпейским, 3) “антикизированная” мебель и утварь. Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории.
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить богатейшую коллекцию статуй “Марьино”: “Венера Марьинская”, ”Богиня медицины”, ”Юлий Цезарь”, ”Сократ” или ”Моква”: ”Три грации” и т.д.

Русская усадьба - как фактор культурформирования духовно-эстетических

воззрений дворянства.

Городнова Любовь Евгеньевна - Тамбовский государственный краеведческий музей

Аннотация: в статье рассматривается уникальность провинциальной дворянской. Это обусловлено тем, что ещё сохранились реальные памятники усадебного строительства - элементы культурного кода усадьбы: архитектурно-дворцовых комплексов, жилых зон, культовых построек, садово-парковых ансамблей.

Ключевые слова: провинция, русская усадьба, культуроформирование, культурный центр, духовная самореализация.

В XX веке провинциальная дворянская усадьба как уникальный социокультурный объект практически выпала из поля зрения культурологов, историков, искусствоведов. Это явилось следствием отрицания в течение нескольких десятилетий созидательной роли дворянства и усадебная культура трактовалась как декаданс общенациональной культуры. А старательно раздуваемая на протяжении полувека пропаганда - «война дворцам» - уничтожила в своё время десятки и сотни дворянских усадеб. Тема уникальности провинциальной дворянской усадьбы в современных историко-культурных условиях весьма актуальна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ещё сохранились реальные памятники усадебного строительства - элементы культурного кода усадьбы: архитектурно-дворцовых комплексов, жилых зон, культовых построек, садовопарковых ансамблей.

Усадьбы - многолики и разнообразны по своей сути, на протяжении веков они служили в провинции мини-форпостами русской культуры. Усадебная культура сочетала в себе и культуру передового дворянства, и народную культуру. При обустройстве усадьбы - в декорах построек и оформлении интерьеров использовались все достижения мирового искусства - живописи и архитектуры. Но при этом активно привлекался и внутренний потенциал усадьбы - способности и талант крепостных крестьян. Владелец, используя крестьянский труд, тем самым способствовал развитию таланта умельца - они оба становились соучастниками творческого процесса.

Важную роль при организации усадебного пространства отводилась ментальным стереотипам: устраивали усадьбы со строжайшей дисциплиной, на манер военных поселений (А.А. Аракчеев - усадьба Грузино, Тверская губерния); строили восточные дворцы с соответствующими интерьерами, окружали себя «доморощенными» арапами и крепостными одалисками (И.Д. Шепелев - Выксунские заводы, Нижегородская губерния). Дворяне-масоны отражали свои духовно-философские воззрения в архитектуре, декорах и интерьерах усадебных построек. К теме философии «вольных каменщиков», через несколько десятилетий негласного запрета, вновь обращаются исследователи. Но тема масонских усадеб остаётся пока малоизученной потому, что из былого разнообразия в настоящее время практически ничего не осталось. Ярким образцом такого рода усадьбы, с мощной масонской символикой, сохранившейся до наших дней, является усадьба Зубриловка князей Голицыных-Прозоровских (Пензенская область). Интерес к масонской философии являлся глубоко приватной стороной жизни, но он нашел отражение в реалиях усадебного мира - оформлении храма, архитектуре и расположении построек усадьбы - дворца, церкви, колокольни.

Церковь в Зубриловке, как и в любой другой дворянской усадьбе, являлась духовным центром, воплощала самостоятельный мир, смысл которого был в равной мере обращён и к небу, и к Богу, и к обитателям усадьбы. Примерами попытки приобщения обитателей усадьбы к высшим идеалам могут служить настенная роспись придела - страдания Святой Мученицы Варвары и икона Архистратига Михаила. Многозначны по своей сути и гризайльные росписи храма. Символика и колористика росписей позволяют сделать предположение, что владельцы Зубриловки принадлежали к Иоанновской степени масонства, в частности к ложе «Орла Российского». Иоанновская степень - это три низшие ступени ордена (ученик, товарищ, мастер), делавшая из братьев мирных идеалистов. В ней преобладала символика этических начал -равенства, братства, всечеловеческой любви. Колорит Иоанновской степени светел и ясен, цветовая гамма соответствующая - золотой, лазоревый, белый. Ложа «Орла Российского» была основана 12 марта 1818 года, основной её символ - клейнод двуглавый орёл, присутствие которого

мы наблюдаем в росписях Зубриловского храма. Постулаты ложи «вольных каменщиков» звезда (солнце) - символ Великого Архитектора Вселенной; крест и терновый венец - символы мученичества Христа; библия - краеугольный камень масонской философии; жезл - символ власти верховного магистра ложи; отрезки колонн - символ устойчивости, фундаментальности масонского учения; клещи и молоток - инструменты для обработки дикого камня (дикий камень -человеческая душа); узлы - символ крепости масонского братства; лилии - символ Девы Марии; трёхсвечник - символ третьей ступени ордена; двуглавый орёл - символ ложи «Орла Российского» - присутствуют не только в росписях придела, но и в алтарных частях придельных храмов.

Устройство усадьбы отчасти было данью моде на загородные дворцы, но не являлось простым благоустройством бытового уклада дворянина вдали от столицы. Важное, и первостепенное, значение имел тот факт, что каждый владелец мечтал построить «родовое гнездо», неотъемлемыми атрибутами которого являются барский дом, церковь, оранжереи, сады, парки, каскады прудов, цветники, хозяйственные дворы и т.д. Словом всё то, что впоследствии у молодого потомства будет ассоциироваться с понятием «малая Родина». Рожденные в имении, они служили в столицах, получая чины и награды, странствовали по свету в поисках новых впечатлений и идеалов, а последний приют находили, как правило, в фамильном некрополе родной усадьбы. Извечная любовь к “родному пепелищу”, порой даже не объяснимая, в данном случае - чувство высокого философского порядка, которое, нивелируя сословные различия, по сути, является импликацией духовного единства дворянства и простого народа. Колорит усадебной жизни определялся духовным пространством, историей, традициями, которые благоговейно береглись и передавались из поколения в поколение, со знаковыми событиями, запечатлёнными навечно в семейных реликвиях, с фамильной галереей, библиотекой, коллекциями, семейными альбомами, надгробиями у церкви. Преемственность семейных традиций - “у нас так принято”, приверженность патриархальным устоям, с проживанием большой семьёй, тёплыми взаимоотношениями - определяло модель поведения обитателей усадьбы. На родовых ценностях, на “преданьях старины глубокой” взращивалось не одно поколение дворянства, для которых благородство, долг, честь, ответственность являлись неотъемлемыми чертами воспитанного человека. Система ценностей дворянства со временем претерпела трансформацию, однако остались вечные - «за Веру, Царя и Отечество».

После крестьянской реформы 1861 года провинциальная усадьба переживает период упадка, но, сохраняя статус независимого культурного пространства, она продолжает служить источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Здесь творческий человек в полной мере понимал тщетность суетного мира, испытывал, во все времена недостающее, чувство свободы. Дух усадьбы манил, завораживал, вдохновлял. Лучшие произведения “золотого века” созданы в условиях процветающей дворянской усадьбы. Именно после приезда в родную Мару Евгений Боратынский написал следующие строки:

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Николай Кривцов наслаждаясь сельскими пейзажами, писал, подражая А.С. Пушкину:

Я долго жил и долго наслаждался,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в Любичи Господь меня привел.

Идиллией сельской жизни восторгались Г. Державин и М. Лермонтов. В. Борисова-Мусатова на лучшие живописные полотна вдохновила Зубриловка - усадьба князей Голицыных-Прозоровских. Сергей Рахманинов всё значительное в своём творчестве создал в Ивановке -

родовом имении своей жены. “Лебединую песнь” усадьбе пропел И. Бунин, когда усадебную культуру постигла участь “вишнёвого сада”.

В начале XX века рухнула под напором нигилистического разгула - “весь мир насилья мы разрушим” - старая Россия. Исчезли навсегда, сожжённые в печах цинизма и бездуховности, усадебные ценности - книги, картины, коллекции декоративно-прикладного искусства. Вопиющий парадокс вандализма - строилось несколькими поколениями, веками - уничтожено за несколько месяцев. Исчезли с карты России названия дворянских усадеб, уничтожены дворцы, разрушены усадебные храмы, парки, фамильные некрополи. Разорваны связи с прошлым, с истоками нашей культуры. Но историю и культуру российского государства невозможно представить без дворянских родов Шереметьевых, Румянцевых, Нарышкиных, Голицыных, Строгановых, Прозоровских, Волконских, Чичериных, Боратынских и других. Лучшие представители дворянства на дипломатическом поприще или на поле боя были сопричастны знаковым вехам мировой и отечественной истории. Эти события нашли отражение в создании образа усадьбы, которая привнесла прогрессивные идеи в духовную и культурно-социальную среду провинции. Русская провинция, по причине своей бедности, не могла себе позволить ни насыщенной культурной жизни, ни монументальной архитектуры - это было прерогативой столиц. Дворянская усадьба городская и загородная была единственным источником преображения облика провинции. Усадебные комплексы органично вписывались в окружающий ландшафт, подчёркивая гармоничное слияние природы и человеческого творения. Культуру дворянской усадьбы необходимо принимать как явление общенационального характера. Представители многих дворянских родов, воспитанные именно в усадьбе, оказались по воле судьбы разбросанными по всему свету - художники, поэты, композиторы, они обогатили культуру зарубежья.

Исследование феномена дворянской усадьбы - сложное направление в отечественной

не изучив особенности жизненного пространства усадьбы, ее влияние на окружающую среду, мы её утратили в материальном плане. Историю русской провинциальной дворянской усадьбы в настоящее время исследователи изучают по сохранившимся фрагментам, а это, в лучшем случае, руинированные остатки дворцов, храмов, хозяйственных построек и небольших парковых зон. Только с их помощью можно судить об архитектонике усадебной культуры, её особенностях, о символике и смысловом содержании дворцово-парковых комплексов. Культуру провинциальной дворянской усадьбы необходимо изучить в комплексе всех проблем - теологической, культурологической, исторической, искусствоведческой, экологической. Только тогда мы сможем в полной мере осмыслить и оценить вклад, который внесла русская усадьба в развитие не только русской, но и мировой культуры.