Мир византийской. Конспект урока МХК "Мир византийской культуры" (10 класс)

Византийская империя справедливо считается прямой наследницей империи Римской. Просуществовала она более тысячелетия и даже после нападения варваров, которое удалось благополучно отбить, она еще несколько столетий оставалась наиболее сильным христианским государством.

Основные черты Византийской империи

Прежде всего следует сказать, что название “Византия” появилось не сразу – до 15 века это государство называли Восточной Римской империей. Располагалась эта империя на востоке Средиземноморья, а в период своего расцвета имела земли в Европе, Азии и даже Африке.

Благодаря средиземноморскому климату земледелие и скотоводство в стране развивались и процветали. Также на ее территории активно добывались полезные ископаемые, такие как золото, олово, медь, серебро и не только. Но важным была не только ее способность обеспечивать себя всем необходимым, но и то, что империя имела очень выгодное расположение: например, через нее проходил Великий шелковый путь в Китай. Составлял путь благовоний 11 тысяч километров, он проходил через многие важные точки и принес государству немалую часть его богатств.

Византийскую империю и восточнохристианский мир связывал не менее знаменитый путь – “из варяг в греки”, который начинался в Скандинавии и, проходя через Восточную Европу, вел в Византию.

Столицей византийской империи был Константинополь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Константинополь.

Численность населения государства была очень высокой – таким количеством людей не могла похвастаться ни одна европейская страна. Например, в Средние века в Византии проживало 35 миллионов человек – очень большое по тем временам число. Основная часть населения разговаривала на греческом языке и являлась носителем эллинской культуры, однако в Византии нашлось место и сирийцам, и арабам, и египтянам, и представителям других этносов.

Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Византия сохраняла античное наследие дольше, чем государства Западной Европы, поскольку оно стало краеугольным камнем ее государственного устройства. Как и у римлян, у византийцев было два любимых развлечения: театральные постановки и конные состязания.

Однако к 8 веку господствующей стала традиция христианская: все жанры искусства прославляли Бога и его подвижников. Так, самым распространенным жанром литературы становятся жития святых, а живописи – иконопись. Выдающиеся деятель этого периода – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Рис. 2. Иоанн Златоуст.

Именно в Византии возник крестово-купольный тип церкви, который впоследствии станет основным архитектурным направление при постройке храмов в Древней Руси. Украшали церкви мозаиками – это еще одна характерная черта византийской церковной традиции.

Рис. 3. Образец византийской мозаики.

Интересно: Образование в Византии было очень развитым и общедоступным – даже бедняк мог пойти в школу и потом претендовать на государственную должность, что было и почетно, и прибыльно.

Что мы узнали?

Сколько веков просуществовала Византийская империя и когда появилось то ее название, которое принято сейчас, какие основные черты она имела, и какой город был ее столицей. Также были рассмотрены особенности ее культуры, в которой смешались античная и христианская традиции. Обращено особое внимание на выгодность ее географического положения: через Византию пролегали путь из варяг в греки и Великий шелковый путь. Еще уделено особое внимание архитектуре и образованию, а также литературе и образу жизни византийцев в целом: перечислены его характерные черты.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 8.

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Византийский стиль Изучение греческих строений начинают, как правило, с Микен.«Хотя массивность кладки и свойственное им преимущественно подземное, пещероподобное расположение сходны со всеми первобытными постройками, развалины Микен (напоминающая ассирийские

Из книги История Российская. Часть 5 автора Татищев Василий Никитич

О СОБЫТИЯХ 1618 – 1619 гг. С ОТДЕЛЬНЫМИ ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ (1625 – 1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД Подъем византийских городов, начавшийся в середине IX в. и достигший апогея в Х-ХІІ вв., был связан, главным образом, с торговой деятельностью и повсеместным распространением ремесленного производства. Появляется новый тип объединений производителей

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР

автора Гийу Андре

Византийский Запад Полководцы Юстиниана в VI в. принесли империи Италию, Сицилию, территории у гор Атласа и юг Испании, а также Сардинию, Корсику и Балеарские

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийский Восток Восточная часть Византийской империи включала в себя Балканский полуостров и Грецию, Херсонес Таврический, Малую Азию, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину и Синайский полуостров, остров Кипр, а также Египет и

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

О событиях 1618–1619 гг. с отдельными записями о событиях последующих годов (1625–1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши город,

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Спор о датах Историки имеют дело с годами, десятилетиями, столетиями; археологи и антропологи, изучающие древнейших людей, оперируют большими отрезками времени - десятками и даже сотнями тысяч лет. Это уже масштаб не только «исторический», но и «геологический». Правда,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

6.5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ЕГИПЕТ Масштабы катастрофы III в. были таковы, что торговля почти прекратилась, в IV столетии все налоги собирались натурой, и государственные чиновники вместо денег получали продуктовые пайки. О ценах в этот период трудно судить из-за огромной инфляции: в 293

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

6. О начальных датах истории Руси Выше мы установили с полной несомненностью, что первый летописец пользовался болгарским, а не византийским летосчислением, т. е. от цифры лет «от Сотворения мира» для перехода на наше летосчисление отнимал не 5508 лет, а только 5500. Отсюда

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги Книга I. Хрустальный Христос и древняя цивилизация автора Саверский Александр Владимирович

Византийский пирамидион На иконах, посвященных Сретению, мы видим изображение пирамидального камня. Сретение (встреча) символизирует как встречу человека с Богом, так и встречу Ветхого и Нового Заветов. Лучше один раз увидеть: XV в., Новгород Андрей Рублев, Даниил

Из книги Линия горизонта автора Миронов Сергей Михайлович

О «скелетах» в шкафах и объединяющих датах Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать о том, что грехи сталинизма оплачены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина, а также – о

Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие

МХК 9 урок19 Мир византийской культуры. (слайд 1)
(щелчок) В безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со змеёй в когтях. Змея извивалась, пыталась ужалить, но орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва.

Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина (слайд 2) которые искали место для новой столицы.

Битву орла со змеёй они истолковали, как знак свыше и в 324- 330 гг.на месте старой греческой колонии Византии был основан город Константинополь (щелчок) - «новый Рим», столица бу­дущего Византийского государства.

Сказочно красивым представ­лялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.((слайд 3)+4 щелчка)


Византийская империя(слайд 4) стала могущественной державой, импе­рией «ромеев», как называли себя ее жители, считавшие себя на­следниками римлян. (щелчок) С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой - началом культуры средневековой.
Византия - наследница античности - испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески перера­ботать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Ма­лой Азии - тип купольной базилики, у персов научилась придвор­ному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии хрис­тианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собст­венный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.
Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, (слайд 5) иде­ально отвечающий требованиям христианского богослужения. Ви­зантийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обо­снованным законам (канонам), которым следовали живописцы За­падной Европы и Древней Руси.

Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-приклад­ном искусстве.


Достижения византийской архитектуры

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней ор­ганично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Глав­ным архитектурным сооружением был храм, так называемая бази­лика(слайд 6) (греч. «царский дом»), назначение которой существенным об­разом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торже­ственных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то визан­тийские храмы стали центром, где верующие собирались на бого­служение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.


Базилика отличается простотой плана: (слайд 7) это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так назы­ваемые нефы (слайд 8) (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5.
Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим - центр земли. На востоке к ос­новному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем(слайд 9) - священной частью хра­ма.
Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор - атри­ум, окруженный крытой колоннадой.
Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутрен­ним обликом. (слайд 10) Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг,(щелчок) он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами,(щелчок) отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов.(щелчок)
Зато интеръеры базилики украшены облицовкой из мрамо­ра и гранита, (слайд 11) мозаиками(щелчок) и фресковыми росписями на стенах,(щелчок) рос­кошными предметами декоративно-прикладного искусства.(2 щелчка) (слайд 12 + 5 щелчков)
Позднее все большее значение приобретает новый тип храма - крестово-куполъный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. (слайд 13+щелчок) (слайд 14+3щелчка)
Наивысшее достижение византийской архитектуры (слайд 15) - собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с ку­польным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. (слайд 16) От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христи­анского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Визан­тийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. (слайд 17)
От­ныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжест­венные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевид­цев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высо­ких волнах моря, выделяется среди других строений».
(слайд 18) В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре кото­рого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Цент­ральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором вопло­щено представление о космическом подобии мира. Снизу купол ка­жется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окна­ми не видны.
Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыка­ют два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. (слайд 19) Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены вол­нистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движе­ния. Один из современников писал: «...в соборе ничто не останавли­вает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрите­лю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».(музыка)
Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт О. Э. Мандельштам в стихотворении «Айя-София».

(4 щелчка)

. Мерцающий свет византийских мозаик

Мировую славу приобрели мозаики Византии. (слайд 20) Используя антич­ную технологию изготовления мозаик, византийские мастера на­шли и свои, оригинальные способы их создания. (слайд 21) Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иног­да каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. (слайд 22) Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и иск­риться золотом, пурпуром и синевой.


Мозаичисты Византии пользо­вались всем богатством красочной палитры. (слайд 23) Им хорошо были знако­мы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и неж­ных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных. (слайд 24)

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания (слайд 25) и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимал­ся как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект не­меркнущего, священного сияния. (слайд 26)


Если светлый фон античной мозаики позволял передавать про­странство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византий­ских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрите­лей ощущение сопричастности с изображенным. (слайд 27)
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - го­рода на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаич­ные росписи церкви Сан Витале. (слайд 28) Потоки света, лью­щего из купола и арочных проемов галерей, заставля­ют мозаики загораться неземным блеском. (слайд 29) На боко­вых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики(слайд 30) с изображением императора Юстиниана(слайд 31) и его жены Феодоры со свитой.
На мозаике в центре(слайд 32) изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венча­ют диадема и нимб - символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана - двое при­дворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - по­жилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигу­ры не ступают, а как бы парят над землей.
Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. (слайд 33) Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монета­ми. Вокруг шеи и на плечах - роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб.
Спустя много ве­ков в Равенне побывал поэт А. А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:
Всё, что минутно, всё, что бренно, (слайд 34)

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках. (слайд 35)

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота(слайд 36)

В стенах прохладных базилик...


Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (слайд 37) (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством обли­ка, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. (слайд 38)
Спокой­ные позы святых естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ла­дони которых просвечивает свет, делают фигуры особенно жизненными и привлекательными.
Музыка Византии

Выразительна и интересна византийская музыка, о высоком на­значении которой говорил один из отцов церкви, епископ Констан­тинополя Иоанн Златоуст (слайд 39) (между 344 и 354-407 гг.):

«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к жи­тейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».(музыка)
О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослу­жения известно давно. Древняя летопись рассказывает о том, как киевский князь Владимир (слайд 40) (?-1015 г.) собрал бояр и старцев на со­вет и спросил их о том, какая вера лучше: магометан, иудеев, като­ликов или греков. «Государь! - сказали бояре и старцы. - Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству».
Прислушался Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания. Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии Конс­тантинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного. Особенно поразило их божественное пе­ние, которого им никогда ранее не приходилось слышать. (В те вре­мена в хоровом пении Софийского храма участвовало 111 человек, а в сольном - 25.)
Возвратились послы в Киев и с восторгом рассказали обо всем Владимиру:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рас­сказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людь­ми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит слад­кого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

«Повесть временных лет»
Как видим, церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того красотой. Звучащая музыка представлялась им божественной, а ее исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило Свя­щенному Писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божествен­ных песнопениях. Вот почему церковное пение в Средние века, и в ча­стности в Византии, часто сравнивали с пением ангельским. Счита­лось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ.(музыка)
История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, (слайд 41) позволившего с точностью записывать и воспроиз­водить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой то­нальности следует исполнять музыкальное произведение, где повы­шать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.
(слайд 42) Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., пос­тавили точку в истории Византийской империи. Но это не был ко­нец ее художественного и культурного развития.

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.