Культурный человек. Культурна ли ваша духовность

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

Современный культурный человек

В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Как стать культурным человеком?

Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.

Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались представить вам основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными!

Знаешь ли ты традиции своего народа?

Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.

Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.

Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).

Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.

Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.

Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:

· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.

· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.

· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.

· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.

· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.

Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.

Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:

· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.

· всё вместе – 14 чел.

· национальная кухня, язык – 2 чел.

· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.

Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.

Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:

· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.

· любви к своей Родине – 6 чел.

· культурному развитию – 7 чел.

· ни к чему не ведёт – 0 чел.

Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.

Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:

· да, знаю хорошо – 8 чел.

· немного знаю – 18 чел.

· не знаю – 5 чел.

Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.

Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:

· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· песни – 3 чел.

· колядки – 3 чел.

· кухня, рецепты – 3 чел.

· разные праздники – 3 чел.

· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.

· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.

· сказки – 2 чел.

· Ивана Купала – 1 чел.

· варить борщ – 1 чел.

· христианские праздники – 1 чел.

· религиозные праздники – 1 чел.

· воспитательные праздники – 1 чел.

· ярмарки – 1 чел.

· гостеприимство – 1 чел.

· святцы – 1 чел.

· костюмы – 1 чел.

· обряды – 1 чел.

· вешать подкову над дверью – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.

Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.

Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.

Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:

· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.

· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.

· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.

· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.

· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.

Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.

Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:

· Масленица – 10 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· Коляда – 1 чел.

· на свадьбе – 2 чел.

· во многих – 2 чел.

· на дне рождения – 1 чел.

· в религиозных праздниках – 1 чел.

· ни в каких – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.

Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.

По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):

· развивается – 15 чел.

· деградирует – 15 чел.

· его уже нет – 1 чел.

Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.

Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:

· сказки – 19 чел.

· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.

· игры – 5 чел.

· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.

Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:

· очень горжусь – 16 чел.

· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.

Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.

Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:

· сказки – 9 чел.

· былины – 4 чел.

· о войне – 2 чел.

· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.

· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.

· "Давид Сасунский" – 1 чел.

· "История древней Руси" – 1 чел.

· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.

· "Древняя Россия" – 1 чел.

· фольклор – 1 чел.

· рассказы – 1 чел.

· учебник истории – 1 чел.

· никакие – 1 чел.

Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси" , "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении , ныне в Турции ) против арабских захватчиков.

При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:

· не знаю 3 чел.

· многие 2 чел.

· древние традиции 2 чел.

· история России – 2 чел.

· сказки – 1 чел.

· как развивался наш народ – 1 чел.

· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.

· "Великие русские полководцы" – 1 чел.

· о верности, любви, уважении – 1 чел.

· книги о старорусских племенах – 1 чел.

· все, которые существуют – 1 чел.

Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.

На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:

· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.

· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.

· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.

· затрудняюсь ответить – 7 чел.

Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.

С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:

· да, иногда так происходит – 17 чел.

· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.

На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:

· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.

· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.

Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»

· да – 18 чел.

· нет – 5 чел.

· затрудняюсь ответить – 8 чел.

Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.

На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 4 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.

В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:

· да, можно так утверждать – 14 чел.

· нет, это не совсем верно – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.

В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:

· да – 18 чел.

· нет – 8 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.

В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.

Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:

· да, немного знаю – 16 чел.

· нет, но хочу знать – 10 чел.

· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.

В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:

· выкуп невесты – 2 чел.

· традиции мусульман – 2 чел.

· Рамадан – 2чел.

· Курбан-Байрам – 1 чел.

· День благодарения – 1 чел.

· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.

· смена караула в Лондоне – 1 чел.

· бразильские карнавалы – 1 чел.

· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.

Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в и отмечает начало Великого поста , а также армянскую свадьбу , где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.

Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.

На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 7 чел.

То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.

На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:

· русской культурой – 5 чел.

· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.

· европейской культурой – 19 чел.

· другой – 3 чел.

Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.

Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:

· да – 22 чел.

· нет – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.

Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:

· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.

· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.

· не принимаю – 2 чел.

Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.

В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.

Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.

Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.

Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.

Рауэль Д. Мухамедьяров, к. ф.-м. наук, изобретатель, Главный Конструктор, член Координационного Совета
Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира.

В отличие от времён СССР мы сегодня имеем возможность знакомства с текстами (статьи, книги, Интернет) любого философского, научно-технического и мистического содержания. Кибернетика уже не лженаука. А Бог есть, так уже разрешается думать. А некоторыми и их «особенный Бог - Господь» уже и навязывается.
Если есть деньги (тысячи, а не сотни как на книги), то есть возможность пройти
и практики-семинары у любого Человека Земли (известных Гуру-Проводников!?), которые полагают, что им есть чему научить других.
Так что у нас сегодня достаточно и начитанных и есть среди них и те, кто на практике сумел ознакомиться с некоторыми практиками и получить пользу от них. Так что многие считают себя духовными, ну и на автомате культурными. В нашем обществе уже принято спрашивать-« А как ты, и где, у кого духовно развиваешься, а как со здоровым образом жизни, и по какой системе». И хорошо, что так!
Но как-то не принято спрашивать-« А культурный ли ты человек, а как ты культурно развиваешься и духовна ли твоя культура». И здесь возникает вопрос, а что мы, искатели Духа в России 21 века понимаем под словом Культура.
Здесь наверное многие будут говорить, что Культура – это культ РА Бога-Солнца, путь от Тьмы к Свету. А что есть Тьма? Если из того, что Вы называете Тьмой не выскакивает грабитель или монстры извращённой психики, то в том, что мы называем Тьмой, нет ничего плохого. Это просто часть нас самих и Мира, не познанного и поэтому непонятного. Все понимают, что означает «тёмный человек», или «а, темнота», то есть невежественный.
Если Вы не можете определить Тьму, что же тогда для Вас означает « путь из Тьмы к Свету»?
Поэтому, если Вы скажете мне « Что познали Свет внутри себя и снаружи себя и не принимаете (не познали) Тьму!»- то я отвечу Вам - «Как много Вы потеряли, потому что именно в Тьме и скрывается Ваша структура и энергия, как составные части Вашего Развития и Пробуждения. А Свет, это только План - направление Развития. И только непрерывно циклическое развитие Свет-Тьма /Инь-Ян действительно развивают Вас».
И вот я задаю Вам, человеку, который считает себя духовным вопрос: А Культурна ли Ваша Духовность? А если она вдруг не культурна, является ли она духовностью? А может это просто ещё один вариант начитанного невежества: образование-просвещение есть, а Образа Мироздания как Истины нет и путь движения-развития ни в теории ни на практике к Образу (Плану Эволюции) Творца не обнаружен. Как построить Различение по этому вопросу?
Иисус ответил на этот вопрос очень коротко: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».Как же нам понять содержание оного. Как пишут многие и наш сайт за ними:« Вы пришли в этот Мир Земли для обучения и реального Развития через Информацию и Практики . И экзамен этот Вы сдаёте « здесь и сейчас» на Земле через каждую Вашу творящую мысль и каждый поступок» в этом реальном Мире.
Вашу теоретическую (начитанную)духовность Вы не будете сдавать в Тонком Мире (после ухода из жизни), как экзамен Теории Духа. Вас там не спросят, а Вы «духовный» Человек?
А спросят- «Что Вы сделали такого для людей, окружающих Вас, что позволило им сделать свой следующий шаг в их личном духовном, культурном и социальном Развити и Успешности там на Земле? А что из этого Вы сделали для себя? Именно сделали, а не только просвещались и думали и собирались! И наконец вопрос, скольким людям Вы передали приобретённые Вами знания и практики? А если сами ещё не научились это делать (понимаете и принимаете это) то скольких привели за руку туда, где есть те, кто умеет это делать? Сколько сотен приглашений раздали?
А не кажется ли Вам, что вся Ваша «духовность» застряла на уровне внешней назидательности, в лучшем случае. А может и этого нет. Назидательность только внутренняя, в мыслях.
Кен Уилбер в книге «Краткая история всего» очень ясно показывает, что личное Развитие в Духе и Биотеле до уровня Сахасрары это только первый этап Развития. И должно перенести на втором этапе Развитие Духа на Мы (Я и Все вокруг) и на Это «Человек-снаружи» и на Это «Мы снаружи-социум». Т.е. окультурить Духом из себя всё вокруг через Развитие по Плану Эволюции Творца и тогда «спасутся тысячи» согласно «Царствие внутри(1)Вас и вне (2) Вас есть!» и «Отче наш! Да будет царствие Твоё на Земле, яки на небеси.»
О каналах информационного контактёрства.
В Його-Сутрах Патанджали написано, что Сидхи (совершенство) и следовательно Различение (Что есть что?!) открываются по-настоящему только тогда, когда энергия (Шакти) в человеке сгармонизирована и поднимается через все чакры на 7 уровень в Сахасрару.
Николай Левашов, ученый-радиофизик и чудотворец, (наш современник) предлагает одну из интересных и цельных научно-духовных концепций устройства мира. Он пишет, что только тогда, когда человек развил своё 3 ментальное тело (это соответствует 7 чакре-Сахасраре в терминах Востока), он имеет возможность информационного взаимодействия с 3 ментальным уровнем – телом Земли. И только тогда его тексты начинают приближаться к истине и то не все. Не всё время человек может держать энерго-информационный уровень-осознание, на уровне требуемых вибраций 3 ментального поля.
А те, кто не дошёл до этого уровня, но хорошо поднял свой уровень Ума-Эго, они ловят свои фантазии-комбинации из умствования (где уже загружено много книг).И это в лучшем случае. А в худшем и в основном кормят своей энергией бестелесные сущности, т. е. голодных духов (« претов» по Ведам).Эти «преты» с удовольствием играют с желающими в игры, моделируя их желания и посылая тексты (кому канал от Лемурии, кому от Атлантиды, Египта, Рамта , Крайона и несть им числа как и их фантазиям. Молодцы американцы, умеют делать деньги из всего. Дурят нашего брата и сестру и в евангелических сектах и в эзотерических. Давно уже запущены ПК-генераторы, компиляторы текстов-посланий, достаточно посмотреть текст от Рамта.
Это не означает, что в этих текстах совсем не содержится полезная информация. В случае полной дезы они были сразу разоблачены. В основном это пустые тексты- призывы: « Вы хорошие, стремитесь! Мы тоже, хорошие, Вас научим! Молитесь, медитируйте! Когда будете готовы, всё откроется! Мы к Вам придём и Вы перейдёте!»
Хочется спросить: «куда и зачем?» «Чтобы попусту тратить деньги и время» - такой пришёл ответ «Небесной Канцелярии» сразу после знака Вопроса.
Поэтому Человеку надо строить внутри себя прежде всего Различение (Аль-Фуркан по арабски) в этом хаосе книг и других текстов, Гуру и лже-Гуру, Проводников и лже-проводников.
Все писания говорят «По плодам, а не по цветам, узнаете Вы их».
Суфии пишут, см. Книгу Идриса Шаха «Суфии» и «Магия Востока»: «Ну сходил в мистическое путешествие, в Нирвану,а вернулся то всё равно обратно на Землю.
А что принёс для себя и для людей?»
На своих семинарах-практиках развития, я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда Человек пришедший на семинар заявляет « И я тоже пробуждённый». В этом случае я даю ему ручку и чистый лист формата А4 и предлагаю написать за 3 минуты факты-случаи чудес (исцеление, погода), которые происходят вокруг него спонтанно, и те которые он сделал специально для страждущих. В ответ глухое молчание.
Пространство возможностей Человека безмерно! И одно из них то, что ум-эго Человека устроено так, что оно в его уме-ментале моделирует-визуализирует картину его духовного пробуждения. Раз он этого хочет! На тебе! Это тем вероятнее, чем больше Человек прочитал книг, в которых написано как это настоящее Пробуждение происходило у других. Человек не понимает при этом, что Ум-Эго его обмануло. Он в ловушке Ума-Эго. Но это искреннее заблуждение, по крайней мере на первом этапе.
Но реального движения-пробуждения ни на внутреннем (психическом) уровне, ни на внешнем (биотеле) путём подъёма Кундалини-Шакти нет.
Ибо если есть Пробуждение, то есть и Сидхи-Совершенства.
Итак есть только один критерий Культурности Вашей Духовности- Где Человеки и сколько их, тех которые пробудились-просветлились на Вашем пути обретения духовности. Где Ваш Пробуждённый Учитель-Мастер, который иногда одним прикосновением изменит Вас
и покажет Вам Путь.
Если их нет, значит Вы в невежестве (авидья- санскрит) , т.е. тупике Развития. Значит Вы ищете Свой Личный, особый Путь Просветления (царский путь в арифметике). Ну тогда флаг Вам в руки, и не забывайте высоко поднимать свой флаг авидьи.
Так что люди, будьте бдительны, не всё духовно съедобно, что хорошо говорит и ярко блестит. А закончим мы тезисы (эту часть статьи) вопросом, перефразируя название статьи:
А духовна ли Ваша культура?

Эта часть тезисов была в срочном порядке подготовлена к конференции 11-12 августа. Обсуждение в кулуарах, показало, что необходимо её дополнить списком « Литература Истины».

Прямо на конференции на лотке у Галины 11 августа я купил книгу « Один вкус» Кена Уилбера и начал читать её. До этого у меня была только одна его книга . На первых же 40 страницах текста я увидел подтверждение моих тезисов, изложенных на первых двух страницах этой статьи. Статья была принята на конференцию в качестве стендового доклада и мы раздали на конференции свыше 100 экземпляров статьи и в кулуарах имели оживлённые беседы на эту тему.
Это подтверждение Кеном Уилбером моих тезисов «дурят нам голову» естественно в других терминах я решил включить в статью как приложение путём прямого цитирования.
Знакомство с тремя книгами Кена Уилбера (третья книга куплена 21 августа) показывает, что его книги мы должны поставить в один ряд с известными нам Книгами Знания, которые являются базой нашего Познания, Различения и Развития.

Приложение: Выдержки из книги Кена Уилбера « Один вкус» .
…Вторник, 14 января
Сегодня ко мне зашел мой голландский переводчик Фрэнк Виссер, приехавший из Нидерландов и принимавший участие в конференции КУ в Сан-Франциско. Фрэнк переводил «Проект Атман» и «Краткую историю Всего». Я слышал, что его перевод очень хорош.
«Что из этой, области активнее всего обсуждают в Европе?»
«Насколько регрессивны столь многие из американских подходов к духовности. Школы, путающие телесное чувство с духовным осознанием, биоэнергетика, различные эмпирические подходы, чувства и снова чувства, регрессивные методы терапии - все вместе. Я написал об этом статью. Согласны ли вы, что американцы помешались на регрессии?»
«Боюсь, что да. Главным образом потому, что это нечто доступное любому - расти трудно, регрессировать легко».
«Тут повсюду ваше до/над заблуждение».
Фрэнк имеет в виду очерк под названием «До/над заблуждение», который я написал почти два десятилетия назад. Суть проста: поскольку и дорациональное, и надрациональное относятся к нерациональному, их легко спутать. И тогда происходит одна из двух очень неприятных вещей: вы либо сводите подлинные, надрациональные духовные реалии к инфантильным дорациональным состояниям, либо же возводите незрелые дорациональные чувства до трансцендентального блаженства. В первом случае вы полностью отрицаете духовные реалии, поскольку считаете их инфантильной чепухой. Во втором случае вы приходите к прославлению детского мифа и дословесного побуждения. Вы так стараетесь превзойти рациональность - и это вполне достойная цель, - что в порыве энтузиазма отстаиваете все, что не рационально, в том числе большую часть откровенно дорационального, регрессивного, ущербного.
И Фрэнк прав: многое из того, что в этой стране (США – Р.М.) называют «духовным возрождением», в действительности представляет собой соскальзывание к дорациональному - нарциссическому, эго­центрическому, озабоченному самопрославлением и самопродвижением.
«У нас, европейцев, это вызывает тревогу».(Стр. 12-13)

…Это также несколько опасно, поскольку несколько этих агентов связаны с модными писателями Нового Века (Нью Эйдж). Я ценю работы некоторых из них, но, как мне кажется, дух, который они предлагают, слишком часто оказывается дорациональным и нарциссическим а не надрациональным и божественным. Эти авторы, считая, что Бог и Богиня в нашем мире отсутствуют, решили занять их место, и их агенты страстно желают получить 15% Бога. Я уже чувствую, что это намного больше того, на что я рассчитывал.(стр. 34)

…Довольно широко распространено убеждение, что Восток просто наполнен преобразующей и подлинной духовностью, тогда как Запад - как исторически, так и в сегодняшний Новый век - не имеет ничего большего, чем разнообразные виды горизонтальной, транслирующей, всего лишь узаконенной и потому умеренной духовности. И хотя в этом есть доля истины, действительная ситуация гораздо мрачнее и на Востоке, и на Западе.
Во-первых, хотя в целом верно, что Восток породил большее количество подлинных духовных адептов, реальная доля населения, занятого подлинной преобразующей духовностью, прискорбно мала и всегда была такой. Я как-то спросил Катагири Роши, с которым у меня был мой первый прорыв (надеюсь, не провал), сколько истинно великих мастеров в дзен и существовало за всю историю. Он без промедления ответил: «Возможно, всего одна тысяча». Я спросил еще одного мастера дзен, сколько истинно Просветленных - глубоко просветленных - японских мастеров дзен живы в настоящее время, и он ответил: «Не больше дюжины».(стр.39)

…Итак, хотя можно весьма справедливо сетовать на то, как мало людей на Западе сегодня занимаются поистине подлинной и радикально преобразующей духовной реализацией, не будем прибегать к ложным доводам, утверждая, что ситуация была принципиально иной в более ранние времена или в других культурах. Иногда она была чуть лучше, чем мы видим здесь и сейчас на Западе, но факт остается фактом: подлинная духовность -это крайне редкое явление повсюду, в любое время и в любом месте (стр.40)

…В точности то же самое происходило с Ади Да - еще одним влиятельным (и вызывавшим не меньше споров) адептом (хотя на этот раз американского происхождения). Первоначально он не учил ничему, кроме пути понимания»: не способу достижения просветления, а исследованию того, почему вы вообще хотите достичь просветления. Само желание стремиться к духовному просветлению это в действительности не что иное, как алчная тенденция эго, и, таким образом, сами поиски просветления препятствуют его обретению. Поэтому « совершенная практика» состоит не в поиске просветления, а в исследовании мотивов для самого этого поиска. Вы явно пускаетесь в поиск для того, чтобы избежать настоящего, и в то же время только настоящее содержит в себе ответ: вечно искать – значит вечно не понимать самой сути.(стр. 41)

…Таким образом, мой второй довод состоит в том, что вдобавок к предложению подлинной и радикальной трансформации мы все равно должны внимательно и заботливо относиться к многочисленным полезным видам трансляционных и малых практик. Поэтому более плодотворная позиция требует «интегрального подхода» к всеобъемлющей трансформации - подхода, который почитает и включает в себя многие малые преобразующие и трансляционные практики, охватывающие физический, эмоциональный, интеллектуальный, культурный и социальный аспекты человеческих существ, в качестве подготовки и выражения высшего преобразования во всегда-уже наличное состояние.(стр. 42)

МУДРОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ
Но не является ли эта моя точка зрения ужасно элитарной? Видит Бог, я надеюсь, что да. Когда вы идете на баскетбольный матч, чью игру вы хотите смотреть - Майкла Джордана или мою? Когда вы слушаете поп-музыку, кого вы хотите услышать за свои деньги - меня или Брюса Спрингстина? Когда вы читаете великую литературу, предпочтете ли вы потратить вечер, читая меня или Толстого? Когда вы платите 64 миллиона долларов за картину, будет ли это моя картина или картина Ван-Гога?
Всё совершенное элитарно. И это в равной мере относится к духовному совершенству. Но духовное совершенство - это элитарность, доступная всем. Мы сперва обращаемся к великим учителям - к Падмасамбхаве, к Св. Терезе Авильской, к Гаутаме Будде, к госпоже Цогьял, к Эмерсону, Экхарту, Маймониду, Шанкаре, Шри Рамана Махарши, Бодхидхарме, Гарабу Дордже. Но они всегда говорят одно и то же: позвольте быть в вас этому сознанию, которое есть во мне. Вы всегда начинаете с элитарности; вы всегда заканчиваете эгалитаризмом.
…Подавляющее большинство «духовных искателей» в этой стране (как и в других местах) заняты далеко не подлинным делом. Так было всегда. Так это и сейчас. Эта страна не исключение.(стр. 43)

…Но в сегодняшней Америке это вызывает гораздо большее беспокойство, поскольку это подавляющее большинство приверженцев горизонтальной духовности нередко претендует на то, чтобы представлять передний край духовной трансформации, «новой парадигмы», которая изменит мир «великого преобразования», авангардом которого они являются. Но чаще всего они представляют вовсе не глубокую трансформацию, а чистую, но агрессивную трансляцию - они предлагают не эффективные средства окончательного демонтажа «я», а всего лишь другой образ мышления для «я». Не способы трансформации, а всего лишь новые способы трансляции. По существу, то, что предлагает большинство из них, - это не практика; не садхана или сатсанг или шикантаза или йога. Все, что они предлагают- это просто yказание: читайте мою книгу о новой парадигме. Это крайне возмутительно и глубоко тревожит.(стр.44)

…Вульгарный мир уже кричит, и с таким пронзительным неистовством, что более истинные голоса вообще едва слышны. Материалистический мир уже полон рекламных объявлений и соблазнов, воплей обольщения и криков торговли, завываний приглашения и призывных возгласов. Я не хочу здесь быть суровым, и мы должны уважать все мелкие занятия. Тем не менее вы, должно быть, заметили, что «душа» сейчас - самая злободневная тема в списке покупаемых книг, но все, что в действительности означает «душа» в большинстве этих книг, это просто - эго в женском наряде. В этом нарастающем неистовстве погони за трансляциями слово «душа» стало означать не то, что в вас безвременно, а то, что с самым большим шумом мечет­ся во времени, и, значит «забота о душе» непостижимым образом означает не более чем интенсивное сосредоточение на вашем стра­стно отдельном «я». Точно так же у всех на устах слово «духовное», но обычно оно, в действительности означает не более чем любое глубокое эгоистическое чувство, подобно тому как «сердце» стало означать любое искреннее чувство самоограничения. Все это, честно говоря, все та же самая старая трансляционная игра, переодевшаяся и пустившаяся во все тяжкие. И даже это было бы более чем приемлемо, если бы не тот тревожный факт, что весь этот трансляционный обман агрессивно именуется «трансформацией, когда все, что он собой представляет, это, разумеется, новый ряд резвых трансляций. Иными словами, в игре принятия любой новой трансляции и провозглашения ее великой трансформацией, судя по всему, увы, скрывается глубокое лицемерие. И мир в целом - Восток или Запад, Север или Юг - был и остается по большей части совершенно глухим к этой беде.
И потому, учитывая меру вашей собственной подлинной реализации, вы действительно собирались тихонько шептать в ухо этого почти глухого мира? Нет, друг мой, вы должны кричать. Кричать из глубины того, что вы увидели, кричать, как только можете. (стр.45)
…Некогда реальной угрозой для подлинно духовных исследований были редукционисты, однако движения «нового века» породили ещё большую угрозу – редукционизм наоборот. Приверженцы этой идеологии, с самыми добрыми и благородными намерениями, тем не менее берут некоторые совершенно инфантильные, детские, эгоцентрические состояния и только из-за того, что они являются «нерациональными» провозглашают их «священными» или «духовными», и вот это действительно становится проблемой…
….Объёмы выпуска и продаж «духовной» литературы достигают астрономических величин. Но я боюсь, что представление, будто мы вступаем в эпоху подлинно «интегральной культуры» или «духовного обновления», несколько сомнительно. По оценке Уильяма Ирвина Томпсона, около 80% этого «духовного» ренессанса носит дорациональный и менее 20% - надрациональный характер. Я склонен с ним согласиться, но в действительности дело обстоит намного хуже. Мой собственный анализ показывает, что подлинно надрационального уровня достигло менее 1% населения (расширенное обсуждение этой темы содержится в «Оке Духа», гл.9 и 10). Исследователи сходятся в том, что количество тех, кто достиг наивысших стадий личностного развития, составляет менее 5%, представьте себе, насколько меньше людей идут ещё дальше , в области надличностного развития!(стр. 130).

Выдержка из книги Фрэнка Карделла «Психотерапия и лидерство».
…Мы действительно живем в одну из самых замечательных эпох в истории нашей планеты, но в то же время мы должны оставаться обеими ногами на земле и правильно оценивать все, что происходит сегодня на нашей планете. В противном случае мы просто свихнемся, и планета войдет в штопор. (стр. 159)

Марина Кесс (Viona), Нидерланды. Счастливый брак с иностранным мужчиной - возможно ли это? Часть 5. Самые распространенные ошибки. Моя культура - твоя культура

Начало
Еще одну ошибку, о которой мне хотелось бы упомянуть, не может избежать никто. Все без исключения делают эту ошибку. И не однажды. Речь идет о противопоставлении культур. Именно ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Не сравнение, не дополнение, а именно противопоставление.

Позвольте сначала объяснить, что под словом "культура" я не имею в виду распространенное в России понятие "культурный", что несет в себе значение "образованный, воспитанный, вежливый и т.д." Я имею в виду национальные устои, особенности, стиль жизни, традиции и привычки. Отсюда "культурный шок" - это не что иное, как удивление, невосприятие, противостояние культуре новой страны.

Противопоставление обычно делают новички. Плохими помощниками здесь выступают также разные "ярлыки" и стереотипы: "все немцы точные, но скучные и нудные", "все итальянцы темпераментные, сексуальные, но изменники", "все нидерландцы дружелюбные, но жадные". Ну а что же навешивают на русских? "Все русские душевные, но пьют водку, а женщины - просто все - русские наташи". (Да простят меня настоящие Наташи, но так повелось называть русских дам легкого поведения).

Вы точно сталкивались с такими "ярлыками" в жизни. И не однажды. Лично меня, когда я только переехала в Нидерланды и начала ходить в гости, все время шокировала следующая ситуация: приходишь в гости, много людей, хозяин или хозяйка любезно спрашивают у каждого: "Что Вы хотите выпить: вино, пиво, сок... (полный перечень всего, что имеется в данном доме)?" Когда обращались ко мне, неизменно добавлялось: "...водка?" Мне хочется верить, что я не выглядела как женщина, которой НАДО предлагать водку, а спрашивали исключительно из-за стереотипа, что все русские только водку и пьют... Знаете, меня это напрягало вначале. Но потом я быстренько сориентировалась и на очередное "ну как же, все русские пьют водку" быстренько спрашивала: "Неужели? А у вас из обуви только деревянные башмаки?" Вопросы с водкой прекратились, как прекратились и многие другие - после моего внятного короткого тезиса, что в каждой стране встречаются ВСЯКИЕ люди.
Ваша национальность не повод навешивать на вас ярлыки. Вы - не ведущий политик или эконом России и нечего сваливать на вас лично все эмоции, которые у нидерландца накопились по поводу вашей страны. Эмоции эти не всегда базируются на опыте, часто люди просто поначитались прессы или понасмотрелись телевидения, и именно вам приходится выслушивать весь бред по той простой причине, что вы - единственная русская в данной компании.

НО: от вас лично будет зависеть, какой следующий стереотип будет складываться у окружающих о русских. Я вспоминаю сейчас старенькую бабушку-шведку, с которой я виделась три раза в жизни. В первый раз старушка была исключительно вежлива, но также исключительно отстранена - никакого контакта. При второй встрече она меня уже обнимала, закармливала вкусностями и бесконечно расспрашивала. При третьей встрече она чистосердечно рассказала мне, как она ВСЕГДА боялась русских, еще со Второй мировой, что русские всегда представлялись ей грубыми, жестокими, одним словом "варварами". А мы (нас было трое русских в гостях), оказывается такие милые, приятные и душевные люди! Все это было давно, очень давно. Сейчас, конечно, у людей уже далеко не такой стереотип о русских. Но "чудес" вы о себе услышите немерено. Это обязательно.

Что делают все русские "новички" в новой стране? Делят "мир" на "наших" и "ваших". У наших все лучше! У ваших все другое, а значит хуже. А почему, собственно, хуже? Если по-другому, чем вы привыкли, еще не обязательно хуже. Просто по-другому. Если ваш новый муж выпадает из образа мужа, который до настоящего момента сложился в вашем сознании, почему же он обязательно хуже?!

Очень часто самые простые бытовые споры в семье начинаются, когда женщина или мужчина пытаются "перестроить" друг друга и заставить поступать так, как делают в их культуре. Я надеюсь, вы понимаете, что не переделать вам всех нидерландцев и не заставить их жить по-русски. А ваш муж привык жить так, как живут его соотечественники. Что же вам делать? Срочно меняться и ассимилироваться? Нет. Вы ведь русская. Вы воспитаны по-другому, вы чувствуете и думаете по-другому. И просто так, в один момент, вам не измениться. Как бы вы не хотели. А если заставите себя резко измениться, непременно получится внутренний конфликт с собой. Поэтому не надо резко ничего в себе менять. Годы, прожитые в новой стране, сами по себе изменят вас. Изменят ваш характер, подкорректируют ваши ценности и взгляды на жизнь. И ничего в этом плохого нет. Вы постепенно настроитесь на ту реальность, в которой находитесь. И это естественно. Но не надо никому позволять себя ломать, заставлять вас жить жизнь так, как живет кто-то другой. Но также не нужно и от других людей требовать измениться по вашим стандартам.
Есть простое правило в европейской культуре: вам не обязательно разделять точку зрения собеседника, но вам необходимо с уважением относиться к его точке зрения. И все. Если вы это примете и будете демонстрировать, все ваши межкультурные споры сами собой разрешатся. Когда мне становится слишком обременительно вести очередной межкультурный спор, я обычно заканчиваю его со славами: "И, слава богу, что все мы разные!" На это возразить нечего.

Пусть каждый человек живет так, как он хочет (в том числе и вы, и ваш муж, и ваши дети). Но до того момента, когда ваше поведение начинает негативно влиять на других людей. С этого момента нужно неизбежно идти на компромисс. И в каждой семье это по-разному.
В вашей семье вы живете так, как хотите вы и ваш муж. Но с момента, как вы выходите за пределы семьи, вам необходимо уважать точки зрения и мнения других людей. Принимать не обязательно. Но и не надо оспаривать и доказывать вашу "правоту".
Приведу вам простенький пример из жизни. У русских, если вы пришли в гости, вас сначала накормят, а потом предложат сладкий торт на десерт. У нидерландцев - сначала сладкий пирог с кофе/чаем, а потом, через часик, начнут подавать еду. В семье моих знакомых (она - русская, а он - нидерландец) нескончаемо идут дебаты, которые часто перерастают в жесткие эмоциональные споры. Гостей пригласили к 20.00 вечера. Он хочет, чтобы сначала подали пирог и кофе (люди дома уже поужинали и теперь хотят кофе), а салатики и прочее будет потом, позднее, после 22.00.
А она несет сначала салатики и прочее, т.к. знает, что после пирога уже ничего есть не захочется, даже в 22.00.
Каждый раз вспыхивает дискуссия. А нам, приглашенным, некуда деться.
Я решила для себя это следующим образом: для тех наших друзей, у кого "традиционный" взгляд, мы предлагаем сначала пирог и кофе. Для тех, кто хочет сначала покушать - пожалуйста, сначала еда. Как мы это сочетаем? А мы гостей не смешиваем. Они разные люди и надо им разное. Мы раздельно и встречаемся. А, когда я прихожу в гости, то еще проще: не хочу пирога в данный момент - так и говорю. И жду, пока подадут что-то еще, а если очень голодная, просто прошу сделать мне бутербродик.
Русские женщины, как правило, очень много времени и усилий уделяют приему гостей. Готовят много всего, включая разные салаты, которые занимают очень много времени. Русская женщина хочет сделать приятное гостям и порой два дня занята приготовлениями. А, когда ее ответно позовут в гости, она может увидеть на столе - чипсы и орешки, пару крекеров с магазинным салатиком из упаковки и все. Нидерландка не хочет два дня готовиться, она вообще считает, что цель прихода в гости - это пообщаться, а не поесть. Надо ли с этим бороться? Надо ли доказывать, что ваши салатики лучше, чем крекеры? Не надо. Во-первых, не все нидерландцы такие, а есть и такие, что великолепно готовят, намного лучше, чем вы. И вы будете наслаждаться их кухней. Ну а тем, кто ставит крекеры и чипсы вам, ставьте на стол то же самое. И они будут довольны! Они к этому привыкли!
Нидерландцы, например, не научены есть "сельдь под шубой" или пельмени в бульоне. Им это не нравится. Они едят сельдь, держа ее за хвостик или в мягкой булке, добавив туда еще и лук. А пельмени вообще не воспринимают. Но любят итальянские равиоли (что в принципе, где-то похоже на пельмени). Но есть их будут с соусом. И соус в этом случае - самое значимое. Отнимите соус - людям не понравится. Что сделать с вашими пельменями? Подайте их с разными соусами - разлетятся на ура! A лично себе сделайте бульончик, если по вкусу.
Это, конечно, очень простой пример, но и во всех остальных ситуациях тоже нет ничего особо сложного. C любыми культурным различиями можно справиться достаточно легко, если не придавать этому большого значения и не противопоставлять.
Не надо говорить: "А вот в России!.." Не надо переубеждать их в том, что то, к чему они привыкли - это нехорошо. Не переубедите. Да и зачем? Пусть делают, что хотят. Если они не нарушают границ вашей свободы. Ну, а вы постарайтесь не ограничивать их.

От нидерландца вы никогда не услышите слов "это плохо" или "это ужасно". Вы услышите: "Это необычно". Причем так скажут, что вы и не поймете, нравится им или нет. Что же в этом плохого? В такой ситуации человек как бы говорит тебе: "Да, я слышу (вижу), что ты говоришь (делаешь)". И все. Слышу, но не значит, что и я буду делать так же, мне незачем. Вот и вам незачем делать так, как они, если не хочется. Нидерландкой вам никогда не стать.
Hу, так и наслаждайтесь собственной уникальностью: вы другая! Не обязательно лучше или хуже, просто другая. И оставьте "пространство" вашему мужу. Дайте ему возможность "дышать" самостоятельно, выбирать и самому принимать решения. Он будет вам очень благодарен за это.
И не употребляйте часто союза "но" без надобности, вместо этого говорите "а". Не говорите: "Ho у нас делают так...". Вместо этого говорите: "А еще можно сделать вот так...".

Рассказывайте о России, когда вас спросили и действительно заинтересованы слушать. Если вы уже несколько раз встречались с людьми, а вас по-прежнему спрашивают только о России, что-то тут не так. Значит, им нелегко найти с вами другие "точки соприкосновения". Самый простой и безболезненный способ завести или поддержать беседу - говорите об отпусках. Кто куда ездил, кто что видел, кто куда собирается. Если и вы там были, гарантирую 15 минут увлекательной беседы! И не спешите высказывать ваши негативные ощущения от Турции, например. Вам не понравилось, а кому-то, возможно, очень даже. Просто расспрашивайте. Вам ведь не принципиально, что думают люди о Турции. И потом, помните: мы все разные.

Я вначале всегда задавала вопросы о нидерландской культуре. Во-первых, потому, что мне было действительно интересно; во-вторых, потому, что нет более легкого способа завязать разговор, как спросить человека о том, что он хорошо знает. И очень приятно было всегда слышать ответный вопрос: "А у вас в России как с этим?" Тогда и мне приятно было рассказывать. И немного. Несколько минут достаточно. Помните, что большинство людей спрашивают лишь из вежливости. И помните, что содержание вашего короткого ответа останется в людской памяти надолго. У кого-то, может, навсегда. Поэтому, думайте, о чем вы говорите.

Одна моя знакомая часто жаловалась на свекровь. Ну, свекрови частенько на то и существуют, чтобы на них жаловаться. У меня сложилось впечатление, что свекровь там была не женщина, а монстр. При первой же встрече, когда в доме этом присутствовала свекровь, я поняла, почему там была такая борьба: моя русская подруга бесконечно "противопоставляла": "Да, что тут говорить про Голландию, а вот у нас, в России..." И рекой лилось - что там и как там у нас в России. А свекровь просто выдержать не могла этого потока. Я "взяла свекровь на себя" в тот вечер. Мы с ней говорили о чем угодно, только не о России. Женщина оказалась вполне коммуникабельной. А подруге моей она сказала, что она мною очарована. И чем же она была очарована? Всего лишь тем, что я не противопоставляла, а слушала ее.
И нет таких людей, с которыми ну совсем не о чем поговорить. Минут на 5 у вас должно хватить такта поговорить с любым! За 5 минут вы и очаровать сумеете, и информацию получить, если надо. Помните, у Киплинга: “…even dull and ignorant, they too have their story…”

Если вы начали "противопоставлять" в каждой фразе, адресованной вашему мужу, то конец вашим взаимоотношениям. Не делайте этого. Ну а если он вам все время противопоставляет, спросите. Что делать? Серьезные вещи нужно серьезно обсуждать. Если муж вам "указывает" как тратить деньги и что вы - мотовка, надо сесть и серьезно поговорить. У вас серьезные разногласия по серьезному вопросу. Вам необходимо: (а) выслушать и разобраться с его точкой зрения. Искренне попытаться понять и принять его мотивы; (b) выразить вашу точку зрения, добиться, чтобы мужчина понял, почему вы делаете так, как делаете. И не надо при этом говорить: "Я так воспитана" или "Я так привыкла", а надо логически доказать вашему мужу, почему делать так, как вы делаете, логично и необходимо. А, может, в процессе разговора, вы сама поймете, что нелогично поступаете или он поймет, что не обращал внимания на очень важные для вас моменты; (c) конечно, прийти к компромиссу. Знаете, мужчины, они, в основном, "программируются". Как "заложил в него программу с правилами", так он и будет "бесперебойно работать". Ну, а вы время от времени - и программы и правила - корректируйте, в зависимости от обстоятельств. Но "выключать" мужчину из режима или игнорировать его требования - большая ошибка.
Ну а если претензии в мелочах - зачем так много нужно женщине косметики - тут и спорить нечего. Наглядно объясните! Вы же лучше знаете, что и как действует на вашего мужчину.

И не противопоставляйте, а дополняйте разницу ваших культур. И будьте открытой для нового опыта, новых ощущений, новых традиций. И щедро делитесь своими. Со временем все это переплетется, и у вас сложатся ваши общие семейные ценности и традиции, которые полюбятся всем членам вашей семьи. Разве вы не к этому стремились - общности интересов в вашей семье? Общности, основанной на уважении индивидуальностей.

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.