Памятники архитектуры древней руси. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

Билет № 17

1. Охарактеризуйте достижения культуры Руси в IX-XII вв.: письменность, литература, устное народное творчество.

План ответа

1. Особенности культуры Руси.

2. Развитие письменности.

3. Развитие литературы.

4. Устное народное творчество.

1.Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. В 11-12 вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран, также и Руси.

Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили храмы, украшали их стены искусными изображениями, изготовляли ювелирные изделия, слагали песни, сказки, собирали библиотеки, открывали школы, т.е. создавали культурные ценности.

2.Письменность у славянских племен возникла еще до принятия христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

На Русь со времен Владимира Святославовича стали приезжать церковные грамотеи, переводчики. При церквях и монастырях открывались школы. При правлении Ярослава Мудрого создавались многочисленные переводы книг, исторические сочинения. Первые русские книги писались на специально выделанной телячьей коже – пергаменте. Киги украшали изящными миниатюрами. Такие книги были очень дорогими и их владельцами могли стать только самые богатые.

Люди, в том числе и простые горожане, нередко обменивались деловыми записками, письмами. Вместо бумаги использовали обработанную березовую кору – бересту.

3.В 9 в. на Руси зарождалась литература. Особое место в ней занимали летописи, повествования о событиях, происходивших из года в год. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», созданная в начале 12 в. монахом Киево – Печерского монастыря Нестором. Из летописи мы узнаем о том, где расселялись и чем занимались восточнославянские племена, как появился в славянских землях Рюрик, как Олег завоевал Киев, как расправились древляне с Игорем и как отомстила за смерть мужа Ольга и многое другое. Основная идея «Повести временных лет» - идея единства Русской земли.

В Новгороде летописание началось с Новгородской древней летописи.

Помимо летописей, на Руси создавали жития - описания жизни людей, причисленных к лику святых. Одно из первых русских житий – «Житие Бориса и Глеба»

Первым писателем Руси считают Илариона. Он писал произведения в жанре слова – торжественного и поучающего обращения – «Слово о Законе и Благодати».

«Поучение» Владимира Мономаха стало первым на Руси произведение, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей.

4.С давних времен славяне складывали песни и сказки. Очень древние корни имеют и русские былины – поэтическое сказание о прошлом. Любимыми героями былин стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич и веселый Алеша Попович.

Народ воспевал не только подвиги богатырей, но и нелегкий труд земледельца. Несколько былин посвящены пахарю – богатырю Микуле Селяниновичу.

Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г.

Половцы вели кочевой образ жизни, в теплое время года половцы кочевали по степи, а в холодное, устраивали зимовники из юрт и кибиток.

Конь сопровождал половцев даже после смерти. Умерших хоронили в курганах. Мужчинам клали саблю, лук и несколько стрел, женщинам - украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные браслеты, круглые зеркала, подвески, дорогую посуду. Такие захоронения найдены у села Новоивановка Амвросиевского района и возле Ясиноватой.

У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших - бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало - сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам местами свершения праздников и обрядов.

Бабам приносились дары, у них просили защиты и покровительства

Одно из подобных святилищ раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур.

Билет 17

1) Охарактеризуйте достижение культуры Руси в 11-12 вв. письменность, литература, устное творчество.

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна - поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

Чёрные клобуки́ - общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века. Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 году. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки». Чёрные клобуки получили у русов наименование по внешнему виду - чёрным войлочным шапкам.