Древние памятники истории и культуры. Лучшие места России: памятники природы и культуры, которыми можно гордиться

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Места, где мечтает побывать каждый культурный человек.

Эксперты крупнейшего в мире сайта для путешественников TripAdvisor составили рейтинг из 25 культурных объектов, которые были наиболее высоко оценены туристами со всего земного шара.

В общем, если вы еще не определились с планами на отпуск, в этом обзоре сайт можно найти несколько отличных идей. На 25 ближайших отпусков.

1. Мачу-Пикчу, Перу

Мачу-Пикчу, признанный одним из Новых чудес света, находится на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря. Его называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Некоторые археологи полагают, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

2. Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ

Мечеть шейха Зайда - одна из шести самых больших мечетей в мире. Названа в честь шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна - основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов. В отличие от многих других мусульманских храмов, в нее впускают всех желающих, независимо от веры.

3. Тадж-Махал, Агра, Индия

Мавзолей Тадж-Махал - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж-Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви.

4. Мескита, Кордова, Испания

Украшенные замысловатыми узорами стены, мозаичные орнаменты, сотни тонких ажурных колонн - такой предстает Соборная мечеть Кордовы сегодня. Много веков назад на этом месте был древнеримский храм, потом его сменила вестготская церковь, а в 785 году появилась Мескита. Она стала второй по значимости мечетью планеты, и паломничество в Кордову даже приравнивалось к обязательному для каждого мусульманина хаджу в Мекку. Но потом католики сменили мавров, и Мескита была превращена в христианский храм.

5. Собор Святого Петра, Ватикан, Италия

Сердце Ватикана и всего католического мира, собор Святого Петра - одна из главных достопримечательностей Рима. Здесь можно обозреть древний Рим с высоты птичьего полёта, полюбоваться интерьером собора с маковки купола, отстоять мессу и даже получить благословение понтифика.

6. Ангкор-Ват, Сием-Рип, Камбоджа

Камбоджийский храмовый Ангкор-Ват - крупнейшее из когда-либо созданных культовых сооружений, история которого насчитывает почти 9 столетий. О монументальности храмового комплекса говорит даже его название, ведь Ангкор-Ват буквально переводится как Город-Храм. Он занимает площадь в 200 гектар и окружен рвом шириной в 190 метров. Посвящено же это колоссальное сооружение богу Вишну, почитаемому в этой местности.

7. Храмовый комплекс Байон, Сием-Рип, Камбоджа

Байон (Bayon) - один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства - и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. На сегодня сохранилось только около 37 башен.

8. Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург, Россия

Собор Воскресения Христова, больше известный как Храм Спаса на Крови, стал единственной российской достопримечательностью в списке Trip Advisor. Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов. Многие из них связаны с тем, что храм был возведен на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И.Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

9. Геттисбергский национальный военный парк, Геттисберг, Пенсильвания

10. Стены старого города, Дубровник, Хорватия

В 1979 г. ЮНЕСКО внесла Старый город Дубровника в список Всемирного наследия, включая значительную часть древних стен города. Они окружают город со всех четырех сторон и хранят в себе почтенную коллекцию исторических памятников, в том числе башни, крепости, церкви, монастыри, площади и улицы, школы, музеев и галереи. Эти каменные стены, возведенные с целью обороны, защищали своих граждан с момента основания Дубровника в VI веке.

11. Пагода Шведагон, Янгон, Мьянма

Пагода Шведагон является самым высоким духовным сооружением Мьянмы, или, как её ещё называют, Страны Пагод.Весь комплекс гигантской пагоды занимает более пяти гектаров земли, на которых, помимо основного сооружения, размещено множество более мелких шпилей и несчётное количество скульптурных изображений мифических и реальных животных: золотых грифонов и слонов, драконов и львов.Такой, какая она есть сегодня, Пагода Шведагон стала в XV столетии, во времена правления царицы Шинсобу. Именно тогда гигантскому храму окончательно придали форму перевёрнутой чаши для подаяний и сверху-донизу обшили золотом

12. Мемориал Линкольна и Отражающий бассейн, Вашингтон, округ Колумбия

Мемориал Линкольна представляет собой величественный храм, выполненный в древнегреческом стиле и чем-то напоминающий Парфенон. Его поддерживают 36 колонн из белого мрамора по числу штатов, принадлежавших США на момент смерти президента Линкольна. В центре храма находится статуя самого уважаемого в мире американского президента, сидящего в кресле. Ее высота составляет 5.79 метра.

13. Древний город Петра, Петра / Вади-Муса, Иордания

В самом сердце Иордании, в долине Вади-Муса, глубоко в песчаных горах располагается удивительнейший город древности Петра. Первоначально Петра была временным пристанищем для кочевых племен набатейцев. Из нескольких укрепленных скальных пещер она постепенно выросла в большой город-крепость. Попасть в город можно одним путем - через узкое ущелье Сик, которое когда-то было руслом горного потока. Петра до сих пор принадлежит бедуинам, которые радушно встречают гостей на своей земле.

14. Участок Великой Китайской стены Мутяньюй, Пекин, Китай

Ни на каком другом участке Великой китайской стены реставрационные работы не были произведены так хорошо, как на участке Мутяньюй. Этот участок, с 22 сторожевыми башнями, сохранившими свой изначальный вид, - настоящий архитектурный шедевр. Словосочетание Мутяньюй с китайского языка переводится как «долина, в которой можно любоваться видами полей». Среди всех участков Великой китайской стены Мутяньюй является самым длинным полностью реставрированным участком, открытым для доступа туристов.

15. Древний город Эфес, Сельчук, Турция

Самый больший и лучше всего сохранившийся древний город на берегу Эгейского моря и второй по значимости после Помпеи в Средиземноморье, древний Эфес - наиболее посещаемая достопримечательность в Турции. Легенды связывают появление города с именем Андрокла, сына правителя Афин Кодра, который по совету оракула прибыл в эти места, чтобы заложить храм Артемиды. Город получил свое название от имени амазонки Эфесии, возлюбленной Андрокла.

16. Альгамбра, Испания

Альгамбра (арабск. Al Hamra - буквально «Красный замок») - это древний дворец и крепость Мавританских правителей провинции Гранада на юге Испании. Замок занимает вершину скалистого плато на юго-восточной границе Гранады. Название Альгамбра, вероятно, произошло от цвета высушенной солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены замка. Однако некоторые историки предполагают, что название произошло от «красного пламени факелов», освещавших многолетнее строительство замка, которое шло круглые сутки.

17. Австралийский военный мемориал, Канберра, Австралия

Австралийский военный мемориал - главный мемориал, посвященный памяти солдат, погибших во время Первой и Второй мировых войн. Сегодня он считается одним из самых значимых памятников такого рода в мире. Мемориал находится недалеко от здания Парламента, с балкона которого открывается круговая панорама на памятник.

18. Сиенский собор, Сиена, Италия

Согласно летописям, в начале XIII века жители города-государства Сиена, выступавшего главным конкурентом и противником Флоренции, «призвали своих лидеров к строительству храма более великолепного, чем у их соседей». Так между 1215 и 1263 годами на месте старого храма был основан Дуомо Сиены по плану готического мастера Никколо Пизано. Сегодня этот величественный храм является главной достопримечательностью города.

19. Миланский собор (Дуомо), Милан, Италия

Самое главное место Милана - Собор Санта Мария Нашенте (Дуомо), жемчужина итальянской готики, который строили с 1386 года до начала XIX века. Третий по величине католический храм планеты смело можно причислять к одному из чудес света. Его стометровые шпили возвышаются над центром Милана, а золотистая статуя Мадонны на самом длинном шпиле (четыре метра высотой) видна из многих районов города.

20. Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Базилика Святого Семейства в Барселоне является одним из самых известных долгостроев в мире: ее возведение началось почти 150 лет назад и продолжается по сей день. Хотя изначально к строительству этого храма Антонио Гауди не имел никакого отношения, уже через год после начала работ он возглавил этот проект. Гауди строил храм на протяжении 30 лет, пока не умер. Причина такого длительного строительства заключается в том, что Саграда Фамилия строится исключительно на пожертвования прихожан.

25. Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия

Сиднейский оперный театр - одно из самых узнаваемых зданий мира. Его архитектором был датчанин Йорн Утзон. Спроектировав оригинальные крыши, чем-то отдаленно напоминающие ракушки, он сделал Сиднею великолепный подарок - символ города. Сегодня каждый турист, планируя посетить Австралию, обязательно вносит в программу своего путешествия экскурсию в величественный оперный театр.

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как ритуалы праздников или похорон. Искусство ваяния оттачивалось тысячелетиями, чтобы проходящие мимо красивых фигур люди восхищались человеческим величием. Так сложилось, что почти все самые грандиозные российские памятники остались нам от советской эпохи, ведь тогда колоссальность монументов имела особое политическое значение.

10. Памятник Ленину в Дубне (37 м)

В известном советском, а теперь российском научном центре в Дубне установлен огромный памятник Ленину. Даже без постамента высота фигуры вождя пролетариата составляет 25 метров. Поставили его возле шлюза отделяющего Московское море от русла Волги. Вокруг памятника разбили парк, с которого хорошо видна панорама Московского моря. Здесь также прежде стоял памятник И. Сталину, но при Хрущёве его взорвали.

9. Дружба навеки (42 м)

Этот монумент, торжественно открытый в 1983 году, был посвящён русско-грузинской дружбе. В тот год отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата - так назывался договор, по которому грузинское царство Картли-Кахети добровольно вошло в состав Российской империи и оказалось под её полной защитой. Эту композицию поставили на Тишинской площади, на которой до XIX века находилась известная Грузинская слобода. С точки зрения исполнения, монумент представляет собой колонну, составленную из вертикально расположенных трудноразличимых литер кириллицы и грузинского алфавита, из которых складываются слова «мир», «единство», «труд», «братство». Увенчивает колонну венок из винограда, в который вплетены колосья пшеницы, в этом также видна символика: пшеница - это Россия, а виноград - Грузия.


Многие любят перед сном смотреть фильмы ужасов, но впечатления будут намного острее, если такие любители отправятся в места, являющиеся почти готовой...

8. Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник - на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица - самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично - она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент - он означает старт космического корабля.

7. Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии - «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города - он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.


6. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде (57 м)

В своё время именно этот монумент стал фигурантом книги рекордов Гиннеса как самый высокий среди памятников, посвящённых реальным историческим фигурам. Ильич занял, кстати, постамент, на котором прежде стоял его сменщик - И. Сталин, но который потом был демонтирован. Ленин здесь не слишком оригинален - изображён бодро шагающим с кепкой в руке. Монумент открыли к 103-летней годовщине рождения вождя революции, то есть, в 1973 году. Рост самой фигуры составляет 27 метров.


Мы все давно уже привыкли относиться к российским дорогам с изрядной долей скептицизма, и для этого, по правде говоря, есть все основания. Но не стоит...

5. Рабочий и Колхозница (58 м)

Всемирно известным символом СССР стал именно этот монумент, его изображение можно было увидеть на разнообразных открытках, марках, прочей советской продукции, а киностудия «Мосфильм» сделала его своей заставкой. Эта скульптурная композиция была заказана государством для оформления советского павильона на проводившейся в 1937 году международной выставке во Франции. Елена Мухина изобразила героев своего времени - молодых людей из ведущих политических классов советского общества - молодого мужчину рабочего и женщину колхозницу. В синхронно вытянутых верх руках они держат молот и серп. Скульптура словно говорит, что они строят мирную жизнь и стремятся к простому счастью.
После возвращения из Франции монумент поставили в Москве рядом с входом на ВДНХ, хотя по первоначальному плану он должен был украсить площадку перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС. Но подготовительные работы на ГЭС задержались, поэтому временно его поставили возле ВДНХ, да там он и остался на вечном приколе. Для ГЭС же была изготовлена другая скульптура. По этой причине и пьедестал под памятник оказался слишком низким - меньше, чем был задуман авторами, а иначе монумент стал бы в три раза выше. До Франции статую перевозили в разобранном виде в 28 вагонах, но даже и в этом случае некоторые элементы застревали в узких местах пути, поэтому их приходилось разрезать прямо в дороге.

4. Родина-мать зовёт (87 м)

До 1997 года самой большой в стране статуей была скульптура Родины-матери, установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. К счастью, здесь никому и в голову не пришло оспаривать её смысловое и архитектурное значение - по эмоциональному воздействию этой скульптуре мало найдётся равных в мире, а не только в России. Женская фигура с высоко поднятым в руке мечом и в полуобороте назад, словно обращается к невидимому народу с призывом встать против врага.
Установлена эта статуя была в 1967 году и 22 года после этого была самой высокой скульптурой в мире, за что была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Сама статуя изготовлена из железобетона, а 33-метровый меч, весивший 14 тонн, изначально сделали из титана и нержавеющей стали (чтобы сверкал). Но он имел слишком большую парусность, а солидную нагрузку, полученную от ветра, передавал на державшую его руку. Поэтому всего через 10 лет потребовался ремонт монумента. В руку вложили меч из другого материала, снабженный отверстиями для снижения парусности.


Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии...

3. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота (98 м)

Совсем скоро исполнится 20 лет, как на Москве-реке был установлен громадный памятник работы З. Церетели. Как и перед его установкой, так и поныне москвичи, мягко говоря, недолюбливают это произведение плодовитого грузина. Им не нравится монумент как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения его стоимости, к тому же он требует много средств и на ежегодное обслуживание. До сих пор слышны призывы демонтировать этого монстра, который уродует окружающие городские пейзажи.
Для установки памятника посреди Москвы-реки специально насыпали остров. Колоссальная бронзовая фигура весит более 2000 тонн, а затраты по установке пьедестала, центральной фигуры на корабле с парусами превысили 36 миллионов долларов. Собиралась сложная конструкция памятника больше года. Относительно истории возникновения этого «шедевра» есть очень популярная версия, что автор делал памятник Колумбу, открывшему Америку для европейцев, но не смог навязать своё творение ни испанцам, ни кому-либо в обоих Америках, поэтому срочно перекрестил его в Петра I. Кроме того, не было никакой связи между становлением российского флота и Москвой, поскольку Пётр этим занимался, когда уже отстраивал новую столицу.
После появления памятника начались массовые акции протеста москвичей, которые даже собирали средства на его демонтаж или перевод в Петербург. Была даже попытка взорвать монумент. Но тогдашняя мэрия, покровительствовавшая Церетели, пренебрегла этими протестами, и тёмный царь по-прежнему пугает москвичей.

2. Монумент Покорителям космоса (107 м)

Этот горделивый монумент появился в столице в 1964 году, когда в стране ощущалась настоящая эйфория от успехов в освоении космического пространства. Поставили его в конце аллеи Космонавтов, возле главного входа на ВДНХ, возле одноимённой станции метро, теперь это северо-восточный административный округ. Сверкающий на солнце титановыми листами 107-метровый обелиск изображает собой устремлённую в небо ракету, за которой тянется газовый шлейф.
У основания монумента стоит статуя первого идеолога космонавтики Константина Циолковского. Фасад стилобата снабжён стихами Николая Грибачёва, выложенными металлическим буквами, а вокруг стилобата изображены горельефы советских учёных, инженеров и рабочих - всех тех, кто превратил в реальность мечту о космическом полёте.


Шумная, огромная, древняя Москва благодаря своей истории просто напичкана различными достопримечательностями и интересными историческими местами. Нево...

1. Монумент Победы (141,8 м)

Самый высокий памятник в России был воздвигнут уже после развала СССР - в 1995 году. Им стал обелиск в парке Победы на Поклонной горе, установленный на площади Победителей. Высота 141,8 м символична - если перевести её в дециметры, то получится количество военных дней. Обелиску придана форма трёхгранного штыка, грани которого на значительную высоту украшены бронзовыми барельефами. На отметке 104 метра к обелиску прикреплена скульптурная группа из бронзы - богиня победы Ника с венцом и двумя трубящими победу амурами.
Открытие мемориала состоялось в День Победы вместе со всем мемориальным комплексом. Эта уникальная конструкция из-за особенностей формы ещё будучи в рамках замысла архитектора, проявляла аэродинамическую неустойчивость. Поэтому её модель многократно тестировали в аэродинамической трубе ЦАГИ, чтобы максимально уменьшить это свойство.

Рассказываем о самых ярких, неожиданных и спорных российских монументах.

Цари и герои, звери и птицы, фрукты и овощи, идеи и фантазии — увековечить можно даже то, что нельзя увидеть и потрогать.

Великий Новгород: «Тысячелетие России»

Другого такого монумента в мире нет: на гранитном постаменте уместилась многовековая история страны в лицах. Памятник «Тысячелетие России» был создан в честь юбилея призвания варягов на Русь. Победителем конкурса на лучший проект стал художник Михаил Микешин. Он сразу нашел художественное решение — трехъярусный монумент в форме перевернутой шапки Мономаха.

С фигурами российских правителей, установленными вокруг шара-державы, тоже определились быстро, а вот персонажей нижнего яруса выбирали всем миром. Микешин обратился за помощью к ученым, историкам, писателям — горячие споры не утихали в Академии художеств и в правительстве. Окончательное решение все же пришлось принимать скульптору, список утверждал Александр II.


Marina Zezelina / Shutterstock.com

Не обошлось и без политики, поэтому на фризе есть Пушкин, Гоголь и Суворов, но нет Кольцова, Шевченко и Ушакова. Памятник открыли в сентябре 1862 года, по такому случаю весь город отремонтировали и замостили. Чудесным образом монумент уцелел в вихре революционных событий, но был сильно разрушен во время Великой Отечественной. Сразу после освобождения Новгорода его восстановили — второе открытие состоялось в ноябре 1944 года. Но реставрация продолжалась еще долго, и лишь в 1995-м памятнику вернули первозданный вид.

Орел: Иван Грозный, один-единственный


yingko / Shutterstock.com

На монументе «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного: он устроил в Новгороде чудовищный погром, истребив немало горожан. И других памятников жестокому правителю тоже не было — до прошлого года, когда в Орле к 450-летию основания города установили бронзовую фигуру царя. Споры вокруг скульптуры разгорелись еще до ее открытия. Из-за протестов общественности и судебных разбирательств городским властям пришлось изменить место размещения и время установки: вместо площади перед ТЮЗом монумент поставили на набережной, у слияния рек Оки и Орлика, и не в День города, 5 августа, а позже. Против самой идеи выступали не только жители Орла — художник из Красноярского края в знак протеста установил альтернативный памятник Ивану Грозному в виде кола. Но, по данным официальных опросов, более 70% россиян положительно оценивают роль этой личности в истории, и каменное изваяние Ивана IV вскоре может появиться в Александрове.

Ханты-Мансийск: мамонты на льдине


Valsib / Shutterstock.com

А жители Ханты-Мансийска отметили день рождения своего города совсем другим памятником: к 425-летию столицы округа на территории Археопарка открыли скульптурную композицию «Мамонты», которую сразу полюбили и местные жители, и туристы. Сначала у подножия ледникового останца появилось стадо из семи бронзовых животных, а сейчас их уже 11. Ханты-Мансийск выбран не случайно — когда-то по этой земле действительно бродили мамонты.

Монументы выполнены в натуральную величину: от огромной мамонтихи до симпатичного трехметрового мамонтенка. Вечером вся группа подсвечивается: постамент в виде льдины — холодным голубоватым светом, фигуры мамонтов — более теплыми тонами. В композицию входят не только доисторические животные, но и цветники с растениями юрского периода. В Археопарке можно увидеть и другие фигуры древних существ и первобытных людей, а также обнажения останца и памятник археологии «Самаров городок».

Воронеж: 10 дней на постаменте

Копия знаменитого «Атакующего быка» с нью-йоркской Уолл-стрит простояла на центральной улице Воронежа всего полторы недели, после чего ее демонтировали: памятник не понравился местным жителям, а чиновники мэрии решили, что статуя не вписывается в концепцию литературного бульвара. Фигура разъяренного быка появилась в столице Черноземья по инициативе московской строительной компании, которая возвела в Воронеже жилой комплекс «Солнечный Олимп» и благоустроила часть пешеходной улицы. Не найдя понимания у горожан и властей, директор компании пообещал перевезти скульптуру в Москву. История закончилась печально: совсем недавно бронзового быка стоимостью 40 тысяч евро обнаружили во дворе «Солнечного Олимпа» — теперь он украшает площадку для контейнеров с мусором.

Томск: самый маленький памятник в мире


Мария Аникина

В монументальных рядах бронзовых вождей и исполинских животных встречаются и миниатюрные произведения искусства, а в 2013 году в Томске появился самый маленький памятник в мире — посреди небольшого газона на камне сидит крошечная лягушка-путешественница. Высота скульптуры — всего 44 мм.

По словам автора работы Олега Кислицкого, памятник сразу задумывался как «самый-самый». Создание самого большого монумента в мире влетело бы в копеечку, поэтому было принято прямо противоположное решение. Мини-скульптура посвящена путешественникам и расположилась рядом с гостиницей «Томск». Здесь же, на входе, можно увидеть еще одно произведение Кислицкого — памятник домашним тапочкам. В 2014-м лягушка-путешественница пострадала от рук вандалов — ее сбросили с постамента. Памятник был восстановлен и сейчас защищен стеклянным куполом.

Екатеринбург: памятник-невидимка

Самый незаметный памятник стоит в центре Екатеринбурга, но найти его и впрямь непросто: летом он прячется в траве, зимой — под снегом, повторяя судьбу своего прототипа — человека-невидимки. Это небольшая квадратная плита с отпечатками двух разных ступней: левая 43-го размера, правая — 41-го. Следы в бронзе оставили авторы проекта: писатель Евгений Касимов и художник Александр Шабуров придумали и отлили памятник всего за неделю. Создатели необычного образа человека-невидимки утверждают, что их произведение посвящено не столько герою Герберта Уэллса, сколько трагедии одиночества, миру, где люди общаются, не видя друг друга.

Санкт-Петербург: читающий ангел

Еще один вымышленный персонаж примостился на спинке скамейки в Измайловском парке Северной столицы. Это один из самых светлых и душевных памятников — маленький читающий ангел в длинном пальто и старомодной шляпе.

Прежде чем обратиться к монументальному искусству, художник Роман Шустров делал театральных кукол — ярких и характерных, а «Петербургский ангел» стал его первым произведением в бронзе. Трогательная фигурка символизирует не конкретного человека или литературного героя, а целое поколение. «Скульптура "Петербургский ангел" посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины XX века, сохранили в себе оптимизм», — пишет художник в своем блоге. Симпатичный памятник быстро обзавелся собственными приметами: если погладить зонтик — будет хорошая погода.

Самара: самый теплый памятник


FotograFFF / Shutterstock.com

Отечественные монументы увековечивают не только людей и идеи, но и вполне конкретные блага цивилизации: в Мытищах есть памятник водопроводу, в Самаре — батарее. Последний открыли к 150-летию изобретения отопительной батареи на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС. А чтобы композиция не выглядела слишком сурово, ее дополнили котиком. Компания «Самараэнерго» объявила конкурс фотографий кошек, греющихся у радиатора, лучшее фото и стало прототипом для памятника.

К такому решению пришли не сразу: по первоначальному плану монумент должен был состоять из хитросплетений труб, ведущих к батарее, — это символизировало бы техническую сложность отопительной системы Самары. Но техногенный проект отвергли. Вариант с кошкой, греющейся непосредственно на батарее, тоже не утвердили, так как при нормальной работе системы радиаторы разогреваются настолько, что ни одно животное не выдержит такого жара. В итоге теплолюбивое создание разместили на подоконнике над батареей.

Абакан: сибирский арбуз


Сергей Миронов

В Подмосковье — огурец, в Курске — яблоко, в Сочи — тыква, в Абакане — арбуз. Полосатых монументов в мире немало, но если где-нибудь в Херсоне или Поволжье таким памятником никого не удивить, то для Восточной Сибири это настоящая экзотика.

Оказывается, самая большая ягода прекрасно чувствует себя в Хакасии: в Минусинской котловине уникальный микроклимат, а сочные и сладкие плоды не уступают по вкусу своим астраханским аналогам. В честь высоких урожаев местных арбузов на трассе неподалеку от Абакана установили двухметровую конструкцию из нержавеющей стали. Металлическая ягода раскрашена в полном соответствии с оригиналом и выглядит очень натурально.

Москва: Петр I, великий и ужасный

Самый высокий, самый тяжелый и самый неоднозначный — памятник Петру Великому на Москве-реке. Монумент работы Зураба Церетели установили здесь почти 20 лет назад, а единого мнения нет до сих пор: одни считают его грандиозным и величественным, другие — громоздким и нелепым.

Трехъярусную 98-метровую скульптуру невзлюбили за гигантские размеры, странные пропорции и исторические несоответствия. Например, император почему-то облачен в испанский костюм XV века, а ростры вражеских кораблей украшены Андреевским флагом. Многим памятник кажется просто неуместным, поскольку царь-реформатор не любил патриархальную Москву и, как известно, перенес столицу на берега Невы. Бронзового Петра тоже неоднократно пытались перенести и даже взорвать, а в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых сооружений мира.


alexeyart / Shutterstock.com

Тем не менее принять его были готовы десять городов России, и лишь в Санкт-Петербурге отказались приютить отца-основателя: здесь уже есть памятник Петру I авторства Церетели, и это изваяние в свое время «выселили» из центра города на Васильевский остров.

Памятники Москвы . В них запечатлена история столицы, важные вехи ее развития, а иногда это просто городская скульптура: серьезная и веселая, классическая и модерновская, больших размеров и совсем маленькая, заставляющая плакать и смеяться. Многообразие невообразимое!

Памятники города Москвы по категориям:

Начиная со средних веков , на Руси исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей.

Таким образом, например, появились Новодевичий монастырь (в честь взятия Смоленска в 1514 году), памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (в память о русско-турецкой военной кампании 1877-1888 годов), церковь во имя Георгия Победоносца на Поклонной горе (в память о героях Великой Отечественной) и многие другие.

Начиная с эпохи правления Петра Первого приоритет в монументальном искусстве получили и арки (первые триумфальные ворота, построенные из дерева, возвели в Москве еще в 1696 году в ознаменование взятия города Азова).

Первые скульптурные памятники в Москве

Первый скульптурный памятник в Москве был воздвигнут в честь освободителей города во времена Смутного времени и событий 1612 года - Минина и Пожарского. Случилось это в 1818 году.

Второй памятник появился много лет спустя - в 1877 году. Это был бюст Михаилу Ломоносову, установленный перед университетским Аудиторным корпусом на улице Моховой.

Третьим в Москве стал памятник поэту Александру Пушкину, который сегодня высится на Пушкинской площади.

Помимо памятников, посвященных отдельным личностям, в Москве начали возводить монументы в память об исторических и военных событиях.

Последним обелиском, установленным до революции 1917 года, стал памятник по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых.

Послереволюционные и современные московские памятники

Первым в городе Москве послереволюционным памятником стал памятный знак «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленный на Сенатской башне московского Кремля. Под ним были захоронены участники боев на улицах города в 1917 году (впоследствии место станет правительственным со стоящим перед ним мавзолеем Ленина).

В годы советской власти в городе появилось много памятников героям войны и труда, событиям войны и революции, международным деятелям коммунистического и освободительного движения.

После распада Советского Союза, на начальном этапе, сложилась тенденция, идентичная первому периоду правления большевиков, уничтожавших памятники царственным особам и их сподвижникам. В начале 90-х годов громили уже коммунистическое культурное наследие.

В последние годы в Москве появилось много памятников, монументов и скульптурных композиций. Одни стали украшением столицы, другие, как, например, церетелевский Петр Первый, вызывают много вопросов.

Особенностью последних лет стало появление в городе малых скульптурных форм, тепло принятых москвичами и гостями столицы.

Самые известные памятники Москвы

В нижеследующем списке мы приведем описание лишь части памятников Москвы, которые наиболее известны и находятся на главных улицах города. О всех остальных вы сможете узнать, зайдя в соответствующие разделы, указанные в начале этой страницы.

Памятник императору Александру II
Памятник Александру Второму был открыт в Москве в июне месяце 2005 года в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя. Скульптурную композицию выполнил скульптор А. Рукавишников в соавторстве с архитекторами И. Воскресенским и С. Шаровым. Этот памятник Москвы стал данью прошлому нынешнего поколения россиян …

Памятник Владимиру Высоцкому
Памятник Владимиру Высоцкому - поэту, музыканту и великому актеру - был установлен на Страстном бульваре Москвы в 1995 году и вскоре стал одной из Москвы. Памятник Высоцкому выполнил скульптор Г. Распопов …

Памятник пианистке Елене Гнесиной
Памятник в Москве в честь великой пианистки и педагога Елены Гнесиной открыли на Поварской улице в сентябре месяце 2004 года. Установлен он на территории знаменитого на весь мир музыкального училища …

Памятник гренадерам - героям Плевны
Это один из самых старых памятников Москвы, который был установлен на улице Ильинке еще в 1887 году - в дни чествования солдат-победителей, освободивших 10-летие назад болгар от турецкого ига …

Памятник Москвы «Дети - жертвы пороков взрослых»
Этот необычный памятник был открыт в сентябре месяце 2001 года на Болотной площади. Он представляет собой не отдельную скульптуру, а целый ансамбль из 13 изваяний пороков и 2-х детских фигур. Работу выполнил известный скульптор Михаил Шемякин...

Памятник писателю Федору Достоевскому
Памятник Федору Михайловичу Достоевскому установлен в центральной части столицы по улице Воздвиженке, неподалеку от главного входа в Главную Российскую библиотеку …

Памятник маршалу Жукову
Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову был открыт в Москве в 1995 году накануне для празднования 50-летия Великой Победы 1945 года. Установили его на Манежной площади перед зданием Исторического музея …

Памятник Кириллу и Мефодию
Памятник великим просветителям и создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию установлен в Москве на Славянской площади. Каждый год у его подножия отмечаются праздники русского языка и словесности …

Памятник актеру Евгению Леонову
Открытие этого необычного памятника в Москве пришлось на 2001 год. Стоит он на Мосфильмовской улице. Скульптурная композиция Евгения Леонова представлена в образе Доцента из популярного в Советском Союзе фильма «Джентльмены удачи» …

Памятник артисту Юрию Никулину
Памятник Юрию Никулину в Москве открыли в сентябре месяце 2000 года рядом с бывшим местом его работы - Московским цирком на Цветном бульваре. Актер запечатлен в образе Балбеса из фильма «Кавказская пленница», стоящего рядом с известным по этому фильму автомобилем …

Знак «Нулевой километр»
Своеобразный памятник Москвы - знак «Нулевой километр» расположен перед входом на Красную площадь со стороны Манежной. С момента его установки он стал местом паломничества многочисленных туристов, которые загадывают около него свои желания, бросая через плечо монетку …

Памятник Булату Окуджаве
Памятник барду Булату Окуджаве установлен на любимом и воспеваемым им Арбате. Торжественное открытие монумента, обсаженного кленами, состоялось в 2002 году …

Памятник Петру I
Этот огромный по размерам монумент стоит на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Памятник выполнил известный московский скульптор Зураб Церетели. Установка столь масштабного памятника сопровождалась большими скандалами …

Памятник хирургу Николаю Пирогову
Памятник Николаю Пирогову - один из старейших в Москве. Установили его на нынешней Большой Пироговской улице еще в 1897 году …

Фонтан-памятник «Принцесса Турандот»
Этот необычный по формату памятник Москвы стоит у стен театра имени Евгения Вахтангова на Старом Арбате. Эта капризная царственная особа стала со временем талисманом местного театра …

Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате
Это не единственный в Москве памятник Наталье Гончаровой и Александру Пушкину (фонтан-ротонда в честь известной пары расположен и на Большой Никитской улице). Разместился он напротив дома-музея великого поэта. На его фоне любят фотографироваться не только влюбленные пары, но и многочисленные туристы …

Памятник генералиссимусу Александру Суворову
Памятник величайшему полководцу Александру Суворову был установлен на площади, названной в его честь, еще в 1982 году по-соседству с нынешним Академическим театром Российской Армии. Скульптурную композицию выполнил скульптор О. Комов …

Памятник книгопечатнику Ивану Федорову
Памятник первопечатнику Ивану Федорову стоит в Театральном проезде с 1909 года. Это место было выбрано не случайно, ведь неподалеку отсюда находилась типография, где и была выпущена в XVI столетии первая книга на русском языке …

Памятник композитору Петру Чайковскому
Памятник композитору Петру Ильичу Чайковскому стоит во дворе Московской консерватории. Установлен он был по случаю празднования в России 100-летия со дня его рождения. Автор композиции - скульптор Вера Мухина …

Россия всегда чтила своих героев. И памятники Москвы яркое тому подтверждение.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

Публикации раздела Музеи

По следам Древнего мира

С о школьной скамьи Древний мир прочно ассоциируется с далекими экзотическими землями: Древним Египтом, Месопотамией, Финикией, Элладой. Однако и на территории России кипела жизнь с незапамятных времен. В 2001 году на Алтае обнаружили стоянку Карама, где предки современного человека жили около 550–800 тысяч лет назад. На древнейшей палеолитической стоянке Урала - Мысовой - ранние слои датируются периодом около 700 тысяч лет назад. Позднее на территории нашей страны проживали десятки цивилизаций. Артефакты древних культур до сих пор находят в горах и степях, на морском побережье и в долинах рек. Оставившие их племена говорили на разных языках и были не похожи друг на друга внешне. Среди них - скотоводы и охотники, китобои и мореплаватели, землепашцы и торговцы. «Культура.РФ» представляет подборку самых интересных археологических памятников России.

Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера» : Цивилизация за полярным кругом

Петроглифы на о. Еловый. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

Петроглифы на о. Каменный. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

В 1997 году экспедиция краеведческого музея из поселка Ревда на юге Мурманской области обнаружила крупное скопление наскальной живописи. Более 1200 петроглифов (столько открыто на данный момент) оставили древние люди на островах Канозера. Самые ранние изображения датируются IV–II тысячелетием до нашей эры, то есть являются как минимум ровесниками уральской Страны городов и египетских пирамид.

Скальная порода в этих краях мягкая, поэтому на ней нетрудно выбить рисунок древними орудиями. Многие годы на островах оставляли «автографы» сплавлявшиеся по рекам и озерам туристы, не подозревая, что на камнях проглядывают следы древней цивилизации. В 2008 году был открыт музей «Петроглифы Канозера», а в 2014 году 600 компактно размещенных рисунков накрыли прозрачным куполом, защищающим от выветривания и воздействия человека.

Глубина линий петроглифов достигает сантиметра, а сами рисунки удивительно разнообразны по тематике. Одни изображают фигурки людей, в том числе беременной женщины с прорисованным младенцем в животе. Другие - сцены морской охоты и семейной жизни. Кто-то из древних художников нарисовал даже любовный треугольник. Самая крупная фигура - «Шаман» - почти метр в длину. В очертаниях животных угадываются лоси, олени, китообразные, рыбы, змеи, бобры, медведи, выдры, птицы. По изображениям лодок, топоров и даже лыж ученые могут представить быт неизвестного племени.

Факт: Комплекс наскальных изображений создавался многие века. «Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и своей техникой исполнения. Найдены рисунки как каменного, бронзового веков, так и, возможно, относящиеся к саамскому Средневековью. В стилистике рисунков легко угадываются аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), но также имеются уникальные изображения», - пишет Вадим Лихачев в статье «Открытие века на Канозере» . Если подтвердится гипотеза о рисунках, оставленных средневековыми саамами - коренным народом Кольского полуострова, - то это будут первые саамские петроглифы, обнаруженные в Мурманской области.

Национальный парк «Берингия»: Древняя Чукотка

Китовая Аллея в парке «Берингия». Фотография: beringiapark.ru/news/kitovaya-alleya.html

Вид на эскимосский посёлок Аван. Фотография Олеси Калюжиной, Национальный парк «Берингия»

Гренландский кит в проливе Сенявина. Фотография А.Апалю, Национальный парк «Берингия»

Самый восточный природный парк России был основан в 1993 году, а в 2013-м получил статус национального. Берингия - название территории на стыке Евразии и Северной Америки в районе Берингова пролива. Эти заповедные места находятся под охраной российских и американских властей. Общая площадь российского парка «Берингия» - более 1,8 миллиона гектаров, на его территории находятся самые значительные археологические памятники региона - Китовая аллея, поселения древних эскимосов Пайпельгак, Чегитунь и Эквен.

С 1960-х годов ведутся раскопки в эквенском могильнике. Находки относятся к I тысячелетию нашей эры, когда здесь жили представители трех археологических культур - оквикской (охотники на тюленей и птиц), древнеберингоморской (охотники на моржей и оленей) и пунукской (китобои). Каждая цивилизация пыталась по-своему приспособиться к жизни в суровом субарктическом климате Чукотки. Эти люди знали железо лишь как часть метеоритов и считали его разновидностью камня. Зато им не было равных в зверобойном промысле, который, по мнению исследователей, распространился до Гренландии именно отсюда. Древнеэскимосские орудия охоты на морских животных, как и другие предметы из моржового клыка, сегодня становятся экспонатами крупнейших музеев. Изысканная резьба, строгая математичность рисунка, разнообразие нюансов при внешнем минимализме делают эскимосское искусство особой страницей в истории мировой культуры.

«Крылатый предмет», Чукотка, Эквен. I тыс. н.э. Фотография: Государственный музей Востока

Навершие. Тагарская культура. VIII-VI вв. до н.э. Бронза. Южная Сибирь, Красноярский край, Хакасcко-Минусинская котловина. Фотография: Государственный Эрмитаж

Головка гарпунного древка. Чукотка. I тыс. н. э. Фотография: Государственный музей Востока

Культовое место на острове Итыгран, получившее название «Китовая аллея», случайно обнаружили в 1976 году исследователи из Института этнографии Академии наук СССР. До этого ни местные жители, ни моряки не обращали внимания на вкопанные в землю многочисленные кости китов: останки высотой до трех метров были выстроены в полукилометровый коридор. Исследователи обнаружили также более 50 китовых черепов. По одной из версий, в XIV–XV веках на этот остров приплывали представители сразу нескольких поселений для совершения языческих обрядов, а кости служили им мистическими предметами. Другие исследователи считают, что Китовая аллея была своего рода продуктовым складом, где хранили годовые запасы.

Факт: Совсем недавно была раскрыта загадка найденных на Чукотке «крылатых предметов» в форме бабочки. Исследователи предполагали, что это были навершия шаманских жезлов, детали лодок или ритуальные скульптуры. Однако в ходе дальнейших раскопок выяснилось, что «крылатый предмет» надевался на конец гарпунного древка, служа противовесом и одновременно обеспечивая правильную траекторию полета гарпуна. К такому выводу пришли побывавшие в Музее Востока авиаконструкторы. По их мнению, древние эскимосы Берингоморья, создав «крылатый предмет», предвосхитили конструктивные принципы современных летательных аппаратов.

Музей «Древние курганы Салбыкской степи»: Хакасская Долина царей

Большой Салбыкский курган. Фотография: slavcharms.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: fotokto.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: blogspot.com

В 70 километрах от Абакана расположены древние захоронения, которые впечатляют не меньше, чем Долина царей в Египте. Посреди степи возвышаются 56 курганов, датированных IX–III веками до нашей эры. Под защиту государства эти «осколки» тагарской археологической культуры попали лишь в 2007 году, когда был создан музей. Главной ценностью экспозиции под открытым небом стал Большой Салбыкский курган - захоронение могущественного властителя, правившего примерно в V веке до нашей эры. В то время высота кургана достигала 25–30 метров, а в 1950-е годы, когда начались раскопки, насыпной холм возвышался лишь на 12 метров. Сегодня от сооружения остался фундамент - квадрат из вкопанных ребром в землю гигантских плит, каждая из которых весит от 30 до 50 тонн. Туристы прозвали это место сибирским Стоунхенджем.

Внутри каменных стен стоял деревянный склеп в форме усеченной пирамиды, к которому вел бревенчатый коридор. Вместе с останками вождя в гробнице были обнаружены останки еще шести человек, которые должны были служить повелителю в загробной жизни. При закладке кургана древние строители принесли в жертву четырех человек, среди которых был ребенок.

Жители Минусинской котловины занимались скотоводством и земледелием, строили ирригационные системы, добывали и переплавляли медную руду, умело обрабатывали дерево. «В степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры», - писал советский археолог Михаил Грязнов.

Факт: Одним из первых памятники археологии Сибири описал историограф Герхард Фридрих (Федор) Миллер во время экспедиции 1733–1743 годов. В 1735 году Миллер купил в Красноярске у местных жителей несколько предметов тагарской культуры, среди которых было считающееся сегодня эталоном раннетагарского «звериного» стиля бронзовое навершие в виде фигурки горного козла. Собранную коллекцию исследователь передал в Кунсткамеру в Петербурге. Сегодня то самое навершие VIII–VI веков до нашей эры хранится в Эрмитаже.

Историко-культурный заповедник «Аркаим» : Страна городов на Южном Урале

Аркаим – жилище каменного века. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Аркаим – вид с воздуха. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Исторический парк. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

На территории Челябинской и Оренбургской областей, Башкирии и Северного Казахстана в 1960–80-х годах обнаружили целую страну из более чем 20 укрепленных поселений. На рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, когда в Египте возводились знаменитые пирамиды, Южный Урал «застраивали» индоиранские племена - арии. Их города находились на расстоянии 40–70 километров друг от друга и были спроектированы похожим образом. Эту городскую культуру археологи назвали синташтинской.

Самый известный памятник синташтинской культуры - город-крепость Аркаим в 400 километрах от Челябинска. Это было поселение с двумя рядами кольцевых стен из стоящих полукругом жилых домов. Каждая стена была своеобразным «многоквартирным» домом. Вход в такое жилище располагался на крыше, куда поднимались по лестнице. В городе была канализация, выводившая воду за пределы крепостных стен. Жители пасли скот, добывали и обрабатывали медную руду и кремниевые породы. Были развиты деревообработка и производство керамики. В окрестностях археологи обнаружили некрополи, подтверждающие, что аркаимцы придерживались сложных погребальных обрядов.

Синташтинские города возникали не как разраставшиеся со временем поселения - они имели изначальный план застройки, что уникально для бронзового века. Некоторые города имели в плане форму овала или круга, другие были прямоугольными. Концентрические кольца-стены Аркаима породили разнообразные гипотезы о мировоззрении древних ариев. Предполагается, что город строился как уменьшенная модель Вселенной. Некоторые исследователи писали и о том, что такие жилища отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

Факт: При раскопках захоронений Страны городов археологи нашли древнейшие в мире колесницы - легкие деревянные повозки на двух колесах. Кони в них запрягались с помощью кольцевых удил. Такая повозка могла развивать значительную скорость и предназначалась, скорее всего, для боевых действий. Самая ранняя синташтинская повозка датируется 2026 годом (XXI веком) до нашей эры. Прежде считалось, что первые колесницы появились в Древнем Египте в XVIII веке до нашей эры.

Боспорское царство и Херсонес Таврический : Древнегреческие колонии на Черном море

Херсонес. Фотография: Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»

Саркофаг. Боспорское царство. I в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Раскопки Гермонассы. Фотография: Таманский музейный комплекс

Одна из самых богатых на археологические находки территорий - Юг России и Причерноморье. Здесь жили многочисленные кочевые и оседлые племена, а в VII–VI веках до нашей эры к восточным берегам Черного и Азовского морей приплыли греческие колонисты. На территории Краснодарского края, Ростовской области и Крыма возникли независимые города-полисы, которые в IV веке до нашей эры объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее (современная Керчь). Среди археологических памятников боспорской цивилизации наиболее известны Горгиппия (Анапский археологический музей-заповедник), Гермонасса (Таманский музейный комплекс), Танаис (археологический музей-заповедник в Недвиговке Ростовской области).

К сожалению, практически не сохранилась застройка Пантикапея . О величии столицы Боспора Киммерийского (так греки называли Керченский пролив и расположенное на его берегах государство) можно судить по найденным археологами артефактам. Многие из античных шедевров попали в коллекции европейских и российских музеев. Часть ювелирных украшений и монет хранится в самой Керчи - в Золотой кладовой Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Летом 2016 года в Крыму начались раскопки земляного вала III века до нашей эры, который служил для защиты западных границ Боспорского царства. В расположенном поблизости кургане специалисты Института археологии РАН обнаружили фрагменты оружия древних греков, керамику, украшения.

В границах современного Севастополя сохранилась часть застройки города-государства Херсонеса Таврического . Пантикапей основали выходцы из Милета, крупного города в греческой Ионии, а Херсонес же был основан дорийцами, приплывшими на Крымский полуостров с южного берега Черного моря из Гераклеи Понтийской. Дорийцы поселились на землях воинственного племени тавров в V веке до нашей эры. К тому времени на побережье полуострова, названного в честь тавров Тавридой, уже существовало множество греческих колоний.

Мальчик, играющий с собакой. Пантикапей. II в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Ожерелье с двумя геракловыми узлами. Вторая четверть III в.до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Фотография: Государственный Эрмитаж

Браслет. Боспорское Царство. Конец V - начало IV вв. до н.э. Некрополь Пантикапея. Фотография: Государственный Эрмитаж

В отличие от монархического Боспора Херсонес был республикой. Основным законодательным органом было народное собрание, однако гражданскими правами обладали только потомки первопоселенцев. К началу новой эры власть на всем греческом побережье Крыма перешла к римлянам. Во II веке нашей эры в Херсонесе разместился постоянный римский гарнизон. А в конце V - начале VI века Херсонес вошел в состав Восточно-Римской империи - Византии. В государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» хранится множество артефактов христианского периода в истории города. Именно здесь в 987 году принял крещение киевский князь Владимир, осаждавший Корсунь (так на Руси называли византийский Херсон).

Факт: Боспор и Херсонес оставили след в истории западноевропейской музыки. В 1770 году впервые была представлена опера 14-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Митридат, царь Понтийский». В основу либретто легла трагедия Жана Расина о судьбе царя Митридата VI Евпатора (132–63 годы до нашей эры). Правитель Понта, греко-персидского государства в Малой Азии, присоединил к царству многие территории, включая Боспорское царство. Жизнь его закончилась в Пантикапее: Митридат попросил своего телохранителя убить себя мечом, чтобы не попасть в плен к заговорщикам.

В 1779 году состоялась премьера одной из известнейших опер Кристофа Виллибальда Глюка «Ифигения в Тавриде», написанная по сюжету трагедии древнегреческого драматурга Еврипида. Ифигения была предназначена в жертву богине Артемиде, но богиня в последний момент пожалела девушку и отправила ее на облаке в далекую Тавриду, где Ифигения стала жрицей в храме. Храм этот находился в Херсонесе, и именно здесь развернулось действие оперы.