Какие деревца изобразил васнецов. Описание картин васнецова

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

Материалы для подготовки и проведения мероприятия.

1. Репродукции картины В.М. Васнецова: «Алёнушка» и эскизы к ней – этюд «Сидящая девочка» (1880) и «Пруд в Ахтырке» (1880).

2. Литература.

    Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999;

    Е.И. Кириченко. Русский стиль. – М.: Галарт, 1997.

    Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

    Жизнь животных. Т.6. Птицы. – М.: Просвещение, 1989.

    Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991.

    Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

    Алан Пиз. Язык телодвижений. – Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Настрой

Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи.

Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…

Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу –
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может –
Тяжело горе, не дает подняться.

И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла – ни кругов, ни звука,
Все сторожит Аленушки покой.

2. Вводное слово учителя

Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины – «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившихся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин.
Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это «Алёнушка».
Летом 1880 г. Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева, где начал писать этюды. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, – босоногая крестьянская девочка, сжавшись в комочек, сидит на камне у воды. За спиной ее – темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нем главного: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончания работы.
Летом следующего, 1881 г., после многочисленных набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 г. в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника», – писали о картине критики. Но никто не заметил того нового, что ввел Васнецов в русское искусство, создав «Алёнушку».

3. Постановка проблемы

Давайте же вместе постараемся ответить на вопрос: какое открытие совершил художник, написав полотно?

4. Организация работы в группах

Класс делится на группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определенное задание на карточках (см. ниже) и приступает к работе.

5. Обсуждение итогов работы

Выступление «Экологов»

(При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой «Растения и животные. Руководство для натуралиста», с. 57, 64, 66. )

Вопросы

1. Какие биоценозы изображены на картине? (Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес. )

2. Почему пруд, а не речка, ручей? (Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность .)

3. Какие растения изображены на картине «Алёнушка»? (Рогоз узколистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосенка), осина, ель .)

4. Какие растения изображены на эскизе «Пруд в Ахтырке»? (Березки, в воде – кувшинка белая .)

5. Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? (Береза – символ света, добра, надежды, осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Темные ели – символ надвигающейся беды. )

6. Деревья на картине молодые или старые? Почему? (Молодые, такие же как и Алёнушка .)

7. Какое время года? (Начало осени – начали желтеть осины .)

8. Какое время суток? (Скорее всего вечер. Солнце едва видно .)

9. Какая погода? (Пасмурно. Грустно .)

Вывод. Природа тоскует вместе с Аленушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода темная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в темной воде будто оберегают Аленушку от неверного шага. Охраняют ее и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поется в народной песне: «Горе за мной идет, вослед грозит: «Порублю я, посеку все темные леса, а найду тебя, горемычную!»

Выступление «Орнитологов»

(Им было предложено ответить на вопрос: «Каких птиц изобразил художник на картине? Как вы думаете, почему?». )

Вопросы

1. Какой вид ласточек изображен на картине? Используйте «Биологический энциклопедический словарь», с. 312, статья «Ласточковые». (Судя по удлиненному туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, темному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена деревенская ласточка, или касатка .)

2. Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоемом? Используйте «Фауну мира. Птицы», с. 225, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоемов – речные долины, побережья озер, опушки лесов… Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…» Да, ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоемом. )

3. Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему? Можно ли по птицам определить время года? Используйте книгу «Жизнь животных. Птицы», с. 374, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4–6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов еще несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озер и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлет к местам зимовок». На картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда. Время года – конец лета, но еще не сентябрь .)

4. Еще раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы? (Из шести птиц четырех художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, цвиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчеркивают печаль Алёнушки. )

5. Почему именно ласточки, а не воробьи, вороны и т.д.? Используйте словарь В.Даля, возможно он вам поможет. (Художник не случайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» – так ласково обращались на Руси к девушке. Просматривается и символизм в выборе, черно-белой птицы. Загадки про ласточку: «Белое – венчальное, черное – печальное.» «Свет бел, да люди черны.»

Выступление «Живописцев»

Вопросы

1. Какой колорит выбрал художник для картины? (Все оттенки зеленого, преимущественно темного цвета .)

2. Как вы думаете, почему? (Зеленый – цвет спокойствия и умиротворения .)

3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? (Поместил изображение девушки на передний план; выделил цветом более яркое пятно сарафана .)

4. Какова общая композиция картины? (Передний план – Алёнушка и пруд, задний план – темное пятно леса и серое небо. )

5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? (На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – темно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном .)

Вывод. В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое небо за темным лесом вселяет надежду в светлое будущее.

Выступление «Психологов»

(При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой Аллана Пиза «Язык телодвижений», стр.104.)

Вопросы

1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? (Дети вызывают естественное чувство жалости. Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин .)

2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, положение рук, ног, прическу. (Голова склонилась на руки, волосы распущены – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех .)

3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? (Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная и ленивая – не может рукав зашить .)

4. Сравните эскиз к картине («Этюд сидящей девочки») и «Алёнушку». Что изменилось? (На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое темно-синее платье, на картине одежда сильно изношена. На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только темная гладь пруда. )

5. Почему художник внес эти изменения в картину? (Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней. )

Вывод. Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.

6. Выводы

Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя полотну «настроение трепетной скорби». Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.

Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр!

7. Задание на дом

Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине.

Около 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину "Богатыри" (Три богатыря). 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
А сколько людей ему позировало за это время - не счесть. Своих "Илью", "Добрыню" и "Алешу" художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Холст, масло. 295,3 × 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжет
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так:

«Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь - это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле - не конкретное место на карте, а вся Русь.



Первый эскиз картины, начало 1870-х
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова.
Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович - мальчиком.

За героями - могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане - молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» - признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом - за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Посередине картины на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.
Илья Муромец – неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий – он весь дышит умиротворенной добротой.
Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа.

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров
"Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, - степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать.

«Иду по набережной около Крымского моста, - рассказывал потом В. Васнецов, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»


В. М. Васнецов

Крестьянин Иван Петров.
Этюд для картины «Богатыри».
1883 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием.
Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.
Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.

В образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

Без характеристики коней будет не полным описание картины.

Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя.

Под Ильей – основательный, упрямый и верный вороной.

Горд и полон достоинства белый конь Добрыни.

Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.


Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.