Скачать презентацию изобразительное искусство древнего рима. Презентация по мхк "музыкальное искусство древней греции и рима"

Вся информация о древнеримской музыке, известная современным людям, получена из литературных источников античной эпохи, а также памятников изобразительного искусства того времени. Ни одного оригинального нотного издания до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

Музыка имела важное значение в каждодневной жизни древних римлян, а развивалась она на основе принципов, возникших еще в период эллинизма. Однако не только греки оказывали влияние на данное искусство, очень много различных нюансов было перенято и у восточных народов в период походов в их страны. В целом этрусская культура, оказавшая и без того колоссальное влияние на древнеримскую цивилизацию, в меньшей мере определяла музыкальные принципы и основы римлян, поскольку у самих этрусков этот вид искусства развивался медленно и они не предавали ему особого значения.

Первоначально римская музыка была довольно самобытным искусством, большинство существовавших жанров связывались с тематикой ежедневной деятельности . Наиболее распространены были жреческие напевы, которые можно охарактеризовать как песни и пляски в честь различных богов, чаще всего они исполнялись в виде молитвенных песнопений, в которых римляне взывали о богатом урожае или удаче в военных походах. Гораций и Вергилий стали наиболее популярными поэтами своего времени, их стихотворные творения пели под щипковые музыкальные инструменты.

Музыкальное искусство Древнего Рима получило весьма стремительное развитие, в большей степени это обуславливалось популярность театральных постановок. Для них в то время был характерен жанр пантомимы, в котором сочетались розыгрыши театральных сцен, танцы, а также оркестровая игра и хоровое пение. Ряд мыслителей и экспертов-теоретиков по искусству античной эпохи замечали, что большая часть всех музыкальных спектаклей, позаимствованных римлянами у греков, потеряли свой первоначальный смысл и служили только одной цели – развлечения толпы.

Уже в I веке нашей эры древнеримским императором Домицианом были придуман и утвержден новый вид соревнований, во время которых виртуозы музыкального искусства состязались в игре на арфах и пении.

Увлечение музыкой в Древнем Риме было свойственно всем слоям населения. У представителей знати, естественно, было несравнимо больше возможностей, и они могли позволить держать у себя дома музыкальные инструменты, например, водяные предшественники органов. Наиболее богатые римляне приобретали целые оркестры рабов, позволявшие им наслаждаться в любое удобное время. Фактически каждый член обеспеченной семьи должен был обучиться либо вокальному искусству, либо игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, поэтому профессия учителя музыки в то время была не только весьма распространена, но и пользовалась всеобщим уважением. Музыкой и песнопениями сопровождались все значимые праздники и крупные торжества, а также гладиаторские бои.

Кифара и авлос, являющиеся основной разновидностью лиры античного периода и прародителем гобоя, были наиболее распространенными древнеримскими музыкальными инструментами. Повлияло на это опять же заимствование принципов и основ музыкальной культуры у греков во времена их завоевания. Среди богатых сословий также пользовались особой популярностью гидравлосы – водяные клавишно-духовые инструменты, очень близкие к современным органам. В армии популярность музыки не была исключением из правил, но там наибольшее распространение получили


У ЭТОГО народа были своя философия, своя философия, свои представления о жизни и смерти, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. особое восприятие окружающего мира.


«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (III вв. до н. э.). (III вв. до н. э.).


Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим до н. э. Франция, Париж, Лувр


Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия


Новый тип храма Стоящий на подиуме Высокий пьедестал, подножие С глубоким портиком Навес перед входом в здание с колоннадой или арками


Римский скульптурный портрет Точно передает портретное сходство Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека


Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»


Капитолийский Брут Древний Рим до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории


Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана


Римский писатель Светоний (ок. 70 ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»




В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)


III век – эпоха кризиса и кровопролитий Новая историческая эпоха Новые предметы изображения Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима




Портрет Каракаллы Древний Рим н. э. Италия, Рим, Национальны й Римский музей


Авл Метел Древний Рим до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей


Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт- Петербург, Эрмитаж


Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.


Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.


Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей


Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер- матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной- канопой, статуя связана с культом мертвых.


Живописное искусство фреска Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке или вид росписи – настенная роспись мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева


Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи


Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.




Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла смальты.


Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей


Задание на дом Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни»

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности сна­чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи­ка: расцвет эллинского искусства приходится на V IV вв. до н. э., расцвет римского на III вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.


Портрет Помпея Необходимо отметить эволюцию от портретов римлян Ранней и зрелой республики, замкнутых в своем обособленном родовом мирке, к портретам деятелей Поздней республики, таких, как Помпеи, Цезарь, Цицерон. В пластике этих образов воплощаются уже почти имперские претензии. Приобретающее сильный общественный резонанс значение изображенного выходит за рамки республиканских представлений. Портрет Помпея. I в. до н. э.Копенгаген. Нью-Карлсбергская глиптотека.


Помпеи. Улица в городе Ваятели тех лет стремились прежде всего поразить человека. Скульп­тор Зенофор воздвиг Нерону громадную статую, высившуюся долгое время у вестибюля Золотого Дома. Это был грандиозный, внушавший, вероятно, страх римлянам, портрет, не имевший ничего общего с колос­сами древних греков. Широкое распространение в первый период расцве­та искусства Империи получила, однако, и камерная скульптура укра­шавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии. Помпеи. Улица в городе.


Колизей Колизей самый большой из древнеримских амфитеатров, один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в гг. н. э.


Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица. Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.


Базилика Эмилия Базилика Эмилия, остатки которой до сих пор можно видеть на северной стороне перед Базиликой Юлия, была построена в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором на месте более старого храма. Сейчас в это сложно поверить, но Плиний старший называл базилику одним из красивейших зданий на свете. В базилики было три нефа и три входа с площади, большие окна для освещения внутреннего помещения, рельефные украшения, изображающие мифическое основание города. Во время правления Августа напротив базилики был построен портик Гая и Луция.


Телега Нептунова В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года.


Пантеон Пантеон (др.-греч. πάνθειον храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ все и θεόζ бог) «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».


Фонтан Черепах Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима. Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).


Рельеф с фигурами римских сановников выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.


Храм Антонина и Фаустины Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.


Храм Ромула Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).


Ипподром Домициана Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.


Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведе­ние не только звено в цепи художественного развития, но и неповтори­мое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. «Аудитория» у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо­африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему лю­дей различных сословий, рас, общественных положений.


Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи от Британских островов до Египта. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.


Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.


Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы карло и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.


Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.


История Рима делится на два этапа. Первый эпоха республики наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап императорский начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется III вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян статую Капитолийской волчицы


Главной святыней Рима, основанного 19 апреля 735 г. до н. э., был храм Юпитера, Юноны и Минервы. Храм не сохранился, однако существует мнение, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Еще одна достопримечательность Рима так называемый Форум Романум Форум Романум




Великолепны римские мосты III вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.Мост Фабриция Гарский мост


Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таверны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.амфитеатр



Внутри дома были расписаны. С течением времени стиль росписей менялся. Во II конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий (Фреска из Боскореале Фреска из Боскореале


Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Здесь римляне многое заимствовали у этрусков, однако римский портрет имел одно существенное отличие. Этруски, творчески перерабатывая натуру, запечатлевали в камне хотя и достоверный, но в той или иной мере поэтизированный образ. Римский же портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Маски хранились в самом почетном месте (атриуме), и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица.


ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным.





Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой. Мавзолей Августадва обелиска


В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора от одаренного ребенка до презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Нерона)Голова императора Нерона


Фреска из Геркуланума «Персики и стеклянный кувшин» свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. С древнейших времен образом мира было дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь же художник изображает дерево без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Одна ветка дерева сломана, сорван персик, от которого отделена часть мякоти, до самой косточки. Исполненный мастерской рукой, натюрморт светел и воздушен, однако его смысл «всеобщая смерть природы».Персики и стеклянный кувшин


В 7080-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э. амфитеатр Флавиев Внутри Колизей



Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (7981 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона. Триумфальные арки также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом.Триумфальная арка Тита Тит



Искусство поздней империи В гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком.Траян


Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества покровителя Марса Ультора, были две библиотеки греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.







До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.



Для зодчества эпохи упадка империи (IIIIV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ».



Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музыкальное искусство Древней Греции Работу выполнила Безродных Наталья МКОУ Спицынская СОШ п.Ленинская Искра

2 слайд

Описание слайда:

Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита.

3 слайд

Описание слайда:

Однако судить о древнегреческой музыкальной культуре можно не только по этим фрагментам, но и по произведениям изобразительного искусства (например, на античных вазах встречаются изображения музыкальных инструментов) и литературы (в частности, трудам Аристотеля, Платона и других философов). Сохранились трактаты, посвящённые музыке. В Древней Греции музыка или иное творчество были неотделимыми от греческой мифологии.

4 слайд

Описание слайда:

Слово музыка происходит от "муз" - богинь, покровительниц творческих и созидательных стремлений, дочерей греческого бога - Зевса. Музыка рассматривалась в качестве важной составляющей престижного образования и в поддержании стабильности общества. Она была признана как форма искусства, оказывающая огромное влияние на человека, на совершенствование его нравственных и моральных ценностей.

5 слайд

Описание слайда:

Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. В древнейшие времена певцы и музыканты не имели профессионального образования; их искусство основывалось на импровизации. Создание первой музыкальной школы относится примерно к 650 г. до н. э.

6 слайд

Описание слайда:

Орфей Немало интересных сведений можно почерпнуть и из мифологии. Так, сказания о певце и музыканте Орфее повествуют о волшебной силе музыки: Орфей своим искусством покорял не только людей, но и богов, и даже природу. Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы.

7 слайд

Описание слайда:

Орфей полюбил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких лесов. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, наступила на змею и умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути "Арго" и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустившейся веточки вербы. Оказавшись у трона Аида и Персефоны, Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену.

8 слайд

Описание слайда:

Владыка мертвых Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Дрогнуло твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

9 слайд

Описание слайда:

Античные музыкальные инструменты Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент Кифара - один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром. Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12. Применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом. Кифара считалась инструментом Аполлона в отличие от авлоса - инструмента Диониса.

10 слайд

Описание слайда:

Лира Лира - (греч.; лат. lyra) была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно мифу, лира была изобретена Гермесом. Для ее изготовления Гермес использовал панцирь черепахи; для рамы-рога антилопы. Лира на картинке представляет собой копию, изготовленную по изображению на древнегреческой вазе: корпус лиры выполнен в форме черепа быка.

11 слайд

Описание слайда:

Марсий Однажды, блуждая по полям, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: - Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту! Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон принял вызов и явился с кифарой в прекрасных руках. Как ни была хороша игра Марсия, но разве мог он, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный дерзостью Марсия, он велел подвесить за руки несчастного и содрать с него живого кожу. Так жестоко поплатился Марсий за свою гордость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

12 слайд

Описание слайда:

Авлос Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сценах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.

13 слайд

Описание слайда:

Пан Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

14 слайд

Описание слайда:

В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд- древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н.э.). Аэды выступали на пирах, общественных празднествах, погребальных церемониях. Мелодичная речитация сопровождалась ими игрой на форминге. Около 700 до н.э. Аэды уступили место рапсодам и кифаредам. Эти “сшиватели песен” воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом- гекзаметром, без разделения строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминге, струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего панциря, а позже на кифаре. Мелодии более ранних сказителей, аэдов были, вероятно речетативно-повествовательного склада; у более же поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Древний Рим (VIII в. до Р.Х.) Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса - духового инструмента типа флейты).

17 слайд

Описание слайда:

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

18 слайд

Описание слайда:

Кроме салиев, большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились.

19 слайд

Описание слайда:

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровожденииструнных щипковых инструментов - кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняликантики (от «кано»- пою) - музыкальные номера речитативного характера.

20 слайд

Описание слайда:

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес - любимец Калигулы, кифареды Менкрат - при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император - Домициан - основал Капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками. Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха - знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

21 слайд

Описание слайда:

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы - гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы и дворцы. Но чем воинственнее становилось государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов. Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

22 слайд

Описание слайда:

Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду. Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Положение прихлебателя и льстеца было пределом карьеры для музыканта. Угождение капризам знати и толпы невозможно совместить со старым поклонением природе. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям. В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение.

23 слайд

Описание слайда:

Упадок римской культуры длился несколько столетий, так что тяжелая болезнь музыкальной культуры начинала казаться вечным свойством самой музыки. Удивительно ли, что многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков? Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению писателя-скептика II в. до н. э. Секста Эмпирика, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими»,- с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх. Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека.

24 слайд

Описание слайда: