«Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека». Психология поведения человека во время войны

Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности. И. Панин

Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как "Сотников", "Дожить до рассвета", "Волчья стая" и другие. События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному. Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности. В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова. Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы "вторым оборотом" ключа, открывающего дверь в произведение. "Первый же его оборот" позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни. Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: "Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других - другая. Поэтому у каждого времени свои герои". Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны. В своей повести "Сотников" писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников - духовно сильным и честным человеком. Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова "Обелиск", в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом. Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора. В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. "Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи". Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили". В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам. Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя. Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой. В. Быков обращается к вечным, "нетленным" темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях. Как и многие другие произведения писателя, повесть "Обелиск" производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных. Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль "Обелиска" выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы - поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков и многие другие. Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле. Для меня они - символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих. Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в "детях войны", которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.

В помощь выпускнику. Образец итогового сочинения на тему «Как на войне раскрывается характер человека?»

Как на войне раскрывается характер человека? Я думаю, что по-разному. Ведь характер представляет собой совокупность всех психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. А от чего зависят психические и духовные свойства человека? Я думаю, что от воспитания. А воспитание начинается в семье с любви к матери, любви к малой родине, любви к своему народу. Как в условиях войны раскроется характер человека? Мы не знаем. Возможно, один человек проявит на войне лучшие стороны своего характера и погибнет за Родину, а другой струсит, потому что боится физической боли и хочет остаться в живых. Ведь война явление страшное! Это теперь, спустя 70 лет после Великой Отечественной войны, мы можем привести примеры истинного героизма русских людей в борьбе с фашизмом и сказать, что у нас, русских, особенный характер.

В литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта тема. Например, рассказ Алексея Николаевича Толстого «Русский характер». Писатель утверждает, что «на войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро». Вот это ядро – русский характер! Русский характер Егора Дрёмова, главного героя данного рассказа, во всей своей красоте проявился во время войны: «Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - Бог войны!» «Бог войны» - это лучшее определение характера русского солдата, которое я читал. Ещё я запомнил наказ отца Егора Дрёмова, Егора Егоровича: «Ты, сынок,…русским званием – гордись…» Всегда помнил слова отца Егор Дрёмов, особенно, когда бил немцев! Удивительным образом проявился его русский характер и тогда, когда его танк загорелся во время боя, когда он выжил «и даже не потерял зрения, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости». И после госпиталя он решил вернуться в полк. Вот это русский характер! Получив небольшой отпуск, он приехал домой, но не смог раскрыться матери, чтобы она не переживала. И опять русский характер! Но мать не обманешь! Она почувствовала, что это её сын и написала ему письмо. Я так переживал, когда читал строчки из её письма! И был несказанно рад, когда они встретились. И ещё больше радовался встрече Егора Дрёмова с любимой девушкой Катей! И навсегда запомнил последние слова Алексея Толстого: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота». Вот вам незабываемый пример человеческой красоты! Настоящие русские характеры у всех героев рассказа. Вот так раскрывается русский характер на войне. Благодаря силе духа таких людей Россия победила во время Великой Отечественной войны.

Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Наука ненависти». Ещё один сильный русский характер! Много пришлось пережить главному герою рассказа лейтенанту Герасимову, когда он попал в плен к фашистам: голод, унижения, смерть товарищей. Но немцам не удалось сломить силу духа этого человека! Наука ненависти помогла ему выжить! Дождавшись удобного момента, он убил лопатой часового и бежал из фашистского плена, а потом в партизанском отряде продолжал бить врага и даже открыл счёт убитых им немцев. Герой правдиво признавался в том, что ненавидел фашистов за всё, что они причинили его родине и ему самому. Он жестоко дрался с врагом, чтобы его народу не пришлось страдать под фашистским игом. Несгибаемый характер, силу духа проявил лейтенант Герасимов на войне! Благодаря таким людям Россия победила во Второй мировой войне.

Прошедшего войну – это привычка к насилию. Она формируется и ярко проявляется в ходе боевых действий и длительное время продолжает свое существование после их окончания, накладывая отпечаток на все стороны жизни. В экстремальных ситуациях, когда человек на оказывается перед лицом смерти, он начинает совсем по-другому смотреть на себя и окружающий мир. Все, что наполняло его повседневную жизнь, вдруг становится несущественным, индивиду открывается новый, совсем другой смысл его существования.

У многих на войне формируются такие качества, как суеверие и фатализм. Если суеверие проявляется не у всех индивидов, то фатализм является основной чертой психологии военного человека. Он складывается из двух противоположных ощущений. Первое состоит в уверенности в том, что человек все равно не будет убит. Второе – в том, что рано или поздно пуля найдет его. Оба этих ощущения и формируют солдатский фатализм, который после первого боя закрепляется в его психике как мироощущение. Этот фатализм и связанные с ним суеверия становятся защитой от стресса, которым является каждый бой, притупляют страх и разгружают психику.

Война с ее условиями хронической опасности ежеминутно потерять здоровье или жизнь, с условиями не только безнаказанного, но и поощряемого уничтожения других людей формирует в человеке новые качества, необходимые в военное время. Такие качества не могут сформироваться в мирное время, а в условиях боевых действий выявляются в максимально короткий срок. В бою невозможно скрыть свой страх или показать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется во всей своей полноте. Так и высшие проявления человеческого духа в повседневной жизни случаются редко, а во время войны становятся массовым явлением.

В боевой обстановке часто возникают ситуации, предъявляющие человеческой психике слишком высокие требования, что может вызвать резкие патологические изменения в психике индивида. Так вместе с героизмом, боевым братством и взаимовыручкой на войне нередки грабежи, пытки, жестокость к пленным, сексуальное насилие к населению, разбой и мародерство на земле противника. Для оправдания таких поступков часто используется формула «война все спишет» и ответственность за них в сознании индивида перекладывается с него на окружающую действительность.

Сильное влияние на психику человека оказывают особенности фронтового быта: морозы и жара, недосыпание, недоедание, отсутствие нормального жилья и уюта, постоянное переутомление, недостаток санитарно-гигиенических условий. Как и сами боевые действия, чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства есть раздражители необычайно большой силы, формирующие особую психологию человека, прошедшего войну.

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Лизы в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Лиза, служанка Софьи, играет второстепенную роль, однако эта роль оказывается крайне важной в раскрытии любовной интриги комедии.

  • Гибель Пети Ростова Последний бой в романе Толстого Война и мир сочинение

    Петя - маленький мальчик, которому рано пришлось повзрослеть, но все же отношение к войне у него не такое, как у взрослых. Для него - это игра, но к сожалению он не понимает, что это игра со смертью.

Когда человек оказывается в какой-либо опасной ситуации, именно тогда можно лучше понять характер данного человека. Так и война раскрывает в человеке самые положительные и отрицательные черты. Так какие качества человек проявляет на войне?

Война – это очень тяжелое испытание для каждого солдата. Кто-то справляется с этим давлением, а кто-то ломается. Положительные черты, которые может проявлять человек на войне – это решительность, ответственность за свою жизнь и за жизнь своих товарищей, смелость.

Но иногда люди не могут выстоять под натиском опасности, и они показывают самые отрицательные черты, такие как предательство, безответственность, нерешительность, слабость и трусость.

Давайте рассмотрим пример из литературы. Андрей Болконский из произведения “Война и мир” проявил себя, как смелый человек. Когда все уже пали духом, он набрался смелости и зарядил ее всех своих окружающих. Он мог бы тоже сдаться, как и они, но он устоял. Это достойно уважения.

Почему люди проявляют трусость на войне? Я думаю, трусость – это то, что сидит внутри человека, но раскрывается только в момент опасности. А смелость – это, когда ты не боишься взглянуть опасности в глаза.

Война – это очень страшное время. Но именно она помогает лучше узнать человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.