Развиваем музыкальный слух у детей. Как развить музыкальный слух у ребенка

Еще, будучи беременной, многие рекомендуют включать классическую музыку в комнате, где находится будущая мама, т. к. это оказывает положительное влияние на развитие плода. В нашей жизни малышу также, необходимо понемногу приучаться к прекрасному, и это молодые родители делают с самых ранних периодов.

Важно понимать, что прививая грудничку музыкальный слух – тем самым родители развивают в нем сенсорные способности.

РАЗВИВАЕМ СЛУХ МУЗЫКАНТА С РАННИХ ПЕРИОДОВ ВЗРОСЛЕНИЯ

Первым знакомством с музыкой будет не аудиозапись на проигрывателе, а первая, подаренная дудочка или гитара, а может маленький синтезатор. Только нажимая каждую клавишу по отдельности, перебирая каждую струну – взрослый может хоть немного объяснить юному дарованию звук. Объяснить звук словами весьма сложно. Стоит изощряться, ассоциируя нижние ноты с рычание тигра или медведя, средние со звуками, которые издают олени, лягушки, а самые высокие – со сверчком, кузнечиком, соловьем и т. д.

Еще раньше можно начинать знакомить со звуками в возрасте 10-11 месяцев от роду, по картинкам демонстрируя собачку, которая говорит «ГАВ-ГАВ», кошечку связывать со словами «МЯУ!МЯУ!» и так далее. Малышу очень понравится такая игра – он сначала будет просто молча улыбаться и внимательно следить за тем как двигается ваш рот и язык, позже он сможет произнести что-то подобное голосу кисы или собачки. Можно напевать песенку и танцевать с ребенком на руках, при этом менять темп подачи музыки, то очень быстро, то медленно, иногда – плавно меняя темп.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Грудничкам в первые месяцы жизни покупают пищащие, шуршащие игрушки, одни из них очень громкие, другие потише. Можно собрать несколько игрушек и рассказать ребенку стихи в виде импровизированного спектакля. Причем на повышение и понижение тембра голоса менять зверюшку, тем самым прививая внимательность и наблюдательность маленькому человечку.

Существует масса интересных песен по типу «Каравай», «Тень-тень», «Тили-бом! Загорелся кошкин дом!» и огромное множество других композиций, которые легко можно найти в сети интернета.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ

Эти игры уже для деток постарше, которые уже могу сопоставить, где низкий тембр и с чем он схож, а где высокий и, также, привести примеры. Именно развивая правильное восприятие звуков, ребенку гораздо проще будет запоминать стихотворения, проще будет читать книги по школьной программе и не только.

Звуки струящейся музыки – это не иностранный язык, который учат со словарем. Это эмоциональное восприятие чьего-то душевного излияния.

Екатерина Михайловна Пашкина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Каждый ребенок начинает издавать свои первые слова в год или два. В четкие предложения, конечно он их сформулировать не может. Поэтому родители тщательно пытаются разобрать, что же хочет их любимое чадо. Ближе к дошкольному возрасту, речь становится более разборчивой и понятной. Однако чтобы избежать проблем с произношением в будущем, лучше заранее обратить внимание на развитие фонематики.

Что такое фонематический слух? Ответ на этот вопрос прост – это способность восприятия речи. Многие мамочки придерживаются мнения, если ребенок знает буквы, то проблем с их произношением не будет. Для чистого произношения необходимы: подвижные и гибкие губы, нижняя челюсть, язык, точные и координируемые артикуляционные движения, постоянные занятия на закрепление результата. У ребенка должно быть развито фонематическое восприятие – способность различать звуки речи, мысленно разбирать слова по составу.

Негативные последствия отсутствия фонематики у детей дошкольного возраста:

  • замедленное становление речевой системы;
  • нечеткое или неправильное звукопроизношение;
  • неспособность освоить звуковую сторону языка, дифференцировать на слух звуки;
  • трудности при чтении и письме;
  • снижение успеваемости, потеря интереса к получению новых знаний;
  • замкнутость, молчаливость, нервозность.

Если ребенок плохо говорит либо произносит слова, понятные только для него, родители не оказывают надлежащего внимания при решении этой проблемы, то, в первую очередь, негативно это сказывается на формировании личности маленького человечка. В дальнейшем возникнут проблемы с обучение чтению и письму

Как формируется фонетический слух

В теории существует несколько стадий становления фонетического слуха. На первой стадии ребенок воспринимает различные неречевые звуки (шум воды, музыку). На второй – услышанное логически соотносится с действиями (например: если мама говорит малышу «ням-ням», он должен понимать, что речь идет об употреблении пищи). На третьей – происходит становление звукопроизношения.

Большинство детей уже к двум годам полностью понимают речь взрослых, различают слова. К дошкольному возрасту они обязаны произносить заднеязычные звуки [К], [Г],[Х] и их мягкие пары и губные [П], [Б], [М], [Ф], [В] и иъ мягкие пары. Потом появляются группы свистящих и шипящих звуков. Дети в возрасте 5-6 лет очень часто произносят не те слова, которые нужно, а те, которыми им удобно говорить. Это связано с тем, что ребенок не может полноценно управлять своим артикуляционным аппаратом. Для предотвращения негативных последствий, стоит заранее заниматься с малышом развитием музыкального, ритмического слуха.

Игра является отличным способом развития фонематического слуха у детей различного возраста, включая и дошкольников. Родители должны в непринужденной увлекательной форме научить детей:

  • определять неречевые звуки (шум воды, треск веток, соседский перфоратор);
  • четко произносить буквы, как гласные, так и согласные;
  • музыкальному слуху;
  • распознавать тембр и высоту звуков (лай щенка и лай взрослой собаки);
  • различать звуковой состав схожих между собой слов (рот-кот, рак-мак, другие).
  • Неречевой этап развития

Чтобы начать развивать фонематический слух с детства, следует использовать специальные упражнения. Их делают с детьми в возрасте от одного до трех лет. Главной задачей является познакомить ребенка со звуками, которые его окружают. Наиболее эффективные и простые упражнения, которые помогут определить малышу ритмичность звуков:

  1. «Угадай, что это?». Для этой игры понадобится три предмета, издающие звуки (больше не нужно, так как будет отвлекать внимание). К примеру, возьмем колокольчик, будильник и целлофановый пакет. Сначала показываем ребенку каждый предмет в отдельности, потом вместе. В конце, малыш должен распознать звук и указать на нужный предмет.
  2. «Угадай, что гудит?» Такую игру разыграть очень легко. Сначала малышу нужно показать, как гудит паровоз, машина, пароход или что-то еще. После этого один взрослый должен выйти за дверь и издать этот звук, а ребенок на карточке должен показать, чей именно звук он слышал.

Для развития внимания и слуховой памяти разработаны следующие игры:

  1. «Зайка, мишка, волк: на чем они играют?». Перед началом этой игры нужно подготовить три музыкальных инструмента. К примеру, барабан, гитару и баян. Обязательно надо продемонстрировать ребенку, как играть на этих инструментах, чтобы он слышал звуки и понимал принцип действия. После этого следует спрятать инструменты. Издавая из них звуки поочередно, ребенок должен отгадывать, что это за звук и какие движения телом, можно под них производить.
  2. «Под что прыгать, а под что топать?». Смысл игры заключается в выработке у ребенка чувства ритма. Сначала ему нужно продемонстрировать звук, потом, что под него необходимо сделать: прыгать или шагать. После нескольких демонстраций, детям предоставляется самостоятельный выбор. Такое упражнение тренирует слух.
  3. «Прятки». Идеальная игра для развития музыкального слуха детей. Малышу нужно закрыть или завязать глаза. Задача взрослого: передвигаться по комнате и хлопать в ладоши. Ребенок должен идти на хлопки. Это упражнение помогает слышать звуки, их очередность и последовательность.
  4. «Звук: поймай меня». Для постоянного совершенствования ритмического слуха пригодится эта игра. Взрослый, например, говорит какое-то слово. В свою очередь ребенок, должен его повторить с максимальной точностью.
  5. «Повторение – мать учения». Это идеальное упражнение для развития музыкального и ритмического слуха. Детям предлагается прослушать звучание карандаша, стучащего об стол или выстукивания ладоней. Они должны повторить периодичность и ритм. С возрастом задание следует усложнять и удлинять.


Речевой этап развития

Эта стадия развития фонематического слуха и памяти очень важна. Информация закладывается в основном, с трех до шести лет. Наиболее приемлемыми играми в этом периоде являются:

  1. «Кто здесь?». Один из взрослых прячется, а после произносит звук, например «мяу» или «гав». Задача ребенка не только сказать кто это, но и найти подобную зверушку среди своих игрушек.
  2. «Тихо-громко». Эту игру можно рассматривать во множестве интерпретаций. Большая собака – громкий звук, маленькая – тихий. У Железновых, к примеру, есть специальная песня «тихо-громко», под которую ребенок развивает свой музыкальный и ритмический слух, правильно определяя тембр звучания.
  3. «Кто как говорит?». Результат от этой игры напрямую зависит от стараний родителей. При чтении сказки или стихов, следует интонационно выделять голоса персонажей. После этого дети распознают персонажей по звукам, которые произносились.
  4. «Найди предмет (игрушку)». Главная задача взрослого при такой игре – это четко и ясно произносить название предмета (принеси мяч, стул, куклу).
  5. «Теремок или кто живет в домике». При такой игре нужно периодически читать «Теремок». После этого с малышом можно играть посредством предоставления картинок. Он должен выбрать изображение, назвать, кто на нем изображен, и сказать какие звуки этот персонаж произносит.
  6. «Картинка-звук». Главное в этой игре научить ребенка определять по картинке звук. Дети при просмотре изображений должны произносить те звуки, которые могут издаваться теми, кто изображен на этих описаниях.
  7. «Звуковые игры». Они подходят для дошкольников. Например, игра в города, зоопарк, имена. Главное, чтобы ребенок начинал произносить новое слово на последнюю букву предыдущего.
  8. «Выбери короткое». Игра поможет дошкольникам развить не только слух, но и логику. Предлагается произносить ряд слов, среди которых дети должны выбрать наиболее короткое.

Для развития фонетического слуха у детей дошкольного возраста существует множество игр и упражнений. Не стоит упускать из внимания и логопедические занятия. Лучше доверить их проведение профессионалам.

Помните, от развития фонематического слуха ребенка, зависит формирование его личности. При правильном воспитании, проведении специальных занятий, упражнений и игр ваше чадо приобретает музыкальный и ритмический слух. Все это увеличивает логический и мыслительный процесс, повышает самооценку маленького человечка, способствует и физическому и интеллектуальному развитию.

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых - понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания - это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух - доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) - в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.


В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

Многие дети до полугода могут немного косить - это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.

Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.

Когда развивается слух

Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе, и дети рождаются с полностью развитым слухом. Таким образом, ребенок готов слушать и учиться с самого рождения.

Как развивается слух

Голоса (особенно высокие) привлекают внимание малышей с самого рождения. Ребенок реагирует на знакомые звуки (например, на ваш голос или голос вашего партнера) и его, скорее всего, испугают громкие или неожиданные звуки.

Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.

Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете, однако скажите своему врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.

В 4 месяца дети начинают искать глазами источник звука, а в 6 месяцев они начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.

Слух будет помогать ребенку познавать мир и общаться с ним.

Не смотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированным слухом, отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет.

Роль родителей в развитии слуха

Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.

Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.

Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).

Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки.

Познакомьте ребенка с различной музыкой от популярной до классической. Иногда можете напевать ребенку, познакомьте его с тиканьем часов или звоном колокольчиков, раскачивающихся на ветру.

Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Слушание вашего голоса поможет ребенку развить чувствительность к интонации, что важно при овладении языком. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.

Не стоит непрерывно разговаривать с ребенком, однако если вы замечаете, что ему интересно, что вы делаете – расскажите ему об этом. Можете комментировать то, что слышит ребенок, например, лай собаки ил звон колокольчиков.

В 4 или 5 месяцев ребенок может начать пристально смотреть вам в рот, когда вы говорите.

Когда стоит волноваться

Обратите внимание на хронические нарушения слуха, которые были в вашей семье или в семье вашего партнера и расскажите об этом вашему врачу.

В тоже время учитывайте, что дети могут спать, не смотря на лай собаки или пронзительный телефонный звонок. Это совершенно нормально. Однако, как правило, родители замечают, если есть подозрения на нарушения слуха у ребенка. Чем раньше вы поставьте вашего доктора в известность об этом – тем лучше. Экспериментально доказано, что предоставление помощи детям с нарушением слуха до 6-ти месячного возраста оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления.

Вы можете или написать свой.

Музыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития малышей. Ведь все детки любят петь, танцевать и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуёмную энергию в мирное русло.

При этом, в рамках музыкального развития родителей часто интересует вопрос развития музыкального слуха у детей. Как проверить есть ли этот слух, как его развивать и что нужно делать, чтобы музыкальный слух у ребенка не ухудшался? Давайте разбираться.

Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех. Другой вопрос на сколько он развит. При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь, поскольку при неправильном обращении последний может ухудшаться.

Сензитивный период для развития слуха является возраст от 1,5 до 3 лет. В это время ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача родителей привить любовь к музыкальным занятиям и играм. Развитие музыкального слуха связано со способностью различать тембр, высоту, длительность и громкость звука.

Какие же виды музыкальной деятельности способствую развитию слуха? Это:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танец под музыку;
  • пение;
  • сочинение собственных мелодий.

Рассмотрим как реализовать эти виды в формате игры.

Выбор музыкальных произведений для прослушивания

Конечно же, классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась и вам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, радость, веселье), что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать).

Попробуйте с малышом изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Малыши хорошо улавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осень или скачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения, также, будут хороши для развития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеет выраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его в ладоши или простучите барабанными палочками.

Включите в ваш список прослушивания звуки природы, детские песенки, легкий джаз.

Отводите для прослушивания определенное время, не допуская постоянного звучания музыки фоном. При наличии постоянного шумового воздействия (включенная музыка, телевизор, радио) слух притупляется, поэтому давайте ребенку возможность побыть в тишине.

Хорошей идеей будет посещение детских концертов, музыкальных представлений и . Все это обогатит мир ребенка и будет способствовать его музыкальному развитию.

Игры с инструментами для развития музыкального слуха

Шумовые коробочки

Делаются они очень просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.

Ищем зверюшек

Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):

  • мышка бежит;
  • зайчик скачет;
  • волк ищет поживу;
  • медведь идет сучья ломает.

Научились? Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, малыш исполняет, а вы угадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.

Узнай по звуку

Понравились игры для развития музыкального слуха? Сохраните на стеночку, чтобы поиграть с малышами.