Честь и бесчестие матерь человеческая. Сочинение на тему честь и бесчестие

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Отчаяние

По Далю, понятие «отчаяние» обозначает состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Значит, его источник совсем не обязательно должен быть связан, скажем, с общественно-политико-экономическим фоном в социуме. Другое дело, что переживаемый исторический этап как-то обострил тонкие моменты в жизни людей, подведя их к неутешительным, так сказать, мыслям в плане перспектив. Но ведь из многих ситуаций должен быть выход, не так ли?

Согласно утверждению одного из героев пьесы знаменитого французского писателя, философа-экзистенциалиста ХХ века Жана-Поля Сартра «Мухи», «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Наверное, у каждого может быть свое понимание произнесенного, но ведь озвученную Сартром мысль возможно рассмотреть и с точки зрения как бы предоставленного человеку права выбора: что он собирается предпринимать в свете охватившего его (или периодически возвращающегося к нему) отчаяния? Продолжать угасать или приступить (восстановить) к активной деятельности, пусть и через значительные тернии?

В данном контексте ракурс отчаяния действительно можно определить как начальный (в определенной степени) путь к поиску необходимого решения, пробития тропинки к новым вершинам. То есть отчаяние, в зависимости от восприятия личностью «обстановки» внутри себя, может поспособствовать рождению (реанимации) вроде как утерянных сил (кто-то скажет, кондиций). Говоря иными словами, взять верх над отчаянием - это фактически преодоление себя, когда на смену стагнации постепенно наступает надежда, а вместе с ней и уверенность.

К слову, дело может быть и в том, что человек просто-напросто устал от неоднократных усилий, не дающих ожидаемый им результат. А отсюда - формирование в нем неуверенности в правильности избранной им жизненной дороги. Тут уместно сослаться на датско-американского журналиста, фотографа, прошедшего нелегкий жизненный путь, Якоба Августа Рииса (конец XIX - нач. XX в.).

«Когда начинает казаться, что уже ничто не может помочь, - писал он, -я иду смотреть, как каменотес наносит сотню ударов по камню, но трещина на нем не появляется. Лишь после сто первой попытки камень разделяется пополам. Однако я понимаю, что этому поспособствовал не заключительный взмах резака, а весь предшествующий труд».

Возможно, кому-то сказанное напомнит известную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет», практически призывающую к активности, ибо для получения необходимого тебе знаменателя, нужно, как минимум, не прекращать движения к намеченной цели.

В аспекте рассматриваемого представляется целесообразным привести эпизод, на который в своей книге ссылается выдающийся советский прыгун в высоту, Олимпийский чемпион 1964 года Валерий Брумель. Так, он вспоминает, как один из тренеров легкоатлетов провел эксперимент на обычные приседания, суть которого заключалась в психологическом воздействии. Тренер задал подопечному, присевшему около семисот раз, вопрос, по какой причине тот завершил упражнения. Спортсмен сослался на «свинец» в ногах, круги перед глазами и даже страх смерти в случае еще одного приседания. Однако тренер в течение двух недель убеждал воспитанника в способности человеческой мышцы на неограниченную работу.

«Преодолеть себя нужно только однажды, - сказал он, - потом сразу станет легче».

Как следствие, легкоатлет не дотянул до пяти тысяч приседаний всего пару сотен попыток. В.Брумель пишет, что столкнувшись с этой информацией, он задумался, а существует ли вообще предел человеческих возможностей?

Возможно, кто-то данный пример назовет некорректным в преломлении к рассматриваемой теме. Но так ли все однозначно? Отметим, что сам В.Брумель на пике своей спортивной карьеры попал в аварию, приведшей к перелому ноги в тяжелейшей форме. Перенеся 29 операций, он начал ходить лишь после лечения ставшим после этого случая знаменитым хирургом-ортопедом Гавриилом Илизаровым. Спустя некоторое время В. Брумель вновь оказался в секторе для прыжков(!).


Что приводит человека к отчаянию?

Отчаяние. Состояние безнадёжности, ощущение того, что «исхода нет» и лучше не будет. Это духовный кризис, когда человек думает, что не сможет изменить свою жизнь к лучшему. Что же приводит человека к отчаянию? Думаю, не только тяжелые жизненные невзгоды, но и утрата веры в светлое будущее, в возможность изменить своё существование и идти вперёд, преодолевая препятствия.

В романтическом рассказе М. А. Горького «Старуха Изергиль» автор показывает нам, как люди приходят к отчаянию. Для этого он включает в повествование легенду о Данко и обращается к давним временам. Весёлые, смелые и сильные люди, жившие в старину, погрузились в отчаяние, когда пришли иные, более могущественные племена и прогнали их в глубь леса.

Смрад от болот губил людей, но они не могли бороться с более сильными и злыми врагами, так как не имели права погибнуть – они обязаны были хранить заветы своих предков. Соплеменники впали в отчаяние, потому что не верили в то, что смогут пройти сквозь густой непроходимый лес к свету и солнцу. В этот момент явился Данко, который повёл их сквозь лесную чащу, и они пошли за ним, когда обрели веру. Отчаяние вновь пришло к ним в одну тёмную грозовую ночь, когда они утратили веру в своего предводителя и были готовы от злобы разорвать героя, обвиняя его в своих бедах. Данко разорвал обеими руками грудь, вынул оттуда горящее сердце, и, зачарованные ярким пламенем, люди вновь обрели веру и пошли за своим вождём, который вывел их на просторную солнечную поляну, а сам погиб.

Автор подводит нас к мысли о том, что к отчаянию люди приходят тогда, когда утрачивают веру в возможность изменения своей судьбы и боятся бороться за лучшую долю. Он поёт гимн тому смельчаку, который готов преодолеть преграды и повести за собой людей, вселяя в них веру в лучшее будущее, даже если ему придётся пожертвовать собой ради других.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе М. А. Горького «На дне» герои оказались не только на дне жизни, но и на дне своей души, исчерпав запасы веры, надежды и любви. «Бывшие люди» живут в ночлежке, раздражены, разобщены, озлоблены. Но вот приходит странник Лука, который вселяет веру в возможность изменения жизни к лучшему. Он ничего не обещает Сатину, Барону, Бубнову, так как эти «босяки» давно смирились со своей судьбой и не готовы бороться за выход со дна жизни к свету. «Лукавый старец» обращается только к тем, кому нужна надежда и кто готов преодолеть отчаяние. Спившемуся Актёру Лука говорит, что где-то есть бесплатная лечебница для алкоголиков, вселяя в него веру в то, что можно начать новую жизнь. Актёр бросает пить, подметает улицы, зарабатывая себе на дорогу. Но вот старец неожиданно исчезает, не сообщив Актёру адрес лечебницы. А Сатин говорит, что старик лгал из жалости, что никакой бесплатной больницы не существует. Утративший веру Актёр не выдерживает отчаяния и заканчивает жизни самоубийством.

Мы пришли к выводу, что человек приходит к отчаянию, когда утрачивает веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы этого не случилось, нужно обладать волей, смелостью и решительностью.


Что такое надежда?

Что такое надежда? Этим вопросом задается большинство людей, но так и не находят ответа. Надежда- это прежде всего вера человека в хорошее будущее, ожидание, предчуствие чего- то жизненно важного для него. Я считаю, что в любой жизненной ситуации у человека всегда должна оставаться надежда на лучшее. Существует много литературных произведений, где главные герои не теряют веры.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова "Ванька". Главный герой Ванька- маленький мальчик сирота. Он пишет письмо своему дедушке. Его письмо пропитано добротой, теплыми словами, Ванька хочет, чтобы дедушка забрал его к себе. То место, где живет Ванька, ему не нравится, так как его бьют. Ванька вспоминал все теплые моменты, связанные с его детством, проходившим в деревне у дедушки.

Письмо наполнено верой в то, что дедушка как только прочтет письмо, сразу заберет Ваньку. Но читатель понимает, что этого не произойдет, так как в поле для адресата указывается "на деревню дедушке". Таким образом, надежда Ваньки не угасала, и он верил, что любимый дедушка приедет за ним.

Еще одним ярким примером веры в лучшее является произведение А. С. Грина "Зеленая лампа". Ив, один из героев рассказа, который был бродягой. Однажды он встретил двух богачей, они накормили его, одели. После этого они предложили платить ему за то, что он будет каждый вечер ставить лампу на окно, и, не выходя из дома сидеть рядом с ней. Ив согласился, и каждый вечер он надеялся что произойдет какое-нибудь чудо. Несколько лет Ив зажигал эту лампу и одновременно с этим читал книги. Прошло 8 лет. Ив стал доктором. Таким образом, надежда Ива помогла ему обрести новую жизнь.

В заключение хочется сказать, что человек никогда не должен терять надежду, что бы ни случилось. Ведь она всегда может помочь выбраться даже из самых сложных ситуаций. Она заставляет человека верить в лучшее и стремиться к цели.


Цитаты на тему: Надежда

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
Карлейль

Надежда живет даже у самых могил.
Гёте И.

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Вовенарг

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Суворов А. В.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Гораций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче
Тибул

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Державин Г. Р.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ларошфуко

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Гете И.

Надежда на радость немного меньше, чем сбывшееся удовольствие.
Шекспир У.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Фалес

Надежды - сны бодрствующих.
Платон

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Пушкин А. С.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Вовенарг

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.
Дюма А. отец

Нам не пристало падать духом.
Цицерон

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Декарт

Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.
Поуп А.

Вся моя надежда - на себя самого.
Теренций

Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой.
Роллан Р.

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи

О обманчивая надежда человеческая!
Цицерон

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Выбор между честью и бесчестием рано или поздно возникает у каждого человека. Мы попадаем в ситуацию, когда перед нами возникает развилка: одна дорога прямая, другая дорожка кривая, зато напрямик. Мы понимаем, что второй вариант куда легче и быстрее доведет нас до цели, но первый позволит сохранить достоинство и доброе имя. Многие люди выбирают то, что наименее трудно, так как не имеют нравственной силы добиваться своего честно. Однако есть и те, кто ни за что не пожертвует добродетелью. Ситуация нелегкого выбора – хороший способ проверить, чего стоит человек. Когда она возникает и как ее узнать?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к художественной литературе. В романе Толстого «Анна Каренина» героиня влюбляется в красавца Вронского, хотя она – замужняя женщина и примерная мать. Своего мужа она никогда не любила, так как разница в возрасте и интересах не позволила им сблизиться, поэтому ее можно понять. Молодой офицер скоро добивается взаимности, он и Анна становятся любовниками. Очевидно, что герои должны были выбирать между честью и бесчестием, когда поняли, что влюблены. Честного пути для них изначально не существовало, ведь развод в те времена уже считался бесчестием. Как поступить? Предать любовь? Обмануть супруга? Вот и они не знали ответа. И никто точно не знает, как поведет себя в такой ситуации. Нельзя смириться с тем, что нужно прожить жизнь без любви, но и предательство – не выход из положения. В литературе это называется «коллизией» (неразрешимым конфликтом), вот тогда то и возникает сложный выбор, ведь прямой дороги нет, и стираются границы между честью и бесчестием.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» тоже была затронута. Соня Мармеладова вынуждена кормить семью, так как ее отец пропивает все деньги, а мачеха больна чахоткой. Ей пришлось получить «желтый билет». С этого момента девушка рассталась с честью, поправ свое человеческое достоинство. Но перед нами снова коллизия: у нее нет другого выхода. Либо вся семья погибает голодной смертью, либо Соня жертвует собой ради их жизни. Нельзя сказать, что она пошла этим путем ради денег или от природы была развратна. Порок ее не коснулся даже на панели. Но в ситуации крайней нужды героиня оценила свое доброе имя не слишком высоко, ведь другой чаше весов находилась жизнь семьи. Нищета порочна сама по себе, ведь обесценивает человеческое достоинство. Поэтому люди, сильно нуждающиеся в средствах, всегда находятся на распутье.

Когда же возникает выбор между честью и бесчестием? Когда в жизни ничего не происходит, и человек спокоен, он, скорее всего, будет жить честно, так как нет соблазна, но в любовной лихорадке и в крайней нужде все мы способны засомневаться в целесообразности добродетели.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!