Стругацкие аркадий и борис.

Колумнист журнала "Мир фантастики" Василий Владимирский специально для РИА Новости

19 ноября не стало Бориса Стругацкого, большого писателя, основателя литературной школы, мудрого и доброго человека. 15 апреля 2013 года Борису Натановичу исполнилось бы восемьдесят лет. Закрылась последняя глава истории советской фантастики, в которую братья Стругацкие вписали самые яркие страницы. Почти невозможно выделить главные произведения из не столь уж обширной библиографии Стругацких. Каждый текст стал значительной вехой - и те, которые недолюбливали сами авторы, как первую свою книгу "Страна Багровых туч" (1959), и те, которые издавались реже других, как "Повесть о дружбе и недружбе" (1980), и те, что были написаны "сольно" - Аркадием Натановичем под псевдонимом С. Ярославцев ("Подробности жизни Никиты Воронцова", "Экспедиция в преисподнюю", "Дьявол среди людей") и Борисом Натановичем под псевдонимом С. Витицкий ("Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", "Бессильные мира сего"). Но все же рискну назвать пять книг АБС (принятая среди поклонников их творчества аббревеатура), которые должен прочитать каждый культурный человек, владеющий русским языком, чтобы не пропустить отсылки и реминисценции, которыми плотно насыщена современная литература. Да что там подтексты - есть вещи, которые надо знать просто чтобы не утратить нить в застольной беседе.

"Трудно быть богом" (1964)

Повесть, которая задумывалась как легкая, бравурная, авантюрно-приключенческая, "мушкетерская", а стала одним из самых спорных произведений Стругацких, чаще всего вызывающих раздражение в высоких кабинетах. Книга о попытках изменить человеческую сущность и об этичности таких попыток. Принято считать, что повесть "Трудно быть богом" во многом повлияла на представление советской интеллигенции о "братской помощи", которую СССР щедро оказывал развивающимся странам и соседкам по соцлагерю. Однако сами Стругацкие это мнение не разделяли: их интересовали более близкие исторические параллели, недаром в одной из первых редакций дона Рэбу, "серого кардинала" Арканара, звали без затей доном Рэбией.

"Понедельник начинается в субботу" (1965)

"Сказка для научных сотрудников младшего возраста", веселая и лихая ода творческому труду и людям, которым "работать интереснее, чем отдыхать". Лучшее лекарство от депрессии и хандры, настольная книга каждого уважающего себя молодого ученого 1960-х, по сей день не утратившая свою актуальность для тех, кто любит свою работу до беспамятства. Наряду с фильмом "Девять дней одного года" и романом Даниила Гранина "Иду на грозу" стала одним из главных символов научно-технического расцвета в СССР того времени, литературным воплощением неподдельного энтузиазма, до сих пор вспоминаемого с ностальгией.

"Улитка на склоне" (1966-1968)

Фантасмагория о невыносимом настоящем и непредсказуемом будущем, о вечном бегстве от окружающей реальности, ведущем в никуда. Виртуозная работа с контрапунктом, блестящая детализация. Исследователи сравнивают эту вещь с произведениями Франца Кафки, для самих же Стругацких "Улитка на склоне" знаменовала отход от традиционной "шестидесятнической" научной фантастики и стала переломной повестью, над которой они проработали несколько лет, создав два кардинально различающихся варианта. На страницах этой книги они первыми из авторов своего поколения подошли к осознанию, что будущее, которое строят люди с самыми чистыми побуждениями, скорее всего, окажется вовсе не таким, каким ожидалось, и вряд ли встретит созидателей с распростертыми объятиями. Время подтвердило правоту такого взгляда.

"Пикник на обочине" (1972)

Самая резонансная вещь Стругацких, запустившая в широкий оборот словечко "сталкер". Повесть АБС дала Андрею Тарковскому повод для создания двухсерийного фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кинематографа. Как всегда - о счастье человеческом и о глухих окольных тропах, которые порой к нему ведут. Первоисточник весьма далек и от картины Тарковского, и тем более от франшизы "S.T.A.L.K.E.R.", раскрученной украинскими игроделами и московскими издателями: стоит ознакомиться с "Пикником..." хотя бы для того, чтобы не попасть впросак и осознать эстетическую пропасть, разделяющую литературные поколения.

"За миллиард лет до конца света" (1977)

Как выжить в невыносимых условиях, под предельным давлением, когда сама вселенная восстает против тебя, как не предать то, что тебе дорого, спасти дело всей своей жизни - эта тема оказалась особенно важна для АБС на излете 1970-х. Выдвинутая на страницах этой книги теория Гомеостатического мироздания, рефлекторно стремящегося уничтожить всех, кто способен разрушить "статус кво", сложившийся порядок вещей, продолжает подтверждаться на наших глазах. "За миллиард лет до конца света" - текст, лучше всего передающий атмосферу "зрелого застоя", но при этом не зарубленный цензурой, не ушедший в "самиздат" и "тамиздат", а вполне официально опубликованный на страницах советской прессы. Что само по себе феномен на грани фантастики.

К написанию этого труда меня побудило чувство вселенской справедливости. Так как авторы являются моими любимыми писателями, но порой я слышу от людей удивленные возгласы, типа «почитал я этих ваших Стругацких, и, честно сказать, так себе», и это меня настораживает. После недолгого допроса выясняется, что по большей части неофиты начинали знакомство с творчеством АБС с заведомо слабых или неактуальных книг, оставив за бортом истинное наследие братьев-писателей.

Поэтому, стиснув зубы, я написал очень краткий обзор повестей авторов, которые рекомендую к прочтению в первую очередь, а потом уже можно и переходить к изучению всего собрания сочинений.

Сразу отмечу, что я практически не знаком с современной отечественной фантастикой, а от того, что я читал, у меня начинают болеть зубы. К моему счастью, мнение о загнивании российской фантастики разделяю не только я, и собственно статья предназначена для тех читателей, кого тошнит от нынешней графомании Лукьяненко, книжек для домохозяек М. Фрая и прочих унылых авторов, но по каким-то удивительным причинам до сих не знакомых с классиками жанра.

1. Пикник на обочине (1972)

Не факт, что книга должна стоять на самом первом месте списка, но, каюсь, это моя самая любимая повесть. Сюжет: на нашей планете появилась зона, где законы физики ведут себя странно и неожиданно. Эта Зона источник ценных научных сведений и артефактов, однако соваться туда опасно для жизни и запрещено. Главный герой нелегально ходит в Зону за артефактами для перепродажи на черном рынке. Книга скрывает в себе мощный импульс человеколюбия, ярко выраженный в последних строках произведения. Отмечу, что фильм Тарковского «Сталкер», а также серия игр и книг “S.T.A.L.K.E.R.” не имеют ничего общего с замыслом повести. Любители вышеперечисленного, решившие обратиться к первоисточнику, скорее всего разочаруются.

2. Улитка на склоне (1965)

На мой взгляд - самая сложная повесть. Каждый раз, перечитывая ее, обнаруживаю какие-то новые смыслы и слои. Авторы сами признавались, что написание вышло из-под контроля и произведение получилось сложнее, чем задумывалось. Несмотря на это читается очень легко и увлекательно. Считаю, что «Улитка на склоне» недооценена даже поклонниками творчества АБС.

В повести два параллельных сюжета. Первый происходит в некоем Управлении, занимающимся вопросами Леса, который начинается рядом, сразу за обрывом. Сюда прибывает главный герой и мечтает посетить Лес, но вместо этого оказывается пленником странного учреждения, заплутав и запутавшись в абсурде бюрократической организации.

Во втором сюжете действие идет непосредственно в Лесу, где заблудился работник биостанции. Он пытается добраться до Города, но Лес не хочет отпускать его и затягивает, опутывает своими непонятными и странными порядками.

Суть произведения заключена в описании прогресса, который всегда непонятен и чужд, но медленно и неумолимо надвигается, сколько ему не сопротивляйся и не препятствуй.

3. Второе нашествие марсиан (1968)

Одна из самых актуальных повестей для всех времен. Что должно выбрать человечество: вечный рай и конец истории или постоянный дискомфорт и возможность свободы. Кем лучше стать: овцой или пастухом, рабом у идеального хозяина или хозяином без штанов? Мещанство или прогресс?

Здесь Стругацкие задали каверзный вопрос, на который очень трудно ответить. И это в 60-е годы прошлого века, когда критика нещадно «раздолбала» повесть. Ответ отдельного человека нам известен, объясняли авторы, но что ответит человечество в целом?

Сюжет прост: на Землю прилетают инопланетяне, но не проявляют никакой агрессии и даже не замышляют скрытых планов покорения человечества. Наоборот, они стараются улучшить жизнь всех жителей планеты вплоть до последнего забулдыги в маленьком городке.

4. Гадкие Лебеди (1967)

Повесть о том, что наше будущее вряд ли будет интересоваться, что мы думаем о нем и хотим ли мы его. Рано или поздно наступит переломный момент, когда будущее переступит через нас и прогонит прочь. И мы пойдем, плача, взывая к справедливости, жалуясь и беснуясь.

Сюжет повести рассказывает о писателе Викторе Баневе, ветеране войны, который приехал в маленький городок, где всегда идет дождь. А еще в этом городе живут люди, пораженные странной болезнью, и эти люди чем-то притягивают к себе детей, отчего дети становятся чересчур умными и перестают разделять взгляды родителей на жизнь, современность и т.п.

По мотивам книги Константином Лопушанским снят довольно неплохой одноименный фильм, хоть и в собственной интерпретации сюжета.

Чаще всего повесть издается в связке с повестью «Хромая Судьба» (1982), где является вторым сюжетом – романом, который пишет главный герой.

Сильная и сложная книга, написанная легким и красивым языком.

5. Отягощенные злом или 40 лет спустя (1988)

Последняя совместная повесть (а точнее роман) братьев и самая тяжелая по философскому содержанию. Авторы переосмыслили свою жизнь и творчество и пришли к выводу, что светлое будущее невозможно в рамках политической или еще какой-то идеологической системы. Надо подходить к строительству светлого будущего с другой стороны. От того, что эта сторона до сих пор никем не рассматривается как основная и главная для закладки фундамента будущего, роман еще долгое время будет актуальным.

Итак, спустя две тысячи лет после первого явления, на Землю вновь приходит Христос, но он уже другой – уставший и разочарованный. И он уже не несет свет и истину, а ищет Человека, хотя бы одного.

Огромный интерес в книге представляет альтернативная библейская история. Кроме того имеется три сюжетных линии, одна из которых историческая, а две впоследствии переплетаются.

Роман оставляет тягостное впечатление (хоть и концовка очень оптимистичная), и вообще относить его к жанру фантастики можно лишь по недоразумению.

6. За миллиард лет до конца света (1977)

Данная повесть в кои-то веки не касается социальной проблематики, а затрагивает глубинные вопросы Мироздания. Что если Вселенная не хотела бы, чтобы человечество занималось наукой? Как бы могла она сопротивляться прогрессу затерянных в космосе органических пылинок, называющих себя людьми?

Занимательное чтение, оставляющее кучу вопросов и предлагающее читателю сделать собственный выбор.

7. Град Обреченный (1972)

Лично, я считаю, что с этого романа не стоит начинать знакомство с творчеством Стругацких, так как, несмотря на его эпичность и глубокий философский подтекст, он немного утратил актуальность. А утратил потому, что роман создавался как своеобразный ответ коммунистической идеологии. Писался «в стол» и его публикация в советские времена была немыслимой.

Тем не менее, прочесть его стоит обязательно немного позже, когда станет ясен стиль и мастерство авторов. И, возможно даже, прочесть стоит неоднократно.

Для меня откровением стал монолог одного из героев – Изи Кацмана – о строительстве Храма Культуры, который заменяет пресловутые смыслы нашего существования (диктуемые тоталитарными системами: религиозными или политическими), на вклад в строительство особенного Храма...

Сюжет книги трудно описать в двух словах. Непонятный город, непонятно где. В нем живут люди, участники непонятного эксперимента. Главный герой с его коммунистическими идеалами и моралью попадает в Город, но со временем его мировоззрение круто меняется.

Всё это происходит на фоне необъяснимых загадочных событий, которые происходят то ли по замыслу экспериментаторов, то ли вопреки их желанию. А может, Город вообще брошен на произвол судьбы и нет никакого Эксперимента…

8. Сказка о Тройке (1968)

Повесть в нехарактерном для авторов жанре сатиры. Хотя место и время действия – СССР времен застоя, ситуация с отношением науки и невежеством бюрократии по-прежнему не меняется. Достаточно вспомнить Петрика с его угольными фильтрами или очередной проект Сколково.

Герои произведения перешли из предыдущей фантастической весьма позитивной повести «Понедельник начинается в субботу». А вот замысел и стиль книги абсолютно другой.

Главный герой вынужден присутствовать на заседаниях комиссии по рационализации необъяснимых явлений и приходит в недоумение и даже ужас от действий и решений этой комиссии, которая состоит из фееричных бюрократов и невеж.

И, как любая сатира, книга смешная только поначалу. А потом замечаешь, что это тонкое завуалированное описание реальности.

9. Жук в Муравейнике (1980)

Вторая часть трилогии о Максиме Каммерере (можно читать без оглядки на первую часть). В этой повести авторы поставили интересный эксперимент, как поведут себя спецслужбы светлого будущего перед неизвестностью. Не хочу раскрывать сюжет, но вывод окажется печален: полиция всегда будет полицией даже в самом светлом, самом добром обществе.

Сильная вещь, написанная в интересном стиле. Но в то же время принадлежит к циклу романов о т.н. «Мира полудня» про далекое светлое будущее построенное землянами.

10. Волны гасят ветер (1986).

Завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере. Опять далекое светлое будущее подвергается серьезному испытанию. На этот раз проблема настолько глобальна и драматична, что книга оставляет после себя ощущение оглушенности и обиды. Что будет, если человечество однажды разделится на обычных людей и сверхлюдей? И следствием будет отнюдь не война или геноцид. Это будут не люди-Икс и не злобные супер умные мутанты, как в американской фантастике...

Я и так слегка заспойлил, поэтому не буду продолжать. Стиль повести также необычен, а само повествование не отпускает с момента начала чтения и до конца. Считается, что этим произведением братья «похоронили» Мир Полудня.

Вот такая моя десятка произведений братьев Стругацких. Я сюда сознательно не включил самые известные повести «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом», так как именно с них и разочаровывается современный читатель. Я всего лишь упомянул мистическую «Хромую судьбу» и совсем не рассказал о грустной пьесе «Жиды города Питера» - последнем произведении авторов. А сколько еще произведений осталось «за кадром»? Про тот же «Мир Полудня» - если честно не так давно я взялся перечитывать «Полдень XXI век» и он сильно мне не пошел. Зато наивную «Попытку к бегству» или завораживающую повесть «Малыш» мне нравится перечитывать наравне с более мощными авторскими творениями. Но, как я уже писал выше, эти неупомянутые повести будут восприниматься по-родному после знакомства с топовыми произведениями.

Я не претендую на исключительность своего мнения и даже не утверждаю, что канонично описал содержание произведений. Однако, надеюсь, что статья кого-то мотивирует обратиться к творчеству АБС и новых поклонников творчества прибавится.

Советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

В 1974 году привлекался КГБ в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда).

Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет. В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами.

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

В 1974 году привлекался КГБ в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда).

Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет. В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами.

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество


Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет


Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов


С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения


Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность


Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.


  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.