Презентации мини музей в доу. Варианты локаций мини-музея


Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.


« Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. « Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:


Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музееведение наука об истории музеев, их назначении и организации. Музеи неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности.


Задача педагога занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.


Музейная педагогика имеет интегрированный характер Музееведение Музееведение Психология ПсихологияПедагогика Педагогика Музейная педагогика - научная дисциплина, носит интегрированный характер, так как развитие данного направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.






Принцип интеграции Принцип непрерывности и разнообразия Принцип деятельности и интерактивности Принцип научности Принципы динамичности и вариативности Принцип партнерства Принципы экологичности и безопасности Принципы организации мини-музея в ДОУ Принцип природосообразности и Принцип природосообразностиикультуросообразности Принципглобализма и регионализма Принцип глобализма и регионализма Принцип креативности Принцип гуманизации


Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике Создание тематических коллекций и экспозиций Презентация детско- родительских исследовательских проектов Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея Музейная педагогика реализация проектов Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность Интегрированные тематические блоки НОД с использование ИКТ Исследовательская деятельность по методике Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события


Этапы создания мини-музея Подготовительный этап В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини- музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Заключительный, обобщающий этап Презентация мини музея Презентация мини музея Практический этап (или этап реализации проекта) Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.


Формы организации работы с детьми: I. Ежедневные. К Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев. II. Еженедельные. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения; игры путешествия; игры – эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). III. Периодические. Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).


Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы: Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:


Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача образовательная, просветительская: в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музея в детском саду, на наш взгляд - разновидность детских музеев.


Мини музей для воспитанников эта своеобразная образовательная зона: Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ"

Организация Мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

Мини – Музей «Наша Родина – Россия»

"МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.

Цель создания мини-музея «Наша Родина - Россия":

приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа;

формирование чувства любви к Родине;

воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;

формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях поселка, находящего в историческом месте Самарской Луки, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного поселка, лесо -перевалочном комбинате. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями.

Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…» . Воспитатель подготовительной группы Васильева Г.Н. объяснила детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Были показаны слайды с историей переписи. Дети рисовали плакаты, клеили аппликации на тему: «России важен каждый!» . Был проведен конкурс рисунков «Моя семья» . Воспитатели провели с детьми игры на развитие толерантности: «Дружные ребята» , «Здравствуй друг» , «Живое слово» . Целью проведения этих игр является обучение уважительного отношения к культуре других стран и народов.

(Конспект НОД «С чего начинается Родина» прилагается)

Наглядность.

Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:

Деревянные лавки, посуда, деревянные игрушки,

матрешки, самовары;

Изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, жостово,

дымково, филимоновская игрушка;

Прялка, веретено, кружево, вышивки, павлопосадские платки;

Русский народный костюм, лоскутные одеяла;

Русские народные инструменты: гусли, трещетки, гармонь, колокольчики.

Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,

куклы в национальных костюмах знакомили детей с народностями России.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой

Куклы в национальных костюмах

Символика России

Дети с интересом знакомились с иллюстрированными книгами и открытками «Города России» . Рассматривали старинную утварь - утюги, лапти, чугунки.

Экспонаты музея

Экспонаты устного народного творчества.

Животный мир России

Темы экскурсий:

«Мы живем в России» ,

«Флаг России» ,

«Что такое герб» ,

«Гжельская роспись» ,

«Хохломская роспись» ,

«Природа нашей страны» ,

«Как жили наши предки» ,

«Кто живет в России» разных национальностях) - и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Расположение: На стене в простенке между окнами, экспонаты располагаются на полках, на стене и на столах.

Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг» , книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: - партнерство родителей и педагогов; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; - помощь, уважение и доверие со стороны родителей.В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

В музее поселились собаки разных пород

Проводятся экскурсии с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Экспонаты музея

Примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее нет медалей, но я ее люблю» .

«Мой пес - Ботя. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород - хороших и разных. Мой Ботя - хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим» .

Темы экскурсий:

«Наш друг - собака» ,

«Они такие разные» (породы собак) ,

«Как появились собаки» ,

«Что любят и чего не любят собаки» ,

«Правила ухода за твоим любимцем» ,

«Домик для собак» .

Мини-музей «Курочка Рябушечка»

Задачи:

расширение кругозора

развитие воображения и речи

Все предметы сделаны совместно с детьми и родителями. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Представлены маски курочек и цыплят для проведения совместных игр и инсценировок. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильмы с участием курочек, петушков, цыплят. Муляжи яиц, разукрашенные различными видами росписи. Гнездышки из природного материала (солома, трава, пух) сделанные своими руками педагога, художественная литература, открытки, картины, вышивки. Мини-музеи содержат экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, посмотреть.

Экспонаты музеяВ мини-музее собрана коллекция различных видов Курочек и Петушков, поделок из пряжи, ковролина, линолеума, самоклеющейся пленки.

Как используется Мини – музей?

«курочка-рябушечка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере курочки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

Темы экскурсий:

«Где живет курочка?»

«Знакомство с курочкой и цыплятами»

«Чем питаются курочки?»

«На сельском дворе»

«В гостях у бабушки Матрены»

«Курочка Ряба»

«Пасхальное яичко»

Мини-музей «Буренушка»

Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.

Задачи:

формирование у детей представления о музее

расширение кругозора

развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей

формирование исследовательских умений и навыков

формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания

развитие творческого и логического мышления

развитие воображения и речи

Экспонат музея «буренушка» помогает знакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы. Коровушка популярный персонаж детских песен, потешек, сказок. Образ буренушки, коровушки близок и понятен малышам. Русское народное творчество преподносится с использованием фольклора. В мини-музее разучиваем с детьми прибаутки, русские народные песни, колыбельные, знакомим детей с русскими народными музыкальными инструментами. В музее представлены книги, открытки, картинки с изображением коровы, телят.

Экспонаты музея

Как используется Мини – музей?

В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «Бурёнушка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере коровушки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

Темы экскурсий:

«Работа на ферме»

«В гостях на сельском дворе»

«Что делают из молока?»

«Польза молока»

«Пастушок»

«Коровушка – кормилица!»

«Му - му, молока кому?»

«На лугу, на лугу, на лугу пасутся КО…»

Мини – музей «История детского сада»

Руководитель мини-музея: Музыкальный руководитель детского сада - Севастьянова Н.А.

Участник проекта: Методист детского сада - Любавина Л.В.

Цели создания:

Знакомить детей с историей детского сада на примере старинных экспонатов;

  • воспитывать интерес к родным истокам
  • знакомить с интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему детскому саду
  • знакомить с особенностями своего ДОУ, его традициями, составление рассказов о детском саде, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями

Привлечь внимание родителей к истории нашего ДОУ;

Повышение общего культурного уровня родителей.

Работа по организации мини-музея

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в зале детского сада: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществляется разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях детского сада, фото-стенд с историческими фотографиями ДОУ.

Для мини-музея были собраны: старинные новогодние костюмы, новогодние игрушки, старые книги, журналы, методические пособия, музыкальные инструменты, технические средства обучения, настольные игры, куклы для кукольных театров и т.д.

В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного детского сада. Материалы оформлены в красочных альбомах: «Хорошо у нас в саду» , «История детского сада» , «Праздники в детском саду» и т.д. и находятся в свободном обращении детей.

В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции рисунков:

Место расположения

Мини- музей располагается в отдельном помещении зала детского сада.

Экспонаты размещаются на столах полках и специальных подставках.

Одну из стен музея занимает фото-стенд

Экспонаты мини-музея

«Это было недавно, это было давно…»

Экспонаты музея

Кукольный театр прошлого

История детского сада

Фотографии первых сотрудников

Наши первые книги и первые журналы подписки

Первые игрушки

Первые выпуски детского сада

Как используется Мини – музей?

Проводятся экскурсии с рассказами об истории детского сада с воспитанниками и родителями., На базе музея проводятся беседы о традициях в детском саду. Родители делятся впечатлениями и своими воспоминаниями из детства, как они посещали детский сад, какой он был. Приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок. В музее также проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Часто используют в проведении общих родительских собраний. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками» . Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» . Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели.

Значение и использование мини-музеев в нашем ДОУ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - краеведческий музей г. Сызрани и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Спасибо за внимание!

Из опыта работы «Детского сада «Колокольчик»

Создание в детском саду мини-музея

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Моя публикация будет интересна всем педагогам ОУ, кто хочет создать на базе учреждения свой мини-музей.

В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. И организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края и всей страны за счет свой наглядности и доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2014 года, в Год культуры России.

Как же всё начиналось?…

Мне кажется, каждое ДОУ мечтает о мини-музее! Но в любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существовала данная проблема до тех пор, пока было одно здание детского сада.


Когда нам подарили новое (реставрированное) шикарное ещё одно здание детского сада – данная проблема исчезла…


Мы решили: в пустующей группе сделаем мини-музей.


Возник вопрос: где взять экспонаты? Пришла идея – объявить конкурс среди педагогов и родителей. Итак, конкурс «Мини-музей ДОУ» объявлен! Каждая группа (педагоги, родители) представляют на конкурс экспонаты для мини-музея по направлениям:
«Русская изба» (утварь, мебель, одежда…)
«Зарево Отечественной войны» (всё, что касается войны: от военных писем, документов, до предметов обихода…)
«Край Духовницкий наш…» (история родного края в документах, альбомы: традиции, достопримечательности, люди, современность…).
Работа закипела… Экспонаты со всего района (от бабушек и дедушек из деревни) «стекались» в детский сад…



Их было столько!!! Одних прялок 18 штук!
Далее началась работа по оформлению. Хочу сказать слова благодарности своим педагогам, какие они у нас умницы, активисты, творческие люди. Всё, буквально, делали сами: шили, пилили, сверлили…




На данном этапе мы выбрали руководителя мини-музея (воспитатель Пузакова О.Е.), который координировал всю работу.


Определили тематику музейных экспозиций, их вид.


«Русская изба»


«Зарево Отечественной войны»


«Край Духовницкий наш…»


«Детский сад: вчера, сегодня, завтра…»


«Пусть всегда будет мир!» и другие.
Руководитель музея, Оксана Евгеньевна, разработала «Положение о мини-музее» , которое было принято на педагогическом совете. При его разработке она руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Она составила перечень тематических экскурсий на базе мини-музея, план проведения мероприятий с использованием экспозиций.

Открытие музея мы приурочили к заседанию на базе нашего ДОУ районного методического объединения дошкольных педагогов Духовницкого района. Гости были в восторге!

Наш музей существует уже около двух лет. За этот период нами организовано около 30 различных мероприятий в музее: экскурсии, занятия, развлечения, викторины. Двери музея, практически, не закрываются.



Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Он знает, что многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек… Ему здесь можно переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.



Наш мини-музей – это живой, развивающийся организм, который стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным центром детского сада, на базе которого происходят различного рода события.

Презентация Мини-музей

Ирина Фёдорова
Презентация мини-музея в детском саду

Слайд 2. Для начала небольшая историческая справка

Музей - (греч. - храм муз) - научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры.

Прообразами музеев были собрания искусства в термах Древнего Рима и европейских церквях и монастырях.

Слайд 3. Систематическое коллекционирование началось в эпоху Возрождения. Тогда и появились первые музеи-галереи: Уффици (Флоренция, Лувр (Франция, Прадо (Испания). Завершилось формирование основных европейских музеев в XIX веке, когда они открылись для широкой публики.

В настоящее время в мире существует свыше 12 тысяч музеев, которые делятся по профилю: исторические, технические, естественно-научные, искусствоведческие и т. д.

Слайд 4. Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум», которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии.

Слайд 5. Таким образом, музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом и полезной информации из поколения в поколение.

Слайд 6. Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Слайд 7. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и к обучению в целом.

Слайд 8. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Да и обилие экспонатов и экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Мини-музей в ДОУ - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду детского сада; способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Слайд 9. Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Задачами мини-музея являются:

1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Слайд 10. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Поэтому огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Слайд 11. Педагогические функции музея:

Образовательные:

Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающие:

Активация мышления;

Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

Обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительские:

Формирование умений, навыков;

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

Слайд 12. Принципы построения музейной экспозиции в детском саду:

Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.

Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.

Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Слайд 13. Правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками.

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и нужно: задавать вопросы, составлять рассказы и сочинять истории.

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

То есть, активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.

Мини-музей в детском саду может быть любым, насколько хватает фантазии родителей, педагогов и детей. Мини-музей в детском саду может быть организован на какое-то время, может быть приурочен к определенной дате, празднику (например, к 23 февраля – военной техники, игрушечных солдатиков по родам войск)

В прошлом учебном году у нас успешно стартовал проект создания мини-музея в детском саду. В течение года были оформлены 4 экспозиции:

Слайд 14. «Бабушкин сундук». Целью данной экспозиции было познакомить детей с предметами старины, которые использовались в быту нашими бабушками и дедушками, а также с изделиями народных промыслов.

Слайд 15. «История новогодней игрушки». Эта выставка была организована с целью познакомить детей с историей возникновения традиции украшать ёлку игрушками на новый год и эволюцией новогодних игрушек в России.

Слайд 16. «Хрустальная сказка». Мы преследовали цель познакомить дошкольников с разнообразием предметов быта из стекла и хрусталя, учить видеть и замечать красоту в ближайшем окружении, познакомить с технологией производства стекла и стеклянных изделий, формировать бережное отношение к вещам.

Слайд 17. Выставка «Мамина шкатулка», была приурочена к женскому празднику 8 марта и ее целью было познакомить детей с разнообразием материалов, форм и оформления шкатулок.

В средней группе воспитателем Янковой Л. Н. также была оформлена экспозиция «Народная кукла», где были представлены куклы, изготовленные из различных материалов руками мам и бабушек воспитанников. Забегая вперед скажу, что часть этой выставки представлена в нашем мини-музее «Такие разные куклы».

Слайд 18. В текущем учебном году мы продолжаем работу по музейной педагогике. Сейчас мы оформили первую в этом году экспозицию «Такие разные куклы», где представлены куклы в различных костюмах: специального назначения, народных, стилизованных. Выставка разноплановая и задачи данной выставки с помощью кукол познакомить дошкольников с профессиями, национальными костюмами, культурой и традициями разных народов, эпосом Олонхо.

В дальнейшем в наших планах в целях поддержания инициативы, повышения активности и поднятия интереса среди всех участников образовательного процесса провести опрос среди педагогов, детей и родителей, собрать идеи и составить список тем для нашего мини-музея на текущий учебный год

Также планируем ввести еще одно нововведение: готовить экскурсоводов из числа детей для проведения познавательных экскурсий для воспитанников других групп и родителей.

Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Музейные ценности Сибири.

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Вид : познавательный, долгосрочный.

Цель данного проекта :

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.

Задачи проекта :

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея ;

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

Актуальность :

Данный проект расширяет кругозор , дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.

Создание и размещение мини-музея :

Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей . Часть слова «мини » , в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является , то что : в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик» . И был создан педагогами ДОУ : Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.

В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами) .

Уголок русского быта;

Альбом фотографий города Новокузнецка;

Природные ископаемые нашего края;

Русские народные куклы;

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап. Он включал в себя :

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта ;

Разработка модели мини-музея .

II. Практический этап (этап реализации проекта ) .

1. Создание экспозиций в мини-музее .

Когда мы организовывали данный мини-музей , он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини -музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.

2. Разработка плана работы мини-музея .

В мини-музее организуются :

Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

Экскурсии в мини-музей , развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

Свободное посещение мини -музея детьми вместе с родителями.

III.Заключительный этап

Презентация результатов проекта

IV. Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей :

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее ;

- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

V. Перспективы работы.

Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее ;

Оснащение мини -музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини -музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .