Символом чего является образ антоновских яблок. «Антоновские яблоки»: художественное своеобразие

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки")

Цели:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы- символы рассказа "Антоновские яблоки".

3) Выявить функции пейзажа, который помогает наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражает ностальгию по ушедшему прошлому;

4) развивать у учащихся умение делать выводы и обобщения.

Эпиграф :

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Ход урока

Эпиграфом к нашему уроку стали строки из стихотворения И.Бунина. Как вы понимаете их смысл? О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока « Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"). Именно в этом рассказе наиболее ёмко и совершенно воплотились философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен. Рассказ "Антоновские яблоки" был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична. Почему? Она как бы разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. В рассказе воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? Почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ? - Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях. Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то, что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

Какова композиция рассказа?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад… ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой - рассказчик ? Обратимся к композиции произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется образ сада, герой-рассказчик и его настроение . Проводим работу в группах:

1группа – образ природы (краски, звуки, запахи)

2группа – образ сада (краски, звуки)

3 группа – изображение людей, их быта, занятий

4 группа – образ героя-рассказчика

Часть рассказа

Образ природы (краски, звуки, запахи)

Изображение мира людей

Возраст героя

Образ-символ

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, запах яблок (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

подросток

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Охота

Молодой человек

Образ смертной старухи с могильным камнем

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) черный сад, покорный, смиренный, одно яблоко

Чтение книг, любование стариной, журналы

Человек в зрелом возрасте

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег. Запах яблок исчезает

Мелкопоместная жизнь дворян

Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

- Какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?( Социальная тема, тема природы, психологическая тема.)

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Домашнее задание

1) Письменно ответить на вопрос: "Чем же пахнут «Антоновские яблоки»?".


Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1) выявить первые впечатления обучающихся о прочитанном произведении;

2) проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3) обратить внимание обучающихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4) подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5) рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1) развивать у обучающихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2) развивать у обучащихся навык полного грамотного устного ответа;

3) развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1) привить обучюащимся чувство прекрасного;

2) воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно-деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности обучающихся и преподавателя

Метод, приём

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово преподавателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе «Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина «Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный обучающийся читает стихотворение «Вечер»)

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль - счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы - рассказе «Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета - то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его - воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро <…> Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести. «Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким. В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь - появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше - увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком «потерянном рае» повествует писатель? (Рай - это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки - Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Обучающиеся работают с текстом, потом представляют свою рабоу.

Общий вывод: четырехчастная композиция «Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение обучающегося: В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад-дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина - зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он - символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание:
1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или «Что сближает комедию А.П. Чехова «Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.

Наталья Полякова

Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина, обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже знакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.

Первые же слова произведения: “...Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт о прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени также является одной из характерных черт бунинской поэтики.

Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.

Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесь присутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...

Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.

Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).

Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.

Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность” изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”

Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями... забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.

Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”: “большой, весь золотой... сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.

Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.

При всём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.

Таким видится И.А.Бунину век уходящий.

Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...”, “...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” 1 .

С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах...”

Однако, как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображение Бунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти, непостижимость этой тайны” 2 . Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3 . И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...”

Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.

С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... Хороши... заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... и невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия… "

(И.А. Бунин)

В современном мире нет, пожалуй, человека, который бы не был, так или иначе, причастен к искусству. Книги, кино, телевидение, театр, живопись и музыка – все это прочно вошло в нашу жизнь. Но самой влиятельной и высоко ценимой по-прежнему считается художественная литература. Это огромный мир, наполненный образами и символами. Каждый из них имеет своё особое место, своё собственное значение, не одно, без них читатель не смог бы понять ни того, что хочет сказать автор, ни разглядеть сюжета, ни уловить композицию. Поколениями поэты и писатели дарили нам свои шедевры, чтобы их потомки увидели великолепие мира. Каждый символ закреплён в сознании человечества. Благодаря мировой символике, мы понимаем, что хотел сказать нам автор. Символов в литературе огромное количество. Самые популярные из них: свеча – символ человеческой души и вечности; крест – восхождение духа, стремление к Богу; береза – ассоциируется с девушкой (в поэзии), символ здоровья; яблоко.

Дать точное значение последнему – безумно сложно. В Китае яблоко является символом мира и согласия. Христианство толкует его, с одной стороны (в руках Адама и Евы), как плод греха райского сада, с другой (в руках Христа или Девы Марии), - указывает на нового Адама и спасение. В Древней Греции яблоко означало любовь, желание и предлагалось как плод, его можно обнаружить в атрибутике некоторых богинь. Это же и предмет раздора, спора (Мифы Древней Греции). Оно же - плод, дарующий бессмертие (Мифы древних народов) и несущий смерть (русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина). В сказках и мифах яблоко - символ дородности и защиты («Гуси - Лебеди» - яблоня прячет героев от Бабы - Яги). Круглая форма яблока символизирует единство, бесконечность, мир, космос.

В русском языке существует немало устойчивых оборотов со словом «яблоко»:

Яблоку негде упасть;

Яблоко раздора;

Яблочко наливное;

Щёчки как яблочки;

Яблоко от яблони недалеко падает;

По яблоку в день – и врач не нужен.

Яблоко может «рассказать» немало человеку о том, что его ждёт, если увидеть его во сне.

Русские поэты и писатели использовали этот образ в своих произведениях: Н.А. Некрасов, И.С. Шмелёв. А сколько известных песен с этим образом! «Яблоки на снегу», «Яблони в цвету», «Эх, яблочко…».

Но, пожалуй, никто не смог так проникновенно использовать образ яблока в своём произведении, как это удалось И.А. Бунину, мастеру-символисту и выдающемуся писателю начала 20 века, человеку с непростой судьбой.

Его рассказ «Антоновские яблоки» (1900), по выражению А. Твардовского, является «исключительным». Уникальность его заключается в том, что с помощью различных образов и символов автор очень живо и красочно изображает картины дворянской эпохи (ее процветания и упадка). Доминирующим является образ антоновских яблок и их значение для повествователя.

Вряд ли можно назвать другого русского писателя, который бы с таким самозабвением, так порывисто выражал свою любовь к искусству и жизни. В своих произведениях он рисовал не просто образы, а изображал что-то большее. Этот писатель вкладывал свою душу и жизненную философию в каждую строчку, сочиненную им.

Он принадлежал к знатному роду, среди его предков такие люди, как А. Бунина и В.А. Жуковский. Несмотря на это, никто не мог предположить, что мальчик, родившийся дворянином, станет великим писателем.

В детстве Иван Алексеевич целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Он был прост. Все люди для него были равными, но он никогда не забывал о своем происхождении.

Возможно, именно поэтому так меланхолична и горда его лирика, когда речь заходит об описании дворянских гнезд. К теме разорения и упадка помещичьей жизни обращались многие писатели того времени, но Бунин смог передать в своем произведении намного больше, чем просто картину тех дней.

Цель моей работы – раскрыть мастерство И.А. Бунина, рассмотрев детали (цвет, запах, вкус) произведения «Антоновские яблоки».

«Антоновские яблоки» - это рассказ об увядании целой культуры - дворянской эпохи. Иван Алексеевич создает образ русской усадьбы, не упуская ни одной детали. Весь рассказ построен исключительно на воспоминаниях лирического героя, возможно, самого автора. Именно поэтому повествование ведется в первых главах от лица маленького мальчика, а затем лирическим героем становится взрослый мужчина. Мы это можем понять из описания природы и всего того, что окружает рассказчика в тот момент. Читая произведение, мы прослеживаем целую жизнь автора (с детства до зрелости). Значит, произведение можно условно разделить на две части. В первой рассказывается о процветании дворянства, вторая часть противопоставляется первой. Автор специально использует антитезу, чтобы мы могли сравнить жизнь данного сословия до упадка и после него.

Антоновские яблоки - своеобразный символ в рассказе Бунина. Именно его повествователь проводит через все произведение. Не случаен и выбор автором времени года, в котором происходит действие – от начала осени – до зимы. Осень - это самое красочная пора, но в то же время чем-то омраченная: время увядания, упадка, начало умирания. Зима – и есть сама смерть. Давайте же обратимся к строкам самого произведения.

В первой части все спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства еще в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет ее упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент.

«Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, помню...»

Автор вспоминает свое детство. Повторное использование слова «помню» в начале предложения (анафора), говорит нам о том, что лирический герой до сих пор хранит в памяти каждую деталь того времени, когда он был еще ребенком.

Метафоры в первой главе (пряный аромат, сочный треск) передают нам эмоциональное состояние героя. Он спокоен и расслаблен. Первая часть наполнена ароматами, благоуханием. Запахи здесь автор передает через эпитеты, которые несут на себе оттенок чувств восторженности и нежности. (Тонкий - очень нежный, еле уловимый; душистый - пахучий, благовонный; новый - незнакомый, недавно созданный; необыкновенный - превосходный, не сравнимый с другими). Все запахи настолько разные! Пахнет еловым дымом от греющегося самовара, краской, только испеченным ржаным хлебом, свежескошенной травой. А когда все они смешиваются, получается единый неповторимый аромат, который чувствует читатель. Здесь находят место быть также и запах меда, осенней свежести, запах дегтя и сочный запах антоновских яблок, который символизирует детство лирического героя. Для повествователя они (запахи) настолько знакомы и любимы, что он уделяет им немало места в произведении. Остановимся на метафоре «сочный запах». Сочный – слово многозначное. По словарю С. Ожегова, можно определить, что оно означает: 1. Обильный соком Сочное яблоко. Сочная трава. Сочные корма (с повышенным содержанием влаги). 2. перен. Яркий, свежий. Сочные краски. Сочная зелень лугов. Сочные губы. 3. перен. Звучный и мелодичный. С. голос. 4. перен. О речи: меткий, выразительный (разг.). Сочное выражение. С. юмор. (С. Ожегов). Более привычное для нас – 1 – «обильный соком». Но И.А. Бунин использует в качестве эпитета слово «сочный» в переносном значении: «яркий», «свежий». Можно сказать, что запах антоновских яблок, который присутствует в первой части, необычен: маленький лирический герой помнит его (хотя сам запах яблок никогда не пахнет ярковыраженным, яблоко имеет очень тонкий аромат) очень отчётливо. Этот запах ассоциируется с детством. Изменится ли он? Рассмотрим во второй части работы.

Кроме запаха автор останавливает свое внимание на цветах. Все они яркие и сочные, много оттенков красного и золотого. (Коралловые рябины, красные уборы, широким золотом и т.д.) В словаре символов красный и золотой являются цветами вечной молодости, эмоций, любви, праздничности и радости. Зная их значение, мы понимаем общее настроение людей в данный момент. Белый цвет также присутствует в рассказе (белые рубашки, белые головы), он - символ чистоты, истины, светлых чувств и новой жизни. Белый указывает нам на некоторую безмятежность и безграничную свободу, счастливое и беззаботное детство лирического героя.

Стоит особое внимание обратить на небо. В первой части (детстве) небо ясное, без облачков, почти лазурное. Лазурный цвет - символ мира, чистоты, надежды и беззаботности. Издавна этот оттенок синего цвета ассоциировался с божественными силами. Становится понятно, почему И.А. Бунин выбрал именно этот цвет. Он хотел показать, что природа и вещи, окружавшие маленького повествователя, сравнимы с божеством. Небо в его представлении было настолько же чистым и солнечным, как его жизнь в то время.

Надо отметить, что "божественное великолепие мира" - главный мотив творчества И.А. Бунина. Этот мотив прослеживается и в данных строках. Лирического героя поражает и вдохновляет все происходящее вокруг него.

В 1 части отсутствуют тёмные, мрачные тона. Золотой, красный, белый, лазурный – всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее.

Но читатель не только осязает, но и слышит картину, описываемую Буниным.

Весь мир живет и радуется новому дню. Квохчут дрозды, стучат ссыпаемые из кадушки яблоки, скрипит телега. Слышен детский смех. Среди всеобщего шума проявляется шумный такт колес поезда, приближающегося к станции, оглушительный треск горящего костра. Каждое утро кричат петухи, напоминая о том, что пришел новый день. Нужно отметить, что автор использует в данных строках слово «квохчут». Только домашняя птица может квохтать (издавать короткие, повторяющиеся звуки). Чаще всего их издает самка, которая заботиться о своих детях. Чувствуется в этих строках намек на семейственность и уют.

А сам образ дома предстаёт перед читателем во всём своём великолепии.

Людный, светлый, прочный – такими эпитетами наделяет лирический герой то место, в котором он живёт. А значит и жизнь дворянства пока ничем не омрачена.

Дворянская усадьба немыслима без сада. В рассказе «Антоновские яблоки» он изображается автором с особой выразительностью. При его описании Бунин использует всевозможные эпитеты (гигантские - очень большие, багровое - насыщенный красный цвет, голубоватый - светлый и легкий); метафоры (вишневые сучья, душистый дым). Вишневый цвет - очень насыщенный, глубокий, ассоциирующийся с атласной тканью (переливающейся и приятной на ощупь), а «сучья» (отрасли дерева, по Далю) рассказывают нам о том, что сад этот старый, по тропинкам которого бегало не одно поколение детей. Слово «дым» связано у нас с чем-то серым, едким, с резким и неприятным запахом: он застилает глаза, мешает дышать, обычно ассоциируется со словом «едкий». Но Бунин опять даёт нам для размышлений необычную метафору: «душистый дым». «Душистый» - приятно пахнущий, очень ароматный. Всё принимает и любит в своём детстве лирический герой. Даже «дым детства» запоминается ему как нечто приятное.

Именно эти словосочетания помогают нам представить ту великолепную картину, которую наблюдает повествователь. Сад предстает перед читателем необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой, в которой так часто бывает наш герой.

Благодаря тому, что слова и их значение закрепляются в нашем сознании, мы не только обоняем, слышим, но и видим счастливую и веселую жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает наш герой. В этот и заключается мастерство автора.

Но от главы к главе меркнут краски, цвета становятся темнее (лиловый, грязно-желтый, синий).

Звуки «слышны» все реже, запахи еще присутствуют, но они теперь не радуют, а раздражают. Главный персонаж растет, а эпоха дворянства постепенно приходит в упадок.

«Листва почти облетела, и сучья сквозят на темном небе...» Прошлой яркой осени уже нет. На смену ей близиться новая осень - серая и холодная. Дух упадка и разорения дворянства вытесняет радость из людей, живших в то время.

В «Антоновских яблоках» автор показывает два мира: детства (счастья и радости), зрелости (мир грусти, одиночества и обыденности). Надо упомянуть, что у Ивана Алексеевича была достаточно сложная и нелегкая судьба. Возможно, в последних главах через очередную метафору (осень – не только время года, но и пора жизни) он предал свои ощущения взрослого человека: сложных испытаний и непростых решений.

Третья глава - переломный момент в рассказе. Эпоха дворянства еще не ушла, но постепенно угасает.

«Нет троек, нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого...» Снова автор использует анафору, которая помогает почувствовать горечь и переживания лирического героя, которая перекликается с первой главой. Нет больше всего того, что любил и ценил он, что напоминало ему о детстве.

Через описание природы повествователь говорит нам об угасающем духе помещиков и дворян. С помощью большого количества глаголов (рвал, хлестал, обрушивался и т.д.) автор передает неумолимый бег времени: они поставлены в самой высшей степени, передают резкие, внезапные стихийные действия, с которыми человек не в силах совладать. Здесь звучит некая фатальность. Автор понимает, что целая эпоха уходит и никто и ничто не смогут этому помешать.

Теперь звуки стали жесткими, резкими, нескончаемыми, раздражающими, пронзительными и нестройными (гам (беспорядочный гул голосов, крики.), "тявканье (отрывистый лай), рык (дикий, грозный рев, рычанье): все значения – по С. Ожегову). Исчезает гармония звука. Они становятся хаотичными, звериными, раздражают лирического героя и нас вместе с ним. «Домашних» звуков больше нет. Теперь слышны лишь звуки пустоты, тоски и одиночества.

Сейчас они нужны автору, чтобы более образно описать все то, что он видит вокруг себя, что чувствует в данный момент. На смену радости, веселью, счастью постепенно приходит «священная тишина». («священная» -неприкасаемая, божественная; «тишина» - абсолютное молчание, покой, немота). Так молчаливо бывает только на кладбище: никто не осмеливается нарушить тишину ни одним звуком. Из звуков остается только вой метели и собак. Зная лексическое значение слова «вой» (долгий и заунывный звук), мы понимаем, что лирическому герою одиноко сейчас, он чувствует себя несчастным и разбитым.

Снова мы видим намек повествователя на то, что данная эпоха умирает и автору больно от этого, но он очень трепетно (священная) относится к своим воспоминаниям.

Оттенок некой бесконечности и монотонности Бунин предает через гиперболу, используя такие выражения, как с утра до ночи, по целым дням.

Преобладающий цвет теперь черный - цвет траура и горя. Все почернело вокруг: сад, листва, дом и небо. Вся гамма темных оттенков (серый символизирует усталость и разочарование в жизни; коричневый – не нашел применения в символике, но ассоциируется у людей с цветом земли; синий – цвет Руси, народности, но Бунин использует к нему ещё один эпитет «темный») еще раз указывает нам на увядание и упадок дворянства.

Небо, такое чистое и лазурное в 1 части, теперь затянуто тучами, сквозь которые не пробивается солнечный свет, само оно «жидко - голубое». Хотелось бы подробнее остановиться на данном оттенке - эпитете. В словаре «жидкий» означает тягучий, водянистый, расплывчатый. Голубой цвет, как всем известно, светлый и неброский оттенок синего. Мы видим полную противоположность небу из первой части. Если там оно было чистое, насыщенного цвета, божественного оттенка, то теперь оно не ярко выражено, почти не заметно на общем фоне описываемой картины (антитеза). Светлый мир детства ушел вместе с солнцем, а на смену ему пришло серое и скучное настоящее. Мир божественного размывается. Что происходит? Уходит в прошлое целая эпоха.

Дома помещиков стали ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалились. Сад стал голым и пустынным.

Через описание сада и дома повествователь передает свое внутреннее состояние. Эпитеты несут на себе оттенок упадка, дряхлости. Они помогают передать общую картину нищенства в деревне (старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый, холостятская и т.д.)

Все, что олицетворяет собой дворянскую жизнь, стало черным и увядшим.

«Все почернело вокруг...» Снова автор прибегает к использованию черного цвета, и снова ощущение траура, приближением смерти веет из строк рассказа. Если в первой части все краски были яркие, сочные и светлые, то здесь они темные, блеклые, черные (антитеза).

Нет больше дворянских гнезд. Деревня, где жил лирический герой, стала безлюдной и тихой, как никогда. Нет уже в ней того веселья, квохтанья птиц цветущего сада. «Хорошенькие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах...». Глаголы употребляются Буниным в прошедшем времени – ещё один намёк на уходящее.

Начало последней главы говорит нам о том, что герои до сих пор помнит, ценит и любит эпоху, в которой когда-то жил. «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Восклицательный знак в конце предложения показывает нам, что сказанные слова имеют большое значение и глубокий смысл для самого повествователя.

«С одной собакой, с ружьем...» - мы понимаем, насколько герою тоскливо. «Целый день скитаясь...» - говорит лирический герой. Обращаясь к лексическому значению слова «скитаясь» - бродить, странствовать, переходить с места на место, без коренного жительства, оседлости; шляться, шататься, бродяжить (В. Даль) - мы понимаем, что у повествователя нет больше того места, который бы он назвал своим домом. Лирический герой тоскует по тому миру, в котором ему было легко и вольготно, где он всегда мог укрыться от повседневной рутины. Места, где он провел свое детство, фактически не стало. В этом нам помогают убедиться такие слова, как «голодный», «озябший», «истощенный». Через данные эпитеты автор раскрывает перед нами образ дворянства в конце его эпохи (упадка и разорения): оно тоже истощено, разорено и умирает. Лирический герой чувствует себя разбитым и подавленным.

Все средства выразительности помогают понять, насколько автору одиноко, что он душевно опустошён и устал.

На смену осени пришла зима. Как известно, это время года олицетворяет собой безлюдность, вечный холод и сон. Время упадка (осень) сменилось временем смерти (зима).

В конце своего повествования автор снова возвращается к утерянному прошлому (своему детству), тем самым указывая читателю на различие двух миров. Лирическому герою совершенно не нравится жить в настоящем. Именно поэтому в рассказе часто встречаются такие сравнения: как в детстве, словно вчера, как раньше. Они придают тексту еще большую эмоциональность и выразительность.

Внимание стоит обратить и на многочисленные восклицания в конце предложений. Казалось бы, эпоха дворянства канула в Лету, лирический герой опечален...

Лирический герой чувствует теперь не тонкие ароматы природы, а зловонные запахи затхлости и серости. («В запертых сенях пахнет псиной...», «запах плесени и грибной сырости...»).

«Запах антоновских яблок исчез...» Эти слова являются самыми важными во всем произведении. Лирический герой связывал их с тем, что было дорого для него. Исчез запах яблок – ушла в прошлое дворянская эпоха, время беззаботного детства героя, целая жизнь тысяч таких же людей, как автор «Антоновских яблок». Бунин говорит о том, что дворянство существовало и, несмотря ни на что, будет существовать в сердцах, в книгах по истории и литературе, песнях.

«Антоновские яблоки» - рассказ о том, что утрачено навсегда. С разных аспектов и разных сторон автор показал нам упадок дворянской эпохи. Благодаря мастерству Бунина-художника, его деталям мы погружаемся в атмосферу тех дней и вспоминаем вместе с автором его детство, в которое он может вернуться только в своих мечтах, переживаем вместе с ним потерю целой эпохи, разорение «дворянских гнёзд». (Об этом же писал такой мастер художественного слова, как И.С. Тургенев). Среди этих деталей такие выразительные, как:

смена времён года – от начала увядания (осень) до состояния вечного покоя (зима);

Смерть помещиков – последних представителей дворянской эпохи;

Взросление героя - от мальчика до мужчины.

Благодаря мастерству Бунина-рассказчика, его эпитетам, метафорам, смене цвета, изменению запахов, звуков (всем деталям) мы проживаем с автором целую жизнь: расцвет и закат дворянской эпохи. Это было славное время как для лирического героя, так и для окружающих.

Ушел из жизни повествователя целый мир - дворянский мир. Мир удивительный, мир, пропитанный прекрасным ароматом антоновских яблок, запахами сада, звуками жизни, мир, в котором было так «холодно, росисто и... хорошо жить».

Гибель поместного уклада, обреченность, сожаление об исчезновении целых сословий и вместе с тем восхищение всем миром - именно это Иван Алексеевич с потрясающей точностью смог показать в своём произведении «Антоновские яблоки». Он сумел совместить внутренний человеческий мир с описанием природы.

Сочинение Бунин И.А. - Антоновские яблоки

Тема: - Антоновские яблоки.

Повествователь - «я» писателя, во многом сходное с лирическим героем в поэзии/Бунина. «Антоновские яблоки» - символ уходящей в прошлое России, подобный чеховскому «Вишневому саду»: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». У Бунина незначительная, казалось бы, деталь - запах антоновских яблок - будит вереницу воспоминаний о детстве. Герой снова чувствует себя мальчиком, думающим «как хорошо жить на свете!».

Во второй главке, начинающейся поверьем «Ядреная антоновка - к веселому году», Бунин воссоздает уходящую атмосферу барской усадьбы своей тетки Анны Герасимовны. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах...»

Тема антоновских яблок и опустевших осенью садов сменяется в третьей главке другой - охотой, которая одна «поддерживала угасающий дух помещиков». Бунин подробно воссоздает жизнь в усадьбе Арсения Семеныча, прототипом которого был один из родственников писателя. Дается почти сказочный портрет дяди: «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом - красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Опоздав на охоту, П. остается в старом барском доме. Он перебирает старые, дедовские книги, «журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина», смотрит на портреты. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою», - размышляет П. Это развернутое поэтическое описание одного дня в деревне напоминает пушкинское стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне. Я встречаю...». Однако эта «мечтательная жизнь» уходит в прошлое. В начале заключительной, четвертой, главки он пишет: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна

Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Далее он заявляет, что «хороша и эта мелкопоместная жизнь», и описывает ее. Но запаха антоновских яблок в конце рассказа уже нет.