Почему актёр Олег Видов уехал из Советского Союза? Олег Видов: «В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером.


Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале 1980-х голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов – он был одним из первых киноактёров, уехавших на запад.

АиФ.ru вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною…». Он рано начал работать - с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссер Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане» актеры Оксана Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде», князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майна Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джералда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

О блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста – выгодный брак. Видов женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой, которая была близкой подругой Галины Брежневой - дочери генсека ЦК КПСС.

Чем запомнился советский и американский киноактер Олег Видов? Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны», - запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах.

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развелся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссерское отделение ВГИКа в 78-м году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет, потому что «сверху» требовали «не выдавать!». Слава богу, диплом я получил. А потом - по той же причине - сколько ролей я потерял!».

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход – покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда – в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра стал сам «Терминатор» Арнольд Шварценеггер. Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Керри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны – он сыграл в российско-американском фильме «Три дня в августе», посвященном августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Не удивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям «обрубали руки», нельзя было ничего делать. А здесь - пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь - хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».

Олег Видов. Фото: www.globallookpress.com

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году - в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. 16 мая 2017 года Олег Видов скончался в США на 74-м году жизни.

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году — в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. 16 мая 2017 года Олег Видов скончался в США на 74-м году жизни.

По этой же теме:

Как актёр Олег Видов сбежал из СССР на Запад Смерть среди песков: как во время съемок погиб советский актер Евгений Урбанский Зачем артист балета Михаил Барышников сбежал на Запад

Известному советскому, российскому, американскому актеру было 73 года. Олег Видов иммигрировал в Америку середине 80-х. Хоть и был востребован в Голливуде, но там в его актерской карьере особых взлетов не было. А вот на родине он был кумиром. Признанный красавец, как бы сейчас сказали секс-символ — его визитной карточкой стала главная роль в головокружительном вестерне "Всадник без головы".

Красавец с несоветским лицом. И правда: если смотреть не фильм, а только на крупный план Олега Видова, будет полное ощущение западной картины. Лет через 20 после начала его кинокарьеры в Голливуде будут говорить: "Как? Видов? А, это русский Роберт Редфорд!". И при такой редкой красоте застенчив и скромен. И со своими фактурой и стеснительностью он пришел на "Мосфильм". И готов был носить свет, возить тележку с камерой — главное оставаться на площадке.

Главную роль Видову дали, когда тот был второкурсником ВГИКа, в "Метели" Владимир Басов. Затем сняли экранизацию "Сказки о Царе Салтане", где Видов уже — князь Гвидон.

"Он не был сильно заметен на площадке как звезда первой величины, которой он к тому времени уже был", — отмечает кинооператор, заслуженный деятель искусств Михаил Агранович.

Но почему-то чаще всего зритель вспоминает короткие эпизоды Олега Видова в "Джентльменах удачи", где он — старший лейтенант милиции. Видов признавался потом, что сложно было записать диалог, потому что уж сильно смешил Савелий Крамаров. А Олега Видова стали приглашать режиссеры-иностранцы в совместные, советско-иностранные картины. И знаменитый "Всадник без головы" по Майн Риду был советско-кубинским. И здесь образ Видова сложился окончательно. После фильма открытки с портретом актера в "Союзпечати" уходили гораздо быстрее газеты "Правда".

"Наш кинематограф совершенно его не использовал его по назначению, потому что лицо у него, конечно, было не советское, он не мог играть рабочих каких-нибудь", — рассуждает народная артистка РСФСР Людмила Савельева.

А образ благородного красавца был востребован нечасто. В 83-м Видов уехал работать в Югославию, где тоже быстро прославился — благо, у него получалось очень чисто говорить по-сербски. Виза заканчивалась, в Советском Союзе требовали его возвращения, а он уже этого не хотел. Его вывез из Любляны в Вену австрийский актер — в багажнике собственной машины. Позже был Рим. А еще позже Штаты.

Олег Видов был уверен, что теперь он будет слесарем или электриком. Но друзья-актеры и главное третья по счету жена-американка Джаон Борстен, репортер Los Angeles Times, помогли. И вот уже на Олега Видова ходят не в кинотеатры, а в видеосалоны, где он с экранов вместе с Микки Рурком — в "Дикой орхидее" или с Арнольдом Шварцнеггером — в "Красной жаре".

Но в России его продолжали и продолжают любить. Скромного красавца. И хорошего друга. Актриса Лариса Удовиченко рассказывает, что до сих пор носит брелок с сердечком, который когда-то ей подарил Олег Видов.

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году - в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел».

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей.

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. 16 мая 2017 года Олег Видов скончался в США на 74-м году жизни.