Своеобразие жанра и композиции романа евгений онегин. Роман «Евгений Онегин

История создания

Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году , во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил .

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой части становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с по 1825 год : от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов . Это были годы развития русского общества, время правления Александра I . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века , то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан ». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов , так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Белинский

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Исследования Ю. М. Лотмана

«Евгений Онегин» - трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчёркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах. Иллюзорное представление о «понятности» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, намёков, цитат. Задумываться над стихом, который знаешь с детства, представляется ничем не оправданным педантизмом. Однако стоит преодолеть этот наивный оптимизм неискушённого читателя, чтобы сделалось очевидно, как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа. Специфическая структура пушкинского романа в стихах, при которой любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому, делает метод насильственного извлечения цитат особенно опасным. Во избежание этой угрозы роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым. Простой перечень проблем, которые «ставит» Пушкин в своём произведении, не введёт нас в мир «Онегина». Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина была «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.

Десятая глава

26 ноября 1949 года главный библиограф ленинградской Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина Даниил Альшиц обнаружил рукопись второй половины XIX века, предположительно с текстом Х главы «Онегина». Как утверждал Давид Самойлов , «ни один серьёзный литературовед не поверил в подлинность текста» - стиль слишком непохож на пушкинский и низок художественный уровень .

Издания романа

Комментарии к роману

Одним из первых комментариев к роману стала небольшая книжка А. Вольского, вышедшая в 1877 году. Классическими стали комментарии Владимира Набокова , Николая Бродского , Юрия Лотмана , С. М. Бонди.

В миниатюре

«Евгений Онегин». Размер 8x9 мм

Одна из русских типографий в 1837 году выпустила роман «Евгений Онегин» в миниатюре - последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Планы типографии были таковы, что за один год весь тираж (5000 экземпляров) можно было продать по 5 рублей за одну книгу. Но в связи с сенсацией - печальным итогом жизни автора произведения - весь тираж был раскуплен в течение недели. А в 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.

Одним из наименьших полных изданий «Евгения Онегина» является микроиздание в 4 томах размером 8×9 мм 2002 г. Омск, А. И. Коненко .

Переводы

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

Влияние на другие произведения

В литературе

Тип «лишнего человека », выведенный Пушкиным в образе Онегина, оказал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров - лермонтовский «Печорин» из «Героя нашего времени », чья фамилия так же, как и фамилия Онегина, образована от названия русской реки. Оба персонажа близки и по многим психологическим характеристикам.

В современном русском романе «Код Онегина», написанном Дмитрием Быковым под псевдонимом Брэйн Даун , идёт речь о поисках пропавшей главы рукописи Пушкина. Кроме того, в романе содержатся смелые предположения относительно подлинной родословной Пушкина.

Жанр полноценного «романа в стихах» вдохновил А. Дольского на создание романа «Анна », который был закончен в 2005 году.

В музыке

В кинематографе

  • «Евгений Онегин» (1911). Ч/б, немой. В роли Онегина - Пётр Чардынин
  • «Онегин » (1999). В роли Евгения Онегина - Рэйф Файнс , Татьяна Ларина - Лив Тайлер , Владимир Ленский - Тоби Стивенс
экранизации опер:
  • «Евгений Онегин » (1958). Экранизация оперы. В роли Онегина - Вадим Медведев , вокальную партию исполняет Евгений Кибкало. В роли Татьяны - Ариадна Шенгелая , озвучивает Галина Вишневская . В роли Ольги - Светлана Немоляева
  • «Евгений Онегин» (1994). В роли Евгения Онегина - Войцех Драбович
  • «Евгений Онегин» (2002). В роли Евгения Онегина - Питер Маттеи
  • «Евгений Онегин» (2007). В роли Евгения Онегина - Питер Маттеи

В образовании

В российских школах «Евгений Онегин» входит в обязательную школьную программу по литературе.

Кроме того, ряд отрывков с описанием природы («Уж небо осенью дышало...», «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима! Крестьянин, торжествуя...», «Гонимы вешними лучами...») используются в младших классах для заучивания наизусть вне связи с произведением в целом.

Примечания

14.1936 году Самед Вургун переводит роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на азербайджанский язык и за этот перевод был награждён Пушкинским комитетом Медалью «А. С. Пушкина».

Ссылки

  • В. Непомнящий «Евгений Онегин» Сериал на канале «Культура» читает и комментирует В. Непомнящий.
  • Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. (ФЭБ)
  • «Евгений Онегин» с полными комментариями Набокова, Лотмана и Томашевского на сайте «Тайны ремесла»

Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах. Жанровое определение своему произведению Пушкин дал в письме Вяземскому в 1823 году: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница! Вроде Дон Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно Пушкин сравнивает свою рукопись с поэмой Байрона «Дон Жуан» (1818-1823). На замысел «Евгения Онегина» повлияла и другая поэма Байрона — «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818). В поэмах Байрона Пушкина привлекли типы героев, а также проблематика и крупная форма. Тем не менее, в отличие от произведений Байрона и других европейских поэм, «Евгений Онегин» является романом.

Поэма — это произведение с повествовательным сюжетом, излагаемым на фоне лирических переживаний, которые в тексте представлены в виде пространных лирических отступлений, песен и других вставных элементов. Поэма, как правило, имеет стихотворную форму. Жанр поэмы менялся на протяжении развития литературы: выделяют эпические античные поэмы, средневековые поэмы, поэмы эпохи Возрождения. Расцвета жанр поэмы достиг в начале XIX века в эпоху романтизма. В поэмах того периода преобладала социально-философская и нравственно-философская проблематика. В «Евгении Онегине» присутствуют очевидные черты поэмы, поэтому современники поэта часто называли произведение поэмой. Во-первых, произведение изобилует авторскими отступлениями, которые в некоторых случаях носят лирический характер. Во-вторых, в роман включены фрагменты других жанров, таких как эпистолярный, элегический и фольклорный. В тексте романа приведены два письма, в главе третьей Татьяна Ларина пишет письмо Онегину, открывая ему своё чувство. В главе восьмой сюжетная ситуация повторяется, но теперь уже Онегин, терзаемый любовью, признаётся в ней Татьяне, величавой светской даме, княгине, но для Онегина — прежней уездной барышне, некогда полюбившей его. Перед дуэлью Онегина и Ленского Пушкин помещает в текст романа элегию Ленского, в которой передаются чувства молодого поэта в последнюю ночь его жизни и которая призвана выразить высшую степень мечтательного романтизма, к тому времени уже сходящего с литературной сцены. И наконец, в главе третьей описание смятенных чувств юной Татьяны, убегающей от встречи с Онегиным, прервано задорной песней девушек-крестьянок, собирающих в саду ягоды.

Однако эти жанровые отступления тесно связаны с сюжетом, они составляют, как и остальные элементы сюжета, его неотъемлемую часть и не могут рассматриваться в качестве вставных произведений, как это происходит в поэме. Что касается авторских отступлений, они также не оторваны от сюжета, нет ни одного текстового эпизода, в котором автор пишет о чём-нибудь совершенно отвлечённом, не связанном с основным повествованием, будь то характеристика героя, времени, литературы, истории и даже состояние дорог. Сюжет и отступления образуют единое повествовательное пространство, в котором изображена картина России того времени.

Неизбежно возникает вопрос: почему Пушкин предпочёл стихотворную форму романа? Объяснения, что Пушкин был прежде всего поэтом, недостаточно. Пушкин собрал малые и средние формы русской поэзии и объединил их для широкого изображения российской действительности. Но литературный язык прозы ещё находился в стадии формирования, и его дальнейшему развитию в 1830-х годах способствовали Пушкин, Гоголь и Лермонтов.

Своеобразие сюжета и композиции романа "Евгений Онегин"

Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает главы первую и восьмую; Москва показана во второй части главы седьмой; основная часть романа посвящена русской деревне. Именно в главах второй — седьмой читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, наблюдает эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым красотой русской природы — в романе каждое событие сопровождается её описаниями. В примечаниях к своему произведению Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём времени литературного (то есть времени внутри произведения) и реального, исторического. Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин — Ленский» (тема дружбы) и линия отношений «Онегин — Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе. Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин — Ленский» происходит в главе второй, и она сразу же показана как конфликтная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Конфликт намечается после визита друзей к Лариным. Кульминация конфликта приходится на конец главы пятой, когда происходит ссора героев. Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта.

Завязка основного конфликта Онегина и Татьяны описана в сцене знакомства героев в начале главы третьей. Сама встреча не показана в тексте, зато изображены впечатления героев после неё: непосредственная реакция Онегина приводится во время поездки Онегина и Ленского домой, а в следующих затем строфах показаны переживания Татьяны и расцвет её чувства. В романе две идентичные любовные ситуации, обе состоят из четырёх компонентов: встреча, влюбленность, письмо и устный ответ-отповедь; герои в них меняются местами: в главах третьей и четвёртой изображена любовь Татьяны, в главе восьмой — Онегина. Очевидно, что Пушкин дописывал в 1831 году письмо Онегина к Татьяне, чтобы сделать эти ситуации идентичными и создать эффект «зеркальности» между ними: они отражаются друг в друге, как в зеркале, погружая читателя в бесконечное созерцание тайны любви. Композиция любовной линии Онегина и Татьяны получила название зеркальной. Можно отметить две особенности этой линии: с одной стороны, она развивается от встречи до расставания героев, словно зеркало, стоящее между ними, эти события разделяет и глава пятая, в которой описаны сон Татьяны и сцена её именин. С другой — любовь Татьяны, описанная в начале, в конце словно «отражается» в любви Онегина.

Первые две главы романа являются экспозиционными для сюжетной линии любви, написаны они по принципу стилевой антитезы: в главе первой показано рождение Онегина, его воспитание и образование, время, проведённое в светском обществе, — формирование характера героя. Глава вторая посвящена описанию деревенской провинции, много внимания Пушкин уделяет характеристике Ленского, приехавшего из Германии после обучения в Геттингенском университете, но центральное место в главе отдано знакомству читателей с Татьяной.

Помимо композиции сюжета отмечаются следующие композиционные элементы романа: глава, являющаяся основной композиционной единицей произведения, строфа — минимальная повествовательная единица (при этом необходимо учитывать незаконченные и пропущенные строфы, которые тем не менее помечены номерами); посвящение; эпиграфы к роману и к каждой главе, чередования сюжетного повествования и авторских отступлений. Каждый из названных элементов является не случайной особенностью композиции, любой из них выполняет идейно-смысловую роль. Например, эпиграф ко всему роману представляет собой отрывок из частного письма, написанного на французском языке. Источник этого эпиграфа не установлен, автор словно мистифицирует читателя: зачем же нужен этот эпиграф? Присмотревшись к его содержанию, мы понимаем, что речь в нём идёт о странностях современного героя. Так намечается проблематика романа:

«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого. Из частного письма (франц.)».

Онегинская строфа, кроме остальных достоинств, помогает, к примеру, достигать выразительности повествования или плавно осуществлять переход от сюжетной части к отступлениям и обратно.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Александр Сергеевич Пушкин чрезвычайно внимательно относился к определению жанра каждого из своих произведений. Не исключением стал и всемирно известный «Евгений Онеги». Жанр пушкинского сочинения - роман в стихах. И в этом прежде всего и заключается новаторство Пушкина. Ведь в девятнадцатом веке существовало лишь два пути написания художественного произведения. Русский поэт изобрел третий. История написания, структура и жанр романа «Евгений Онегин» - тема статьи.

Работу над созданием романа Пушкин назвал подвигом. Такую высокую оценкую собственному творению, помимо «Евгения Онегина», автор дал лишь «Борису Годунову».

История написания

На создание романа в стихах у Пушкина ушло восемь лет. Начал работу над «Евгением Онегиным» Пушкин в 1923 году. Тогда писатель находился в Кишиневе. Изначально автор отказался от романтизма и решил рассказать читателям о своем новом герое в реалистическом духе. Также стоит сказать, что Пушкин планировал разбить произведение на девять глав. Но в процессе работы изменил структуру, создав восемь.

Рассказ о путешествии Онегина, по первоначальному замыслу, должен было стать частью основного текста. Но позже этот фрагмент сюжета поэт включил в одно из лирических отступлений. В первом варианте романа автор поднимал довольно острые политические вопросы. Но поскольку создание «Евгения Онегина» пришлось на годы ссылки, поэт решил не усугублять свое и без того непростое положение. А потому изъял из рукописи опасные страницы и сжег их.

Композиция романа

Произведение издавалось в течение нескольких лет отдельными главами. Пушкин признавался, что писал его без какого-либо четкого плана. Тем не менее композиция «Евгения Онегина» отличается четкостью. Каждая из глав логически завершена.

Главный литературный прием, который использовал поэт при создании своего нетленного сочинения, - зеркальная симметрия. По ходу сюжета герои словно меняются местами. Сперва Татьяна влюбляется в Евгения. Онегину же безразлична любовь девушки. На ее письмо он отвечает холодно. Но позже, после дуэли главного героя с Ленским, - события, которое прерывает любовную линию, - Онегин и Ларина меняются местами. Он пишет ей письмо с признанием. Она же отвергает его. Особенность композиции произведения - кольцевое построение. Именно благодаря этому приему «Евгений Онегин» воспринимается как законченный роман.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин - светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности. Еще одна черта, утраченная Евгением, - насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна - девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин - пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он - высокомерный аристократ. Она - бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства. Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин». Жанр, который обладает такими чертами, - роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы. В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности - значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, - роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин. Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

Лиризм

Произведение, о котором идет речь в этой статье, не имеет аналогов в мировой литературе. Структура и жанр романа «Евгений Онегин» уникальны. В нем есть и реалистичность, и историчность. Также чертами, типичными для общественно-бытового романа, наделил свое произведение Пушкин. «Евгений Онегин», жанр которого находится на стыке двух видов литературы, содержит и объективные характеристики героев, и множество лирических отступлений. Но и это еще не все.

Жанр и композиция «Евгения Онегина» стали темой многочисленных трудов по литературоведению. С легкой руки Байрона в девятнадцатом веке в моду вошла эпическая поэма, представляющая собой отдельные главы в стихах. В произведении Пушкина описание лирического героя и его переживаний гармонично сочетается с объективным, реалистичным изображением событий.

Отступления

Голос автора звучит в многочисленных лирических вставках. В каждой из них поэт рассказывает о себе и делится с читателем своими взглядами на литературу, культуру. При этом Пушкин не отвлекается от основного действия. В одной из глав поэт вспоминает о днях, на которые пришелся расцвет его творчества, о вынужденном изгнании. Определить структуру и жанр произведения «Евгений Онегин» можно следующим образом: роман в стихах, представляющий собой «собрание пестрых глав».

Темы лирических отступлений в произведении Пушкина весьма разнообразны. Вначале читатель узнает о нравах светской молодежи. Затем на первый план выходят любовные мотивы. И наконец, важными в развитии сюжета являются пейзажные зарисовки. В романе в стихах отображены все времена года: печальное лето, золотая осень, зима с трескучими морозами. Весну поэт назвал «утром года». Пейзаж в «Евгении Онегине» иногда изображен через восприятие героев.

Еще одной темой лирических отступлений в романе являются исторические события. Так, в произведении «Евгений Онегин» Пушкин вспомнил об Отечественной войне 1812 года.

Роман в стихах охватывает немало событий. В нем присутствует множество героев. Тем не менее «Евгений Онегин» представляет собой глубоко лирическое произведение. Читатель, прочитав его, узнает об авторе не меньше, нежели о его героях. В одном произведении Пушкину удивительным образом удалось связать эпическое и лирическое в единое целое.

Отражение пушкинской эпохи

Из этого произведения читатель имеет возможность узнать практически все о времени, в котором жил поэт. Как одевались люди? Что было в моде? Что современники Пушкина ценили прежде всего? На все эти вопросы читатель получает ответы после прочтения романа в стихах. Поэт правдиво изобразил среду, в которой живут Онегин и Ларина. Он воспроизвел атмосферу как дворянских салонов, так и скромных провинциальных вечеров.

В искусстве

Онегин - яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети восемнадцатого века. Этот герой не способен на подвиг, который совершили декабристы. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего света. Душевная неудовлетворенность и неспособность изменить что-либо в своей жизни - характерные черты Онегина. А если добавить к этому еще и эпичность, многообразие образов, необыкновенную поэтичность произведения Пушкина, становится понятным, отчего оно так часто находило отражение в искусстве.

«Евгений Онегин» был несколько раз экранизирован отечественными и зарубежными кинематографистами. По мотивам пушкинского романа создано четыре оперы, музыку к которой написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.

«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции

«Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, - настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» - скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа - жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.

Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого - фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах - предполагает наличие двух художественных начал - лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.

В прозаическом романе главное - герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень - сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).

Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы - онегинская строфа - был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором - парная, а в третьем - опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными - мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).

Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во- первых, она симметрична (центр ее - сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии - линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.

Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.

Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Жанр

Роман

в стихах

в прозе

В центре - повествование о событиях и героях

Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью

Онегинская строфа

Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги

героев, создает эффект импровизации.

1. «Мой дядя самых честных правил,

2. Когда не в шутку занемог,

3. Он уважать себя заставил

4. И лучше выдумать не мог.

перекрестная

рифмовка

5. Его пример другим наука;

6. Но, Боже мой, какая скука

7. С больным сидеть и день и ночь,

8. Не отходя ни шагу прочь!

9. Какое низкое коварство

10. Полуживого забавлять,

11. Ему подушки поправлять,

12. Печально подносить лекарство,

кольцевая

13. Вздыхать и думать про себя:

14. Когда же черт возьмет тебя!»

куплет (двустишие)

Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) - мужские.

Онегинской строфой написан весь роман, кроме:

Письма Татьяны;

Письма Онегина;

Песни девушек

Композиция

Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.

Симметрия выражается в:

особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:

Онегин - Ленский

Татьяна - Ольга

повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча - письмо - объяснение:

Татьяна

Онегин

Встреча, зарождение любви

В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден

В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна

(композиция писем параллельна)

«Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать».

«Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи».

«Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью

Твоей защиты умоляю...»

«Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!»

«Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

«Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе»

Ожидание ответа

«Но день протек, и нет ответа

Другой настал: все нет как нет»

«Ответа нет. Он вновь посланье:

Второму, третьему письму

Ответа нет»

Объяснение

В саду. Реакция Онегина:

«Блистая взорами, Евгений

Стоит, подобно грозной тени...»

Отповедь Евгения:

«И был бы счастлив… сколько мог!

Но я не создан для блаженства…»

«Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней»

В гостиной. Реакция Татьяны:

«Она навстречу. Как сурова!

Его не видят, с ним ни слова…»

Отповедь Татьяны:

«А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.»

«Я вас люблю (к чему лукавить? ),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна»

четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ

Главные герои

Евгений Онегин

Воспитание

и образование

Онегин получил воспитание, типичное для того времени:

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец»,

«Monsieur l’Abbе, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой»,

«Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной».

Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не

находя применение своим силам

«Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Черты характера

Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис - основные черты «лишнего человека»

Жизнь в деревне

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег; {27}

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! {28}

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иний в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

«Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».

В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?

B2 роман в стихах

B5 антитеза

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(«Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А. СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» .

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

(«Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(«Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа