Народы поволжья работа с родителями план. Игры народов поволжья

Татарские народные игры

Продаем горшки

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

    Эй, дружок, продай горшок!

    Покупай.

    Сколько дать тебе рублей?

    Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Серый волк

На площадке на расстоянии 20-30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

    Вы, друзья, куда спешите?

    В лес дремучий мы идем.

    Что вы делать там хотите?

    Там малины наберем.

    Вам зачем малина, дети?

    Мы варенье приготовим.

    Если волк в лесу вас встретит?

    Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

- Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры . Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Скок-перескок

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место

одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Хлопушки

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

- Хлоп да хлоп - сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной.

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Займи место

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет по кругу в противоположную сторону и говорит:

- Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
- Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги.Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Ловушки

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он пой­мает, становится его помощником. Взяв­шись за руки, вдвоем, затем втроем, вчет­вером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Жмурки

Чертят большой круг, внутри него на оди­наковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга, остальные занима­ют места в ямках-норках. Водящий прибли­жается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуть­ся от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правиль­но назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» - и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продол­жается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга, обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Перехватчики

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

- Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он ста­новится в центре круга. Водящий говорит:

- Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Лисички и курочки

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Угадай и догони

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

Правила игры. В случае если водящий не поймает товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

Кто первый?

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой -ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем.

Правила игры. Расстояние от одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды.

По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки с песком, стараясь, добросит до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сиг­налу. Счет ведут ведущие команд.

Мяч по кругу

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают пере­брасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и стара­ется поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча производится путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча.

Спутанные кони

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив ли­нии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигры­вает команда, закончившая эстафету пер­вой.

Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Удмуртские народные игры

Водяной

Очерчивают круг - это пруд или озеро. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: - Водяного нет, а людей-то много. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано

большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловушками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Серый зайка

На площадке чертится квадрат (6x6 м) - это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукру­гом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят:

- Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?

На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

Догонялки

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

- Пять бород, шесть бород,

Седьмой - дед с бородой.

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тыбяк. Пойманный выходит из игры.

Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собира­ются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Игра с платочком

Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется.

Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

Чувашские народные игры

Хищник в море

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные-рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свобод­ный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При прибли­жении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Рыбки

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула «салит» перебегающих. Объявляется счет «осаленных» из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой «осалено» условленное число игроков, например пять. «Осаленные» не выбывают из игры.

Луна или солнце

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договари­ваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Пере­тягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда коман­ды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Тили-рам?

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором:

Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам?) Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры . Если бегущему удается прорвать цепь другой коман­ды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой коман­ды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Расходитесь!

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры . Водящий может сделать определенное количество шагов

(по договоренности в зависимости от величины круга обычно три-пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова, расходитесь.

Летучая мышь

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные -вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стара­ются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на

земле.

Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разре­шается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.

Башкирские народные игры

Юрта

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

- Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра ( крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образо­вать юрту. Выигрывает группа детей, пер­вой построившая юрту.

Медный пень

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стуль­ями.

Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигает­ся по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

- Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три

- беги!» -разбегаются в разные стороны. Добежавший

первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Палка-кидалка

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку дайной 50см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен,

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия; Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Липкие пеньки

Три - четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изобра­жают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны поста­раться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Стрелок

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок т- стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел пос­ледним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Марийские народные игры

Катание мяча

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получит одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не

попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первый наберет условное количество очков.

Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Биляша

На площадке чертят две линии на расстоянии 3 -4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.

Мордовские народные игры

Котел

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2-3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч палкой. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Салки

Ямки-салки роют по размеру мяча (3 -4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие -

мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

- Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровози­ком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе “Путешествие по Волге”.

Цели:

  • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
  • дать детям общее представление о Мордовской республике,
  • познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
  • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Материал к занятию: карта России, флаги и гербы России, Чувашии, Мордовии, Татарстана, народный мордовский костюм, иллюстрации одежды мордвы, аудиозапись с песнями о Волге, картинки грибов, рыбы.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, знакомство с гербом, флагом Мордовии, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.

Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.

Ход занятия:

  • Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? Верно, потому что мы живем на Волге.
  • Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге?
  • Правильно, ездили на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.

Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

  • Дети, о чем поется в этой песне? А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).

  • Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях?
  • Мы сегодня побываем в гостях у мордовского народа.

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Дети рассматривают его. Воспитатель объясняет значение герба.

  • Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природа Чувашии, Татарстана? Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты)

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.

  • Дети, к нам пришла гостья.
  • А как тебя зовут? (Алдуня)
  • Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
  • А одежда у нее какая необычная. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

  • Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

  • Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка , вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – девушки.
  • Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай . (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
  • А сейчас я вам расскажу легенду о мордовском богатыре Пере (Коротко рассказывает).

Воспитатель:

  • Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
  • Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Cпросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, для меня – Ульяновская область, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Володя прочитает нам стихотворение.

Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.

  • Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
    1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
    2. Жить – Родине служить.
    3. Лучше нет родного края.
    4. На родной стороне и ворона родная.
  • Алдуня, а какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
    1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
    2. В родном краю, как в раю.
    3. Краше Родины нет ничего.
    4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня приглашает детей на выставку.

  • Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
  • Ребята, а мне бы хотелось узнать, что вы знаете о Мордовии, о ее лесах.

Дети говорят, что в лесах много грибов и ягод. А в озерах много рыбы. Дети показывают картинки и называют грибы и ягоды.

Алдуня:

  • Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
  • У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
  1. Справляем именины детей.
  2. Рябинкины именины.
  3. Устраиваем день цветов.
  4. Синичкин день рождения.
  5. День рождения Земли.
  6. Экологические тропы.
  7. Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

  • Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
  • А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
  • На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”.

Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается, уходит.

  • Очень много мы узнали. О чем? О ком?
  • Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.

Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!

Конспект познавательного занятия в полготовительной группе “По родныи волжским просторам”.

Цели:

  • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра “Назови правильно”, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей д/с.

Ход занятия:

В группу приносят телеграмму “Встречайте, скоро буду. Почемучка”.

  • Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
  • Как вы думаете, зачем он приезжает?

Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)
  • Почемучка, а почему тебя так назвали?

Почемучка:

  • А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
  • А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?

Ребята:

  • Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.

Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.

Почемучка:

  • А где протекает Волга? Где она родилась?
  • Приглашаем тебя к карте.

Ребенок:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)

  • Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
  • Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
  • Как много и какие все красивые.
  • Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
  • Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
  • А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.

Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.

Д/игра “Назови одежду”. П/игра “Скок-перескок” (на какую русскую игру похожа?).

Почемучка:

  • Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.

Воспитатель читает: “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

  • Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:

Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.

Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)
  • А я приготовила вам игру “Найди головной убор”. П/игра “Каравай”.

Радыхнын, турган конеэ
Без петердек ах калаг
Менэ тундый кинлектэ
Менэ тундый торлыктэ
Менэ тундый тэбэнэк
Ак калаг ат калаг
Телегэнецне алда кач!

  • Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.

Почемучка:

  • Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?
  • Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)

  • Сейчас мы это узнаем!

Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.

Д/игра “Что растет?”. П/игра “Раю-раю”.

Почемучка:

Воспитатель:

  • Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.
  • Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Дети приглашают в гости к бабушке Лие.

Встречает хозяйка: “Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя - и ворота настежь!”

Воспитатель:

  • Видим, что рады вы нам!
  • Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Почемучка:

  • А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?
  • Да! Про блины. (Песня “Блины”)

Воспитатель:

  • Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)

Почемучка:

  • А почему Русь деревянной называют?
  • Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).

Воспитатель:

  • Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

Почемучка:

  • А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.

Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

  • Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.
  • Да, мы тоже частушки знаем!

Я пойду, разойдуся
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.

Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки-волжанки,
И нигде не пропадем!

Этот город, что на Волге,
Был Татищевым открыт,
Где теперь мы строим “Лады”
И на всю страну гремим!

Хозяйка:

  • На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Хозяйка:

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.

Дети:

  • Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Почемучка:

  • Вот здорово-то как!

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, не тужат!”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в прошлое Ставрополя”.

Цели:

  • учить рассказывать о своем городе,
  • расширить представления детей об истории родного города,
  • развивать интерес к народной культуре и традициям,
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к истории возникновения г. Ставрополя.

Лексика: редуты, батареи, усадьба, ров, гимназия.

Материал к занятию: макет города-крепости, города Ставрополя, фотоиллюстрации Ставрополя, материал для труда, портреты В.Н. Татищева и калмыков.

Ход занятия:

  • Ребята, мы сегодня с вами поговорим о прошлом нашего города.

Воспитатель приглашает детей подойти к макету крепости-города Ставрополя-на-Волге. Поясняет, кто считается основателем города, как с греческого переводится “Ставрополь” - город Святого креста. По макету воспитатель спрашивает детей, что в первую очередь построили.

Стихотворение:

Вдалеке просторы Волги,
А вокруг стена крутая,
Вдоль стены глубокий ров,
Здесь амбары и склады,
Что построили казаки.

  • Стену, глубокий ров, потом дом для калмыцкой княжны Анны Гайшиной, церковь и дом для священника, казармы для казаков, архив, канцелярию (дети все это показывают на макете), склады и амбары (воспитатель спрашивает детей, что такое склады и амбары).
  • Дети, а как вы думаете, для чего построена крепость? (Ответы детей, воспитатель добавляет)
  • Ребята, а что было установлено в крепости для охраны от набегов врагов? (4 батареи, 2 редута, спросить, что такое батареи и редуты, дополнить ответы детей, предложить детям самим поставить их на макете).
  • А сейчас мы поиграем (д/игра “Выбери правильный ответ”). Ребята, вам нужно выбрать правильный ответ на вопрос “Для чего в старину строили города?”

а) чтобы жители занимались ремеслом,
б) для защиты горожан от врагов,
в) для того, чтобы торговать,
г) чтобы людям было удобнее жить.

А вот здесь у меня для вас другое задание (игра “Назови и покажи правильно”).

1. Сколько батарей было установлено в крепости?
2. Сколько в крепости было построено редутов?
3. Сколько было ворот у крепости?

  • Шли годы, город-крепость Ставрополь строился, расширялся. Появились в Ставрополе улицы, площади, магазины, церковь, пристань, санаторий, дачи, (воспитатель приглашает детей к стенду)

Дети подходят к выставке “Из истории Ставрополя-на-Волге”. Рассматривают фотографии, вместе с воспитателем дети ведут беседу.

  • Ребята, а что означает в переводе слово “город”? (Забор, ограда)
  • А как вы думаете, из чего строили в Ставрополе дома? (Из камня, из дерева)
  • А где брали белый камень?
  • А как вы думаете, сажали ли в Ставрополе около домов деревья, цветы?
  • Конечно, особенно много было в Ставрополе сирени. Много разных видов.
  • Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию. Это женская гимназия в Ставрополе (дети объясняют слово гимназия). А почему женская? (Ответы детей)
  • А сейчас постарайтесь объяснить значение других слов:

Санаторий - это...
Пристань - это...
Амбары - это...
Склады - это...
Казаки - это...
Волга - это...
Жигулевские - это...

  • А вот здесь новое задание: вставьте в слова пропущенные буквы (г...род, кр...пость, ул...ца). буквы: гласные или согласные.
  • Молодцы, вы справились с заданиями. Ребята, а вот перед вами макет нашего города Ставрополя.

Дети вместе с воспитателем рассматривают макет, воспитатель предлагает его озеленить и заселить.

Ручной труд из полуготовых форм (кошки, собаки, лошади, деревья).

Вот и готов наш макет города предков, а называется он... А как еще можно назвать Ставрополь?

  • Молодцы, ребята! А сейчас вы оцените себя, как вы справились со всеми заданиями (самооценка детей).

Совместная деятельность.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей историко-культурного наследия,
  • Выставка “О чем говорят раскопки”,
  • Экскурсия в ТКМ на выставку “Путешествие по старинному городу,
  • Рассматривание иллюстраций о Ставрополе, работа с макетами “Ставрополь в XVIII веке” и “Ставрополь в XIX веке”.

Последующая работа:

Работа с листами активности из альманаха по краеведению “Твой Ставрополь-Тольятти” (опыт работы ДОУ №169), посещение тематической выставки в музее д/с “Ставрополь в прошлом”, чтение отрывков из книги В.А. Овсянникова “Ставрополь-Тольятти”, составление кроссвордов, шарад по усмотрению педагога.

Интеграция с другими видами деятельности:

  • игровая деятельность (с/р игры “Путешествие”, д/и “Ремесла и промыслы в Ставрополе”, “Что нужно для работы гончару, кузнецу, плотнику и бондарю?”),
  • художественная литература (чтение книг о труде взрослых “Делу время, потехе – час”, стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы, Москва, “Детская литература”, 1988, А.Навроцкий “О кузнецах и кузницах”, З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, “Владос”, Москва, 1996),
  • художественно-творческая деятельность (рисование “Городок на Воложке”, “Мой Ставрополь”, лепка “Предметы и орудия труда ремесленников”, ручной труд – изготовдение из папье-маше орудий труда для кузнеца, плотника),
  • развитие речи (составление творческого рассказа о городе).

Задания для родителей: подобрать материал о Ставрополе.

Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Музыкальные игры народов Поволжья, как форма

ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной

Справедливо

известное

изречение:

приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в

соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и

другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы

для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,

включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста

непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,

народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,

чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только

языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они

часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх

используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют

художественную

прелесть,

эстетическое

значение

составляют

ценнейший

неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.

Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке

представлены

популярные

мордовские,

татарские

чувашские

доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные

игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную

игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности

дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Цели:

1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья

Расширить знания детей о народах Поволжья.

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,

удмуртского

чувашского

музыкальным

сопровождением,

музыкальными хороводами).

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам

других национальностей.

Задачи:

Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация

проведение

народных

подвижных

воспитателями

дошкольного учреждения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг

от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-

лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?

Вероятно, они созданы народом так же, как песни,

сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и

называются – народными.

Народная игра – игра, реализующаяся на

принципах

добровольности,

популярная и

распространенная

исторический

момент развития общества и отражающего его

особенности, претерпевающая изменения под

различными влияниями: социально-политическим,

экономическим, национальным. Народная игра,

являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения

детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в

современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к

прошлому является весьма своевременным.

«Заря-заряница»-русская народная игра

Целый ряд детских игр основан на соединении

песни с движением. Это игры хороводные. В

подобных играх действие осуществляется в ритме,

словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о

чем поется в песне. Песня тесно связана с народной

Народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до

зрелости.

«Карусели»-мордовская игра

В то же время, народные игры очень гибки в

возрастном отношении. Например, в

«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети

младшего, старшего дошкольного и школьного

возраста. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны.

«Хищник в море»- чувашская игра

Они сохраняют

художественную

прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные

подвижные игры влияют на воспитание воли,

нравственных чувств, развитие сообразительности,

быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде. Вместе с

тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры

привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение

народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в

поколение.

«Узнай меня»- чувашская народная игра

В народных

играх много юмора, шуток,

соревновательного

задора; движения точны и

образны, часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми моментами,

заманчивыми и

любимыми детьми

считалками,

жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою

художественную прелесть,

эстетическое значение

и составляют ценнейший,

неоспоримый игровой

фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на

детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых

действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать

следующие задачи:

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный

календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и

хранить народные традиции.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих

способностей.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста

нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,

доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и

поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,

конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и

развиваем интерес к людям разных национальностей.

«Ознакомление дошкольников с культурой

народов Среднего Поволжья посредством использования

музейной педагогики»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.

Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.

Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».

Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».

Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».

Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».

В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.

Примерные темы мини – музея:

«Народы Поволжья»,

«Костюмы народов Поволжья»,

«Русская изба»,

«Любимые сказки народов Поволжья»,

«Народные промыслы народов Поволжья»

«Праздники и обряды народов Поволжья»,

Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.


Задачи:
Учить детей восхищаться красотой реки Волга посредством художественных поэтических произведений.
Закрепить и обобщить представления детей о России, о малой Родине, об образе жизни людей, населяющих территорию Поволжья, их обычаях, традициях, фольклоре.
Закреплять умение различать и правильно называть предметы национальных костюмов народов Поволжья.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
Развивать чувство ритма, цвета, формы, ориентировку на ограниченной площади, мелкую моторику.
Развивать творческую активность, воображение, образное мышление, эмоциональную выразительность речи.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантное отношение к другим народностям.
Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, познавательный интерес к родному краю, чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Большая и малая Родина», «Ай да валенки!», «Ох, лапти мои!», о быте, праздниках людей разных национальностей.
Экскурсия в краеведческий музей.
Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
Рассматривание национальной одежды народов Поволжья.
Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
Рассматривание иллюстраций о Волге.
Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
Разучивание танцевальных народных движений народов Поволжья.
Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
Выставка предметов народного творчества русского народа.
Знакомство с народным орнаментом народов Поволжья.
Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.
Заучивание стихов о Волге, Родине, народных праздниках татар, мордвы, чувашей, национальной обуви (валенки).
Разучивание песен «Росиночка — Россия», «Наша речка».
НОД: «Художественно-эстетическое развитие» — Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русский народный костюм).
Составление национальных орнаментов.
Подгрупповая работа тифлопедагога: «Украшение национальной одежды и обуви» (русский сарафан, валенки, татарское платье).

Ведущая: Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды,
Звезды мира над кремлем!
У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне
Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Ведущая: Почему, теперь ответьте,
Он так называется?

Ребенок: Потому что вдоль по Волге
Край наш простирается.

Ведущий: Знают все, что нашей Волги
Путь лежит не в чистом поле.
По холмам бежит, петляет
И впадает в Каспий – море.

Ребенок :
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий —
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.

Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться. (С. Маршак)

Ведущая : Красоту просторов волжских
Воспевают все поэты.
Как прекрасна наша Волга
Осенью, зимой и летом!

Ребенок :
Реки Волги красота,
Словно юности мечта,
Словно солнце на заре,
Словно неба высота.

Я люблю поля, озера, люблю небо и леса,
Но как бальзам для ран душевных
Твоя дивная краса.

Крутой берег порос лесом, плещет серебром вода.
Волга-матушка, река, ты разгульна и вольна.
К морю воды ты несешь, поишь села, города.
Песни звонкие твои в моем сердце навсегда. (Н.Халикова «Волга»)

Исполняется песня «Наша речка» (дети садятся).

Ведущая : Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей
Традиции свои.
Из года в год, из века в век
Культуру берегли.

—Скажите, представители каких национальностей живут у нас в Поволжье? (русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и т.д.)

Ведущая : Как хорошо, что встретились
Мы вместе в зале нашем.
О народностях Поволжья
Мы вам сейчас расскажем.

1)Тема «Национальный костюм».
Ведущая
: И начнем мы с национального костюма. Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.
Как называются предметы национальных костюмов Поволжья, мы расскажем в игре «В какой одежде ходили прежде?»

Вопросы:
Назовите главные части русского мужского костюма (косоворотка, порты).
Как называется основная часть русского женского костюма? (сорочка, сарафан)
Что обозначает слово «панар»? (мордовское национальное женское платье)
Назовите предметы татарского народного костюма (рубаха-платье, шаровары, камзол).
О чем могут «рассказать» женские головные уборы? (богата или бедна владелица головного убора, замужем она или нет, где она живет)

—Я предлагаю игру «Чей головной убор?» ( картинки)
Кокошник — …. русский женский головной убор.
Калфак —…. татарский женский головной убор.
Тюбетейка — …. татарский мужской головной убор.
Панго —… мордовский женский головной убор.
Тухья —…. чувашский женский головной убор.

Ведущая : А сейчас – музыкальная пауза.
Как будет музыка звучать,
Предлагаю в круг вам встать.
И под музыку народную
Всем потанцевать.
Дети выполняют народные танцевальные движения в соответствии с музыкой определенного народа.

2) Тема «Национальный узор».
Ведущая
: Чем же занимались женщины Поволжья
Вечерами долгими в пору бездорожья?
Ткачеством и вышивкой славился наш край,
И трудились женщины с октября по май.

Мастерства секреты в семье передавались,
И следили, чтобы они не забывались.
И в наши дни узоры из старины седой
Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

Мы с вами «окунемся» в далекие года,
Узорами украсим одежду без труда.

Игра «Укрась предмет национальной одежды».
Татарские сапоги – ичиги.
Чувашский женский головной убор – тухья.
Русская мужская рубаха – косоворотка.
Мордовское женское платье – панар.

Ведущая: Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Посмотри, какой платок – посередочке цветок.
Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!
Сейчас девицы – девицы станцуют танец непростой.

Исполняется «Танец с платками».

3) Тема «Национальные праздники».
Ведущая : — Друзья, мы с вами проживаем
В красивом и богатом крае.
Все народы свои праздники помнят
Их любят, о них говорят.
Про обычаи русского народа
Мы спросим сейчас у ребят.

Назовите любимые праздники, обычаи и традиции русского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду и дома (осенины, Новый год, Рождество, старый новый год, масленица, пасха, Троица, колядки, гадания, венчание, крещение и др.).

А сейчас мы вас познакомим с национальными праздниками народов Поволжья.

Ребенок: — Манкун – чувашский народный праздник.
Ведущая : — Это праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой. По легенде, Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце. И победили. Солнце взошло на небо «пританцовывая», т.е. торжественно и радостно.

Ребенок:
Злая Вупар Солнце с неба украла.
Она его год в плену продержала.
Батыры Солнце решили спасти,
Они на восток решились идти.

Семь дней, семь ночей сражались — неделю.
И вот наконец слуг Зимы одолели.
Старуха к Шуйттану под землю сбежала,
Там больше солнца она не видала.

И тут же за солнышком мама пришла.
Свое Солнышко мама на ручки взяла,
Своим молоком его накормила —
Вернулись к Солнцу прежние силы!

С тех пор этот День запомнился нашим —
И чествуют праздник Манкун все чуваши. (Недозорова Даша)

Ведущая: Русская масленица – проводы зимы, встреча весны. Все весну встречают, всех в гости зазывают.

Ребенок : (русская народная закличка на масленицу)
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем.
Все заботы бросьте,
Приходите в гости.

Прямо к нашему крыльцу
К нам на масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,

На сметане пышками,
пирогами пышными.
Февралю помашем,
Марту «здравствуй» скажем!

Ребенок : — Мордовский праздник – «Белая береза».

Ведущая: — «Акша-келу» (праздник Белой березы) отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.

Ребенок :
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (В. Рождественский «Береза»)

Ведущая : — Татарский праздник – Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».

Ребенок: — Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.

Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!

Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!
Это праздник САБАНТУЙ! (А. Кулибина « Сабантуй»)

Ведущая : Но самое интересное на этом празднике – это спортивные соревнования. И я приглашаю вас поиграть в татарскую игру
«Бег с коромыслом».

4) Тема «Устное народное творчество».
Ведущая:
Известно нам всем: имеет каждый народ
Пословиц и поговорок большой набор.
Они – воплощение народной мудрости,
Хвала труду, осуждение глупости.
Благодаря им можно решить,
Как в сложной ситуации надо поступить.
-Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?

Татарские:
Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.
Соседская курица индюком кажется.
Чужая душа — бездонное море.
Небо украшают звезды, мужчин — борода, женщин – волосы.
Хочешь яблока — ухаживай за яблоней.

Чувашские:
Красота на время, доброта навеки.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Мать — святыня, с ней не спорят.

Мордовские:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где много нянек, там дети больше болеют.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать. Плохому человеку – все плохие.
Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Ведущая загадывает загадку про валенки:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже любят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой.

—А как еще на Руси называли валенки? (чесанки, волнушечки, самовалочки, катанки, валенухи, валенцы)

Ведущая: — Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен, предмет национальной гордости. Они сделаны из натуральных материалов без урона для природы и животных.

Ребенок : Прибежали с улицы,
Снег стряхнули быстро.
Лужи! Мама хмурится:
«Марш на печь, артисты!»
Выстроились валенки
Дружно возле печки,
От больших до маленьких –
Словно человечки,
Плотно к стенке рядышком
Прислонили пятки,
Птичьей стайкой варежки
Сверху. Всё в порядке! (В. Гаевская)

Ребенок:
Подшивает валенки
Дедушка Макар.
Старенькие валенки —
И хозяин стар.
Как дорожка, тянется
За иголкой нить.
Эх, подошвы новые —
Долго не сносить!
Как наденет валенки
Дедушка седой —
В них пойдет по улице,
Словно молодой! (В.Степанов)

Музыкальная загадка – Песня «Ох, лапти мои…»
Ведущая:-
— Про какую русскую народную обувь эта песня? (про лапти)
Производство лаптей – исконно русский народный промысел. Лаптям посвящаются сказки, рассказы, песни, пословицы и поговорки:
Без шубы и валенок – зима без конца.
На одну ногу валенок не надевают.
Лапти новы, да текут.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Одна нога в лапте, другая – в сапоге.
Языком и лаптя не сплетешь.
Дом вести – не лапти плести.
Сапог лаптю не брат.
Без меры и лаптя не сплетешь.

Игра «Бег в лаптях».

Ведущая: — Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
И девчата все под стать,
Им не станут уступать!

5) Тема «Родина моя».
Ведущая:
— Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где все ему кажется особенным и родным.

Ребенок:
«О, край ты мой! О, Родина моя!
Как ты мила мне, как прелестна!
Как ты красива и чудесна!» —
Скажу я это не тая.
О, Родина, ты славилась веками!
Тебя народы славили твои
Поэмами и прозою, стихами
И песни в дар тебе несли.
Когда смотрю я вдаль на чудо,
На красоту земли твоей,
И понимаю я, что в мире
Нет места ближе и родней.
Я знаю, что ничто на свете
Не разлучит меня с тобой.
Мы все твои навеки дети,
Гордимся мы родной землей! (Н. Агишева)
Дети исполняют песню «Росиночка – Россия».

Ведущая: Очень много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце!
Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце!
Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!
Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский)
А сейчас, честной народ,
Всех приглашаю в большой хоровод!
Исполняется «Большой хоровод».

Ведущая: — Пусть всех весенний ветер дразнит.
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!

Название: Развлечение «Моя малая Родина»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, тематические праздники


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №66»
Месторасположение: г. Энгельс, Саратовская область