Культура России начала XX века. В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов

Тема №1: Россия в начале века: самодержавие и общество;

сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в.

№ 1.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

Цели:

1) Создание самостоятельной национальной индустрии за счет проведения индустриализации.

(в течение примерно 10 лет догнать более развитые страны Европы и занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока).

2) Усиление роли государства в экономике.

Примеры реализации:

1) протекционистская таможенная политика, защищавшая отечественных производителей на внутреннем рынке от западных конкурентов и стимулировавшая российский экспорт;

2) накопление внутренних ресурсов за счет введения винной монополии и резкого усиления косвенного налогообложения;

3) сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

4) активизация деятельности Госбанка.

№ 2.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

Объединения:

1) «Могучая кучка» (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков)

2) «Мир искусства» (Дягилев, Бенуа)

3) «Товарищество передвижных художественных выставок»

Черты:

«Могучая кучка»:

Основа музыкального языка – народная песня

Использование в музыкальных произведениях народных мотивов.

Темы и образы произведений взяты из отечественной истории и современности

Стремление приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни

Отказ от шаблонов итальянского искусства

Создание национальной оперы

«Товарищество передвижных художественных выставок»:

Отказ от эстетических канонов академизма

Стремление следовать принципам реализма

Критика существующих порядков, устройство передвижных выставок.

«Мир искусства»:

Отказ от эстетических принципов академизма

Противопоставление своего творчества реалистическому направлению

Обращение к наследию прошлых веков, популяризация западноевропейского искусства.

№ 3.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.

2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

1) К началу XX века из отсталой аграрной страны Россия стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве).

2) В начале XX века окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.

3) По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

№ 4.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1.Государственноевмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриальных держав.

2.Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Факты:

1) Государство контролировало железнодорожный транспорт и строительство новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству). Строительство дорог явилось мощным стимулом индустриального развития страны и капиталистической эволюции всего народного хозяйства.

2) Государство создало условия для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа Витте, установившая золотое обеспечение рубля).

3) Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие. В начале XX века по объему промышленной продукции Россия вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

№ 5.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 2 точка зрения.

Факты:

1) В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” практически во всех областях культуры: в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве, в театре и в других сферах.

2) Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.

3) Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

№ 6.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Сохраняется неравноправное положение крестьян

Отсутствие у крестьян земли как личной собственности, сбережений, плохое экономическое положение

Сохранение общины

Налоговый гнет (в 1905-1914 – круговая порука)

Имели право участвовать в выборах (Земские учреждения, в которых помимо дворян, чиновников, духовенства и пр. были крестьяне; по Земской реформе 1864 г. Александра II ).

Широкий отход на заработки, переселение крестьян

Различное:

Отмена выкупных платежей (с 1907; крестьянин перестал быть крепостным помещика (но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительным оком земского начальника).

С 1907 года более смелые, здравые взгляды крестьян на политику государства, стремление улучшить положение (тогда как в 1870 – сдавали народников).

Возникновение и существование кооперации, которая способствовала переходу крестьянства к более интенсивному хозяйству (после революции 1905-1906)

1870-е годы

1907-1914 годы

временнообязанное положение крестьян

крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками

выкупные платежи

отмена выкупных платежей

крестьяне не могли покидать общину

крестьяне имели право выхода из общины на хутор или отруб

№ 7.

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Отсутствие политических свобод (в 1870 женский труд меньше оплачивался)

Плохие жилищные условия

Подвергались произволу со стороны владельцев, отсутствие охраны труда

Высокая травмоопасность производства

Низкий уровень медицинского обслуживания

- сверхурочные работы

Различное:

Продолжительность рабочего дня (была от 12 и более часов, стала 8)

Условия работы (рабочие места были плохо приспособлены для работы а с привлечением иностранных инвестиций ситуация улучшилась)

Заработная плата (рост номинальной зарплаты с 1906)

- увеличение числа рабочих промышленников по сравнению с 1870-ми

№ 8.

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Главенствующая роль государства в экономике

Основная производительная сила - крестьянство (продолжало расти и оставалось самым многочисленным классом в структуре населения)

Россия была страной среднего уровня капиталистического развития

Различное:

- формирование партий

Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора

С 1890 по 1913г. производительность труда в промышленности выросла в четыре раза

Тема № 2: Идейные течения, политические партии и общест­венные движения в России на рубеже веков. Думская монархия.

№ 9.

Назовите не менее трех основных целей, программных положений большинства российских либералов начала XX в. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) на­чала XX в.

Цели:

1) установление конституционного строя

3) признание права рабочих на стачки, 8-часовой рабочий день

4) право наций на развитие культуры и языка

5) война до победного конца

6) Россия – демократическая страна

Партии:

№ 10.

Назовите две самые крупные либеральные партии России периода думской монархии. Приведите не менее трех положений программы одной из них.

Партии:

1) Кадеты (Милюков; буржуазия, помещики, врачи, адвокаты, учителя и пр.)

Программа (кадетов):

1) введение конституционного строя

2) частичное отчуждение помещичьих земель (увеличение крестьянских наделов)

3) право наций на культурное самоопределение

№ 11.

Сравните политический режим до и после 1905 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Монархия (Николай II )

Традиционная экономика

Различное:

После 1905 – Думская монархия (созыв Государственной Думы)

Зарождение парламентаризма (новые партии)

Поворот к конституции (свобода слова, печати, совести).

№ 12.

Сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с работой и составом 111 Государственной думы. Укажите, что было об­щим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не ме­нее трех различий).

Общее:

Функции, роль

Большинство – крестьяне

Сложность в решении политически значимых вопросов

Различное:

- I и II Думы – источник конфликтов, в отличие от III

- I и II – до третьеиюньской монархии

В III – меньше выходцев из народа

- III дума стала первой, проработавшей весь положенный пятилетний срок

- III более правая, а I и особенно II – левые

№ 13.

Сравните основные идеологические установки, подходы к пар­тийному строительству и методам политической борьбы большеви­ков и меньшевиков в период 1907-1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Мир без аннексий и контрибуций

Основа идеологии – марксизм

Представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем

Идея мировой революции

Создание революционной партии и ведение революционной пропаганды

Признание промышленного пролетариата как главного революционного класса

Ликвидация самодержавия как ближайшая задача

РСДРП (социал-демократы)

Различное:

Большевики – национализация земли, ликвидация помещичьего землевладения

Большевики в 1907 – 1916 гг.

Меньшевики в 1907 – 1916 гг.

- большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую

- Россия не готова к социалистической революции

- в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического централизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству

- демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства

- партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии

- партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе

- представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона (руководящего класса) уже в период буржуазно-демократической революции

- на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе, коалиция с буржуазией

Тема № 3 : Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги).

№ 14.

Назовите не менее трех положений, характеризующих движущие илы, характер организованности и задач первой российской револю­ции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-полити­ческих итогов.

Положения:

Исходя из целей - революция имела буржуазно-демократический характер

- революция носила общенародный, демократический характер по движущим силам, в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, либеральная буржуазия, моряки)

Революция носила стихийный характер, ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе

Задача свержения (ограничения) самодержавия; расширения прав национальных окраин; защиты прав рабочих; решения проблемы малоземелья крестьян

Стремление к равновесию индустриального развития и политической системы.

Итоги:

- началась эволюция политического строя Российской Империи от абсолютной монархии к конституционной

Введены демократические свободы (изменилось социально-политическое положение граждан; отменена цензура; разрешена организация профессиональных союзов и легальных политических партий)

Началась аграрная реформа: разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев

Улучшилось материальное положение рабочих: повысилась зарплата, уменьшился рабочий день до 9-10 час

Думская монархия

- революция имела незавершенный характер, т.к. власть лишь частично удовлетворила требования населения, было сохранено сословное неравноправие.

№ 15.

Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское прави­тельство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции.

Меры:

- прямое подавление революционных выступлений с помощью вооруженных сил (например, Московское восстание, восстание на крейсере «Очаков» и т. д.)

Окончание войны с Японией

Проведение выборов и созыв Государственной думы в 1906

Осуществление аграрной реформы П. А. Столыпина

Была проведена отмена выкупных платежей крестьян за землю

Рескрипт с обещанием реформы Николая II (18 февраля)

Результаты:

- было сохранено самодержавие

Началась аграрная реформа

- были введены гражданские свободы

Появилась многопартийность

Начала работу Государственная дума

Были расширены права рабочих (право на проведение стачек, создание профсоюзов), повышена им заработная плата ; рабочий день во многих

случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов

Тема № 4: Реформы П. А. Столыпина. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

№ 16.

Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до круше­ния монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

Войны:

Русско-Японская (1904-1905)

Первая мировая война (1914-1918)

Цели правительства (в ПМВ):

Захват черноморских проливов Босфор и Дарданелл (выход в Средиземное море и укрепление влияния на Балканах)

Идея восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе

Защита Сербии и других Балканских народов от австрийско-немецких притязаний

Поддержка своих союзников в Европе

№ 17.

Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А. Столы­пина:

1. Деятельность П. А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 гг.

2. Политика П. А. Столыпина была направлена на создание ста­бильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 2 точка зрения.

Факты:

Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве

Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона

Столыпин был против уничтожения Государственной Думы и возврата к режиму, существовавшему до 1905 г.

Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры

Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола

Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями

№ 18.

Ниже приведены две точки зрения на столыпинскую аграрную реформу:

1. Столыпинская аграрная реформа была политикой модерниза­ции сельского хозяйства и экономики России в пелом.

2. Столыпинская аграрная реформа - это политика «разорения крестьян дотла, насильственного слома общины для расчистки пути капитализму в земледелии во что бы то ни стаю».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития

Решилась проблема малоземелья крестьян: предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю

Отмена сословных ограничений крестьян

Разрушение общины

Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян

Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов; крестьянин – собственник земли

Способствовали в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства

№ 19.

В 1906 г. новый премьер-министр П. А. Столыпин с целью отвлече­ния российского крестьянства от революционных идей начал прове­дение аграрной реформы. Назовите не менее двух основных положе­ний столыпинской аграрной реформы. К каким результатам привела реформа российскую деревню? Укажите не менее двух результатов. Какие факторы обусловили эти результаты? Приведите не менее двух таких факторов.

Положения:

Разрушение крестьянской общины

Право выделения общинного надела в частную собственность (в виде отруба или хутора)

Переселенческое движение в Западную Сибирь

Строительство сельских школ

Результаты:

Быстрый рост аграрного производства

Увеличение емкости внутреннего рынка

Возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции (причем торговый баланс России приобретал все более активный характер)

Удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России

Рост товарности сельского хозяйства

Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения (страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости)

Реформа не была завершена и не разрешила всех сложившихся противоречий об огромных российских земельных ресурсах, но она стала отправной точкой для дальнейших преобразований в этой области.

Факторы:

Незначительные временные сроки

Сопротивление со стороны правых и левых политических сил

Сложные взаимоотношения с окружением царя и с самим Николаем II

Смерть Столыпина

Начало войны

№ 20.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В августе 1905 г. в американском городе Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Япон­ская сторона выдвигала чрезвычайно тяжелые условия. Император Николай II, не допускавший возможности территориальных потерь для России, уже был готов прервать переговоры. Однако правитель­ства России и Японии всё же пошли на взаимные уступки, и мир был подписан. Укажите не менее двух условий, положений подписанного Мира. Почему Россия была вынуждена пойти на заключение мира? Укажите не менее трех причин.

Положения:

- Россия отдавала Японии Южный Сахалин- Россия признавала Корею сферой влияния Японии- Россия передавала Японии права на Порт-Артур- Япония получала особые права на рыболовство у русских берегов- обе стороны выводили свои войска из Маньчжурии

Причины:

- Россия проиграла все крупные сражения этой войны- при продолжении войны японцы могли захватить весь Дальний Восток- Россия была экономически истощена в ходе войны- в это время шла первая русская революция- на Россию оказывалось давление со стороны европейских стран и США

№ 21.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале XX в., царское прави­тельство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин. Какой результат имела реализация этого плана в начале войны? Укажите не менее трех причин такого: развития событий. Назовите одно основное последствие этой войны для внутреннего положения России.

Результаты:

- русские армии были разгромлены в начале войны в результате неудачного наступления в Восточной Пруссии

Причины:

Русским войскам пришлось начать насту­пление, до конца не проведя мобилизацию, из-за угрозыразгрома Франции

Русское командование недооценило воз­можности Германии перебрасывать войска с одного фронта на другой за счет развитой се­ти железных дорог

Неподготовленность России к войне (не­хватка снарядов, плохая организация связи и Т. д.)

Ошибочные действия руководства русской армии

Последствия:

- основным последствием войны для внут­реннего положения России стало свержение монархии.

Тема 5: Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Кризисы Временного правитель­ства.

№ 22.

Когда были приняты программы «минимум» и «максимум» партии РСДРП? Охарактеризуйте каждую из них (назовите 2 положения). Когда была реализована программа «минимум»? Приведите не менее двух примеров реализации программы «минимум».

Приняты:

На II съезде РСДРП (17 июля - 10 августа 1903)

Характеристика «Минимум»:

Освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия

Установление демократической республики

Введение 8-часового рабочего дня

Установление полного равноправия всех наций; утверждение их права на самоопределение

Уничтожение остатков крепостничества в деревне; возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель («отрезков»)

Характеристика «Максимум»:

Говорилось о конечной цели партии - организации социалистического общества

Об условии осуществления этой цели - социалистической революции и диктатуре пролетариата

Примеры реализации «Максимум»:

- 29 октября 1917 – постановление СНК о 8-часовом рабочем дне- 2 ноября 1917 – Декларация прав народов России (на свободное самоопределение, равенство и суверенитет)

№ 23.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Весной - осенью 1917 г. в России шла острая политическая борь­ба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития стра­ны. Одно из важных событий этого периода - выступление генерала Л. Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы - от А. Ф. Керенского до большевиков. Почему совместно выступили столь различные политические силы? Назовите не ме­нее двух причин совпадения позиций. Чем закончилось выступление Л. Г. Корнилова и к каким последствиям привели совместные действия А. Ф. Керенского и большевиков? Укажите не менее четырех положе­ний.

Причины:

- возникла реальная угроза установления военной диктатуры

Выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства

Корнилов требовал разгона Советов

Последствия:

Выступление Корнилова потерпело поражение

Укрепились позиции большевиков в Советах (большевизация Советов)

Большевики выдвинули курс на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам

А.Ф. Керенский утратил поддержку всех ведущих политических партий

- Россия была провозглашена республикой

Тема № 6: Провозглашение и утверждение советской власти.

Внутренняя и внешняя политика Советского прави­тельства в 1917-1920 гг. Формирование однопартий­ной системы.

№ 24.

Назовите два декрета, принятые на 11 Всероссийском съезде Со­ветов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержа­щихся в одном из них.

Декреты:

- «Декрет о мире»

- «Декрет о земле»

- «Декрет о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового прави­тельства)

Положения:

а)Декрета о мире:

Провозглашение выхода России из войны

Призыв к воюющим сторонам о немедленном начале пе­реговоров о заключении мира

Призыв к миру без аннексий

Призыв к миру без контрибуций

б)Декрета о земле:

Отмена частной собственности на землю (ликвидация по­мещичьего землевладения)

Безвозмездность отчуждения земли

Передача земли в пользование всех трудящихся на ней

Уравнительное землепользование

Распределение земли по трудовой или потребительской норме

Распределение земли поручается местным органам само­управления

Запрет наёмного труда

в)«Декрета о власти» (Обращения съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановления об образовании нового прави­тельства):

Переход власти к Советам рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов

Передача исполнительной власти Совету народных комис­саров (СНК)

Установление контроля над СНК со стороны Всероссий­ского центрального исполнительного комитета (ВЦИК)

№ 25.

Сравните цели интервентов и участников Белого движения в пери­од Гражданской войны в России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех разли­чий).

Общее:

Свергнуть власть большевиков- вернуть свои экономические позиции- сохранить Россию в существовавшей системе международных отношений

Различное:

преобладавшие целиинтервентов

преобладавшие цели Белого движения

Ослабление России (в той или иной степени)

Сохранение сильного государства

Территориальный раздел, отторжение части территории бывшей Российской империи

Сохранение «единой и неделимой России»

Укрепление у власти находящихся под влиянием соответствующих государств (марионеточных) правительств

Тема № 7: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике

№ 26.

Ниже приведены две точки зрения по вопросу о сущности НЭПа:

1. НЭП - это вынужденное отступление, временный отход от за­воеванных позиций.

2. НЭП, введенный «всерьез и надолго», является особой полити­кой, допускавшей экономическое соревнование капиталисти­ческих и социалистических элементов и направленной на по­строение социализма.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Факты:

В руках государства оставались «командные высоты» (крупные предприятия, недра, внешняя торговля, земля и пр.)

На деятельность частного капитала были наложены многочисленные ограничения

Проводилась политика ограничения кулачества в деревне

Государство лишь допускало отдельные рыночные элементы, но препятствовало созданию рыночной системы

В конечном счете, нэп был свернут и осуществлен переход к форсированной индустриализации

Диктатура пролетариата укреплялась, политическая система ужесточалась, формировалась однопартийная система власти

№ 27.

Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

У власти большевики

Активное поднятие промышленного производства, милитаризация

Различное:

После Гражданской войны

В конце 1930-х

- сокращение урожайности, сельскохозяйственного производства

- аресты, ГУЛАГи, оборванные человеческие жизни

- безработица

- занятость населения на производстве

- проблемами при восстановлении промышленного производства, отсутствие заводов и рабочих рук

- активное строительство, пятилетки

Нехватка продовольствия, голод;тяжелое социальное и экономическое положение

Тема № 8: Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация.

№ 28.

В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех проблем.

Примеры:

Была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную

Проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс

Получили развитие новые отрасли промышленности – автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др.

Началось строительство крупных промышленность предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока

Была создана мощная оборонная промышленность

Была достигнута технико-экономическая независимость СССР

Проблемы:

Индустриализация проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т.п.

Имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности.

Продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей

Сложилась командно-административная система.

№ 29

Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форсированной индустриализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех примеров промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки.

Задачи:

Техническое перевооружение хозяйства

Создание мощной оборонной промышленности

Ликвидация зависимости экономики СССР от зарубежных поставок,

Переход к полному самообеспечению

Окончательный переход к социалистическим методам ведения хозяйства

Ликвидация дефицита промышленных товаров

Для И.В. Сталина – упрочение и сохранение личной власти (что зависело от успеха форсированной индустриализации)

Примеры:

Днепрогэс (Днепровская гидроэлектростанция)

Магнитогорский комбинат

Сталинградский тракторный завод

Челябинский тракторный завод

Московский автомобильный завод

Свердловский машиностроительный завод

Крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса

Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль - железная дорога)

№ 30.

Ниже приведены две точки зрения на сталинскую индустриализацию:

1. Индустриализация была необходимостью для стабильного развития страны и сохранения ее самостоятельности, принесенные жертвы окупились результатами экономического развития.

2. Индустриальный прорыв (скачок), совершенный в годы правления И. В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

Индустриализация привела к тому, что СССР стал выпускать всю необходимую ему для существования промышленную продукцию, страна обеспечила себе экономическую, а значит, и политическую независи­мость

СССР стал могущественной державой, с интереса­ми которой приходилось считаться в мире (принятие в Лигу Наций)

Индустриализация создала базу для развития ма­териального благосостояния советских людей в бу­дущем

Без развитой промышленности СССР не смог бы одержать победу во Второй мировой войне

№ 31.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1928-1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Ка­кие два мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Какой под­ход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.

Мнения:

Н.И.Бухарин высказывался за проведение И. с учетом возможностей крестьянства при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством

И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансирования за счет перекачки из деревни в город

Был выбран:

Курс на форсированную индустриализацию

Факты:

В результатефорсированной индустриализации в СССР вышел на второе местопо объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий

Намеченные планы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их падению

Финансирование индустриализация в основном осуществлялосьза счет деревни, ее ценой стала коллективизация, снижение жизненного уровня населения

В годы индустриализации в СССР окончательно сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию.

№ 32.

Ниже приведены две точки зрения на результаты коллективизации сельского хозяйства:

1. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стала причиной масштабного кризиса сельского хозяйства.

2. Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень разви­тия, позволила решить ряд экономических проблем, стоявших перед страной.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверж­дающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

1) произошло отчуждение крестьян от собственности и земли (полно уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве)

2) коллективизация обрушила на крестьян голод и репрессии, привела к потере деревней рачительного отношения к земле

3) бегство крестьян от земли и запустения деревень.

4) снижение урожайности зерновых культур

5) замедление темпов роста и продовольственная проблема в стране

№ 33.

Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

- основная цель - построение социалистического общества в СССР

Крупная промышленность, сырьевые ресурсы, транспорт, энергетика находятся в государственной собственности

Различное:

Нэп в промышленности

Политика государства в сфере промышленности в 1930-е гг.

При главенстве государственной собственности допускается передача мелких и части средних предприятий в частные руки

Промышленность в руках государства

Используются отдельные механизмы рыночного регулирования

Складывается административно- командная система управления экономикой

Деятельность крупных государственных предприятий (трестов) строится на началах хозяйственного расчёта

Складывается система централизованного управления промышленными предприятиями

Директивное планирование отсутствует

Внедряется директивное планирование

Развитие промышленности идет постепенно, по мере накопления необходимых средств

Форсированное развитие промышленности за счет перекачки средств из сельского хозяйства и легкой промышленности

Тема № 40: Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е - 1930-е гг. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры).

№ 34.

Какие существовали два проекта создания СССР? Чей проект был положен в основу образования СССР? Назовите основное противоречие принятого проекта и реальности его осуществления.

Проекты:

И.В. Сталина («Унитарный» (автономизация; сильный центр, субъекты подчиняются на правах автономии)

В. И. Ленина («Федералистский» (равноправие и суверенность субъектов).

В основу образования СССР был положен:

Проект В. И. Ленина

Противоречие:

Проект предполагал создания государства-федерации, на деле в СССР существовал унитарный тип государственного устройства – суверенными правами субъекты союза фактически не обладали

№ 35.

Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. в СССР. Укажите не менее трех ее результатов.

Цели:

Идеологическая пропаганда

Создание так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества

Формирование новой, образованной, сознательной, приверженной социализму личности

Ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян

Создание социалистической системы народного образования и просвещения

Перестройку быта

Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем

Результаты:

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов

Обеспечила в заданных границах неоспоримое повышение культурного уровня трудящихся и развитие образования и науки

Грамотность населения стала составлять 70 %

Возросла численность советской интеллигенции

Согласно официальной государственной информации СССР вышел на передовые рубежи в мире в культурном развитии. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в обще­ственное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век - время духовного ренессанса.

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТЬ

На рубеже XX века бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX века до 1913 г. уровень грамотности увеличился с 21 до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало шаги в расширении сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России, насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. их действо­вало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские учи­лища. В городах же действовали высшие начальные учи­лища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в 8-летних классических мужских и женских, гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения коррективов в про­граммы обучения, как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, в которых давалось техническое образование. С 1896 г. на средства торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища: к 1913 г. их число достигло 250.

Большую роль в ликвидации неграмотности, особен­но среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, из кото­рых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получи­ли распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими при­мерами могут служить Пречистенские рабочие курсы вла­делицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из них получил университет А. Л. Шанявского в Москве (1908).

В системе высшей школы царской России в предрево­люционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, при­чем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных инсти­тутов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении прав­ления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. их уже насчитывалось свыше 125 тыс. Заметно менялся социальный состав студентов (меньше стало выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и больше, купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило женское высшее образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. Их выпускницы имели право сдавать государственные экзамены в университетах. В 1911г. основан Высший женский педагогический институт в С.-Петербурге. После первой российской революции властям пришлось вновь допустить некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. В начале XXв. отечественные деятели образования выдвинули программу социально-педагогических преобразований. Ее основные положения сформулированы В.И. Чарнолуским: демократизация общественного строя, демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к управлению образованием, развитие местного самоуправления, отделение школы от церкви и др. Эти идеи легли в основу многочисленных вариантов последующих образовательных реформ. В 1915-1916гг. под руководством министра народного просвещения Н.П.Игнатьева был подготовлен Проект реформы средней школы, устанавливавший единую среднюю общеобразовательную школу (гимназию) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов.

Большое значение в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодически печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой российской революции, а также широкое распространение коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. насчитывалось всего 105 газет, то в 1913 г. их выходило уже 1158 на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с выпускавшейся с 1870 г. А. Ф. Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выходить знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, появились такие литературно-художественные издания, как «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение». Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И.Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги.

Образование в кон. XIX- нач. XX в. книжного рынка и формирование устойчивого спроса на отдельные виды литературы способствовали усилению концентрации капитала в книгоиздательском деле. Быстро росло число различных товариществ и обществ. К 1914 г. действовало 90 бумагоделательных, полиграфических и издательских акционерных компаний с общим капиталом 87,5 млн. руб. Таким образом, в России сложилась передовая издательская система, основанная на развитом предпринимательстве, которое было ориентировано на постоянный рост емкости книжного рынка. По объему выпуска книгоиздательской продукции Россия занимала 2-е место в мире, уступая лишь Германии.

В России в начале века широко велись фундаментальные и прикладные научные исследование. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. Науч­ные изыскания никогда не подвергались каким-либо цензурным ограничениям, а постоянно расширявшиеся контакты русских ученых с зарубежными коллегами, стажировки в западноевропейских учебных центрах и публикации научных трудов способствовали развитию научной мысли. В результате в целом ряде областей - химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении - русская наука выдвинулась на пере­довые рубежи.

Мировую славу принесло профессору Московского университета П. Н. Лебедеву открытие закона светово­го давления, благодаря которому была количественно подтверждена электромагнитная теория света, прояснен путь к пониманию взаимосвязи массы и энергии, значительно ускорена разработка теории относительно­сти, квантовой теории и астрофизики.

В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в.,- Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Ученик Менделеева и Бутлерова А. Е. Фаворский в начале века активно занимался исследованиями в области углеводо­родов высокой степени непредельности, создавая основы химии ненасыщенных соединений. Результаты его мно­гочисленных опытов позднее были использованы при раз­работке промышленного способа производства синтетического каучука и искусственных смол, и уже в 1910 г. талантливый русский химик, последователь Фаворского С. В. Лебедев впервые в мире получил образец синте­тического каучука.

Особой широтой научных и общественных интересов отличается в этот период деятельность В. И. Вернадского. Энциклопедист, универсальный мыслитель мирового масштаба, он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, на которой впоследствии базировалась его идея о ноосфере как сфере планетарного разума, возникающей под воздействием научной мысли. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма - системы, в которой сливаются в единое целое естественноисторическая (природная) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития.

В области точных наук мировое значение имели рабо­та русского ученого-математика Н.Е. Жуковского. Он заложил основы современного самолетостроения. По его проекту в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэро­динамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире Аэродинамический ин­ститут. Замечательных успехов добились в начале века талантливые русские изобретатели и конструкторы, работавшие в области авиации. В 1910 г. Б.Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель спроектировал и построил самолет-биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. Но должного применения на практике эти изобретения в то время не получили в основном из-за отсутствия государственной заинтересованности и соответственно финансовой поддержки.

Вдали от научных центров, в провинциальной Калуге, работал гениальный самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Он получил мировую славу как ученый и изобретатель в области аэродинамике, разработав за шесть лет до создания в России аэродинамической трубы ее прототип для испытания своих моделей. В 1903г. К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором была изложена его теория реактивного движения. В своих трудах, почти на десять лет опередивших аналогичные работы, появившиеся за границей, Циолковский гениально сформулировал важнейшие принципы, на основе которых впоследствии были осуществлены космические полеты.

К началу XXв. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И.П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. Огромным событием в научном мире стал его доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903г. А в 1904г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия.

РОССИЯ в 1900-1920 гг.

Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Культура в начале XX в.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

№184. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте:

1) ускорение индустриализации страны;

2) создание рыночной экономики;

3) интеграция экономики России в мировую систему.

2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической по­литики С. Ю. Витте:

1) ускоренное железнодорожное строительство;

2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны - покровительство промышленности, выдача денежных кредитов;

3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля;

4) привлечение иностранных капиталов.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

№ 185. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:

1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)

2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I

3) «Мир искусства».

2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении:

А) «Товарищество передвижных художественных выставок»:

1) стремление следовать принципам реализма;

2) отказ от эстетических канонов академизма;

3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страда­ния;

4) устройство передвижных выставок;

5) критика существующих порядков.

Б) «Могучая кучка»:

1) создание национальной оперы;

2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства;

3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов;

4) народ - участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»).

В) «Мир искусства»:

1) популяризация западноевропейского искусства;

2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII - начало XIX в.);

3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению;

4) отказ от эстетических принципов академизма.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.



2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

№186. (С5) Ответ:

1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче - 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района);

2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиат­ский банк);

3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.);

4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.;

5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акциони­ровано.

1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

2) в промышленности была низкая производительность труда;

3) Россия занимала скромное место в мировой торговле;

4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриаль­ных держав.



2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется

более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№187. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни доре­волюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли;

2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту бан­ков;

3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства;

4) царское правительство проводило протекционистскую политику.

При выборе второй точки зрения:

1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов;

2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства;

3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий, образование финансового капитала происходило под влия­нием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№ 188. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах За­падной Европы;

2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию созда­ния «больших романов»;

3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями обще­ственного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство.

При выборе второй точки зрения:

1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры);

2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гуми­лёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.);

3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел рас­цвет творчества М. Горького;

4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (твор­чество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева);

5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых прин­ципов театрального искусства.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

№ 189. (С7) Ответ:

1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств;

2) сохранение неравноправного положения крестьян;

3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств;

4) сохранение общины;

5) участие крестьян в работе земств;

6) недостаток земли (малоземелье);

7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.

С7.2 Различия:

Период 1870-х гг. Период 1907-1914 гг.
Временнообязанное положение крестьян Крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками
Крестьяне платили подушную подать
Выкупные платежи Выкупные платежи отменены
Крестьяне ограничены в своем праве покидать общину Крестьяне имели право на свободный выход из общины с наделом
Крестьяне могли получить ссуды че­рез Крестьянский банк
Развитие хуторского хозяйства, отрубов (результат столыпинской ре формы)
Усиление социального расслоения крестьян
Крестьяне не имели никаких политических прав Крестьяне могли избирать и избираться в Государственную думу

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

№ 190. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) тяжелые условия труда;

2) низкая заработная плата;

3) тяжелые бытовые условия;

4) использование женского и детского труда;

5) крестьянское происхождение большинства рабочих;

6) преобладание неквалифицированного труда;

7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.

С7.2 Различия:

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Импе­рии в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 191. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) весомое положение в структуре общества;

2) владение средствами производства.

С7.2 Различия:

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 192. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) существование монархии;

2) существование сословий;

3) быстрое развитие капитализма в промышленности.

С7.2 Различия:

47. Русская культура конца XIX -начала XX века:

Культура России конца XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие образования В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции.

Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.

Развитие науки В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Плеханова, Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др.

Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.

Литература и искусство В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма . Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму . Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление -акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов (Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи , с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура : Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стилемодерн были возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма : Киевский вокзал, здание почтамта - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка . Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Начало XX века вошло в историю русской культуры как “серебряный век” (автором этого выражения считается редактор журнала “Аполлон” С.К. Маковский). Это время бурного расцвета европейской цивилизации. Западная Европа, а вдогонку за ней и Россия вступали в фазу “индустриального общества”. Благодаря массовому производству все более доступными для широких слоев становились материальные блага. Изобретение и развитие таких средств коммуникации как железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, радио, кинематограф, пресса значительно расширили мир каждого отдельного человека. Дух новаторства, обеспечивший торжество материальной цивилизации, захватывает и искусство. Но, наряду с этим, у европейского человека появляется смутное, тревожное ощущение конца эпохи (чему способствовал календарь - конец столетия). Столкновение чувства торжества цивилизации и предощущения катастрофы составляют фон “серебряного века” русской культуры. Эта эпоха характеризуется бурным расцветом всех видов искусства, появлением множества новых и новаторских направлений. На первый план, потеснив характерную для русской культуры второй половины XIX в. социальную тематику, выходит “чистое искусство” или “искусство ради искусства”. Это проявляется в интересе не столько к содержанию художественных произведений, сколько к их форме. С этим связаны поиски новых выразительных средств в живописи, музыке и литературе, театре.

В литературе “серебряного века” выделяются два основных течения: реалистическое и модернистское . Они отражают две тенденции в русской культуре: религиозные и интеллектуальные поиски гуманитарной интеллигенции и творческие поиски художественной. К реалистическому направлению можно отнести творчество Максима Горького(“Жизнь Клима Самгина”), Ивана Алексеевича Бунина (“Деревня”), Александра Ивановича Куприна (“Гранатовый браслет”), Леонида Николаевича Андреева (“Красный смех”). К модернистскому течению принадлежат несколько направлений. Символизм , развивавшийся под влиянием русской религиозной философии (наиболее видные представители символизма - поэты Валерий Брюсов , Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок). Символизму, как декадентскому (от decadance - упадок) направлению, пронизанному пессимистическим умонастроением, мистикой и эсхатологическими ожиданиями (ожиданиями “конца времен” - общемировой катастрофы), противостоял акмеизм (от akme - вершина) - поэзия скорее жизнеутверждающая (Николай Гумилев, ранние Анна Ахматова и Осип Мандельштам). Наиболее новаторским направлением в русском модернизме был футуризм (от futurum - будущее) - “искусство будущего”, приверженцы которого считали, что нужно сломать “старое, омертвевшее” искусство и построить новое. Для этого направления характерны эксперименты со словом, фразой и формой стиха. В России футуризм был представлен “кубофутуризмом” (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский) и “эгофутуризмом” (Игорь Северянин).

Театр в начале ХХ века переживает период обновления. На рубеже веков сформировалась новая актерская школа. Ее создателем стал Константин Сергеевич Станиславский - основатель Московского художественного театра, в котором и отрабатывались новаторские приемы актерской игры, основанные на принципе “вживания” актера в роль. Репертуар театра включал в себя преимущественно произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.Н. Островского. Наряду с этим реалистическим направлением в театральном искусстве, существовало и модернистское , где приоритет отдавался также поиску новых форм. Русской художественной интеллигенцией “серебряного века” театр рассматривался как синтез разных искусств: литературы, музыки, изобразительных искусств (декорации, костюмы, свет), актерского и режиссерского искусств. Таким образом, театр превращался в полигон совместных новаторских поисков композиторов, художников, режиссеров, танцоров, актеров, певцов, музыкантов, дизайнеров (оформителей). Особое значение в этом движении имели так называемые “русские сезоны” за рубежом, организованные выдающимся антрепренером Сергеем Дягилевым. Специально к “русским сезонам” были написаны в модернистском ключе балеты И. Стравинского “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”; оформляли спектакли художники объединения Мир искусства - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст.

Кинематограф в России появился сразу после изобретения его братьями Люмьер. К 1908 г. в России уже существовала своя кинофабрика в Москве и несколько кинотеатров. В это же время русским режиссером Я. А. Протазановым были сняты первые русские картины “Пиковая дама” (по А.С. Пушкину), “Отец Сергий” (по Л.Н. Толстому).

В музыке , наряду с продолжением народно-реалистических традиций русской композиторской школы второй половины XIX в. (Александр Глазунов, Сергей Рахманинов), развивается новое модернистское направление - музыкальный символизм, ярким представителем которого считается Александр Скрябин, экспериментировавший с сочетанием музыки и цвета в симфонической поэме “Прометей”. К началу ХХ века относится и первый период творчества Игоря Стравинского (балеты “Петрушка” и “Весна священная”), наиболее чувствительного ко всем инновациям в музыкальной культуре того времени. В это же время становится широко известным выдающийся русский певец-бас - Федор Иванович Шаляпин, отличавшийся не только уникальным тембром голоса, но и незаурядными актерскими способностями.

Живопись также отражает искания русской творческой интеллигенции: на смену работам передвижников, проповедовавшим социальные идеалы пореформенной России, приходит “искусство для искусства” с чисто художественными задачами. В Петербурге возникает модернистское объединение “Мир искусства”, куда входили Александр Бенуа, Константин Сомов, Валентин Серов, Михаил Врубель и др.Для творчества “мирискусстников” характерен утонченный эстетизм и декоративность (не случайно многие из них занимались оформлением зданий, интерьеров, созданием театральных декораций и костюмов). Формальные поиски в живописи более всего свойственны авангардизму . В рамках русского авангарда возникли такие направления как супрематизм (от supremus - высший, крайний, предельный), создателем которого был Казимир Малевич, стремившийся разложить реальность на простейшие геометрические формы и цвета (“Черный квадрат”), абстракционизм , представленный творчеством Василия Кандинского (многочисленные “Композиции”), исследовавшего символику форм и цвета, конструктивизм , разрабатывавшийся В. Татлиным.