Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти - сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Творчество

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой.

Аренский имеет большое значение как педагог - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

Основные сочинения Аренского

Оперы
  • «Сон на Волге » (по драме А. Н. Островского «Воевода»; 1888);
  • «Рафаэль » («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
  • «Наль и Дамаянти » (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)
Балеты
  • «Египетские ночи » (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)
Оркестровые сочинения
  • Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885-1902)


Аренский, Антон Степанович

Профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование. Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова. В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры. В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории. Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений.

{Брокгауз}

Аренский, Антон Степанович

(1861-1906) - композитор. Происходя из музыкально одаренной семьи, А. уже в раннем детстве проявлял большую склонность к музыке и творческие способности; в 1882 блестяще кончил курс петербургской консерватории и вскоре был приглашен в московскую консерваторию преподавать музыкально-теоретические предметы - гармонию, контрапункт, композицию; помимо занятий в консерватории, А. уделял много внимания хоровой деятельности. Творчество А. обнимало почти все роды муз. искусства; им написано три оперы: "Сон на Волге" (1892), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1899), балет "Ночь в Египте" (1900), две симфонии, несколько других сочинений для оркестра, ряд камерных произведений (трио, квартеты, квинтет), больше 80 пьес для фортепиано (в том числе фортепианный концерт), ок. 50 романсов и дуэтов, хоровые сочинения, музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые номера). А. является в своих сочинениях представителем академизма со всеми его характерными сторонами: постоянное и упорное благозвучие, вырождающееся иногда в чисто внешнюю красивость, мастерство и приглаженность изложения, стройность и законченность формы, отсутствие шероховатостей в гармонии. Влияние Чайковского очень заметно, но отражение в творчестве А. нашли себе не пафос и трагизм Чайковского, а его лиризм и изящество. Наиболее ценное А. оставил в своих небольших произведениях для фортепиано, а также в романсах, в которых наиболее полно выявились лучшие стороны его дарования; многие из этих сочинений переизданы и за границей. Оперы А. не удержались в репертуаре. Как результат педагогической деятельности А., после него осталось "Руководство к практическому изучению гармонии", переведенное и на нем. яз., "1000 задач" к этому учебнику и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (вышли 2-м изд. в 1900).

М. Иванов-Борецкий.

Аренский, Антон Степанович

(род. 12.VII.1861 в Новгороде, ум. 25.II. 1906 в санатории близ Перкиярви, ныне Кирилловское, Карельский перешеек) - рус. композитор, пианист, дирижер, педагог. Музыкой начал заниматься с 7 лет (уроки фп., в 9 лет первые попытки сочинения). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1879-82) у Н. Римского-Корсакова. В 1882 переехал в Москву. В 1883-95 проф. Моск. консерватории, рук. Моск. отделения Русского хорового общества; выступал в концертах как пианист и дирижер. В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895-1901 был упр. придворной Певческой капеллой. Лауреат премии им. М. Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским, С. Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, Г. Конюс, А. Корещенко, А. Гольденвейзер и др. Творчество А., опирающееся на лучшие традиции рус. муз. классики, преимущ. Чайковкого и Могучей кучки , отмечено лиризмом, мелодичностью (в истоках во многом связанной с рус. народной песенностью), поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров.

Соч.: оперы "Сон на Волге" (1890), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1904); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (1899), "Буре" Шекспира (1905); балет "Ночь в Египте", позднее - "Египетские ночи" (соч. 1900, пост. 1908); баллада "Кубок" для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии (1883, 1889), Сюита, марш "Памяти Суворова" и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1882), для скр. (1901) с орк., Фантазия на темы И. Рябинина для фп. с орк. (1899); Фп. квинтет, 2 квартета (1888, 1894), 2 фп. трио (1894, 1905); соч. для фп., в т. ч. 5 сюит для фп. в 4 руки (в т. ч. "Силуэты"), циклы "У моря", "Арабески", "Наброски на забытые ритмы", 24 пьесы и др.; св. 70 вок. произв., в т. ч. романсы "Не зажигай огня", "Я ждал тебя", "Знакомые звуки", "Угаснул день", "Я люблю тебя", "В тиши и мраке", "Я видел смерть", "Сновидение", баллады "Менестрель", "Старый рыцарь" и др., вок. анс., хоры; мелодекламации на ст. в прозе Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч., 1893-94), сб. задач по гармонии (1897).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Аренский, Антон Степанович" в других словарях:

    - (1861 1906) российский композитор, пианист, дирижер. Оперы Сон на Волге (1888), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903), балет Ночь в Египте (Египетские ночи, 1900), произведения для фортепиано, романсы и др. Учебники гармонии, анализа… … Большой Энциклопедический словарь

    Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его отец, врач, любитель виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка позаботились о… … Биографический словарь

    - (1861 1906), композитор, пианист, дирижёр. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского Корсакова. Переехал в Москву, в 1895 возвратился в Петербург, где до 1901 был управляющим Придворной певческой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Аренский, Антон Степанович - АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно инструментальных жанрах. Автор опер (“Наль и Дамаянти”, 1903, и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Я хочу остановиться на личности видного российского композитора и музыкального деятеля Антона Степановича Аренского . Он – автор замечательных произведений русской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог. Был профессором Московской консерватории и управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. Антон Аренский прожил относительно небольшую, но яркую и плодотворную жизнь. Погребён в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге .

Скоро, 30 июня 2011 года , исполнится 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского . Этот материал посвящён предстоящему юбилею замечательного композитора. К сожалению, его имя немного подзабыто современниками, что совершенно незаслуженно. Убеждён, имя Антона Аренского золотыми буквами вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства, его прекрасные произведения всегда будут радовать своих слушателей.

В статье приводятся биографические данные и сведения о могиле: об исторической могиле и современном положении.

Биография:

АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861 , Новгород - 12 (25) II 1906 , Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московскую консерватории (общие музыкально-теоретические предметы, в 1889-1894 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-1895 руководил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество Аренского сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. Аренский по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения Аренского принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посвящённые памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера Аренского «Рафаэль» (1894). Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).

Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV.

Публикуется по:

  • Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982. Том I. [электронная версия ].

    МОГИЛА

    Антон Степанович Аренский скончался 12 февраля 1906 в Перкярви, близ Териоки, Великое княжество Финляндское.
    Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .
    Могила Антона Аренского имеет свою судьбу, к сожалению, с некоторыми трагическими нотами.
    После смерти композитор был погребён на Тихвинском кладбище. В том же году на могиле была сооружена ажурная металлическая застеклённая часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М. Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е. В. Аренской в 1907 году за 1000 руб. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием «Вдохновение» (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи). В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цементе мраморной крошкой), изготовленной в мастерских ЛО Худфонда РСФСР.
    Описание надгробия. Пристенный горельеф. Скульптор М.Л. Диллон, 1908 (отлив 1952). Искусственный камень, 247x166x31. Внизу слева: М.Диллонъ. 1908. Горельеф трапециевидной формы, помещенный в пристенную нишу. В центре портрет композитора, сидящего за роялем. В верхней части композиции аллегорическое изображение мелодий в виде полуфигур юных дев с распущенными волосами, играющих на музыкальных инструментах. Внизу справа -лавровый венок и пальмовая ветвь. Внизу слева высечены нотные строки с текстом начальных фраз романса Аренского на стихи Н.П. Огарева («Звуки», 1841): «Какъ дорожу я прекраснымъ мгновеньемъ, / Музыкой вдругъ наполняется слухъ». В нижней части горельефа справа надпись: АРЕНСКIЙ/1861-1906.

    Изяслав Тверецкий ,
    май 2011.

  • Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти - сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова .

    По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

    После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский . Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

    Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

    Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков , буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

    Творчество

    В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского . Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана , причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой .

    Аренский имеет большое значение как педагог - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (исключённый Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр , Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

    Основные сочинения Аренского

    Оперы

    • «Сон на Волге» (по драме А. Н. Островского «Воевода»; 1888);
    • «Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
    • «Наль и Дамаянти» (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)

    Балеты

    • «Египетские ночи» (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)

    Оркестровые сочинения

    • Симфония № 1 h-moll (1883);
    • Симфония № 2 A-dur (1889);
    • Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885-1902);
    • Вариации на тему Чайковского

    Концертные сочинения

    • Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
    • Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)
    • Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)

    Камерные сочинения

    • Два фортепианных трио;
    • Два струнных квартета;
    • Фортепианный квинтет
    • Многочисленные сочинения для фортепиано