Описание л н толстого. Разочарование в церкви

: познакомиться с интересными фактами биографии писателя, с его религиозно-философскими взглядами, с особенностью мировоззрения;

  • Развивающие
  • : развивать устную и письменную связную речь, умения анализировать материал, выделять главное, оформлять презентацию по тексту, формировать навыки совместной работы в группе;
  • Воспитательные
  • : воспитывать уважение к личности великого писателя, стремление к самообразованию и самовоспитанию на примере жизни Л. Толстого.

    Тип урока: защита проекта.

    Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1. Слово учителя.

    (Приложение 1 , Слайд 1)

    Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе XIX и XX веков – Льве Николаевиче Толстом. Этот урок – заключительный этап вашего самостоятельного изучения жизни Толстого. Вы работали над проектом: изучали биографический материал. Скажите, на что вы больше обращали внимания: на события, на характер, на мысли и убеждения писателя? (Учащиеся отмечают, что больше обращали внимания на взгляды, взаимоотношения писателя с его окружением, на развитие его характера.) Значит, как лучше назвать наш урок (и проект тоже): “Жизнь писателя Л. Н. Толстого” или “Личность писателя Л. Н. Толстого”? (Учащиеся выбирают второй вариант с добавлением “Л. Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя”.) На начальном этапе проекта я познакомила вас с мнением писателя М. Горького, хорошо знавшего Толстого: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого…”. Из этих слов вытекает вопрос, который мы с вами взяли за общую проблему проекта. (Слайд 2) Сформулируйте этот вопрос. (Учащиеся говорят: “В чём гениальность, сложность и противоречивость личности Толстого?) Значит, какова цель нашего урока? (Найти ответ на этот непростой вопрос.) В начале проекта я сообщила вам 5 интересных фактов из жизни Л. Н. Толстого. Вы решили провести исследование. Помните, мы высказали гипотезу: “Если мы изучим литературу о Л. Н. Толстом, его дневники, статьи, узнаем, в чём гениальность и сложность его личности, соотнесём его жизненные ценности со своими ценностями, наконец, лучше поймём его героев”. Посмотрим, сможем ли мы сегодня убедиться в верности гипотезы. На каждом столе – лист оценки выступлений по 5-балльной системе. (Слайд 3) По критериям внутренней оценки (объём выполненной работы, качество работы и оперативность) вы уже оценили себя. По критериям внешней оценки оцените группу в целом после каждого выступления. Лист оценки перед вами, ещё раз посмотрите критерии (интересный материал; соответствие плану выступления: вопрос, развёрнутый ответ, вывод; умение общаться со слушателями: свободное владение материалом, чёткая речь, достойный ответ на вопрос оппонентов; время выступления – 5 минут). Не забывайте задавать вопросы друг другу. (Слайд 4) Начинаем защиту проекта. Форма защиты – ваши выступления с презентацией. Продукт проекта – альбом-презентация. По вашим слайдам единый дизайн сделала…, редактировала… .

    2. Выступление первой группы.

    (Слайд 5) Наше исследование началось с такого факта: Л.Н.Толстой всего 2 года проучился в Казанском университете, не закончил его, однако стал образованнейшим человеком своего времени, полное академическое собрание сочинений которого составляет 90 томов. Как, не имея высшего университетского образования, он стал великим гением? (Слайд 6) Софья Андреевна Толстая, жена писателя, однажды сказала: “Всему, чему он в жизни выучился, он выучился сам, своим усиленным трудом”. Ещё в университете Л. Толстой понял, что его не удовлетворяют университетские знания. Он решает далее учиться самостоятельно, начинает вести дневник, в котором составляет для себя правила. (Слайд 7) Их больше 40, мы приведём несколько из них: 1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2. Что исполняешь, исполняй хорошо. 3. Никогда не справляйся в книге, если что-то забыл, а старайся сам припомнить. 4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5. Читай и думай всегда громко. 6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают. (Слайд 8) Он составляет программу развития, которую намерен осуществить за 2 года: 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Получить некоторые познания в естественных науках. 10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. Самое удивительное то, что большую часть этой программы Толстой выполнил. Дневник помогал ему воспитывать себя, на его страницах он спорил сам с собой, строго судил свой образ жизни и обличал себя в многочисленных “грехах”. (Слайд 9) Вот что читаем в дневнике за 1854 год: “Я дурен собой, неловок, нечистоплотен, совсем необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен… Я умен, но ум мой ещё никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…”. (Слайд 10) Задачей самовоспитания он считал “избавление от трёх главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени”. Конечно, Толстой преувеличивал свои недостатки, но самокритика помогала ему совершенствоваться. Дневник был его строгим учителем, надёжным другом. Нужно ещё отметить, что писатель знал английский, французский и немецкий языки в совершенстве, легко читал на польском, чешском и на итальянском языках. Он хотел читать интересующую его литературу в подлиннике. (Слайд 11) Толстой усиленно читает западноевропейскую литературу: Шарля Монтескьё, Жана–Жака Руссо – французских писателей, мыслителей, философов. (Слайд 12) В дневнике за 1884 год читаем: “ Надо составить себе круг чтения: Эпиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех нужно”. Эпиктет – римский философ, Марк Аврелий – римский император, написавший философские сочинения, Лао-Цзы – древнекитайский писатель, Будда – основатель буддизма. Значит, Толстой интересовался философией и религиозной литературой, был очень начитанным человеком. Писатель постоянно расширял свой кругозор. (Слайд 13) Он задумал совершить в 1857 году свое первое заграничное путешествие: едет в Западную Европу, посещает Францию, там побывал в Лувре, национальной библиотеке, Французской академии, прослушал ряд лекций в Сорбонне. (Слайд 14) Также заезжает в Германию, там знакомится с немецким писателем Ауэрбахом. Кроме того, он встретился также с немецким педагогом Дистервегом. В 1860 году он вторично едет за границу. Толстой называет эту поездку “путешествием по школам Европы”. Он посетил огромное количество учебных заведений, чтобы узнать, как на Западе поставлено преподавательское дело. У себя в Ясной Поляне он открыл экспериментальную школу. Самым важным в образовании, по его мнению, является соблюдение условий свободы, воспитание и учение на основе религиозно–нравственного учения. Он сам стал учителем для крестьянских детей. Итак, Л.Н.Толстой стал великим человеком своего времени благодаря своей силе воли, требовательности к себе, благодаря своему стремлению к самоусовершенствованию. (Слайд 15)

    Вопрос оппонентов: В чём суть нравственного самоусовершенствования?

    3. Выступление второй группы.

    (Слайд 16) Л. Толстой прожил долгую жизнь – 82 года. Для сравнения мы просмотрели годы жизни других великих писателей. (Слайд 17) Например, Ф. Тютчев прожил 69 лет, М. Е. Салтыков-Щедрин – 63 года, М. Горький – 68 лет, Н. А. Некрасов – 56 лет, А.А. Фет – 72 года, Ф.М. Достоевский – 59 лет. Нам стало интересно, в чем же секрет долголетия Толстого. Л.Н. Толстой всю жизнь занимался спортом, правильно питался. С годами писатель все более явно чувствовал, что возможности духовного выражения связаны с физическими силами, здоровьем. Толстой считал первостепенным условием продуктивности труда строго размеренный образ жизни. Он создал распорядок дня, которому следовал всю жизнь. Весь день он делил на четыре части, называя их “мои четыре упряжки”. (Слайд 18) Мы показываем схематично это так: на занятия спортом уходит 15% времени, на физический труд – 10%, на умственный труд – 13%, на общение с людьми – 29%, а на сон остаётся 33%. Изучив его дневники, мы составили кодекс здоровья Толстого. (Слайд 19) Это спорт, физический труд, единство с природой, правильное питание, отказ от вредных привычек. (Слайд 20) Свой день писатель начинал с занятия спортом. Он каждое утро усердно занимался гимнастикой, записав позднее в дневнике, что гимнастика “необходима для развития всех способностей”. (Слайд 21) Для себя Толстой составил список из двадцати обязательных физических упражнений и отметил следующие правила их выполнения:

    1. Останавливайся, как только почувствуешь легкую усталость;
    2. Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернется к своему нормальному состоянию;
    3. Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше.

    Позднее привычку к гимнастике он стремился выработать у своих детей. Л. Н. Толстой любил купаться и хорошо плавал. (Слайд 22) Он был отличным наездником, занимался джигитовкой. Любил лошадей, знал в них толк. Толстой любил ездить на велосипеде, играть в шахматы. (Слайд 23) Важная часть его дня – физический труд. Хотя Толстой был дворянского происхождения, он любил делать крестьянскую работу. Сам пахал поле и об этом писал в своем дневнике от 20 июня 1889 года: “Встал в шесть и пошел пахать. Очень приятно”. (Слайд 24) Занимаясь самоусовершенствованием, Толстой освободился от вредной привычки: перестал курить. Отказался он и от употребления вина. (Слайд 25) После напряженной литературной работы писатель в любую погоду, даже в тридцатиградусный мороз, отправлялся на прогулку, продолжавшуюся не менее трех часов, не раз ходил он пешком из Ясной Поляны в Тулу, а это 14 километров. Толстой любил ходить по Ясной Поляне. Он укрывался в самой чаще Ясной Поляны и принимал воздушные ванны. (Слайд 26) Толстой всю жизнь правильно питался, он был убежденным вегетарианцем, но не строгим. Исключил из своего рациона мясо и рыбу, но ел масло, пил молоко, кефир, очень любил яйца. Относясь спокойно к смерти и в старости готовя себя к ней, Толстой не переставал радоваться каждому новому дню труда. Наша группа пришла к выводу: думаем, что одним из секретов долголетия Л. Толстого является то, что писатель вел здоровый образ жизни. Для нас, молодых, это хороший пример для подражания. Нужно заниматься спортом, физическим трудом и следить за своим питанием.

    Вопрос оппонентов: Можно ли Л. Толстого назвать гармонически развитой личностью? Почему?

    4. Выступление третьей группы.

    (Слайд 27) Мы узнали такой факт из жизни Толстого: в свои 82 года ночью он ушел из родного дома, которым он очень дорожил, от своей семьи, которую он очень любил. Почему же? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поставили перед собой цель: изучить взаимоотношения между отцом и детьми, мужем и женой. Поэтому у нас определилась такая тема: “Толстой и его семья”. (Слайд 28) Женился Лев Николаевич осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Первые семейные радости создали у Толстого ощущение обретенного мира и большого счастья. Он любит свою жену и с радостью отдаётся этому чувству. “Счастье семейное поглощает меня всего, – пишет он в дневнике от 5.01.1863года, – такого не было и не будет ни у кого, и я осознал его”. Приятель Толстого И.П. Борисов в 1862 году заметил: “Она – прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна – в ней должно быть и много характера, т.е. воля ее у нее в команде. Он в нее влюблен…”. (Слайд 29) В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных, – в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело черновики своего мужа. (Слайд 30) У супругов была большая семья – 13 детей. Некоторые из них умерли в младенчестве. Варвара не дожила до года, Петр и Николай прожили всего один год, Алексей – 5 лет. Дольше всех прожила любимая дочь Толстого – Александра, умерла в 1979 году в Америке. Дочь Мария умерла в 1906 году. Старшая дочь Татьяна была хранительницей усадьбы в Ясной Поляне. Сын Михаил написал мемуары “Мои родители”. Стали писателями Лев и Илья, композитором – Сергей, были ещё сыновья Андрей и Иван. (Слайд 31) Л.Н. Толстой был сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. (Слайд 32) Дочь Александра уважала и любила своего отца: “…мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шел дальше. Эти основные черты его – смирение и скромность, недовольство собой – и побуждали его всегда подыматься выше и выше”. Толстой особенно любил своих дочерей: “Чувствую грех своей исключительной привязанности к дочерям” (дневник от 24. 08. 1910.). (Слайд 33) На рубеже 1880–х годов Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Его мучает собственное благополучие в то время, когда вокруг царят бедность, ложь, несправедливость. (Слайд 34) Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не принимают его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь. Он пришёл к отрицанию собственности, отказался от владения недвижимым имуществом, имениями, землёй, от литературного гонорара, но при этом, не желая причинять зло близким, передал семье права на них и доходы с сочинений, написанных до 1881 года. В первом завещании от 1909 года он написал о том, чтобы все его литературные произведения, которые написаны и напечатаны с 1 января 1881года, не составляли бы ничьей частной собственности, а были бы всеобщим достоянием. Это решение не удовлетворило жену и детей. Начались ссоры, разногласия, упрёки. Медленно, постепенно нарастала духовная и семейная драма. Вот что Толстой пишет в дневнике: “Сыновья, очень тяжело…” (29. 07. 1910.); “С сыновьями так же чуждо” (30.07.1910); “Всё тяжелее и тяжелее с Софьей Андреевной. Не любовь, а требование любви, близкое к ненависти и переходящее в ненависть” (28. 08. 1910.). Софья Андреевна и сыновья требовали уничтожения завещания. Тогда Толстой пишет в 1910 году второе завещание. Он написал о том, что все свои литературные произведения, когда-либо написанные, завещает дочери Александре Львовне. Он договорился с дочерью, что после его смерти она передаст все его сочинения государству, они не будут ничьей частной собственностью. Дочь полностью поддержала его. О существовании этого завещания жена вскоре догадалась и начала разыскивать с болезненной настойчивостью. (Слайд 35) После мучительных раздумий Толстой решил ночью тайком покинуть Ясную Поляну: “ Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех” (24. 09. 1910.). Итак, наша группа пришла к выводу: одной из причин ухода Толстого из дома явились семейные раздоры и споры относительно завещания. Писатель горячо желал мира в семье, но последние дневниковые записи говорят о том, что ему стало жить невыносимо.

    Вопрос оппонентов: Л. Толстой лишил свою семью возможности получать в дальнейшем доход от издания его сочинений. Как вы относитесь к этому его решению?

    5. Выступление четвёртой группы.

    (Слайд 36) Перед нами стоял проблемный вопрос: почему Л.Н. Толстой, дворянин, граф, имевший большое имение в Ясной Поляне и обширные угодья, на фотографиях одет очень просто, как крестьянин: в холщовой рубашке, иногда босой. Каковы же были взаимоотношения Л. Н. Толстого с дворянским классом? Чем же привлекала его крестьянская жизнь? Тема нашего выступления: “Толстой и дворянство. Толстой и народ”. Л.Н.Толстой родился и воспитывался в дворянской семье. (Слайд 37) В нем пересекалось продолжение двух знатных дворянских родов: со стороны отца – графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого; со стороны матери – князей Волконских, которые вели свой род ещё "от Рюрика". (Слайд 38) После раздела имущества Толстому досталось родовое имение Ясная Поляна и около 1 600 гектаров земли с 330 душами. Казалось бы, ему обеспечено спокойное безбедное существование. Но вскоре он начал тяготиться своим состоянием. Ему стыдно было жить в роскоши, когда вокруг народ бедствовал, голодал и страдал. Лев Николаевич считал, что нужно сделать свою жизнь проще и переделать себя. В дневнике (1847) Толстой сделал следующий простой вывод: “… как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше самому работать”. (Слайд 39) Он начинает сам убирать свою комнату, колоть дрова, шить сапоги, возить воду и пахать землю. (Слайд 40) Свой кабинет он устроил очень просто и скромно. Духовный перелом отразился в его статьях, повестях, пьесах, которых объединяет одна надрывная нота: “…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”. (Слайд 41) Толстой демонстративно рвет со своим классом. В “Исповеди” Толстой пишет: “Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…”. Высшие классы общества, пишет Толстой, очень озабочены тем, чтобы как-то накормить народ. Для этого они непрерывно заседают, собирают комитеты, покупают хлеб и распределяют его среди населения. Между тем есть очень простое средство для того, чтобы накормить народ: “Средство одно: не объедать его”. (Слайд 42) Часто приходили к Толстому местные крестьяне поговорить о своих нуждах. Железная дорога или шахта не платит рабочему за увечье, земский начальник вынес несправедливый приговор, соседний помещик не отдает крестьянам в аренду землю, которая им нужна, - со всем этим люди шли к Толстому. В 1891 году Россию настиг голод. Толстой не мог не откликнуться на несчастье: он организовывал столовые, чтобы кормить голодающих, писал статьи об ужасах голода. Близость к народу обогащает, наполняет содержанием его духовную жизнь. (Слайд 43) Помогая народу, Толстой открывает в Ясной Поляне школу, в которой преподавал иногда и сам. Он даже писал поучительные сказки и рассказы для детей. (Слайд 44) (Слайд 45) Под конец жизни Толстой задумал уйти от всех жить к знакомому крестьянину и остаток жизни провести в крестьянской избе. Он считал, что простой народ живёт по-божьи, потому что он трудится, умеет терпеть, смиряться и быть милостивым. Простой народ знает смысл жизни. Итак, Толстой порвал со своим классом – дворянством, потому что не видел в роскошной, сытой жизни смысла, истины. Он не мыслил себе личного счастья, когда вокруг царили бедность, нищета, несправедливость. Его идеалом была жизнь в крестьянском мире по законам любви и добра.

    Вопрос оппонентов: Как вы сегодня оцениваете решение Толстого уйти от роскоши и богатства?

    6. Выступление пятой группы.

    (Слайд 46) Мы увидели фотографию могилы Л. Толстого в Ясной Поляне и задумались над вопросом: почему на могиле нет креста? Так определилась тема нашего выступления: Л. Н. Толстой и Бог, Л. Н. Толстой и религия, Л. Н. Толстой и церковь. (Слайд 47) Во время работы над проектом мы изучили дневники Толстого, его статьи “В чем моя вера?”, “Царство Божие внутри вас”, “Исповедь”, Википедию. Прежде всего нужно сказать, что Л. Н. Толстой, как и большинство представителей образованного общества своего времени, принадлежал по рождению и крещению к православной церкви. В юности и молодости был равнодушен к религиозным вопросам, но позже начал задумываться о том, что такое Бог. (Слайд 48) Вот отрывок из его дневника за 1860 год: “Что такое бог, представляемый себе так ясно, что можно просить его, сообщаться с ним? Ежели я и представляю себе такого, то он теряет для меня всякое величие. Бог, которого можно просить и которому можно служить, есть выражение слабости ума. Тем-то он бог, что все его существо я не могу представить себе”. Он начал вслушиваться в тексты молитв, в речи религиозных служителей, наблюдал за богослужением, изучал Библию и Евангелие. Толстой утверждал, что в Евангелии его больше всего “трогало и умиляло” то учение Христа, “в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло”. (Слайд 49) Толстой выделил в Евангелии Нагорную проповедь как сущность закона Христа. Это был закон о непротивлении злу насилием, избавляющий человечество от его собственного зла: делай добро в ответ на зло, и зло искоренится. Но он заметил: “… то, что представлялось мне важнейшим в учении Христа, не признается Церковью самым важным”. Толстой писал, что оттолкнули его от церкви и одобрение ею гонений, казней, войн, и неприятие ею других религий. (Слайд 50) Л. Толстой вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь (это широко известный монастырь русской православной церкви), читал богословские трактаты. Вместе с тем он присматривался к раскольникам, беседовал с сектантами. И вот что он пишет в своей “Исповеди”: “Слушал разговор безграмотного мужика странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открылось мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я всё больше и больше понимал истину. Но стоило мне сойтись с учёными верующими или взять их книги, как какое-то сомнение в себе, недовольство возникали во мне, и я чувствовал, что я, чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти”. Поворотным в сторону от учения Православной Церкви временем для Л. Н. Толстого стала вторая половина 1879 года. (Слайд 51) В 1880-е он встал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Он считал, что Православная Церковь обманывает и обирает народ. Л. Н. Толстой в официальной религии отвергает догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признает церковную иерархию, духовенство, загробную жизнь и искупление душ, отрицает божественное происхождение Иисуса Христа, посты, таинства, принимает из четырёх Евангелий лишь заповеди Спасителя, считает, что “христианин должен молиться за врагов, а не против них”. У него было своё понимание христианства и Евангелия, а церковь, по его мнению, искажала учение Христа. (Слайд 52) В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви: “ Известный миру писатель, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной… Посему Церковь не считает его своим членом, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…”. (Слайд 53) Вы видите фрагмент стенной росписи из церкви с. Тазова Курской губернии “Лев Толстой в аду”. (Слайд 54) В “Ответе Синоду” Лев Толстой подтвердил свой разрыв с церковью: “То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему”. Всю свою жизнь Л. Н. Толстой искал свое понимание Бога, задумывался о том, есть ли он, сомневался в нём. Об этом говорят отрывки из дневников. (Слайд 55) 1906 год. “Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом”. 1909 год. “Бог – любовь, это так. Он для меня всё, и объяснение и цель моей жизни”. Так почему же на могиле Толстого нет креста? Ответ на этот вопрос найдём в дневнике 1909 года: “Повторяю при этом случае и то, что похоронить меня прошу также без так называемого богослужения, а зарыть тело в землю, чтобы оно не воняло”. Толстой всё время пытался дойти до какой-то чистой истины. И в Русской Православной Церкви того времени он для себя эту чистую истину не нашёл. Его жизнь – это история не борьбы с Церковью и не окончательного выбора. Это история сложных внутренних поисков искреннего, творческого человека.

    7. Подведение итогов.

    Итак, мы убедились, что Л. Н. Толстой – гениальная, сложная, противоречивая личность.

    У писателя сложились непростые отношения с дворянством, с семьёй, с богом, с самим собой. В своих взглядах и убеждениях он часто сомневался.

    Личность Л. Толстого характеризуют требовательность к себе, стремление к познанию мира, неуспокоенность жизнью и постоянный поиск истины.

    (Слайд 57) Хотелось бы завершить наш разговор словами Льва Толстого, которые бы выразили суть его личности. Прочитайте их.

    “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

    “Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

    Что вы выберете и почему?

    8. Рефлексия.

    – Скажите, убедились ли вы в правильности гипотезы? Ответили ли на главный вопрос проекта?

    – Что было самым трудным в подготовке проекта?

    – Несомненно, Лев Николаевич Толстой – великая личность, у которой можно многому учиться. Чему вы хотите учиться?

    Список использованной литературы и каталог ресурсов Интернета.

    1. Азарова Н., Горохов М
    . Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. “Выставка в школе”. М., “Дет. Лит.”, 1978.
  • Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И
  • . Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. М.: “ВАКО”, 2002.
  • Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / под редакцией В. И. Коровина. – М. : Просвещение, 2006.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855 – 1886 / – М.: Худож. лит., 1983.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 19 – 20. Письма. 1882 – 1910. М.: Худож. лит. 1984.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 21 – 22. Дневники. 1847 -1894, 1895 – 1910. – М. : Худож. лит. 1985.
  • Толстая А.Л.
  • Отец. Жизнь Льва Толстого.marsexx.ru/tolstoy/otec.html
  • Wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич
  • В чём моя вера? http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0152.shtml
  • Царство Божие внутри вас. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1260.shtml
  • Гусев Н.Н. Лев Толстой – человек. http://feb-web.ru/feb/Tolstoy/cristic/vs2/vs2-353-.htm
  • Кодекс здоровья Льва Толстого. http://www.beztabletok.ru/material/156-kodeks-zdorovya-lva-tolstogo.html
  • Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

    Детство писателя

    Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

    Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

    Учеба в Казанском университете

    Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

    Годы юношества

    Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

    Участие в войне

    В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

    Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

    Крымская кампания

    В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

    В Петербурге и за границей

    Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

    Открытие народной школы

    Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

    "Война и мир"

    Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

    В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

    "Анна Каренина"

    Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

    Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

    1880 годы

    В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

    Публицистика Толстого

    Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

    Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

    В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

    Роман "Воскресенье"

    Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

    Последние годы жизни

    Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

    Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

    Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

    Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов он вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.

    Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».

    Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по многочисленной семье, которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.

    К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.

    Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.

    Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».

    Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».

    Лев Николаевич Толстой вошел в литературу спокойно, без особых волнений, какие обычно сопутствуют первым шагам начинающих писателей: послал рукопись «Детства» в самый престижный тогда журнал — «Современник», и деньги на обратную пересылку, если редакция не сочтет возможным напечатать сочинение. Он писал: «...я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое»». Ему было тогда 24 года, и он был офицером русской армии.

    Ответ последовал самый положительный. Некрасов, Чернышевский, Тургенев хвалили. Рукопись пошла тотчас же в печать, а за ней последовали «Отрочество» и «Юность». Ему прочили место преемника Гоголя, т. е. главы русской литературы. Так стал он с первых же публикаций живым классиком.

    Мы со школьной скамьи помним ставшие хрестоматийными строки из первой книги Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?».

    Благоуханная пора жизни! Человек, только-только вошедший в этот мир, с восхищенным любопытством вглядывается во все, что его окружает. Когда-то отец Монтеня под влиянием модных в XVI в. идей Ренессанса о том, что человек рождается для счастья, будил своего сына по утрам тихой мелодичной музыкой. Родители Толстого этого не делали, но жизнь их маленького сына была окружена счастьем.

    Толстой подробно описывает, как расцветает жизнь в маленьком существе, как откликается его сердце на все события его каждодневного бытия, как развивается его ум пытливым анализом всех звуков внешнего мира. В этом вся непреходящая прелесть книги.

    Однако можно ли назвать трилогию писателя мемуарами, подлинной записью действительных событий его детства и юности? Скорее, это все-таки роман о детстве Николеньки Иртеньева из богатой и знатной семьи, окруженного атмосферой благополучия, любви, мальчика нежного, доброго, с отзывчивым сердцем и размышляющим умом. Все события, описанные Толстым, конечно, происходили с ним, и размышления и чувства мальчика суть Толстого чувства и мысли. Коленьку Иртеньева мы найдем потом на страницах романа «Война и мир» под именем Пети Ростова.

    Толстой был богат. Его имение Ясная Поляна, в котором он провел большую часть своей жизни, предоставляло ему спокойное место для творческой работы, не обремененной заботами о хлебе насущном. Он принадлежал к верхнему слою дворянства, к древнейшим родам графов Толстых по линии отца и князей Болконских — по материнской.

    В руки пятнадцатилетнего Толстого попали сочинения женевского философа Жан-Жака Руссо. Идеи его захватили мальчика. Он заказал себе медальон с его портретом и восторженно носил на груди. Прочитал буквально все сочинения этого человека и до конца жизни был верным его последователем. Уважение к природе, стремление сообразовывать свою жизнь, свои поступки с законами природы, скептическое отношение к дарам цивилизации, воспринятое от Руссо, наложили свою печать на личность Толстого и все его произведения, на его размышления и на самое его жизнь.

    Чтение Евангелий, образ Иисуса Христа, призвавшего людей отказаться от насилия, увлекли писателя к идеям и чувствам человеколюбия. Эти идеи писателя подхватил позднее Махатма Ганди. Теория непротивления злу насилием обрела конкретные очертания.

    Зрелый Толстой как личность представляется физически здоровым и крепким человеком, с сильными мышцами, с развитой мускулатурой. Он уверенно шагает по земле, пожалуй, даже походкой хозяина. Самонадеян, смел и абсолютно самостоятелен в своих суждениях, не считаясь с господствующими в обществе мнениями, чем крайне поражал знавших его людей. Все восхищались тогда Шекспиром. Авторитет английского автора был непререкаем, а Толстой начисто отвергал его, никак не соглашаясь признать его гениальным. Сотрудники «Современника», когда он бывал в редакции, перешептывались: «Посмотрите на этого человека — он не признает Шекспира!»

    Все с благоговением произносили имя Бетховена. Толстой же и его решался отвергать. К Пушкину, несмотря на несколько хвалебных фраз в адрес поэта, относился довольно прохладно и чуть ли не более ценил Фета. В этом он напоминал Микеланджело, отталкивавшего всех великанов своего времени и окружавшего себя талантами средней величины. Личность Толстого неоднозначна - иным он казался человеком с холодным аналитическим умом. Он глядел на собеседника и своими колючими глазами проникал в самые потаенные его глубины, как бы вывертывая человека наизнанку. Умные люди это чувствовали и смущались. Чайковский страшно волновался накануне встречи с Толстым, он боялся его проницательного взгляда. (Опасения были напрасны. Толстой плакал, слушая его музыку.)

    Когда-то французский автор XVII в. Ларошфуко, беспощадный обличитель человеческих слабостей, писал: «...часто наши самые благородные поступки исходят из нашего тщеславия». Толстой любил этого автора, ценил его афоризмы (он перевел из них 98). Они «более всего содействовали образованию вкуса во французском народе и развитию в нем ясности ума и точности его выражений», — писал он о нем. Но не только это привлекало его к французскому автору.

    Холодный, скептический ум Ларошфуко, прямо надо сказать, был родствен Толстому. Даже самые дорогие сердцу писателя персонажи его романа не избегли психологического его скальпеля. Николай Ростов, милый, честный, добрый человек, оказавшись на поле боя, жаждет подвига, рвется проявить себя, и ради чего же? Ради славы, честолюбия, иначе говоря, — движимый тщеславием. Он признается себе в том, что ради этого он может отказаться от матери, отца, всех дорогих и близких людей.

    Толстой не терпел никакой фальши, лицемерия, сентиментальности. Признаки излишней чувствительности он наблюдал в Тургеневе и относился к нему сдержанно, а иногда и насмешливо. Даже когда Тургенев из своего далека обратился к нему со знаменитым письмом («Великий писатель земли русской!..»), он не удержался от насмешки над этим патетическим воззванием.

    Все это сделало из него писателя строгого, беспощадного к правде. Если говорить о реализме, то он был чистейшим реалистом. Правда и только правда! — вот его творческий принцип. Не выносил никакого украшательства писательской речи. Литературным пуристам стиль его казался неуклюжим, перегруженным словами «что», «как» и пр.

    И при всем этом личность Толстого была поистине масштабной. Что-то могучее шло от него. Читая его, не видишь ни книги, ни эпитетов, ни сравнений, ни образных выражений, не видишь напечатанного слова. Все то, что называется литературой, куда-то уходит, и перед нами сама жизнь.

    Писательский стиль? Мы его просто не замечаем, как не замечаем прозрачное стекло, сквозь которое смотрим из окна на лежащий за ним мир. Толстой правдив, как сама жизнь. Все герои его произведений, будь то подлинные исторические персонажи или изобретенные его фантазией, настолько реальны, живы, многомерны, что, кажется, они с нами рядом, мы слышим их голоса, их дыхание, видим их неповторимую индивидуальность. Невольно говорим себе: «Что за чародейство!» И это относится не только к людям, но и к природе, к кусту сирени, дубу, весеннему лесу, конной упряжке.

    Все особенности писательского мастерства Толстого проявились уже в первой его книге «Детство». Но куда же делся тот изнеженный чувствительный мальчик и юноша, которого мы знали под именем Коленька Иртеньев? Он растворился в суровой прозе жизни — от него остались на всю жизнь творческой личности уже зрелого Николая Иртеньева (Льва Толстого): любовь к красоте, больше нравственной, чем физической, ненависть к уродству, жестокости, несправедливости.

    Поздний Лев Толстой был более проповедником, нежели писателем. Увлеченный странными, неосуществимыми идеями непротивления злу насилием, он создает своеобразный кодекс поведения, собирает вокруг себя едва ли не секту, к удивлению всех знавших его трезвомыслящих людей. Парадокс — эти идеи шли от Евангелия, а духовенство отлучило писателя от церкви.

    Лев Толстой — классик мирового масштаба. Его изучают в университетах Франции. Германии, США, но, сказать по правде, их привлекают те произведения русского писателя, в которых он раскрывает глубинные, теневые стороны души человека («Крейцерова соната». «Смерть Ивана Ильича») и делает это, надо сказать, с удивительным, неподражаемым мастерством.

    Массовый русский читатель с его здоровой психикой отдает предпочтение жизнеутверждающим произведениям Толстого, жизнеутверждающим при всей трагедийности событий и судеб людских, показанных в них: его эпопее «Война и мир», роману «Анна Каренина», повестям «Хаджи-Мурат», «Казаки» и др.

    Толстой жил долго, писал много, и к концу жизни написанного им накопилось столько, что едва вошло в 90 томов его сочинений.