Конгруэнтность это в психологии. Почему конгруэнтность так важна для нас и может ли ее отсутствие привести к негативным последствиям

Конгруэнтность Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют "друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

КОНГРУЭНТНОСТЬ

(от англ. congruence ) - подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К . Роджерсом для описания: а) соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта ( , установки, переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.

К. - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта». К. наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения , а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А. Б. Орлов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Конгруэнтность

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Конгруэнтность - это состояние полной искренности и целостности, когда все части личности работают в едином ритме для достижения единой цели. Когда все поступки человека согласованы между собой и направлены на получение желаемого результата.

В психологию термин «конгруэнтность» ввел Карл Роджерс, чтобы описать соответствие «я», «идеального я» и жизненного опыта человека. Также этот термин используется для определения динамического состояния психотерапевта, когда различные составляющие его внутреннего опыта (переживания, эмоции и прочее) свободно и не искаженно осознаются и выражаются в процессе его работы с клиентом.

Определение конгруэнтности

Наличие конгруэнтности или ее отсутствие проще увидеть со стороны, а не ощутить самостоятельно. Конгруэнтность в психологии - это процесс осознания человеком своих реальных и актуальных ощущений, проблем, переживаний, их последующее озвучивание, и выражение способами, которые не ущемляют окружающих его людей.

В этом состоянии человек максимально освобожден от необходимости использовать психологические методы защиты, прятаться за масками и ролями. Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда человек выражает своим поведением именно то, что чувствует. Конгруэнтность - это особое состояние, когда окружающие люди воспринимают его тем, кем он является на самом деле.

Как достичь конгруэнтности

Чтобы достичь этого состояния, необходимо попытаться озвучить внутренние и подсознательные противоречия. Сделать это не так просто, поскольку конгруэнтность - это честность перед самим собой и восприятие себя как Это состояние идеально подходит для реализации наших желаний. Ведь только представьте: захотел - решил и сразу сделал. Без лишних раздумий, сомнений и колебаний.

Что дает нам конгруэнтность

Когда наши действия согласованы, они максимально эффективны. Благодаря чему процесс достижения желаемого результата приносит нам такое же наслаждение, как и происходит, потому что радуется вся наша личность. Когда мы конгруэнтны, нам кажется, что весь мир помогает нам, и обстоятельства складываются в нашу пользу.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума

Эта теория относится к группе теорий когнитивного соответствия. Ее авторы Осгуд и Танненбаум вывели следующее как воспринимающий субъект для достижения соответствия в структуре когнитивного одновременно меняет свое отношение и к другому человеку, и к оцениваемому ими обоими объекту.

То есть если отношение субъекта к другому субъекту положительное, но при этом его отношение к оцениваемому объекту отрицательное, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект уменьшает свою «негативность» по отношению к этому объекту, а вместе с тем уменьшает свою «позитивность» по отношению ко второму субъекту. В этом случае конгруэнтность - это одновременное изменение двух рядов отношений, в некоторых случаях за счет смены их знака.

В различных областях жизни применяется термин «конгруэнтность», который подразумевает слаженность различных объектов для дополнения друг друга с целью функционирования целой системы. В психологии, математике, общении и других областях можно использовать данное понятие, поскольку он является одним из принципов существования всего мира.

Одним из примеров конгруэнтности можно привести человеческий организм. Каждый орган, железа являются отделом целой системы. А система в свою очередь согласуется с деятельностью других систем, чтобы в целом обеспечивать нормальное функционирование всего организма.

Достаточно важно, чтобы каждый отдельный элемент сохранял свои функции и структуру, несмотря на то, что другие элементы обладают другими функциями и структурами. Сохранение каждым элементом своей «индивидуальности», позволяет ему выполнять уникальную работу, которая является дополнением к тем работам, которые выполняются другими элементами. Если различные элементы и виды работ согласовываются, тогда достигается общая цель.

Организация по выполнению определенной работы или предоставлению услуги тоже можно назвать единым организмом. Каждый отдельный человек занимает определенную должность и выполняет конкретную работу. Его работу дополняют или используют другие сотрудники компании, чтобы достигать общей цели.

Таким образом, конгруэнтность важна в любой сфере жизни..

Что такое конгруэнтность?

Синонимами конгруэнтности можно назвать согласованность, сравнимость, соразмерность, соответствие, совпадение. Понятие конгруэнтности подразумевает соответствие или согласованность различных объектов, которые схожи в своей структуре, каких-то понятиях или работе, из-за чего достигается общая целостность или гармоничная работа.

Достаточно часто термин конгруэнтности используется в психологии, где отдельные функции, сферы жизни и качества личности объединяются в одном человеке, что делает его целостным индивидом. Так, конгруэнтность подразумевает совпадение:

  1. Невербальной и вербальной информации.
  2. Обещаний и поступков.
  3. Жизненных целей и деятельности человека.
  4. Внешнего мироощущения и внешних проявлений.

Чаще всего речь идет о соответствии внутренних ощущений с внешними проявлениями человека. Однако в данной области все намного сложнее. Ведь человек живет в социуме, где он не всегда может проявлять то, что ему хочется, особенно под влиянием отрицательных эмоций.

Конгруэнтность подразумевает способность человека понимать собственные эмоции и выражать их соответствующим образом. Также конгруэнтность проявляется в ситуации, когда два человека совпадают во мнениях.

Поскольку конгруэнтность неизбежно приводит к восстановлению целостности и гармонии человека, необходимо понимать, что этому способствует. Многие люди не ощущают себя гармоничными и полноценными. Эту проблему нужно устранять.

Задайте себе такие вопросы:

  • «Куда подевалась ваша целостность?».
  • «Откуда берется ваша нервозность и неуверенность в себе при разговоре с другими людьми?».
  • «Почему человек волнуется, пытается быть кем-то другим, обманывает?».

И к вам, возможно, придет следующий ответ: все это происходит потому, что вы концентрируетесь на другом человеке, а не на себе.

Целостность, уверенность и любовь теряются, когда человек концентрируется на других людях!

Почему? Целостность теряется из-за того, что вас волнует мнение других людей. Заботясь об уважительном отношении к себе, об одобрении со стороны других, об их мнениях, мыслях и чувствах, о морали и культуре, вы стараетесь показать себя с выгодной позиции, отчего возникает желание приукрасить или обмануть. А нервозность и неуверенность возникают в тот момент, когда человек ищет пути того, как себя показать с положительной стороны, и когда «обманка» запущена, человек нервно ожидает ответную реакцию собеседника(-ов).

Следует сменить концентрацию внимания с других людей и перенести ее на себя. Очутитесь здесь и сейчас! Сознанием вернитесь в свое тело, прочувствуйте себя, свои желания и т. д. При общении следует перенести фокус своего сознания с собеседника на самого себя. Необходимо заботиться не о том, что подумают о вас другие или как отнесутся к вашей новости, а о том, что вы об этом думаете, нравится ли вам то, что вы говорите.

Пока вы сфокусированы на чужих реакциях и мыслях, вы не замечаете свои собственные ощущения, мысли и не контролируете реакции. Вы не знаете, что испытываете, а также не способны почувствовать себя счастливым и любимым, пока концентрируетесь на других людях своими мыслями и вниманием.

Вспомните, когда вы ощущаете свою целостность? Когда вами интересуются, любят или кто-то симпатизирует. Вы начинаете светиться счастьем от того, что понимаете, что вы кого-то искренне привлекаете. Поэтому вам необходимо развить в себе чувство любви, независимо от того, есть рядом любящие люди или нет.

  • Начните чувствовать, что мир вас любит, и вы почувствуете прилив энергии.
  • Начните сами любить и отдавать любовь, ничего не ожидая взамен.
  • Поставьте перед собой четкие цели и начните идти к ним. Это также способствует достижению целостности, так как вы снова концентрируетесь на себе, а не на окружающих.

Не занимайтесь другими людьми – занимайтесь собой! Верните свои мысли, желания, действия, ощущения к себе в настоящее время. Ощутите себя, прочувствуйте свое состояние и начните идти к тому будущему, которое вы хотите иметь, независимо от тех людей, которые там могут оказаться. Займитесь собой: своими мыслями и желаниями. Оставьте других в покое – не думайте о них! «Светитесь любовью и счастьем» для себя и мира в целом. Не требуйте и не надейтесь, чтобы окружающие люди начали вас любить и становились счастливыми. Пусть они сами делают себя любимыми и счастливыми! Вы же просто любите и будьте счастливы сами по себе, не для кого-то, а для себя самого и для мира в целом. И тогда к вам потянутся люди, которые действительно вас полюбят и примут.

Совпадение, пропорциональность, соответственность и сообразность являются синонимами конгруэнтности, которая в каждой сфере носит свое определение:

  1. В математике обозначает равенство отрезков, углов, фигур и пр.
  2. В геометрии применяется как аксиома в конгруэнтности фигур: они могут быть конгруэнтными, если при движении они могут перейти друг в друга.
  3. В физике понимается как количественная равнозначность качеств состояний или явлений.

Обращая конгруэнтность к психологии, речь будет идти об аутентичности, когда индивид правдив или какое-то явление истинное. Так, человек конгруэнтен, когда то, что он говорит, соответствует его истинным мыслям и намерениям. Его душа спокойна, а мысли он выражает в прямом смысле слова. Человек действует, говорит и живет в соответствии со своими ценностями, моралью и мыслями.

Таким образом, конгруэнтность подразумевает, что человек правдив и свободен, поскольку он не прячется, не защищается, не притворяется. Его внутренний мир полностью реализовывается через его слова и поступки. Его можно воспринимать таким, каков он есть, без додумываний и домысливаний, поиска скрытого смысла.

Конгруэнтность в общении

В общении понятие конгруэнтности носит обширный смысл, поскольку заключается не только в том, что человек говорит все, что думает, то есть говорит правду. Под конгруэнтностью в общении также понимается:

  • Делание общения понятным и ясным.
  • Отсутствие защитных реакций из-за наличия доверия между партнерами.
  • Внимательное слушание партнера и понимание его.
  • Наличие открытого общения за счет доверия и понимания партнера.

Такое общение способствует открытию личности. Она перестает защищаться и ограждаться, а наоборот, становится активной, целостной и желающей решать все возникающие вопросы.

Общение является частым явлением в жизни любого человека. Достаточно редко человек может открыться другим людям, поскольку чувствует, что его не понимают, не поддерживают, желают манипулировать и давить, переубеждать. Однако психологи отмечают, что достаточно всего лишь одному собеседнику обладать конгруэнтностью, чтобы настроить на доверительный и открытый разговор другого человека.

Противоположным поведением называется не конгруэнтность – когда человек думает одно, а говорит другое, чувствует одно, а выражает другое. Достаточно часто людям приходится притворяться, то есть что-то скрывать, говорить то, что приемлемо и нужно, а не то, что на самом деле думается, обещать и не выполнять обещанного, и т. д. Почему человек себя ведет не конгруэнтно, то есть не в соответствии с истинными мыслями, чувствами и ситуацией?

Психологи объясняют это тем, что человек желает всегда превосходить тех, с кем общается. Он пытается показать свой статус, успешность, достижения. Однако для наличия всего этого человеку нужно постараться, приложить много усилий и потратить немало времени. Если человек понимает, что он не статусен, у него ничего нет, он этим недоволен и сопротивляется этому, тогда он просто начинает играть. На словах и в поведении он может демонстрировать одно, а в действительности дела будут обстоять по-другому.

Для преодоления данного дисбаланса предлагается изменение своего отношения к:

  1. Собеседнику, то есть перестать его считать личностью, перед которой нужно что-то показать.
  2. Предмету обсуждаемой темы, например, не считать ее важной целью всех людей, которую нужно достигать.

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренних переживаний и внешних проявлений. Это понимается по тому, что человек чувствует прилив сил, положительных эмоций, приподнятого настроения и влечения. На внешнем уровне это проявляется в том, что человек мимикой, жестами и поступками подтверждает то, о чем говорит.

Немного неоднозначно люди могут относиться к конгруэнтности по той причине, что в обществе запрещается проявлять все свои эмоции и мысли в открытую. Существующие рамки, нормы, правила и этикет заставляют людей следовать им, а не проявлять свои эмоции и идеи в том виде, в котором они возникают.

С одной стороны, это правильно, поскольку обеспечивает миру порядок и спокойствие. С другой стороны, человек может проявлять свои эмоции и мысли, но более мирными способами. Конгруэнтность не предполагает выражение агрессии путем вступление в драку. Агрессию можно выразить словами либо выплеснуть на предметы, таким образом никому не навредив.

Итог

Конгруэнтность предполагает умение человека быть самим собой, при этом существовать в том мире, в котором он живет. Если человек способен различными способами выражать свои эмоции и желания, тогда он может быть конгруэнтным, при этом целостным и гармоничным.

Конгруэнтность – это согласованность разных элементов, объектов, компонентов какой-нибудь структуры, их слаженная работа и соответствие друг другу, благодаря которому достигается гармоничная работа и целостность общей структуры. Это определение обобщенное, так оно понимается, если говорить в широком смысле, т.е. его применение в различных сферах деятельности и науках: в общении, психологии, математике, философии, социологии.

Конгруэнтность синоним — это согласованность, совпадение, соответствие, соразмерность, сравнимость.

Понятие конгруэнтности, как термин имеет свои истоки в английском языке, откуда и заимствован соотечественниками для употребления, поскольку аналога этого термина нет. Наибольшую популярность понятие конгруэнтности имеет в психологии. Практическая психология толкует термин конгруэнтности, как слаженное функциональное действие определенных компонентов, характеристик, структур жизни личности, которое обеспечивает общую гармоничную картину действий человек. В таком значении говорится о конгруэнтности вербальной и невербальной информации, обещаний и действий, внутреннего состояния и внешнего поведения, жизненных целей и их исполнения. Конгруэнтность в основном проявляется в согласованности внешнего проявления действий внутренним чувствам.

Конгруэнтность личности определяется ее способностью к осознанию своих ощущений и переживаний и их выражению в поведении с самим собой и с другими. Также конгруэнтность проявляется, когда сходятся оценочные суждения двух человек по отношению к какому-то предмету или объекту.

Что такое конгруэнтность

Термин конгруэнтность, который активно употребляется в различных науках, произошел еще от латинского congruens, которое обозначает совпадающий, пропорциональный, также значит сообразность и соответственность.

Конгруэнтность это в математике термин, который обозначает равенство углов, отрезков, различных фигур.

Конгруэнтность в геометрии это понятие из элементарной науки, его свойства могут быть описанными соответственными аксиомами, отсюда и аксиомы конгруэнтности. Две фигуры являются конгруэнтными, в случае, если хотя б у одной из них есть возможность перейти в другую при помощи движения.

Конгруэнтность в физике понимается, как количественная равноценность качественных равнозначных состояний процесса или явления.

Сходным к конгруэнтности есть понятие аутентичности, которое обозначает подлинность и правдивость, в данном случае правдивость действий в соответствии с его мыслями и установками.

Конгруэнтность личности дает ей возможность делать абсолютно все, говорить, дышать, жить в соответствии с собственными ценностями и правилами. Если человек выглядит умиротворенным внешне и душа у него спокойна, то он конгруэнтен. Также можно легко наблюдать конгруэнтность человека в его разговоре – если то, что он говорит гармонично соотноситься с тем, в какой форме он это говорит. В процессе конгруэнтности происходит безоценочное принятие и осознание личностью своих актуальных чувств, волнений и проблем, которые позже выражаются в разговоре и поведении, способами, которые не влияют травмирующее на других.

Итак, что такое конгруэнтность? Это динамическое состояние человека, когда он свободен и правдоподобен, не чувствует потребности в психологической защите, прятании, надевании масок.

Конгруэнтность наблюдается, когда чувства внутреннего мира точно отражены человеческим сознанием и проявляются в поведении, когда можно воспринимать людей такими, какими они действительно есть.

Конгруэнтность в общении означает особенный режим деятельности фасилитатора. Конгруэнтность расширяет границы понимания между партнерами и делает общение более понятным и ясным, поскольку человек доверяет собеседнику, и ему нет необходимости включать защитную реакцию, он внимательного слушает партнера, не отвлекаясь на защиту себя. Когда человек видит, что к нему относятся с большим доверием и абсолютным пониманием, он сам становится более конгруэнтным и направленным на более открытое общение. В результате такого общения личность может измениться, стать более конгруэнтной, целостной, активной и способной разрешать множество внутренних конфликтов, из-за чего экономится энергия для более раскованного поведения в общении.

Конгруэнтность в общении означает, что даже один собеседник, который им владеет, может поспособствовать намного лучшему взаимопониманию, сближению партнеров, улучшению и оптимизации их общения.

Конгруэнтность в психологов помогает выражать истинные чувства и искренность консультанта по отношению к клиенту. Этот процесс очень важен, потому что клиент будет доверять психологу, а тому легче будет заглянуть в душу клиенту.

Также говорится об обратном чувстве, то есть о не конгруэнтности, ее можно наблюдать, если в человеке чувствуется несоответствие его поступков и истинных мыслей. Ее можно увидеть на лице человека, когда например, ему неприятно что-то делать, но он должен, то его лицо, естественно, радости выражать не будет. Имеют здесь место также проекции одного человека на другого, когда ему кажется, что тот неконгруэнтен, хотя это может быть не так. Можно просто неправильно понять смысл действий и совершенно неправильно интерпретировать его действия.

Нужно также объяснить, откуда берется не конгруэнтность. Поскольку в своем поведении демонстрируют статус, пытаются превзойти собеседника, хотя часто на самом деле, за этими выхваляниями не стоит ровным счетом ничего. Человек, может, какое-то время вести себя подобным образом, даже соответствовать надуманному статусу, но такая игра на долгое время не задерживается. И причина тут в том, что нет у человека никакого высокого статуса, и он это понимает, и ему это не нравится и он сопротивляется этому. Так, появляется внутреннее сопротивление, когда человек сопротивляется истинным, природным чувствам он становится не конгруэнтным.

Примерно в половине двадцатого века разные ученые начали более широкие исследования особенностей социального поведения и так появлялись разные теории, обозначающие поведение человека в социуме.

Среди них теория структурного баланса Хайдера, теория коммуникативных актов Ньюмана, теория Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, которая разрабатывалась совершенно отдельно от других. Осгуд и Танненбаум предложили термин конгруэнтности, как замена понятию баланса у Хайдеровской теории и консонанса у Фестингера.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума содержится в том, чтобы достигнуть баланса когнитивной системы воспринимающего субъекта он должен одновременно менять свое отношение к партнеру отношения и к объекту, который имеет значение для них двоих и оцениваться ими обоими.

Теория Осгуда и Танненбаума отличается тем, что в ней делается попытка предугадать изменение аттитюда (отношения), которое происходит в человека под влиянием желания установить согласованность внутри когнитивной системы сразу к двум объектам, если говорить о триаде. Данная теория чаще применяется в массовых коммуникациях, отсюда и пример в данной области. Когда реципиент дает позитивную оценку коммуникатору, который дает позитивную оценку какому-то предмету, который сам реципиент негативно оценивает, тогда в его когнитивной системе возникает не конгруэнтность, поскольку с двух сторон оценки – его собственная и позитивно воспринимаемая оценка коммуникатора, они не совпадают.

Выходом из такой ситуации есть изменение отношения реципиента к личности коммуникатора и к предмету оценивания одновременно. Осгуд и Танненбаум вводят специфические понятия: «ассоциативные утверждения» и «диссоциативные утверждения», для применения их в методике семантического дифференциала, применяемой в изучении социальных стереотипов и, применяемая, потом к теории конгруэнтности.

Теория коммуникативных актов Ньюмана гласит о том, что для личности, которая находится в состоянии дискомфорта, который вызван несогласованностью отношений к партнеру и также к предмету их общей заинтересованности, может быть способом преодоления этого дискомфорта в дисбалансе – улучшение коммуникативных актов между людьми, в процессе которых меняется позиция одного из партнеров и достигается согласованность.

Все эти теории звучат по-разному, но, по сути, объясняют одно и то же. Поэтому можно проследить основоположную идею всех когнитивных теорий. Основная мысль, которую преследуют ученые в своих теориях обозначает то, что когнитивная сторона личности не может быть дисгармоничной, или несбалансированной, если так и есть, то сразу появляется тенденция каким-то способом внести изменения, чтобы исправить это состояние и возобновить внутренний баланс когнитивной системы.

Конгруэнтность это в психологии

В психологии конгруэнтность означает соответствие внешних проявлений внутренним чувствам личности.

Конгруэнтность это в психологии поведение человека, которое выражает его внутреннее эмоциональное состояние и влечения, несет переживания целостности, прилива сильной энергии, ощущения комфорта. Это проявляется невербальными реакциями: согласованности действий и мимики, слов и интонаций, движений и их соответствия к ситуации.

Конгруэнтность в психологии, как термин был введен психологом Карлом Роджерсом в его личностно-ориентированной психотерапии.

Конгруэнтность в трактовке К. Роджерса представляет собой соответствие идеального «Я» человека, и согласованность «Я» и переживания в жизни личности и также описывает ее, как динамическое состояние психолога, структурные элементы психики (установки, чувства, переживания, эмоции) и опыт жизни которого могут свободно и адекватно высвобождаться в отношениях с клиентом. И в отличие от чувства личность переживает, собственные чувства и открывает их, показывая другим абсолютно искренне.

В теории Роджерса конгруэнтность совершенно другая, чем в социологических теориях. Он лично определил термин конгруэнтности, в его трактовке, она представляет собой соответствие личностных переживаний и сознания, также сюда можно добавить и общение, то есть соответствие опыта, сознания вместе с общением, и так можно добавлять эмоции, чувства и другие категории человеческой жизнедеятельности, которые являются важными и могут соотноситься с опытом и сознанием.

Вместе с описанием своей теории Роджерс прилагает также наглядный пример для лучшего ее понимание. Например, человек в споре переживает явное раздражение и , что сразу же сказывается на его поведении и физиологических реакциях. Хотя сам говорит, что он спокоен и просто защищает свою точку зрения. Здесь отчетливо проявляется несоответствие чувств и самоощущений. Также очень простой пример: человек, пришел на вечеринку без компании, ни с кем не познакомился, соответственно ему было скучно весь вечер и он это прекрасно понимал, но прощаясь, с хозяином, говорил, что прекрасно провел время и совершенно не скучал. Это пример конгруэнтности между переживанием и уведомлением. Такая не конгруэнтность очень похожа на ложь. Но совершая такой поступок, человек как бы защищает себя от ненужных реакций.

Если человек очень часто действует подобным образом, говорит об одном, а думает о совершенно другом, то есть очень часто рассогласованный, не конгруэнтный, он ставит себя под угрозу серьезного расстройства в понимании самого себя, своих ощущений, желаний и мыслей, и потребует психотерапевтического воздействия для сохранения целостности. Этому человеку придется заново раскрывать себя, как он есть, обращать внимание на свои чувства и учить, как их распознавать и поступать в соответствии с ними. Полноценная здоровая личность всегда конгруэнтна, это говорит о ее психическом здоровье, адекватности восприятия себя и других людей. Конгруэнтный человек, даже если понимает, что например, его волнуют какие-то чувства по отношению к какому-то объекту, он всегда их покажет, или расскажет о них, если это будет по отношению к человеку, он постарается выйти на контакт и как-то поделится своими чувствами, чтобы разобраться, в чем причина его волнений.

Конгруэнтность должна быть качеством, неотъемлемым для людей в профессии, которые общаются с коллегами или клиентами. Когда учитель конгруэнтный, он открытый в отношениях с учениками. Он такой, каким есть в жизни и на него не влияют никакие факторы, которые делали бы из него рядового учителя, который только видит перед собой задание в том, чтобы сухо дать материал и на этом закончить. Конгруэнтный учитель восхищается успехами учеников, их знаниями, идеями, мыслями, и если ему тоже что-то не нравится в поведении учеников, он сразу скажет им об этом, не будет таить на них злобу, а четко даст понять, что он думает и как им следует себя вести. Он будет холодным, если так ощущает, и позитивным и теплым в отношении, если ему так хочется. Ему нет необходимости врать ученикам, поскольку ложь порождает новую ложь, и не хочет, чтобы они тоже ему лгали и обманывали. Он понимает свои чувства, и действия связанные с ними, ему нет необходимости проектировать их на учеников. Потому что он живой и интересный человек, желающий научить своих учеников быть такими же, а не безличное существо, запрограммированное на помещение знаний в головы ученикам, которые иногда совершенно не поддаются научению.

Такая конгруэнтность в психологии считается очень заманчивой, поскольку, из нее выходит, что человек может вести себя, как ему вздумается, говорить все, что захочется, проявлять холодность, игнорирование, открыто проявлять неприязнь, агрессию, потому что выход этих эмоций наружу, а не сокрытия их в себе, делает из человека психологически здоровую личность. Как бы не так. Если все люди вели себя так, как им хотелось и говорили все, что вздумается – мир был бы сущим хаосом. Но благодаря нормам и правилам социума, ценностной ориентации общества человек становится воспитанным, учится адекватно выражать свои эмоции и сдерживать в себе непозволительные чувства, иногда демонстрирует противоположные чувства, если есть необходимость скрывать истинные. Если личность умеет говорить, так как она думает, но при этом думает, что именно говорить, как правильно сообщить информацию так чтобы это не выходило за социально приемлемые рамки, она является полноценной и здоровой. Но бывают все-таки люди, которые не могут приспосабливаться к правилам общества, их поведение называется , то есть таким, которое отклоняется от норм социума.

Конгруэнтность дает человеку определенные преимущества. Человек, может позволить быть самим собой, быть непринужденным, проектировать самого себя, не позволять другим давить на себя. Конгруэнтный человек имеет здоровую эмоциональную систему, поскольку он дает эмоциям естественный и адекватный выход, благодаря этому человек чувствует себя хорошо, он расслабленный, и не напрягается по пустякам, не тратит энергию на то, чтобы придумать себе оправдания, объяснение своим поступкам. Конгруэнтный человек умеет грамотно, искренне и в нужном свете подать и выражать себя. Каждое действие у такого человека согласованно с его мыслями, эмоциями, переживаниями и жизнью, в которой все идет своим порядком.

Чтобы достичь конгруэнтности, необходимо, главное, быть честным с самим собой, своими переживаниями, эмоциями и искренне проявлять их в отношении к другим. В общении с другими не нужно предлагать чрезмерные усилия, что-то доказывать, лучше тратить эту энергию на улучшения самого себя, на самоусовершенствование. Нужно быть естественным настолько, насколько это, возможно, в рамках позволенного. В общении с другими людьми не нужно думать о тональности своего голоса, и как подстроиться под манеру чужого голоса. Нужно принять свое актуальное состояние полностью, не прятать свои искренние эмоции.

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.