Олег Видов. Скромный красавец с несоветским лицом

Олег Видов – легендарный актер советского кино с абсолютно не советской внешностью. Он учился на одном курсе со Станиславом Говорухиным, создателем фильма о Буратино Леонидом Нечаевым, актрисой Ольгой Гобзевой, ушедшей в монашество. И стал одним из первых в СССР актеров, снимавшихся на Западе. Для многих он прежде всего – звезда фильма «Всадник без головы». Почти 30 лет Олег Видов живет в Лос-Анджелесе. Мы встретились в его доме в Малибу, куда поднимаешься как по горному серпантину. Красота необыкновенная! И океан перед тобой.

В Малибу у своего дома.

Первым делом Олег Видов накормил меня тайским кокосовым супом, который приготовила его жена Джоан. Они недавно вернулись из Таиланда. Потом мы долго разговаривали, пили кофе. Если бы не Олег Борисович, я бы никогда не увидела такого Лос-Анджелеса. Он показал самые интересные места, вплоть до магазина здоровой еды и китайского ресторана, куда любили ходить еще родители Джоан. Сама она – журналист, работала в разных точках мира, самых экзотических.

«Живя в Америке, вижу лица моих зрителей. Я хочу, чтобы они думали обо мне хорошо»

Хорошо ли вам в Лос-Анджелесе? Слышала от Сергея Бодрова, живущего тут, что здешняя жизнь отличается простотой отношений, свободой, лишена снобизма, да еще и дешевая.

Думаю, что Сергей прав. Если хочешь здесь нормально жить, надо много работать. Если в Америке нужно мыть посуду, ты ее моешь. Нужно быть шофером, то будешь им. Здесь идут к цели разными способами. Мы с Джоан всегда старались делать что-то полезное, относились к любому делу, как к духовной миссии. Взявшись в свое время за советскую мультипликацию, хотели показать ее всему миру и добились этого. Ее увидели в 55 странах на 35 языках.

- Теперь у вас новое дело?

Мы организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости, и она стала, чуть ли не лучшей в Малибу.

- Много людей нуждаются в лечении?

Есть такая проблема, связанная не только с наркотиками, но и фармацевтическими средствами, содержащими опиум и другие сильнодействующие препараты. Люди все чаще становятся зависимы от них. Когда они начинают злоупотреблять напитками, и это не только на Руси, где угодно, мозги пропиваются. Известно, что наркомания и алкоголизм передаются от родителей к детям. Ребенок может родиться с наркотической зависимостью.

- Вы же не врач? Как к этому пришли?

Когда мне было 16 лет, я работал санитаром приемного покоя в 29-й Баумановской больнице, хотел стать доктором. Моя тетушка работала медсестрой. Поэтому когда возникла идея организовать клинику, я ее поддержал. И мы с Джоан начали этим серьезно заниматься. Полгода назад мы продали нашу клинику, но остаемся там консультантами. И, слава богу, что так сложилось, потому что в нашем возрасте надо уже заниматься собой. А я пару лет назад сказал себе: «Олег, подумай о своем здоровье». Оно у меня не такое уж и крепкое. Если ты здоров и силен, то можешь помочь другим. Но все это не значит, что мы с Джоан ничего не будем делать. Потихоньку пишу свои воспоминания, которые довольно интересные. В свое время я объездил весь Советский Союз, выступал, общался со зрителями, актерами, режиссерами. Я рос среди обычных людей. До сих переживаю за беды народные. Вспоминаю свою жизнь, жизнь родителей. Есть о чем рассказать.

- Насколько в Америке чувствуется социальная разница?

Есть круги звезд, очень богатых людях, которые хорошо друг друга знают и довольно замкнутые.Живя в Малибу, я нахожусь в некотором отдалении от всех. Стоит отъехать за 150-200 километров от большого города, и увидишь людей, которые не живут перспективами получить «Оскар». Они родились в тех местах, живут, работают, рожают детей. Это прелестные люди, которые радуются простому общению и жизни. Лос-Анджелес - город потенциальных возможностей. Америка это страна, где многое зависят от самого самого. Если не нравится работа, можно устроиться на другую, год проучиться и найти себя в новой профессии. У людей нет психологии зависимости от какой-то «пирамиды», как у гоголевского Акакия Акакиевича.

Человека искусства, вне зависимости от того, где он живет, ведет по жизни что-то такое, без чего он не может существовать.

Конечно, люди искусства - особые. А здешние еще и думают иначе, потому что у них другие жизненные обстоятельства. - Америка – это страна, где в твою жизнь никто не вмешивается, ты можешь жить, как ты хочешь. Есть система во всем. Хочешь перестроить дом, где ты живешь, – получи разрешение архитекторов, пожарных. Без этого нельзя.

- Недавно мы вспоминали вас с Марленом Хуциевым. Вы же снимались у него в «Заставе Ильича»...

Правда вспоминали? Хороший, милый человек и потрясающий мастер. Он был, чуть ли не первым моим режиссером. Я в конце «Заставы Ильича» прикуриваю у героя Коли Губенко. Марлен Мартынович уловил момент «оттепели» Гениальный фильм! К сожалению, у него тогда были проблемы с выходом на экран. Свет этого фильма остался во мне. Тогда, в период «оттепели» многое изменилось, ушел страшный зажим, сидевший в каждом из нас. После окончания ВГИКа меня отпустили сниматься в «Красной мантии» в Скандинавию. Мир открылся. Заметьте, чем мы добрее, тем нас больше любят. Я бывал в Якутии, Казахстане, Белоруссии и на Украине, по всему СССР и могу судить об этом. Я знаю эту жизнь изнутри. По сути, у нас очень хороший и добрый народ.

- Вы ведь с раннего детства колесили по стране?

Два года я с мамой был в Монголии, где она преподавала в школе для детей русских специалистов, а потом ее направили в Германию. Там она два года работала корректором в издательстве, где печатали книги для школ и институтов. Мама приходила поздно, много работала. А я был совсем мальчишка (5-7 лет). У меня был педагог по немецкому языку и учитель музыки. Это мне дало определенное понимание мира и культуры. Мама водила меня в музеи, на концерты, показывала города. Я все это хорошо помню. Все было на сломе - закончившаяся война и возвращающийся мир. Я там взрослел, с другими детьми лазил по еще не разобранным развалинам. А потом жил с тетей в Казахстане, в Подмосковье..

Все что вы рассказываете, не вяжется с вашим обликом красавца-актера, любимца миллионов. Неужели у вас, хотя бы по молодости, не было богемного периода, зазнайства?

В молодости у меня не было времени для богемных развлечений. Ведь я в 15 лет пошел работать и занимался в школе рабочей молодежи. Именно там в 1960 году меня встретили ассистенты режиссера с «Мосфильма» и предложили сниматься в кино. Меня взяли в фильм «Друг мой Колька» на эпизод, который потом не вошел в окончательный вариант. И я видел труд плотников, строивших декорации, рабочих «Мосфильма». А я-то не был сотрудником студии. Работа гримера, костюмера, осветителя, представлялась мне загадочной. Я старался все в себя впитать. После завершения съемок директор картины Пастушков, а он был чудесный человек, дал мне очень хорошую характеристику. Узнав, что на студию научно-популярных фильмов требуется осветитель, я пришел туда с этой рекомендацией. Многие люди, работавшие тогда в кино, были фронтовиками, прошли войну, им было, что сказать. А после выхода этого фильма, я поступил во ВГИК. Я очень трепетно относился к своей будущей профессии, считал, что поступление во ВГИК – огромная удача, старался хорошо учиться. Я никогда не относился свысока даже к самому простому человеку. Без таких людей не было бы кино. Во время учебы во ВГИКе у меня свободного времени практически не было. Я много снимался: три главные, в семи фильмах - эпизодические. А еще зачеты, экзамены, курсовые и прочее. Ни времени, ни сил на богему не оставалось.

- То есть вы были правильным мальчиком без всякого актерского высокомерия?

Я действительно всегда был таким. Очевидно, это осталось где-то и во мне на всю жизнь. Но я в своей профессии и жизни всегда был открыт. Мои близкие были хорошими, добрыми и прямыми людьми.

«Когда я впервые приехал в Данию, все время осматривался, думал, кто же меня будет вербовать»

- Как вам работалось в советском кино?

Я любил кино так, что для меня оно было самым главным. Целиком фокусировался на работе и считал себя счастливым человеком до определенного момента. Был период, когда я хотел стать режиссером. Георгий Данелия брал меня на режиссерские курсы. У меня к тому времени уже были фильмы «Сказка о царе Салтане», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Красная мантия», «Ватерлоо», «Могила льва» моего однокурсника Валерия Рубинчика. Как я горевал, когда его не стало. Меня пригласили в Югославию, где я снялся в трех фильмах. В одном – с Сергеем Бондарчуком. Эти картины стали очень популярны в Сербии. Я снимался в «Ватерлоо» у Сергея Бондарчука. Данелия пригласил меня в «Джентльмены удачи», Он всегда ко мне относился с симпатией. Он умел разглядеть в человеке то, что в нем есть и что следовало поддержать. Потом я все-таки поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа и закончил его с оценкой отлично. Так Станислав Ростоцкий, как председатель комиссии, оценил мою дипломную работу- короткометражный фильм «Переезд». Он был талантливый человек.

- Вы, советский актер, оказались на съемках в Дании и Югославию. Что поразило?

Там было потрясающе! Поражало особое отношение к актеру – о нас заботились, на съемочной площадке кормили, всегда был кофе и бутерброды. В Советском Союзе такой заботы не было. Мы же в перерыв все бежали в столовку обедать, тратили время, силы.

- Инструкции получали при выезде за границу?

Конечно. Мне говорили: будь осторожен, тебя могут завербовать. Когда я впервые приехал в Данию, все время осматривался, думал, кто же меня будет вербовать. Но ни одна собака не подошла. У меня и мысли не было остаться там. Мои родные, семья жили в Москве.

- А гонорары платили?

В Дании я получал суточные, а весь гонорар за съемки в Скандинавии отнес в посольство. Суточные были небольшие, но я не жаловался. Мне повезло поехать сниматься за границу. Я был одним из первых, кого выпустили. Самым первым был Сергей Бондарчук, который снимался у Роберто Росселлини в 1960-ом году. А я поехал в Данию сниматься в саге 12 века, которая называлась в СССР «Сага о викинге». Моему выезду предшествовало одно обстоятельство. Сергею Герасимову для фильма «Журналист» нужна была европейская звезда. И это совпало с моим приглашением. Сделали нечто вроде обмена.

- Никого к вам не приставили?

Нет. Но я и сам осознавал, какая ответственность на меня возложена. Я – представитель Советского Союза, снимаюсь в главной роли. Мне надо быть в форме, скакать на лошади, драться, да и любовную историю сыграть. Я очень серьезно относился к своей работе. Для меня каждый съемочный день становился олимпийским испытанием.

- Вы были по сути советским человеком?

Конечно, я был советским человеком, поэтому меня, наверное, и выпускали заграницу.

- Не логично получается. Такой правильный советский человек и вдруг … покинули родину…

Я уехал за границу не по меркантильным соображениям. К деньгам всегда относился равнодушно. Если они были - помогал людям. (Наша общая знакомая, тогда сотрудница Госкино вспоминает, как Олег Видов возвращался со съемок в Югославии с чемоданом подарков, которые всем раздавал. И меня он одарил сувенирами, велел не выпендриваться и взять деньги за такси, на котором я добралась до Малибу - С.Х.). Из СССР я уехал в 1983 году после того, как женился на югославке. Мне оформили гостевую визу к жене в Югославию на 72 дня. Но там меня пригласили сниматься в кино. И 72 дня растянулись на 2 года. Там я снялся в 4 фильмах и двух телесериалах. Один из них снимался в Финляндии. Правда, мне не давали разрешения на то, чтобы я там остался жить. И летом 1985 года меня вызвали в полицию и объявили, что я должен в 72 часа покинуть Югославию. Но тогда я принял решение уехать в Австрию и получил для этого гостевую австрийскую визу. А в Австрии мне дали гостевую итальянскую визу. В Италии же и определилась моя дальнейшая судьба. Именно там я познакомился со своей нынешней женой. Ну а мое пребывание в Италии закончилось тем, что американское посольство через госдепартамент оформило мне право проживания в США как известному киноактеру. Конечно, это все было не так просто и легко. Но у меня тогда другого выхода не было. Было странное ощущение, что всем, что со мной происходит управляет какая-то непонятная сила.

Осенью 1985 года я прилетел в Лос-Анджелес. Первое время я даже не думал сниматься в кино. А в 1998 году у меня обнаружили опухоль на гипофизе уже в четвертой стадии. У нас в то время не было соответствующей аппаратуры для проведения операции. С таким диагнозом наши соотечественники в чаще всего отправлялись к патологоанатому. Мне крупно повезло, что я избежал такой участи. Но это целая история! Мне сделали в США великолепную операцию. С тех пор прошло 26 лет. И я жив. Большая заслуга в этом моей Джоан, с которой в 1999 году мы поженились.

«Я выбрал жену в президенты. Она меня – в премьер-министры»

- Когда карьера только начиналась, отдавали себе отчет в том, что вы - красавец?

Я был стеснительным человеком. Когда хвалили, было неудобно. Нам все время твердили: не высовывайся, жди, когда тебя похвалят. В Америке все наоборот. Мама воспитывает сынка так, что он уверен в своей гениальности. И в России такие семьи есть. Человек вырастает и понимает, что он человек. Нами всегда кто-то командовал. Теперь мною никто не командует, даже жена. У нас с ней демократия. Я ее выбрал в президенты. Она меня - в премьер-министры. Джоан сейчас выпускает кулинарную книгу, подробно рассказывающую о специальной безсахарной диете, которая вместе с другими факторами помогает избавиться от наркозависимости. В ее основе - специальная французская диета. Она опробована годами в нашем центре. Пациенты нашей клиники за неделю-две начинают восстанавливаться и возвращать себе нормальный вид. В книге очень много цветных иллюстраций. Джоан работала над книгой более трех лет

- Удивляюсь вашей кипучей энергии и разнообразию деятельности. Вы все время идете небанальным путем.

Да, мы - деятельные люди. Все время работаем.

- В России кроме «Заколдованного участка» вы не снимались в последние годы. Почему?

Меня звали, но я периодически был занят работой. Да и возраст уже не тот, чтобы бегать за локомотивом. Кстати, в «Заколдованном участке» мог бы изобразить голливудского ковбоя с понтами, но я сделал своего героя советским, скромным человеком. Это капитан на пенсии, приехал в деревню посвататься к красивой женщине. Режиссер Саша Баранов согласился с моей концепцией. Я был счастлив, что попал на родину, на съемочную площадку и сыграл такую роль. Во время съемок в этом фильме, я очень был рад общению с разными людьми и русской природой в Тарусе. И во тогда я написал эти стихи:

В Тарусе дождь

Прекрасная погода.

Льёт. Чудеса,

Родная благодать.

Среди простого русского народа

Свое вдруг детство стал я узнавать.

Там с тётушкой бродил

Среди берёзок мокрых

Грибы и ягоды манили и вели

В чащёбы с серебристым мохом.

Душа всё помнит и болит.

Нестройность деревенек, сказкой веет

Воочию, где каждый уголок

Своей прозрачностью меня лелеет.

Здесь Русь, здесь родина

Здесь жизни нашей сок.

В минувшую субботу, 20 мая, советского и американского актера Олега Видова похоронили в США на мемориальном кладбище «Голливуд навсегда». Он ушел на 74-м году жизни после тяжелой онкологической болезни.

В Америке на смерть Олега Видова откликнулись скупо: с большой статьей выступил только Hollywood Reporter, отметивший, что в СССР он был звездой кассового кино, а в Штатах сыграл две заметные роли: в «Красной жаре» со Шварценеггером и в «Дикой орхидее» с Рурком. Отмечено также, что фильмы его оставались в советском прокате - с вырезанным из титров именем актера, а после перестройки он охотно приезжал на родину и даже появился к 70-летию в программе Андрея Малахова «Пусть говорят».

Что про его уход написали американцы

New York Times скупо, но уважительно сообщила, что в Голливуде Видова называли «советским Робертом Редфордом», что на ковбойский фильм «Всадник без головы» было продано в 1973 году 300 миллионов билетов (то есть, удивимся от себя лично, получается, что все население СССР, включая младенцев, посмотрело картину почти по полтора раза) и что постановщик «Красной жары» Уолтер Хилл категорически не желал давать Видову роль плохого парня, советского наркоторговца. «Камера не желает верить, что ты отрицательный персонаж», - говорил он артисту, но тот настаивал: «Я хочу работать с Арнольдом». Перед смертью, сообщила его жена, он с семьей пересматривал «Тринадцать дней» - политический триллер 2000 года о кубинском кризисе, где он снялся в роли советского представителя при ООН (после съемок этого эпизода все на площадке долго аплодировали).

В других некрологах вспоминают, что он был активным благотворителем, открыл со своей женой Джоан Борстен клинику для лечения алкоголизма и наркозависимости (продал ее в 2014 году), а тягу к благотворительности в интервью 2013 года объяснял так: у нас это наследственное, моя тетка в Казахстане помогала эвакуированным устроиться на новом месте, вот и я хочу помогать кому-то начать новую жизнь… Вообще все в Калифорнии, кто его знал - а знакомств среди выходцев из России у него хватало, - говорят, что он был скромный доброжелательный человек без малейших признаков звездной болезни.

Уехал от горькой обиды

Что до русских откликов на его смерть, тут, как ни странно (хотя что ж тут странного по нынешним временам), много анонимного сетевого злорадства: вот, уехал… предал… ничего значительного там не сделал, как и Крамаров, который ему присоветовал… здесь на руках носили, женат был на дочке Брежнева, а там играл третьестепенные роли русских… по заслугам и забвение. Тут все неправда: с Галиной Брежневой он дружил, женат был на ее подруге Наталье Федотовой, и то недолго. «Третьестепенные роли русских» - тоже серьезное преуменьшение, большинство уехавших российских актеров и того не добились, а на счету у Видова как-никак двадцать заметных ролей в крупных картинах, и, если бы ему разрешили уехать в середине семидесятых, когда Дино Де Лаурентис после роли Томлинсона в «Ватерлоо» предлагал ему две картины в год, - он стал бы звездой мирового масштаба. Точно так же в свое время отказали в выезде Татьяне Самойловой, звезде фильма «Летят журавли», - и, ничтожно мало для ее таланта сыграв в России, она умерла три года назад в одиночестве, полузабвении, полубезумии. Видов уезжал не за карьерой, вот что надо бы понять всем, кто сегодня не желает прощать его отъезд: у него не было никаких карьерных соображений, и он честно рассчитывал работать за границей строителем (благо навык был с отрочества). И рак у него еще не был диагностирован - это в начале девяностых у него начались так называемые выпадения, сужение полей зрения. Так что ехал он не лечиться. Уезжал он в полную неизвестность, от горькой обиды, после нескольких тяжелых оскорблений, которые не захотел проглотить, - вот и вся его вина.

В шестидесятых ему еще давали сниматься за границей - и в 1966-м он снялся в знаменитой датско-шведско-исландской «Красной мантии» вместе с двадцатилетней тогда Гитте Хеннинг; в единственной эротической сцене он наотрез отказался сниматься голым, и переубедил его только режиссер Габриэль Аксель: «Олег, викинги не носили белья!» Гонорар Видова за главную роль в этой картине пошел на оплату работы Анни Жирардо в фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967), о чем он сам рассказывал с неизменной иронией.

Из страны в страну

Автор самиздатской биографии Видова Александр Руденский (его книга выложена в сеть) подробно рассказывает, как 24 февраля 1983 года Видов зарегистрировал третий брак - с югославкой Верицей Йованович - и по обычной туристической визе уехал к ней в Белград, где его тут же пригласили сняться в нескольких картинах. Он превысил срок пребывания в Югославии, от него категорически потребовали вернуться на родину - и тогда его товарищ по съемкам в фильме «Молодежный оркестр» Мариан Сринк помог ему получить австрийскую гостевую визу. Отъезд Видова на Запад оброс массой легенд: только что в России написали, что его перевезли через границу в багажнике автомобиля (а то на границе не досматриваются багажники!). Он выехал вполне легально, хоть и не без приключений: его узнал секретарь австрийского посольства, работавший до этого в Монголии, где все время крутили фильмы Видова. Виза была получена без проблем. Из Австрии он у­ехал в Италию, а потом - с помощью бывшей актрисы Джоан Борстен - в Штаты (здесь они создали маленькую компанию Films by Jove, а потом поженились). Сначала он сам на средства друзей снял небольшую картину «Легенда Изумрудной принцессы» (благо режиссерское образование у него было, он закончил Высшие режиссерские курсы у Ефима Дзигана и даже снял коротко­метражку «Переезд») - картина была сделана на копейки, но на Нью-Йоркском кинофестивале ее заметили; потом, через два года, его пригласили в «Красную жару».

Миллионером, как и Крамаров, не стал

Разумеется, ни Крамаров, ни Видов не стяжали в Штатах такой славы, как в России, да и не претендовали на нее. Оба уезжали из позднезастойного СССР, где во всем сквозило вырождение, отовсюду пахло гнилью и безысходность казалась вечной. Они уезжали просто жить, как им хотелось. Для Видова возможность жить без унижений и поступать в соответствии с собственными желаниями, а не с мнениями киноначальства была дороже любого успеха. Миллионером он тут не стал, дружил, с кем хотел, путешествовал, сочинял стихи, приглашал детей от русских браков - и ни о чем не жалел. Нормальный был человек, и непостоянное зрительское обожание значило для него меньше, чем личная свобода. И те, кто ради этой любви остался на родине, согласившись терпеть все ради уюта родного гнезда, втайне завидовали ему. Да ему вообще многие завидовали: красавец, характер ровный, любят все (он действительно владел даром мгновенно и без усилий располагать к себе людей). А сам он - только себе молодому: «Сил и желаний было больше».

Последние пять лет он тяжело болел. Жалоб его никто не слышал.

Он будет лежать на кладбище Hollywood Forever рядом со звездами первой величины, с которыми и жил по соседству, и помнить его будут не за актерские свершения, а за особое выражение глаз, особенно заметное в принесшем ему славу фильме «Всадник без головы». Видно, что этому человеку ничего не надо, но унижать себя он не позволит никому. И если бы таких было больше - все в России было бы иначе.

Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале восьмидесятых голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов: он был одним из первых киноактёров, уехавших на Запад.

АиФ.ru вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною». Он рано начал работать: с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав...», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссёр Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане», актёры Ксения Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майн Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джеральда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

Опала

О такой блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста — выгодный брак. Видов женился на Наталье Федотовой дочери генерала КГБ, которая была близкой подругой Галины Брежневой , дочери генсека ЦК КПСС.

Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны».

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развёлся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссёрское отделение ВГИКа в 1978 году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет. Потому что „ сверху “ требовали: „ Не выдавать! “ Слава богу, диплом я получил. А потом — по той же причине — сколько ролей я потерял!»

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход: покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда — в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра оказался Арнольд Шварценеггер . Затем Видов снял короткометражку «Легенда Изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Кэрри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны: он сыграл в российско-американском фильме «Три августовских дня», посвящённом августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Неудивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям „ обрубали руки “ , нельзя было ничего делать. А здесь — пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь — хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году — в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. 16 мая 2017 года Олег Видов скончался в США на 74-м году жизни.

По этой же теме:

Как актёр Олег Видов сбежал из СССР на Запад Смерть среди песков: как во время съемок погиб советский актер Евгений Урбанский